Ценность международного права (по итогам Четвертого международного конкурса «Модель ВТО-2018»)
Анаит Сергеевна СМБАТЯН,
доктор юридических наук, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра международного
права - профессор, тел.: 8499-147-45-00;
Илья Михайлович ЛИФШИЦ, Кандидат юридических наук Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра международного права - доцент,
тел.: 8499-147-45-00
Аннотация
Международное право представляет собой величайшее достижение человечества. Оно воплощает в себе универсальный консенсус о допустимом и недопустимом поведении, справедливости и несправедливости. Подготовку юристов-международников в нашей стране необходимо вести на основе принципа господства права, примата международного права в международных отношениях, отношения к международному праву как к глобальной ценности. Одним из инструментов такой подготовки является международный конкурс «Модель ВТО», недавно в 4-й раз был проведен во Всероссийской академии внешней торговли. Приложением к статье являются тексты задач, которые были предложены командам, участвовавшим в конкурсе.
Ключевые слова: международное право; глобальная ценность; право ВТО; конкурс «Модель ВТО».
International law as a global public value (follow-up of the Fourth international moot court "WTO Model - 2018")
Anait Sergeevna SMBATYAN,
Doctor of legal sciences, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of international law, Professor, phone: 8499-147-45-00;
Ilya Mikhailovich LIFSHITS,
Candidate of legal sciences, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of international law, Associate Professor, phone: 8499-147-45-00
УДК 341 ББК 67.412 С-500
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
7 Q
Abstract
International law is the greatest achievement of the mankind. It embodies a global consensus on acceptable and unacceptable behaviour, justice and injustice. The rule of law principle as well as the notion of the primacy of international law in international relations, its treatment as a global public value should constitute the base of the lawyers' education. One of the instruments of such education is the International moot court competition "WTO model", which was recently held for the fourth time at the Russian Foreign Trade Academy. The texts of the tasks that the teams were requested to solve are annexed to this article.
Keywords: International law; global public value; WTO law; WTO model moot court.
Ни одна правовая система не имеет такого качества, как абсолютное соблюдение ее принципов и норм. С этой точки зрения международное право особенно уязвимо. Во-первых, в международном праве нет единого законодателя и универсальной, общеобязательной системы принуждения, что у некоторых комментаторов создает сомнения в его существовании как права. Во-вторых, нарушения международного права могут иметь масштабные и весьма тяжелые последствия (геноцид, развязывание вооруженного конфликта, экономическая блокада). В-третьих, в отдельных случаях нарушения международного права прикрываются благородными лозунгами защиты прав человека и международной безопасности, что создает впечатление допустимости двойных стандартов. В-четвертых, в отличие от миллионов нарушений внутригосударственного права нарушения международного права практически всегда становятся объектом пристального внимания международного сообщества, что еще больше нагнетает ситуацию. Это создает почву для уныния, крайней формой которого становится вывод о бессилии международного права. По нашему мнению, никаких оснований для уныния нет.
Мы глубоко убеждены в том, что право в целом и международное право, в частности - это ценность. Международное право воплощает в себе универсальный консенсус о допустимом и недопустимом поведении, справедливости и несправедливости. Проф. В.Л. Толстых указывает, что правовую форму международных отношений делает возможной культурное единство международного сообщества, а отсутствие такого единства порождает дискриминационные правовые формы1. При этом сам факт появления, существования и развития международного права представляет собой величайшее достижение человечества. Его творцами являются суверенные государства - субъекты, над которыми изначально нет никакой власти. Нет силы, которая бы заставляла государства брать на себя международные обязательства, учреждать международные организации, признавать юрисдикцию международных судов и арбитражей, выполнять принимаемые ими решения. И, тем не менее, государства это делают. Следовательно, государства заинтересованы в
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
