Научная статья на тему 'Ценностно-потребностный анализ идентификации и идентичности'

Ценностно-потребностный анализ идентификации и идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
675
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОТИП / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / НАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морогин В. Г.

В статье описана авторская концепция ценностно-потребностного анализа идентификации и идентичности в контексте двух моделей общественного развития глобализма и антиглобализма. Обсуждается противостояние этих двух общественных моделей, проявляющихся в подходах к ценностным решениям образовательных и воспитательных проблем. Анализируются ценностные профили (половой, профес-сиональный, этнический) идентификации и идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-потребностный анализ идентификации и идентичности»

Психологические науки

Статьи. Теоретические и прикладные исследования по психологии

УДК 159.923.2.

ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫЙ АНАЛИЗ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИДЕНТИЧНОСТИ1

В.Г. Морогин (Россия, Абакан)

Резюме. В статье описана авторская концепция ценностно-потребностного анализа идентификации и идентичности в контексте двух моделей общественного развития глобализма и антиглобализма. Обсуждается противостояние этих двух общественных моделей, проявляющихся в подходах к ценностным решениям образовательных и воспитательных проблем. Анализируются ценностные профили (половой, профессиональный, этнический) идентификации и идентичности.

Ключевые слова: идентификация, идентичность, психотип, социальная психология, нация.

Глобализм и антиглобализм - две модели общественного развития, которые в современном социуме активно конкурируют друг с другом. Первая концепция ориентирована на рациональность и достижение материального благополучия и предполагает как можно более полную стандартизацию и унификацию всех экономических, политических, социальных и психологических процессов, происходящих в мире, обществе и каждом человеке. В реальной жизни это должно проявиться в постепенном стирании границ между умственным и физическим трудом, между городом и селом, а в отношении конкретных людей

1 Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, № проекта 12-16-19008

- в уравнивании и упрощении этнических, потребительских и даже половых различий между индивидами. Успешная реализация этих тенденций должна, по мнению глобалистов, привести к созданию полностью обеспеченного в материальном отношении общества, управляемого единым мировым правительством. Противоположная глобализму модель социального развития стремится сохранить духовные традиции, хранящиеся в родовой памяти человека. Эта концепция объединяет людей, отстаивающих право на свою уникальность, которые не хотят быть как все и рассматривают специфические особенности каждой культуры как самую приоритетную человеческую ценность. Антиглобалисты пытаются бороться с попытками крупного капитала осуществить глобализацию общества, но их финансово-экономические, политические и социальные ресурсы несопоставимы с возможностями глобалистов. Поэтому все чаще, наряду с демократическими методами ведения борьбы, они используют не санкционированные правительствами глобалистов способы отстаивания своих принципов, вплоть до террористических.

Особенно ярко противостояние этих двух общественных моделей проявляется в подходах к ценностным решениям образовательных и воспитательных проблем. Сторонники глобализма стремятся доказать, что структура и содержание ценностей одинаковы у всех людей. Их противники озабочены поиском различий в ценностно-потребностной сфере различных социальных групп. Позиция антиглобалистов состоит в том, что каждый человек имеет уникальные родовые ценности, которые необходимо сохранить любой ценой.

Но жизнь современного человека вне социума не мыслима; она опосредована системой общественных ценностей, транслируемых через специально созданные социальные институты, главной целью которых является внедрение и закрепление в сознании людей приемлемых для власти форм социального поведения. С другой стороны, человек - представитель своего рода, а потому является носителем целой системы антропологических и психологических признаков, которые перешли к нему от предков.

Родовые антропологические характеристики складываются в антропотип, психологические - в психотип.

Современная социальная психология занимается исследованием общественных ценностей, совершенно игнорируя родовой психотип человека. Впрочем, такая позиция вполне понятна, поскольку структура и содержание психотипа не могут быть раскрыты с помощью опросов, использующихся в социально-психологических исследованиях - для этого нужны другие методы, способные вскрыть глубинные бессознательные феномены, которых в социальной психологии, увы, нет. Собственно, З. Фрейд и придумал психоанализ как систему методов для решения такого рода задач. Но его недостаток - в отсутствии объективных критериев оценки и интерпретации выдвигаемых психоаналитиком гипотез. Поэтому и существует бесконечное множество различных толкований психоанализа, поэтому К. Поппер и отнес эту теоретическую концепцию к разряду метафизических спекуляций.

