Научная статья на тему 'Ценности профессии как смыслообразующий компонент подготовки будущих специалистов сферы гостеприимства'

Ценности профессии как смыслообразующий компонент подготовки будущих специалистов сферы гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ЗНАЧЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ / VOCATIONAL TRAINING / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUES / MEANINGS / MEANING / VALUE RELATIONSHIPS / CLASSIFICATIONS OF VALUES / FACTORS OF VALUE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Владимир Иванович, Шевченко Наталья Николаевна

В настоящий момент одной из динамично развивающихся отраслей экономики российского государства является индустрия гостеприимства, что обусловливает необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов этой сферы, обладающих компетенциями самореализации в профессии, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда. В статье рассматриваются основные теоретические положения аксиологического подхода, который является методологическим основанием и смыслообразующим базисом подготовки будущих специалистов в условиях университетского образования. В контексте данного подхода представлены результаты диагностического исследования предпочтительных ценностей студентов в сфере избранной профессии как основополагающих в их профессиональном становлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Владимир Иванович, Шевченко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUES OF THE PROFESSION AS SENSEMAKING COMPONENT OF THE TRAINING FUTURE SPECIALISTS OF SPHERES HOSPITALITY

At the moment, the hospitality industry is one of the dynamically developing sectors of the economy of the Russian state, which makes it necessary to improve the quality of professional training of specialists in this sphere who have the competencies of self-realization in the profession that ensure their competitiveness in the labor market. The main theoretical positions of the axiological approach are considered in the article, which is the methodological basis and the semantic basis for training future specialists in the conditions of university education. In the context of this approach, the results of a diagnostic study are presented to identify the students' preferred values in the chosen profession as fundamental to their professional development.

Текст научной работы на тему «Ценности профессии как смыслообразующий компонент подготовки будущих специалистов сферы гостеприимства»

УДК 378

ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИИ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ

ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА

В.И. Шевченко, Н.Н. Шевченко

Аннотация. В настоящий момент одной из динамично развивающихся отраслей экономики российского государства является индустрия гостеприимства, что обусловливает необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов этой сферы, обладающих компетенциями самореализации в профессии, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда. В статье рассматриваются основные теоретические положения аксиологического подхода, который является методологическим основанием и смыслообразующим базисом подготовки будущих специалистов в условиях университетского образования. В контексте данного подхода представлены результаты диагностического исследования предпочтительных ценностей студентов в сфере избранной профессии как основополагающих в их профессиональном становлении.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, аксиологический подход, ценности, смыслы, значение, ценностные отношения, классификации ценностей, факторы формирования ценностей.

THE VALUES OF THE PROFESSION AS SENSEMAKING COMPONENT

OF THE TRAINING FUTURE SPECIALISTS OF SPHERES HOSPITALITY

V. Shevchenko, N. Shevchenko

Abstract. At the moment, the hospitality industry is one of the dynamically developing sectors of the economy of the Russian state, which makes it necessary to improve the quality of professional training of specialists in this sphere who have the competencies of self-realization in the profession that ensure their competitiveness in the labor market. The main theoretical positions of the axiological approach are considered in the article, which is the methodological basis and the semantic basis for training future specialists in the conditions of university education. In the context of this approach, the results of a diagnostic study are presented to identify the students' preferred values in the chosen profession as fundamental to their professional development.

Keywords: vocational training, axiological approach, values, meanings, meaning, value relationships, classifications of values, factors of value formation.

Преобразования, происходящие на современном этапе в отечественном профессиональном образовании, направлены на обновление его содержания, использование инновационных технологий и методологических подходов к организации образовательного процесса в вузе с ориентацией на подготовку духовно--нравственных, креативных,

компетентных специалистов, ориентированных на созидательную профессиональную деятельность в соответствии с декларируемыми требованиями, предъявляемыми обществом и государством. Одним из подходов к профессиональной подготовке будущих специалистов является аксиологический подход, в контексте которого особо значимыми являются проблемы ориентации личности в мире объективных ценностей общества, в своих возможностях, построении образа будущего своей жизненной и профессиональной перспективы.

Категория «ценность» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно важно для современного образования. Ценности являются

основанием для формирования ценностных отношений человека, складывающихся в жизнедеятельности; их специфика заключается в том, что они лежат в основе механизмов связи познавательного и практического взаимодействия субъекта с другими субъектами, а также объектами жизненного пространства. Свой научный статус категория «ценность» как междисциплинарная получила в значительной степени благодаря усилиям таких наук, как психология, социальная психология, социология, педагогика, философия. Понятие «ценность» применяется «для обозначения свойств объектов и явлений, а также теорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом должного в соответствии с социально-обусловленными приоритетами развития культуры» [1, с.41].

