УДК 32 001+37.013
И.Г. Долинина
ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На основе теоретического исследования и практической работы рассматриваются ценности как важнейший компонент педагогического процесса формирования гражданской политической культуры. Ценности позволяют оказывать целенаправленное воздействие на обучающихся. Формулируется определение понятия «ценности». Описывается специфика педагогических принципов.
Ключевые слова: ценности, система ценностей, гражданская политическая культура, формирование, молодежь.
При трансформации общественной и экономической системы в России была очевидна необходимость смены культурных основ. В 1990-е годы создавалась политическая и правовая норма нового государства. Образовательная система в обществоведческой сфере стремилась восполнить пробел в знаниях о нормах и механизмах. Постепенно ученые и педагоги разработали широкий методический аппарат, направленный на эффективное усвоение их.
Распространены представления о том, что политическая культура - это «совокупность установок - знаний, ценностных стандартов и чувств - в отношении политической системы, различных ролей, наличиствующих в ней, и их исполнителей» [1. С. 116].
Актуальность ценностей усиливается в условиях активного поиска консолидирующей национальной идеи, и центральной категорией становятся ценности и ценностные ориентации. В последнее время о ценностях пишут немало, но, к сожалению, путь от науки в реальную педагогическую практику непрост. От учеников можно слышать пессимистические реплики: «Какие ценности? Все идут по головам». Опрос студентов разных специальностей показывает, что представление о ценностях имеют только студенты философско-социологического факультета. А вместе с тем: «Обучение гражданина предполагает развитие умений и отношений, необходимых для прямого участия в политических делах, но и в не меньшей степени - развитие ценностей, которые лежат за нашими политическими институтами и процедурами» [2. С. 187].
© Долинина И.Г., 2013
Долинина Ирина Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; irina_edu@mail.ru.
Система ценностей - та составляющая педагогического процесса, которая позволяет подняться до уровня философского осмысления и общественно-исторического процесса, и места и роли каждой личности.
Франкл трактовал сами ценности как смыслы и через них (или напрямую) как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. В частности, в работе «Человек в поисках смысла» он доказывает, что «стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной мотивацией, присущей всем людям, и является основным двигателем поведения и развития личности» [3. С. 10]. В силу того, что ценности непосредственно «не даны» и «не представимы», они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов.
Основная методологическая нагрузка понятия «ценности» в теоретических основах нашего исследования заключалась: а) в абсорбции содержания; б) в выполнении роли объяснительного принципа наблюдаемых фактов.
Ценности могут быть признанными (институциализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. Истоки современного генезиса нигилистических установок лежат в социально-политических кризисных явлениях, но даже констатируя отсутствие ценностных регуляторов в окружающей действительности, молодые люди проявляют индивидуальное, личностное стремление создавать свою жизнь на основе ценностей, в этом и заключается противоречие и основа саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие и демократические ценности.
Педагогический процесс формирования гражданской политической культуры предполагает обучение осознанию феномена ценности в единстве и гармонии трех воплощений: человек сам определяет, что для него свято, многие духовные абсолюты у людей тождественны, одинаковы, гражданские ценности - регуляторы демократических отношений.
При создании методических приемов целесообразно осуществлять следующие операции:
1) научить отделять факт от мнения о нем, политических идеологем, стереотипов;
2) научить абсорбировать содержание факта с точки зрения общечеловеческих ценностей.
В разных культурах существуют одни и те же ценности. Они выстраиваются в различные иерархии - то, что в одной культуре занимает высокое положение, в другой оказывается вторичным или незначительным. Поэтому культура - это своеобразное подчинение ценностей. В жизни конкретного человека, как и в истории народов, мы знаем многочисленные примеры, когда люди действуют не ради корысти, не ради осознанных интересов, а во
имя высоких целей. Но истинно и высказывание Алексиса Де Токвиля о том, что интересами народа всегда прикрывались самые большие тираны в истории.
Ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе нормативность, что зафиксировано в программах и учебниках. Необходимо воспринять иерархию ценностей «в интересах личности, общества и государства», провести актуализацию ценностей через их личную и общественную значимость. Но, на наш взгляд, ошибочно понимание роли педагога во внедрении в сознание обучающихся собственной ценностно-смысловой интерпретации материала. Процесс воспитания амбивалентен по своей сути, поэтому речь должна идти не об однозначном выборе, а о диалогическом сопряжении ценностных предпочтений и ориентаций.
Знания о ценностях и их инвериоризация позволят им стать частью жизни. Ценность - это личностью окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта людей. Понятие ценности крайне значимо для уяснения специфики гражданской политической культуры, которая заключается в единстве индививидуальных, общественных и государственных ценностей и ценностных ориентаций. Речь идет не о соподчинении ценностей разного порядка, а об объединении способных к интеллектуальному, духовному и нравственному развитию и саморазвитию личностей, создающих синергетический потенциал общественного состояния. Названное единство основано на личной свободе, выборе и ответственности. Компоненты системы нами определены следующие:
1) знания: об общечеловеческих ценностях, о роли ценностей в истории и культуре России и мировой цивилизации, о демократических ценностях (способность к компромиссам, терпимость, уважение к каждой личности, мирное разрешение конфликтов, права человека и механизмы отстаивания, соблюдения прав меньшинств), о нормах права, о социально-экономических приоритетах; интеллектуальные и социальные умения и навыки; институциональный опыт и коммуникативное сотрудничество;
2) принципы: гуманизм, интегративность, сотрудничество, деятельностный подход, эмоционально-волевое восприятие, опора на предметный и жизненный опыт;
3) задачи: выработка индивидуальной системы ценностей; интериори-зация ценностей; социализация и политическая социализация, формирование активной позиции;
4) факторы: внешнее влияние - семья, ближайшее окружение, социальная среда, местное сообщество, СМИ, традиции, нормы и ценности; педагогическое влияние - знания о ценностях и нормах, интеллектуальные и социальные умения и навыки, институциональный опыт и коммуникативное сотрудничество.
4) функции: информирование, выявление смысла, оценка, регуляция, выработка норм, мотивирование, контроль, ориентация, проектирование, саморегуляция.
Работа по инвереоризации ценностей сложна тем, что недопустимо навязывание и морализаторство, так как неизбежно вызовет противоположный эффект - отторжение, отказ. Только обсуждение, дискуссионный ракурс позволяют достичь желаемого.
На общественной дискуссии встречалась молодежь из образовательных учреждений разного уровня и профиля, студенты разных факультетов. Это возможность работать вместе над взаимопониманием, нахождение общих знаменателей. Одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания и принятия соглашения, расширяет и, возможно, изменяет точку зрения, раскрывает предположения для переосмысления, вызывает самоанализ собственной позиции, открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным. Создается отношение открытости: осознать возможные ошибки и быть готовым к изменениям, одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению.
Во время общественной дискуссии «Ценности: человеческое в человеке» обсуждались следующие вопросы: В каких сферах общественной и личной жизни ценности проявляют себя? Есть ли место ценностям в нашей жизни? Какие ценности нам нужны? В диалоге возникает представление о приоритете индивидуальных ценностей и понимание опасности крайнего персонализма в обществе.
В связи с нарастающими миграционными процессами в дискуссии «Культурное взаимодействие в обществе» происходил совместный поиск определения понятия культуры. Рассматривалась культура личности в ценностном аспекте, культурное взаимодействие в обществе и ценностные основы культурного взаимодействия в обществе.
