Р.К. СЕРЁЖНИКОВА, профессор, заведующая кафедрой педагогики
Ценностносинергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе
В статье описывается ценностно-синергетический подход к организации профессионально-педагогической подготовки в высшей школе, в основе которой лежат духовные ценности самореализации личности в целом и отдельных её качеств. При этом рассматривается система субъектного становления студента в контексте целостного образовательного процесса.
Ключевые слова: ценностно-синергетический подход, педагогическая синергетика, профессиональная подготовка, субъектное становление, образовательный процесс.
Интеграция страны в мировое социокультурное пространство требует подготовки конкурентоспособныхспециалистов на кардинально новой научно-педагогической основе. Этим определяется актуальность проблемы изменения содержания, форм и методов учебной деятельности студентов и не менее радикального преобразования сути педагогического взаимодействия, пересмотра традиционных подходов, реализованных в учебном процессе. Таким образом, как к деятельности преподавателя, так и к организации образовательного процесса в высшей школе сегодня предъявляются новые требования. В этой связи можно выделить две группы задач, которые предстоит решать преподавателю. Первая связана с трансляцией учебного материала на основе компе-тентностного подхода, а вторая связана с активизацией творческого потенциала обучающихся, стимулированием их самостоятельности в поиске и решении образовательно-профессиональных задач. На наш взгляд, именно в этом контексте широкое применение в образовательном пространстве получает концепция синергизма, когда педагогические системы начинают анализироваться в терминах синергетической теории самоорганизации.
Методологическое значение идей синергетики подчеркивается в публикациях В. Андреева, Л. Зориной, Н. Таланчука, В. Редю-хина и др. В них изложены основы «синерге-
тики образования» (Г. Шеффер), вскрываются соответствующие закономерности образовательной деятельности, показано, что синергетический подход к образовательной деятельности акцентирует внимание на самообразовании, самоорганизации, самоуправлении и заключается в побуждающем воздействии на субъекта с целью его самораскрытия и самосовершенствования в процессе сотрудничества с другими людьми.
Как показали выполненные диссертационные исследования (О. Бочкарёв, В. Ви-ненко, А. Вознюк, В. Маткин, Л. Сурчало-ва, Ю. Талагаев, М. Федорова и др.), синер-
78
Высшее образование в России • № 3, 2012
гетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких нелинейных и открытых систем, как общество, различные его подсистемы, в том числе и образование.
По мнению Л. Макаровой, синергетический подход позволяет рассматривать препо-давателякак«открытую исаморазвивающу-юся систему, не находящуюся в равновесии, но имеющую устойчивость за счет самоорганизации хаоса потенциальных состояний в определенные структуры и обладающую большими собственными возможностями для саморазвития с окружающей средой »[1, с. 133]. Ценностно-синергетический подход к организации образовательного процесса в высшей школе способствует обновлению содержания, методов и форм обучения с учетом таких факторов, как открытость, самоорганизация, саморазвитие, креативность и нелинейность мышления. Перечисленные факторы определяют выбор принципов, которые должны стать основой разрабатываемых технологий обучения. Имеются в виду известные принципы синергетики: открытость, нелинейность, самоорганизация. Они позволяют реализовать нестандартный подход к обучению, обеспечивая полноту и высокое качество предметных знаний, профессиональное становление специалиста.
Организация образовательного процесса при таком подходе требует новых принципов структурирования, отражающих системно-целостное единство человека и мира. Очевидно, что она должна в большей мере опираться на интеграцию и в меньшей
- на введение новых дисциплин в преподавание. При этом студент переводится из ранга объекта в ранг субъекта творчества (креативности), а традиционный учебный материал - из предмета освоения - в сред-
ство достижения некоторой созидательной цели.
Вслед за В. Сластениным [2, с. 263] мы считаем, что синергетика позволяет методологически усилить процесс формирования личности студента как субъекта деятельности, придав законченный вид следующим важным принципам:
• активно-творческая позиция обучающегося как субъекта образования;
• ценность свободы самовыражения и самореализации личности в образовательной среде, поиск индивидуальной стратегии самоопределения обучающегося в жизни;
• актуализация творческого потенциала обучающегося;
• обучаемый и обучающийся - открытые саморегулирующиеся системы, стремящиеся к развитию субъектности;
• свобода выбора образовательной траектории, а значит, выбора образовательных программ, курсов, глубины их содержания и самого преподавателя.
