ФИЛОСОФИЯ и социология
УДК 316.343-057.177
Э. В. Бушкова-Шиклина
ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций представителей двух социальных групп -менеджеров и предпринимателей. Показаны сходства и различия ценностных иерархий представителей данных групп как в целом по выборкам, так и в зависимости от ряда показателей - уровня управления, размера бизнеса, половой принадлежности респондентов.
In the article the comparative analysis of an empirical research on valuable orientations of the two social groups' representatives - managers and private business owners is presented. The similarities and differences in the valuable hierarchies of the representatives of these groups according to the extracts and the raw of indices - the level of management, the rate of business, the gender affiliation of the respondents are shown.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностные иерархии, менеджеры, предприниматели.
Keywords: valuable orientations, valuable hierarchies, managers, private business owners.
В условиях становления и развития рыночной экономики в России все больше работ посвящено изучению особенностей социальных групп, участвующих в управлении как государственными организациями, так и частным бизнесом -менеджеров, бизнесменов, предпринимателей и т. д. В специальной литературе авторы пытаются прояснить, насколько схожи/различны позиции социальных акторов, находящихся «у руля» власти и капитала, насколько сходны их мотива-ционно-ценностные ориентации [1].
В литературе, как правило, позиции предпринимателя и менеджера рассматриваются как принципиально различные, отличающиеся друг от друга характером отношения к собственности (первый, как правило, управляет собственным бизнесом, второй является наемным управляющим), а также степенью инновационности и рис-
БУШКОВА-ШИКЛИНА Эльвира Васильевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры философии и социологии ВятГГУ © Бушкова-Шиклина Э. В., 2009
ка в профессиональной деятельности, тем самым - реализующих разные личностные и профессиональные ценности. В то же время появляется «срединное» мнение о том, что менеджер -это особый представитель управленческой профессии, который, будучи наемным работником, осуществляет, в отличие от управленца-администратора, сугубо «предпринимательскую», то есть (в данном случае) инновационную, творческую деятельность по стратегическому развитию организации [2]. В связи с этим ценности управленцев (особенно высших уровней управления в организациях) и предпринимателей в силу тождественности ряда профессиональных целей и задач во многом могут быть сходными.
В данной работе представлена попытка сравнительного анализа результатов двух эмпирических исследований: исследования ценностных ориентаций менеджеров (2006-2007 гг., основные результаты см. [3]) и ценностных ориентаций предпринимателей (2008 г.) с целью выявления общего и различного в ценностных иерархиях представителей указанных социальных слоев [4].
Для исследования ценностных ориентаций менеджеров была сформирована выборочная совокупность объемом 182 человека. Содержательно данная выборка представлена менеджерами разного (линейного, среднего, высшего) уровня управления в различных (торговых, промышленных, образовательных и др.) организациях гг. Кирова и Н. Новгорода. Так как 18% менеджеров данной выборки являются (со)владельцами указанных организаций, логично их ответы рассматривать как ответы предпринимателей (данные менеджеры не только работают по найму, но и отчасти управляют «собственной» организацией). В связи с этим была сформирована еще одна выборка, состоящая из предпринимателей. Таким образом, в исследовании использовались две равные по объему выборки - из 150 менеджеров и 150 предпринимателей гг. Кирова и Н. Новгорода и соответствующих областей.
В связи с тем, что менеджеры (особенно топ-менеджеры) и предприниматели как социальные группы являются немногочисленными и трудно доступными для исследования, формирование выборок осуществлялось методом «снежного кома» [5]. При этом в ходе исследования пропорции тех или иных групп респондентов (например, по признаку пола, уровня управления,
Э. В. Бушкоба-Шиклина. Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ
величины бизнеса) постоянно отслеживались и корректировались в соответствии с данными о генеральной совокупности.
Так, основная часть респондентов-менеджеров (42%) представлена руководителями линейного уровня, представителей среднего и высшего уровня в данной выборке 35 и 23% соответственно. В общем, это вполне соответствует распределению менеджеров по трем основным уровням управленческой иерархии в генеральной совокупности. Средний возраст руководителей указанных выше организаций - 35 лет (причем менеджеры-мужчины значительно моложе менеджеров-женщин ^-критерий Стьюдента, р = 0,03); средний стаж работы в должности - 4,4 года; подавляющее большинство (96%) - имеют высшее образование.
