ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
В «Вестнике Челябинской государственной академии культуры и искусств» № 3 (39) / 2014 была открыта рубрика «Философия человека в контексте культуры», представляющая исследования в рамках комплексной научной темы кафедры философских наук Челябинской государственной академии культуры и искусств. В предыдущих номерах журнала опубликованы статьи А. А. Дыдрова, С. С. Бредихина, В. А. По-мелова, Л. Д. Александровой, Д. А. Мордовиной. В настоящем номере рубрику продолжают материалы кандидата философских наук Д. В. Бенгардт и аспиранта кафедры философских наук А. А. Карачканова. Д. В. Бен-гардт защитила диссертацию по теме «Ценность культуры в контексте будущего России» в 2012 г. Темой диссертационного исследования А. А. Карачканова является «Организационная культура как феномен и проблема современной философии». Научный руководитель Д. В. Бенгардт и А. А. Карачканова - доктор философских наук, профессор Нина Георгиевна Апухтина.
УДК 008
Д. В. Бенгардт
канд. филос. наук, ст. преп., Челябинский государственный университет E-mail: da-re@mail.ru
ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Затрагиваются различные аспекты значимости культуры для стратегического развития современной России. Несмотря на довольно частое обращение к проблемам культуры представляется, что современной наукой недостаточно реализован комплексный, полидисциплинарный подход к анализу ценности культуры для российского общества и государства в условиях современной глобализации и становления информационного общества с его тенденцией к обществу знаний. В связи с этим автор считает необходимым выявить стратегическое влияние осознания ценности и сущности культуры на будущее развитие современного российского общества, а также различные аспекты этого влияния. Для решения поставленной научной проблемы необходимо охарактеризовать суть и противоречия мирового процесса глобализации в его взаимодействии с культурой, выявить критерии особого положения культуры России в мировом глобализирующемся сообществе и ее современное состояние.
Обращается внимание на характеристику глобализации с объективной и субъективной позиции (в негативном и позитивном смыслах), акцентуируется значение культуры в процессе становления общества знаний в России и в мире, затрагивается явление «нового гуманизма» и проблема осознания культуры в русле концепции устойчивого развития. Представлены отличительные черты информационного общества и общества знаний, основная суть и цель общества знаний, охарактеризована связь культуры, образования и воспитания в нем. Также приводится классификация проблем сохранения и развития культуры и намечены способы разрешения данных проблем.
Ключевые слова: ценность культуры, глобализация, кризис культуры, культура в информационном обществе, культура России, сохранение и развитие культуры
Для цитирования: Бенгардт, Д. В. Ценность культуры России в эпоху глобализации /Д. В. Бенгардт // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - С. 76-82.
76
Несмотря на довольно частое обращение к проблемам культуры представляется, что современной наукой недостаточно реализован комплексный, полидисциплинарный подход к анализу ценности культуры для России в условиях современной глобализации и становления информационного общества с его тенденцией к обществу знаний. Автор считает необходимым выявить стратегическое влияние осознания ценности и сущности культуры на будущее развитие современного российского общества, а также различные аспекты этого влияния.
Для решения поставленной научной проблемы необходимо охарактеризовать суть и противоречия мирового процесса глобализации в его взаимодействии с культурой, выявить критерии особого положения культуры России в мировом глобализирующемся сообществе и современное состояние российской культуры.
Глобализация - это, с одной стороны, объективный процесс, происходящий в мире, объединяющий человечество, способствующий формированию единой общечеловеческой культуры, особо влияющий на все мировые процессы; с другой - субъективный процесс, выражающийся в стремлении некоторых субъектов оказывать давление на весь остальной мир. Этим во многом обусловлено исключительно негативное отношение некоторых ученых к глобализации и толкование ее как вестернизации или американизации мира, распространения «западных ценностей».
