Научная статья на тему 'Ценностное самоопределение студентов в современном информационно-образовательном пространстве'

Ценностное самоопределение студентов в современном информационно-образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL INFORMATION COMPETENCE / VALUABLE SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотякова Л. Р.

В статье раскрывается одно из педагогических условий развития профессионально-информационной компетентности студентов. По мнению автора, оно заключается в целенаправленном создании педагогических ситуаций, обеспечивающих ценностное самоопределение студентов в современном информационно-образовательном пространстве с учетом перехода от непосредственного к косвенному управлению педагогом этим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вотякова Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals one of the pedagogical conditions for the development of professional information competence of students. In the author's opinion, it consists in purposeful creation of pedagogical situations, providing value-oriented identity formation of students in present-day information-educational environment, taking into account the transition from direct to indirect management of this process by the educator.

Текст научной работы на тему «Ценностное самоопределение студентов в современном информационно-образовательном пространстве»

УДК 37.012.7

Л. Р. Вотякова

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: профессионально-информационная компетентность, ценностное самоопределение.

В статье раскрывается одно из педагогических условий развития профессионально-информационной компетентности студентов. По мнению автора, оно заключается в целенаправленном создании педагогических ситуаций, обеспечивающих ценностное самоопределение студентов в современном информационно-образовательном пространстве с учетом перехода от непосредственного к косвенному управлению педагогом этим процессом.

Keywords: professional information competence, valuable self-determination.

The article reveals one of the pedagogical conditions for the development of professional information competence of students. In the author's opinion, it consists in purposeful creation of pedagogical situations, providing value-oriented identity formation of students in present-day information-educational environment, taking into account the transition from direct to indirect management of this process by the educator.

В процессе реализации модернизации системы образования в условиях информатизации необходимо новое переосмысление

профессиональной подготовки студентов. Теоретический анализ показал, что современному информационному обществу требуются педагоги, обладающие профессионально-информационной компетентностью [1].

Одним из основных педагогических условий является целенаправленное создание

педагогических ситуаций, обеспечивающих ценностное самоопределение студентов в современном информационно-образовательном пространстве с учетом перехода от непосредственного к косвенному управлению педагогом этим процессом [2].

Ссылаясь на исследования Л.И. Анцыферовой, М.С. Яницкий подчеркивает, что направленность личности на определенные ценности - ценностные ориентации - формирует общество. Именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов [3].

Как пишет Д.Н. Узнадзе, человек реагирует на воздействия внешней действительности в большинстве случаев «лишь после того, как он преломил их в своем сознании, лишь после того, как он осмыслил их» [4]. М.С. Яницкий в своем исследовании дает определение ценности по М. Рокичу: «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [3].

В процессе обучения в вузе для обеспечения ценностной ориентации студентов необходимо принимать во внимание их возрастные особенности. По мнению Л. Д. Столяренко, во время студенческого возраста происходит преобразование

мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начала художественных, технических и научных достижений [5]. Таким образом, для нашего исследования важным фактом является то, что для студенческого возраста свойственны развитие познавательной мотивации и формирование ценностных ориентаций. Эти особенности, по нашему мнению, являются важными предпосылками процесса развития профессионально-информационной компетентности будущего специалиста.

В современном информационно-

образовательном пространстве ценностью является обладание информацией, а мотивом выступает овладение эффективными приемами и способами работы с информацией. В процессе экспериментальной работы мы сделали вывод о том, что развитие ценностной ориентации студентов к обучению должно складываться из двух направлений: «расконсервирования» ценностно-мотивационного потенциала самого процесса обучения и раскрытия потенций личности преподавателя и студента. Создание специальных педагогических ситуаций на лекционных и семинарских занятиях, также разработка заданий для самостоятельной работы должны включать элементы ценностного самоопределения студентов по отношению к информатизации общества, образования и будущей профессиональной деятельности. В процессе диалога с преподавателем, научных дискуссий особое внимание необходимо уделить ценностному осмыслению таких понятий как информация, информационное общество, информационно-образовательное пространство. В учебно-познавательной деятельности студентов раскрываются ценности познания, развития и саморазвития, информационной культуры и профессионально-информационной компетентности