международном праве. Почему? Потому что общепризнанные, общеобязательные правила поведения создают основу международного общения на языке права, а не силы. Выделим лишь несколько аргументов в пользу того, что международное право представляет собой ценность, которую нужно всячески защищать. Во-первых, на фоне громких новостей о нарушениях международного права (о его достижениях говорят гораздо реже) мы не обращаем внимания на то, что ежедневно, а порой ежечасно совершаем действия, рамки которых устанавливаются международным правом: приобретаем импортные товары, делаем почтовые отправления, следуем стандартам качества, выезжаем за рубеж, используем иностранное программное обеспечение - все это, в значительной степени, есть результат международного сотрудничества, основы которого закладываются международным правом. Как отмечает Ян Клабберс (Jan Klabbers) «существование международных отношений предопределяет существование международного права2». Во-вторых, такие особенности международного права как отсутствие единого законодателя, превалирование горизонтальных связей между его источниками, наличие различных правопорядков, отсутствие механизмов принуждения являются особенностями международного права как правовой системы, а не ее недостатками. Кроме того, в силу специфики субъектного состава международного права и предмета регулируемых им отношений проводить прямые аналогии между национальными правовыми системами и международным правом просто бессмысленно - это совершенно разные правовые явления, хотя и находящиеся во взаимодействии. В-третьих, идеологизация международного права (эволюционная концепция защиты прав человека, необходимость углубления экономической интеграции, галопирующая либерализация торговли, решение масштабных экологических вопросов, призывы международным судам восполнять «пробелы» в праве) ведет к «окрашиванию» правовых норм в разные цвета, в зависимости от защищаемых «ценностей» и конъюнктурных интересов, что совершенно недопустимо. Сила права в его нейтральности и объективности. Молчание права есть результат волеизъявления суверенных государств. И если те или иные ситуации международным правом не урегулированы, то это не являются показателем дефекта права как такового либо его неспособности такие ситуации регулировать в принципе. И, наконец, самое главное, - альтернативой соблюдению международного права в конечном итоге выступает агрессивная война как высшая форма отрицания международного права. Уже этого одного факта достаточно для того, чтобы всячески оберегать и укреплять международное право, взращивать молодых юристов-международников, способных отстаивать ценности своей профессии. Джеймс Крауфорд (James Crawford) в своих известных лекциях в Гаагской академии, полемизируя со сторонниками «реалистического» взгляда на международное право как на набор увещеваний, обозначил, что правовой элемент всегда присутствует в международных спорах, он может быть или не быть решающим, но его нельзя игнорировать3.
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
9 Q
Одним из доказавших свою эффективность инструментов подготовки молодых юристов-международников является международный конкурс «Модель-ВТО». Автором идеи конкурса является Владимир Михайлович Шумилов - заведующий кафедрой международного права Всероссийской академии внешней торговли, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, автор многочисленных учебников и учебных пособий по международному праву, международному экономическому праву и праву ВТО. Под руководством профессора В.М. Шумилова впервые в нашей стране был опубликован в виде отдельного издания сборник соглашений ВТО на русском языке4, снабженный вступительной статьей, списком литературы по праву ВТО и, по аналогии с известным Кембриджским изданием—алфавитно-предметным указателем. В одной из своих программных работ проф. В.М. Шумилов указывает: «Право ВТО сыграло роль глобального механизма унификации национальных систем права - применительно к международной торговле»5.
Международный студенческий конкурс «Модель-ВТО» проводится раз в два года. В этом году конкурс проводился в четвертый раз, заявки на участие в конкурсе прислали более 80 команд из России, Белоруссии, Казахстана, Молдовы; в очной части конкурса участвовали 16 команд. Студенты, принимавшие участие в конкурсе, должны были продемонстрировать навыки анализа учебно-практических международных ситуаций, умение провести глубокое юридическое исследование, сформулировать позицию и отстоять ее в очном состязании. Список команд и итоги конкурса опубликованы на сайте http://www.vavt.ru/modelvto/site/vto_2018. Задачи, подготовленные авторами настоящей статьи, публикуются ниже для возможного использования при проведении занятий по международному экономическому праву.
ЗАДАЧА №1
Автор задачи А.С. Смбатян
Разделение Торгово-экономического союза
Илиада, Одиссея и Немезида являлись странами-участниками Торгово-экономического союза (далее - «ТЭС»). На территории ТЭС был создан общий рынок. Илиадой, Одиссеей и Немезидой был заключен и вступил в силу международный договор, согласно которому ТЭС проводилась единая торговая, сельскохозяйственная, конкурентная, промышленная политика. На внешнем периметре ТЭС действовал единый таможенный тариф.
Илиада, Одиссея и Немезида, будучи договаривающимися сторонами ГАТТ 1947, принимали участие в Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров, по результатам которого ТЭС стал членом Всемирной торговой организации (далее - «ВТО»), обладающим тремя голосами. Соответственно, у ТЭС
^ 10
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
как члена ВТО, был единый перечень уступок по товарам (приложение к ГАТТ 1994), сельскохозяйственным товарам (приложение к ГАТТ 1994), перечень специфических обязательства по услугам (приложение к ГАТС). ТЭС стал стороной Соглашения по правительственным закупкам и стороной Соглашения по торговле гражданской авиатехникой.
