Научная статья на тему 'Ценности лингвистического образования в регионе народных художественных промыслов'

Ценности лингвистического образования в регионе народных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / -СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / РЕГИОН / ЛИЧНАЯ ЦЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поспелкова Л. Н.

Данная статья посвящена процессу преподавания иностранного языка в неязыковом вузе в условиях региона народных художественных промыслов. Обращается внимание на воспитательное значение иностранного языка, который формирует человека национальной культуры. Иностранный язык рассматривается как средство развития у студентов определенной системы ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценности лингвистического образования в регионе народных художественных промыслов»

ИЗ ПРАКТИКИ: ОПЫТ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Л.Н. Поспелкова

Ключевые слова:

иностранные языки, ценности, национальная культура, художественные промыслы, лингвистическое образование,-современное общество, культура, регион, личная ценность, мотивация.

ЦЕННОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Данная статья посвящена процессу преподавания иностранного языка в неязыковом вузе в условиях региона народных художественных промыслов. Обращается внимание на воспитательное значение иностранного языка, который формирует человека национальной культуры. Иностранный язык рассматривается как средство развития у студентов определенной системы ценностей.

Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков.Тот факт, что дисциплина «иностранный язык» вошла в базовую часть гуманитарного, социального и экономического циклов всех стандартов, говорит о том, что владение иностранным языком рассматривается как одно из основных условий успешной интеграции России в мировое образовательное простран-ство.Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших ключевых компетенций современного челове-

134

IЛ.Н. Поспелкова

ка. И то, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои чувства, свое отношение к окружающему миру, зависит степень его успешности, степень успешности его будущей деятельности, его бизнеса, успешности его отношений с другими людьми.Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения.Важно формировать такие ценностные ориентиры, кактолерантность, умение общаться,умение взаимодействовать с другими людьми.

Вконцепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы определены следующие приоритетные задачи:

- выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

- сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества.

Развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования. Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Любое обучение, как известно, это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Как мы знаем, важнейшая функция языка состоит в том, что любой язык хранит культуру и передает ее из поколения в поколение. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности - природе, обществе, человеке, его истории и культуре. Культура любой страны есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся культуру страны изучаемого языка, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование духовно богатой и всесторонне развитой, гармоничной личности.

135

Ценности лингвистического образования в регионе ... I

В данной статье предпринята попытка показать процесс обучения иностранному языку в условиях региона народных художественных промыслов. Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области иностранного языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Однако Гжель имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические особенности. С именем Гжель связаны лучшие достижения народного керамического искусства. Поэтому при разработке учебного пособия по английскому языку для студентов художественных специальностей мы учли эти особенности. Такой подход в преподавании имеет огромное воспитательное значение. Высокий профессионализм в области художественно-промышленного производства наряду со знаниями иностранного языка, указывает на новое качество обучения в высшей школе в условиях региона с его богатой культурой.

Гжельскому государственному художественно-промышленному институту удалось сконцентрировать весь бесценный отечественный опыт по подготовке художников, мастеров фарфора, майолики, специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Институт является экспериментальной площадкой, где осуществляется непрерывное профессиональное образование в области традиционного декоративно-прикладного искусства. Колледж как структурное подразделение института также готовит специалистов по многим направлениям, и все они так или иначе приобщаются к искусству и народным традициям. Задача современного художественно-промышленного образования - сохранить и развивать эти традиции[1,с.147]. Все это свидетельствует о том, что Гжельский государственный художественно-промышленный институт нацелен на формирование "человека культуры", творческой личности, воспитание которой в институте организовано на основе уважения и любви к отечественным ценностям, бесценным богатствам культуры народа, в ее сохранении и приумножении, в том числе, и к традиционной декоративно-прикладной культуре. Будучи еще студентами, молодые люди вовлекаются в преобразовательную деятельность, в частности, художественно-промышленную - по производству керамических изделий, которые пользуются большим спросом не только в России, но и далеко за ее пределами.