Представляется, что критерием того или иного воздействия глобализации на жизнь мирового сообщества служит осознание сущности и ценности культуры, ее этического основания [1, с. 115-116, 119], способствующее преодолению глобальных проблем современности, глобального кризиса, становлению единой универсальной мировой культуры путем выстраивания диалога, созвучия различных национальных (локальных) культур.
Современное состояние российского общества может быть охарактеризовано как кризис, порожденный нарастанием акультурного [2, с. 29, 30]. Отсюда дегуманизация, наркомания, преступность и множество других проблем современной России. Это связано в том числе с
распространением принципиально чуждых для нашей страны (прежде всего их опасным воздействием на сознание детей и молодежи) псевдоценностных ориентаций, характерных для западного капиталистического общества.
Представляется, что для выхода из кризисного состояния необходимо осмысление духовного богатства прошлого России, накопленного ее культурой опыта и наследия, не соответствующего современному состоянию российского общества. Отсюда возникает необходимость осознания сущности культуры России, ее глубинного этического основания, обусловленного качествами духовности; соборности, общинности; искренности; уважением к земле и труду; нацеленностью на единение людей; памятью о войне и о Победе; чередой всемирно известных героев, носящих качество подлинной культурности; огромным пластом философской мысли, устремленной в будущее.
Следует подчеркнуть, что культура России, не утратившая свое глубоко заложенное этическое основание, имеет стратегическое значение для развития мировой культуры и глобализации позитивной направленности. Она способна объединить различные народы на основе внешних и внутренних факторов - геополитического положения, соединяющего два разнообразных культурных начала Востока и Запада; обширности территорий, дающих возможности для развития будущих поколений; широкого распространения «русского мира» далеко за рубеж; многонацио-нальности, мирного сожительства различных конфессий - и тем самым содействовать становлению и развитию общечеловеческой культуры путем гармоничного выстраивания полилога культур в условиях глобализации.
Таким образом, осознание ценности культуры в России может быть интерпретировано как условие преодоления кризисного состояния российского общества, важнейший фактор стратегического развития России. Исторически присущее нашей самобытной культуре нравственное основание обусловливает ее ценность. Культуру России, осмысляемую в качестве ценности, важно сохранять, а также развивать посредством различных социокультурных проектов в условиях
77
глобализации. Осознание ценности, накопленного исторического опыта и наследия, колоссального потенциала культуры России выступает стратегическим фактором для развития будущего российского общества и может способствовать становлению и развитию общечеловеческой культуры в условиях глобализации.
Обозначим значение культуры в процессе становления общества знаний в России. Информационное общество и общество знаний, по нашему представлению, - это два различных, но взаимообусловленных образования. Основной характеристикой процесса становления информационного общества мы полагаем развитие и стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий, в то время как общество знаний несет смысл прообраза общества будущего, имеющего качественное своеобразие в развитии ноосферного мышления и сознания человека и человечества. По своей сути они диалектически взаимодействуют как количественно-информационное и качественно-сознательное проявление современных мировых процессов.
Исходя из анализа характеристик общества знания [7], можно сделать вывод, что понимание знания в его глубинном смысле способствует становлению общества знания в качестве социальной модели будущего, но не в виде социума с новым уровнем производства (основанного на понимании знания западными учеными, первыми разработчиками концепции общества знания, в исключительно экономическом смысле как производственного фактора). Концепция общества знания, необходимая для стратегического развития России будущего, может быть основана на концепции цельного знания В. С. Соловьева (заложенной им в труде «Философские начала цельного знания»), которое рассматривается как органический синтез науки, умозрительной философии и религиозной веры. Материал цельного знания, согласно автору, дается опытом. «Только в одной сфере - свободной теософии или цельного знания - отдельный человек является настоящим субъектом и деятелем, и здесь личное сознание идеи есть уже начало ее осуществления. Трудиться в этой сфере становится, таким обра-
зом, обязанностью для всякого, кто сознал нормальную цель человеческого развития... Цельное знание по определению своему не может иметь исключительно теоретического характера: оно должно отвечать всем потребностям человеческого духа, должно удовлетворять в своей сфере всем высшим стремлениям человека» [10].