Субъектность студента в контексте ценностно-синергетического подхода может быть рассмотрена двояко: с одной стороны, с позиции соответствия целей, мотивов, способов действий студентов педагогическим требованиям (профессионально-педагогическая рефлексия), а с другой - с точки зрения выхода за пределы этих требований, подчинения системы основных отношений задачам личностной самореализации, в том числе
- профессиональной самоактуализации.
Педагогическая деятельность при этом рассматривается как системное образование, которое включает совместные виды деятельности преподавателя (обучение, воспитание, развитие) и обучающихся (учение, саморазвитие, креативная самоактуализация). Отличительной чертой такой деятельности является непрерывное взаимодействие ее компонентов, обусловливающее «самодвижение» и актуализацию творческого потенциала. Так, согласно концепции Н. Таланчука, в педагогической деятельности все «подчиняется законам системного синергетизма, действие которых проявляется в системно-функциональной закономерности» [3, с. 30]. По мнению ученого, такими законами являются: закон систем, закон гармонии, закон системогенеза, закон движения, закон развития и саморазвития, закон сообразности, закон синергетизма.
Для того чтобы реализовать синерге-тизм в педагогическом взаимодействии, необходимо создать следующие социальнопсихологические условия в рамках профессиональной подготовки: а) внедрить инновационную образовательную модель на принципах модульно-развивающей оргси-стемы, б) добиться взаимозависимого функционирования поведенческих механизмов и системы социальных установок в процессе субъектно-ориентированной педагогической оргдеятельности, в) обеспечить субъектную самореализацию в педагогическом взаимодействии(субъект, личность, индивидуальность, универсум) (табл. 1).
Нами установлено, что каждый период и этап полноценного образовательного процесса, определяя цель, задание, структуру и психолого-педагогическое содержание взаимоотношений на занятиях, характеризуется наличием своей системы побуждений (включающей потребности, стремления, установки, устремления, желания, мотивы, интересы, ценностные ориентации, идеи, идеалы), которая в отдельных ситуациях самореализации вызывает возникновение и развитие разных внутренних стимулов образовательной деятельно-
сти (познавательных, социальных, духовных), а следовательно, разных форм и механизмов психической активности и само-активности.
В системно-синергетической концепции педагогики принципы синергетики могут быть интерпретированы и реализованы как:
■ нелинейный стиль мышления (неоднозначность теоретических построений, концептуальный и методологический плюрализм, сопряжение абстрактно-логического и образно-интуитивного, рационального и иррационального);
■ постулирование хаоса как необходимого творческого момента становящейся, самоорганизующейся реальности (порядок и беспорядок представляются неотделимыми друг от друга);
■ «человекоразмерность » эволюции и самоорганизации, когда познание внешней реальности в своем развитии будет все более сопрягаться с познанием реальности внутренней [4, с. 45].
Важным шагом при использовании синергетического подхода в образовании является содержательное видоизменение программ, включение его в предметное содержание дисциплин.
Так, разработанные нами комплексные интегрированные дисциплины «Основы психологии и педагогики » и «Креативный менеджмент обучения » отражают особенности глобальных проблем современности. Их программы начинаются не с изучения вопросов исторического становления определенной дисциплины, а с выделения сути и причин возникновения той или иной проблемы и поиска альтернативных методов ее решения. Спиралеобразное построение материала позволяет неоднократно возвращаться к пройденному. При значительном сокращении учебного времени удается расширить общеобразовательную базу студентов, укрепить связи между предыдущим опытом и новым знанием. При этом необходимо отметить, что развитие понимается не как однолинейный, однонаправленный процесс, связанный с жесткой необходи-
80
Высшее образование в России • № 3, 2012
Таблица 1
Характеристика образовательной системы высшей школы в контексте ценностно-синергетического подхода
Периоды структурирования целостного оргпроцесса
Информационно- познавательный Нормативно- регуляционный Ценностно-эстетический Духовный
Проблемно-ситуативная технология (добывание знаний) Критично-регуляционная технология нормирования научных знаний, культурного опыта Ценностно-личностная технология обогащения социокультурного опыта Духовно-креативная технология самореализации человеческого потенциала участников педагогического взаимодействия
Формы самореализации студента в образовательном процессе
Обучение Воспитание Образование Самореализация
Поисковая познавательная активность - знания Система субъект-объект-субъектных взаимоотношений - знания и нормы Социокультурный опыт, в совокупности с национальными ценностями - знания, нормы, ценности Проявление потенциала личности через приоритет субъективного над объективным