Содержание психотипа - родовые и индивидуальные потребности, системно упорядоченные с помощью родовых ценностных форм - архетипов. Ценность - универсальная формальная психологическая категория, а потребность - понятие конкретное, но ни то, ни другое отдельно в человеке не существует, поскольку не бывает формы, не наполненной содержанием, как и не оформленного содержания. Теория ценностно-потребностной сферы личности дает возможность соотнести категории ценности и потребности и в содержательном, и в процессуальном аспектах [8].

Ценностно-потребностная сфера личности включает в себя две формообразующие составляющие. Первая - это номинальная система общественных ценностей, которая должна быть наполнена индивидуальным потребностным содержанием. Эти ценности выполняют роль шаблона, ограничивающего индивидуальные потребности человека так, что они могут удовлетворяться лишь в социально приемлемой форме. Вторая составляющая ценностно-потребностной сферы - глубинные родовые ценностные формы, которые тоже оказывают формирующее действие на индивидуальную потребностную структуру. Архетипические

ценности придает ценностно-потребностной сфере своеобразную родовую окраску [8; 13].

Таким образом, уникальный набор индивидуальных потребностей, формирующихся в процессе жизни человека, попадает под пресс двух мощных факторов - общественных ценностей, выражающих интересы общества и государства и обеспечивающих социально приемлемое удовлетворение индивидуальных потребностей, и родовых ценностных архетипов, придающих потребностям человека как представителя своего этноса родовой колорит.

Содержание общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы практически целиком определяется социальными и политическими институтами, доминирующими в обществе, и выполняющими этот социальный заказ СМИ. Система архетипических ценностей представляет собой родовое наследие индивида, которое передается из поколения в поколение, от предков потомкам точно так же, как наследственные антропологические признаки [2; 4; 14]. Архетипические ценности могут представлять различные уровни коллективного бессознательного, поэтому в них следует выделять общечеловеческое, одинаковое для всех людей содержание; расовое, характерное для отдельной расы; этническое, сформированное в рамках конкретной этнической группы и индивидуальное [15]. Речь идет не о разных системах ценностей, а о различном их содержании. И общечеловеческое, и расовое, и этническое, и индивидуальное содержание представлено разными потребностями, которые наполняют собой архетипические ценностные формы. Иными словами, в ходе естественного развития человечества формируются как потребности, общие для всех людей, так и для отдельных рас и этносов. Они и определяют конкретное родовое содержание всего человечества, отдельной расы и этноса. Кроме того, у каждого индивида в процессе жизни формируется уникальный набор индивидуальных потребностей, которые придает ценностно-потребностной сфере его личности неповторимое своеобразие.

Для психологической характеристики человеческой индивидуальности часто используется термин «идентичность», который буквально означает тождественность самому себе. Тем не менее, в социологически ориентированных исследованиях идентичность рассматривается как сознание принадлежности к своей общности и обособления от других. Формирование основ идентичности связывается с подростковым возрастом, но не отрицается ее становление и в более поздние периоды жизни, когда происходит переосмысление роли и значения собственной личности. В целом особенности формирования идентичности признаются сходными во всех социальных группах [3].

Такой подход к анализу феномена аутентичной целостности человека представляет идентичность как результат социализации, поэтому любая форма идентичности в социологии приобретает общественно обусловленный характер. Но отождествление личности с внешней по отношению к ней социальной группой не означает самотождественности человека, поскольку самотождественность - внутриличностный продукт. Поэтому описываемый в социологической литературе феномен - не идентичность, а идентификация, которая складывается в процессе социализации и представляет систему усвоенных стереотипов социального поведения, помогающих личности принимать правильные поведенческие решения в социально значимых ситуациях. Это полезные для любого индивида социальные установки. Формы социальной идентификации могут быть различными; по крайней мере, три из них объективно существуют: этническая, профессиональная и половая. Для каждой из них характерен свой ценностно-потребностный профиль, который определяется особой конфигурацией общественной ценностной подструктуры личности.