Распространение информации вместе с положительными следствиями порождает и определенные риски: фальсификацию данных, огромное количество ненужной, неполезной, акультурной информации, целенаправленное искажение истории России и мировой истории, манипуляции сознанием и т. д. [6]. По нашему мнению, культура, осознанная как ценность, может служить «фильтром», отграничивающим истинное и ценное от ложного и бессмысленного. Культура в обществе знаний выступает ориентиром для сознания человека в информационном пространстве, особенно для человека, обладающего качеством культурности [3, с. 8]; направляющим вектором от получения информации к восприятию знания (понимаемого как руководство к действиям, основанным на высших стремлениях человека); а также стратегическим фактором, обеспечивающим национальную и международную безопасность в обществе знаний [4, с. 122].
В обществе знаний огромную роль играют образование и воспитание. Культура, образование и воспитание тесно взаимосвязаны. Во-первых, одна из основных целей образования - в приобщении человека к культурным ценностям. Во-вторых, культура как ценность выступает ориентиром для образования и воспитания культурного человека, человека культуры, для преобразования современной педагогической системы в творчески, гуманистически и аксиологически направленную. В-третьих, в становлении общества знаний в России культура, обладающая этическим основанием, должна задавать основы грамотного воспитания, образования, способствующего стратегическому развитию России будущего. Особенно важно культурное образование в связи с посягательствами на информационную безопасность сознания людей.
78
Для построения России будущего мы полагаем важным явление «нового гуманизма» [5, с. 423], так как сущность его - в переосмыслении гуманистических начал культуры, в обращенности к этике, в объединении людей на основе нравственности. Новый гуманизм - это путь преодоления дегуманизации мира. Он фиксирует взаимное долженствование индивидов по отношению друг к другу, нравственный аспект долга, а также позволяет ускорить формирование общества знаний как общества будущего в России за счет направленности на реализацию совместных проектов, ориентированных на всеобщие ценности, хранимые и задаваемые культурой.
Россия будущего становится (стратегически развивается) в соответствии с концепцией устойчивого развития, в основу которой положена идея сохранения человечества и биосферы и удовлетворение потребностей будущих поколений. По нашему мнению, базис стратегии устойчивого развития России должна составить необходимость сохранения и развития культуры для будущих поколений.
Также большое влияние на стратегическое развитие России и ее культуры имеет становление нового, ноосферного сознания человека, которое задается, согласно русским косми-стам, особой энергией культуры. Без нового сознания, нового гуманистического мировоззрения, немыслимо становление общества знания как общества будущего.
Таким образом, Культура, осознанная как высшая ценность, может быть представлена в качестве ориентира для сознания человека в процессе развития информационного общества и становления общества знаний в России. Культура в ее ценностном понимании в условиях глобализации и становления общества знаний в нашей стране выступает своеобразным «фильтром» для сознания человека, способствующим отграничению акультурной, пагубной информации от культурной, ориентиром для сознания в информационном пространстве, а также фактором, обеспечивающим национальную и международную безопасность в обществе знаний.
В современной России и в мире существуют проблемы и противоречия, связанные с со-
хранением и развитием, защитой культуры. Под сохранением культуры мы понимаем защиту культуры, меры по сбережению и охране культурных ценностей, обеспечению проявления гуманистической ценности феноменов культуры; под ее развитием - творческое созидание культурного, соответствующего осознанной сущности и ценности культуры, а также распространение знания о ценности культуры, все большее и качественное осознание культуры как метаценности, как стратегического фактора будущего России, а значит - и мира. Сохранение культуры призвано поддерживать преемственность общезначимых ценностей, а развитие культуры направлено на созидание новых.
