ЦЕНА КАК УСЛОВИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
Ярковая О.Н.
13.9. ЦЕНА КАК УСЛОВИЕ ДОГОВОРА
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
Ярковая Олеся Николаевна. Должность: заместитель генерального директора. Место работы: ООО «КАРИТЭК». E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача: В Российской Федерации принят качественно новый массив нормативных актов, регулирующих вопросы теплоснабжения. Одновременно обновлена правовая регламентация отношений в сфере ценообразования на рынке тепловой энергии. В этой связи возникла необходимость исследования правовых вопросов, возникающих в сфере проводимой государством ценовой политики и цены как индивидуального регулятора (договорного условия). В то же время данные вопросы не исследованы до сих пор, что и предопределило необходимость обращения к исследованию данного вопроса.
Модель и методы: при исследовании цены как условия договор энергоснабжения на рынке тепловой энергии автор применил различные методы теоретического и эмпирического исследования, например: методы анализа, синтеза, обобщения и другие.
Выводы: по итогам проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: 1) цена как условие по договору энергоснабжения на рынке тепловой энергии определяется по соглашению сторон. Одновременно существуют исключения; 2) цена является более общим понятием, включающим в себя все иные (тариф, плата за подключение (технологическое присоединение); 3) цена как условие обязательств, возникающих на рынке тепловой энергии, может различаться в зависимости от субъектного состава договора.
Практическое значение: полученные в результате исследования выводы могут использоваться в рамках проводимой законодательной работы и в правоприменительной деятельности.
Ключевые слова: рынок тепловой энергии, цена, договор, энергоснабжение, условие договора, тепловая энергия.
PRICE AS A CONDITION OF THE CONTRACT OF SUPPL Y ON THE MARKET OF THERMAL ENERGY
Yarkovaya Olesya Nikolaevna. Position: Deputy General Director. Place of employment: JSC "CARITAS"E-mail: [email protected]
Annotation
Background: In the Russian Federation adopted new array normative acts regulating the heat supply. At the same time updated the legal regulation of relations in the sphere of pricing on the market of thermal energy. In this regard, the need arose for the study of legal issues arising in the area of the state pricing policy and the prices of individual regulator (contractual terms). At the same time, these questions have not been investigated so far, which have determined the need to study this issue.
Materials and methods: in the study of rates as a condition of the contract of energy supply to thermal power market, the author has used various methods of theoretical and empirical studies, for example: methods of analysis, synthesis, generalizations, and others.
Results: the results of the conducted research the author came to the following conclusions: 1) the price as a condition of the contract of supply on the market of thermal energy is determined by agreement of the parties. At the same time there are exceptions; 2) the price is a more General concept that includes all other (rate, payment for connection (grid connection); 3) the price as a condition of obligations arising on thermal power market, can vary depending on the subject composition agreement.
Conclusion: the resulting research findings can be used as part of an ongoing legal work and law enforcement. Keywords: thermal power market, price, contract, the power supply condition of the contract, thermal energy.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «Теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) содержит достаточно большое количество норм, посвященных цене (тарифам) в сфере теплоснабжения. В первую очередь, речь идет о главе 3 данного нормативного акта, регламентирующей основы государственной политики при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Во-вторых, это нормы, посвященные возможности установления цены в индивидуальном договорном порядке (например, статьи 15, 15.1. и 17 Закона о теплоснабжении).
Изложенное позволяет сделать вывод, что формирование договорного условия цены применительно к отношениям в сфере теплоснабжения возможно двумя путями: посредством государственного регулирования либо в индивидуальном порядке. Это обстоятельство, в свою очередь, накладывает отпечаток на характер данного договорного условия (в контексте рассмотрения его в качестве существенного либо несущественного).
Так, по мнению В. В. Витрянского, цена в договоре энергоснабжения является существенным условием. Подход ученого обосновывается тем, что в соответствии со статьей 544 ГК РФ к числу одной из основных обязанностей абонента (потребителя) по договору энергоснабжения относится оплата принятой им энергии [6, с. 341]. Таким образом, данное условие названо в указанной норме закона в качестве существенного и необходимого для договоров данного вида. Аналогичные доводы приводит и Е. И. Верзаков [1, с. 24].
В то же время Д. В. Головкина отмечает, что энергоснабжающая организация является представителем естественных монополий и органами государственной власти устанавливаются тарифы на тепловую энергию, в связи с чем трудно согласиться с мнением о рассмотрении условия о цене в качестве существенного^, с. 19]. Во многом схожую позицию занимает Е. Л. Осипчук [10, с. 23], О. А. Г ородов [4, с. 8].
