Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ «SOFTSKILLS» КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ ЭЛИТ'

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ «SOFTSKILLS» КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ ЭЛИТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ЭЛИТИЗМ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЯ ЭЛИТ / ЭЛИТНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гайнутдинова Екатерина Валерьевна

Исследование элит сквозь призму понятия «экология» направлено на характеристику элит с позиции интерпретации тех ценностей и качеств, которыми они должны обладать в идеальной модели своей деятельности, чтобы исключить искаженную интерпретацию данных качеств. Актуальность заданной тематики обусловлена изучением комплекса ценностей, целей и навыков, представляющих ценностно-целевой аспект мотивации инаправленных на формирование экологии элит. Изучение основ ценностно-целевого аспекта мотивации в процессе развития «softskills» - это путь к поиску устойчивых связей в цепочке причин и поведенческих реакций на них для создания идеального образа современной элиты. Цель данной статьи заключается в рассмотрении ценностно-целевыхаспектов мотивации для того, чтобы создать «чистый смысл» тех качеств, которыми должна обладать элита. Такая необходимость обусловлена различением элиты и псевдоэлиты. Экология элиты - это исключение квазиформ ее самоактуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE AND PURPOSE ASPECT OF MOTIVATION IN THE DEVELOPMENT PROCESS “SOFTSKILLS” AS A STRATEGY FOR FORMING ELITE ECOLOGY

The study of elites through the prism of the concept of “ecology” is aimed at characterizing elites from the standpoint of interpreting those values and qualities that they should possess in the ideal model of their activities in order to exclude a distorted interpretation of these qualities. The relevance of the given topic is due to the study of a set of values, goals and skills that represent the value-target aspect of motivation of the elites aimed at shaping their ecology. Studying the foundations of the value-target aspect of motivation in the development of softskills is a way to search for stable connections in the chain of causes and behavioral responses to them to create the ideal image of the modern elite. The purpose of this article is to consider the value-targeted aspects of motivation in order to create a “pure sense” of those qualities that the elite should have. This need is due to the distinction between the elite and the pseudo-elite. The ecology of the elite is the exclusion of quasi-forms of its self-actualization.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ «SOFTSKILLS» КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ ЭЛИТ»

VALUE AND PURPOSE ASPECT OF MOTIVATION IN THE DEVELOPMENT PROCESS "SOFTSKILLS" AS A STRATEGY FOR FORMING ELITE ECOLOGY_

Ekaterina V. Gainutdinova (a)

(a) Astrakhan State Technical University. Astrakhan, Russia. Email: gainutdinova.ekaterina[at]mail.ru ORCID 0000-0002-9893-9176

Abstract

The study of elites through the prism of the concept of "ecology" is aimed at characterizing elites from the standpoint of interpreting those values and qualities that they should possess in the ideal model of their activities in order to exclude a distorted interpretation of these qualities.

The relevance of the given topic is due to the study of a set of values, goals and skills that represent the value-target aspect of motivation of the elites aimed at shaping their ecology. Studying the foundations of the value-target aspect of motivation in the development of softskills is a way to search for stable connections in the chain of causes and behavioral responses to them to create the ideal image of the modern elite.

The purpose of this article is to consider the value-targeted aspects of motivation in order to create a "pure sense" of those qualities that the elite should have. This need is due to the distinction between the elite and the pseudo-elite. The ecology of the elite is the exclusion of quasi-forms of its self-actualization.

Keywords

elite; elitism; motivation; value; value preferences; personality; conscious actions; human behavior; elite ecology; elite consciousness

This work is licensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Философские аспекты элитологии | Doi: 10.4653 9/elit.v 1i3.24

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ «80РТ8К1ЬЬ8» КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ ЭЛИТ

Гайнутдинова Екатерина Валерьевна (a)

(a) Астраханский государственный технический университет. Астрахань, Россия. Email: gainutdinova.ekaterina[at]mail.ru. ORCID 0000-0002-9893-9176

Аннотация

Исследование элит сквозь призму понятия «экология» направлено на характеристику элит с позиции интерпретации тех ценностей и качеств, которыми они должны обладать в идеальной модели своей деятельности, чтобы исключить искаженную интерпретацию данных качеств.

