УДК 378 : 124.5 : 159.923 : 821.161.1 Южанинова Екатерина Рафаэлевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Оренбургского государственного университета У^єгі na@yandex. ш
ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА М.А. БУЛГАКОВА КАК ЗНАЧИМЫЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Yuzhaninova Ekaterina Rafaelevna
PhD, Assistant Professor, Social Philosophy Department, Orenburg State University [email protected]
THE VALUE SYSTEM OF M.A. BULGAKOV AS AN IMPORTANT PATTERN FOR THE SELF-DETERMINATION OF CONTEMPORARY STUDENTS
Аннотация:
В статье рассматривается актуальность использования творческого потенциала М.А. Булгакова и обосновывается, почему его ценностная система может служить образцом для самоопределения студента. Демонстрация ценностно-смысловых поисков писателя способствует ценностному самоопределению учащегося в пространстве культуры.
Ключевые слова:
ценности, ценностная система, М.А. Булгаков, самоопределение, образец, студент, философия, гуманизм.
Summary:
The article considers the relevance of application of Bulgakov’s creative potential. The author discusses why the value system may serve as a pattern for student’s identity. Demonstration of the writer’s searching for meaning and values can help development of students’ own value identity in the space of culture.
Keywords:
values, value system, M.A. Bulgakov, selfdetermination, pattern, student, philosophy, humanism.
На сегодняшний день актуальным является формирование такой ценностной системы, которая была бы гуманистической по своей сути в широком смысле слова. В этой связи необходимым видится усиление роли и места преподавания гуманитарных дисциплин в школе и вузах, поскольку именно дисциплины этого цикла в большей степени влияют на формирование духовности и становление ценностной системы, основанной на доминировании гуманистических, общечеловеческих ценностей. Нынешнее студенчество - это люди, от которых завтра будет зависеть судьба общества, поэтому столь важно сегодня качнуть маятник социального развития в сторону становления его гуманистического типа. В данной статье мы рассмотрим, каким образом ценностная система М.А. Булгакова может служить значимым образцом самоопределения для студентов в процессе преподавания дисциплин философского и филологического циклов.
Сегодня особо актуален вопрос о возможностях формирования нового типа мышления, свободного от догм и стереотипов, но основывающегося на базовых ценностях человечества и культуры. В связи с этим видится необходимым использование уже накопленного предшествующими поколениями мыслителей и писателей опыта, его актуализация с целью самоопределения студентов и становления его ценностной системы, базирующейся на гуманистических аспектах. При этом вслед за П.А. Гороховым самоопределение мы считаем принципом развития, внутренне присущим личности [1].
На наш взгляд, писателя делает по-настоящему великим то, что в его произведениях вечные, духовные ценности преобладают над материальными. Именно эта вечность, общечеловечность, понятность каждому читателю воплощенных в художественном тексте ценностей, делает писателя доступным и близким многим, ставит его над временем. Смысл подлинного понимания произведения - нахождение новых смыслов, созвучных нашему времени. Философское понимание текста - такая его интерпретация, которая делает текст нужным сегодня. М.А. Булгаков современен для нас не только в силу внутренней ценности размышлений, содержащихся в его творческом наследии, но в силу потенциальной возможности новой интерпретации его произведений сегодня. Фундаментом мировоззрения любого человека, на наш взгляд, является система его ценностей, поэтому для понимания оснований мировоззрения этого талантливого и самобытного творца столь необходимо выделить то, что было значимо для него, выступало в качестве внутренних ориентиров. Сама фигура русского писателя обычно не упоминается в ряде отечественных философов, хотя он по силе своего влияния на современное любомудрие заслуживает самого пристального изучения.
Видимо, одной из особенностей мировоззрения М.А. Булгакова являлось его непрекращаю-щееся философское самоопределение. Особый интерес к творчеству писателя обусловлен тем, что он осмыслил трагизм человеческого бытия и тенденции общественного развития, угрожающие духовности человека и общества. В первую очередь, это отказ от складывавшейся веками и базировавшейся на принципах гуманизма системы ценностей русской культуры, ведущими из которых были
истина, добро, красота. Его творчество, пронизанное тревогой за будущее человека, за возможность сохранения им духовной целостности в эпоху социальных потрясений, созвучно сегодняшней ситуации в нашей стране.
