ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.П. Поварницын
Введение. Актуальность исследования обусловлена потребностью общественной практики и самой жизнью. По своей сути и многогранности проблема ценностных ориентаций изначально, в своем генезисе, прямо и опосредованно проецируется в плоскость повседневной жизни людей, сферу культуры, воспитания, образования, науки и искусства, религии и политики, спорта и профессионального развития личности, учебной деятельности школьников и студентов, определения жизненной стратегии и других самых разнообразных областей жизнедеятельности человека и общества.
Господствующие в обществе ценности и ценностные ориентации относятся к числу тех фундаментальных оснований, которые определяют жизнеустойчивость и жизнестойкость его.
На современном этапе развития нашего общества в связи с происходящими глобальными социально-экономическими и политическими преобразованиями проблема ценностей и ценностных ориентаций приобрела новое звучание. В условиях кризиса ценностей она стала чрезвычайно актуальной и в теоретическом, и, особенно, в ее практическом значении. В этой связи изучение ценностных ориентаций студентов приобретает особый смысл.
Студенческая пора - важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального пути, самоопределения ближайшего вектора деятельности и жизненных стратегий, когда человек, опираясь на свои ценностные представления, свое восприятие окружающих реальностей, ценностные ориентиры, самосознание и свой психофизический ресурс, строит свои жизненные планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных целях.
Ценностный подход к проблеме образования, воспитания, становления профессиональной, гражданской, нравственной и иной личностной зрелости в его акмео-логическом значении включает в себя изучение содержания, иерархии, структуры, динамики, роли ценностных ориентаций в развитии личности как субъекта жизнедеятельности и на этой основе определение путей их формирования и коррекции в интересах самой личности.
Необходимость и смысл изучения ценностных ориентаций студентов будут лучше видны и понятны, если иметь в виду, что в отечественной литературе М.А. Арвис-то, Л.М. Архангельским, А.П. Вардамацким, В.В. Водзинс-кой, А.И. Донцовым, А.Г. Здравомысловым, А.В. Кирьяко-вой, Д.А. Леонтьевым, В.Т. Лисовским, В.С. Мухиной, М.Х. Титмой, В.П. Тугариновым, В.А. Ядовым и другими авторами, которые внесли значительный вклад в разработку ценностей и ценностных ориентаций. Несмотря на определенные различия в подходах и формулировках, понятие "ценности" отражает субъективную значимость вещей и явления окружающего мира, различных видов человеческой деятельности, других людей, несет в себе эмоционально-смысловое наполнение.
Ценности как императив инициируют и интенцируют соответствующую направленность и энергию личности, ее психофизический ресурс, волевой потенциал, несут определенный побудительный импульс.
Именно поиски мотивационно-волевого ресурса спортивной и профессиональной деятельности студентов специальности "Физическая культура и спорт" выве-28
ли нас на необходимость основательного изучения их ценностных ориентаций.
Цель исследования - выявить содержание, иерархию и динамику ценностей жизни студентов и специалистов физической культуры и спорта, и на этой основе соответствующие материалы.
Методика исследования.
Для решения поставленных задач в качестве основного применялся специально разработанный нами, проверенный на надежность и валидность метод "двойного" ранжирования.
В первой части его диагностической конструкции ("мягкого ранжирования") испытуемым предлагался полученный в процессе пилотных исследований перечень 21 ценности жизни, который необходимо было разделить, пользуясь трехуровневой номинативной шкалой, на три равные группы: "самые главные", "очень важные" и "менее важные".
Затем подсчитывается количество выборов (предпочтений) по каждой группе, определяется средняя оценка, ранговый ряд и дисперсия.
Во второй части прелагалось провести полное ранжирование ценностей в каждой из трех групп: в первой места распределяются с 1-го по 7-е, во второй - с 8-го по 14-е, в третей - с 15-го по 21-е.
Материалы исследования показывают, что в ряду наиболее значимых для студентов неизменно оказываются всегда высокоценимые людьми семья, дети, любимый и любящий человек, здоровье, друзья, уважение людей.
Из представленных в табл. 1 результатов проведенного в 1987 году студентами Курганского пединститута и успешно работающими учителями со стажем 10-20 лет ранжирования видно, что на 1-м месте у первокурсников, как и у студентов IV курса заочного обучения, любимая работа. Ее в число самых главных ценностей отнесли соответственно 94,7% и 88%. У студентов же IV (выпускного) курса она вместе со здоровьем, любимым и любящим человеком на 4-6-м местах, а в число самых главных ее отнесли лишь 58,3%.