Аксиологический подход, базирующийся на понимании и изучении социальной природы ценностей, является смыслообразующим контентом современного профессионального образования. Этот подход предполагает порождение личностных смыслов в решении жизненных вопросов с позиций ценностей, которые носят эталонный, созидательный

характер и оказывают положительное влияние на формирование ценностных ориентиров в развитии духовно-нравственной, творческой личности, обладающей развитыми

потенциальными возможностями к

самосовершенствованию. Реализация

аксиологического подхода к профессиональной подготовке студентов в вузе осуществляется в направлении формирования объективных ценностей в сфере материальной и духовной культуры, которые должны стать субъективно значимыми в их жизнедеятельности и профессиональной самореализации.

На формирование ценностей личности оказывают влияние макро-факторы - это глобальные, мировые факторы (объекты, явления, обстоятельства мирового масштаба, связанные с проблемами войны и мира, научно-технического прогресса, экологическими и т.д.); мезо-факторы -это факторы среды, которые рассматриваются как условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит (идеологические, экономические, духовно-нравственные отношения, моральные нормы, принятые в обществе), и макро-факторы, которые рассматриваются как материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение (это семья, знакомые, друзья, образовательные учреждения и т.д.).

Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, явление, поступок), так и факт сознания (идеал, образ, научное открытие). Ценность, выступая в виде объекта, который мы оцениваем посредством интеллектуально-эмоционального акта, является, в конечном счете, результатом нашего оценочного отношения к объекту. Определяющими категории «ценность» являются такие понятия, как значение, смысл, ценностные отношения. Значение раскрывает объективный элемент в ценности (определённые свойства явления). Смысл выражает отношение личности к этому объективному элементу, которое опосредует возникновение ценности. Ценностное отношение к миру идей, людей и вещей выступает в виде системы сложившихся представлений как результата отражения и осмысления явлений внешнего мира, взаимоотношений между людьми, эмоционально окрашенное личностным приятием или неприятием их ценности и значимости для личности.

Содержательный аспект в структуре ценностей «составляют: 1) витальные (жизненно необходимые ценности: здоровье, семья, материальное благополучие, друзья);

2) нравственные ценности (честный труд,

порядочность, совесть, принципиальность, возможность действовать согласно своим убеждениям); 3) ценности духовного и культурного развития (интересная работа, образование, интеллектуальное развитие, творческая самореализация, приобщение к культуре); 4) общественно-политические

ценности (свобода слова, политический плюрализм, свободолюбие, политическая стабильность); 5) коммуникативные ценности (культура общения, уважение окружающих, общительность, эмпатия и толерантность)» [6, с.50].

А.В. Кирьякова в аспекте гуманистических принципов миропонимания, основанием которых является ориентация личности на социально значимые ценности, общие для всего человечества, рассматривает структуру и механизмы формирования следующих приоритетных групп ценностей: «человек как ценность»; «красота как ценность»; «образование как ценность»; «труд как ценность»; «Отечество как ценность» [2, с.24].

В подготовке будущих специалистов особое значение приобретают профессиональные ценности, которые можно условно разделить на три группы: социально-профессиональные, групповые и личностно-профессиональные. Социал ьно-профессиональн ые ценности

отражают характер и содержание ценностей, преобладающих в различных социальных системах, проявляющихся в общественном сознании. Это совокупность идей, норм, правил и традиций, регламентирующих деятельность общества и государства в сфере профессионального образования. Групповые профессиональные ценности представляют собой целевые установки, идеи, концепции и нормативные положения, регулирующие и направляющие образовательную деятельность отдельных учреждений образования или профессиональных коллективов.

В профессиональной подготовке будущих специалистов особое значение приобретают их личностно-профессиональные ценности, которые можно рассматривать как социально-психологические образования, в которых находят отражение мотивы, идеалы, взгляды и другие мировоззренческие характеристики,

составляющие целостную систему ценностных предпочтений выпускников вуза. И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в «аксиологическом Я» будущего специалиста выделяют:

- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная

значимость труда, престижность

профессиональной деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением);

- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с коллегами, референтными людьми, обмен между ними духовными ценностями);

- ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятия любимым предметом, постоянное самосовершенствование);

- ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер профессиональной деятельности, романтичность и увлекательность профессии);

- ценности, которые позволяют удовлетворить прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда, длительность отпуска, послужной рост)» [3, с.23-25].