Четырнадцатого февраля 2018 г. Одиссея объявила о выходе из ТЭС с 1 января 2022 г.
Между ТЭС (в составе двух остающихся государств, далее - в формате 2) и Одиссеей были согласованы условия разделения обязательств ТЭС, предусмотренных Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (в формате 2) и Одиссеей.
Первого августа 2018 г. в соответствующие рабочие органы ВТО были направлены нотификации о достигнутых договоренностях по разделению обязательств ТЭС.
А. Обязательства по многосторонним торговым соглашениям
С момента выхода Одиссеи из ТЭС обязательства ТЭС (в формате 2) и Одиссеи в рамках ВТО будут изменены следующим образом.
Ставки ввозных таможенных пошлин
Одиссея будет применять ставки ввозных таможенных пошлин в размере, как они указаны в перечне уступок ТЭС по товарам.
Меры внутренней поддержки сельского хозяйства
Объем мер внутренней поддержки сельского хозяйства Одиссеи составит одну треть от объема мер поддержки ТЭС. Объем мер внутренней поддержки сельского хозяйства ТЭС (в формате 2) составит две трети от объема мер внутренней поддержки сельского хозяйства ТЭС.
Обязательства по сельскохозяйственным субсидиям
Обязательства Одиссеи по сельскохозяйственным субсидиям устанавливаются на уровне одной трети от соответствующих обязательств ТЭС. Обязательства ТЭС (в формате 2) по сельскохозяйственным субсидиям после отделения Одиссеи устанавливаются на уровне двух третей от соответствующих обязательств ТЭС.
Тарифные квоты
Тарифные квоты Одиссеи устанавливаются посредством разделения тарифных квот ТЭС на основе выделения доли Одиссеи на основе статистики импортных поставок на территорию ТЭС за период 2015, 2016, 2017.
Специфические обязательства по услугам
Специфические обязательства по услугам (кроме финансовых услуг), как они закреплены в перечне специфических обязательств ТЭС по ГАТС, будут применяться Одиссеей в той степени, в которой это совместимо с положениями Статьи XIV и Статьи ГАТС.
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
11 ^
Специфические обязательства ТЭС в области финансовых услуг, как они указаны в перечне специфических обязательств ТЭС по ГАТС, отзываются Одиссеей с момента отделения от ТЭС.
Участие в Соглашении по правительственным закупкам
С момента отделения от ТЭС Одиссея выходит из Соглашения по правительственным закупкам.
Участие в Соглашении по торговле гражданской авиатехникой
С момента отделения от ТЭС Одиссея продолжит участие в Соглашении по торговле гражданской авиатехникой.
B. Контрмеры в отношении Персеиды
В 2016 г. Органом по разрешению споров ВТО (далее - ОРС) был рассмотрен спор по жалобе ТЭС на действия Персеиды, которые были признаны не соответствующими обязательствам, предусмотренным Статьей 2.2 Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам (далее - Соглашение СФМ). Ввиду того, что в течение согласованного спорящими сторонами разумного периода времени Пер-сеида не привела меры в соответствие с Соглашением СФМ, ТЭС, после получения разрешения ОРС, ввел в отношении импорта из Персеиды контрмеры. Объем контрмер был эквивалентен уровню аннулирования либо сокращения выгод ТЭС.
Согласно направленной 1 августа 2018 г. в ОРС нотификации, в случае, если по состоянию на 15 декабря 2021 г. решение ОРС не будет полностью выполнено либо по состоянию на указанную дату на рассмотрении ОРС будет спор между ТЭС и Персеидой по Статье 21.5 Договоренности о разрешении споров, контрмеры в согласованном ранее ОРС объеме, будут применяться как ТЭС (в формате 2), так и Одиссеей.
^ Специальные защитные меры в отношении импорта сельскохозяйственной продукции
Одиссея будет применять специальные защитные меры в отношении импорта сельскохозяйственной продукции, которые были введены ТЭС вплоть, до истечения срока их действия.
D. Меры защиты внутреннего рынка
Согласно нотификациям, направленным в Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по субсидиям и Комитет по специальным защитным мерам, меры защиты внутреннего рынка, действующие на момент отделения Одиссеи от ТЭС, будут применяться с 1 января 2022 г. в следующем виде.
Антидемпинговые и компенсационные пошлины
Одиссея будет применять антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые были введены по результатам соответствующих расследований компетент-
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
ными органами ТЭС вплоть до истечения срока их действия. Такие антидемпинговые и компенсационные пошлины могут быть пересмотрены либо продлены, как это предусмотрено Соглашением по применению статьи VI ГАТТ 1994 и Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам.