В теории ценностно-потребностной сферы [8; 11; 12] идентичность рассматривается как индивидуальная самотождественность и определяется степенью соответствия потребностей индивида требованиям коллективного архетипического бессознательного. Эмпирически уровень ценностной идентичности отражает определенный шаг в процессе осознания родовой самотождественности:

чем в большей степени индивидуальные потребности соответствуют системе архетипических ценностей, тем большей определенностью и цельностью характеризуется ценностно-потребностная сфера. Идентичность также может проявляться в трех формах: этнической, профессиональной и половой, каждая из которых имеет свой ценностно-потребностный профиль в родовой подструктуре ценностно-потребностной сферы.

И социальное отождествление, и архетипическая самотождественность имеют ценностно-потребностную природу. Идентификация формируется в процессе социализации, она может быть этнической (национальность), профессиональной (профессия), половой (гендер); самотождественность передается от предков потомкам и познается в ходе индивидуации как идентичность, которая также может осознаваться, как этническая (этничность), профессиональная (призвание), половая (пол) [11; 12].

Несоответствие потребностного содержания личности общественным ценностям или родовым архетипическим формам становится предпосылкой для возникновения внутриличностного конфликта. Он может проявляться в двух формах: в классическом виде, в частности, в форме невроза, либо как эндогенный конфликт, обусловленный глубинными архетипическими причинами. В любом случае внутриличностный конфликт - это конфликт самотождественности, но в первом варианте это кризис идентификации, а во втором - идентичности.

Возможен конфликт и между общественной и архетипической составляющими ценностно-потребностной сферы, когда социальные нормативы вступают в противоречие с содержанием родовых ценностей. В идеальном государстве содержание общественной и родовой ценностных подструктур должно совпадать, но, если противоречие между ними все же возникает, конфликт приобретает общественный характер. В какой форме он проявится, зависит от силы коллективного бессознательного этноса. Л.Н. Гумилев [1] считал этот фактор самой важной этнической характеристикой и называл его пассионарностью, а духовных лидеров этноса - пассионариями.

Решить проблему общественно-родового конфликта проще всего в моноэтническом государстве. Для этого необходимо привести содержание декларируемых властной элитой общественных ценностей в соответствие с родовыми архетипами этноса. Но в современном мире уже не осталось ни одной страны, на территории которой проживали бы представители только одного этноса. А поскольку формирование нового этноса - процесс, длящийся тысячелетиями в условиях строгой изоляции, появление новых этнических формирований в современных условиях невозможно. Речь может идти лишь о нациях - искусственных полиэтнических образованиях, создаваемых властью. Поэтому государственное решение проблемы общественно-родовых конфликтов связано с серьезными трудностями. Возможны два пути:

Наполнение общественной ценностной подструктуры таким содержанием, которое соответствовало бы потребностям всех этнических групп, населяющих регион. Но эта задача под силу лишь Богу или очень умному и мудрому правителю, каковых среди политических деятелей не бывает. Обсуждая возможность создания такого идеального государства, древнегреческий мыслитель Платон 2,5 тысячи лет назад предлагал уничтожить всех политиков и передать управление государством ученым-мудрецам.

Путь компромисса, который выбрали многие развитые страны, состоит в том, что содержание общественных ценностей приводится в соответствие с родовыми ценностями государствообразующего этноса, составляющего большинство населения. Этнические меньшинства, таким образом, вынуждены частично ограничить себя в удовлетворении потребностей, не соответствующих содержанию общественных ценностей, поэтому некоторая общественно-родовая напряженность остается. Если число этносов в государстве невелико, такая ситуация не приводит к социальному катаклизму, но, как только несколько полиэтнических стран объединяются в один мегасоюз, число этносов возрастает, выделить из них государствообразующий становится невозможно, и в результате происходит революционный взрыв. Современная ситуация в ЕвроСоюзе - яркое тому

подтверждение: как только любой этнос, например, греческий или испанский, ранее считавшийся государствообразующим, становится одним из этнических меньшинств, сразу возникает революционная ситуация. На территории России проживает более 150 этнических формирований, государствообразующий этнос -русские, а транслируемое властной элитой содержание общественных ценностей - приоритет материальных потребностей над духовными, пропаганда обогащения любыми, в том числе криминальными, способами, карьеризм и т.п. - сильно отличается от родового архетипического наследия не только русских, но и подавляющего большинства российских этносов.

