ходиться среди себе подобных, у них наблюдается стремление взаимодействовать друг с другом. Однако в дальнейшем использование преимущественно паралингвистических и несовершенство лингвистических средств общения значительно сужает межличностные контакты детей, прежде всего, с нормально слышащими людьми. Кроме этого, дошкольники не могут в достаточной мере использовать слух как средство накопления социальных представлений, которые без специального обучения отличаются узостью, фрагментарностью. В результате несовершенными оказываются представления о моральной норме, правилах общественного поведения, что приводит к возникновению дополнительных трудностей в развитии отношений со сверстниками (Ю.В. Гайдо-ва, Л. А. Головчиц, Б. Д. Корсунская, Л.П. Носкова, В. Петшак, В.В. Заболтина и др.).
Незрелость средств коммуникации играет решающую роль и в личностном развитии детей с нарушениями речи. Неуверенность в себе, проявления негативизма, замкнутость, как результат реагирования ребенка на свой дефект, влияют на характер его общения со сверстниками. Отмечается недоразвитие социальной направленности, незрелость форм межличностного взаимодействия. Основной причиной этого можно считать несовершенство вербальных и невербальных средств. В сущности, у детей не развивается полноценное деловое общение, которое в значительной мере строится на использовании жестов, мимики, образных движений. Следовательно, на уровне внеситуативных форм общения ребенок оказывается еще более несостоятелен, что способствует
разобщению детского коллектива. (Л. А. Зайцева, В.В. Коржевина, О.С. Павлова, В.И. Селиверстов, О.А. Слинько, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева, Е.П. Чернова, О.О. Шацкая и др.).
Таким образом, социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста характеризуется своеобразием, которое оказывает неблагоприятное влияние на становление их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Фактически оказываются несформированными основные механизмы социализации, что указывает на психосоциальную дезадаптацию детей и делает необходимым определение специальных условий и содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие системы социальных связей.
Литература
1. Безопасность развития личности в процессе социализации: словарь-справочник / под ред. В.Г. Маралова,
Н.В. Гольцовой. - Череповец, 2010.
2. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб., 2006.
3. Психологическая коррекция и социальное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. - СПб., 2010.
4. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М., 2008.
5. Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М., 2009.
УДК 371.927
Л.В. Июдина
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена актуальной для современной коррекционной педагогики проблеме взаимодействию специалистов дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида в процессе формирования коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В статье определены основные требования к построению организационных структур в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, выполнение которых позволяет повысить их эффективность.
Ценностно-ориентационное единство, взаимодействие специалистов, дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида, общее недоразвитие речи.
The article is devoted to the problem of interaction of experts of preschool educational institutions of a compensating type in the process of formation of communicative activity of children of the senior preschool age with the general underdevelopment of speech. The article defines the basic requirements for modelling the organizational structures in a preschool educational institution of the compensating type; their fulfillment allows to raise their efficiency.
Value-orientation unity, interaction of experts, a preschool educational institution of a compensating type, general underdevelopment of speech.
Всякое взаимодействие определяется целью (Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, З. И. Васильева, В. В. Давыдов, В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев, Е. С. Кузьмин,
Т.Е. Конникова, В.П. Лебедева, В.Н. Мясищев, В.А. Орлов, В.И. Руденский, В.В. Рубцов, Н.Н. Тренев и др.) [2, с. 4]. Как бы ни было сложно устроено сооб-
щество, в любом из них можно выделить два крайних случая: цели либо совпадают, либо противоположны. В случае совпадения целей наилучшим способом взаимодействия является сотрудничество. При таком взаимодействии возникает положительный психологический климат, мнение каждого ценится. Группа, построенная по такому принципу, легко перестраивается, способна приспосабливаться к изменениям и реагировать на новшество [1, с. 3].
В ходе экспериментальной работы мы выделили основные требования к построению организационных структур, выполнение которых позволяет повысить их эффективность: наличие ясно сформулированной цели или нескольких целей (принцип единства); организационная структура должна быть предельно проста, чтобы обеспечивать возможность работникам легче понимать, приспосабливаться к данной форме управления и активно участвовать в реализации целей организации и динамичность структуры, что особенно важно в изменяющихся условиях. Система связей должна быть эффективной, обеспечивать четкую и быструю передачу информации, необходимо уменьшить до минимума искажения в информационных источниках и распоряжениях (в процессе передачи), иметь соответствующую обратную связь. Количество звеньев в организации не должно быть слишком большим, так как это не характерно для дошкольного образовательного учреждения (ДОУ); функции линейного руководства должны быть четко разграничены и скоординированы.
