Научная статья на тему 'Ценка эффективности дивидендной политики фирм отрасли связи'

Ценка эффективности дивидендной политики фирм отрасли связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценка эффективности дивидендной политики фирм отрасли связи»

№4/2015

ISSN 2410-700X

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.

© А.И. Умнова, 2015

УДК 336

Хаванская Анна Васильевна студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, РФ

E-mail [email protected]

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМ ОТРАСЛИ СВЯЗИ

Аннотация

Основной потребностью крупной компании является поддержание достаточных ресурсов и гибкости для удовлетворения своих финансовых и операционных требований. В то же время, такие компании постоянно ищут пути создания ценности для акционеров, как через коммерческую, так и финансовую стратегию, включая как органическое, так и неорганическое развитие, а также практику управления капиталом компании. В связи с чем особую значимость приобретает проводимая дивидендная политика.

Ключевые слова Дивиденд, дивидендная политика, эффективность.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать дивидендную политику ведущих компаний России в отрасли связи: ОАО «Мегафон» и ОАО «МТС». В положениях о дивидендной политике исследуемых компаний отмечается, что цель дивидендной политики - установление прозрачных принципов принятия решения о выплате дивидендов, порядка определения размера дивидендов на одну акцию, периодичности.

Таблица 1

Сравнение факторов, влияющих на дивидендную политику

ОАО «МТС» ОАО «Мегафон»

• макроэкономические факторы и уровень конкуренции на ключевых рынках, • операционный денежный поток, • перспективы роста доходов, • потребность в капитальных вложениях, • потенциальные возможности приобретений, • состояние рынков капитала и ликвидность компании. • Размер консолидированной чистой прибыли, полученной по итогам первого квартала, полугодия, 9 месяцев финансового года или по результатам финансового года • Потребность группы в финансовых ресурсах для развития бизнеса и реализации стратегии • Способность группы выполнять свои обязательства в установленные сроки • Прочие факторы, которые по мнению совета директоров, могут оказать влияние на определение размера дивиденда.

Сравнение факторов показывает, что руководство компаний по-разному расставляет приоритеты. Для компании ОАО «МТС» на первом месте по важности макроэкономические факторы и потенциальные возможности компании. ОАО «Мегафон» отдает предпочтение размеру чистой прибыли и только после этого своим потребностям в финансовых ресурсах.

Обе исследуемые компании используют компромиссный (умеренный) подход к формированию своей дивидендной политики. Источником дивидендных выплат выступает прибыль после налогообложения (чистая прибыль). Общества ежегодно направляют определенную часть свободного денежного потока на выплату дивидендов, используя оставшуюся в распоряжении прибыль преимущественно для реинвестирования, в целях роста капитализации компании.

До 2012 года ОАО «МегаФон» не производил выплат дивидендов по своим акциям, реинвестируя чистую прибыль в развитие бизнеса. В апреле 2012 года по итогам первого квартала 2012 года «МегаФон» впервые в истории выплатил дивиденды. Объем выплат составил 151 863 млн. рублей (5,15 млрд. долларов

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

США). Сумма дивидендов в расчете на одну обыкновенную акцию составила 24,5 тыс. рублей.[1] Выплата дивидендов была осуществлена в рамках реорганизации структуры акционерного капитала компании.

Рисунок 1 - Динамика показателей чистой прибыли и дивидендных выплат ОАО «Мегафон» в 2011-2013гг.[3]

Рисунок 1 показывает, что ОАО «Мегафон» при выплате дивидендов использует методику постоянного процента размера прибыли.

ОАО «МТС» также отдает преимущество данной методике. На рисунке 2 представлена динамика показателей чистой прибыли и дивидендных выплат данной компании за 2011 -2013гг. Видно, что обе кривые находятся в прямой взаимосвязи: при возрастании чистой прибыли, растут дивидендные выплаты и наоборот.