в будущей профессиональной деятельности. Не только в информационно-ориентированных дисциплинах, но и с точки зрения науки культурологии в рамках темы «Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность» студентам раскрывают значимость информационного общества, ценность понятия «человек информационного общества», информации в развитии культуры личности. В рамках дисциплины «Информатика» изучаются основные свойства и закономерности информационных процессов и процессов информационного взаимодействия в природе и обществе, особенности их проявления в различных информационных средах (технической, физической и социальной), методы и средства их реализации, а также использование этих средств и методов в сфере образования. Во время работы с информацией (в процессе поиска, переработки, систематизации) особое внимание уделяется ценностному отношению студентов к получаемой им информации.

Особое внимание необходимо уделить тому факту, что имеется отрицательная сторона Интернета: абсолютно любую информацию можно получить - как достоверную, так и негативную, и ложную. Поэтому студентам рекомендуется использовать только федеральные образовательные ресурсы и официальные сайты образовательных учреждений.

Таким образом, система ценностной ориентации является важным регулятором активности студента, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями информационного общества. Ценностные ориентации студентов в информационно-образовательном пространстве являются механизмом личностного роста и саморазвития.

Считаем, что компетентностный подход к развитию профессионально-информационной

компетентности студентов отвечает современному взгляду на образование, который включает в себя процессы обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

Компетентностный подход предполагает создание условий для овладения комплекса компетенций в современном информационно насыщенном пространстве. В практике нашей работы можно выделить три линии реализации компетентностного подхода в учебном процессе вуза. Первая линия направлена на развитие умений понимания текстов, обработки информации разного рода. Вторая линия связана с развитием умений предметного характера, например, умение решать задачи различных типов, умение интерпретировать таблицы и диаграммы, базовые знания в области информационных технологий и т. п. Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера всего образования для своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Структурировать приобретаемые

компетенции по названным направлениям можно следующим образом: первая линия: навыки по использованию технических устройств, умение извлекать информацию из различных источников, передавать ее в понятном для конкретной аудитории виде, эффективно использовать и т.п. Вторая линия - развитие способности использовать в своей учебно-познавательной деятельности

информационные технологии и умений работать с различными видами информации. Третья линия: умение в интерактивном режиме решать различные учебные задачи; управление объектами или их моделями; возможность контроля результатов своей учебно-познавательной деятельности посредством тестов и контролирующих программ, компьютерная диагностика знаний; использование гипертекстовых систем; использование программного обеспечения специального назначения; использование информационных технологий в диагностике учебного процесса; развитие коммуникативных способностей и умение использовать сетевые и телекоммуникационные технологии,

информационно-справочные системы и

использование федеральных образовательных ресурсов.

Реализации всех этих трех направлений способствуют информационные технологии, повышающих качество преподавания -компьютерные мультимедиа обучающие и демонстрационные системы. Мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, аудиальный), что, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала. Мультимедиа системы помогают разнообразить подачу и сами учебные материалы, обеспечить их более высокое, по сравнению с обычным видео, качество. Все это способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности, росту познавательного интереса студентов.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создает устойчивую мотивацию студентов к овладению профессионально-информационных компетенций и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление студентов. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания студентов, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из студентов, что качественно повышает уровень современного образования.

Использование образовательных ресурсов сети Internet способствует формированию и развитию способностей студентов к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации, т.е. дает огромные возможности для развития профессионально-информационной компетентности студентов.