Наилучшая структура позволяет организации эффективно распределять и накапливать усилия своих сотрудников и достигать своих целей с высокой эффективностью. Обеспечение ценностно-ориентационного единства целевого, ориентировочного и содержательного компонентов процесса взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида включает в себя, прежде всего, обеспечение осознания педагогами общения как особой самоценной деятельности и себя как части команды единомышленников, объединенных едиными целями и задачами работы с детьми
[2], [4], [5].
Для ДОУ компенсирующего вида важнейшей задачей является выполнение социального заказа, важ-
нейшим клиентом - дети с особыми образовательными потребностями и их родители, что определяет необходимость построения модели управления взаимодействием специалистов, в которой ключевая роль отводится администрации ДОУ, которая призвана выполнять следующие функции (см. табл. 1).
Реализация представленного подхода позволяет решить две взаимосвязанные задачи: четко определить функциональные обязанности специалистов, когда каждый знает, где и какие функции он должен выполнять в определенный промежуток рабочего времени, а также с кем он взаимодействует по своим функциональным обязанностям [3].
На начальном этапе экспериментальной работы по организации эффективного взаимодействия специалистов СДОУ необходимо оценить степень зрелости значимых для эффективного взаимодействия качеств личности специалистов, а также уровень развитости педагогического коллектива. Для этого используются методики на определение уровня сформированности педагогических способностей. Необходимо также определить стиль общения с детьми, уровень социальной фрустрированности и ситуативной и личностной тревожности специалистов, выявить психологический климат в педагогическом коллективе, диагносцировать степень эмоционального выгорания специалистов, особенности их самооценки.
Создание педагогического коллектива как итога развития группы, высшей ее стадии, предполагает наличие следующих отличительных признаков: наличие общей и общественно значимой цели совместной деятельности, одновременно личностно значимой для членов группы; наличие особой структуры отношений между членами группы, опосредованных содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями, задачами.
Показателями диагностики и одновременно целевыми установками экспериментальной работы по организации ценностно-ориентационного единства в организации эффективного взаимодействия специалистов являются следующие структурные характеристики коллектива (см. рис. 1).
Таблица 1
Деятельность администрации ДОУ компенсирующего вида в организации эффективного взаимодействия специалистов
Функции Общее содержание деятельности
Информационно- аналитическая Организация и формирование банка данных о кадровом обеспечении педагогами и специалистами, о нормативно-правовой базе, о детях
Мотивационно- целевая Совместное обсуждение предполагаемых результатов, установление эмоционального контакта между педагогами и специалистами. Организация взаимодействия специалистов ДОУ для решения проблем диагностики, воспитания, коррекционно-развивающего обучения и социальной адаптации ребенка
Планово-диаг- ностическая Определение связей между педагогами и специалистами. Планирование работы специалистов, координация их деятельности
Организационно- исполнительская Организация исполнения намеченного плана. Повышение квалификации, обучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Контрольно-ди- агностическая Осуществление контроля по всем направлениям взаимодействия педагогов и специалистов
Регулятивно- коррекционная Обеспечение регулирования и коррекции по всем направлениям взаимодействия специалистов
Рис. 1. Структурная характеристика педагогического коллектива ДОУ компенсирующего вида
Рассмотрим структурные компоненты схемы.
Общая характеристика коллектива - уровень его развития (уровень зрелости) - способность коллектива ставить актуальные и реалистичные общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, интегрированных общими целями, строить и гибко изменять структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью. Уровень развития коллектива определяется как функция трех других характеристик: ценностноориентационной зрелости, организованности и сплоченности.
Ценностно-ориентационная зрелость коллектива. В деятельности педагогического коллектива можно выделить три типа целей: собственно образовательные цели (текущие цели учебно-воспитательной и коррекционной деятельности), цели развития учебно-воспитательной и коррекционной деятельности, цели саморазвития педагогического коллектива.
Наиболее развитый педагогический коллектив ставит перед собой цели всех трех типов. Такой коллектив способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал детского сада (определяемый используемыми педагогическими технологиями и условиями для полноценной реализации), но и эффективно наращивать его за счет освоения новшеств и повышения профессионального уровня педагогов, совершенствования своей структуры. То, какие цели ставит перед собой коллектив, говорит о его ценностно-ориентационной зрелости.
