УДК 37.013 ББК 74.00 Л 22
ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ В СОДЕРЖАНИИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ
(Рецензирована)
Логачева Татьяна Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории, социологии Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: 79026503312, е-mail: [email protected]
Лукьянова Виолетта Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории, социологии Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: 79047724850, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются условия и основания формирования ценностной картины мира личности в рамках современного гуманитарного образования. Обосновывается актуальность ценностных оснований гуманитарного образования в процессе становления личности, его направленность на формирование ценностных ориентиров обучающихся. Выдвигается тезис о роли и значимости ценностей семьи, их места в содержании гуманитарного образования. Делается вывод о фрагментарном характере использования ценностей семьи в содержании гуманитарного образования и необходимости изменения данной ситуации.
Ключевые слова: гуманитарное образование, ценности, ценностные отношения, ценности семьи, традиции.
THE VALUE OF FAMILY IN THE CONTENT OF HUMANITARIAN EDUCATION AS THE CONDITION FOR THE FORMATION OF THE WORLD PICTURE PERSONALITY
Logacheva Tatyana Nikolaevna,
candidate of pedagogical sciences, associate professor of philosophy, history, sociology of the Volgograd institute of business, Volgograd. Ph.: 79026503312, e-mail: [email protected]
Lukyanova Violetta Alecsandrovna,
candidate of historical sciences, associate professor of philosophy, history, sociology of the Volgograd institute of business, Volgograd. Ph.: 79047724850, e-mail: [email protected]
Summary. The article discusses the conditions and grounds of forming the value of the world picture of the individual in modern liberal education. Relevance of the axiological foundations of humanitarian education in the process of formation of personality, its focus on the formation of value orientations of students. A thesis about the role and importance of family values, their place in the content of Humanities education. The conclusion is fragmentary nature of the use of family values in the content of Humanities education and the necessity of changing this situation.
Keywords: liberal arts education, values, value relationships, family values, traditions.
В связи с переходом общества на новую ветвь развития, в современном мире возникла иная социально-духовная атмосфера. Несомненно, эти изменения влекут за собой формирование иного типа личности.
В сфере информационного общества, приоритетом человека становится умение быстро подстроиться под изменения мира, прогнозирование и технический склад ума.
Обратимся к закону «Об образовании в Российской Федерации», где говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3). Здесь явно прослеживается, что ориентир образования направлен на формирование личности. Но, если человек будет приучаться подстраиваться к изменению мира, умению выживать, то, скорее всего из него выйдет не личность, а самостоятельная единица-индивид.
Но что же может восполнить социальное и культурное развитие людей? По мнению современного отечественного философа Б.Н. Бессонова: «В России сегодня возникла и углубляется трещина, разрывающая нашу культурную общность» [6]. В действительности, не редко современная молодёжь, обозначая качества будущей деятельности, выделяет их утилитарную значимость и совсем не считается с нравственными ценностями.
Как замечает Н.С. Киробаев: «Образование -это не только рынок образовательных услуг, но и школа жизни, диалога культур и цивилизаций. Оно должно использовать технологии и достижения науки в унитарных целях, но так же учитывать потребности тех или иных многообразных культурных, национальных, этнических, религиозных и иных сообществ. Технократический подход должен уступить место критическому гуманитарному образованию. Оно призвано служить высоким духовным ценностям культуры, связанным с этническими и политическими императивами, ответственностью человека и общества за судьбы нашего мира!» [2]
Вопрос о сущности и основаниях гуманитарного образования обсуждается в отечественной педагогике достаточно давно. Основным вопросом, слу-
жившим для дискуссий, стал вопрос о том, какую личность должно воспитывать образование.
Так политический деятель К.П. Победоносцев видел в отечественных школах храм российских традиций, нравственных норм и религиозных устоев. А отечественный философ Н.А Бердяев поднимал вопрос о нравственном воспитании человека. Все высшие школы этого времени стремились донести до учащихся о вере в человека и силу его души, об осознании совести, чтобы развить дух свободы и творчества личности.
Педагоги гуманисты начала ХХ в: Н.Ф. Буна-ков, П.Ф. Каптерев и др. были сторонниками того, чтобы в образовании присутствовали ценности мировой культуры. В предмете культурологического подхода принимались попытки особенного восприятия личности, так как человек является частью исторического развития. Ученые В.П. Борисенков, И.А. Колесникова и др. выдвигали мнение о том, что образование должно соответствовать культуре в существующем периоде исторического развития.
