Научная статья на тему 'Ценность и экзистенция в современной аксиологии'

Ценность и экзистенция в современной аксиологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
961
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / EXISTENCE / БЫТИЕ / BEING / ЗНАЧИМОСТЬ / РЕАЛЬНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / HUMAN BEING / СМЫСЛ / MEANING / КУЛЬТУРА / CULTURE / SIGNIFICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Выжлецов Геннадий Павлович

Ценность и экзистенцию объединяет их принадлежность к особой деонтической реальности, которая означает весь спектр экзистенциально-ценностного мира. Экзистенция определяет человеческое бытие между трансцендентным миром и миром повседневности и относится к сфере возможного. Ценность содержит значимое, должное и желаемое, которые как норма, цель и идеал становятся посредниками в межсубъектных ценностных отношениях человека к самому себе и другим людям, к природе и Богу как к самоценным субъектам. Взаимоотношение ценности и экзистенции определяется тем, что экзистенция снимает кажущуюся обезличенность ценностных противоположностей (добро — зло), а ценность, преодолевая аморфность экзистенции, придает направленность смысложизненным процессам и становится ядром культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value and existence in the modern axiology

Attachment to a particular deontic reality (which is regarded as a whole variety of value-existential world) combines value and existence. The existence defines a human being between the transcendent world and everyday world. It belongs to the realm of possibility. Value contains the meaningful, proper and desirable, which become mediators in inter-subjective value relationship of a man to himself and to the others, nature and the God as a self-valuable subjects as the norm, the ideal and the purpose. Th e existence removes an apparent impersonality of value oppositions (good — bad), and the value overcomes the amorphousness of existence, channel the life processes and becomes the core element of culture. It determines the relationship between the value and existence.

Текст научной работы на тему «Ценность и экзистенция в современной аксиологии»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 17

Вып. 4

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 124.5+87.127 Г. П. Выжлецов

ЦЕННОСТЬ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АКСИОЛОГИИ

Жизнь — это осуществление возможного.

О. Шпенглер

Все абсолютные причины зависят от ценностей.

А. Н. Уайтхед

Классический этап в истории аксиологии (1890-е — 1920/30-е годы) завершается настоящим ее бумом, когда, определив наконец свое «имя» (П. Лапи, 1902 г.) и общефилософский статус (Э. Гартман, 1909 г.), она активно заработала практически во всех областях социогуманитарного знания. При этом содержание самих аксиологических концепций располагалось между крайностями субъективно-релятивистского и объектвно-абсолютистского подходов.

Спустя столетие, с 90-х годов ХХ в., происходит определенное возрождение интереса к аксиологии и за рубежом, и в России, где за этот период вышло более полусотни монографий, из них минимум три десятка уже в XXI столетии. Автор одной из обобщающих американских монографий по аксиологии еще в 1995 г. отмечал «возобновление интереса к ценностной теории» [1, p. IX]. Настойчивое муссирование самого понятия «ценность» в средствах массовой информации, внедрение ценностной терминологии в публичную общеупотребительную лексику привело, по мнению ряда аксиологов, к философской девальвации ценностной проблематики и ее фактическому исчезновению из фундаментальных философских исследований. При этом сама аксиология как философская дисциплина оказалась в конце ХХ столетия в теоретико-методологическом тупике, не сумев выработать не только общепризнанной концепции ценности, но даже единого представления о предмете и статусе самой аксиологии среди философских дисциплин. В результате «фундаментальная аксиология, в отличие от множества разновидностей "прикладных", переживает глубокий кризис» [2, с. 11], который отражается и на любых попытках ее прикладного использования. Отличие же подлинного бума аксиологии вековой давности от современного заключается, во-первых, в том, что первый был подготовлен внутренними потребностями и логикой развития самой философии и, во-вторых,

Выжлецов Геннадий Павлович — доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: vygletcov@mail.ru

© Г. П. Выжлецов, 2013

в отсутствии сегодня классического абсолютизма во втором из названных подходов, о чём свидетельствуют десятки монографий и сотни статей по ценностной проблематике 1990-х — 2000-х годов.

Сторонники распространенного сегодня субъективно-релятивистского подхода считают, что ценности представляют собой некоммуницируемую сокровенность переживания, которую человек так же не может ни с кем разделить, «как за кого-то родиться или умереть» [2, с. 79]. Ценности, по их мнению, существуют не объективно, а лишь «в социальном или индивидуальном сознании», благодаря чему «ценностная модель исключительно субъективна, а значит, безосновательна» и «никаких общечеловеческих ценностей... не существует» (курсив мой. — В.Г.) [3, с. 93, 120-122]. Из чего следует, что «все наши ценности являются иллюзиями», в том числе, например, «благо, красота, справедливость» [4, с. 10-11].