Среди названных ценностей ученые (А.Г. Здравомыслов, В.А. Сластенин, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов) вычленяют ценности

самодостаточного и инструментального типов, которые различаются по их сущностному содержанию. Самодостаточные ценности - это «ценности-цели», определяющие «творческий характер деятельности специалиста,

престижность, социальную значимость» избранной профессии, ответственность и возможность самоутверждения в ней. Ценности-цели «выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других профессиональных ценностей, поскольку в целях отражён основной смысл деятельности» [5, с.127]. В структуре профессиональных ценностей выделяют инструментальные ценности - это «ценности-средства», которые включают в себя «ценности-отношения», «ценности-качества» и «ценности-знания».

«Ценности-отношения» лежат в основе целесообразной организации и осуществления профессиональной деятельности на основе комфортного субъект-субъектного

взаимодействия со всеми его участниками, нацеленного на успех. «Ценности-качества», такие как «личностные, статусно-ролевые, профессионально-деятельностные, являются производными от уровня целого ряда способностей будущего специалиста: прогностических, коммуникативных, креативных,

эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных, интерактивных» [5, с.129]. «Ценности-знания» раскрывают значение и смысл когнитивного аспекта профессиональной подготовки будущего специалиста; они выступают в виде упорядоченной системы знаний, необходимых в перспективе для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

Важно отметить, что все группы профессиональных ценностей взаимодополняют друг друга, являясь основанием для разработки аксиологической модели профессиональной подготовки будущих специалистов как базовой основы формирования их профессиональных компетенций. «Система объективно

существующих ценностей (целей, средств, отношений, качеств и знаний) порождает в сознании личности индивидуальную систему ценностных ориентаций. При этом важно, чтобы она существовала не только в сознании, но и в реальных профессионально-ориентированных действиях и поступках, выявляя себя в роли регулятора профессиональной деятельности» [4, с.128].

Теоретические аспекты аксиологического подхода были положены в основу диагностики профессиональных ценностей будущих специалистов сферы гостеприимства, которая приобретает в такой ситуации немаловажное значение, так как полученные результаты диагностического исследования позволяют разрабатывать эффективные модели

профессионально-личностного становления

студентов на основе их ценностных предпочтений и смыслов профессии в образовательном процессе вуза.

Исследование проводилось в Петрозаводском государственном университете среди студентов, обучающихся по направлениям «Гостиничное дело» и «Туризм» в количестве 84 человек, из них 49 респондентов очного и 35 - заочного отделений. Будущим специалистам сферы гостеприимства был предложен перечень профессиональных ценностей, который включал в себя: престиж профессии, креативность, активные социальные контакты, саморазвитие, духовное удовлетворение, материальное благополучие, проявление индивидуальности, которые они должны были проранжировать по степени их значимости. В таблицах 1 и 2 представлены результаты ранжирования ценностей студентами соответственно каждого отделения.

Таблица 1. - Результаты ранжирования на выявление профессиональных ценностей по степени их значимости для студентов-очников

Профессиональные ценности Ранговое место

1 2 3 4 5 6 7

Престиж профессии 4,1% 12,2% 14,3% 12,2% 10,2% 16,3% 30,6%

Креативность 2,04% 6,1% 14,3% 14,3% 18,4% 20,4% 24,5%

Активные социальные контакты 14,3% 14,3% 6,1% 16,3% 10,2% 28,5% 10,2%

Саморазвитие 22,5% 14,3% 34,7% 12,2% 8,2% 4,1% 4,1%

Духовное удовлетворение 30,6% 10,2% 8,2% 16,3% 22,5% 4,1% 8,2%

Материальное благополучие 24,5% 32,6% 8,2% 14,3% 10,2% 4,1% 6,1%

Индивидуальность 2% 10,2% 14,3% 14,3% 20,4% 22,5% 16,3%

Таблица 2. - Результаты ранжирования на выявление профессиональных ценностей по степени их значимости для студентов-заочников

Профессиональные ценности Ранговое место

1 2 3 4 5 6 7

Престиж профессии 8,6% 2,9% 8,6% 20% 14,3% 8,6% 37,1%

Креативность 8,6% 8,6% 2,9% 4 14,3% 28,5 25,7%

Активные социальные контакты 2,9% 17,1% 8,6% 25,7% 14,3% 22,8% 8,6%

Саморазвитие 40% 25,7% 11,4 5,7% 14,3% 0 2,9%

Духовное удовлетворение 17,1% 8,6% 22,8% 14,3% 14,3% 8,6% 14,3%

Материальное благополучие 14,3% 31,4 22,8% 8,6% 11,4 5,7% 5,7%

Индивидуальность 8,6% 5,7% 22,8% 14,3% 17,1% 25,7% 5,7%

Следует отметить, что у студентов как очного, так и заочного отделений по направлениям «Гостиничное дело» и «Туризм» очевидное преимущество получили следующие ценности: саморазвитие, духовное удовлетворение, материальное благополучие. В процентном отношении в сумме эти ценности получили первое ранговое место у очников 77,6% и у заочников - 71,4%. Так, саморазвитие является доминирующей ценностью в обеих группах, но для студентов-заочников оно более актуально -40% первых мест против 22,5% у студентов очного отделения. Кроме того, у заочников, по сравнению со студентами - очниками, повысился рейтинг таких ценностей, как престиж профессии (8,6% первых ранговых мест против 4,1%), креативность (8,6% первых ранговых мест против 2%), индивидуальность (8,6% первых ранговых мест против 2%).