Проблемы сохранения и развития культуры России можно классифицировать на четыре основных группы. Первая связана с законодательством о культуре и защите культурных ценностей и культурного наследия (необходимость принятия декларации об обязанностях человека, тщательного правового регулирования вопросов защиты нравственности, защиты детей и их сознания от проявлений акультурно-го в его различных формах). На основании сравнительного анализа [8; 9] можно сделать вывод, что законодательство России в сфере защиты нравственности по отношению к нормативно-правовому регулированию зарубежных стран представляется явно недоработанным, пробельным, что создает препятствия в сохранении и развитии культуры в России.
Вторая группа проблем связана с затруднениями сохранения и развития культуры на государственном уровне, не только в законодательной, но и в исполнительной ветвях государственной власти. Нехватка государственного внимания к культуре порождает в России проблемы национальной безопасности, затруднения в стратегическом развитии страны, безопасности общества, народа, государства и каждой личности.
К третьей группе можно отнести конкретные эмпирические проблемы: уничтожение памятников культуры и других культурных ценностей несмотря на принятые и действующие законодательные нормы и гарантии
79
(например, памятников героям Великой Отечественной войны, памятников архитектуры), которое происходит наряду с возведением «монументов» акультурного характера (например, памятник клизме).
К четвертой группе следует отнести проблемы сознания, мышления о культуре. Представляется, что эта группа проблем является первостепенной по отношению к другим. Сюда входит необходимость осознания ценности культуры России во всем ее величии для обеспечения выхода страны и ее культуры из кризиса. По нашему мнению, неосознание метаценностного аспекта культуры, ее этического основания не просто является важной проблемой для сохранения и развития культуры, но и выступает причиной для обострения других групп проблем.
Примером и подтверждением поиска в России путей решения вышеназванных проблем может служить Указ Президента России «О проведении в Российской Федерации Года культуры» в 2014 г. «в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире» [11], разработка и принятие законопроекта о культуре, который в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме РФ, а также ряда нормативных актов, содержащих нормы по сохранению и развитию культуры. Уникальным примером защиты культуры, по нашему мнению, является Пакт Рериха и Декларация прав культуры Д. С. Лихачева.
Наряду с законотворчеством сегодня достаточно активно осуществляется обществен-
ный контроль за соблюдением законодательства о культуре. Субъектом общественного контроля выступает сеть общественных организаций - как международных, так и отечественных (сообщества ученых, художников, общественных и политических деятелей, такие как: Пагуошское движение ученых, Международный гуманистический и этический союз, международная общественная организация «Лига защиты культуры», Российское гуманистическое общество и др.). При этом на основе анализа создания и распространения общественных проектов, организации и проведения научно-практических конференций, так или иначе посвященных культуре вообще и русской культуре в частности, можно сделать вывод о том, что эффективнее сохранение и развитие культуры в России на сегодняшний день происходит за счет механизмов гражданского общества - общественного контроля и общественных проектов.
Таким образом, возможность сохранения культуры в России находится в прямой зависимости от охраны и защиты нравственности прежде всего детей и молодежи. Развитие культуры - ее динамика - заключается в духовном совершенствовании человека, его саморазвитии, направленности действий во благо человека и человечества, а также на создание новых общезначимых ценностей. В связи с этим необходимо развитие поликультурной системы образования и воспитания детей и молодежи, создание культуротворческих школ, нацеленных на воспитание человека культуры.
1. Бенгардт, Д. В. Аксиологическая сущность культуры: философский компендиум / Д. В. Бенгардт // Ценности и смыслы. - 2011. - № 6 (15). - С. 115-125.
2. Бенгардт, Д. В. Культурное и акультурное: грани соотношения / Д. В. Бенгардт // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 ноября 2011 г.) Ч. 1 / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2011. - 354 с. - С. 29-32.
3. Бенгардт, Д. В. Культура и человек: аксиологические аспекты взаимосвязи / Д. В. Бенгардт // Традиционная и современная культура: история, актуальность, положение, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 20-21 сентября 2011 г. - Пенза; Москва; Минск: Социосфера, 2011. - С. 7-9.