Формирование самотождественности индивида происходит по-разному. Социальная идентификация фактически предопределена общественными ценностями, юридическими и моральными законами, групповыми нормативами поведения. Она реализуется в виде системы аттитюдов, определяющих поведение человека в социально типичных ситуациях. Этот процесс идет в направлении от первоначально осознанных поведенческих форм к их постепенной интериоризации. Психологический механизм формирования аттитюда - приведение индивидуальных потребностей в соответствие с содержанием подструктуры общественных ценностей. Если потребности личности не вступают с ним в противоречие, формируется аттитюд, если вступают - возникает класс-сический психогенно обусловленный конфликт. В социальной психологии формирование системы аттитюдов описывается как социальная идентификация, разворачивающаяся в русле глобального процесса социализации, главная цель которой -сформировать у индивида как можно больше полезных автоматизированных форм приспособительного социального поведения. Эта магистральная цель обслуживает, прежде всего, интересы властной элиты, а потому на практике реализуется через многочисленные институты социализации.

Местом локализации идентичности является родовая память архетипического бессознательного индивида, а потому, в отличие от социальной идентификации, она существует изначально, но не

осознается человеком. Познание идентичности связано с процессом, который разными авторами описывается как индивидуация, самореализация, самоактуализация, самоопределение, самосовершенствование и т.п. Эти процессы начинают активно разворачиваться только в определенном возрасте; более того, они способны проявиться не у каждой личности. Психологической предпосылкой индивидуации является социальная зрелость человека - такая возможность появляется только после завершения процесса социализации, когда индивид накапливает необходимый для успешной адаптации к требованиям социума набор аттитюдов. В психологических исследованиях чаще всего пытаются фиксировать и анализировать степень осознанности идентичности: чем выше ее уровень, тем большей определенностью и стабильностью характеризуется ценностно-потребностная сфера личности. К. Юнг [15] считал, что этот процесс составляет истинный смысл жизни человека на Земле. Если итогом социализации становится личность как система социально полезных аттитюдов («социализация во внешний мир»), то в результате индивидуации раскрывается индивидуальность человека, сознающего и пытающегося реализовать заложенный в нем глубинный творческий потенциал («социализация во внутренний мир»).

К сожалению, подавляющее большинство людей заканчивают свою жизнь на этапе социализации, поэтому потребность в индивидуации у них так и остается нереализованной. А. Маслоу [5; 6] считал, что такая потребность есть у каждого, но в отношении большинства индивидов общество и государство не может создать необходимых условий для ее актуализации. Более того, государство не заинтересовано во всеобщей самоактуализации, оно всегда стремилось путем стандартной социализации сделать всех людей как можно более одинаковыми, потому что ими легче управлять. Самоактуализирующаяся личность начинает думать, а это для любой власти крайне опасно. Поэтому любая воспитательная или образовательная система явно или скрыто стремится к усреднению и стандартизации обучающихся. Социально-психологическим механизмом образовательной и

воспитательной стандартизации служит конформизм, повсеместно внедряемый всеми властными институтами и СМИ. Педагоги же, утверждающие, что работают в рамках широко разрекламированного личностно-ориентированного подхода, как правило, лукавят, поскольку индивидуальная работа с каждым субъектом, в силу того, что любая образовательная или воспитательная программа всегда осуществляется в рамках какого-то стандарта, который с неизбежностью ведет к усреднению, в принципе невозможна. Поэтому А. Маслоу сформулировал современную образовательно-воспитательную парадигму именно так: «каждый ребенок рождается гением, родители делают его талантливым, а школа -нормальным».

