ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ
УДК 37.022 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10060
Ценности либерального образования
В статье рассматривается вопрос о ценностях либерального образования. Приводится краткая характеристика модели либерального образования. Основными вопросами статьи являются следующие: Каковы ценности либерального образования? В чем выражается центральная ценность либерального образования—свобода? Используя анализ теоретической литературы, преимущественно англоязычной, которая впервые вводится в научный оборот, автор приходит к мнению, что именно свобода является центральной и ключевой ценностью либерального образования. При этом актуально звучат слова выдающихся отечественных педагогов и философов К. Д. Ушинского и С. И. Гессена с их интерпретацией свободы. Таким образом проявляется преемственность педагогической мысли. Автор приходит также к мнению об общей цели либерального образования — это не формирование или развитие, а подготовка человека к жизни, в том числе профессиональной. Достигнуть данную цель возможно в силу того, что свобода всегда сопряжена с ответственностью. Цель либерального образования — развитие свободных личностей, которые могут самостоятельно и ответственно думать и размышлять.
Ключевые слова: либеральное образование, высшее профессиональное образование, ценности, свободная личность, свобода.
Н. С. Авдонина
Кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск E-mail: n.avdonina@ narfu.ru
Natalia S. Avdonina
PhD (Political Sciences), Associate Professor, Department of Journalism, Advertising and PR, the Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia
Введение
Тенденции в социальной сфере свидетельствуют об актуальности осмысления профессиональной идентичности специалистов, в частно-
Как цитировать статью: Авдонина Н. С. Ценности либерального образования // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 63-75.
сти журналистов. Появление новых профессий, квалификационных требований и профессиональных стандартов, оторванность теоретического образования от практики, скептическое отношение работодателей к выпускникам с профильным дипломом, разочарование студентов в профессии — все это актуализирует поиски отвечающих современным запросам форм, средств, методов, условий и характера высшего профессионального образования.
С 1999 г. во многих отечественных вузах стала внедряться педагогическая модель свободных искусств и наук, или artes liberales. Как полагает Дж. Беккер, являющийся вице-президентом и деканом по международным связям и программам повышения гражданской ответственности Бард-колледжа, существенное отличие artes liberales от классического европейского образования заключается в вере в способность людей «расти и меняться», в способности накапливать знания и иметь критическое мышление [1, с. 41].
Либеральное образование предполагает междисциплинарность и свободу выбора изучаемых предметов. Свобода выбора является центральным звеном системы свободных искусств и наук. Обучающиеся могут выбирать как дисциплины, так и область академических интересов, или профиль подготовки [1, с. 41]. Предоставление права свободы выбора означает отказ от шаблонного и стандартизированного универсального пути к получению образования. Обучающиеся вольны самостоятельно принимать решения, за которые им и предстоит нести ответственность. В традиционной педагогике, когда выбор предметов сводится к минимуму или к формальному распределению студентов «поровну», о чувстве ответственности обучающиеся вспоминают в основном ближе к сессии.
Д. Хамфри и Э. Дэвенпорт, обсуждая со студентами, что есть либеральное образование, пришли к выводу, что это — философия образования, которая предоставляет студентам разнообразные возможности, расширяет права и возможности отдельных индивидов, освобождает ум от невежества и взращивает социальную ответственность [6, с. 42]. Как отмечает Г. С. Принс, «образование, направленное на развитие гражданской ответственности,— это образование, направленное на изменения, когда задачи и трудности создают напряжение, сопротивление и даже гнев» [Цит. по: 9, с. 136]. Философия либерального образования — это философия демократического общества, в котором
гражданственность, социальная ответственность и сообщество сосуществуют нераздельно.
