Научная статья на тему 'Ценностное измерение геополитических сдвигов на евразийском пространстве'

Ценностное измерение геополитических сдвигов на евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОГЕННЫЙ КРИЗИС / КРИЗИС ДУХОВНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА / ЦЕННОСТИ / ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ANTHROPOGENIC CRISIS / SPIRITUAL CRISIS / ECONOMIC CRISIS / GLOBALIZATION / GEOPOLITICAL CENTRE IN THE EURASIAN SPACE / THE CONTRADICTIONS OF THE MODERN WORLD / VALUES / PEOPLE / HUMANITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якунин Владимир Иванович

В статье дается оценка современного кризиса не только как финансового или экономического, а как системного, ценностного и даже антропологического. Анализируется обострение противоречий современного мира: дальнейшее углубление антагонизма между трудом и капиталом; между реальным и финансовым секторами экономики; усиление межгосударственных противоречий, связанных с функционально-ролевым ранжированием стран в международном разделении труда Вскрыты проблемы экономического перераспределения сил в современном мире Восточная Азия становится главным мировым геополитическим центром, притом, что основные финансовые ресурсы сохраняются у США. Исследуются вопросы современного кризиса духовности, ведущего к «расчеловечиванию» человека. Возникает кризис западных ценностей, в мире происходит обращение к цивилизационно-идентичным аксиологическим основаниям В статье рассматривается особый ценностный вектор движения, альтернативный происходящей духовной деградации, определяется необходимость при переходе к новой парадигме осуществления межцивилизационного диалога. Особую роль в духовном возрождении человечества могут сыграть сообщества, сохранившие в условиях глобализации базовые ценностные ориентиры духовногенеза. Показана миссия России как генератора ценностно-смысловых парадигм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geopolitical Shifts Value Measurement in Eurasia

The article assesses the current crisis not only as financial or economic, but also as a systemic, value and even anthropological. Examines the intensification of the contradictions of the modern world: a further deepening of the antagonism between labour and capital; between the real and financial sectors of the economy; strengthening of inter-state disputes related functional-role ranking countries in the international division of labor. Revealed problems of economic redistribution of power in the modern world East Asia has become the world’s main geopolitical center, despite the fact that the main financial resources are from the United States. Examines the issues of the modern crisis of spirituality lead to the “dehumanization” of man. There is a crisis of Western values, the world is an appeal to the civilizational and axiological identical grounds. The article discusses the particular value of the motion vector occurring alternative spiritual degradation, determined the need for transition to a new paradigm of implementation of inter-civilizational dialogue. A special role in the spiritual regeneration of mankind can play community, preserved in the conditions of globalization basic value orientations of spirituality. Shown the mission of Russia as a generator of value-semantic paradigms

Текст научной работы на тему «Ценностное измерение геополитических сдвигов на евразийском пространстве»

ВОПРОСЫ ГЕОПОЛИТИКИ

УДК: 327

Ценностное измерение геополитических сдвигов на евразийском пространстве

В статье дается оценка современного кризиса не только как финансового или экономического, а как системного, ценностного и даже антропологического . Анализируется обострение противоречий современного мира: дальнейшее углубление антагонизма между трудом и капиталом; между реальным и финансовым секторами экономики; усиление межгосударственных противоречий, связанных с функционально-ролевым ранжированием стран в международном разделении труда Вскрыты проблемы экономического перераспределения сил в современном мире Восточная Азия становится главным мировым геополитическим центром, притом, что основные финансовые ресурсы сохраняются у США. Исследуются вопросы современного кризиса духовности, ведущего к «расчеловечиванию» человека . Возникает кризис западных ценностей, в мире происходит обращение к ци-вилизационно-идентичным аксиологическим основаниям В статье рассматривается особый ценностный вектор движения, альтернативный происходящей духовной деградации, определяется необходимость при переходе к новой парадигме осуществления межцивилизационного диалога . Особую роль в духовном возрождении человечества могут сыграть сообщества, сохранившие в условиях глобализации базовые ценностные ориентиры духовногенеза . Показана миссия России как генератора ценностно-смысловых парадигм .