В настоящий момент Гжельский государственный художественно-промышленный институт проводит работу по расширению культурных свя-

136

IЛ.Н. Поспелкова

зей на международном уровне, что, несомненно, создает потребность в специалистах с хорошим знанием иностранного языка. Поскольку для современного специалиста уровень владения иностранным языком в различных сферах деятельности, в частности в художественном образовании, является необходимым не только для успешного карьерного роста, но и для установления деловых контактов с зарубежными партнерами. Таким образом, можно утверждать, что на современном этапе лингвистическое образование является личной ценностью конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Чтобы повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка, необходимо учитывать следующее:

- содержание обучения иностранному языку в художественном вузе должно быть информативно-познавательным и способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

- подбор материала должен осуществляться с учетом особенностей региона, профессиональных интересов студентов художественных специальностей и в соответствии с теми задачами, с которыми выпускники столкнутся в будущем;

- широко использовать разнообразные формы и методы обучения при изучении тем, связанных не только с Гжельским промыслом, но и художественными промыслами России;

- знакомить студентов с литературой, которая раскрывает культурное наследие страны изучаемого языка, в частности, традиционное декоративно-прикладное искусство народов Англии, Ирландии, Шотландии, Уэльса, научить их читать эту литературу на иностранном языке.

Учебный процесс преподавания иностранного языка организуется в соответствии с профессиональными интересами студентов, и в него интегрируется региональный компонент. При разработке учебных программ были включены такие темы: «Гжель. История, традиции и современность», «Художники народного промысла «Гжель», «Керамическое производство», «Фарфор, майолика, подглазурная роспись», «Перспективы развития и значение художественных промыслов», «Народный художественный промысел России».Подбор такого материала вызывает у студентов большой интерес и нацеливает их на самостоятельные поиски дополнительной информации, связанной с культурой других стран в данной области. Благодаря накопленным знаниям студенты способны вносить свой личный вклад в развитие народных промыслов своего региона, и, как показывает проведенное исследование, благодаря ознакомлению студентов с декоративно-прикладной

137

Ценности лингвистического образования в регионе ... I

культурой страны изучаемого языка, осуществляется процесс приращения новых знаний в области художественно-промышленного образования. Особое внимание при этом уделяется внеаудиторной работе.

Внеаудиторная работа может проводиться в разных формах: это не только привычные еще по школе олимпиады, но и конференции, уроки-телемосты, подготовка и проведение экскурсий, викторины, презентации и, конечно, проектная деятельность. Все вышеперечисленные формы внеаудиторной деятельности можно успешно осуществлять в рамках художественно-промышленного вуза, например, ГГХПИ. Так, к примеру, очень эффективной является подготовка и проведение не только виртуальных экскурсий, но и вполне реальных, непосредственно по самому институту, по производственным мастерским с ознакомлением с процессом производства керамики, по музею. Большой интерес у студентов вызывает задание по разработке туристических маршрутов по Гжели, по созданию информационных буклетов, путеводителей и рекламных листовок. Весьма мощным стимулом к изучению иностранных языков может стать привлечение студентов к работе с иностранными гостями при проведении международных конференций на базе института, а также подготовка различных проектов.

Заметим, что в плане воспитания студентов иностранный язык имеет огромные возможности: он прививает чувство толерантности и уважения к культуре, истории и духовным ценностям, достижениям науки других народов; формирует общую культуру и культуру межличностного общения, познавательную активность, стремление к самообразованию, эстетическое восприятие и художественный вкус, осознанное отношение к овладению иностранным языком как средством общения, познания и самосовершенствования. Совершенно очевидно, что данная дисциплина способствует формированию современного специалиста - художника, творца, созидателя, личности с широким культурным кругозором.

Говоря о ценности иностранного языка, нельзя не упомянуть о его влиянии на профессиональную подготовку будущего специалиста. Здесь речь идет о так называемом профессионально ориентированном обучении иностранному языку, которое предполагает преподавание данного предмета с учетом профессиональных потребностей обучаемых. В этом случае «иностранный язык ... выступает средством повышения профессиональной компетенции и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста- выпускника современной высшей школы» [5, С. 3-4].

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку

138

IЛ.Н. Поспелкова

развивает интерес к чтению литературы по специальности, изучению профессиональной лексики и терминологии, а в современном мире интерес к общению в сфере профессиональной деятельности на иностранном языке. В помощь студентам с этой целью нами были созданы учебные пособия по английскому языку с профессионально ориентированными текстами и терминологический словарь по профессиональной лексике.