Актуальность заданной тематики обусловлена изучением комплекса ценностей, целей и навыков, представляющих ценностно-целевой аспект мотивации инаправленных на формирование экологии элит. Изучение основ ценностно-целевого аспекта мотивации в процессе развития «softskills» - это путь к поиску устойчивых связей в цепочке причин и поведенческих реакций на них для создания идеального образа современной элиты.

Цель данной статьи заключается в рассмотрении ценностно-целевыхаспектов мотивации для того, чтобы создать «чистый смысл» тех качеств, которыми должна обладать элита. Такая необходимость обусловлена различением элиты и псевдоэлиты. Экология элиты - это исключение квазиформ ее самоактуализации.

Ключевые слова

элита; элитизм; мотивация; ценность; ценностные предпочтения; личность; сознательные действия; человеческое поведение; экология элит; элитное сознание

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Ценностно-целевой аспект мотивации играет исключительную роль в генезисе личности на пути формирования элитного сознания. То, что движет человеком на пути духовного совершенства, в различных теориях имеет разное название. В рамках элитологии это называется элитизацией личности, то, что интерпретируется как экология элит, объединяющая в себе те самые элитные ценности и качества, которые способствуют ее выдвижению в число избранных людей.

Смысл элитности заключается в личной осознанности каждого субъекта на пути к усовершенствованию своих навыков, чтобы стать высшим образцом для подражания через авторитет и уважение. В этой связи представляется необходимым системный подход к адаптации тех «эойзкШэ», благодаря которым можно представить по каким критериям можно оценить экологию элит и то, что находится за ее пределами.

МЕТОДОЛОГИЯ_

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы западных и отечественных мыслителей, которые в той или иной степени обращаются к ценностно-целевым аспектам мотивации (Г. Лебон, Н. Луман, Г. Геффдинг, П. Бурдье, М. Вебер, Дж. Ролз, Л. Де Клапье де Вовенарг, Х. Ортега-и-Гассет).

В рамках данного исследования проводился анализ softskills в опоре на исследование существующих классификаций Н.В. Жадько, М.М. Безруких, М.В. Короткая, А.В. Махароблидзе, Е.Д. Попова, А.Ю. Петров, Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова.

В ходе проведенного исследования использовался целый комплекс научных методов. В статье были задействованы такие методы, как: герменевтика, сравнительный анализ и синтез. В частности, герменевтика способствует обнаружению системы взаимодействия механизмов человеческих действий на основе выявления группы ценностей, целей и видов формирующих экологию элит. Метод сравнительного анализа и синтеза помогает не просто систематизировать общие тенденции к определению ценностныхи целевых механизмов, меняющих первоначальную природу человека к лучшему, но и синтезировать те навыки, которые способны формироваться на их основе.

Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является концепция элит (Карабущенко, 2019), организующая и систематизи-

ВВЕДЕНИЕ

рующая междисциплинарные связи в становлении универсальной теории элит, применимой в дальнейших практических исследованиях.

В статье представлен анализ ценностно-целевого аспектов мотивации, систематизированы основные характеристики ценностей, формирующих основы теории положительной мотивации.

Материалы статьи могут полезными для тех специалистов, кто осуществляет попытки вывести свои научные исследования за пределы конкретной предметной области и организовать междисциплинарный диалог для создания более комплексных и эффективных теорий для применения в социально-гуманитарной области знаний.

ОБСУЖДЕНИЕ_

В научной литературе, как правило, понятие «экология» применяется тогда, когда возникает необходимость подчеркнуть существующие проблемы и последствия этих проблем применительно к влиянию деятельности человека на окружающую среду. Вместе с тем по мере того, как расширялось представление об экологии как о термине, указывающем на необходимость устранения тех или иных проблем, его стали применять непосредственно к самому человеку. Такого рода тенденции отражали стремление подчеркнуть и изучить взаимодействия человека, имеющего биосоциальную природу, с окружающим миром. Исходя из подобной интерпретации исследователи использовали понятие «экология» и когда говорили о сознании, о духовном развитии человека, о душе. В частности, В.А. Скребец, поясняя суть экологического сознания, говорил о том, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира и, главное, рефлексия места и роли человека в этом мире (Скребец, 1998). Иначе говоря, понятие «экология» - это своего рода фильтр, который обнаруживает существующие проблемы и очищает от них исследуемые объекты.

