Научная статья на тему 'Целина как фактор развития художественной культуры Алтая (на примере творчества Андрея Вагина)'

Целина как фактор развития художественной культуры Алтая (на примере творчества Андрея Вагина) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО АЛТАЯ / ЦЕЛИНА / ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ / МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ / ПЕЙЗАЖНЫЙ ОБРАЗ / СИЛУЭТ / КОМПОЗИЦИЯ / ПОРТРЕТ / СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ПАТРИОТИЗМ / ART OF THE ALTAI TERRITORY / VIRGIN LANDS / DOCUMENTAL NATURE OF ART / MONUMENTALITY / LANDSCAPE IMAGE / SILHOUETTE / A COMPOSITION OF A PICTURE / PORTRAIT / PRODUCTIVE LABOR / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лихацкая Л. Н.

Рассмотрен культурный эффект масштабных государственных мероприятий со-ветского правительства по сельскохозяйственному освоению целинных и залежных земель Алтая (1954-1965 гг.), сказавшийся на формировании и развитии новых тенденций в изобразительном искусстве степного Алтая. На примере творчества графика и живописца, члена Союза художни-ков России (1968 г.), заслуженного художника России (1991 г.) А. Г. Вагина (1923-2006 гг.), переносившего на полотна сцены трудового быта целинников, автор иллюстрирует тезис о влия-нии целинной эпопеи на развитие тематики и образных концепций в живописи, графике, в жанрах портрета и пейзажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRGIN LANDS AS A FACTOR THAT AFFECTS THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC CULTURE OF THE ALTAI TERRITORY (A CASE OF ANDREI VAGIN’S CREATIVE ACTIVITY)

The paper considers cultural effect that massive measures aimed at developing virgin and fallow lands of the Altay managed by the Soviet government in 1954-1965 had on development of sev-eral new tendencies in fine arts of the steppe Altai. Based on a case of Andrei Vagin (1932-2006), paint-er, graphic artist, member of the Union of the Russian Artists (1968), Honored Artist of Russia (1991), who often described labor scenes from virgin lands workers’ day-to-day life, the author of the article ar-gues that Soviet campaign for developing virgin and fallow lands had substantial influence on widening a specter of subjects in paintings, graphical art, in portrait and landscape genres.

Текст научной работы на тему «Целина как фактор развития художественной культуры Алтая (на примере творчества Андрея Вагина)»

данной темы. Приоритетной целью настоящей статьи является создание образа «осколка Древней Руси», который являет собой один из примеров уникальной судьбы русской культуры, распростершейся на необозримых евразийских пространствах.

Список литературы

1. Прохоров, Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий...»: Древняя Русь как историко-культурный феномен. - Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2010. - 320 с.

2. Лазарев, В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - Москва : Искусство, 1983. -538 с.

3. Боровикова, Р. И. Типологические черты художественной культуры Сибири // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1999. - Вып. 1 : Культурный космос Евразии. - С. 137-141.

4. Ядринцев, Н. М. Сибирская Швейцария (Из путевых записок об Алтае) // Русское богатство. -1880. - № 8. - С. 47-66.

5. Красноцветова, Л. Г. Иконописное наследие Алтая // Сибирская икона. - Омск : Иртыш-92, 1999. -С. 216-220.

6. Красноцветова, Л. Г. Иконописец из старообрядцев В. Ф. Балыкин [Электронный ресурс] // Алтайский старообрядец ; Русская Православная старообрядческая Церковь. - Барнаул, 20062018. - Режим доступа : https://altaistarover.ru/articles/history/251-ikonopisec-v-f-balykin (дата обращения: 06.03.2018).

7. Савина, Л. Н. Русские писатели-этнографы XIX века о меднолитых иконах, крестах и складнях // Этнические взаимодействия на Южном Урале : матер. VI Всерос. науч. конф. [Челябинск, 28 сент. - 2 окт. 2015 г.]. - Челябинск : Челябинский гос. краеведческий музей, 2015. - С. 412-416.

Anton Klubkov, Ph. D. in Cultural Studies, Junior Researcher State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia)

antklub@mail.ru

"PIECE OF THE ANCIENT RUS'": COLLECTION OF OLD BELIEVERS' ART ITEMS IN STATE ART MUSEUM OF ALTAI KRAI

Abstract. The paper reviews several factors that had influenced, on the author's opinion, on genesis of Russian old believers' culture in the Altai territory. Theological and aesthetic aspects of the ancient Russian cultic art are analyzed. Also, the author gives some information about a set of religious art items from the stock of State Art Museum of Altai Krai (Barnaul, Russia): wooden temple icons, art castings of copper, folding icons, crosses, etc.

Keywords: Russian people's culture, icons, copper icons, old believers, Vikula Balykin.