Важный вопрос - возможна ли самоактуализация в более раннем возрасте, скажем, в подростковом или в юности? Ответ на него будет отрицательным, поскольку у подростка еще нет личностных предпосылок для самоактуализации, а его претензии на взрослость - попытки самоутверждения. А самоутверждение и самоактуализация - не одно и то же; первое представляет собой неадекватную идентификацию, второе - познание своей идентичности и реализация на основе этого знания творческого потенциала. В юности личность становится более зрелой, поэтому неосознанные спонтанные попытки самоактуализации в этом возрасте случаются. Но и они обречены на провал, поскольку у молодого человека еще не завершился процесс социализации. Юношеская самоактуализация обычно реализуется в молодежных субкультурах, и там действительно она может проходить более или менее успешно. Но, как только эти процессы выходят за пределы неформальной группы, возникает конфликт с обществом и государством. Причина этого социального противоречия -незавершенная социализация: в юношеском возрасте еще не сформировалась система социально полезных аттитюдов, обеспечивающая личности возможность адекватной адаптации.

Ценностно-потребностная сфера - особая личностная структура, представляющая собой уникальную совокупность индивидуальных потребностей, формирующихся в течение жизни

индивида под влиянием одобряемой групповым большинством и государством подструктуры общественных ценностей и направляемая коллективными архитипическими матрицами, представляющих собой родовое наследие индивида. Структура ценностно-потребностной сферы относительно стабильна, но в процессе социализации и следующей за ней возможной самоактуализации постоянно пополняется новым потребностным содержанием, которое определяется актуальностью отдельных потребностей и субъективным предпочтением конкретных ценностных форм.

Идентификация формируется общественными нормами, предъявляемыми социумом индивиду; идентичность характеризует степень самотождественности личности, соответствия ее индивидуальных потребностей требованиям родового архетипического бессознательного. И социальная идентификация, и родовая идентичность имеют ценностно-потребностное происхождение. Эмпирически уровень идентичности отражает степень осознанности личностью своей самотождественности: чем в большей степени индивидуальные потребности соответствуют содержанию родовых архетипических форм, тем большей определенностью, цельностью и осознанностью характеризуется ее ценностно-потребностная сфера, тем в большей степени проявляется ее зрелость и гармоничность.

Этническая идентификация - система аттитюдов, обусловливающая готовность индивида реагировать на конкретную этническую ситуацию определенным стереотипным поведением. В отличие от идентичности, постепенно осознаваемой в процессе индивидуации, этническая идентификация первоначально сознательна, а затем становится автоматизированным бессознательным стереотипом социального поведения. Этническая идентификация - совокупность приобретенных этнических аттитюдов, этническая идентичность -индивидуальная реализация родового этнического архетипа.

Профессиональные ценности - общественные формы, которые в процессе профессионализации должны наполниться

индивидуальными потребностями. Результатом этого процесса является профессиональная идентификация, проявляющаяся в поведении как система приобретенных профессиональных аттитюдов. Она имеет ценностную природу и может быть охарактеризована особым ценностным профилем общественной подструктуры ценностно-потребностной сферы личности.

Профессиональный архетип - призвание к деятельности, которое изначально заложено в человеке и обусловлено его родовым наследием. Призвание тоже имеет ценностную природу и эмпирически может оцениваться как степень осознанности родового профессионального архетипа [7; 10].

В раннехристианском учении любая деятельность, кроме служения Господу, считалась богопротивной и рассматривалась как наказание человеку за его первородный грех. Светское обоснование эта идея получила в сочинениях Августина и Плотина, где она формулируется в виде принципа аскезы: человек должен ограничивать себя в плотских удовольствиях и духовно самосовершенствоваться, тем самым приближаясь к Богу. В XVI веке М. Лютер пересмотрел эту доктрину, и в реформированном протестантизме деятельность, талант к которой дарован человеку Богом, также становится богоугодной. Это и есть призвание. Но при этом ни один человек не освобождался от необходимости вести аскетический образ жизни; такая эмансипация произошла только к концу XIX столетия, когда доминирующей ценностью, декларируемой американо-европейской властной элитой, стал не принцип аскезы и не вера в Бога, а получение выгоды любой ценой.