Среди предпринимателей большая часть (52%) выборки представлена респондентами, имеющими так называемый «малый» бизнес; представителей среднего и крупного бизнеса в выборке 36% и 12% соответственно. Средний возраст данных респондентов - 33 года, причем здесь предприниматели-мужчины также значительно моложе предпринимателей-женщин - 33 и 37 лет соответственно ^-критерий Стьюдента, р = 0,05). Основная часть (60%) «женской» выборки реализует себя в малом бизнесе, в то время как мужчины-предприниматели занимаются в основном малым и средним бизнесом (по 42%). В среднем по выборке данным видом деятельности респонденты занимаются около 5,4 лет; 45% респондентов имеют высшее образование.
Исследования проводились при помощи методики «Базовые ценности и «антиценности» [6]. Респондентам предлагался список из 38 понятий, обозначающих базовые (как терминальные, так и инструментальные) ценности, из которых предлагалось выбрать по девять наиболее предпочитаемых ими как личностями и как руководителями организации (собственного бизнеса) ценностей. Таким образом, проводился анализ иерархий профессиональных и личностных [7] ценностей менеджеров и предпринимателей, а также степени согласованности данных групп ценностей между собой.
В результате исследования были получены следующие иерархии профессиональных и личностных ценностей менеджеров и предпринимателей. Наиболее предпочитаемыми среди личностных ценностей менеджеров явились: «Здоровье» (106 выборов), «Порядочность» (98), «Профессионализм» (95), «Семья» (92), «Уважение к родителям» (83), «Любовь» (61), «Безопасность» (54), «Образование» (54), «Независимость» (54) и др. Наименее предпочитаемыми выступили такие личностные ценности, как «Покой» (0), «Равенство» (2), «Милосердие» (4), «Известность» (4) и др.
Среди личностных ценностей предпринимателей наиболее значимыми выступили: «Здоровье» (106 выборов), «Семья» (101), «Любовь» (81), «Безопасность» (78), «Независимость» (59), «Уважение к родителям» (59), «Порядочность» (53), «Дружба» (49), «Справедливость» (48) и т. д. Наименее значимыми оказались следующие ценности: «Могущество» (4 выбора), «Покой» (6), «Известность» (6), «Сотрудничество» (7), «Равенство» (11) и др.
В целом, сравнивая данные иерархии, можно предположить, что они во многом схожи. Математический анализ при помощи критерия и-Манна-Уитни показал, что статистически значимой разницы в указанных иерархиях личностных ценностей менеджеров и предпринимателей нет (р = 0,73).
Среди профессиональных ценностей менеджеров на первых местах по предпочтительности явились: «Профессионализм» (140), «Сотрудничество» (104), «Порядочность» (100), «Внимание к людям» (92), «Развитие» (91), «Успех» (84), «Законность» (68), «Образование» (68), «Труд» (65) и др. Наименее предпочитаемыми ценностями в профессиональной сфере менеджеров выступили: «Покой» (0), «Милосердие» (0), «Надежда» (2), «Природа» (2), «Смысл жизни» (4), «Равенство» (4) и др.
Для предпринимателей наиболее важными в профессиональном плане являются ценности профессионализма (94 выбора), развития (86), успеха (85), стабильности (80), образования (67), сотрудничества (66), законности (52) и др.; наименее значимыми - удовольствия (0 выборов), природы (1), покоя (1), надежды (3) и т. д. Незначительные различия в указанных иерархиях профессиональных ценностей предпринимателей и менеджеров также не подтверждаются статистически (и-Манна-Уитни, р = 0,70).
Дополнительная обработка полученных иерархий ценностей при помощи кластерного анализа методом связи между группами показала, что иерархии личностных и профессиональных ценностей как менеджеров, так и предпринимателей содержательно несколько различаются. Тем не менее обработка полученных распределений ценностей при помощи метода и-Манна-Уитни выявила, что между иерархиями личностных и профессиональных ценностей в целом по выборке как у менеджеров, так и предпринимателей не существует статистически значимых различий (р > 0,05).
Практически те же результаты получаются при сравнении распределений иерархий личностных и профессиональных ценностей в группах линейных, средних и топ-менеджеров (Н-Краскала-Уол-лиса, р = 0,10; р = 0,88; р = 0,21 соответственно); малых, средних и крупных предпринимате-
лей (Н-Краскала-Уоллиса, р = 0,13; р = 0,18; р = 0,18 соответственно). Аналогичные результаты получены при сравнении иерархий личностных и профессиональных ценностей менеджеров-мужчин (р = 0,52) и менеджеров-женщин (р = 0,55); предпринимателей-мужчин (р =0,10) и предпринимателей-женщин (р = 0,12) методом и-Манна-Уитни.