Ключевые слова: антропогенный кризис, кризис духовности, экономический кризис, глобализация, геополитический центр, евразийское пространство, противоречия современного мира, ценности, человек, человечество

Когда после длительного периода роста мировой экономики обнаружились первые симптомы кризиса, эксперты заговорили, что имеет место сбой системы ипотечного кредитования . Но проблемы усугублялись . Соответственно, и выводы стали делаться о том, что имеет место финансовый кризис . Далее стали говорить, что это кризис финансово-экономический. Следующий шаг — кризис системный . Мыслители, представляющие разные цивилизации, приходят к пониманию того, что кризисные явления производны от сложившейся системы мироустройства. А главные ее черты, продуцирующие кризисные последствия, — глобальный социальный паразитизм (понимаемый в данном случае как нетрудовое

© Якунин В . И . , 2017

В.И. Якунин

накопление благ) и консюмеризм . Такая фиксация приводит к следующему логическому шагу — обнаружению ценностной природы кризиса . Но ценности всегда субъектны и связаны с сознанием человека . Следовательно, в парадигмальном раскрытии мы имеем дело с кризисом антропологическим . А это значит, что, действуя только через институты и механизмы, из перманентного кризисного состояния вывести мировую экономику не получится . Частные меры — финансовые инъекции — только блокируют на время ощущение боли, но не устраняют причины болезни . Искоренить же болезнь возможно только на уровне сознания человека, поскольку и экономика, и социальные отношения, и политика есть в конечном итоге его деятельные производные (рисунок 1) .

Рисунок 1. Этапы осмысления современного кризиса.

Кризис антропологический

I. Мировые геополитические и геоэкономические сдвиги

Прежде чем переходить к Евразии, попытаемся описать, что представляет собой современное мироустройство . Особыми объяснительными потенциалами при характеристике геоэкономической реальности современного мира обладает концепт школы И . Валлерстайна, связанный с моделированием в рамках мир-системного анализа [1] . Согласно вал-лерстайновской объяснительной модели, в «длинном XVI веке» начинается формирование единой планетарной мир-системы, которая окончательно сложилась после крушения мировой социалистической системы В планетарной мир-системе имеются свой центр (общность западных стран), полупериферия (к которой относится и Россия) и периферия . Центр-периферийные отношения соотносятся с определенной структурой отраслевого международного разделения труда Оказавшийся в качестве ядра мир-системы Запад позиционируется как постиндустриальный сервис-ориентированный центр мира Периферия выполняет функцию обеспечения Запада товарами реальных секторов экономики При этом каждой из

Рисунок 2. Валлерстайновская модель и реалии неоколониализма

включенных в глобальную систему разделения труда периферийных стран отводится особая ниша в мировой специализации . Идентифицируется три типа такой специализированности:

1) «сырьевые страны»;

2) «банановые республики»;

3) страны «сборочного цеха» .

Им соответствуют сектора добывающей промышленности, сельского хозяйства и обрабатывающего производства . Благодаря именно этому обеспечению со стороны мировой периферии Запад смог переквалифицироваться на преимущественное развитие постиндустриальных технологий и сферы услуг

Отметим, что избранная Западом парадигма постиндустриального развития обеспечивается соответствующим финансово-эмиссионным механизмом глобального уровня . США как лидер западного сообщества

70 %

60

56

50

40

30

20

19

10

0

1820 г.

середина 20 в. 90-е гг. 20 в. к 2025 г. (прогноз)

Рисунок 3. Доля западного и азиатского миров в общих объемах мирового производства, %

эмитирует доллары, осуществляет выпуск ценных бумаг, далее «экспортирует» этот «товар», а получает взамен реальные блага, с невероятно большой рентабельностью обмена .