Ассоциация американских колледжей и университетов в 1999 г. предложила свое видение либерального образования: «По-настоящему либеральное образование — это то, которое подготавливает нас к ответственной, продуктивной, креативной жизни в значительно и быстро меняющемся мире. Это то образование, которое способствует развитию интеллектуальной устойчивости, склонности к обучению на протяжении всей жизни и принятию ответственности за этические последствия воплощения идей и действий... Поскольку либеральное обучение направлено на освобождение нас от ограниченности, обусловленной невежеством, фанатизмом и недальновидностью, оно поощряет развитие любопытства и стремление к расширению границ человеческого знания. Поэтому по своей природе либеральное обучение носит глобальный и плюралистический характер. Оно признает разнообразие идей и опыта, которые характеризуют социальный, природный и интеллектуальный мир» [7, с. 6-7].
Постановка проблемы
Либеральное образование нацелено на формирование в обществе условий для хорошей жизни, как полагает профессор философии в Геттисберг-Колледже Д. Р. ДеНикола [5, с. 37]. Стратегическая цель в данном контексте — это социальное процветание, процветание каждого человека. Важно отметить, что понятие хорошей жизни должно иметь в основе своей идеал, на который следует ориентироваться. Хорошая жизнь есть нравственная жизнь. Личностное процветание предполагает больше, чем просто морально безупречную и добродетельную жизнь. Д. Р. ДеНикола предлагает пять факторов либерального образования, способствующих нравственной жизни:
1) либеральное образование способствует передаче культурного наследия от поколения к поколению;
2) либеральное образование нацелено на самоактуализацию, ведущую к развитию индивидуальности;
3) либеральное образование нужно для понимания мира и разнообразных факторов, формирующих жизнь человека;
4) либеральное образование способствует развитию участия, взаимодействия и воплощения действия в мире. Как говорил С. И. Гессен:
«Личность никогда не дана готовой, но всегда созидается, она есть не пассивная вещь, но творческий процесс: чтобы познать личность, надо посмотреть ее в напряжении ее волевого устремления... Что же превращает темперамент в личность, отчеканивает ее в форму характера? Оформляющим началом в личности является действие человека, и притом не всякое действие, а действие непрерывное и устойчивое» [3, с. 73];
5) либеральное образование необходимо для приобретения навыков обучения [5, с. 58-59].
Либеральное образование в целом позволяет сократить разрыв между прошлым и настоящим, между различными и даже противоположными культурами, между обучающимися и преподавателями. У выпускников, получивших дипломы либерального образования, имеются более широкие взгляды на мир и события в мире. Это совсем не значит, что такой человек подвержен частому изменению собственного мнения и поведения или не имеет принципов и морально-нравственных установок. Снова сошлемся на мнение С. И. Гессена о свободе как ценности человека: «„Будь свободен" означает в сущности не что иное, как „будь самим собой", „не изменяй своему внутреннему Я"» [3, с. 71, 72]. При этом очень важно найти это внутреннее Я, что и заложено в концепции либерального образования.
Вопросы исследования
Каковы ценности либерального образования? В чем выражается центральная ценность либерального образования — свобода?
Цель исследования
Одно из основных отличий и преимуществ либерального образования заключается в возможности обучающегося понять и принять точку зрения Другого, встать на его или ее место, не изменяя собственным принципам. Сила либерального образования — в развитии эмпа-тии у обучающихся и педагогов. Зачастую любые проблемы, с которыми сталкиваются субъекты образовательного процесса, обусловлены проблемами понимания и интерпретации — трудности возникают в момент, когда невозможно установить диалог с другими, текстом или миром в целом. Отсюда могут возникать разнообразные конфликты, реальные и ситуационные. Обучающиеся принимают ответственность
за собственное восприятие Другого и отношение к нему, потому что их восприятие и отношение зиждется на осознанном понимании, а не просто на поверхностной и отвлеченной или однобоко-субъективной оценке. Это возможно благодаря междисциплинарности, которая заложена в основу учебного плана либерального образования, а также активному применению технологий проблемного и проектного обучения.
Основываясь на анализе теоретической литературы, рассмотрим ценности либерального образования.
Методы исследования
В данном исследовании были использованы следующие методы: анализ литературы, сравнительно-сопоставительный метод, анализ и синтез.
