ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 37-39. УДК 1
Н.В. Перунова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ЦЕННОСТНО-АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Посвящена ценностно-архетипическому комплексу как психически оформленному выбору изначальным сообществом людей (ставшего народом) угла взаимодействия психо-физического и духовного начал, определившего его особость и исторический путь, который есть полное разворачивание в пространстве и времени идеи народа, в контексте общего движения человечества в решении противоборства или взаимодействия начал мира.
Ключевые слова: ценности, архетипы, культура, ценностно-архетипический комплекс.
Отечественная философия ставит перед нами вопрос о необходимой связи ценностей и архетипов, о существовании их в едином комплексе. Сегодня понятия архетип и ценность не только пересекаются, но и, по сути, отождествляются некоторыми исследователями (Е.А. Колчанова, А.В. Лубский, А.И. Субетто и др.). Современные ученые идут дальше юн-говского понимания архетипа как инстинкта, рассматривая его как основу культуры, ее неизменный первотекст, из которого рождается менталитет и мировоззрение народа. Архетип как первотекст создается коллективным трудом народа в процессе его взаимоотношений с природой, окружающим миром. Он находится в основании культуры и определяет ее специфический национальный характер. Но, находясь в основании культуры, архетип уже выступает в синтезе с ценностями.
Рассмотрение архетипа и ценности в их возникновении и взаимодействии приводит нас к вопросу о соотношении природного и социального как двух сторон общественной жизни. Под природой человека А.М. Ковалев понимает всю совокупность качеств, служащих основой и причиной социального и общественного развития. С одной стороны, человек подчинен законам движения материи (рождение - умирание, видовое становление и разнообразие, размножение). С другой - человек понимается в своей специфической природе, отличной от животного,-его способности к осознанию, рефлексии, языку. Ковалев связывает это с социальностью: потребностью изменять природу и создавать свой собственный мир. Основной характеристикой человека, пишет автор, вслед за В.И. Лениным, выступает поиск и создание условий с целью обеспечения гармонического и всестороннего развития своих сущностных сил, через социальное, оптимальное гармоническое самовыражение путем активного сознательного поиска и перестройки на основе труда и окружающих условий адекватно своим потребностям [1, с. 80].
Диалектика природного и социального в единстве общественной жизни мыслится А.М. Ковалевым как отношение общего и особенного,
© Н.В. Перунова, 2010
38
Н.В. Перунова
природно данного и искусственно созданного. Многие исследователи определяют архетип как неизменное, природно данное, лежащее в основе человеческого мира, его общественной жизни и культуры. Тогда архетип есть то, что вбирает в себя признаки животной природы (рождение-смерть), а также собственно человеческой (человек-социум). Он одновременно всеобщ, но и есть форма, которая наполняется особенным содержанием, характерным для определенной человеческой общности. В советской философии ценность определяется как то, что надстраивается над взаимодействием природного и социального, что обобщает, оценивает, нормирует их отношения, содействуя их закреплению и дальнейшей трансляции. Ценность вырастает из общественных отношений, в то же время их определяя. В этом смысле всеобщая ценность, определяющая человека вообще, есть обоснование стремления человека изменить окружающий мир и свою, природ-но данную дискретность, вновь собрав отношения человека, человеческого мира и природного мира в одно целое. Всеобщий архетип есть поведенческая модель, закрепленная в памяти человечества и детерминирующая его действия в отношении жизни - смерти - рождения, а также отношений природа - человек.
Это достаточно сложное явление, вбирающее в себя как природный инстинкт по сохранению и продолжению жизни, свойственный всему живому, так и собственно человеческий инстинкт, созданный самим человеком и закрепленный в его коллективной памяти. Архетип определяет характер его отношений с природой, как с тем, чей частью он является и чем окружен, и что он всегда стремится преобразовать. Характер этих преобразований определяет социальный инстинкт человека, сложившийся в определенных естественных сообществах, таких как этнос, суперэтнос. Между тем, определяя архетип как инстинкт природный и социальный, мы видим, что архетипу свойственна детерминация человека как раз и навсегда закрепленная модель поведения. Если это так, то человечество не может развиваться. Если считать ценности выходящими из содержания архетипов, то ценности только обосновывают и нормативно закрепляют их, тем самым препятствуя развитию человека, что противоречит истории. Поэтому мы предлага-
ем различать ценности абсолютные и относительные, по терминологии Н.О. Лосского. С другой стороны, указанное противоречие снимается только в том случае, если мы рассматриваем ценность и архетип не в отношении, кто первичен, а кто вторичен, а сразу в их равности и равнодействии, в их комплексе. Это подчеркивает и А.М. Ковалев, утверждая одновременное взаимодействие природного и социального в рождении и существовании общественной жизни.
Таким образом, ценность абсолютная -это стремление человека преобразовать себя и мир с целью снятия присущей ему дискретности. Архетип природный обозначает отношения «природа - человек», сюда включаются природный инстинкт, поведенческая модель живого существа в ситуациях жизни - смерти - рождения, а также само отношение человека к природе, как физическому миру и как к природе божественной. Архетип социальный будет надстройкой над природным, в ситуации характера отношений «человек - социум», в характеристике и распределении его ключевых агентов (вождь, герой, женщина). Ценность относительная есть, с одной стороны, понимаемая человеком ценность абсолютная, как идея и идеал, которому он следует в своем творчестве. С другой - то, что выводится человеком из сложившейся общественной жизни, как продукта его творчества.
Ценность абсолютная и относительная, архетип природный и социальный образуют единый комплекс. С одной стороны, архетип закрепляет опыт человечества, образуя непрерывность. С другой, ценность обуславливает как создание таких моделей, так и их развитие, поскольку каждый раз сопоставляет имеющуюся модель с собой, выявляя недостатки и обеспечивая ее изменение. Но абсолютная ценность находится вне человеческого и природного мира, она им не обусловлена, она выступает скорее его идеалом, идеей. Архетип, наоборот, есть то, что сложено самим человеком. В этом смысле, абсолютная ценность есть созерцание человеком того, что находится вне мира, и того, к чему человек стремится. Тогда относительная ценность есть трактовка абсолютной ценности человеком, исходя из его природы. Последнюю выражает архетип как обозначение вообще человеческой природы, так и его природы социаль-
Ценностно-архетипический комплекс
39
ной, им самим созданной в результате выбора отношения к природе.
Ценностно-архетипический комплекс есть символ, являющий собой результат осмысления предшествующих этапов, а также выражающий ценностные отношения человека и природы, человека и социума, в лице его агентов, созданной культуры и абсолютной ценности, находящейся за ее пределами. Он есть психически оформленный выбор изначальным сообществом людей (ставшего народом) угла взаимодействия психо-физического и духовного начал,
определившим его особость и его исторический путь, который есть полное разворачивание в пространстве и времени идеи народа, в контексте общего движения человечества в решении противоборства или взаимодействия начал мира. Ценностно-архетипический комплекс есть ядро культуры, а культура - его осуществление и выражение.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ковалев А. М. Диалектика способа производства общественной жизни. М., 1982.