Ценностно-ориентационная зрелость педагогического коллектива - это характеристика, отражающая степень готовности его членов прикладывать усилия для достижения высоких результатов в учебновоспитательной деятельности, в ее развитии и саморазвитии коллектива. Уровень ценностно-ориентационной зрелости определяется значениями трех
первичных характеристики коллектива: ориентированности на достижение в текущей деятельности, ориентированности на развитие и ориентированности на саморазвитие.
Ориентированность на достижения в текущей деятельности характеризует готовность членов коллектива прикладывать усилия для того, чтобы максимально использовать образовательный и развивающий потенциал ДОУ компенсирующего вида.
Ориентированность на развитие деятельности показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения стимулируют активность его членов в совершенствовании содержания, организации и методов учебно-воспитательной и коррекционной деятельности.
Ориентированность на саморазвитие коллектива показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения способны стимулировать активность его членов в повышении своего профессионального и культурного уровня.
Организованность коллектива. Постановка общих целей, во-первых, еще не гарантирует их достижение, а во-вторых, в зависимости от организации взаимодействия между членами коллектива цели могут достигаться разными затратами усилий и за разное время. В каждом детском саду существует формальная структура, в которой отношения между педагогами регламентированы нормативными актами. Но эти акты не могут определять всего. В жизни детского сада существует много ситуаций, требующих от педагогов самоорганизации совместных действий.
Под организованностью коллектива понимается его способность формировать рациональную структуру совместных действий гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Она зависит от ответственности членов коллектива, их сработанности и включенности в управление.
Ответственность характеризует, насколько добросовестно относятся члены коллектива к выпол-
оценкой коллектива качества полученного результата.
Совместимость - это характеристика коллектива, отражающая, в какой мере существующие межличностные отношения несут в себе потенциальную угрозу возникновения отчужденности и межличностных конфликтов. Потенциальная стабильность коллектива отражает степень привлекательности работы в нем для его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава педагогов в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости.
Полученные в ходе экспериментального исследования результаты подтверждают эффективность формирования коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи при условии организации ценностно-ориентационного единства взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Литература
1. Денисова, О.А. Детская логопсихология / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова / под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2008.
2. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М., 1998.
3. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д, 2002.
4. Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М., 2009.
5. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М., 1987.
УДК 316.614
О.Ю. Лимаренко, С.В. Мурашкина
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Н.В. Гольцова
ВЫЯВЛЕНИЕ УГРОЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации государственного научного гранта Вологодской области для финансирования поддержки инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ аспирантов, № 115 от 23.08.2011
В статье обозначена проблема выявления угроз социализации ребенка в семье. Представлены результаты эмпирического исследования семьи как микросреды. Обозначены ресурсы снижения интенсивности угроз социализации.
Социализация, безопасная социализация, угроза, опасность, риск, микросреда, семья.
The problem of revealing threats of children’s socialization in the family is considered in the paper. The results of the scientific research of the family as micro environment are represented in the article. The research defines the resources of reducing the intensity of threats of socialization.
Socialization, safe socialization, threat, danger, risk, micro environment, family.
Социализация индивида в большинстве своем сти в различные типы социальных общностей через
рассматривается как процесс вхождения его в мир культуру, ценности и нормы, на основе которых
конкретных социальных связей и интеграция лично- формируются социально значимые черты личности.
нению своих обязанностей без жесткого контроля со стороны администрации, а также их готовность по собственной инициативе принимать на себя ответственность за выполнение каких-то новых работ, формально не входящих в их обязанности.
Сработанность коллектива характеризует степень готовности его членов в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю. Особенно важна сработанность в педагогических коллективах, внедряющих новшества. Если координация действий осуществляется только через руководителя, то вероятность успеха будет невысокой.
Включенность в управление характеризует степень влияния передовых членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы дошкольного учреждения.
Сплоченность коллектива - это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Если организованность характеризует способность группы формировать рациональную структуру взаимодействия между педагогами, то сплоченность -способность сохранять эту структуру. Сплоченность зависит от единства ориентаций, совместимости и потенциальной стабильности коллектива.
Единство ориентаций показывает степень принятия членами коллектива его целей и реализуемых способов их достижения. Это выражается в совпадении мнений, оценок, установок и позиций воспитателей по отношению к различным моментам совместной деятельности, прежде всего, в согласии с