Познание профессионального архетипа, точно так же, как и этнического, происходит в процессе индивидуации, способствующей осознанию личностью своего призвания, своей профессиональной идентичности. Этот процесс начинается после завершения профессионализации - нормативного освоения деятельности, поэтому говорить об осознанной профессиональной идентичности можно лишь во второй половине жизни человека. Другими словами, профессиональная самоактуализация возможна только после полного завершения профессиональной

социализации [9].

Одним из проявлений кризиса среднего возраста некоторые психологи считают «утрату личностью профессиональной идентичности». Взрослый человек, имеющий неплохое образование и профессию, постепенно осознает, что занимается не своим делом, что его профессиональная деятельность не приносит ему удовлетворения. В такой ситуации одни принимают радикальное решение круто изменить свою жизнь и приобрести новую профессию, соответствующую их призванию; другие ничего не предпринимают, оставаясь в не приносящей удовлетворения профессии. В обоих случаях речь не идет об утрате «профессиональной идентичности», потому что лишь с этого момента она только начинает осознаваться человеком. Рушится в этой ситуации профессиональная идентификация - выработанная в процессе профессионализации система профессиональных аттитюдов. К краху профессиональной идентификации приводит несоответствие содержания ценностей, навязчиво рекламируемого институтами власти и СМИ, призванию человека.

Таким образом, профессионализацией или профессиональной социализацией называется процесс освоения нормативно одобренных способов деятельности, а его продуктом становится система аттитюдов, определяющих готовность индивида реагировать на конкретную профессиональную ситуацию нормативным поведением. В отличие от призвания, постепенно осознаваемого в процессе самоактуализации, профессиональный аттитюд первоначально сознателен, но очень быстро становится автоматизированным бессознательным стереотипом профессионального поведения. Процесс профессионализации доминирует в первую половину жизни, процесс профессиональной самоактуализации - во вторую. Поэтому необходимо различать и эти два ценностных профиля: профессиональную идентификацию, представляющую собой совокупность приобретенных нормативно одобренных стереотипов профессионального поведения и профессиональную идентичность - индивидуальную реализацию родового профессионального архетипа - призвания человека.

Гендерная идентификация и половая идентичность - также профили общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы. Идентификация с определенным вариантом сексуального поведения означает сознательное принятие себя как психологически принадлежащего к мужской, женской или транссексуальной популяции, обусловленное соответствующим воспитанием, влиянием социальных факторов и СМИ; для ее обозначения используется специальный термин - гендер, то есть социальный пол. Половая идентичность - генетически предопределенный архетипический ценностный комплекс, соответствующий физическому полу индивида.

Феномен гендера в жизни человека - временное явление, это социальное заблуждение, которое провоцируется субъектами, получившими в свои руки рычаги социального влияния. Ведь человек, в определенный период жизни блуждающий от одного гендера к другому, в итоге все-таки осознает свою половую идентичность и обязательно примкнет либо к своему физическому полу, либо изменит его в случае несовпадения полового архетипа и антропотипа. Еще в недалеком прошлом такого рода социальные эксперименты индивида квалифицировались как сексуальные перверзии, рассматривались как признак не только моральной, но и физической дегенерации и даже преследовались уголовным законом. Французский психиатр О.Б. Морель, например, считал, что таким образом природа ограничивает воспроизводство дегенеративных личностей и сама себя защищает от негативных последствий процесса вырождения.

Таким образом, идентичность представляет собой родовой архетипический комплекс, идентификация - результат формирования системы социально обусловленных установок - аттитюдов. Идентичность и идентификация - формальные научные конструкты, но когда они наполняются потребностным содержанием отдельного индивида, профессиональной группы или этноса и приобретают конкретный смысл, речь идет о ценностных профилях (половом, профессиональном, этническом) идентификации и идентичности.