В этой связи применительно к элитам понятие «экология» направлено на характеристику элит с позиции интерпретации тех ценностей и качеств, которыми они должны обладать в идеальной модели своей деятельности, чтобы исключить искаженную интерпретацию данных качеств. По сути, основная задача состоит в том, чтобы создать «чистый смысл» тех качеств, которыми должна обладать элита. Такая необходимость обусловлена различением элиты и псевдоэлиты. Экология элиты - это исключение квазиформ ее самоактуализации.

ФЕНОМЕН ЭЛИТИЗМА_

Феномен элитизма обнаруживается в возвышении кого-либо посредством причисления к тем, кто обладает статусом, властью и популярностью, кого можно охарактеризовать как псевдоэлиту. Это связано с тем, что если подходить к такого рода интерпретации элит применительно к развитию человека как личности в культурологическом и философском планах, то это не представляется верным, поскольку атрибуты внешней успешности не характеризуют внутренние качества человека и не являются отражением его духовного мира.

Истоки развития феномена «элитизм» восходят к особенностям мотивации субъектов, которые полагают, что обладание властью и предметами роскоши дают основание для определенного статусного положения по отношению к другим. Как отмечал П.Л. Карабущенко, элитизм в своей сути отражает взгляд на элиту со стороны как критическое суждение (Карабущенко, 2019). Стереотипность восприятия действительности и стремление подражать в выборе линий поведения, ориентируясь в данном выборе зачастую на известных и популярных людей, формируют тенденцию того, что многие современные люди постоянно пребывают в погоне за теми или иными благами. В условиях ограничения действий, с которыми человечество вынужденно столкнулось в последнее время из-за эпидемии коронавирусной инфекции, стереотипность восприятия действительности стала еще более выраженной. Это связано с тем, что самым распространенным источником связи человека с внешним миром становится интернет-пространство, где человек получает огромный поток информации, при этом, не задумываясь о ее достоверности. Молодому поколению в настоящее время вдвойне тяжело в процессе адаптации в социальном пространстве, поскольку новой элитой в их понимании стали блогеры, материальное благополучие и популярность которых никак не связана с наличием или отсутствием образования, возраста, воспитания и наличия нравственных ценностей. И такие новые кумиры создают ту искаженную картину своего развития, которая губительно сказывается на самореализации молодых людей, которые стремятся возвысить себя за счет атрибутов популярности и власти по стереотипной аналогии с жизнью их кумиров. Подобные явления становятся причиной рождения толпы, массы, в русле которых человек утрачивает свою самостоятельность. Это объясняется механизмом восприятия внешних воздействий, от которых человек, мыслящий стереотипно и как потребитель, теряет власть над собой, а тот, кто не умеет владеть собой, по мнению Г. Лебона, «осужден скоро подпасть под власть других»

(Лебон, 1995, стр. 70). Именно поэтому необходимо говорить об экологии элит, чтобы, по крайней мере, показать те обязательные качества, которыми должна обладать элита, те качества, на чем основывается элитное сознание.

ЭЛИТА И ЭЛИТНОЕ СОЗНАНИЕ_

Обращаясь к пониманию сути элит и к анализу смысла элитного сознания, возникает, в первую очередь, вопрос о том, что формирует целостность личности. При этом первое, о чем приходиться задумываться, так это о ценностном сознании, которое напрямую становится основой формирования элитного сознания. Особенность каждого человека определяется его стремлением к развитию, к эволюции его «личностного Я», но вместе с тем личностного развития оказывается недостаточно для того, чтобы предстать как целостная личность, имеющая свое мнение, цель и так далее. Особую значимость в данном процессе приобретает еще и умение человека, на основании своего мнения, определенных ценностных предпочтений проводить экспертную оценку происходящих процессов, выбирать из огромного потока информации то ценное, что обогатит его представления и смысл жизни. Кроме того, в потоке предоставляемых возможностей, либо в условиях бесконечных препятствий важное значение приобретают ресурсы, с помощью которых возможно добиться подобного результата. Такими ресурсами выступают навыки '"зоАзкИЬ", базовый смысл которых приобретается и закрепляется в рамках образовательного процесса.