Специальные защитные меры
Одиссея будет применять специальные защитные меры, которые были введены по результатам соответствующих расследований компетентными органами ТЭС, в отношении импорта товаров, производство которых на территории Одиссеи имеется. Такие специальные защитные меры могут быть пересмотрены либо продлены, как это предусмотрено Соглашением по специальным защитным мерам. Нотификация о специальных защитных мерах, которые не будут применяться Одиссеей с момента отделения от ТЭС, будет дополнительно направлена в Комитет по специальным защитным мерам.
Жалоба Абиссинии в ОРС ВТО
По мнению Абиссинии условия разделения обязательств ТЭС (в формате 2) и Одиссеи, как указано выше, аннулировали либо сокращали выгоды Абиссинии, вытекающие из многосторонних торговых соглашений ВТО.
Между ТЭС и Абиссинией в октябре 2018 г. были проведены консультации, которые оказались безрезультатными. Абиссиния настаивала на том, что пересмотр обязательств по Соглашению ВТО не может быть результатом двусторонних договоренностей между ТЭС (в формате 2) и Одиссеей, но требовал достижения консенсуса всех заинтересованных членов ВТО. ТЭС утверждал, что разделение обязательств - это внутренний вопрос ТЭС (в формате 2) и Одиссеи, поскольку правила ВТО регулируют только вопрос присоединения к организации новых членов, но не разделения обязательств действующего члена ВТО.
Поскольку найти взаимоприемлемое решение не удалось, в декабре 2018 г. Абиссиния обратилась в ОРС с запросом об учреждении третейской группы для рассмотрения жалобы на меры ТЭС и Одиссеи.
ЗАДАЧА №2
Автор задачи И.М. Лифшиц
Эос — куриное мясо
Королевство Эос заключило договор о создании Таможенного союза (ТС) с тремя другими государствами. В соответствии с Договором полномочия по осуществлению торговой политики переданы Торговому комитету Таможенного союза (ТК ТС), состоящему из 12 членов. Члены ТК ТС назначаются главами государств и правительств государств-членов Таможенного союза (по 3 от каждого государства) по согласованию с парламентами. Решения в ТК ТС принимаются в следующем порядке: по вопросу введения единого таможенного тарифа - единогласно, по во-
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
13 ^
просу введения запретов и ограничений внешней торговли большинством в 75% списочного состава членов ТК ТС. Парламент Королевства ратифицировал договор о создании ТС.
Закон о ратификации договора о создании Таможенного союза Конституционным судом Королевства Эос был признан неконституционным в части передачи суверенных полномочий по установлению таможенного тарифа, поскольку, по мнению Конституционного суда, данные полномочия могли быть переданы только после проведения референдума.
Все члены ТС присоединились к ВТО до подписания договора о создании ТС.
Решением ТК ТС был введен порядок ввоза на территорию ТК ТС куриного мяса, предусматривающий предварительную регистрацию производителей в министерстве сельского хозяйства государства-члена ТС. При регистрации производители должны были представить документы об организации выращивания куриц на птицефабриках. Для регистрации необходимо было, в частности, документально подтвердить, что площадь птичников должна составлять не менее 30 кв. м, а при забое не используется отсечение головы. Решение предусматривало, что продукция незарегистрированных производителей может быть ввезена в объеме не более 100 тыс. тонн в год. Решение вступило в силу.
Государство Персефона подало запрос о консультациях с Эос, указав на то, что Королевством нарушены ст.1, II, III, XI и XIII ГАТТ 1994, и ст. ХУ1:4 Соглашения об учреждении ВТО.
Во время проведения консультаций Эос сослалось на то, что:
□ В ТК ТС Королевство голосовало против принятия данного решения;
□ Персефона никогда не поставляла на территорию Эос и других членов ТС куриное мясо;
□ Отсечение головы как способ умерщвления животных, поступающих в пищу, противоречит сложившимся в обществе моральным представлениям;
□ Фактически, решение еще не реализовано, ограничения не установлены, а мясо птицы в Королевство ввозится без ограничений;
□ Установление минимальной площади птичников в размере 30 кв.м согласно проведенному исследованию двух научных институтов в Эос уменьшает на 40% заболеваемость поголовья.
Консультации не закончились урегулированием спора, и Персефона попросила об учреждении третейской группы.