На наш взгляд, наиболее правильным является подход, объединяющий и первую и вторую точки зрения. В частности, если речь идет о случаях, когда имеет место определение цены в индивидуальном договорном порядке, то цена приобретает характер существенного условия. К числу таких случаев относятся следующие:
- по договору оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения (пункт 11 статьи 14 Закона о теплоснабжении);
- по договору оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, заключаемому с любым потребителем, за исключением социально значимых потребителей (пункт 3 статьи 16 Закона о теплоснабжении);
309
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
- по договору теплоснабжения в случаях, установленных Законом о теплоснабжении (пункт 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении);
- во всех иных случаях, когда цена договора не определяется в порядке государственно-правового регулирования (пункт 2 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В связи с вышеизложенным, по общему правилу, цена по договору энергоснабжения на рынке тепловой энергии определяется по соглашению сторон. Исключения из данного правила изложены в пункте 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении. В этой ситуации цена выступает в качестве существенного условия, так как подлежит согласованию в тексте договора, в связи с чем носит характер необходимого, а, соответственно, существенного условия.
В то же время как указано выше, пункт 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении закрепляет девять исключений из общего принципа договорного урегулирования цены. Речь идет о следующих ситуациях: определение предельных (минимальный или максимальный) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; предельных (минимальный или максимальный) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В данных ситуациях имеет место так называемое «публичное вмешательство в рыночную экономику». Как правильно указывает С. И. Виниченко, термин «вмешательство», возможно, и отдает привкусом командно-административной системы. Тем не менее, следует отличать категории «вмешательство» и «произвольное вмешательство» [2, с. 5]. В рассматриваемой ситуации, бесспорно, вмешательство государства не только законно, но и создает основы для запрета в
злоупотреблении в этой области отношений со стороны теплоснабжающих и теплосетевых организаций.
Более того, экономическая наука давно доказала и практика экономически развитых стран подтвердила целесообразность и необходимость добиваться в социально-экономической политике оптимального сочетания государственного регулирования экономики с рыночной саморегуляцией [8, с. 239].
При этом, говоря о государственно-правовом регулировании цены продажи тепловой энергии либо услуг по ее передаче, следует отметить, что само условие «цена договора» утрачивает характер существенного, так как даже отсутствие в тексте договора соответствующего тарифа, утвержденного в установленном порядке, не влияет на возможность его использования при расчетах между сторонами. Сделанный вывод находит свое подтверждение в действующей судебноарбитражной практике, например, в постановлении федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2010 года по делу № Ф09-6376/10-С5 указано, что действующим законодательством не предусмотрена возможность установления цен на энергию, а равно скидок и надбавок к тарифам по соглашению между энергоснабжающей организацией и абонентом, даже если качество энергии не соответствует требованиям, установленным государственными стандартами, иными обязательными правилами или договором энергоснабжения (п. 1 от. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации). Аналогичный подход прослеживается в иной судебно-арбитражной практике.
Необходимо отметить, что статья 2 Закона о теплоснабжении определяет в числе основных понятий, используемых в тексте нормативного акта, и термин «регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения», под которым понимается вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию (реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных Законом о теплоснабжении случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных Законом о теплоснабжении случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора).
Анализ названной категории позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, законодателем при определении термина «регулируемый вид деятельности» используется два понятия «цена», «тариф». Более того, Закон о теплоснабжении оперирует термином «плата за подключение». На наш взгляд, «цена» является более общим понятием, включающим в себя все иные (тариф, плата за подключение) и может быть охарактеризована как «средство определения объема встречного предоставления» [6, с. 6].
В то же время «тариф» - это разновидность цены, которая подлежит государственно-правовому регулированию уполномоченным органом. На понимание подобным образом категории «тариф в сфере теплоснабжения» нацелен и Закон о теплоснабжении, который определяет данную категорию в качестве системы
310
ЦЕНА КАК УСЛОВИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
Ярковая О.Н.
ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию и за услуги по ее передаче.
Наконец, плата за подключение - это тоже разновидность цены, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (статья 2 Закона о теплоснабжении).