В число первых 10-ти ценностей у первокурсников также вошли любимый и любящий человек, здоровье, семья, дети, друзья, благополучие общества, спорт и профессиональное мастерство.
У студентов IV курса выше, чем у первокурсников, ценились семья, дети и друзья. Их в число самых главных ценностей отнесли 75%. Выше (и по рангу, и по ценностному наполнению) были у старшекурсников также чистая совесть (на 7 рангов и 17%), творческая работа.
Высокооплачиваемая работа у первокурсников была на 18-м месте, ее в число самых главных ценностей отнесли всего 5,3%, а у студентов выпускного курса она на 10-12-м местах и в число самых главных ценностей ее отнесли 33,3%. Больше они ценят и высокое материальное благополучие.
Ниже, чем студенты первого курса, старшекурсники оценивали любимого и любящего человека, здоровье, уважение людей, спорт, профессиональное мастерство, служение людям и обществу, профессиональное признание. Здоровье в число самых главных ценностей причислили всего 58,3%.
В измерениях 1990 года у первокурсников отмечалось снижение ценности любимой работы. Теперь она оказалась на 8-м месте против 1-го в 1987 году, семья -на 5-м месте. В конце рангового ряда оказалось благополучие общества. Но выше стали оцениваться у них материальный достаток (7-е место против 11-го), высокооплачиваемая работа (10-е против 18-го).
Таблица 1
Ценности жизни в характеристике студентов факультета физической культуры КГПИ и успешно работающих учителей со стажем 10-20 лет. 1987 год
Ранг Ценности В %% самые главные
I к IV к з/о учит I к IV к з/о учит
1-2 4-6 1-2 2-3 Любимая работа 94,7 58,3 88 85
1-2 4-6 7 13 Любимый и любящий человек 94,7 58,3 55,9 55
3 4-6 1-2 2-3 Здоровье 89,4 58,3 88 85
4 1-3 3 4 Семья 78,9 75 72,7 70
5 1-3 5 6 Дети 78,9 75 66,3 65
6 1-3 6 9 Друзья 78,9 75 55,4 45
7 8-9 10 10 Уважение людей 66,6 50 44 55
8 - 8 12 Благополучие общества 68,4 - 59 54
9 10-12 14 14 Спорт 47,4 41,6 24,4 20
10 13 12 5 Профессиональное мастерство 52,6 41,6 35,8 70
11 8-9 13 16 Материальный достаток 42,1 41,6 35,8 25
12 14-15 9 8 Служение людям и обществу 42,1 33,3 54,7 65
13 17 17 11 Профессиональное признание 42,1 25 14,2 45
14 7 4 1 Чистая совесть 42,1 58,3 66,6 100
15 14-15 11 7 Успехи и достижения в работе 31,6 33,3 25,7 55
16 18 20 17 Высшее образование 15,8 - 7,5 15
17 10-12 18 18 Творческая работа 26,3 33,3 19,4 10
18 10-12 16 15 Высокооплачиваемая работа 5,3 33,3 20 20
19 16 15 19 Высокое материальное благополучие - 16,6 24,2 15
Примечание: первый столбец -1 курс очного отделения, второй столбец - IV курс очного отделения, третий столбец - студенты старших курсов заочного отделения, четвертый столбец - учителя.
У студентов IV курса на 1-м месте неожиданно, но естественно для того времени, - материальный достаток. 70% поставили его в число самых главных ценностей жизни. А честь и достоинство заняли 21-е место, в число самых главных ценностей их отнесли лишь 15%.
Результаты ранжирования ценностей жизни студентами факультетов физического воспитания Кировского, Курганского и Тобольского пединститутов, проведенного в 1993-94 учебном году (табл. 2), показали, что на 1-м месте у них в средневузовском значении семья, на 2-м -здоровье, на 3-м - дети, любимая работа - на 6-м, спорт -на 12-м. В самом низу рангового ряда оказались успехи и достижения в работе и профессиональная карьера.
Но даже за благоприятным ранговым положением в иерархии ценностей жизни скрывается низкое ценностное наполнение и высокая дисперсия. Семью в число самых главных ценностей отнесли 78,7%, но в Курганском пединституте в число самых главных ценностей ее отнесли 89%, в Кировском - 71%.
Здоровье в число самых главных ценностей отнесли в среднем значении только 73,7%, в Курганском вузе это сделали 83%, а в Тобольском - 59,5%. Детей в группу самых главных ценностей поставили в Тобольском пединституте - 87%, а в Кировском - всего 54,3%. Честь и достоинство в одном вузе на 6-м, а в другом - на 12-м месте; высокооплачиваемая работа на 6-м и 14-м, высшее образование - на 11-м и 18-м; справедливость - на13-м и 20-м.