SOFTSKILLS КАК КОМПЛЕКС

НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ_

БойвкШБ - термин, объединяющий комплекс надпрофессиональ-ных навыков, способствующих человеку в работе с людьми, коммуникации с ними на благо единых цели и результата, а также иные аспекты социализации. Здесь речь идет именно о личностных навыках, которые должны быть свойственны человеку, независимо от какой-то конкретной сферы деятельности и жизни. Данный термин получил свое развитие применительно к новым методам обучения, формирующих комплекс надпрофессиональных качеств. Произошло это событие в 2018 году, когда были приняты одиннадцать директив, предусматривающих внедрение до 2020 года новых методов обучения и преподавания для развития у студентов университетов Евросоюза

Вместе с тем изучение softskills не может осуществляться в отрыве от анализа деятельностного процесса, особенно без той ключевой части, которая отвечает за выбор человека в отношении принятия того или иного решения, как мотивация, в структуре которой и обнаруживают себя корреляции тех ее механизмов, которые формируют предпосылки в активации и развитии softskills.

Соотнеся ценностные и целевые аспекты мотивации с категориально-видовой типологией softskills, превалирование которых в литературе выделено Л.К. Раицкой, Е.В. Тихоновым (Раицкая, & Тихонова, 2018, стр. 335), А.Ю. Петров, А.В. Махароблидзе (Петров, & Ма-хароблидзе, 2017), Н.В. Жадько, М.М. Безруких (Жадько, & Безруких, 2011), М.В. Короткая, Е.Д. Попова (Короткая, & Попова, 2016) было обнаружено, что систематизация «softskills» обусловлена определенным набором ценностей, на основе которых формируются группы целей. Почему именно в соотношении ценностно-целевого аспекта мотивации с видами «softskills» можно оптимально раскрыть лучшие качества человека. Это объясняется, в первую очередь тем, что ценности создают определенные рамки для контроля над природной сущностью человека, организуя «идеальные» цели и образцы человеческого поведения. Они, в свою очередь, соотносятся в дальнейшем развитии с целями, способствующими четкой организации действий человека для достижения эффективных результатов. В этой связи практическими ресурсами по исполнению задуманного выступают «softskills», поскольку благодаря подобным навыкам реализация заявленных целей приобретает многоаспектный характер, а процесс достижения цели становится более коротким. Кроме того, через указание видов «softskills» формируется понимание того необходимого ресурса, чтобы достичь желаемого.

СИСТЕМА ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫХ АСПЕКТОВ В

ФОРМИРОВАНИИ SOFTSKILLS КАК БАЗОВЫХ

НАВЫКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛИТ_

Гибкие навыки и умение ими пользоваться - это основа формирования гибкой личности, способной быть адаптируемой в определенных условиях и в тоже время быть убедительной и сильной в своей жизненной позиции. В этой связи понимание человеком того, что из себя представляют «softskills» не должно иметь абстрактный характер, когда данное понятие на слуху и вроде бы есть понимание его смысла, но что конкретно заключено в его содержании неизвестно. Исходя из такой позиции важным является систематизация базовых навыков

«softskills» и определения источников их формирования для понимания механизма того, каким ценностям соответствуют и какие цели ре-ализовывают. Это нужно для того, чтобы определить приоритетные цели и соответственно то, какие навыки, связанные с этими целями, нуждаются в освоении в первую очередь для формирования сути экологии элит. В рамках систематизации ценностно-целевых аспектов мотивации группы ценностей определяют соответствующие цели, которые распадаются на как ресурсы, с помощью которых данные цели могут быть осуществимы.

Если говорить о первом базовом блоке, то он представляет собой ценность в общении, на основании которой формируются коллектив-но-социалъные цели, направленные на реализацию и осуществление социальных интересов на уровне конкретного индивида. В основе своей такого рода цели определяют социальную адаптацию индивида сквозь оценочное восприятия коллективом своих возможностей для того, чтобы развить такие навыки, которые позволят выделиться среди других в социуме. Как утверждает Н. Луман, надежность общества заключается в функционировании организации, вероятно, по этой причине обществу необходимо мотивировать субъектов к осуществлению нужных ему действий, а также контролировать и направлять индивидуальные сознания к коллективному результату (Луман, 2005, стр. 224). Именно поэтому внимание уделяется социально-коммуникативным навыкам таким, как коммуникативные навыки, межличностные навыки, групповая работа, лидерство, социальный интеллект, ответственность, этика общения. Такого рода умения связаны со стремлением человека завоевать определенный авторитет в процессе коллективного общения. Самое главное, в этом процессе не стать пассивным созданием, «ведомое внешними обстоятельствами» (Бандура, 2000, стр. 9).

