УДК 316.3 М-17
Максимова Лариса Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент,
докторант кафедры «Социальная антропология и социальная работа»
Саратовского государственного технического университета,
доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация» Саратовского государственного технического университета, [email protected]
Ценности профессионализма в современной России
Аннотация:
Автор рассматривает роль общества и государства в профессионализации личности. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества.
Ключевые слова: профессионализм, профессионализация, профессиональная идентичность, профессионал.
В современной России некоторые профессионалы, частично или полностью выпавшие из профессии, имеющие колеблющуюся профессиональную идентичность, выбирали компенсационные стратегии выживания в профессии, чтобы оправдаться в своих глазах и глазах профессионального сообщества. Это касается, прежде всего, представителей таких, по большому счету, «традиционных» профессий, как врачи, ученые, журналисты, актеры, юристы. К компенсаторным стратегиям выживания можно отнести вторичную занятость, участие в общественных проектах, которые позволяют «приобрести имя», преподавание на курсах, в школах или вузах.
В области права в последние годы происходит интенсификация рефлексии профессионалов по отношению к своей деятельности. «Беспомощность закона в условиях искоренения общественного развития, обусловленного модернизационными импульсами, вызывает ныне недовольство не только в сфере профессионалов-юристов, но и в массовых масштабах среди народа. Следствием явилось интенсивное развитие науки о праве» [1, а 58]. В науке это проявляется в возросшей престижности ученых - экономистов и правоведов. В искусстве те течения, которые еще недавно представляли собой авангардные направления и, естественно, осуждались, сегодня широко распространяются на уровне массовой культуры. Из-за экономических трудностей в стране и проблем с финансированием науки в этой сфере появилась тенденция оттока кадров в коммерческие структуры [2, а 11]. Однако это явление потенциально может стать позитивным, поскольку привлечет в науку тех, кто не представляет себе своего существования вне этой деятельности» [3, а 243].
Карьерное движение послеперестроечного специалиста строится противоположно советскому сценарию «от центра к периферии». Молодые специалисты стремятся начать работать в престижной компании или фирме, чтобы «набраться опыта» и «получить имя». Затем они уходят на периферию, чтобы организовать свое дело, например, частную клинику, научный собственный фонд или периодическое издание. При этом специалисты остаются в профессии и приобретают статус профессионала, они получает марку, имя, могут делать экспертные заявления. Статус профессионала подразумевает еще и получение символического капитала.
Переходный период нанес колоссальный ущерб профессиональной идентичности творческих работников в значительно большей мере, чем работников других профессий. Отсутствие подготовленного и платежеспособного покупателя на российском рынке вынудило многих художников переориентироваться на западного потребителя. В плане сохранения профессиональной идентичности сыграла и система социальных льгот, предоставляемых иностранными государствами куда более щедро, чем это делает современное российское государство [4, а 152]. В таких условиях возникает еще одна дилемма - идентификация с когортой русский художников, отличной от западных профессиональных сообществ художников. Писатель, живописец, скульптур, выступают сегодня в роли «самонанимаемых» или «самозанимаемых» работников, затрачивают материал и труд, не будучи уверенными в том, что на законченную работу найдется покупатель. Представители «исполнительских» художественных профессий -
59
актеры, певцы, музыканты - в большинстве случаев работают по контрактам, без всяких гарантий на то, что по окончанию одного проекта они будут приглашены в другой.
С другой стороны, государственная поддержка отражает признание общественной необходимости творческого труда. В современном обществе нет «искусства» и «не-искусства», а существует искусство для элиты и искусство массовое, причем возможен их взаимный обмен и переходы из одного вида в другой. Профессионал сегодня - это человек, который готов в любой момент выполнить социальный заказ за соответствующую плату. Кроме самоидентификации возрастает «роль других людей, которые обнаружили бы эти критерии и признали их» [5, а 19] и подтвердили профессионализм. В приложении к искусству упомянутая «роль других людей» становится решающей.
Признать работника искусства можно профессионалом лишь в том случае, если такая идентификация признается аудиторией, коллегами, критиками, знатоками искусства [6, а 142]. Перед эстрадными артистами встают несколько другие дилеммы, например, как сохранить профессиональную идентичность, разрешив для себя проблему соотношения между художественной и коммерческой стороной эстрадного искусства [7, а 2]. Хотя в современном российском обществе в условиях рыночной культуры и экономики и этот критерий весьма сомнительный, так как при наличии материальных средств можно делать персональные выставки, можно иметь друзей - критиков искусства, можно входить в избранные круги признанных художников посредством друзей или социальных связей. Или же можно привести пример высокого профессионализма, непризнанного и не соответствующего формальным критериям. Достаточно вспомнить Ван Гога, не продавшего при жизни ни одной картины. Многие прославленные ныне актеры театра и кино вспоминают, как в свое время им отказывали в приеме в вуз или на работу “ввиду явной профессиональной непригодности”» [8, а 142]. К сфере творческой индустрии мы также можем отнести профессию «развлекатели», которая во время Советского Союза переживала свое замирание, а в современной России получила новый всплеск. Сюда относятся и театры, и концертная деятельность, и различного рода фестивали.
Наблюдается тенденция утраты молодежью ценности профессионализма. В борьбе за выживание постепенно сходят на нет привычные социальные приоритеты, стираются границы между понятиями «престижная работа» и «высокий доход», начинает доминировать материальная сторона. Значение нематериальных аспектов труда, таких как характер, условия и режим работы, перспективы роста, гарантии сохранения рабочего места, неуклонно снижается [9, а 67].
Роль общества и государства в профессионализации личности заключается в следующем: обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии; развитие новых форм занятости и путей самореализации личности в условиях социокультурной динамики общества; достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; прогнозирование профессиональной успешности в трудовой деятельности; обеспечение соответствия уровня профессионализма личности ее социальному статусу, а также достойному благосостоянию [10, а 258]. Кроме этого, мы можем говорить о факторах формирования профессиональной культуры: во-первых, это экономическая, государственная и социальная необходимость той или иной профессии (целесообразность), выраженные совокупно через общественное мнение и мнение экспертного сообщества, во-вторых, такие критерии, как профессионализм, опыт, соответствие научной позиции определенным приоритетам [11, а 12].
Категория «профессионализация» может быть применима и к обществу в целом. Высокий уровень развития современного общества, интенсивность мировых экономических, политических и социальных процессов, все большая вовлеченность в них России способствуют динамичному развитию общественного разделения труда и, как следствие этого, изменениям в профессиональной структуре современного российского общества. Увеличение количества социально-профессиональных групп, развитие и укрепление между ними структурных связей, усложнение содержания профессионального труда, возрастание требований к качеству профессиональной деятельности, - все эти процессы свидетельствуют о профессионализации общества, интенсивность которой зависит от конкретных исторических условий [12, а 12].
Ссылки:
1. Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. М., 1993.
2. Есаков В.А. социальные основания культурной политики // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 3.
3. Аванесова Г. Культурная политика и искусство: особенности взаимодействия. М., 1989.
4. Магидович М.Л. Профессиональная идентичность художника // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 3.
60
5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дисс...доктора психол. наук. М., 2001.
6. Магидович М.Л. Указ. соч.
7. Шаболтай П.М. О проблемах развития отечественной эстрады // Культура:
управление, экономика, право. 2007. № 4.
8. Магидович М.Л. Указ. соч.
9. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенность российского бытия //
Социологическое исследование. 2001. № 5.
10. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия Социология. 2003. № 4-5.
11. Есаков В.А. Указ. соч.
12. Цвык В.А. Указ. соч.
61