А.В. Бойчевский в своем исследовании в Тобольском пединституте в рамках нашего проекта показал, что в образовательном процессе имеются значительные возможности для коррекции и формирования ценностных ориентаций студентов. К окончанию учебы студентов ему удалось повысить у студентов ценности семьи, детей, любимого и любящего человека, здоровья, чести и достоинства, чистой совести, уважения людей, любимой работы, спорта.
О реальных возможностях направленного формирования ценностных ориентаций говорят результаты, которые получены в процессе опытно-педагогической работы в 1994-98 годах с экспериментальной учебной группой, скомплектованной после окончания 1-го курса в связи
с переводом части студентов на обучение по двум специальностям: "Физическая культура. Психология".
К окончанию учебы в экспериментальной группе отмечен ряд благоприятных изменений. Честь и достоинство в ранговом ряду поднялись на 7 пунктов (с 12-го на 5-е место). Средняя оценка увеличилась на 1,1 балла. Число студентов, которые отнесли их в группу самых главных ценностей, возросло с 15,4% до 56,2%. Любимая работа с 13-го места перешла на 7-е. Средняя оценка увеличилась на 0,7. Выросло число студентов, которые отнесли ее в группу самых главных ценностей. Личная свобода и независимость с 19-го места передвинулась на 13-е, высокооплачиваемая работа с 14-го на 8-е.
Но снизились показатели ценности спорта, уважения людей, высшего образования.
Анализ результатов опытно-педагогической работы по коррекции ценностей жизни в другой экспериментальной группе, обучающейся также по названным выше специальностям в период с 1994 по 1999 годы, показывает, что на выпускном курсе в сравнении с первым курсом на 9 рангов повысилось значение чести и достоинства (с 14-го перешло на 5-е место), на 5 рангов - личной свободы и независимости (с 12-го на 7-е), на 6 рангов - высокооплачиваемой работы, на 3 ранга - чистой совести, на 2 -справедливости.
В своем диссертационном исследовании, проведенном на факультете валеологии Курганского госуниверситета, ГА. Бурцева по результатам измерения ценностей жизни у первокурсников вновь открытых в 1997 году специальностей "Валеология", "Психология" и "Физическая культура и спорт' выявила ряд существенных различий по гендерному и профессиональному признакам. Так, здоровье, в среднем значении находящееся на 2-м месте, в число самых главных ценностей у девушек специальности "Физическая культура и спорт" отнесли 100% (1-е место), у валеологов - 88%, психологов - лишь 58%, а юношей специальности "Физическая культура и спорт" -73%. Детей соответственно: 64%, 42%, 30% и 50%.
Таблица 2
Ценности жизни в характеристике студентов IV (выпускного) курса факультета физической культуры Кировского, Курганского, Тобольского пединститутов в 1993-94 учебном году (Ы - 46, 36, 32)
Ранг Ценности Ср. оценка Самые главные в %
1 2-1-2 Семья £5 9,3-9,8-9,4 78,7 71,7-89-75
2 1-2-3 Здоровье M 9,5-9,6-9,1 73,7 78,3-83,-59,5
3 4-3-1 Дети £3 8,9-9,2-9,7 69,4 54,3-67-87,5
4 5-4-4 Любимый и любящий человек £0 8,9-9,0-9,0 62 75,2-61,5-59,5
5 3-6-7 Друзья 8Z 9,3-8,5-8,2 52,8 65,2-55,5-73,5
6 7-5-7 Любимая работа iL5 8,6-8,8-8,2 48,8 41,3-61,5-43,7
7 8-7-5 Уважение людей 8J5 8,6-8,3-8,7 41,2 41,3-38,5-43,7
8 12-8-6 Честь и достоинство M 7,6-8,2-8,3 27,5 23,9-27,5-31,2
9 6-12-14 Высокооплачиваемая работа M 8,8-7,5-7,6 32,4 56,5-22-18,7
10 9-14-11 Высокое материальное благополучие IA 8,1-7,5-7,8 26,8 30,4-22-28,1
11 14-10-9 Мир и спокойная обстановка в стране ZZ 7,5-7,6-8,0 25,6 19,6-23-34,4
12 13-9-10 Спорт ZZ 7,6-7,7-8,0 23,9 23,9-16,5-31,2
Примечание: в числителе - средние значения по сумме всех вузов, в знаменателе - показатели Кировского - Курганского - Тобольского вузов.
Высшее образование на 6-м месте, но у девушек "Валеологии" оно на 9-м, "Психологии" - на 12-м, "Физической культуры и спорта" - на 4-м (!).