Когнитивная ценность, эстетическая ценность, ценность свободы, ценность самоутверждения определяют индивидуально-социальные цели, которые обеспечивают комфортную адаптацию и существование субъекта в социуме на уровне его самоактуализации в обществе, благодаря чему человек получает возможность развить такие когнитивные навыки, как критическое мышление, навыки самоучения, информационные навыки, патриотизм, управление интеллектуальными нагрузками, тайм-менеджмент, навыки решения проблем, новаторское (инновационное) мышление. Такого рода навыки способствуют самовыражению субъекта в обществе и позволяют соотносить интересы человека с интересами общества. Позитивная направленность заданных ценностей и целей, которые с ними согласуются, создают при их

наличии мощную основу для развития сильной личности. Это связано с тем, что духовное саморазвитие человека, посредством которого обретаются иные смыслы преобразования себя в лучшем плане и преобразование действительности, в которой человек существует не через внешние атрибуты успешности и власти, а благодаря внутреннему совершенствованию своего «Я». Престиж, саморазвитие, статус, саморазвитие в профессии, - все это определяет самоценность человека как такого, способного превзойти самого себя не только для себя, но и ради других. Такого рода ценность является источником веры в себя. По утверждению Г. Геффдинг, стремление к самостоятельному развитию, к возможности проявить свои наклонности и способности ведут к совершенствованию человеческой жизни (Геффдинг, 2012, стр. 128). В ином случае человек может превратиться в пассивное создание, по мнению А. Бандуры, ведомое внешними обстоятельствами (Бандура, 2000, стр. 9). Тогда как социальная суть человека состоит в том, что он не является пассивным объектом общественных воздействий, как отмечал А.В. Брушлинский (1996, стр. 25). Здесь подчеркивается отсутствие тотального влияния общества на человека хотя бы потому что сознание дает возможность принимать самостоятельно решение.

Ценность долга, ценность справедливости, ценность любви, ценность творчества - это те ценности, благодаря которым формируются личные цели, связанные с реализацией личностных потребностей, которые направлены на обеспечение качества жизни субъекта с учетом его индивидуальных предпочтений. Так, например, если говорить о справедливости, то Дж. Ролз рассматривал ее как «добродетель практик, где есть конкурирующие интересы и где люди чувствуют себя вправе предъявить свои требования друг другу» (1995, стр. 122). Обращая внимание, например, на ценность творчества, необходимо отметить, что указанная ценность для формирования экологии элит является одной из определяющих хотя бы потому, что уметь нетривиально мыслить и искать нестандартные подходы в решении тех или иных вопросов является средством выражение индивидуальности субъекта. Человек способен разнообразить процесс удовлетворения потребностей, опосредуя его различными средствами и формами удовлетворения, представить себя как многогранная личность, способная превратить деятельность в индивидуальное творчество, формирующегося на базе личностного развития сознания. В этом и состоит смысл деятельности, отражающей уникальность человеческой личности.

Такие ценности направляют человека к постижению смысла происходящих явлении, вернее к тому, какими духовными принципами они обусловлены. Такого рода ценности можно обозначить понятием