Из системы функционального ролевого распределения стран мира по обеспечению мирового «золотомиллиардного» центра формально исключена зона периферии . Она представляет собой мировую геоэкономическую обочину Основу периферийной зоны составляет Африканский континент. Само наличие этой части мир-системы принципиально важно в качестве жупела по отношению к большинству остальных стран, задействованных в функциях обеспечения «золотого миллиарда». Не нравится какому-либо государству существующее положение в мире, формулируются с его стороны некие амбиции на его изменение и вхождение в круг избранных — оно может не только не попасть в этот круг, но быть выведено в зону изгоев (рисунок 2) .

Однако в последние годы расклад сил в мировой геоэкономике начинает меняться . Доминирование центра оказалось под угрозой . Вывод реального производства в третьи страны, гипертрофирование кризисоген-ной фиктивной экономики, надувание финансового «пузыря» пошатнуло гегемонию ядра мир-системы . Китайская Народная Республика по абсолютным показателям ВВП уже сравнялась с Соединенными Штатами Америки . Индия обошла Японию . Азиатский неоиндустриальный прорыв принципиально изменяет геополитическую карту мира Иллюстрирует произошедший перелом соотнесение доли западного и азиатского миров в общих объемах мирового производства . Еще в середине XX века Запад однозначно превосходил азиатские страны Но в настоящее время ситуация меняется на прямо противоположную (рисунок 3) .

\

Рисунок 4. Новые геоэкономические противоречия

Восточная Азия становится главным мировым геоэкономическим центром . При этом основные финансовые ресурсы сохраняются у США . Возникает противоречие, являющееся не только геополитическим противостоянием, но и противоречием реального сектора экономики и финансового сектора . Оно объективно проецируется на ценностное противоречие между трудом и рентой (рисунок 4) .

Основное геополитическое изменение последних лет определяется появлением акторов сдерживания стремления олигархических кругов, аффилированных с Западом, к мировому доминированию . Реальностью (во всяком случае по согласованной позиции в ООН) стал альянс Россия — Китай . Эксперты говорят о геополитической евразийской оси Москва — Пекин . Фактически обозначился провал построения модели однополяр-ного западноцентричного мироустройства Это, соответственно, не может не привести (и уже приводит) к кризису восприятия западных ценностей в мире, обращению к цивилизационно-идентичным аксиологическим основаниям (рисунок 5) .

С приходом в Белый дом Д . Трампа в Соединенных Штатах, а через них и в Европе оказался инициирован дискурс по ревизии постмодернистской ценностной платформы . Запад цивилизационно-идентичный, сформировавшийся на христианской культурной традиции, противопоставляется Западу постмодернистскому Ревизия ценностей постмодерна на Западе, служившем долгое время глобальным экспортером ценностей постмодерна, не может не привести к снижению числа их сторонников в других регионах мира

Рисунок 5. Новые геополитические оси

Рисунок 6. Постмодерн и контрмодерн — две траектории ценностного кризиса

Эскалация геополитической напряженности на Большом Ближнем Востоке пролонгирует соответствующие вызовы ценностного порядка . Рост популярности джихадизма создает ложную альтернативу ценностям постмодерна под видом контрмодерна . Репродуцируются картины имитационного неосредневековья . Угроза распространения джихадизма и аналогичных контрмодернистских учений актуализирует запрос на выдвижение ценностной платформы, которая бы противостояла и эрозии постмодерна, и антигуманизму контрмодерна Эта платформа должна сочетать традиционные ценности (естественные ценности человека) с ценностями развития (рисунок 6) .

