УДК 33.02
Утюганов Алексей Анатольевич
Аспирант кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета, Кемерово
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ БОЕВОГО СТРЕССА
Outioganov Aleksei Anatolyevich
Post — graduate at the Department of Social Psychology and Psychological and Social Technologies Kemerovo statte university, Kemerovo
THE STUDYING SEMANTIC SPHERE ASPECT FIGHTING STRESS ARE INVESTIGATED
Экстремальная обстановка, сталкивая человека с новым, непривычным, порой резко выходящим за пределы обычных явлений опытом, ставит перед ним задачу определения смысла происходящих событий и своего отношения к ним. Формирование личностного смысла происходит в процессе совершаемых им самим деяний или того, что происходит с ним и другими. Сложность заключается в том, что из-за постоянной изменчивости и неопределенности ситуации, а также наличия ценностей, не соотносимых с экстремальной обстановкой, человек оказывается в состоянии ступора, он никак не может найти удовлетворительный устойчивый смысл своей жизненной ситуации и определить свое отношение к происходящему, вследствие чего возникает ощущение бессмысленности происходящего.
Противостояние терроризму, незаконным вооруженным формированиям на Северном Кавказе показало, что неудачи в сложных служебно-боевых ситуациях, помимо тактических и организационных просчетов, отсутствия необходимого профессионального опыта, связаны с ухудшением психологического состояния военнослужащих.
Боевые действия является всесторонним испытанием для военнослужащих, выполняющих свое предназначение в региональных и локальных военных конфликтах. Трагические последствия войн не исчерпываются множеством убитых, раненых и изувеченных людей. В структуре боевых поражений значительное место занимает боевой стресс. Он значительно ослабляет боеспособность войск. Факторы боевой обстановки оказывают сильнейшее психотравмирующее воздействие, грубо нарушая баланс между адаптационными механизмами и внешним миром, что и определяет специфичность возникающих стрессовых расстройств. Признаки посттравма-тических стрессовых расстройств сохраняются на протяжении многих лет и даже десятилетий после участия в боевых действиях.
В нашей стране, вовлеченной последние два десятилетия в Череду локальных конфликтов, количество людей, перенесших боевую психическую травму, неуклонно возрастает. В их число входят не только военнослужащие, но и мирное население огромное количество беженцев, а также родных и близких жертв войны. Поэтому реальная оценка последствий боевого стресса уже не поддается учету. В своей статье мы остановимся на рассмотрении особенностей смысловой сферы военнослужащих переживших боевой стресс.
Исследование психологических механизмов переживания стрессового события является одной из важнейших задач современной психологии. Сегодня она приобретает особую значимость не только в связи с ростом в различных регионах планеты природных и антропогенных катастроф, «горячих точек» и террористических актов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психологической адаптации и повышению стрессоустойчивости в чрезвычайно напряженных условиях служебно-боевой деятельности.
Несмотря на растущий интерес к этому вопросу, психология до сих пор не располагает сформированной системой представлений относительно механизмов переживания мотивационно-смысловой сферы при воздействии боевого стресса.
Изучение боевого стресса началось с публикации работы Якоба Да Коста, в которой описывался комплекс, включавший боль в груди, тахикардию, нарушения ритма, одышку, головную и головокружение, слабость и диарею у участников Гражданской войны в Соединенных Штатах Америки [13]. Применявшийся тогда термин «солдатское сердце» - первый предшественник боевого стресса и посттравматического стрессового расстройства. Этиология этих нарушений оставалась неясной, но чаще всего потерю боеспособности в то время объясняли слабодушием и трусостью.
Невозможно переоценить вклад, который внес К. Ясперс в развитие взглядов на механизмы развития психогенных расстройств [12]. Сформулированные им критерии диагностики реактивных состояний включают: возникновение этих расстройств под действием психических травм; понятная связь их содержания с психотравмирующим переживанием; исчезновение реакции после устранения причины. В дальнейшем эти критерии были дополнены.
В отечественной психологии проблема боевого стресса практически не изучалась, психические нарушения участников войн в начале двадцатого века обратили внимание на расстройства, возникающие вследствие боевых взрывных поражений. «Контузионные (травматические) психоневрозы» рассматривались, как особая форма заболеваний военного времени [4; 7].
Во время Великой Отечественной войны в Красной армии психогенные нарушения встречались вообще очень редко, а психотравматический фактор не имел ведущего значения в связи с «особенностями психологии советских людей». Такие выводы базировались на результатах официальной
статистики, в которой все многообразие психических расстройств у пострадавших на войне обозначалось «контузией».