ЗАДАЧА №3
Автор задачи И.М. Лифшиц
Фемида — электрическая энергия
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
В результате всенародного референдума в государстве Фемида была принята новая Конституция. В главе о правах человека была закреплено право на здоровую окружающую среду. Конституционный суд Фемиды в консультативном заключении, подготовленном в ответ на запрос верхней палаты парламента Фемиды, указал, что данное положение предполагает активные действия правительства по реализации этого права во внутренней и внешней политике.
Правительство Фемиды со ссылкой на Конституцию издало распоряжение, пункт 5 которого предусматривал следующее: «Запретить, насколько это возможно, на территории Фемиды производить электрическую энергию на станциях, предусматривающих сжигание угля». Пункт 6 данного распоряжения предусматривал следующее: «При ввозе электрической энергии на территорию Фемиды таможенный орган вправе потребовать у декларанта документы, подтверждающие, что электрическая энергия не было произведена на станциях, предусматривающих сжигание угля».
По заказу Правительства Фемиды научным институтом было проведено исследование, показавшее, что воздушные массы, содержащие продукты сжигания угля, в силу сложившейся розы ветров движутся с территории соседнего государства Парфенона на территорию Фемиды в течение 200 дней в году.
Таможенные органы Фемиды в нескольких случаях отказали в выпуске для внутреннего потребления электроэнергии, поступающей из Парфеноны, поскольку декларант не представил подтверждение, предусмотренное распоряжением правительства.
Государство Парфенона подало запрос о консультациях с Фемидой, указав на то, что в результате принятия указанного распоряжения Фемидой нарушены ст.1, II, III и XI ГАТТ 1994, ст. XVI и XVII ГАТС, а также ст. XVI:4 Соглашения об учреждении ВТО.
Во время проведения консультаций Фемида сослалась на то, что
□ Гражданский кодекс Фемиды не рассматривает электрическую энергию как товар и относит ее к услугам;
□ Слова «насколько это возможно», «может» не предусматривают обязательного предписания и обозначают лишь цели государственного регулирования;
□ Оспариваемое распоряжение было принято с целью защиты здоровья человека и сохранения воздуха как истощаемого природного ресурса;
□ Распоряжение принято во исполнение Конституции, имеющей высшую юридическую силу на территории Фемиды;
□ Объем импорта электроэнергии из Парфеноны в Фемиду после введения меры не уменьшился.
Консультации не закончились урегулированием спора, и Парфенона попросила об учреждении третейской группы.
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
15 ^
ЗАДАЧА №4
Автор задачи И.М. Лифшиц Пандора — удобрения
В течение последних лет сальдо торгового баланса Пандоры и показатель внешнего долга к ВВП составляли следующие значения:
2013 2014 2015 2016 2017
Торговый баланс (млрд долларов) -22,7 -35.8 -43.4 -41.2 -48.3
Соотношение внешнего долга к ВВП (%) 12 15 12 22 21
Миссия МВФ установила, что золотовалютные резервы страны снижаются в среднем на 5% ежегодно.
По данным Таможенной службы, более 30% общего объема импорта Пандоры в ценовом выражении за 2013-2016 гг. занимает импорт калийных удобрений. В 2017 г. данное соотношение составило 38,5%.
В 2017 г. на территории Пандоры обнаружено новое месторождение калийных удобрений.
Пандора ввела дополнительный таможенный сбор на ввоз удобрений из 5 стран, в том числе из Олимпии. Указ о введении сбора в качестве обоснования введения меры ссылался на отрицательное сальдо торгового баланса в торговле с указанными странами, на то, что данные меры предприняты с целью улучшения платежного баланса Пандоры, а также в интересах национальной продовольственной безопасности.
Предварительные данные первого полугодия 2018 г. показали, что золотовалютные резервы страны выросли на 3,3% по отношению к 31.12.2017 г., а, объем внутреннего производства удобрений вырос на 15% по отношению к 2017 г.
Государство Олимпия подало запрос о консультациях с Пандорой, указав на то, что в результате принятия указа Пандорой нарушены ст!, II, XIX ГАТТ 1994, а также ст. XVI:4 Соглашения об учреждении ВТО.
Во время проведения консультаций Пандора сослалась на то, что
□ Пандора действовала в соответствии с принципом взаимности, который является общепризнанной нормой международного публичного права;
□ Меры, принятые Пандорой, являются пропорциональными;
□ Меры предприняты в целях обеспечения платежного баланса на основании ст. XII ГАТТ 1994;
^ 16
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
□ Меры приняты в качестве защиты от внезапно возросшего импорта удобрений;
□ Указанные меры приняты для обеспечения национальной продовольственной безопасности.