II. Ценностная связность евразийского пространства

А можно ли говорить о единстве ценностного пространства Евразии? Множество религиозных традиций и культурных укладов, казалось бы, должны привести к отрицательному выводу. Но обратимся к данным международной социологии . Представление о ценностных доминантах дают, в частности, данные проекта World Values Survey, реализуемого с 1981 года и охватывающего более ста стран [5] . Все многочисленные замеряемые индикаторы сводятся в рамках проекта к двум интегральным дихотомическим показателям: коллективизм — индивидуализм, традиционализм — секуляризм Евразийские народы оказываются при проведении такого распределения кластерно близки друг к другу, тяготея к полюсу коллективизма . Отличается принципиально позиция Европы . Но эта позиция является результатом стремительного дрейфа последних лет не цивилиза-ционно-идентичной матричной позиции, а отступления от евразийской ценностной платформы Россия между тем обозначает социологически иной ценностный вектор движения, что позволяет говорить, что именно она в наибольшей степени, чем кто бы то ни было, способна выдвинуть

Рисунок 7. Проект «Мировые ценности».

Ценностное единство евразийских народов

альтернативу происходящей глобальной духовной деградации . И это движение к полюсу «коллективизм и традиционные ценности» дает основание для артикуляции интегративной евразийской идеи солидаризационно-го развития (рисунок 7) .

Евразийское пространство объективно не может быть деструктуриро-вано, хотя попытки такого рода активно предпринимаются . Исторически важнейшие торговые артерии человечества связывали Европу и Азию . И сегодня речь должна идти о связности и инфраструктурной обустроенности пространства «от Лиссабона до Владивостока» . Соответственно, такое объединение не может быть без консенсуса на уровне ценностей В качестве объединительного концепта может позиционироваться идея и соответствующие проектные пролонгации солидаризационного развития человечества Ввиду того что пространство Евразии является месторазвитием по меньшей мере шести цивилизаций, принципиально необходимым в переходе к новой парадигме развития является осуществление межцивилизаци-онного диалога Возможности диалога базируются на представлении, что, несмотря на цивилизационные различия, в фундаменте всех цивилизаций лежат единые (что определяется антропологическим единством человечества) представления о добре и зле . Это понимание должно быть в ходе диалога вскрыто и даже восстановлено (рисунок 8) .

Рисунок 8. Пространство Евразии — месторазвитие мировых цивилизаций

III. Духовный кризис и перспектива духовного возрождения

Важнейшей проблемой, встающей перед человечеством в XXI веке, является кризис духовности . Это более важная проблема, чем системный экономический кризис, так как она ведет не просто к потере материальных дивидендов, а к «расчеловечиванию» человека. Сам экономический кризис является в глубинных своих истоках следствием разрушения ценности труда, развитием социального паразитизма .

Насколько объективно предопределена в развертке мировой истории духовная деградация человечества? В консервативной теории, начиная с Жозефа де Местра, получило распространение представление, что такая предопределенность существует [3] . Де Местр, а следом за ним многие другие европейские консерваторы перетолковали в историко-процесс-ном смысле библейское положение об апостасии человека, хотя в Библии вполне определенно говорилось об одномоментности грехопадения Адама, но вовсе не о тренде фатальной деградации . Уже в XX столетии целостную теорию всемирной исторической деградации человечества представил французский традиционалист Рене Генон, часто связываемый сегодня с евразийской идеей [2] . Но как в том случае, если прав Генон, объяснить духовные подъемы в истории человечества: создание мировых религий, ренессанс, консолидацию человечества в борьбе с фашизмом, провозглашение человеческого достоинства безусловной базовой ценностью для

Духовный подъем

Жозеф де Местр

^^^^ Добро

ААА

Зло

Духовный упадок

Рисунок 9. Предопределена ли духовная деградация человечества?

всего мира — решением Организации Объединенных Наций? Нам представляется, что тренд современных деградационных процессов не предопределен, а существующая тенденция ценностной эрозии может быть целенаправленным образом преодолена . Но для того чтобы этот перелом осуществить, нужно понимание причин происходящего. Выдвину предположение, что духовная деградация имеет причины в сложившейся системе мироустройства (рисунок 9) .