Проводимая ГА. Бурцевой с учетом полученных материалов целенаправленная работа позволила повысить ценности семьи, детей, мира и спокойной обстановки в стране, чистой совести, успехов и достижений в работе, а также достичь благоприятного для профессиональной ориентации баланса ценностей жизни.
Заключение. Сравнительный анализ результатов ранжирования ценностей жизни в 2003 году с данными, полученными в 1987 году, дает основание говорить о некоторых существенных изменениях в иерархии и динамике ценностных ориентаций студентов. Выше стала оцениваться семья (теперь она на 1-м месте), высокооплачиваемая работа (с 18-го перешла на 7-е место), спорт, высшее образование, личная свобода и независимость, высокое материальное благополучие.
Ниже стали оцениваться уважение людей, служение людям и обществу, творческая работа, любимая работа, чистая совесть, дети, здоровье.
Опытно-экспериментальная работа показывает, что продуманная и целенаправленная система коррекции представлений студентов о ценностях жизни с самого начала учебы в вузе позволяет достичь позитивных результатов в иерархии, динамике и балансе базовых ценностей.
Формирование ценностных ориентаций студентов в учебном процессе вуза будет успешным, более плодотворным и достигнет своих целей, если будут соблюдены следующие условия:
осознана и принята к выполнению парадигма ценностно-ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития;
будут определены хотя бы в общем виде вектор, формат, идея, границы, смысл, стратегические цели, задачи и мотивы этого подхода;
определены и обозначены те основные дисцип-
лины и разделы учебного процесса, которые несут в себе наибольшие возможности и ответственность за формирование ценностных ориентаций личности специалиста высшей квалификации;
в основу всей работы по формированию ценностных ориентаций студента должна быть положена гуманистическая концепция развития личности, одним из главных смыслов которой является признание приоритета интересов личности в их социальной обусловленности и единстве без противопоставления одного другому.
Коррекция и формирование ценностных ориентаций - это чрезвычайно тонкий, деликатный процесс, который задевает глубоко скрытые, интимные свойства личности и поэтому требует большой аккуратности.
Список литературы
1. Арвисто М.А. Конкретно-социологическое исследование некоторых
субъективных факторов участия в спортивной деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Тарту 1972. - 17 с.
2. Архангельский fl.M. К вопросу о ценностных ориентациях личности
//Духовное развитие личности. - Свердловск, 1967. - С. 11
3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность /
В.К Бальсевич, Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2-7.
4. Бозрикова Л.В. Ценностные ориентации/Л.В. Бозрикова, Г.Н.
Саганенко, A.A. Семенов, В.А. Ядов // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979. - С. 47-62.
5. Бойчевский A.B. Формирование ценностных ориентаций у студентов
факультета физической культуры педвуза: Автореф. дис....канд. пед. наук. - Курган, 2000. - 20 с.
6. Бурцева Г. А. Ценностный подход к профессионально-педагогической
подготовке студентов университета (на материале специальности "Физическая культура и спорт"):Дис.... канд. пед. наук.
- Курган, 2001. - 179 с.
7. Вардомацкий А.П. Ценности социальных групп и личности: дис...
докт. социол. наук. - Минск, 1995. - 277 с.
8. Виленский М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных
ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. -1991.
- №11. - С.27-30.
9. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной
ориентации в социальной психологии // Философские науки.
- 1968. - №2. - С. 48-50.
10. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность. - Л.: Знание, 1976.
11. Донцов А.И. К проблеме ценностей субъекта коллективной деятель-
ности // Вопросы психологии. - 1979. - № 3. - С. 29.
12. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.:
Политиздат, 1986. - 224 с.
13. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей:
монография. - Оренбург, 1996. - 190 с.
14. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-
профессиоведа // Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 130-136.
15. Лабскир В.М. Исследовательский проект "Спортивно-гуманистичес-
кое воспитание студенческой молодежи: состояние и пути активизации"/В.М. Лабскир, Е.В. Столярова/Анкета преподавателя и тренера (А-2) //Спорт, олимпизм и мы. - Харьков, 1990.
16. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной конструкции //Вопросы философии. - 1996. -№ 4.-С.16-24.
17. Лисовский В.Т. Формирование личности современного студента
(Опыт социологического исследования в высшей школе 1966-75 гг.): Дисс.... докт. социол. наук. - Л., 1976.
18. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической
культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 4. - С. 1015.
19. Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле
жизни //Современные исследования в области спортивной науки: материалы междунар. конф. - СПб., 1994.