Результаты
ДеНикола использует синоним либерального образования — педагогика личности, the pedagogy of the personal. Интерактивные взаимоотношения между студентом и педагогом обогащают процесс обучения. Имеет значение не только отношение педагога к студенту как к самостоятельной личности, но и собственная личность преподавателя. Преподаватель к себе относится не как к человеку, который знает все, как к ментору, но как к человеку, который учится, самостоятелен, не находится в зависимости от своей работы, свободен. В образовательном процессе встречаются две личности, общение которых взаимообогащает их. Преподаватель и обучающиеся образуют единое сообщество людей, объединенных общими целями и задачами. Для ДеНикола оптимальными условиями реализации либерального образования являются следующие: педагогика, направленная на личность, сообщество и сильное чувство места. Под местом подразумеваются студенческие городки, где сконцентрированы факультеты, университетская администрация, общежития и необходимые средства и ресурсы. В то же время местом считается и учебная аудитория, которую педагог может сделать особенным для обучающихся. В России таким примером может быть кампус МГУ имени М. В. Ломоносова.
На основе анализа теоретической литературы можно выделить следующие ценности либерального образования:
Независимость или истинность, подлинность. Автономные личности имеют собственное мнение, в соответствии с которым выстраивают свое поведение. Они принимают и создают правила для самих себя. Они способны делать самостоятельные выводы и аргументы. Их мысли и поступки не управляемы другими людьми, традициями, властью или психологическими проблемами.
Самоконтроль. Автономные и свободные личности не подчиняются собственным страстям. Они могут выстраивать свои желания, цели и идеалы в иерархическую структуру в соответствии с жизненным планом.
Рациональное отражение. Автономные личности думают и размышляют, о чем думают. У них есть необходимые знания для того, чтобы принимать разумные решения.
Компетентность. У них есть сила воли для осуществления задуманного. У них сильно развиты мужество, целостность (неприкосновенность) и решимость.
В книге «Ценности в образовании и образование в ценностях» выделяются три фундаментальные либеральные ценности:
1) индивидуальная свобода;
2) равное уважение для всех индивидов в рамках структуры и практик общества;
3) последовательная рациональность (принятие решений на основе логических рациональных аргументов) [14].
В целом к ценностям либерального образования можно отнести: персональную автономию, критическую открытость, автономию академических дисциплин, равенство, рациональность, разнообразие, свободу от идеологии.
Авторы книги «Опыт либерального образования в Америке, Европе и Азии: диалог сквозь континенты» перечисляют пять причин для внедрения либерального образования:
1) сделать студентов хорошо образованными гражданами. У студентов будет развиваться критическое мышление, они будут учиться принимать участие в дискуссии, совместной работе, находить компромиссы в стенах университета и за его пределами;
2) либеральное образование развивает творческое мышление, что положительно сказывается на экономике и развитии общества. Работникам требуются помимо жестких профессиональных навыков
мягкие навыки, такие как креативность и умение мыслить открыто, за пределами коробки, открытость ко многим перспективам, умение смотреть на ситуацию с разных сторон;
3) либеральное образование готовит студентов к жизни в мульти-культурном и космополитичном обществе, поскольку студенты приобретают навык общения с представителями других культур и не замыкаются в рамках только одной традиции;
4) этическая составляющая либерального образования. Очень важно, что в рамках либерального образования студенты приобретают умение критически оценивать свои собственные предрассудки и предположения благодаря развитию самосознания и самокритики;
5) посредством либерального образования студенты обретают радость жизни [8].
В современном мире либеральное образование часто связывается с задачей культивации демократических ценностей. М. С. Нуссбаум развивает мысль о либеральном образовании как об образовании, ориентированном на развитие глобального мышления, космополитизма с осознанным чувством разности в обществе [11]. Для нее между хорошей жизнью и общим пониманием социального процветания стоит знак равенства. Такое понимание возможно по той причине, что либеральное образование — это моральное образование. Гессен: «Свободный человек имеет свою устойчивую линию поведения, которой он остается верен в течение всей жизни... Свобода есть не столько факт нашей жизни, сколько встающий перед нами долг. Свобода есть оттенок нашего действия, поскольку последнее выражает собой устойчивость нашего поведения и созидает нашу личность» [3, с. 70].