Главным объектом философского и художественного мышления М.А. Булгакова является человек, его бытие, полное взлетов и падений, страданий и разочарований. Вся художественная ткань и форма произведений писателя объединяется, охватывается «идеей человека» (терминология М.М. Бахтина), образуя с ней единое «смысловое» целое.
Как и многие талантливые люди, М.А. Булгаков исходил из идеи единства души и тела. Духовное «Я» писателя выступает одновременно в 3-х своих основных формах: внешнего созерцания (устойчивая картина мира), внутреннего созерцания (ценностная оценка жизни) и мышления (целеполагающая идея). Проинтегрированный таким образом духовный мир, состоящий как бы из 3-х царств: действительности, ценности и смысла, - может быть представлен как суть философского мировоззрения мыслителя.
Аксиологически философское мировоззрение М.А. Булгакова может быть представлено ак-сиосферой, основанием которой служит точка - человеческая индивидуальность. Именно наличие этого основания обусловливает обезоруживающую простоту булгаковской философии, которая зачастую опрокидывает абсолюты высоких материй. На глобальный взыскующий вопрос Пилата, так и остающийся в Евангелиях без ответа, в романе Булгакова следует спокойный, удивляющий своей неожиданностью ответ Иешуа: «Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова...» [2, с. 118]. Такой нарочито обыденный и приземленный антропоцентризм значительным образом ценностно ориентирует образ мира в творчестве М.А. Булгакова. Подлинно человеческие отношения понимаются им как истина, которая соответствует основам природного мироустройства, но отвергается неправедным социальным строем. На допросе у Пилата Иешуа сочувствует прокуратору. Происходит своеобразное перераспределение ролей. Иешуа говорит спокойно, в его речи преобладают мирные и успокаивающие тона, как если бы перед ним был не грозный наместник императора Тиберия, а расхворавшийся ребенок: «Беда в том, что ты слишком замкнут, и окончательно потерял веру в людей. Твоя жизнь скудна, игемон» [3, с. 119]. Нормальные человеческие чувства сострадания и жалости, которые испытывает Иешуа к страдающему от головной боли прокуратору, воспринимаются как ненормальные и безумные и вызывают соответствующую реакцию у свиты Пилата. Булгаков предначертал для прокуратора долгий путь к прозрению, но первым свидетельством изменений в душе Пилата стали его слова: «Развяжите ему руки». Это была реакция не римского чиновника, а человека на гуманное содержание проповедей Иешуа.
Миросозидающим началом, гармонизирующим человеческие отношения и усмиряющим хаос (в том числе и революционный), одной из высших ценностей видится Булгакову мировая культура, хранящая духовность человечества и предотвращающая катастрофу нравственного обнищания. Вера писателя в гуманистические основы жизни часто воплощалась в теме дома - ведущем ценностном ориентире в его творчестве. Новая реальность, по мнению Булгакова, разрушила Дом как пристанище, лишив убежища человека, оказавшегося в ситуации экзистенциальной заброшенности. Наряду с Домом экзистенциальным убежищем выступает Книга как уникальная ценностная составляющая. В качестве непременного условия для восстановления нормальной, человеческой жизни в России Булгаков полагал именно книги. Через деформацию природы отношений мужчины и женщины писатель показывает ценность рыцарских отношений, согласно которым мужчина должен защищать женщину, тем более «даму сердца».
Деформация представлений людей о норме искажает общий жизненный уклад, невероятно снижая его ценностный, эстетический и нравственный уровни. Из кладовых мировой культуры Булгаков берет вечный образ ребенка как символ предела, поставленного разрушению и насилию, как вечную и непреходящую ценность. В «Белой гвардии» в описание погруженного в революционный хаос заснеженного города писатель вставляет эпизод купания ребенка. Простая и вечная мудрость жизни, непреходящие ее ценности берут у писателя верх над ложной патетикой и безумием революции. Для Булгакова, как и для Достоевского, мерой людских деяний и главной ценностью становится судьба ребенка, а нравственным императивом выступает недопустимость вседозволенности.