Боевые действия Советских войск в Афганистане послужили толчком к началу изучения в нашей стране боевой психической травмы. В 1989 г. создана организация под названием «Союз ветеранов Афганистана» и Психологическая служба Союза ветеранов Афганистана [5].
Психологическая служба Союза ветеранов Афганистана развернула научнопрактический лозунг: «посттравматическое стрессовое расстройство в СССР» и начала акгивную просветительскую работу среди самих ветеранов «афганцев», населения, в СМИ, разъясняя, чго если у ветеранов возникают психологические проблемы, они не являются больными шизофренией, а страдают от боевого стресса [5].
В экстремальной обстановке и после выхода из неё человек пытается интегрировать свой жизненный опыт в целостную структуру. Неудача в объединении травматического опыта является одним из факторов травматического стрессового синдрома.
После воздействия на человека боевого стресса происходит изменение психической системы в целом, а в некоторых случаях трансформируется структура личности. Мы выделяем два вида этих изменений — регрессивные и прогрессивные изменения личности. В первом случае наблюдаются негативные .личностные изменения, приводящие к дезорганизации личностной структуры и дезадаптации поведения — это посправматическая дезорганизация личности, в частности, детерминирующая посттравматическое стрессовое расстройство при наличии определённых дополнительных вггутренних и внешних факторов.
Во втором случае последствия экстремального опыта могут проявляться не только в эффективной адаптации к мирной жизни, но и в творческом развитии личности, формировании гуманистических личностных новообразований, понимании ценности жизни, духовном развитии - это посттравматическое развитие и рост личности. Посттравматическое стрессовое расстройство имеет процессуальную динамику, ход развития которого условно можно разделить на пять стадий, каждая из которых характеризуется рядом признаков.
Первая стадия - мобилизации. На этой стадии, протекающей в самой травматической ситуации, происходит реадаптация от обычной жизни, возникает трансформация личности, формируются адаптация поведения к экстремальным обстоятельствам. При адаптации к жертвам, разрушениям, инстинкт самосохранения и выживания выходит за пределы обычного жизненного опыта, личность человека подвергается тяжелым психологическим нагрузкам. Формируется сильная мотивация, совершаемых поступков, в чрезвычайной обстановке и возникает новый жизненный опыт.
Вторая стадия —иммобилизации. Человек выходит из экстремальной обстановки, окружающий мир не предъявляет к нему требований. Возникают новые проблемы, отличающиеся от тех, которые человек решал на стадии мобилизации. Личность пытается реадаптироваться от боевой обстановки и интегрироваться в жизнь, но интеграция в социум при развитии пост-
травматического стрессового расстройство блокируется, затормаживается. С момента, когда личность не подвержена воздействию боевой обстановки, отпадает и необходимость в крайних формах мобилизации. Иммобилизации проявляется в так называемом «психологическом ступоре». При возникновении психологического ступора, осознания целей и смысла собственной жизни находиться в пространстве, происходит сбой смысложизненных ориентаций, наблюдается аффективная блокада психических процессов и может наблюдаться временная потеря трудоспособности и отчуждение от социума.
Третья стадия - агрессия. У военнослужащих отмечается тревожные расстройства, чувство вины, суицидальные мысли, возбудимость, агрессивное поведение и представление агрессивных действий, навязчивые воспоминания о пережитом, овладевающие представления, нарушение концентрации внимания, расстройства сна, недоверие и выраженное стремление избегать общения с врачами, астению, характерологические изменения [1]. В период стадии агрессии происходит деформация смысла жизни, возникают идеи мести до фанатизма, милитаризация смысла жизни. Поведения во всех сферах жизнедеятельности изменяется. Человек не в силах контролировать события собственной жизни, отчужденность, неверие в свои силы, игнорирование гуманистических/ценностей.
Четвертая стадия — депрессии, Личность испытывает чувство вины, подавленность, плохое настроение, отсутствие сил. Характерными признакам смысловой сферы является смыслоутрата, истощение личностного образа своего «Я». Так, по мере утраты смысловой мотивации на участие в войне нарастает частота и выраженность стрессового расстройства.
Пятая стадия - восстановления. Происходит у тех военнослужащих, которые преодолевают, под влиянием внутренних и внешних факторов хронический процесс воздействия боевого стресса, интегрируется в жизнь, творчески реализует себя в различных сферах жизни, переоценивают жизненные ценности [6].
Смысложизненный аспект переживания боевого стресса исследовался с использованием теста смысложизненных ориентаций, разработанного и адаптированного Д. А. Леонтьевым на основе теста PIL (Purpose-in-Life Test) Дж. Крамбо и Л, Т. Махолика. Методика представляет собой 20 симметричных шкал состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковьм началом [3].
Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни, и пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
1) «Цели в жизни»;
2) «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность»;
3) «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией»;
4) «Локус контроля — Я»;
5) «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни».
В процессе исследования целенаправленно обследовано и протестировано
189 военнослужащих отряда специального назначения, по прибытию в командировку на Северный Кавказ и после 4 месяцев проведения специальных операций по уничтожению незаконных вооруженных формирований. Данные и динамика развития отраженны в таблице. Возраст обследуемых от 20 до 36 лет. У всех испытуемых приблизительно одинаковый материальный достаток и социальное положение 32% - состоят в браке, 30% испытуемых имеют высшее образование. 28% полное среднее образование, 42% - средне-специальное образование. До момента обследования каждый из испытуемых неоднократно проходил обязательное тестирование у военного психолога. Первую и вторую группу составили 189 человек.
Сравнение структуры смысложизненных ориентаций в первой и во второй группе демонстрируют низкие показатели по всем шкалам теста во второй группе после переживания испытуемыми боевого стресса (табл.),
В до ■ после
Средний показатель СЖО (189 человек) до и после переживания боевого стресса
1
1
Полученные данные показывают, что исследуемые первой группы до воздействия на них боевого стресса характеризуются общим высоким интересом к смыслу жизни, ощущением ее насыщенности, удовлетворенностью настоящим, способностью контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. Боевой стресс инициирует процессы переосмысления основных жизненных ценностей и понятий. Исследуемые второй группы, пережившие боевой стресс склонны воспринимать свою жизнь как лишенную смысла, в отличие от исследуемых первой группы. Испытуемых второй группы отличают низкая удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как малоинтересного и эмоционально ненасыщенного, неудовлетворенность прожитой частью жизни, а также отсутствие веры в возможность свободы выбора.
Личностные изменения могут появляться как после острых стрессовых и постстрессовых расстройств, так и без предшествовавших симптомов посттравматического стрессового расстройства.
Наблюдения за процессом адаптации военнослужащих, принимавших участие в локальных войнах, подтвердили большое значение социальных факторов для послевоенной адаптации. Среди них особенно важны доминирующие в обществе представления о войне и ее участниках, понимание близкими проблем военнослужащих, особенности восприятия окружающими их защитно-адаптивного поведения, государственная поддержка ветеранов, признание их заслуг [6].
Боевой стресс - это частная разновидность стресса, формирующаяся вследствие воздействия комплекса патогенных факторов боевой обстановки. Среди них выделяются: длительная и малопрогнозируемая, непосредственная и эмпирически наглядная угроза жизни и благополучию индивида и его близких; значительно превосходящие повседневный уровень по длительности и интенсивности психические и физические нагрузки; психогенные влияния ранений, травм и заболевании; переживание наблюдаемых случаев гибели людей; утраты друзей и близких [7].
Описывая состояние дезадаптации личности военнослужащих переживших боевой стресс, авторы отмечают в нем регулирующую функцию ценностных ориентаций, подтверждают недостаточную сформированность эмоционально-смыслового опыта, устойчивых смысловых отношений у личности в состоянии дезадаптации, упрощенность и поляризованность содержательной структуры мотивов [6; 7].
Смысл - чрезвычайно объемное понятие, которое занимает немаловажное место во многих гуманитарных науках. Как явление он имеет экстра-лингвистическую природу, является результатом понимания, принадлежит сфере сознания. Смысл рассматривается как индивидуальное психическое образование, факт сознания, который характеризуется отношением к другим фактам психической жизни. Регулирующая функция смысла и влияние смысложизненных ориентации на адаптацию личности, определяет реализацию ее взаимоотношений с миром, специфику, уникальность и направленность жизненного пути.
Смысловая сфера личности как особым образом организованная совокупность смысловых образований обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.
Смысл жизни, имея устойчивые характеристики, формирует основу личности, систему «сдержек и противовесов», базис морально-нравственной цензуры, жизненные ценности, приоритеты [3].
Наряду с этим, жизненные смыслы в той или иной степени, под влиянием различных факторов, подвержены изменениям. Одним из таких факторов, является экстремальная ситуация, которая ставит перед человеком задачу критики сложившихся смыслов и выработки программы своего выживания в изменившихся условиях, переосмысления целей своего развития. Как счи-
тает М. Ш. Магомед-Эминов, экстремальная ситуация инициирует процесс переосмысления действительности, способствует переструктуризации ценностей, мотивов, смыслов. Экстремальная ситуация, обуславливая продвижение личности по пути переосмысления своей жизни, стимулирует как мощные личностные взлеты, так и падения [5; с. 28].