Во-вторых, регулируемый вид деятельности связан с антимонопольным законодательством и законодательством о субъектах естественных монополий. На подобного рода понимание нацеливает не только то обстоятельство, что некоторые договоры энергоснабжения на рынке тепловой энергии носят публичный характер (пункт 2 статьи 14, пункт 7 статьи 15 Закона о теплоснабжения), но и наличие у отдельных участников отношений на рынке тепловой энергии статуса субъекта естественной монополии, а, как следствие, возможности появления недобросовестной конкуренции, являющейся «злом современной жизни как на Западе, так и у нас» [7, с. 193].
Более того, одной из причин появления института тарифного регулирования как раз и выступило то обстоятельство, что отдельные участники отношений в сфере теплоснабжения - это субъекты естественной монополии. Речь идет главным образом о теплосетевых организациях, сфера деятельности которых подпадает в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» под категорию естественной монополии, на чем акцентируется внимание и в судебной практике (определение ВАС РФ от 17.07.2009 г. по делу № 9011/2009; постановление федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.07.2010 г. по делу № Ф09-5449/10-С1; постановление федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.06.2010 г. по делу № Ф09-4415/10-С1). Это обстоятельство не только, как указано ранее, накладывает отпечаток на необходимость тарифного регулирования, но и возможность применения к отношениям с теплосетевыми организациями положений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях «недопущения действий, противоречащих законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости»^, с. 13], а также норм параграфа 6 главы 9 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (банкротство субъектов естественных монополий), что «диктуется их особым положением среди участников имущественного оборота»[9, с. 791].
Наконец, цена как условие обязательств, возникающих на рынке тепловой энергии, может различаться в зависимости от субъектного состава договора и подлежит периодической индексации (корректировке). Данное положение актуально применительно к нормам действующего законодательства РФ. Так, Закон о теплоснабжении в пунктах 13-15 статьи 10 закрепляет, что для отдельных категорий потребителей могут устанавливаться льготные тарифы. При этом перечень потребителей или категории потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном
правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного законоположения региональные энергетические комиссии субъектов РФ при утверждении тарифов на тепловую энергию классифицируют их в зависимости от категории потребителей: жилищные, бюджетные, прочие и т.д. Учитывая это, при проведении судебных разбирательств особое внимание уделяется тому тарифу, который установлен для соответствующей группы потребителей, и который подлежит применению при рассмотрении и разрешении дел. При этом стороны не могут своим соглашением изменить не только размер тарифа, но и возможность его применения в зависимости от включения либо невключения потребителя в состав соответствующей группы (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 г. по делу № 3779/10; определение ВАС РФ от 4.08.2010 г. по делу № ВАС-10285/10).
Таким образом, цена на рынке тепловой энергии является достаточно сложной категорией, что обосновывается главным образом в возможности ее рассмотрения и как договорного условия (по общему правилу) и как императивного требования законодательства (в случаях, установленных в нормах Закона о теплоснабжении либо иных правовых актах). При этом юридические последствия каждого аспекта рассмотрения разняться, что продиктовано их различной правовой природой и функциями.
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. По общему правилу цена как условие по договору энергоснабжения на рынке тепловой энергии определяется по соглашению сторон. В этой ситуации цена выступает в качестве существенного условия, так как подлежит согласованию в тексте договора, в связи с чем носит характер необходимого, а, соответственно, существенного условия.
Исключения из данного правила изложены в пункте 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, которые касаются государственного регулирования цены. Говоря о государственно-правовом регулировании цены (тарифа) продажи тепловой энергии либо услуг по ее передаче следует отметить, что само условие «цена договора» утрачивает характер существенного, так как даже отсутствие в тексте договора соответствующего тарифа, утвержденного в установленном порядке, не влияет на возможность его использования при расчетах между сторонами. В этой ситуации цена - не существенное условие, так как оно, во-первых, установлено на уровне правового акта (а как было отмечено ранее все императивные нормы законодательства не могут быть условиями договора), во-вторых, для применения государственно-регулируемой цены не требуется согласования сторон в тексте договора, в-третьих, отсутствие в тексте соглашения указания на цену не влечет за собой возможность признания договора незаключенным.
2. Анализ категории «регулируемый вид деятельности» позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, законодателем в определении исследуемого термина два понятия «цена», «тариф». Более того, Закон о теплоснабжении оперирует категорией «плата за подключение (технологическое присоединение)». На наш взгляд, «цена» является более общим понятием, включающим в себя все иные (тариф, плата за подключение (технологическое присоединение).