УДК [631.61+75](571.150):7.071.1Вагин

Л. Н. Лихацкая, кандидат искусствоведения

Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (Барнаул, Россия)

lhart2011@mail.ru

ЦЕЛИНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ ВАГИНА)

Аннотация. Рассмотрен культурный эффект масштабных государственных мероприятий советского правительства по сельскохозяйственному освоению целинных и залежных земель Алтая (1954-1965 гг.), сказавшийся на формировании и развитии новых тенденций в изобразительном искусстве степного Алтая. На примере творчества графика и живописца, члена Союза художников России (1968 г.), заслуженного художника России (1991 г.) А. Г. Вагина (1923-2006 гг.), переносившего на полотна сцены трудового быта целинников, автор иллюстрирует тезис о влиянии целинной эпопеи на развитие тематики и образных концепций в живописи, графике, в жанрах портрета и пейзажа.

Ключевые слова: искусство Алтая, целина, документальность, монументальность, пейзажный образ, силуэт, композиция, портрет, созидательный труд, патриотизм.

Год освоения целинных земель на Алтае - 1954-й - новый старт в развитии русской культуры в широком смысле. Самая значительная роль этого события, как известно, состоялась в экономике и сельском хозяйстве, как и проектировалось. Однако, этот проект стал важным фактором и в развитии художественной культуры. Целинная эпопея всколыхнула новую волну патриотизма, и люди с энтузиазмом восприняли идею обновления и созидания. Это крупномасштабное событие не могло не заинтересовать художников: они объединялись в творческие группы и ехали на целину.

Художники Алтая также внесли большой вклад в развитие этой темы, что нашло отражение в трудах исследователей, выставках и т. д. [1-6]. Среди этих художников был и заслуженный художник России Андрей Григорьевич Вагин. Целинная тема прошла через все творчество мастера. Первая поездка на целину им была совершена вместе с друзьями-художниками Г. Колпаковым, А. Петровым и М. Терещенко. Творческий план охватывал несколько районов: Благовещенский, Родинский, Волчихинский, Михайловский. Их работа, с энтузиазмом и увлечением, сопровождалась многочисленными спонтанными выставками: этюды, зарисовки, портреты, пейзажи -ценнейший документальный материал с эпохального события страны. В своей статье о Вагине искусствовед Л. Н. Шамина пишет: «Он ехал туда с первыми целинниками, жил вместе с ними в палатках, видел первые борозды на нетронутых ранее полях, первые вехи, поставленные руками человека» [5, с. 7].

В краевом центре также устраивались выставки на актуальную целинную тему. Здесь были и этюдные работы, и большие картины. Уже в том же 1954 году на краевой выставке Андрей Вагин показал две живописные работы (больше метра по большой стороне): «В сельском магазине» и «Целину поднимают». Представлялись и другие работы: зарисовки - «быстрый карандаш», и работы, выполненные тушью, которые передают динамику времени, остро схваченные типажи и характерные ситуации («Появились первые всходы», 1954; «Песня», 1954; «На новые земли», 1956; «Едут новоселы», 1956 и др.).

В дальнейшем целинная тема становится одной из важнейших тем всего его творчества. В следующем 1955 году Андрей Григорьевич снова едет в целинные районы (и таких поездок будет еще немало). В самом деле, здесь он всегда был в самой гуще событий. Обожженный солнцем и степными ветрами, художник разделял с целинниками все неудобства походного быта в палатках и вагончиках. Но он был молод, как и они, и какой-то общий молодой задор объединял всех, как и вера в то, что их самоотверженная работа - это помощь Родине. Многие художники, бывшие фронтовики, здесь оказались снова на передовой. Андрей Григорьевич говорил, что люди там работали, как на войне. Это было проявлением большого энтузиазма строителей новой реальности и новая волна патриотизма.

Андрею Григорьевичу нравилось бывать здесь, нравились эти люди, съехавшиеся с разных концов страны, которых манила романтика неизведанного. Художник работал с воодушевлением и азартом. За эти несколько лет он собрал столько материала, что можно было бы издать целый альбом репродукций (и не один том) - летопись целины в документальных зарисовках.

Важным фактором, стимулирующим к творчеству в этой теме стали публичные отзывы в печати и на радио о произведениях художников, постоянно появляющиеся на страницах газет, наряду со сводками с целинных полей, поэтому художники ощущали важность своей работы. Для всех это была «передовая» мирного времени. В 50-е-60-е годы Вагин много работает для газет, разъезжает по колхозам и совхозам в целинных районах, делая портретные и композиционные зарисовки к репортажам. Часто короткие тексты, сопровождающие рисунки, составлял сам. Общался с людьми, наблюдал характеры для портретных зарисовок. Графические портреты тоже часто появляются в периодике. Эти портретные этюды дополняют целинную серию образами в конкретности характеров, созданных временем и обстоятельствами («Тракторист-целинник Ю. Захаров», «Портрет Героя Социалистического труда В. Ф. Леонова» и др.). В результате долгой работы с натурой художник выходит на уровень выразительного графического портрета. Примером может служить портрет Героя Социалистического Труда, талантливого человека, земледельца-самородка, председателя колхоза им. Молотова Шипуновского района Ф. М. Гринько, напечатанный в газете «Литературная Россия» 27 мая 1968 года.

