4. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400с.
5. Котова И.Б., Маслова Е.С. Психические ресурсы как основа самоопределения и самореализации личности студентов вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 125-134.
6. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Ставрополь, 2005. 216 с.
7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 59-64.
8. Лызь Н.А., Куповых Ж.Г. Представления о безопасности как предмет эмпирических исследований // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-2 (52). С. 161-166.
9. Месропян Г.М. Тревожность в системе психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 (54). С. 59-66. URL: http://
10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. 2016. №1. С.50-59.
11. Тырсикова А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012. 199с.
Слепцова Г.Н., Николаева Л.В.
ценностная ориентация бакалавров-
педагогов как один из факторов формирования межкультурной компетентности
В условиях изменчивости и противоречивости современного мира возрастает потребность в педагоге, рассматривающем языковое многообразие и многообразие культур как наиболее ценные элементы мирового культурного наследия, понимающем специфику межкультурного общения и содействующем межкультурному социальному взаимодействию в любом поликультурном пространстве
[1, с.61]. Такая ситуация требует необходимости создания условий для развития межкультурной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки.
В нашем исследовании мы исходим из определения понятия межкультурной компетентности бакалавра - педагога, формируемой средствами иностранного языка в условиях поликультурного образования Республики Саха (Якутия) как интегральной характеристики вторичной языковой личности, обусловленной национальным самосознанием и духовной культурой, обеспечивающей адаптацию личности к инокультурным условиям, успешное и эффективное межкультурное общение, совместную деятельность и сотрудничество с носителями иных культур, как на профессиональном, так и на обыденном уровне.
Формирование межкультурной компетентности бакалавров - педагогов в условиях поликультурного образования Республики саха (Якутия) имеет свою специфику. Это многоязычное обучение на родном якутском, русском и иностранном языках в условиях поликультурного образования; воспитание духовной культуры средствами национальной культуры на основе приобщения к ценностям национальной культуры, развитие национального самосознания, воспитание чувства уважения к собственной культуре и культурам других народов; становление вторичной языковой личности в условиях поликультурного образования [2, с.62].
формирование межкультурной компетентности бакалавров - педагогов предполагает наличие определенных факторов. Под фактором обычно подразумевается причина, движущая сила какого - либо изменения, явления [3, с.37]. Одним из факторов развития межкультурной компетентности, на наш взгляд, является развитие гуманистических ценностных ориентаций молодого поколения. Обратимся к понятиям «ценность» и «ценностные ориентации». Словарь- справочник по психологии определяет понятие «ценность» как «то, что человек особенно ценит в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре людей; то, чем он особенно дорожит и чему придает наиболее важное значение», а понятие «ценностные ориентации» - как «элементы социально-психологической структуры личности, представляющее собой систему ценностей этой личности» [4, с.306]. Именно нравственные ценности являются личностным регулятором поведения человека, обусловливают гармонизацию жизни и всю систему взаимоотношений человека с миром. С.Ф. Нургалиева пишет, что нравственно воспитанная личность всегда будет согласовывать свое поведение с требованиями общества, что именно образование должно учить понимать и принимать различия, уважать иные культуры, языки и религии [5, с.76].
Как считает Карандасова Е.Д., формирование ценностного отношения к традициям в условиях поликультурной среды - это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение, умение адекватно реагировать на проявление другой культуры и, вместе с тем, развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир, толерантное отношение принятия друг друга, мира, дружбы [6, с.36]
Исследование проводилось на базе Педагогического института СВФУ В нем принимали участие студенты факультета начального образования.
С целью выявления сформированности ценностных ориентаций бакалавров - педагогов и ее роли в развитии межкультурной компетентности был проведен опрос. Тестирование проводилось по методике М.Рокича «Ценностные ориентации», основанной на ранжировании списка инструментальных и терминальных ценностей. Опрос показал следующее: среди терминальных ценностей 19% опрошенных выбрали категорию «Здоровье», 8,6 % студентов указали категорию «Счастливая семейная жизнь», 5,1 % - «Любовь», 3,4 % студентов предпочитают «Развитие» и 2,5% назвали категорию «Самореализация». Среднее место в системе ценностей по частоте упоминания занимают категории «Свобода» (4,3%), «Жизненная мудрость» (2,5 %), «Продуктивная жизнь» (1,7%). Наименее значимыми среди предложенных терминальных ценностей оказались категории: «Творчество» (0,8%), «Общественное признание» (0%), «Интересная работа» (0%), Развлечение (0,8%), «Счастье других» (0,8 %). Среди инструментальных ценностей наибольшая доля предпочтений коснулась категорий «Воспитанность» (14%), «Образованность» (11,2%), «Аккуратность» (6,9%), «Честность» (5,2%) и «Жизнерадостность»(3,4%). Реже и почти не называются категории «Независимость» (2,6%), «Ответственность» (2,6 %), «Владение речью», « Терпимость», «Чуткость».