Однако субъективная реальность, связанная с сознанием и деятельностью людей в качестве источника ценностей, и значимость как их исходный признак являются общим смысловым полем и для противоположных, казалось бы, социально-объективистских концепций. Их понимание ценности отличается от «субъективистского» признанием объективности и только положительной значимости тех же явлений субъективной реальности, которые представляют собой «всё то, что благотворно значимо для людей». «Ценности антропны по своей сущности», и лишь человек является их «критерием» [5, с. 21]. Но поскольку значимость любой степени общности может быть как положительной, так и отрицательной, критерием выбора не может служить никакой «антропный принцип», поскольку не только индивид, но и социальный субъект любой степени общности одинаково обречены на выбор — и тогда, согласно Сартру, «ценность есть выбираемый вами смысл» [6, с. 342]. Но именно смысл! Ибо экзистенциальная философия абсолютизирует не любую субъективную реальность, а лишь экзистенциальную, связанную с поиском и выработкой смыслов — а через них, в конечном итоге, и с соответствующими ценностями. Проблема заключается в том, что экзистенциальная реальность как предельное основание субъективной человеческой реальности неизбежно требует трансцендентного обоснования, чтобы не впасть в субъективистский релятивизм, с одной стороны, и в теологический абсолютизм — с другой. Но для этого экзистенция (ее специфика, содержание и формы проявления) должна рассматриваться на современном этапе именно как общефилософская категория.

Общим для экзистенции и ценности является то, что они принадлежат к особой деонтической реальности, которая в узком смысле означает сферу должного как основу морали в кантовском смысле, а в широком — весь спектр экзистенциально-ценностного мира. В деонтической триаде «хочу — могу — должен» экзистенция в собственном ее значении относится к сфере возможности выхода за «пределы себя» (ех-«^еге). Она есть бытие в возможности на основе свободного выбора целей и средств их достижения в процессе самоосуществления человека. Таким образом, экзистенция характеризует поступки и поведение человека, уже не подвластные формально-логическим и собственно гносеологическим критериям.

В предельных своих основаниях экзистенция занимает временную нишу от одного небытия до другого, т. е. от рождения до смерти, и характеризуется уникальностью и неповторимостью: это только мое рождение и только моя смерть. Поэтому экзистенция описывается в терминах организмической модели: «рождение» — «раз-

витие» — «кризис» — «смерть». Сущность экзистенции — неповторимость жизни и неизбежность смерти — и придает необратимому человеческому существованию «высший смысл» (В. Франкл), выводя его на трансцендентный уровень, где экзистенция и пересекается с ценностями.

В смысловое поле любой ценности входят значимое, должное, желаемое, проявляющиеся как норма, цель и идеал, которые и становятся посредниками в межсубъектных ценностных отношениях человека к самому себе, другим людям и общностям, к природе и Богу как к самоценным субъектам. Основой ценности является значимость явлений для человека, которая в процессе выбора, предпочтения и оценки может быть положительной или отрицательной, поэтому в жизни и культуре реально функционируют не сами по себе ценности или их антиподы, а именно ценностные противоположности (добро — зло), пронизывающие амбивалентность экзистенции на всех ее уровнях. Их динамическое противостояние в сознании и действиях людей и создает внутреннюю напряженность экзистенциально-ценностного поля. Но именно ценности представляют собой своего рода опорные ориентацион-ные пункты в этой аморфной, на первый взгляд, реальности. Ибо специфику ценности как исходной аксиологической категории нельзя понять не ответив на вопрос о её предельном основании, т. е. трансцендентном источнике, а не просто формах проявления, как в рассмотренных выше концепциях.

В современной науке основные концепции происхождения жизни, в том числе человеческой, на Земле так или иначе связаны с космическим фактором, с идеей вечности жизни во Вселенной: «Наряду с гипотезой о начале жизни в геологические или космические эпохи существования нашей планеты, — писал В. И. Вернадский, — может быть выдвинута гипотеза о ее вечном существовании в космосе» [7, с. 319]. Бесконечная космическая эволюция порождает в определенных условиях не просто жизнь и сознание, но на их основе и то, что философия называет духом. Отсюда в человеке как единстве тела, души и духа соединены три высшие тайны Бытия: жизнь — сознание (сверхжизнь) — дух (сверхсознание). Поэтому сущность человека, обладающего сознанием и разумом, не сводится к его биосоциальной природе, а включает в себя духовное начало. Ценности и являются посредником — проводником духовно-энергетического потенциала бесконечной вселенской жизни в сферу сознания и бытия человека и, как истина духа, становятся внутренней основой и сущностным ядром его жизни и культуры.