311
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
Во-вторых, регулируемый вид деятельности связан с антимонопольным законодательством и законодательством о субъектах естественных монополий. На подобного рода понимание нацеливает не только то, что некоторые договоры энергоснабжения на рынке тепловой энергии носят публичный характер (пункт 2 статьи 14, пункт 7 статьи 15 Закона о теплоснабжения), но и наличие у отдельных участников статуса субъекта естественной монополии. Это обстоятельство не только влечет за собой необходимость тарифного регулирования, но и возможность применения к отношениям с теплосетевыми организациями положений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также норм параграфа 6 главы 9 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (банкротство субъектов естественных монополий).
3. Цена как условие обязательств, возникающих на рынке тепловой энергии, может различаться в зависимости от субъектного состава договора. В частности, региональные энергетические комиссии субъектов РФ при утверждении тарифов на тепловую энергию классифицируют их в зависимости от категории потребителей: жилищные, бюджетные, прочие и т.д. Учитывая это, при проведении судебных разбирательств особое внимание уделяется тому тарифу, который установлен для соответствующей группы потребителей, и который подлежит применению при рассмотрении и разрешении дел. При этом стороны не могут своим соглашением изменить не только размер тарифа, но и возможность его применения в зависимости от включения либо невключения потребителя в состав соответствующей группы.
Список литературы
1. Валеева А. В. Система организаций, обеспечивающих охрану прав потребителей на рынке электрической энергии // Бизнес в законе. № 1. 2014. 259 с.
2. Верзаков Е. И. Договор снабжения электрической энергией в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2006. 34 с.
3. Виниченко С. И. Цена как условие гражданскоправового (предпринимательского) договора: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. 29 с.
4. Галкина Н. М. Специфика предмета договора поставки нефти и нефтепродуктов // Бизнес в законе. №
4. 2014. 178 с.
5. Головкина Д. В. Гражданско-правовое регулирование договора снабжения тепловой энергией в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 29 с.
6. Городов О. А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтере Клувер, 2010. 256 с.
7. Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М.: Статут,
2008. 216 с.
8. Гражданское право. В 4 тт. Т. 3: Обязательственное право: учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Волтере Клувер, 2005. 800 с.
9. Демичева Е. А. Дифференцирование договора коммерческой концессии от смежных договоров // Бизнес в законе. № 6. 2013. 338 с.
10. Каминка А. И. Очерки торгового права. М.: Зер-цало-М, 2007. 411 с.
11. Мамутов В. К. Хозяйственное право. Избранные труды. Екатеринбург, 2008. 302 с.
12. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (бан-
кротстве) / Отв. ред. В. В. Витрянский. М.: Статут, 1037 с.
13. Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 38 с.
Рецензия
На статью Ярковой Олеси Николаевны на тему: «Цена как условие договора энергоснабжения на рынке тепловой энергии»
Тема статьи, избранная Ярковой Олесей Николаевной, для своего исследования, относится к числу весьма актуальных и не исследованных. Во-первых, вопросы, связанные с ценообразованием являются одними из важнейших в рамках проводимого в нашем государстве курса по реформированию законодательства об энергосбережении. Во-вторых, имеют место многочисленные нарушения прав потребителей в области цен на коммунальные услуги, включая отопление и горячее водоснабжение, со стороны органов, учреждений и организаций, подтверждением чего выступают материалы судебной практики. Можно назвать еще целый ряд причин и обстоятельств, свидетельствующих об актуальности и необходимости специального анализа цены как условия договора энергоснабжения на рынке тепловой энергии, который провела в своей работе О. Н. Ярковая.
Весьма серьезной является нормативная и литературная база исследования. Автор грамотно проанализировал законодательство и подзаконные акты Российской Федерации о ценообразовании, материалы практики, имеющуюся научную и учебную литературу.
Рецензируемая работа представляет собой комплексное исследование теоретических и практических правовых вопросов. Автором раскрываются особенности цены как существенного условия и как особой конструкции в сфере проводимой политики государства в области ценообразования, а также рассматриваются иные вопросы прикладного характера.
Результатом исследования явились теоретические выводы и обобщения, а также предложения по совершенствованию российского законодательства и практики его применения.
В целом статья О. Н. Ярковой соответствует установленным для аналогичных работ требованиям и рекомендуется для публикации в публичной печати.
Рецензент:
Заслуженный деятель науки РФ, д-р. юрид. наук, профессор, зав. кафедрой предпринимательского права ФГБОУ ВО УрГЮУ Белых В.С.
312