Свобода как основная ценность либерального образования
Liberal arts, eleutheriai technai на греческом, artes liberales на латинском, или свободные искусства, можно интерпретировать как «навыки свободы». Семь свободных искусств делают личность свободной от предрассудков. Свобода в античной западной философской традиции — это достижение, а не неотъемлемое право. Это то, чего можно достигнуть, обладая дисциплиной и самообладанием, чувством ограничений и возможностей. С понятием «свобода» мы логично можем провести аналогию с понятием «автономия», как полагает Д. Р. ДеНикола. Автономия — это потенциал и способность человека
совершать собственный выбор, что в контексте либерального образования является также целью и препятствием образовательного процесса. Почему автономная личность является целью либерального образования, представляется понятным, но почему это может стать препятствием, является вопросом. Чтобы понять данную дилемму, можно обратиться к словам С. И. Гессена, говорившего следующее: «Свобода есть не факт, а цель, не данность, а задание воспитания» [3, с. 61]. Задание воспитания или обучения, равно как и цель, формируется не только обучающимся, но в большей степени определяется педагогами и государством в лице конкретных властных структур, разрабатывающих определенные образовательные стандарты. Чтобы научить другого быть свободным, автономным и независимым, необходимо самому (педагогу, министру) обладать свободой, автономией и независимостью. При этом любой стандарт поведения, любой регламент, соответствующий должности, обязывает ему следовать. Поэтому свободу не следует трактовать буквально как свободу делать все, что угодно, в таком случае нивелируется тонкая грань уважения и почтения между обучающимися и педагогами. Но одновременно с этим ошибкой будет выстраивать искусственную стену в общении. Человек, который ограничивает себя в поведении, потому что не знает другого варианта, является, с точки зрения Д. Р. ДеНиколы, антитезой человека свободного, воспитанного в духе либерального образования. Поэтому препятствие в воплощении свободной личности обусловлено прежде всего внешними обстоятельствами, ограничивающими личность в ее проявлениях.
Все лучшие педагогические идеологии признавали за человеком право на свободу, самостоятельность и независимость. Уместным будет привести слова К. Д. Ушинского: «По самой природе своей человек, как существо со свободною волею, имеет право на такую самостоятельную жизнь, на такое исключительное преследование своих интересов и носит в себе требование и средства самоудовлетворения, как мы назовем чувство, руководящее человеком в этой частной сфере его действий. И никто не может отказать человеку в этом праве самоудовлетворения — в нераздельности, исключительности, свободе его личности,—никто, ибо отрицающий это право сам бы уничтожил всякую силу своего отрицания» [4, с. 54]. По мнению Ушинского, свободная воля образует базу деятельности человека, и что немаловажно,
только если мы признаем за другим право на его или ее свободу, мы можем ждать ответственных поступков, можем ожидать от человека осознания собственных действий. Только человека со свободной волей Ушинский признает за самостоятельное лицо и личность.
В общих чертах можно сказать, что либеральное образование есть обучение и воспитание Личности, осознающей меру своей свободы и готовой нести ответственность за совершаемые действия. Цель либерального образования в самом широком смысле — это не формирование или развитие, а подготовка человека к жизни, в том числе профессиональной. Говоря более конкретно, цель либерального образования, в частности как особого образовательного подхода к организации профессионального образования журналистов, заключается в том, чтобы развить у студентов необходимые профессионально важные компетенции на таком уровне, когда они смогут работать не по шаблону, а в условиях неопределенности, когда для них не будет существовать только один правильный вариант принятия решения или поведения. Выпускники должны быть готовы к переобучению в течение всей жизни, к получению актуальных знаний и приобретению новых умений, должны смотреть на мир без готовых стереотипных представлений, заключенных в узкие, часто черно-белые рамки, должны обладать гибкостью мышления и могли бы перестроиться на новые профессиональные стандарты. В идеале человек, обученный в парадигме либерального образования,— это компетентный профессионал, раскрепощенный и свободный, открытый и гибкий. Н. А. Вторушин ссылается на Э. Берна, разделяющего людей на две категории: «тех, кто способен существовать только в стабильных условиях, играть по уже обозначенным правилам, и тех, кто эти правила создает, но сам уже не испытывает интереса к созданному порядку вещей» [2]. Исходя из этого, можно заключить, что либеральное образование, бытующее в гуманистической парадигме, направлено на обучение и воспитание людей второй категории, создающих правила. За пять десятилетий до Э. Берна С. И. Гессен философски заметил, что «свобода есть творчество нового, в мире дотоле не существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить [курсив мой.— Н. А.]. И чем более независим, индивидуален мой поступок, тем более он свободен. Поэтому свобода не есть произвольный
выбор между несколькими уже данными в готовом виде, но создание нового особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода» [3, с. 69].