4. Булаева, Д. В. Ценность культуры в информационном обществе / Д. В. Булаева // Информационно-коммуникационные технологии в системе культурно-цивилизационных преобразований: материалы всерос. науч. конф. (Челябинск, 21 окт. 2010 г.) / М-во культуры РФ; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств»; под общ. ред. Т. Ф. Берестовой. - Челябинск, 2010. - С. 119-122.
80
5. Бучило, Н. Ф. Философия: учеб. пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. - Москва: ПЕР СЭ, 2001. - 447 с.
6. Зенина, О. В. Информационное общество: цифровое настоящее и цифровое будущее, достижения и противоречия [Электронный ресурс] / О. В. Зенина // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. - 2009. - № 4. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Zenina/. -Загл. с экрана. - Дата обращения 07.10.2010 г.
7. Игнатьев, В. И. Россия в информационной цивилизации: проблемы вхождения и национальная специфика [Электронный ресурс] / В. И. Игнатьев, Ф. И. Розанов // Социальная онтология России (сборник научных статей по докладам II Всероссийских Копыловских чтений). - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2008. - 387 с. - С. 103-121. - Режим доступа: http://firoz.narod.ru/ science/informros.htm. - Загл. с экрана. - Дата обращения 17.08.2011.
8. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности. Проект [Электронный ресурс] / Общественный совет Центрального Федерального округа, 2008. - Режим доступа: http://www.state-religion.ru/files/concept01.pdf. -Загл. с экрана. - Дата обращения 12.03.2014.
9. Понкин, И. В. Зарубежные законы и документы о формировании и защите общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних // Приложение к проекту Концепции государственной политики формирования защиты нравственности детей в Российской Федерации / сост. И. В. Понкин. - Москва: Общественный совет Центрального Федерального округа; Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008. - 246 с.
10. Соловьев, В. С. Философские начала цельного знания [Электронный ресурс] // Сочинения в 2 т. / В. С. Соловьев. -Москва: Мысль, 1988. - Т. 2. - С. 140-288. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/solvs02/index.htm. -Загл. с экрана. - Дата обращения: 10.03.2014.
11. Указ Президента РФ от 22.04.2013 № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» [Электронный ресурс] // Гарант: справочно-правовая система / НПП «Гарант-Сервис». - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70264302/. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 12.03.2014.
Получено 30.05.2014
D. Bengardt
Candidate of Philosophical Sciences, Senior Teacher, Chelyabinsk state university E-mail: da-re@mail.ru
THE VALUE OF RUSSIAN CULTURE IN THE ERA OF GLOBALIZATION Abstract. The article covering different aspects of culture value for the strategic development of modern Russia. Despite the fairly frequent appeal to problems of culture, it seems that modern science is not enough implemented a comprehensive, multi-disciplinary approach to the value of culture analysis for the Russian state and society in the modern globalization and a development of the information society with its tendency to the knowledge society. In this regard, the author considers it necessary in this research to identify the strategic influence of awareness of the value and essence of culture for the future development of contemporary Russian society, and various aspects of this influence. To solve this problem it is necessary to characterize the nature and contradictions of world globalization in its interaction with culture, to identify criteria for the special position of Russian culture in a globalizing world community and the current state of Russian culture.
The author draws attention to the characteristics of globalization, with the objective and subjective position (in a negative and a positive sense), the emphasis of the culture importance in the process of becoming a knowledge society in Russia and in the world, affects the phenomenon of the "new humanism " and the problem of understanding culture in line with the concept of sustainable development. In connection with the tasks the research presents the different of the information and knowledge society, the basic essence and purpose of the knowledge society, characterizes the connection of culture, education and training in the knowledge society. Also provides a classification of the problems of culture preservation and development and identifies ways of solving these problems.
81
Keywords: value of culture, globalization, crisis of culture, culture in the informational society, Russian culture, protection and development of culture
For citing: Bengardt, D. The value of Russian culture in the era of globalization / D. Bengardt // Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. - 2015. - № 1 (41). - P. 76-82.