«харизма озарения», которое использовал в своих рассуждениях М. Вебер, подразумевая под этим то, что человек способен на «глубокое постижение мира с помощью непосредственного постижения его «смысла»» (Вебер, стр. 337). Поскольку проблема заключается в том, что функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, постольку она должна иметь мощный духовный резерв для реализации указанных целей.Это объяснимо тем, что человек, как обладатель сознания, способен понимать, анализировать происходящее, формировать свои предпочтения и формы реализации данных предпочтений и нести ответственность за свои действия. Это то, что формирует качественную личную оценку своих возможностей. В этой связи способны сформироваться <«оАбЫЬ» как атрибуты личности и составляющие эмоционального интеллекта, представленные эмоциональным интеллектом, честностью, оптимизмом, гибкостью, креативностью, эмпатией. По сути, это основа того, чтобы стать человеку самим собой, признавая свои возможности и недостатки в сравнении с другими. Как, например, К. Роджерс отмечал то, что признание недостатков позволяет человеку почувствовать себя свободным деятелем, «во власти которого как разрушить себя или другого, так и сделать себя и другого более сильным» (Роджерс, 1994, стр. 125). В этой связи элита должна быть тем механизм, посредством которого объединение интересов граждан осуществится на основе взаимных обязательств, поскольку способна представлять образец миропонимания. В частности, Е. Вечтомов отмечает, что «элита способна не только выражать имеющееся или назревшее; она в состоянии влиять на общественное мнение и навязывать свое миропонимание» (Вечтомов, 2003, стр. 32).

Было определено, что категории '^ойбЫ^" обусловлены мотива-ционным выбором субъекта, направленного на то, что формирует качество жизни. Соотнесение бытийных ценностей, отражающих духовное и личностное развитие человека, с его личными и социальными целями формирует предпосылки организации стратегического поведения. В частности, уровень ценностного развития субъекта определяется доминированием бытийных ценностей, формирующих самоценность человека для себя и для общества. Здесь важным становится то, насколько человек способен подняться над дефициентным уровнем и достичь бытийного, когда реализация потребностей для сохранения человека как индивида, его природной сущности становится менее актуальной, чем сохранение человека как человека и того, что определяет его как личность. Еще в XVII веке французский моралист Люк де Клапье де Вовенарг говорил о том, что два чувства в человеке способ-

ны «раздвинуть пределы собственной личности» - это сознание совершенств и несовершенств (Де Клапье де Вовенарг, 2004, стр. 536), поскольку они заставляют человека в первом случае двигаться дальше, т.к. чувство силы и уверенности придает веру в себя, а также преодолевать себя - во втором случае. В ином случае современный человек так и будет находиться в постоянной погоне за теми атрибутами успешности и власти, которыми обладают те, кто называют себя «элитой», но таковой не являются. Хосе Ортега-и-Гассет пытался объяснить данное явление тем, что общий принцип формирования так называемых избранных групп основано на стремлении удовлетворить свой эгоизм, намеренно искажая смысл понятия «избранный», тогда как, на его взгляд,«"избранный" — вовсе не "важный", т.е. тот, кто считает себя выше остальных, а человек, который к себе самому требовательней, чем к другим, даже если он лично и не способен удовлетворять этим высоким требованиям» (Ортега-и-Гассет, 2002, стр. 3). В этой связи принципиальное значение в жизни человека играет не само общество, а то, какой опыт и знания получает благодаря обществу человек. Например, для И. Гофмана принципиальное значение играет суть сознания действующего индивида и опыт. На его взгляд, структура личного опыта, несмотря на свою вторичность по отношению к анализу общества, оказывается «искусно выстроенной защитой» от мира (Гофман, 2003, стр. 74-75).

Таким образом, формирование «softskills» в деятельности человека становится стратегическим средством активации ценностно-целевого потенциала в мотивации субъекта, что объясняется комплексной проработкой скрытых возможностей человека для достижения личностного роста или профессионального успеха, которые, в свою очередь, становятся базовыми качествами в формировании экологии элит.

Список литературы

Бандура, А. (2020). Теория социального научения. Санкт-Петербург: Евразия.

Брушлинский, А. В. (1996). Субъект: Мышление, учение, воображение. Москва; Воронеж: Издательство «Институт практической психологии»; НПО «Модэк».

Вебер, М. (1990). Теория ступеней и направлении религиозного неприятия мира. Избранные произведения. Москва: Прогресс.

Вечтомов, Е. (2003). Интеллектуальная элита и гуманитарное образование. В Интеллектуальная элита России ХХвека: Столица и провинция: Материалы межрегиональной научной конференции (сс. 32-38). Киров: Издательство Вятского государственного университета.

Вовенарг, Л. де К. де. (2004). Максимы и мысли. Характеры, или нравы нынешнего века. Москва: АСТ.

Волков, В. Н. (2001). Онтология личности. Иваново: Издательство Ивановского государственного университета.