Как мы видим, свобода всегда находится в той же системе координат, что и творчество. Поэтому либеральное образование воспитывает не только свободную, но также и творчески мыслящую и действующую личность. Либеральное образование способствует развитию «жажды мысли» (понятие принадлежит К. Д. Ушинскому).
Основной идеей либерального образования можно считать следующий тезис — будучи свободным, человек научается быть самостоятельной, свободной и ответственной за принятые решения личностью. Обучающийся свободен выбирать траекторию обучения, педагог свободен выбирать методы, формы и средства обучения. Но свобода в данном контексте не равна произволу. В противном случае постоянно будет повторяться ситуация несовпадения желаний и ожиданий обучающихся с возможностями и ожиданиями преподавателей. В образовательном процессе должна быть создана такая атмосфера, чтобы преподаватели и обучающиеся могли совместно и свободно приходить к согласию по вопросу организации образования, в том числе формулируя цели обучения и воспитания. В либеральном образовании нет места навязыванию, назиданию или принятию решения за другого человека. Либеральное образование, или, если назвать его метафорично, «педагогика свободы»,—это образование освобождающее или высвобождающее, которое призвано увести человека от предвзятости, догматизма, узости интересов, самодовольства, излишней сентиментальности и лицемерия, от самооправдания и бездумного выполнения рутинной деятельности, в том числе учебной [10, с. 37].
Либеральное образование, по мнению профессора Л. Стросса,— это противоядие массовой культуре и массовому образованию, которые производят только «специалистов без духа и концепции и волонтеров без сердца» [12, с. 5]. Либеральное образование Стросс метафорично сравнивает с лестницей, по которой человечество будет восходить от массовой демократии к демократии в ее оригинальном прочтении.
Английский философ Р. С. Петерс дает три интерпретации либерального образования: либеральное образование ради получения самого либерального образования, либеральное образование как всестороннее развитие и либеральное образование как не-авторитарное
образование или развитие свободного человека [13, с. 44]. Либеральное образование в последнем прочтении освобождает человека от стереотипов и шаблонов.
Заключение
Как видим, исследователи выделяют разнообразные ценности либерального образования. В целом можно сказать, что либеральное образование направлено на развитие независимости разума, чувств и воли свободного человека. С этой точки зрения, преподавателям необходимо уделять внимание методам преподавания, исключающим авторитарные инструкции, стимулирующим развитие рационального и критического мышления у студентов. Цель либерального образования — развитие свободных личностей, которые могут самостоятельно и ответственно думать и размышлять.
Литература
1. Беккер Дж. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 33-61.
2. Вторушин Н. А., Панькова Н. М. Творчество как условие существования современной образовательной модели // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=11617 (дата обращения: 27.01.2019).
3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин: Слово, 1923. 448 c.
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 1: Ранние работы и статьи, 18461856 гг. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1948. 738 с.
5. DeNicola D. Learning to flourish. A philosophical exploration of liberal education. New York: Continuum International Publishing Group, 2012. 270 p.
6. Humphreys D., Davenport A. What really matters in College // Liberal education. 2005. Summer/Fall. P. 36-43.
7. Jung I. Liberal Arts Education and Colleges in East Asia. Possibilities and Challenges in the Global Age Singapore: Springer, 2016. 206 p.