Система, которую традиционно определяют как капиталистическую, могла существовать только при условии постоянного расширения рынков сбыта . Борьба за расширение рынков сбыта продуцировала колониальную экспансию . Народы Евразии хорошо знают, в каких формах осуществлялось принуждение к вхождению в единый рынок, как, например, с Японией, — под наводкой корабельных орудий . Но сегодня потенциал для расширения исчерпан В этой ситуации для глобальных игроков мирового рынка все более актуализируется иная рецептура — увеличение потребительских запросов покупателей товаров и услуг. Для того чтобы нынешняя система и связанные с ней глобальные корпорации функционировали, нужен особый тип человека — человек-консюмерист

Старая классическая форма капиталистического рынка «спрос определяет предложение» уже фактически упразднена . В условиях посткапитализма спрос формируем . Человек зомбируется на потребление .

Рене Геном 1-я объяснительная модель: духовная деградация предопределена

2-я объяснительная модель: духовные подъемы и упадки - следствие целевых усилий человечества

Рисунок 10. Духовная деградация человечества — системные основания

Современные возможности средств массовой коммуникации позволяют такое зомбирование осуществить . Реклама из подсобного средства продвижения товаров превращается в силу власти над сознанием, даже точнее — подсознанием человека. В современной художественной литературе уже созданы образы глобальной власти рекламных агентств, создающих в том числе и сферу политического как конфигурацию симулякров . Но для осуществления потребительского зомбирования существуют определенные помехи . Этими помехами выступают традиционные ценности, духовные ориентиры бытия, исторически выработанные в любом цивилизационном сообществе . Духовные максимы в противоположность рекламе говорят не об увеличении потребления, а о его разумном ограничении, а для сильных духом — и об аскезе. «Русские, — говорил в свое время «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, — особо опасны мизерностью своих потребностей». Опасны не большими потребностями, как, например, опасно сегодня американское общество с его высокой долей в мировом потреблении, а напротив, их мизерностью . Целевое разрушение традиционных ценностей и духовных ориентиров, и никакой конспирологии — это чистый и вполне прагматичный бизнес Стоит ли удивляться, что и ислам, и православие сегодня оказались подвергаемы широкой обструкции со стороны медиа-акторов, которых можно идентифицировать даже не как либеральных, а как постмодернистских (рисунок 10) .

Традиционные ценности напрямую связывались с исторически сложившимися идентичностями цивилизационных сообществ. Они составляют аксиологическую матрицу любой из цивилизаций, и их изъятие означает фактически децивилизование Соответственно, в фокусе

Рисунок 11. Человеком-индивидуумом легче управлять

информационных атак оказываются и большие цивилизационные идентичности . Как нечто само собой разумеющееся человек сегодня определяется как индивидуум . Но взгляд на человека в качестве индивидуума — это одна из существующих антропологических моделей, хотя и далеко не единственная . Индивидуум — буквально в греческом эквиваленте — атом . Человек-атом — далеко не все цивилизационные сообщества могли принять такой взгляд . В православной России человек понимался как собрат во Христе, в СССР — как социальное существо, связанное с другими людьми, но не как индивидуум . Человек-атом не мог быть никак соотнесен и с общим положением авраамических религий о сотворении человека по образу и подобию Божьему. Но человеком-атомом, вырванным из культурной среды, из вековых традиций, безусловно, гораздо проще управлять И это многое объясняет (рисунок 11) .

В следующем году в череде юбилеев, весьма важных в дискурсивном отношении, следует выделить один, пока не наделенный надлежащим вниманием: исполнится 200 лет со дня рождения Карла Маркса . Казалось бы, эта фигура навсегда ушла в историю . О том, что марксизм безнадежно устарел, много говорилось на волне краха СССР. При этом игнорировалось, что и европейская социал-демократия, и страны, в которых у власти по сей день находятся компартии, включая Китай, идеологически восходят к марксизму. Акции 2011 года «Захвати Уолл-стрит», когда манифестанты выходили с портретом Маркса, показали, что «похороны» марксизма были, как минимум, преждевременны