□ Консультации не закончились урегулированием спора, и Олимпия попросила об учреждении третейской группы
ЗАДАЧА №5
Автор задачи А.С. Смбатян
Артемида — электрочайники
Запрет импорта пластмассовых электрочайников
(спор по статье 21.5 Договоренности о разрешении споров)
Государство Артемида ввела запрет на импорт пластмассовых электрочайников. Государство Исида, которое являлось одним из основных поставщиков электрочайников на территорию Артемиды, обратилась с жалобой в Орган по разрешению споров ВТО (далее - «ОРС»). По мнению Исиды, меры Артемиды нарушали статью 2.1 и 2.2 Соглашения по техническим барьерам в торговле (далее - «Соглашение ТБТ»).
В защиту обоснованности принятых мер, Артемида ссылалась на результаты лабораторных испытаний Национального исследовательского центра, в рамках которых проводилось инструментальное определение содержания токсичных элементов (№- никель, Сг-хром, Си-медь, Fe-железо, 2п-цинк) и фенолов (суммарно) в питьевой воде до и после ее кипячения в чайнике. Результаты испытаний выявили изменения, происходящие в химическом составе воды в результате ее кипячения в пластиковом чайнике, которые, по мнению Артемиды, несли в себе риски для здоровья человека.
Исида возражала, что испытания на содержание токсичных элементов и летучих фенолов не являются для электрочайников обязательными в формате подтверждения их соответствия, в том числе и на территории Артемиды. Производители вправе по этому показателю пройти лишь добровольную сертификацию и получить сертификат, подтверждающий химическую безопасность материала, из которого изготовлен чайник. Кроме того, международные стандарты, рекомендующие либо предписывающие при производстве пластмассовых электрочайников использование только определенных видов пищевого пластика, отсутствуют. Исида также заявляла, что качественные чайники изготавливаются из первичного пищевого пластика, который выдерживает высокую температуру и не выделяет опасные соединения. Соответственно, пластмассовые электрочайники абсолютно для здоровья человека безвредны.
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
17 ^
Третейская группа пришла к выводу, что ответчик не доказал необходимости применения рассматриваемой меры для достижения заявленной цели - защиты здоровья человека. В частности, не были приведены убедительные доказательства наличия научной и технической информации, подтверждающей необходимость введения запрета импорта пластмассовых электрочайников. Соответственно, группа заключила, что меры Артемиды нарушают обязательства по Статье 2.1 и Статье 2.2 Соглашения ТБТ. Данное решение не было обжаловано.
На заседании ОРС, которое последовало после публикации доклада третейской группы, Артемида подтвердила намерение выполнить рекомендации третейской группы и привести меры в соответствие с обязательствами в течение разумного периода времени, который был определен сторонами в шесть месяцев.
По прошествии полугода Артемида направила в ОРС нотификацию о том, что рекомендации полностью выполнены.
На следующем после получения нотификации заседании ОРС Исида заявила, что меры не приведены в соответствие с положениями статьи 2.1 и 2.2 Соглашения ТБТ, поскольку запрет импорта пластмассовых электрочайников остается в силе и поставщики Исиды не имеют возможности экспортировать данный вид продукции на территорию Артемиды. Таким образом, выгоды Исиды, вытекающие из Соглашения ТБТ, по-прежнему аннулируются либо сокращаются.
Не согласившись с такой оценкой, Артемида привела следующие аргументы в обоснование того, что меры приведены в соответствие с ее обязательствами по Соглашению ТБТ:
□ сразу после решения ОРС по инициативе Артемиды была создана международная исследовательская группа с целью исследования влияния кипяченной в пластмассовых электрочайниках воды на здоровье человека. Ученые пришли к выводу о наличии рисков для здоровья человека, причем в отдельных случаях такие риски могут быть необратимыми. Доклад опубликован и доступен для ознакомления;
□ спустя два месяца после решения ОРС Международной организацией по стандартизации (далее - «МОС») было принято решение о разработке стандарта, предписывающего обязательную сертификацию, которая подтверждает химическую безопасность материала, из которого изготовлен пластмассовый электрочайник. С этой целью МОС была создана рабочая группа. Завершение работы над принятием стандарта неизбежно, поскольку проект стандарта уже одобрен всеми участниками рабочей группы. Согласно регламенту, требуется пройти процедуры согласования вышестоящими органами МОС, после чего документ будет вынесен на голосование членами МОС. Согласно регламенту принятия решений МОС на этих этапах в проект не могут вноситься изменения принципиального характера.