Гражданская политическая культура немыслима без ценности толерантности. «Толерантны ли мы? Пределы толерантности». Тема толерантности содержит конструктивный потенциал ценности обеспечивающих открытость взглядов, достижения консенсуса, сотрудничества, национальных и межличностных взаимодействий на основе взаимоуважения. Участники обрели полноценную палитру знаний и опыта, сформированность политической воли, ориентаций на высшую нравственную ценность - жизнь. Обсуждение происходило по значимым вопросам: социальная толерантность как форма партнерского взаимодействия между различными социальными группами общества, уважение позиций сторон; конфессиональная толерантность как основа веротерпимости; эффективность политической толерантности;
взаимосвязь толерантности и прав человека; этническая толерантность; необходимые пределы толерантности.
Анализируя различные подходы к обсуждаемым проблемам, участники занимают взвешенную и нередко мудрую позицию. «Человеком человек становится не в момент своего возникновения, а в момент возникновения такого феномена, как рефлексия».
Диалогичность в понимании ценностей - опора в постижении мира. В аспекте воспитания происходит движение от подчинения общепризнанным нормам поведения к свободе личности с высокими духовными ценностями. Регуляция, осуществляющаяся в реализации норм, ценностей и значений, происходит через их внедрение в структуру поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций, приобщение к общезначимым ценностям.
Методы общественной дискуссии направляют воспитательную динамику к культуре мира и ненасилия, которая становится общезначимым нравственным законом развития человечества. Она может рассматриваться в нескольких измерениях. Идеал культуры мира родился как синтез научной мысли, отражающей новейшие достижения в познании окружающего мира и самого человека. Эти позиции поощряют уважение к жизни, уважение к человеку и всем его правам; отказ от насилия и стремление к предупреждению насильственных конфликтов, к решению проблем на основе диалога и переговоров; признание равных прав, прав каждого на свободу выражения мнений, убеждений и на получение информации; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания как между народами, так и между этническими, религиозными, культурными и другими группами, между отдельными людьми; приверженность принципам социально ориентированного общества, которое охраняет права слабых посредством осуществления последовательных, долгосрочных мер, способствующих развитию; всестороннее участие в защите и развитии окружающей среды в процессе удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.
Воспитание культуры мира - это и цель, и процесс изменений и преобразований, направленных на воспитание в сознании участников дискуссии идей мира; на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума, взаимного уважения.
Подобно тому как в мировой политике «аргументы силы» следует заменить балансом интересов, нужно добиваться их гармонизации и в сфере межнационального общения. Это предполагает утверждение принципов толерантности как свойства внутренней культуры каждой личности. И в этом
отношении формирование культуры мира становится частью педагогического процесса, становлением гражданской политической культуры.
Так постепенно формируется новое состояние ценностей и человеческой культуры постиндустриального общества в сознании молодежи: интеграция и стирание существенных отличий национальных культур на основе вновь воссоздаваемой системы ценностей, формирование единой общечеловеческой культуры, дифференцирование людей на основе индивидуальных ценностей и возрастание культурного многообразия.
Список литературы
1. Формизано Р.П. Понятие политической культуры // Pro et Contra. -2002. - Т. 7, № 3. - С. 111-146.
2. Battistoni R. Public Schoolinq and the Education of Democratic Citezens. -Jacson: University Press of Mississippi, 1985.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
References
1. Formizano R.P. Ponyatie politicheskoj kul'tury [Concept of political culture]. Pro et Contra, 2002, vol. 7, no. 3, pp. 111-146.
2. Battistoni R. Public Schoolinq and the Education of Democratic Citezens. Jacson: University Press of Mississippi, 1985.
3. Frankl V. Chelovek v poiskax smysla [The person in search of sense]. Moscow: Progress, 1990.
Получено 15.02.2013
I.G. Dolinina VALUES OF CIVIL POLITICAL CULTURE
On the base of theoretical study and practical work values as the most important component of pedagogical process of civil political culture formation are being considered. Values promote the aimed influence on students. The definition of the notion “values” is being formulated. Specific features of pedagogical principles are being described.
Keywords: values, system of values, civil political culture, formation, youth.