Во многих произведениях Булгаков показывает Безумие в экзистенциальном смысле - как общее состояние мира в период крушения ценностных и нравственных основ. Безумие показывается чаще всего через изображение самого страшного преступления - убийства человека. Ряд таких убийств формирует в художественном мире и мировоззренческой структуре писателя чрезвычайно важный для его гуманистической концепции метасмысл, философская суть которого базируется на утверждении ценности человеческой жизни и цены пролитой крови, а также вины и ответственности.
Как и многие выдающиеся писатели той эпохи, Булгаков пытался противостоять наступлению Хаоса напоминанием о Гармонии. В центре своего образа мира писатель поставил не мессию, не героя, не Сверхчеловека, а просто человека. Именно уникальность, неповторимость отдельной личности предстает самой бесспорной и изумляющей тайной мироздания в творениях М.А. Булгакова. Такие ценности, как Творчество и Мастерство, безусловно, занимают приоритетные места в аксиологической иерархии писателя. В самом слове «мастер» для Булгакова был заключен «торжественный,
необыденный смысл», соотносящий понятие мастерства с самой Вечностью, с идеей служения высшим духовным идеалам, с высоким жребием творческой личности, отмеченной Божьим даром.
Булгаков утверждает безусловную ценность эволюционного развития общества, ибо революция аннигилирует не только гражданские и правовые ценности, но и самую главную ценность -человеческую жизнь. «В своем понимании исторического процесса и его законов Булгаков был сторонником эволюции, постепенного преобразования общественного строя, а вместе с ним и Человека, на разумных и добрых началах», - отмечает П.А. Горохов [4, с. 6]. Политические ценности Булгакова были примерно следующими: сильное государство, «просвещенное самодержавие», действенное православие, равноправие народов при главенстве русского народа как государствообразующего, взаимовыгодное сотрудничество с Европой.
Личность выдающегося человека складывается порой в столкновении, противоречии между велениями души, сердца, ума и общественным порядком, императивами времени того периода. На наш взгляд, представление истории исканий, обретений, а может быть, и ошибок великого писателя будет являться весьма продуктивным, поскольку студент видит, что выдающийся соотечественник прошел сложный путь, на котором часто возникали ценностно-смысловые конфликты и ситуации, требующие самоопределения, и порой весьма нелегкого. На наш взгляд, демонстрация ценностносмысловых поисков М.А. Булгакова позволяет достигнуть следующих результатов.
1. Это приводит студента к мысли, что ценностно-смысловое определение - процесс длиною в жизнь, его насыщенность прямо пропорциональна внутреннему богатству личности и его активной общественной, культурной, научной, гражданской позиции. Этот путь ни для кого не оказывается легким, противоречия, конфликты неизбежны, но именно в них заложена возможность самоопределения и саморазвития.
2. Студенты приходят к осмыслению того, что сложности и препятствия, с которыми они встречаются в своей личной жизни, следует всегда оценивать как важный момент, позволяющий человеку совершенствоваться, восходить в своем развитии к вечным человеческим ценностям. Поэтому важным оказывается умение абстрагироваться от своих негативных эмоций и способность сохранять стоицизм и логически мыслить даже в пограничных, экзистенциальных ситуациях, а лучшим примером в этом является судьба Булгакова.
3. Студент видит, что он в своих исканиях не одинок - этот путь уже пройден и весьма успешно многими людьми, и в частности, М.А. Булгакова можно рассматривать как ориентир, как тот образец, от которого многому можно научиться, о многом задуматься, есть с чем сравнить свои переживания, действия и достижения.
Итак, в творчестве М.А. Булгакова затрагиваются вечные, философские проблемы, высвечиваются ценности, которые чаще всего относят именно к гуманистическим, общечеловеческим: жизнь и ценность человеческой индивидуальности; бытие и отношения человека с бытием; сознание и конституирование значений опыта; Дом, Книга и Культура; творчество и мастерство; любовь и внутренняя цельность; счастливое детство; эволюционность развития; сильное государство. Таким образом, ценностная система М.А. Булгакова является значимым образцом самоопределения для современного студента.
Ссылки:
1. Горохов П.А., Кеидия К.З. Некоторые аспекты истории проблемы «самости» в философском контексте проблемы самоидентификации // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2012. № 2. С. 50-54.
2. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 8 т. СПб., 2002. Т. 5.
3. Там же. С. 119.
4. Горохов П.А. Историческая фантастика Михаила Булгакова: опыт философского прочтения // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2004. № 4. С. 4-9.