Таким образом, можно сказать, что, с одной стороны, ценностные ориентации менеджеров и предпринимателей в зависимости от уровня управления/размера бизнеса в профессиональной и личностной сферах имеют некоторые различия, связанные со спецификой данных сфер жизни; с другой стороны, отсутствие статистически достоверных различий в предпочтении тех или иных ценностей в разных сферах жизни может свидетельствовать о целостности ценностной сферы личности как менеджеров, так и предпринимателей, о проявлении личностных убеждений и установок респондентов в профессиональной среде.
В то же время иерархии ценностей (как личностных, так и профессиональных) в группах наемных менеджеров значительно изменяются в зависимости от уровня управления (и-Ман-на-Уитни, р = 0,0; р = 0,01). Более тщательный анализ динамики указанных иерархий позволяет сказать, что существенные изменения данных ценностей происходят при переходе менеджера из среднего в высший менеджмент (и-Ман-на-Уитни, р = 0,013; р = 0,046). В то же время существенной (статистически значимой) динамики иерархий как личностных, так и профессиональных ценностей предпринимателей при росте их бизнеса не наблюдается (и-Манна-Уитни, р = 0,64; р = 0,47). Интересно также заметить, что на всех трех уровнях управления (линейном, среднем, высшем) профессиональные ценности менеджеров и предпринимателей (мелких, средних, крупных) во многом схожи (и-Манна-Уитни, р = 0,10; р = 0,88; р = 0,20 соответственно). Аналогичная ситуация с личностными ценностями в указанных группах. Но при переходе менеджеров на высший уровень управления их личностные (но не профессиональные!) ценности начинают значительно отличается от личностных ценностей крупных предпринимателей (и-Ман-на-Уитни, р = 0,005).
Таким образом, получается, что ценностная основа как управленческой, так и предпринимательской деятельности весьма схожа, что проявляется в ряде показателей. Тем не менее имеются некоторые различия в динамике ценностей данных социальных групп.
Итак, в результате исследования можно сделать следующие предположения.
Во-первых, и предприниматели, и менеджеры имеют весьма целостную ценностно-ориентаци-
онную систему - ценности, «исповедуемые» в личной сфере, также успешно реализуются в профессиональной жизни. Это весьма логично, так как оба вида деятельности во многом основаны на взаимодействии с людьми, а особенности отношения менеджера (предпринимателя) к людям в частной (семейной, дружеской и т. п.) жизни во многом проявляются в деловых отношениях - отношениях с коллегами, партнерами, конкурентами. Несмотря на различия в целях личного общения и профессиональной деятельности, данные сферы способствуют созданию респондентами вокруг себя единого ценност-но-ориентационного «пространства».
Во-вторых, профессиональные и личностные ценности и менеджеров, и предпринимателей не различаются существенно как в зависимости от пола респондентов, так и уровня управления/ размера бизнеса. Как у мужчин, так и у женщин, как линейных, так и топ-менеджеров, как мелких, так и крупных предпринимателей иерархии ценностей в профессии и частной жизни во многом схожи.
В-третьих, карьерный рост вносит свои коррективы в восприятие действительности менеджеров - их личностные и профессиональные ценности значительно меняются при переходе в высший менеджмент. Более существенным изменениям (как ни странно!) подвергаются личностные ценности менеджеров, так как профессиональные ценности во многом остаются схожими с профессиональными ценностями предпринимателей. Такие изменения, возможно, связаны с изменением не только должностной, но и функциональной позиции менеджера - он оказывается ближе к «большой власти», «большим деньгам», часто - (со)владельцем организации. В связи с этим резко возрастает рост ответственности за стратегическое развитие организации, которая становится для него не только местом работы, но и частичной или полной собственностью.
Примечания
1. См.: Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения // ЭКО. 1995. № 1; Борисов Ю. А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 91-103; Родионова Г. А. Ценностные ориентации управляющих приватизированных предприятий // Социс. 1994. № 2. С. 111-114; Решетников А. В., Шамшурин В. И., Шамшурина Н. Г. Социально-исторический портрет лидера организации // Социс. 2001. № 10. С. 58-63; Чирикова А. Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психол. ж-л. 1998. Т. 19. № 1. С. 62-74; Шин В. Н. Менеджмент как профессиональное управление в рыночном обществе: мировой опыт и российская реальность: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Казань: КГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001; Штайльманн К. Успех в предпри-