8. Kirby W. C., Wende M. C. Experiences in Liberal Arts and Science Education from America, Europe, and Asia: A Dialogue across Continents. New York: Palgrave Macmillan US, 2016. 145 p.
9. LangE. M. Distinctively American: The liberal arts college // Daedalus. 1999. Vol. 128, No. 1. P. 133-150.
10. Leadership and the liberal arts. Achieving the promise of a liberal education / Edited by J. Thomas Wren, Ronald E. Riggio, and Michael A. Genovese. New York: Palgrave Macmillan, 2009. 229 p.
11. Nussbaum M. C. Education for profit, education for freedom // Liberal Education. 2009. Summer. P. 6-13.
12. Strauss L. What is Liberal Education // Liberalism Ancient and Modern. New York: Basic Books, 1968. P. 3-25.
13. Thiessen E. J. Teaching for commitment: liberal education, indoctrination and Christian nurture. Leominster: McGill-Queen's University Press, 1993. 332 p.
14. Values in education and education in values. Washington: The Falmer Press. 220 p.
VALUES OF LIBERAL EDUCATION The article addresses the issue of the values of liberal education. A brief description of the model of liberal education is given. The main issues of the article are as follows: What are the values of a liberal education? What is the central value of liberal education — freedom? Using an analysis of theoretical literature, predominantly English-language, which was first introduced into scientific circulation, the author makes the conclusion that it is freedom that is the central and key value of liberal education. At the same time, the words of the outstanding Russian teachers and philosophers K. D. Ushinsky and S. I. Gessen with their interpretation of freedom. Thus, the continuity of pedagogical thought is manifested. The author also comes to the opinion about the common goal of liberal education — this is not formation or development, but preparation of a person for life, including professional life. To achieve this goal is possible since freedom always involves responsibility. The goal of liberal education is the development of free individuals who can independently and responsibly think and reflect.
Keywords: liberal education, higher professional education, values, free personality, freedom.
References
• Bekker Dzh. Obrazovanie po sisteme svobodnyh iskusstv i nauk: otvet na vyzovy XXI v. // Voprosy obrazovaniya. 2015. № 4. P. 33-61. [In Rus].
• DeNicola D. Learning to flourish. A philosophical exploration of liberal education. New York: Continuum International Publishing Group, 2012. 270 p.
• Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. Berlin: Slovo, 1923. 448 p. [In Rus].
• Humphreys D., Davenport A. What really matters in College // Liberal education. 2005. Summer/Fall. P. 36-43.
• Jung I. Liberal Arts Education and Colleges in East Asia. Possibilities and Challenges in the Global Age Singapore: Springer, 2016. 206 p.
• Kirby W. C., Wende M. C. Experiences in Liberal Arts and Science Education from America, Europe, and Asia: A Dialogue across Continents. New York: Palgrave Macmillan US, 2016. 145 p.
• Lang E. M. Distinctively American: The liberal arts college // Daedalus. 1999. Vol. 128. No. 1. P. 133-150.
• Leadership and the liberal arts. Achieving the promise of a liberal education. Edited by J. Thomas Wren, Ronald E. Riggio, and Michael A. Genovese. New York: Palgrave Macmillan, 2009. 229 p.
• Nussbaum M. C. Education for profit, education for freedom // Liberal Education. 2009. Summer. P. 6-13.
• Strauss L. What is Liberal Education / Liberalism Ancient and Modern. New York: Basic Books, 1968. P. 3-25.
• Thiessen E. J. Teaching for commitment: liberal education, indoctrination and Christian nurture. Leominster: McGill-Queen's University Press, 1993. 332 p.
• Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij. T. 1: Rannie raboty i stat'i, 1846-1856 gg. M.: Izd-vo Akademii pedagogicheskih nauk, 1948. 738 p. [In Rus].
• Values in education and education in values. Washington: The Falmer Press. 220 p.
• Vtorushin N. A., Pan'kova N. M. Tvorchestvo kak uslovie sushchestvovaniya sovremennoj obrazovatel'noj modeli // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 6 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=11617 (data obrashcheniya: 27.01.2019). [In Rus].