По указанным основаниям Артемида считала, что запрет импорта пластмассовых электрочайников соответствует требованиям статьи 2.1 и 2.2 Соглашения ТБТ.
^ 18
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
Исида обратилась в ОРС с жалобой на том основании, что, по ее мнению, в нарушение требований Статьи 21.5 Договоренности о разрешении споров Артемида не привела принятые меры в соответствие со своими обязательствами по Статье 2.1 и Статье 2.2 Соглашения ТБТ.
ЗАДАЧА №6
Авторы задачи И.М. Лифшиц, А.С. Смбатян
Афина—кинематограф
Парламент Республики Афина принял закон о внесении изменений в Закон Республики Афина «О кинематографии» следующего содержания. ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Республики Афина «О кинематографии»
Преамбула
Киноискусство обладает большими воспитательными и просветительскими возможностями, способствует расширению кругозора, формированию идеалов, которые могут стать определяющими факторами будущего поведения. Соответственно, национальные фильмы, созданные за счет средств государственного бюджета и рекомендованные Министерством культуры, должны достигать своей цели по идейно-нравственному воспитанию молодежи.
Осознавая важность поддержки отечественной кинематографии и поддержания высоких этических стандартов в обществе, настоящим законом устанавливается лицензионный сбор за показ кинематографических фильмов, произведенных за пределами Республики Афина.
Исходя из необходимости повышения эффективности государственного контроля над кинематографической деятельностью, настоящим законом вводятся меры, призванные пресекать несанкционированный ввоз и показ фильмов, пропагандирующих насилие.
Внести в Закон от 22 апреля 2014 года №39 «О кинематографии» следующие изменения.
Статья 1.
Дополнить статью 8 («Перечень документов, необходимых для получения прокатного удостоверения») частью 12 следующего содержания:
«Сертификат, выданный Национальным агентством сертификации Республики Афина, подтверждающий отсутствие в фильме материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокость».
Статья 2.
Дополнить статью 8 («Перечень документов, необходимых для получения прокатного удостоверения») частью 13 следующего содержания:
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
19 ^
«Лицензия на импорт фильма иностранного происхождения на территорию Республики Афина, подтверждающая, что (а) импортер - юридическое лицо не находится под иностранным контролем, или (б) импортер - индивидуальный предприниматель не имеет иностранного гражданства».
Статья 3.
Дополнить статью 10 («Демонстрация фильма») частью 7 следующего содержания:
«Национальный фильм, производство которого полностью или частично осуществлялось за счет государственного финансирования, и рекомендованный Министерством культуры, подлежит обязательному показу во всех образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, но не ранее, чем по истечении месяца от даты начала показа фильма, указанной в прокатном удостоверении».
Статья 4.
Дополнить статью 17 («Налогообложение») частью 3 следующего содержания:
«Платежи любого вида, уплачиваемые лицом, осуществляющим прокат и/или показ кинематографического фильма (далее - платежи за показ кинематографических фильмов), произведенного за пределами Республики Афина (далее - иностранные фильмы), подлежат обложению у источника выплаты по следующим ставкам:
□ по ставке 20% от суммы платежа за показ иностранных фильмов в кинозалах, составляющих от 75% до 100% от общего количества кинозалов, зарегистрированных в реестре Министерства культуры Республики Афина;
□ по ставке 15% от суммы платежа за показ иностранных фильмов в кинозалах, составляющих от 65% до 74% от общего количества кинозалов, зарегистрированных в реестре Министерства культуры Республики Афина;
□ по ставке 10% от суммы платежа за показ иностранных фильмов в кинозалах, составляющих от 45% до 64% от общего количества кинозалов, зарегистрированных в реестре Министерства культуры Республики Афина;
□ по ставке 5% от суммы платежа за показ иностранных фильмов в кинозалах, составляющих от 25% до 44% от общего количества кинозалов, зарегистрированных в реестре Министерства культуры Республики Афина;
□ при показе иностранных фильмов в кинозалах, составляющих менее 25% от общего количества кинозалов, зарегистрированных в реестре Министерства культуры Республики Афина, сбор не взимается.
Определение процентного отношения кинозалов, в которых осуществляется показ иностранных кинофильмов, к общему количеству кинозалов, зарегистрированных в реестре Министерства культуры Республики Афина, определяется по общему правилу математического округления.
^ 20
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018
Статья 5.
Настоящий закон вступает в силу 1 января 2020 года.