Исследования психологов и педагогов говорят о том, что воспитание личности всегда идет от социально-коллективного к индивидуальному. Так Л.С Выготский писал: « Изучая процессы высших функций у детей, мы пришли к следующему выводу: всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии на сцене дважды - сперва как коллективная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрапсихо-логическая» [5]. Согласно этому высказыванию, человек, взаимодействуя с социумом, образует свой собственный взгляд на мир, через психологические функции. Но если раньше, так или иначе, через образование, размышление ученых и государство, формировалась личность, поскольку высшими идеалами и ценностями были уважение, сострадание, принцип гуманности, тонесмотряна декларацию этих идей в высших эшелонах власти общество демонстрирует иное.
Так президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает: «В условиях современного противоречивого мира ценность гуманитарного образования только возрастает»[5], однако при этом в обществе строится модель жизни человекаосно-ванная на западных ценностях: собственный дом, машина, отдых за границей, карьера и др. Теперь человек в большей мере не зависит от коллектива, а гонится за своими идеалами и приобретает статус потребителя, не отдавая ничего взамен.
В.В. Путиным был подписан указ: «О создании Фонда «Русский мир», целью которого является изучение и популяризация русского языка и в нашей стране, и в мире, а в целом - распространение и развитие богатейшего культурного наследия России,
важнейшую часть которого составляют именно гуманитарные науки и гуманитарное знание» [3]. Но реализация этих целей дело пока еще далеко не решенное.
Гуманитарное образование выступает системой для освоения человеком окружающего мира, так как традиционно принято считать, что гуманитарное образование формирует взгляды и убеждения человека.
Содержание гуманитарного образования включает в себя две составляющие: ориентир на современность и ориентир на ценности, которые общество считает наиболее значимыми [4].
Присвоение гуманистических ценностей предполагает не усвоением учеником знаний, как информации для воспроизведения, а освоение социокультурного опыта, который можно получить в личностном общении преподавателя и ученика.Це-лесообразно возникает вопрос о том, каким должен быть человек, приобретая гуманитарные знания? Здесь выступает принцип соотношения человека и эпохи, в которой он проживает. Тогда культура выступает не просто как результат достигнутой деятельности, но и пробуждает у человека чувство творить: право изменить что-то.
Связь ценностных ориентиров и возникнувшее чувство формирует у личности такие качества как ответственность, толерантность, патриотизм, гражданственность и др.
В основе развития личности лежит становление ценностного сознания. Целостность общества составляет некая «система ценностей», которая в свою очередь представляет способность людей принимать решения в условиях свободного выбора.
Сегодня мир становится все более целостным и у человека есть необходимость вступать в общение с людьми другой культуры. Для этого необходимо составить представление о мире и своего места в нем. В большей мере ценностными ориентирами человека, для построения картины мира выступают: Отечество, Патриотизм, Мир, Традиции, Семья, Новации, Время, Пространство и др. Все они являются взаимодействующими и изменение одного параметра, влечет изменение другого. Именно эти ценности являются побудителями к определенным действиям, сличающие людей.
В зависимости от того, какие ценности несет в себе человек, строится современное образование. Для этого он должен перевести свой опыт на гуманный уровень. Это означает, что современный гражданин должен являться созидателем нового мира, который наделен способностью принимать решения и нести за них ответственность. Он должен гордиться своим народом, страной, нацией.
Но, несмотря на это, люди в какой-то мере
сами не стараются присвоить себе те или иные ценностные показатели и в связи с этим можно наблюдать деградацию современного общества. Рассмотрим это подробнее на примере такой ценности как семьи.На специфику конкретных ценностей на разных стадиях развития семьи существенное влияние оказывают социально-экономические, идеологические, конкретно-исторические, этнические, религиозные факторы. Социально-экономические факторы воздействуют на семью не непосредственно, а через культурные ценности. В современном обществе произошло выпадение семейных ценностей из системы ценностей индивида. Это отразилось на росте числа разводов. В настоящее время ценности родительства, многодетности отходят на задний план. Важнейшая проблема - снижение рождаемости, возрастает ориентация населения на однодетность.
Причиной снижения потребности в традиционной семье, детях можно назвать достижения современной цивилизации. Нежелание жертвовать своим комфортом, своим временем, успехом исключает как деторождение, так и семью вообще. Малодетность, помимо желания самих супругов, объясняется увеличением требований к уровню социализации детей, увеличением сроков образования. Помимо этого существуют экономические факторы малодетности, среди которых можно выделить рост стоимости жизни, рост стоимости образования детей, потребность в квалифицированной рабочей силе, возможность профессионального роста, карьеры для женщины, что отвлекает ее от рождения и воспитания детей.