Следует отметить, что использование разнообразного по содержанию материала и разнообразных форм и методов организации и проведения учебных занятий позволяет преподавателю формировать и закреплять у студентов внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка. В свою очередь, это помогает им осознанно работать по этой дисциплине, получая удовлетворение от самого процесса работы и от полученных результатов, и воспринимать ее как необходимую личную ценность.

Подводя итоги, можно сказать, что иностранный язык, как и любой другой учебный предмет, несет в себе огромный аксиологический потенциал, поскольку правильно и методически грамотно построенный процесс обучения позволяет осуществить главную цель современного образования - воспитание личности, способной к самореализации, самопознанию и самосовершенствованию.

Работая в аудитории под руководством преподавателя, студент не только получает лингвистические знания (определенный запас слов, правила грамматики и построения предложений, сведения по фонетике изучаемого языка), он приобщается к культуре другой страны, учится понимать другой народ, его культурные традиции, постигает культуру общения, зачастую совсем непохожую на родную. При этом на таких занятиях осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося, где обучающийся является полноправным участником процесса, что, несомненно, ведет к развитию его творческих способностей.

Коммуникативный принцип обучения иностранным языкам позволяет обучаемым понять, что ценность иностранного языка заключается не только в том, что владеющий им становится востребованной в любой стране высокопродуктивной личностью, перед которой открыты все рынки труда, но и то, что это прежде всего - средство общения с другими людьми, средство ведения «диалога культур». И от умения вести такой диалог можно получать огромное удовольствие и чувство удовлетворения, уважения к самому себе, а это, в свою очередь, порождает потребность развивать и совершенствовать свои знания. Наступает такой период, когда человек приходит к осознанию, что сам процесс учебы вызывает те же чувства и эмоции, что

139

Ценности лингвистического образования в регионе ... I

и прикладное использование полученных умений и навыков, и тогда иностранный язык становится его личной ценностью.

Иностранный язык воспитывает в человеке чувства патриотизма и любви к своей национальной истории, культуре, традициям и обычаям, к родному языку. Достигается это благодаря введению регионального компонента в содержание обучения. Без этого не может быть и речи о полноценном «диалоге культур». Человеку всегда интересно не только послушать другого, но и рассказать о себе, о том, что дорого ему, а также поделиться своими знаниями, своим опытом.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранный язык является неотъемлемой частью подготовки современного специалиста. Только тот, кто владеет языками, сможет чувствовать себя совершенно свободным и независимым в любой сфере деятельности. Однако данная дисциплина может также пробудить интерес молодого человека и к выбранной им профессии - речь идет о профессионально-мотивирующем обучении. Полученная на уроках иностранного языка информация может заставить по-новому взглянуть на будущую работу, вызвать желание больше узнать о ней, понять, что для успешной будущей карьеры необходимы дополнительные, более глубокие знания. Это становится особенно актуальным в условиях глобализации, когда перед специалистом открываются неограниченные возможности для самореализации, открыт весь мир, и он может проявить себя, свой талант, свои способности, быть востребованным и применить свои знания и умения как специалист, как художник в любой стране мира.

Несомненно, бесспорна ценность лингвистического образования в становлении, подготовке и обучении современного специалиста в художественном вузе, в соответствии с требованиями к его профессиональной подготовке в системе высшего образования.

Литература

1. Илькевич Б.В. Ценностная характеристика художественно-промышленного образования//Философия образования. - 2011. - №3(36). - С. 142-147.

2. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015гг. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 25 августа2008г. N 1244-р.(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 702). [электронный ресурс].ИЛЬ: http:// www.http://http://edu53.ru/np-includes/upload/2014/03/27/5068.pdf.

140

IЛ.Н. Поспелкова

3. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. - 160 с.

4. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе. - 1973. - № 1.

5. Образцов П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов/П.И. Образцов, О.Ю. Иванова. - Орел: ОГУ, 2005. -С. 3-4

6. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 Декоративноприкладное искусство и народные промыслы (бакалавриат): Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г.№805. [электронный ресурс].иЯЬ: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm805-1.pdf.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.