20. Мильштейн О.А. Советсткий олимпиец: социальный портрет/О.А.
Мильштейн, К.А. Кулинкович. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.
21. Ольшанский В.Б. Ценности //Психология - практике, учителям,
родителям, руководителям. - Тривола, 1996. - С. 94-102.
22. Поварницын А.П. Ценностные ориентации специалистов физичес-
кой культуры и спорта в процессе обучения в вузе: монография.
- Курган, 2004. - 300 с.
23. Саарнийт Ю.Р. Проблемы социально-психологического измерения
структур ценностныхориентаций: Дис.... канд. филос. наук. -Таллин, 1981.
24. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. - М.:
РГАФК, 1995.
25. Титма М.Х. Жизненные ориентации как феномен сознания. - Таллин:
Институт истории АП ЭССР, 1978. 26 .Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.:ЛГУ, 1960.
- 156 с.
27. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением: докл. на VII Междунар. конф. в г. Варна // Личность и ее ценностные ориентации: информационный бюллетень. - Варна, 1970. - №40.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Ж.О. Абабкова, А.П. Поварницын, Е.А. Черепанова
Актуальность исследования ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом обусловлена прежде всего непреходящими потребностями повышения качества физического воспитания, а также приобщения их к систематическим занятиям спортом.
Необходимость исследования ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом будет лучше видна, если принять во внимание те неблагоприятные явления, которые наблюдаются в настоящее время и в практике физического воспитания и в спорте. На фоне тех проблем, которые неуклонно обостряют снижение здоровья, физического состояния, здорового образа жизни и неблагоприятных реальностей, приобретает особое значение формирование позитивного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
Педагогическая практика и результаты исследований убедительно показывают, что несмотря на определенные благоприятные результаты в развитии физической культуры и спорта школьников между их требования-
ми и реальным позитивным отношением к учебным занятиям физкультурой и спортом, наблюдается противоречие.
Проблема нашего исследования как раз и заключается в том, чтобы найти на поставленные вопросы те ответы, которые должны раскрыть содержание реального отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
В своей работе мы ставили целью исследования выявить содержание и определить пути формирования позитивного ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из обозначенных противоречий, проблемы, гипотезы, цели и вытекающих из них основных задач исследования, необходимо раскрыть сущность ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Для решения поставленных задач на учебных занятиях физической культурой и спортом использовались методы наблюдения (в том числе включенного в совместную учебно-педагогическую деятельность по физическому воспитанию и спорту); регистрации результатов учебно-спортивной работы школьников; ранжирование с использованием авторской диагностической конструкции ценностей жизни, спорта, достоинств мужчины и женщины; специально разработанных открытых и закрытых опросников, из которых раскрывались данные о ценностном отношении школьников к занятиям физкультурой и спортом.
Проводимые нами многолетние исследования охватили более 4000 школьников различных классов общеобразовательных, специальных, сельских, городских, с большой и малой комплектностью, с национальными ори-ентациями школ Курганской, Тюменской областей.
Результаты исследования
Полученные данные показывают, что в различных выборках школьников учебными занятиями по физкультуре удовлетворены от 10 до 90%, удовлетворены не полностью - от 10 до 60%, до 30% школьников в отдельных классах не хотят на уроки физкультуры, число "освобождающихся" от занятий растет. Очень высокий разброс в ответах и объяснениях учащихся.
В одной малокомплектной школе своими уроками физкультуры удовлетворены всего 27%, не полностью удовлетворены - 40%, и 33% ответили "нет", у старшеклассников из Чашинской средней школы 67% удовлетворены, 22% - не полностью, и 11% - неудовлетворены.
Объективных и субъективных причин этого много. Традиционно приводятся такие как недостаточное материально-техническое обеспечение мест занятий, оборудование, для школьников нет лыжного инвентаря и т.д.
За некоторыми, однако, объективными объяснениями учеников, по существу, скрываются психологические факторы. Неудовлетворенность их объясняется низким интересом, недостаточным уровнем профессиональной подготовки учителя, однообразием занятий, низкими результатами обучения на уроках и другие.
Анализ эмоционально-психологических оснований ценностного отношения школьников к занятиям физкультурой и спортивными упражнениями показывает, что даже отличное материально-техническое обеспечение совсем не обязательно гарантирует его. Решающую роль в этом играет система факторов. Так, в одной школе на вопрос "Что Вам не нравится на уроках физкультуры?" 27% и в другой - 18% сказали - все нравится. Но 53% и соответственно 64% признались - плохо получаются некоторые элементы упражнений. Плохой материальной базой объясняют свою неудовлетворенность уроками 20 и 18% учеников.