Маркс в качестве ключевой проблемы, на которой он акцентировал основное внимание, выделял проблему противоречия между трудом и капиталом Решение этой проблемы и составило ядро марксистского учения Хотя сам автор понимал, что ею противоречия общественной жизни не

Рисунок 12. Основное противоречие общественного развития

исчерпываются . Первоначально в своих ранних трудах он обращался к теме отчуждения человека, дегуманизации, а уже через нее пришел к проблеме противоречия труда и капитала как важнейшему проявлению вызова «расчеловечивания» человека в современном обществе. Сегодня становится очевидным, что противоречие между духовностью и бездуховностью -наиболее интегральное, от которого производны и противоречие между трудом и капиталом, и противоречие между равенством каждого и антропологическим неравенством, и противоречие между традиционными ценностями и извращениями человеческой природы . На самом деле базовым является противоречие между добром и злом [4].

К сожалению, тема добра и зла выведена за рамки гуманитарной науки как нечто «неакадемическое». Этого вопроса нет в образовательных стандартах. Вместо этого предлагается концепт толерантности, предполагающий, что зла как такового вообще не существует Но именно с вопроса разграничения добра и зла и начинается социогенез . Без этой дихотомии не может состояться ни одно сообщество . И купирование вопроса о добре и зле есть путь, если называть вещи своими именами, самоликвидации Сообщества, как это не единожды показала мировая история, гибнут, разучившись различать между собой добро и зло (рисунок 12).

Вызов современной эпохи состоит в развилке между участью Содома и Гоморры и нахождением потенциалов для нового духовного ренессанса . Обнаруживаются симптомы возрастающего запроса на духовные ценности . Для выражения этих запросов используется, в частности, понятие «постматериализм»

цивилизации

О

ШШЯШк мШШЬ

■УЖ1ЩШЯ Ешш 1И1

Рисунок 13. «Осевое время» 2.0 Происходящие геополитические изменения в Евразии соотносятся, таким образом, с более фундаментальными аксиологическими сдвигами. Однако пока эти сдвиги, в отличие от геополитических, неартикулиро-ваны . Сложившаяся ситуация позволяет диагностировать формирование дискурсивной среды, которая способна породить новое слово, обращенное к человечеству. Человечество находится в фазе вступления в эпоху «осевого времени» 2 . 0, поскольку все прежние картины мира «осевого времени» 1 . 0 были разрушены в рамках постмодерна, а новая система координат еще не сложилась . Особую роль в духовном возрождении человечества могут сыграть сообщества, сохранившие в условиях глобализации базовые ценностные ориентиры духовногенеза (рисунок 13) .

IV. Россия как генератор ценностно-смысловых парадигм

Евразийское пространство является колыбелью для множества народов . Множественность народов ставила на повестку вопрос о выработке форм сосуществования . Исторический опыт России является в этом отношении уникальным . Известны западные модели нациестроительства, которые периодически дают сбои. Французская модель упраздняет эт-ничность в пользу гражданской нации, немецкая модель, напротив, акцентирована на этнокультурной платформе Российская модель была принципиально иной и содержала два уровня идентичности — этнический и цивилизационный

Кем — русским или грузином — являлся герой войны 1812 года князь Петр Багратион? Был ли он грузином? Да, безусловно . А был ли он русским? Вне всякого сомнения . Будучи грузином по идентичности этнической, он в то же время являлся русским по идентичности цивилизационной

Видными фигурами в историческом воплощении русскости являлись: имевший грузинское происхождение Багратион, украинское — Гоголь, армянское — Айвазовский, немецкое — Фонвизин, еврейское — Левитан и другие. Исторически среди русских никогда не существовала брачная этническая замкнутость, не было запретов на вступление в брак с инородцами как расово низшими антропологическими типами Инородческое происхождение не становилось препятствием для продвижения по служебной лестнице и занятия самых высоких военных и чиновных должностей Та же двухуровневая модель сохранялась и в советское время . Можно было быть представителем любой национальности, но быть при этом советским .