Это демонстрирует более высокий уровень осознания студентами-заочниками формирования таких важных личностных качеств, необходимых в сфере избранной профессии, как креативность, индивидуальность, саморазвитие, что

обусловлено уже существующим их личностным опытом в профессии. Эти же ценности, которые у студентов-очников выражены более низким процентом значимости, можно объяснить их недостаточными представлениями о будущей профессиональной деятельности. В связи с этим в образовательном процессе вуза необходимо активно включать студентов в различные виды практик, экскурсий на предприятия гостиничного сервиса, в интерактивную деятельность практико-ориентированной направленности

непосредственно в учебном процессе, приближенную к профессиональной

деятельности в сфере гостеприимства, ее анализу, выработке самостоятельных действий, способствующих в будущем творческой самореализации в профессии.

В то же время, актуальное для очников духовное удовлетворение (30,6 % первых ранговых мест против 17,1% у заочников) можно объяснить тем, что у студентов-очников при положительном отношении в целом к будущей профессиональной деятельности происходит ее восприятие на уровне идеальных представлений.

Тогда как студенты, которые уже имеют опыт деятельности в сфере гостиничного сервиса, оценивают не только ее положительные стороны, но и учитывают те трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Поэтому в образовательном процессе вуза необходимо формировать такие личностно-профессиональные качества будущего специалиста сферы гостеприимства как «самостоятельность (стремление самому определять цели в работе и средства для их достижения); амбициозность (повышенная самооценка, вера в успех); настойчивость (проявление стойкости в трудных ситуациях); трудолюбие (удовлетворение от выполнения процесса труда);

стрессоустойчивость (не падать духом и извлекать опыт из неудач)» [7, с. 127].

Таким образом, анализ результатов исследования на выявление таких профессиональных ценностей будущих специалистов сферы гостеприимства, как престиж профессии, проявление креативности и индивидуальности, активные социальные контакты, стремление к саморазвитию, духовное удовлетворение от осуществляемой

профессиональной деятельности необходимо учитывать в организации образовательного процесса с использованием практико-ориентированных технологий. Личностно-профессиональные ценности как цель и как осознаваемые, эмоционально окрашенные мотивы, наиболее полно проявляющиеся в профессиональных идеалах, лежат в основе качественной подготовки будущих специалистов. Формирование их профессиональных компетенций базируется на таких важных для сферы гостеприимства ценностях, как мобильность, коммуникабельность, знание языков и культур, интеллектуальное развитие, ответственность, организованность,

стрессоустойчивость, умение работать в команде, доброжелательность, высокое качество услуг, обеспечение безопасности клиентов и создание максимального комфорта их проживания. Формирование положительного отношения студентов к профессии на основе выделенных ценностей уже на этапе обучения в вузе позволяет им глубже осмысливать сущность и особенности предстоящей профессиональной деятельности в сфере гостеприимства.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. (Теория диагностики): Учебное пособие к спецкурсу. - Л.: РГПУ, 1991. - 83 с.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. - Изд-во Ростов-на-Дону, 1994. - 65 с.

4. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Под ред.

В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.

6. Шевченко Н.Н. Культурологический аспект профессиональной подготовки учителя в художественно-эстетической образовательной среде педагогического вуза: монография. LAP LAMBERT Academic Publishing / Германия (ISBN 978 - 3 - 659 - 38504 - 9). - 2013. - 168 с.

7. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

Сведения об авторах:

Шевченко Владимир Иванович (г. Петрозаводск, Россия), кандидат технических наук, доцент кафедры туризма Петрозаводского государственного университета, e-mail: [email protected]

Шевченко Наталья Николаевна (г. Петрозаводск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Петрозаводского государственного университета, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

V. Shevchenko (Petrozavodsk, Russia), сandidate of technical sciences, associate professor of the tourism Department of Petrozavodsk State University, e-mail: [email protected]

N. Shevchenko (Petrozavodsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of Theory and Method of General and Professional Education Department of the Petrozavodsk State University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.