Геффдинг, Г. (2012). Этика, или наука о нравственности: Изложение этических принципов и их применение к различным житейским отношениям (Л. Е. Оболенский, Ред.). Москва: Издательство ЛКИ.

Гофман, И. (2004). Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. Москва: Институт социологии, Российская Академия наук.

Жадько, Н. В., & Безруких, М. М. (2011). Формирование «мягких» навыков в

профессиональном обучении. Профессиональное Образование. Столица, (8), 14-15.

Карабущенко, П. Л. (2019). Антропологическая элитология. Монография. Москва: ИНФРА-М.

Короткая, М. В., & Попова, Е. Д. (2016). Развитие soft skills у студентов вуза через работу со школьниками. Высшая Школа, (12-1), 54—55.

Лебон, Г. (1995). Психология народов и масс. Санкт-Петербург: Макет.

Луман, Н. (2005). Медиа коммуникации. Москва: «Логос».

Ортега-и-Гассет, Х. (2002). Восстание масс. Москва: АСТ.

Петров, А. Ю., & Махароблидзе, А. В. (2017). Softskills современного менеджера: Командообразование и лидерские навыки. Екатеринбург: Издательство Уральского университета.

Раицкая, Л. К., & Тихонова, Е. В. (2018). Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 15(3), 350-363. doi: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363

Роджерс, К. Р. (1994). Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Прогресс.

Ролз, Дж. (1995). Теория справедливости. Новосибирск: Издвельство Новосибирского университета.

Скребец, В. А. (1998). Экологическая психология. Киев: МАУП. References

Bandura, A. (2020). Social Learning Theory. St. Petersburg: Eurasia. (In Russian).

Brushlinsky, A.V. (1996). Subject: thinking, learning, imagination. Moscow; Voronezh: Institute of Practical Psychology Publishing House, NGO Modek. (In Russian).

Geffding, G. (2012). Ethics, or the science of morality: An exposition of ethical principles and their application to various everyday relationships (L. E. Obolensky, Ed.). Moscow: LKI Publishing House. (In Russian).

Hoffman, I. (2004). Frames Analysis: An Essay on Organizing Everyday Experience. Moscow: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. (In Russian).

Karabuschenko, P. L. (2019). Anthropological elitology. Monograph. Moscow: INFRA-M. (In Russian).

Korotkaya, M. V., & Popova, E. D. (2016). Development of softskills for a university student through work with schoolchildren. High school, (12-1), 54—55. (In Russian).

Le Bon, G. (1995). Psychology of peoples and masses. St. Petersburg: Layout. (In Russian).

Luhmann, N. (2005). Media Communication. Moscow: "Logos" (In Russian).

Ortega y Gasset, H. (2002). Rise of the Masses. Moscow: AST. (In Russian).

Petrov, A. Yu., & Makharoblidze, A. V. (2017). Softskills of the modern manager:

team-building and leadership skills. Yekaterinburg: Publishing house of the Ural University. (In Russian).

Raitskaya, L. K., & Tikhonova, E. V. (2018). Soft skills as seen by teachers and students of Russian universities in the context of world experience. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, 15(3), 350-363. doi: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363 (In Russian).

Rawls, J. (1995). The Theory of Justice. Novosibirsk: Novosibirsk University Publishing House. (In Russian).

Rogers, K. (1994). A Look at Psychotherapy. Becoming a man. Moscow: Progress. (In Russian).

Skrebets, V. A. (1998). Environmental Psychology. Kiev: MAUP. (In Russian).

Vauvenargue, L. de K. de. (2004). Maxims and Thoughts. Characters, or mores of the present century. Moscow: AST. (In Russian).

Vechtomov, E. (2003). Intellectual Elite and Humanitarian Education. In Intellectual elite of Russia of the XX century: the capital and the province: materials of the interregional scientific conference (cc. 32-38). Kirov: Publishing house of the Vyatka State University. (In Russian).

Volkov, V. N. (2001). Ontology of personality. Ivanovo: Publishing house of the Ivanovo State University. (In Russian).

Weber, M. (1990). The Theory of Steps and Direction of Religious Rejection of the World. Selected Works. Moscow: Progress. (In Russian).

Zhadko, N. V., & Bezrukikh, M. M. (2011). Formation of "soft" skills in vocational training. Professional education. Capital, (8), 14-15. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.