Составляющие самореализации
Когнитивная Эмоционально-оценочная Поведенческая Спонтанно- креативная
«Я-образ»: характеризует содержание представлений индивида о себе Я-образ: представления о себе как будущем специалисте - отношение к себе Я-поступок: форма, раскрытие, самореализация Я-креативное\ самопознание, саморефлексия
Механизмы самоорганизации
Ситуация Мотивация Действие Последействие
Определенная пространственновременная конфигурация сил, смыслов, действий, психоформ Переход ситуации в мотивацию, т.е. процесс формирования разных мотивов Конкретный поведенческий акт как ситуативно-мотивируемая актуализация психо-лого-педагогической готовности к профессиональной деятельности Как рефлексия события и результата поступка
Основные этапы становления студента
Субъект Личность Индивидуальность Универсум
Утверждение индивидуально-практического поведения Нормирование содействия и формирование особенных свойств (нравственность, ответственность и т.п.) Обогащение социокультурным опытом собственного Я, утверждение оригинальности и незаурядности поступка-события Саморазвитие Я-креативного через саморефлексию
мостью, а как содержащий в себе возможность выбора одного из многих путей, выбора, определяющегося случайностью. Беспорядок, неустойчивость, хаос не являются с точки синергетики чем-то разрушительным, деструктивным, т.е. отклонением от магистрального пути эволюции, а выступают необходимым ее этапом, конструктивным началом, ведущим к организации новых, более сложных структур учебного процесса [5].
Синергетика запрещает методы прямо-
го воздействия на открытые неравновесные системы и считает эффективными лишь правильно организованные, резонансные воздействия на сложные системы, каковой является и система образования. С позиций синергетического подхода управление качеством образования заключается в выборе таких методов, которые были бы согласованы с внутренними свойствами образовательной системы. Такие внешние влияния выводят ее на один из собственных путей развития и могут привести к суще-
ственным качественным изменениям в образовательном процессе.
Таким образом, синергетика может выступать в качестве инновационной методологии преподавания в высшей школе.
Литература
3. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики. Казань: ИССО РАО, 1996. 71 с.
4. Харитонова В.А., Санникова О.В., Мень-
шиков И.В. Синергетика и образование: перспективы взаимодействия // Антро-поэкологические подходы в современном образовании. Ч. 2. Новокузнецк, 1999. С. 44-48.
5. Серьожникова Р.К. Творчий педагогічний
потенціал майбутнього викладача економіки: теорія і практика професійної підготовки в університеті непедагогічного профілю. Донецьк: ДонНТУ, 2009. 237 с.
1. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: В 2 ч. М., Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.
Ч. 2. 2000. 142 с.
2. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Шко-ла-пресс,1997. 512 с.
SERYOZHNYKOVA R. ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS FROM THE POSITION OF SYNERGETIC APPORACH
The article presents the possibilities of the value-synergetic approach as applied to the organization of teachers’ vocational training, which is based on the fundamental values of personal self-actualization.
Key words: value and synergetic approach, pedagogical synergetics, professional training, educational process, personal self-actualization.
Н.Г. БАЖЕНОВА, доцент, первый проректор по учебной работе
Самоорганизация студенчества: заданность или данность?
Статья посвящена осмыслению процессов соотнесения определенной регламентации существования в вузах студенческого самоуправления, с одной стороны, и реальных процессов самоорганизации студенчества, характеризующихся нелинейностью, неравновесностью, а следовательно, неподчинением идеологии стабильности, плановости - с другой.
Ключевые слова: самоорганизация студенчества, студенческое самоуправление, системообразующий фактор, социокультурная среда вуза.
Современное позиционированиевысше- на «многомерного»человека. Вполне объяс-
го профессионального образования не как социального института воспроизводства узких специалистов-исполнителей, а как социокультурного пространства для формирования личности трансформирует роль и место образования в обществе и влечет за собой введение, в том числе и на государственном уровне, регулятивов, закрепляющих эти позиции.
Сегодня эффективность образовательной системы определяется ее ориентацией
нимым в этой логике является наличие норм-ориентиров, отражающих смыслона-полнение связки «цель - результат» и задающих направление действий. Далее под регулированием будем понимать «приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами. Если нет таких норм и правил, то регуляция теряет всякий смысл» [1, с. 73].
Рассмотрим аспекты «заданности» по следующим основаниям: чем? (закрепляю-