Можно сделать вывод о том, что в обществе не хватает гуманитарного просвещения для людей, ведь гуманитарное образование обеспечивает различные виды отношений: трудовых, общественных, в том числе и семейных. Расширив ветвь гуманитарного образования в российском обществе, человек научится выстраивать взаимоотношения с обществом и воспитывать в себе гражданственность.
В реальное время главные задачи российского образования в целом и основного общего образования в частности,возможно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Анализ образовательных стандартов, программ и учебников показал, если в младших классах представление об обществе и семье дается в более широком понятии,
то к началу «средней школы» можно проследить более детальное углубление этой темы.Так например, в учебнике «История России» (6 класс) мы можем заметить различных правителей Руси. Особым образом отличается Владимир Мономах, написавший произведение «Поучение детям». Это произведение ни как верно и достоверно может отразить семейные ценности и заботу родителя о своих сыновьях. Перечисляя многие свои «пути» и «ловы», Мономах имеет в виду личным примером научить своих детей и всех тех, кто прочтёт его «грамотицю», которая была написана, разумеется, не только для детей князя. Этот исторический пример поучает учащихся с заботой и вниманием относиться к своей будущей жизни, семье и детям.
Можно сказать, что история в средних классах для учеников является не только средством изучения государственных и вне государственных дел политических деятелей, во многом есть моменты рассказывающие жизнь и быт царей. Ученик среднего звена, должен через призму уже полученных знаний в начальной школе, делать вывод о своих действиях в отношении окружающих и семьи.
Переходя от среднего звена к старшему можно сделать вывод о том, что всё накопленное с годами растворяется в рутине повседневного бытия. Этот обоснованное решение можно сделать, к примеру, из содержания учебника по литературе 10-11 класса [4].
Обучающиеся ориентируются больше на такие цели как:
воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию;
углубление эстетического восприятия литературных произведений;
подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.
По сути можно заметить, что предмет гуманитарного цикла, представляется собой подготовку к четко поставленным действиям и целям, ориентир которых направлен на свою будущую жизнь и профессию. Ни слова не сказано в оглавлениях учебной литературы о жизненных, родительских и семейных ценностях.
Можно сделать вывод о том, что в образование присутствует «фундамент» ориентира учеников на семейные ценности, но чем старше они становятся, тем больше эти ориентиры уходят на второй план. Конечно, это целесообразно с точки зрения взросления, вступления во взрослую жизнь и выбора своей будущей деятельности, на которую ученики направляют свои силы.
Но забывая то, о чем нас учили с самых малых лет, мы начинаем сталкиваться опять с теми же проблемами как потеря семьи, традиций и переход на технический уровень развития. Теряя взаимосвязь с обществом, как с элементом гуманитарного образования, человек становится индивидом в мире прогрессивного развития техники, вместо того, чтобы быть ячейкой, взаимосвязывающей каждого в единое целое.
Подводя итог, можно сказать о том, что гуманитарные ценности утрачиваются в нашем современном обществе. Агенты первичной социализации воспитывают все необходимые нравственные качества для человека, начиная от рождения. Но это происходит ровно до той поры, пока в воспитание не подключаются агенты вторичной социализации. Они по большей мере оказывают влияние на протяжении периода взросленияличности.
Современное общество воспитывает людей технического характера и склада ума, нацеленных на четкий и быстрый результат. Это объясняется не только образовательной стороной, но и экономической: XXI век - век потребительского общества.
Целесообразно полагать, что в старшей школе и вузовском пространстве нужно больше внимания уделять гуманитарному образованию и гуманитарному способу познания мира. А для этого государство и общество должны не только приложить все меры по восстановлению нравственности среди населения, но и найти действенные механизмы передачи подрастающему поколению ценностей настоящего гражданина. Стать математиком может каждый, но, а сохранить человечность единицы.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бессонов Б.Н Этносы и нации. Национальные отношения и национальная политика// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки» - № 2(4). - 2011. - С. 8-17.
2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - Воронеж: НПО «МОДЭКС» 1996.
3. Ковешникова О.Т. Чернуха О.А. Федеральный государственные образовательный стандарт основного общего образования сквозь призму ценностного подхода // Школа будущего: научно-методический журнал. - 2011. - № 5. - С. 24-29 Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17064577
4. Лебедев Ю.А. Литература 10 класс. - М., 2011.
5. Путин В.В. В современном мире возрастает ценность гуманитарного образования // Высшее образование сегодня. - 2007.
6. Санкин Л.А. Викторенкова С.В. Духовно-нравственное воспитание студентов // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования - 2008. - №10.