Непосредственно ценность и экзистенция пересекаются в содержании экзистенциальных ценностей (Э. Гуссерль, Г. Марсель, М. С. Каган, И. И. Докучаев), содержательно интегрирующих все артефакты культуры. Отличительным признаком экзистенциальных ценностей является их выход к трансцендентным основаниям, благодаря чему они и выступают посредником между повседневностью и трансцендентным миром. Ибо само определение смысла жизни располагается между полюсами трансцендентного (за пределами человеческого бытия — например, в бессмертии души и ее спасении в христианстве) и имманентного (в самом земном существовании человека) подходов. Но это не столько два разных подхода, сколько предельные границы смысложизненной ценностно-экзистенциальной реальности.

Взаимоотношение ценности и экзистенции, казалось бы, неразличимых в этой на первый взгляд аморфной сфере реальности определяется тем, что экзистенция снимает кажущуюся обезличенность ценностных противоположностей, конкрети-

зируя их содержание. Ценность же, преодолевая аморфность экзистенции, придает направленность смысложизненным процессам в противостоянии ценностей и их антиподов, определяя смысл и содержание культуры как творца и творения человека.

Смысложизненный характер экзистенциальных ценностей и определяет их особую роль в человеческой жизни и культуре. Как писал Н. О. Лосский, нельзя ради самой «жизни утрачивать смысл жизни», и хотя «нет в мире ценностей... выше индивидуального личного бытия и индивидуальной жизни, но многие ценности стоят выше земного телесного существования» [8, с. 199]. К ним относятся прежде всего высшие духовные ценности, например совесть как «орган смысла» (В. Франкл), любовь как источник жизни, красота как главное условие любви, вера как «сила жизни» (Л. Н. Толстой). В каждой жизненной ситуации эти ценности воссоздаются вновь и вновь каждым поколением и каждым человеком, и в этом их уникальность и неповторимость. Но миллиарды раз пережитые и повторенные в истории человечества, эти уникальные состояния имеют названия на всех языках мира, благодаря чему они универсальны и всеобщи. Единство уникальности и всеобщности функционирующих и передающихся из поколения в поколение ценностей и делает их общечеловеческими.

Однако культура не может быть и никогда не была воплощением только ценностей идеала, а антикультура — их антиподов, как утверждают «объективисты». Она всегда есть активное противоборство взаимосвязанных экистенциально-ценност-ных противоположностей в сознании и действиях людей и их общностей. Поэтому культура в конечном итоге всегда есть преодоление ценностями своих антиподов, причем ценности представляют лишь внутреннюю основу и ядро культуры. Точно так же и сама философия, будучи рациональной рефлексией на универсалии культуры (М. К. Мамардашвили, В. С. Степин), не является лишь теорией ценностей, как показалось в свое время неокантианцам. Речь идет, естественно, о понимании общефилософского статуса аксиологии. Здесь характерна позиция принципиального противника аксиологии М. Хайдеггера, который в своей фундаментальной онтологии органически связал бытие, ценность и истину, показав, что истина принадлежит одновременно бытию, сознанию и его отношению к бытию. Она не является характеристикой лишь знания о бытии как сущем, а выражает смысл бытия как такового, поэтому «вопрос о ценности и ее существе коренится в вопросе о бытии» [9, с. 71; см. также: с. 256, 355-361, 424].

Ибо возврат к доаксиологической философии уже невозможен в принципе. Под влиянием глубинного ценностного переосмысления произошли и продолжают происходить содержательные и структурные преобразования и внутренняя дифференциация всех разделов, уровней и направлений философии, не всегда осознаваемые философами. Главная задача аксиологической функции философии — раскрывать вечные вопросы бытия в болевых точках своего времени — становится теперь интегрирующей функцией всего философского знания. Поэтому современная аксиология — это не просто обособленный раздел и функция философии наряду с онтологией и гносеологией; она в содержательном единстве с ними сохраняет и определяет саму специфику и целостность философского знания на данном этапе его развития.

Литература

1. Lemos R. M. The Nature of Value. Axiological Investigations. Gainsville: University Press of Florida, 1995. 217 p.

2. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: монография. М.: Изд-во РУДН, 2006. 457 с.

3. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука, 2009. 595 с.

4. Комт-Спонвилль А. Ценность и истина: Циничные очерки / пер. с фр. Е. С. Ганс, И. А. Мнушки-на. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 256 с.

5. Макейчик А. А. Аксиология: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 128 с.

6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов / сост., общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. 396 с.

7. Вернадский В. И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358 с.

8. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М.: Политиздат, 1991. 368 с.

9. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

Статья поступила в редакцию 3 февраля 2013 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.