Рисунок 2 - Динамика показателей чистой прибыли и дивидендных выплат ОАО «МТС» в 2011-2013 гг.[4]

Данная методика выплаты дивидендов не лишена недостатков, поскольку зачастую компании не могут быть уверены, получат ли они запланированный объем прибыли или нет. Резкие колебания размеров выплачиваемых дивидендов могут отпугнуть инвесторов, которые хотят получать стабильные дивиденды. Инвесторы, которые заинтересованы в приросте капитала, не могут быть уверены, когда они получат высокие дивиденды, и когда им придется уплатить большой налог. В качестве предложений, которые могут быть направлены на повышение эффективности дивидендной политики компаний, можно выделить переход к методике стабильного размера дивидендных выплат. Это связано с уверенностью инвесторов, что текущие дивиденды не будут снижены в будущем, при этом темпы роста могут быть нестабильными. Стабильность дивидендов предпочтительна для акционеров, потому что цена капитала минимизируется, а цена акций достигает максимума в том случае, если фирма стабилизирует свои дивиденды настолько, насколько это возможно.

Список использованной литературы:

1. СПАРК http://www.spark-interfax.ru

2. Финансовая отчетность ОАО «Мегафон» за 2011-2013 гг. Электронный ресурс http://www.spark-interfax.ru/Front/Index.aspx

3. Финансовая отчетность ОАО «МТС» за 2011-2013 гг. Электронный ресурс http://www.spark-interfax.ru/

© А.В. Хаванская, 2015

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

УДК 331

Хасанов Ильгам Ишзигитович

канд. соц. наук, доцент ИУБП БашГУ, г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИБКОГО РЫНКА ТРУДА

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы формирования и развития гибкого рынка труда в российской экономике. Подчеркивается, что больше ресурсов и усилий со стороны, как отдельных компаний, так и всего общества должны быть направлены на повышение образования и культурного уровня работников, на повышение гибкости занятости. В статье отмечается, что повышение гибкой занятости является одним из важнейших перспективных направлений формирования современного рынка трудовых ресурсов.

Ключевые слова Гибкий рынок труда. Рабочая сила. Качество рабочей силы.

Гибкий рынок труда - это складывающаяся современная форма функционирования рынка трудовых ресурсов. В современной экономической литературе гибкость рассматривается как приспособляемость внутренней структуры хозяйственного субъекта, его способность сохранять управляемость и функциональное равновесие при изменении внешних условий.

Гибкость проявляется в подвижном использовании рабочего времени, увеличении количества смен, сменяемости рабочих мест, использовании работников с неполным рабочим днем, а также временных работников, в расширении и дроблении рабочих функций.

Становление гибкого рынка труда - это сложный многоплановый процесс, пронизывающий всю систему рабочих мест, как периферийную, так и центральную. Более того, передовые в технологическом отношении фирмы, прежде всего, и больше всего развивают гибкую занятость на своих важнейших инновационных, наукоемких участках, большое внимание уделяют профессиональной мобильности всего коллектива. Применение гибких технологий, частая смена производственных программ требует от предпринимателя, работника творческого подхода к делу, большей ответственности за принимаемые решения, согласованности в действиях. Это побуждает администрацию к созданию необходимых условий для подготовки и развития соответствующих качеств у работника, привлечению их к участию в управлении производством.

Включение в трудовой коллектив, получение постоянного рабочего места в таких фирмах, их подразделениях осуществляется через прохождение испытательного срока, получение статуса временного или частично занятого работника. Представители таких трудовых коллективов участвуют в управлении предприятием, вместе с администрацией стремятся к достижению оптимальной экономической стратегии его развития.

Гибкое использование рабочего времени - это одно из перспективных направлений, особенно установление режима работы предприятий, учитывающих запросы потребителей (например, работа предприятий сферы услуг вечером и в выходные дни), равномерность загрузки станочного парка, ускоренную отдачу дорогостоящего оборудования, особенно гибких автоматизированных систем. В последние годы есть определенные позитивные сдвиги в этом плане в работе торговли. Что касается производства, то здесь положение дел ухудшилось. Кардинальное решение данной проблемы связано с комплексом мер по выводу страны из экономического кризиса.

В современный период прогресс зависит в большей степени от стимулирования творческого потенциала личности, общества, оценка использования и воспроизводства которого невозможны только с позиции экономической эффективности, необходимы и общесоциальные критерии. Но чтобы обеспечить рост общесоциальных показателей, требуется значительно больше ресурсов и усилий со стороны, как отдельных компаний, так и всего общества. Прежде всего, они должны быть направлены на повышение образования и культурного уровня работников. Это как раз и создает определенные предпосылки для возрастания гибкости в использовании рабочей силы. Другими словами, становление гибких форм занятости лежит в русле объективных процессов, происходящих в экономике, развитии общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.