Только в России сосуществуют одновременно коренные народы, связанные со всеми тремя мировыми религиями — христианством, исламом и буддизмом В России при этом никогда не было религиозных войн Каждая религиозная традиция, каждый народ вносили свою лепту в единую симфоническую систему российской цивилизации В Россию под скипетр русского царя переселялись целые народы, спасаясь от геноцида у себя на родине. Да и большинство войн в своей истории Россия вела не за экономические интересы или геополитические влияния, а за спасение других народов от истребления или культурной деидентификации (рисунок 14) .

Рисунок 14. Уникальность интеграционного опыта России

Рисунок 15. Россия как генератор больших смыслов

«Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость», — это слова президента Франции Шарля де Голля . Еще в средневековый период историческое значение Руси объяснялось через политическую теорию «катехона» — функции удержания мира от окончательного погружения во зло. Так же — в защите слабых, в восстановлении попранной справедливости видят миссию России и современные поколения россиян . Когда в 2001 году был проведен опрос по нахождению главной характеристики русского народа, наибольшее число голосов набрали такие позиции: народ-освободитель; создатель великой культуры; народ-защитник . И не ту же ли политическую роль в мире играет и современная Россия?

Но дело здесь не только в уникальных чертах национального менталитета . Взяв на себя миссию интегратора евразийского пространства (как пелось в советском гимне о союзе республик свободных, которые сплотила Русь), Россия как государство не могла проводить иную политику в отношении сложившегося этнического и конфессионального многоцветия

Миссия России в мире состояла исторически не столько в военных победах или создании высоких технологий, сколько в генерировании принципиально значимых для человечества смыслов Во многих странах мира сегодня ожидают, что именно Россия, как и ранее, выдвинет новое слово для человечества и тем позволит ему выйти из современного тупика (рисунок 15) .

Одно время казалось, что Россия утратила свою историческую функцию. Современные мировые процессы, сфокусированные на российской позиции в мире, дают основания считать, что новую смысловую повестку одухотворения человечества выдвинет опять именно Россия .

Литература

1 . Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном ми-

ре. М . : Университетская книга, 2001.

2 . Генон Р. Кризис современного мира . М . : Арктогея, 1991. 160 с .

3 . Де Местр. Ж. Об отсрочке Божественного правосудия в наказании ви-

новных. М . : Алетейя, 2017. 128 с .

4 . Маркс. К. Капитал . В 3 т. М . : Изд-во политической литературы, 1975.

576 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . Якунин В.И. Формирование геостратегий России . Транспортная состав-

ляющая . : Мысль, 2005. 224 с .

6 . World Values Survey [Электронный ресурс]. URL: http://worldvaluessurvey

org/wvs jsp (дата обращения: 3 августа 2017 года) .

References

1 Wallerstein I . Analiz mirovyh sistem i situaciya v sovremennom mire [World system analysis and situation in the modern world], M . : Universitetskaya kniga [Moscow, University book], 2001 .

2 . Guenon R . Krizis sovremennogo mira [Crisis of modern world], Moscow:

Arctogaia, 1991. 160 p.

3 . De Maistre J. Ob otsrochke Bozhestvennogo Pravosudiya v nakazanii vinovnyh

[Divine Justice postponement of punishing the guilty] . Moscow, Aletheia, 2017 128 p

4 . Marx, K. Kapital [Capital] . In 3 vol . Moscow, Political Literature Publishing

House, 1975 . 576 p .

5 . Yakunin V. I . Formirovanie geostrategij Rossii. Transportnaya sostavlyayushchaya

[Geostrategies formation of Russia . The transport component] . M . : Mysl [Moscow, Thought], 2005 224 p

6 . The World Values Survey Available at: http://worldvaluessurvey.org/wvs.jsp

(accessed August 3, 2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.