Третьего сентября 2018 г. государство Веста - мировой лидер в области киноиндустрии - обратилось с запросом о проведении консультаций с Республикой Афина. Консультации были проведены 21 октября 2018 г. и не привели выработке взаимоприемлемого решения. 23 ноября 2018 г. Веста обратилась в Орган по разрешению споров ВТО с запросом об учреждении третейской группы.
ЗАДАЧА №7
Автор задачи А.С. Смбатян
Киликия — специальные инвестиционные соглашения
1. Правительством Киликии было принято постановление, предусматривающее порядок заключения специальных инвестиционных соглашений.
2. По специальному инвестиционному соглашению инвестор брал на себя обязательство в предусмотренный таким соглашением срок создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Киликии. Инвестору, являющемуся стороной специального инвестиционного соглашения, которое заключалось с Министерством промышленности Киликии, гарантировалась неизменность совокупной налоговой нагрузки на весь срок действия специального инвестиционного соглашения.
3. Уполномоченный правительством Киликии орган - Специальный инвестиционный совет - в течение срока действия специального инвестиционного соглашения мог предоставлять инвестору также дополнительные меры стимулирования в виде налоговых, таможенных и иных льгот и преференций. Объем дополнительных мер стимулирования определялся на основе формулы, которая в зависимости от характеристик промышленной продукции, производство которой создавалось или модернизировалось и (или) осваивалось на территории Киликии, в различных комбинациях могла включать следующие составляющие:
a. срок действия специального инвестиционного соглашения;
b. перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Киликии;
c. объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Киликии;
d. происхождение оборудования и (или) иного имущества для производства промышленной продукции на территории Киликии;
e. коэффициент экспорта произведенной или модернизированной и (или) освоенной инвестором промышленной продукции на территории Киликии, по отношению к объему ее производства;
11 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
21 ^
4. Решения о заключении специального инвестиционного соглашения и объеме дополнительных мер стимулирования принимались Специальным инвестиционным советом на основании процедуры, утвержденной правительством Киликии.
5. По мнению Республики Зенобия, утвержденный правительством Кили-кии порядок заключения специальных инвестиционных соглашений аннулировал либо сокращал выгоды Республики Зенобия, предусмотренные статьями 3.1, 5(b), 5(c), 6.1, 6.3 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, статьями 2.1, 2.2 Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер, статьями I:1, III:1 и III:4 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994.
6. Между Киликией и Республикой Зенобия были проведены консультации, которые оказались безрезультатными. Республика Зенобия обратилась в Орган по разрешению споров ВТО с запросом об учреждении третейской группы.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Толстых В.Л. Курс международного права. М. 2018. С. 48-49
2 Jan Klabbers. International Law. 2nd Edition. Cambridge University Press. 2017 P.3
3 James Crawford. Chance, Order, Change: The Course of International Law. Hague Academy of International Law. 2014. P. 54
4 Марракешское соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации. Шумилов В.М., Боклан Д.С., Лифшиц И.М., Трунк-Федорова М.П., Лосева А.В., Покатилова Е.В. Сборник / Москва, 2018.
5 Шумилов В.М. Глобальная нормативная система и ее составляюшие//Государство и право. 2017. №4. С. 74
БИБЛИОГРАФИЯ:
Марракешское соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации.// Шумилов В.М., Боклан Д.С., Лифшиц И.М., Трунк-Федорова М.П., Лосева А.В., Покатилова Е.В. Сборник / Москва, 2018. 935 c. (Marrakeshskoe soglashenie ob uchrezhdenii Vsemirnoj Torgovoj Organizacii. Shumilov V.M., Boklan D.S., Lifshits I.M., Trunk-Fedorova M.P., Loseva A.V., Pokatilova E.V. Sbornik / Moskva, 2018. 935 p. (In Russ.))
Толстых В.Л. Курс международного права. М. 2018. 734 c. (Tolstyh V.L. Kurs mezhdunarodnogo prava. M. 2018. 734 p. (In Russ.))
Шумилов В.М. Глобальная нормативная система и ее составляюшие//Государство и право. 2017. №4. С. 72-78. (In Russ.) (Shumilov VM. Global'naja normativnaja sistema i ee sostavljajushie//Gosudarstvo i pravo. 2017. №4. P. 72-78).
Jan Klabbers. International Law. 2nd Edition. Cambridge University Press. 2017 370 p.
James Crawford. Chance, Order, Change: The Course of International Law. Hague Academy of International Law. 2014. 537 p.
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
11 - 2018