Этническая идентификация - принятие личностью своей принадлежности к определенной этнической группе (национальность); она целиком обусловлена факторами социального влияния (институты власти, СМИ); этническая идентичность (этничность) -наследственно заданный архетипический комплекс, включающий в себя всю родовую историю индивида.

Профессиональная идентификация - сознательное отождествление себя с конкретной профессиональной группой, происходящее под давлением факторов социального влияния; профессиональная идентичность - призвание к определенной сфере труда, «богоугодной деятельности», талант к которой изначально заложен в человеке.

Половая идентификация - причисление себя к группе с определенными стереотипами сексуального поведения (гендер); половая идентичность - унаследованный от одного из родителей ценностный архетипический комплекс, соответствующий физическому полу.

Формально структура идентификации и идентичности совпадает, но они имеют разное происхождение: идентификация формируется под воздействием социальных интервенций и является продуктом социализации индивида; идентичность наследственно задана человеку всеми предшествующими поколениями его рода. Идентификация складывается в процессе социализации как система аттитюдов - первоначально осознанных комплексов побуждений, впоследствии автоматизированных и ставших бессознательными поведенческими стереотипами, помогающими человеку быстро принимать правильные решения в социально значимых ситуациях. Идентичность сначала не осознается человеком, но в процессе индивидуации может стать сознательным феноменом: по преданию, Будда смог познать все свои предыдущие воплощения. Процесс идентификации происходит в первую половину жизни - К. Юнг называл его «социализацией во внешний мир»; осознание идентичности - во вторую. По К. Юнгу это - индивидуация или «социализация во внутренний мир». Индивидуация всегда проходит через кризис идентичности:

для того, кто сумел его преодолеть, открывается путь к самоактуализации, а тот, кто не смог - обречен на невротизацию.

Литература.

1. Гумилев Л.Н. Рождение нации. М.: АСТ, 1998.

2. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию / Пер. с анг. СПб.: Евразия, 1998.

3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство. Новосибирск: НГПУ, 2007. 472 с.

4. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. 794 с.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.

6. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 1997. 304 с.

7. Морогин В.Г. Теория и практика ценностно-потребностной диагностики профессиональной мотивации // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности. Новосибирск. 2010. С. 42-67.

8. Морогин В.Г. Общетеоретические и этнопсихологические вопросы теории ценностно-потребностной сферы личности // Социокультурные проблемы современного человека. Ч. I. Новосибирск: НГПУ. 2010. С. 91-111.

9. Морогин В.Г. Методологические принципы ценностно-потребностного анализа профессиональной идентичности // Теоретическая и экспериментальная психология. М., 2010. Т. 3. № 4. С. 44-61.

10. Морогин В.Г. Психологические детерминанты профессиональной пригодности // Проблемы мотивации учебной деятельности студентов в условиях модернизации высшего образования. Новосибирск. 2011. С. 10-20.

11. Морогин В.Г. Психологическая концепция идентичности. Сибирский педагогический журнал. № 11. Новосибирск, 2011. С. 233-254.

12. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная структура идентификации и идентичности // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы / Под общ. ред. В.Г. Морогина. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2012. С. 3-10.

13. Морогин В.Г., Гусева Т.Б. Структура ценностно-потребностной сферы личности молодежи: этнические ценности русских и хакасов. Абакан: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 158 с.

14. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. М.: София, 2006. 368 с.

15. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

© В.Г.Морогин, 2013.

— • —

УДК 378.14

СТРУКТУРА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Стоименова, Я. (Болгария, Благоевград).

Резюме. В статье раскрываются психолого-педагогические и методологические аспекты формирования математических способностей. В результате теоретического анализа литературных данных по этому вопросу предложена оригинальная концепция структуры математических способностей учащихся начальной школы.

Ключевые слова: учащиеся начальной школы, математические способности, структура способностей.

Психолого-педагогические и методические аспекты формирования личности младшего школьника требуют подробного изучения его способностей, в частности - математических, их структуры и условий их формирования.

Эти способности формируются в процессе математической деятельности, но их структура не идентична структуре деятельности, а построена из определенных психических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.