References
1. Bengardt, D. V. Axiological essence of culture: philosophical compendium / D. V. Bengardt // Tsennosti i smysly [Values and meanings]. - 2011. - № 6 (15). - P. 115-125.
2. Bengardt, D. V. Cultural and uncultural: brink relations / D. V. Bengardt // Molodezh' v nauke i kul'ture XXI veka [Youth in Science and Culture of the XXI century] (Chelyabinsk, November 2-3, 2011). Part 1 / Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts; comp. E. V. Shvachko. - Chelyabinsk, 2011. - P. 29-32.
3. Bengardt, D. V. Culture and People: axiological aspects of the relationship / D. V. Bengardt // Traditsionnaya i sovremennaya kul'tura: istoriya, aktual'nost', polozheniye, perspektivy [Traditional and modern culture: history, relevance, position, prospects]. - Penza; Moscow; Minsk: Sotsiosfera, 2011. - P. 7-9.
4. Bulaeva, D. V. Value of culture in the information society / D. V. Bulaeva // Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v sisteme kul'turno-tsivilizatsionnykh preobrazovaniy [Information and communication technologies in the cultural and civilizational transformation] / Ministry of Culture of the Russian Federation; Chelyabinsk State. Acad. of Culture and Arts; under the total. ed. T. F. Berestovoy. - Chelyabinsk, 2010. - P. 119-122.
5. Buchilo, N. F. Filosofiya [Philosophy] / N. F. Buchilo, A. N. Chumakov. - Moscow: PER SE, 2001. - 447 p.
6. Zenina, O. V. Information Society: digital present and future of digital, achievements and contradictions [Electronic resource] / O. V. Zenina // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye [Knowledge. Understanding. Skill]. - 2009. -№ 4. -URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Zenina/. - Caps. from the screen. - Date of treatment 07.10.2010.
7. Ignatiev, V. I. Russia in the information civilization: the problem of occurrence and national identity [Electronic resource] / V. I. Ignatiev, F. I. Rozanov // Sotsial'naya ontologiya Rossii [Social Russian Ontology). - Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University, 2008. - P. 103-121. - URL: http://firoz.narod.ru/science/in-formros.htm. - Caps. from the screen. - Date of treatment 17.08.2011.
8. The concept of public policy in the field of spiritual and moral education of children in the Russian Federation and protect their morals. Project [Electronic resource] / Obshchestvennyy sovet Tsentral'nogo Federal'nogo okruga [Public Council Central Federal District]. - 2008. - URL: http://www.state-religion.ru/files/concept01.pdf. - Caps. from the screen. - Date of treatment 03.12.2014.
9. Ponkin, I. V. Foreign laws and documents about the formation and protection of public morality and the morality of minors // Prilozhenie k proektu Koncepcii gosudarstvennoj politiki formirovanija zashhity nravstvennosti detej v Rossijskoj Federacii [Annex to the Concept of state policy formation to protect morals of children in the Russian Federation project] / comp. I. V. Ponkin. - Moscow: Obshchestvennyy sovet Tsentral'nogo Federal'nogo okruga; Institut gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy i prava, 2008. - 246 p.
10. Soloviev, V. S. Philosophical Principles of Integral Knowledge [Electronic resource] // Works in 2 vol. / V. S. Soloviev. -Moscow: Mysl', 1988. - Vol. 2. - P. 140-288. - URL: http://psylib.org.ua/books/solvs02/index.htm. - Caps. from the screen. - Date of treatment: 03.10.2014.
11. Ukaz Prezidenta RF ot 22.04.2013 № 375 «O provedenii v Rossiyskoy Federatsii Goda kul'tury» [Presidential Decree of 22.04.2013 № 375 "On carrying out Russia's Year of Culture"] [Electronic resource] // Garant [Gu-rantor] / NPP «Garant-Servis». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70264302/. - Caps. from the screen. - Date of treatment: 12.03.2014.
Received 30.05.2014
82