В процессе экспериментальной работы мы

использовали самостоятельные работы следующих типов: 1 типа: развитие у студентов компетенций выявить в задаче то, что от них требуется на основе заданного алгоритма деятельности (т.е. развитие компетенций первого уровня - исполнительского). Для организации работ первого типа использовали: домашнее задание, работу с учебником, информационным образовательным ресурсом, конспектом лекций. Общая черта задания -исходные данные и способ выполнения задания представлены в явном виде, либо непосредственно в задании, либо в инструкции к нему. В основном такие задания выдавались в рамках дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ» в виде лабораторных работ с предложенным алгоритмом действий.

2 типа: развитие у студентов компетенций второго уровня - репродуктивного (компетенций-копий и компетенций, позволяющие решать типовые задачи). Для организации работ второго типа используют ситуационные задачи, задачи с избыточной информацией и др. виды заданий. Их общая черта - исходные данные представлены в неявном виде и предполагают анализ объекта; выполнения задания возможно в нескольких вариантах, и выбор рационального решения обосновывается, демонстрируется умение находить логическую последовательность действий в процессе решения. Особенность заданий этого типа - общая идея (принцип) решения сообщается либо в условиях, либо в инструкциях.

3 типа: развитие у студентов компетенций третьего уровня - частично-поискового (уровня мышления), лежащих в основе решения нетиповых задач.

Для организации работ третьего типа используют задания, требующие анализа незнакомых ситуаций и генерирования субъективного нового материала. Действия студента заключаются в накоплении и проявлении нового опыта деятельности на базе усвоенного ранее (опыта действий по известному алгоритму) путем переноса знаний, умений и навыков. Пример задания: курсовое проектирование по дисциплине «Теория и методика обучения информатике».

4 типа: создание предпосылок для творческой деятельности, развитие компетенций четвертого уровня - исследовательского. Для организации работ четвертого типа задания должны требовать неформализованного опыта познавательной деятельности (построение новых алгоритмов действий). Действия студентов заключаются в глубоком проникновении в сущность

рассматриваемых объектов, в установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых идей и принципов, генерирования новых решений.

Для самостоятельного изучения основных прикладных программ, развития профессионально-информационных компетенций (преимущественно прогностических компетенций) и самоконтроля студентам предлагаются посетить центры обучения и тестирования на сайтах www.education.ru/testing/, www.specialist.ru и www.intuit.ru. Это дает им возможность обогатить интеллектуальный потенциал и толчок дальнейшему

совершенствованию как профессионала в области информационных технологий.

Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет в профессиональной подготовке студентов реализовать принцип наглядности в обучении, увеличить доступность информации на всех стадиях учебного процесса. Следует отметить, что при использовании информационных и

коммуникационных технологий студенты усваивают не только содержательный и процессуальный, но и организационно-методический аспект самой формы. Как показал опыт работы, «распаковка» в конце занятия методических аспектов подготовки и проведения занятий, анализ проблем и трудностей является необходимым условием повышения эффективности подготовки будущих педагогов.

В современном информационно-

образовательном пространстве ценностью является информация и овладение современными информационными и коммуникационными технологиями, то есть итог всего многообразия учебно-познавательной деятельности, совокупность материальных и духовных ценностей, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1. Л.Р. Вотякова, Вестник Казанского технологического университета, 10, 350-352 (2013).

2. Л.Р. Вотякова, Вестник Казанского технологического университета, 12, 372-374 (2013).

3. М.С. Яницкий, Ценностные ориентации личности как динамическая система: лекция http://hpsy.ru/public/x2759.htm.

4. Д.Н. Узнадзе, Психология личности в трудах отечественных психологов, 87-91 (2000).

5. Педагогика и психология высшей школы / отв. ред. докт. соц. наук С.И. Самыгин. Феникс, Ростов н/Д., 1998. С 277-279.

© Л. Р. Вотякова - к.п.н., доц. каф. информационных систем и технологий НХТИ КНИТУ, davletovalr@mail.ru. © L. R. Votyakova - associate professor, NCHTI KNRTU, davletovalr@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.