В целях воспитания у студентов чувства уважения к собственной культуре и духовным культурам других народов, осмысления разнообразия и неповторимости национальных культур, формирования ценностных ориентаций нами разработан специальный курс по культуре Англии и Якутии, включающий систему национальных ценностей англичан и якутов. Спецкурс нацелен на формирование духовно- нравственных ценностей, развитие национального самосознания в процессе обучения иностранному языку, воспитание высоконравственных, духовно богатых личностей, способных к активной творческой деятельности в современном поликультурном обществе, сохраняющих свою социально- культурную идентичность, уважающих другие культуры и умеющих на этой основе жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Курс рассчитан на 72 аудиторных часа и проводится во втором и третьем семестрах на факультете начального образования. В разработанном спецкурсе студенты знакомятся с культурой Англии, обогащают свои знания о культурной жизни родного народа и английской культуры, получают представление о фольклоре Англии, знакомятся с английскими писателями и их произведениями, английскими народными сказками и песнями, которые вызывают интерес к культуре родного народа и стране изучаемого языка, традициям, нравам и обычаям народа изучаемого языка, выдающимся личностям. Содержательной основой спецкурса выступают такие нравственные ценности, как «Отечество», «Семья», «Человек - как высшая ценность», «Здоровье». Ведущей идеей темы «Отечество» является привитие любви, уважения к своим национальным истокам, чувства гордости и ответственности за свой этнос, положительное отношение к истории, культуре
и языку, чувства уважения к представителям других народов. Тема «Обычаи и традиции в Англии и Якутии» дает студентам возможность увидеть родную культуру в контексте другой культуры, способствует принятию студентами духовных ценностей родной культуры и культуры страны изучаемого языка, восприятию своей культуры как частицу мировой культуры. Для воспитания у студентов ценностного отношения к своему здоровью мы ссылаемся на народные традиции. Сегодня, в наш век стрессов, трудно переоценить значение ценности «Здоровье». У якутского народа с древних времен существует система здорового образа жизни, ибо суровые климатические условия нашего края требуют не просто развитости физических качеств человека, но и здоровый дух у народа. Тема «Здоровье. Здоровый образ жизни» помогает осознать ценность жизни и здоровья.
выйти за рамки ограниченного учебного аудиторного времени позволяют экскурсии в Национальную библиотеку РС (Я), где проводятся читательские конференции, викторины, диспуты по произведениям английских писателей.
в литературных произведениях выражается самобытность народа, его моральные принципы и ценности. в них воплощена народная мудрость, направленная на приобщение молодежи к национальным богатствам и через них - общечеловеческой, мировой культуры. Приобщению к культуре, традициям, обычаям, ценностям народа способствуют экскурсии в Якутский государственный музей истории культуры народов Севера имени Е. Ярославского. Богатейшая коллекция музея способствует формированию личности, знающей и любящей историю своей Родины, бережно относящейся к историческому и культурному наследию своего народа.
С целью анализа динамики формирования межкультурной компетентности бакалавров- педагогов нами проведена повторная диагностика. Анализируя сводную карту педагогического наблюдения, мы выявили 5 значимых различий в динамике показателей и 3 на уровне тенденций. Критерий Манна- Уитни свидетельствовал о наличии различий по следующим характеристикам духовной культуры и национального самосознания: ситуативная система знаний по отдельным составляющим национальной культуры, ситуативные способности к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей, правильное восприятие культуры народов изучаемого языка. На уровне тенденции были обнаружены изменения в осознании принадлежности к определенной национальной общности; устойчивые представления о языке и культуре, родного народа и народа страны изучаемого языка, устойчивое, ценностное отношение к достоинству других.
Как показывают результаты, спецкурс способствует культурному саморазвитию и самоопределению студентов в мире культурных ценностей, принятию образа жизни своей нации, позитивной оценке других национальных культур, готовности к межкультурному общению.
Таким образом, ценностная ориентация, выступая в качестве фактора межкультурной компетентности, содействует межкультурному взаимопониманию,
способствует формированию уважительного отношения к собственному языку, культуре и ценностного отношения к языкам и культурам других народов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкина Л.Е. Реализация педагогических условий формирования социокультурной компетенции у студентов педагогического вуза при изучении иностранных языков средствами информационно- коммуникационных технологий/ Л.Е. Бабушкина // Высшее образование сегодня 2014 №1
2. Слепцова Г.Н. Формирование межкультурной компетентности бакалавров- педагогов средствами иностранного языка (на примере Республики Саха (Якутия)): дис.. .канд.пед.наук: 13.00.01/ Г.Н. Слепцова.- Якутск, 2015.- 232с.
3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат.центр «МарТ», 2005.- 448с.
4. Немов Р.С. Психология: Словарь- справочник: В 2ч.- М.: Изд-во Вла-досс- Пресс, 2003.- 4.2.- 352с.
5. Нургалиева С.В. Формирование нравственной культуры в современном обществе / С.В. Нугалиева // «Alma mater» («Вестник высш.шк.) - 2012.- №3. -С.73-76.
6. Карандасова Е.Д. Формирование ценностного отношения у подростков посредством соизучения языков и культур / Е.Д. Карандасова // Наука и мир. №6 (10), 2014, Том 2.