С точки зрения В. Э. Чудновского, успешность реадаптации в постэкс-тремальный период связана с обретением «оптимального смысла жизни», «строительство» которого основано на фундаменте общечеловеческих ценностей [10; с. 16]. Если в иерархии ценностных ориентации сохранится значимость семьи, профессии, любви, здоровья, творческой активности-основных жизненных ценностей, характеризующих целостную личность, можно говорить о успешности адаптации [11; с. 12].
По нашему мнению, для предотвращения негативных последствий любых экстремальных событий, в том числе событий на Северном Кавказе, или хотя бы частичного блокирования их проявлений, необходимо официально сформулировать отношение государства и общества к ветеранам этих событий и как можно быстрее разработать действенную систему мероприятий (на уровне государственной программы) по оказанию им специализированной психологической, социальной и экономической помощи.
Подводя итог, можно выделить, характеристики мотивационно-смысловой сферы личности, определяющие состояние дезадаптации, основными из которых являются: изменение содержания ведущего мотива деятельности, замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого порядка, снижение уровня опосредованности деятельности, сужение основного круга отношений человека с миром, обеднение мотивационной сферы. Состояние дезадаптации находится между непосредственно переживаемыми смыслами, определяющими реальное поведение и смыслами, выступающими в качестве осознаваемых, что приводит к нарушению самоконтроля и коррекции поведения.
Адаптация личности в постэкстремальных условиях детерминирована особенностями смысловой сферы, связанными с переживанием экстремальной ситуации. Сохранность таких ценностей, как счастливая семейная жизнь, любовь к близким, творчество, познание, интересная работа, интеграция экстремального смыслового опыта в систему жизненных смыслов и ценностей в обычных условиях, активное прогнозирование будущего обусловливают наличие оптимального смысла жизни у таких личностей. Смысловая интеграция гуманистических ценностей позволяет военнослужащему интегрировать экстремальный смысловой опыт в систему жизненных смыслов,
Таким образом, в структуре боевого стресса выделяются особенности ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности. Посттравмати-ческое стрессовое расстройство, так же имеет свои особенности, которые характеризуется в виде различных поведенческих аномалий, нарушений в сфере межличностных коммуникаций, а также утраты ценностно-смысло-
вой и мотивационной сферы личности. Указанные особенности ценностно-смысловой сферы следует учитывать при разработке комплекса мероприятий по психологической коррекции последствий боевого стресса и социально-психологической реабилитации военнослужащих участвовавших в боевых действиях.
Библиографический список
!. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства [Текст]: учеб. пособие / Ю. А. Александровский. - М.: Медицина, 2000, - С. 125-126 с.
2. Александровский, Ю. А. Психические расстройства во время и после чрезвычайной ситуации [Текст] / Ю. А. Александровский// Психиатрия и психофармакотерапия. -2001, — Т. 3, -- № 4. - С. 48-62.
3. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. - С. 37-39.
4. Лнтвинцев С. В. Боевая психическая травма в локальном военном конфликте [Текст]; методическое пособие. / С. В. Литвинцев, Е. В. Снедков / М.: 2003, - С. 55—58.
5. Магомед-Эми нов, М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация [Текст] / М. Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. Серия психология, — 1996. - №4,-С, 26-30.
6. Магомед-Эминов, М. Ш. Новые аспекты психотерапии посттравматичес-кого стресса [Текст]: методические рекомендации / А. 1’, Филатов, Г. Л. Кадук, 2-е изд, исправл.,: М.: «Инсайт» 2004. - С. 33—39.
7. Снедков, Е. В. Медико-психологические последствия боевой психической травмы: клинико-динамические и лечебно-реабилитационные аспекты [Текст] / Е. В. Снедков, С. В. Литвинцев, В. В. Нечипоренко, В. М. Лыткин // Современная психиатрия. - Т. 1. - № ! — 1998. — С. 21-25.
8. Ушаков И. Б. Боевой стресс и постстрессовая адаптация участников боевых действий: Сборник научных трудов [Текст] / И. Б. Ушакова, Ю. А. Бубеева / Под ред. И. Б. Ушакова - М.: ИСТОКИ, 2003. С. 47-51.
9. Франкл, В. Воля к смыслу [Текст] / В. Франкл. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. - С. 22.
Ю.Чудновский, В, Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни [Текст] / В.. Э. Чудновский // Вопросы психологии. — 2003. -№ 3. ~ С. 3—18.
11. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М. С, Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - С. 11-13.
12. Ясперс, К. Обшая психопатология [Текст] / К. Ясперс. - М.: Практика, 1997. -С. 49-50.
13. Jakob Da Kosta. On irritable Heart [Text] / Jakob Da Kosta// Journal of Experimental Psychology. - 1966, - Vol. 75. - P. 23-31.