Вот здесь, именно с целины начинается художник Вагин. В этот период он ставит перед собой задачу отойти от учебного рисунка, пишет с натуры, работает много и плодотворно. Для очень многих молодых художников целина стала большой творческой мастерской, где

оттачивались и рисунок, и техники, складывались разнообразные сюжеты и образы в этой большой социально значимой теме. В 1957 году А. Г. Вагин участвует в республиканской выставке картиной «На весенние работы» (1957, Х., м. 126х196, ныне собственность ГХМАК). Эта картина получила положительные отклики и репродуцировалась в газете «Советская Россия». А в 1965 году состоялась первая персональная выставка произведений Андрея Григорьевича Вагина, на которой преимущественно были представлены работы целинной тематики. В конце 60-х годов Андрей Вагин - один из ведущих художников края, а 1968 году он был принят в Союз художников.

В последующие годы А. Г. Вагин вновь и вновь обращается к целинной теме. Документальные зарисовки с натуры легли в основу создания двух больших графических серий: «Так поднималась целина» (1960-1965 гг.) и «Рожденный в 1954» - заказная работа 1983 года к республиканской выставке «Нивы Алтая» (Обе серии - собственность ГХМАК).

Цикл работ «Так поднималась целина» - очень объемный - 50 графических композиций, выполненных в технике гуаши. Документальная точность натурных зарисовок дала начало концептуальному образу целины. В этой серии - обобщение и социальное звучание, при этом, ощущается многолетняя работа художника в самой гуще событий. Он показывает их, своих современников, людей с негероической внешностью, молодых и красивых своей молодостью. Художник демонстрирует понимание ситуаций, событий, человеческих характеров изнутри и показывает жизнь, многообразную в своих проявлениях. Им было трудно, но трудности им были по плечу («Целинники-строители», «В непогоду», «Март. Утро трактористов»). Именно документальность становится основой образности в работах этой замечательной серии.

Работы цикла «Так поднималась целина» отличает стилистическое единство и образная выразительность. Самые характерные в своей документальности детали определяют главные черты образа. Художник избирает прием силуэтности, изображая силуэты тракторов на далеком горизонте, силуэт отвернутого плугом пласта земли в свежей борозде на переднем плане, а также линии уходящих вдаль и смыкающихся у горизонта проложенных плугом борозд. Прием силуэт-ности при контрасте больших плоскостей светлого и темного тонов позволил уйти от дробности форм к их монументальной значительности.

Использование контрастных тонов на крупных плоскостях в деталях композиции позволяет выразить идею противостояния человека целинной стихии, которую надо покорить, освоить, промерить шагами и гусеницами трактора. В некоторых работах это противостояние художник подчеркивает, делая несоизмеримыми маленькую фигурку человека на горизонте и огромное пространство поля и неба.

Пейзаж играет сложную роль в композициях этого цикла. Он выступает и как воплощение мечты, и как символ свободы, светлый и безграничный, и как стихия, с которой человек находится в единоборстве. Такой образный ход позволил автору отразить правду времени и обстоятельств в ощущениях человека.

Графическими средствами художник передает разные состояния в природе. Скупо используя цвет, он показывает время суток: яркий солнечный день, и холодную промозглость поздней осени с редким пролетающим снегом.

В другой целинной серии «Рожденный в 1954» художник ставит перед собой задачу показать образ преобразованной человеком, обновленной природы. И здесь также присутствуют образы света, поля и пространства, соединенные в характерную для этого автора композицию, которую условно можно назвать «безграничной». Образ мечты и образ поля еще найдут свое дальнейшее развитие в творчестве художника в 70-е, 80-е и 90-е годы. Уже в этой серии присутствуют черты романтизма. В его произведениях романтическое восприятие природы, романтика труда, романтика неизведанного и романтика мечты. Именно поэтому мы наблюдаем трансформацию целинного поля: от конкретного образа в образ былинного поля без границ. Это и воплощенная мечта молодых романтиков-целинников, это и земля-кормилица («Над полями да над чистыми». Линогравюра. Собственность ГХМАК). Именно в мечтах и вере в преобразующую силу труда человека и появляется выразительный поэтичный образ земли, вспаханного поля и поля, золотого от созревающих колосьев («Степь широкая». 2001. Х., м. 84х16; «Пробуждение» 2001. Х., м. 70х150; Собственность ГХМАК).

Хранителем большей части целинных работ мастера стал Государственный художественный музей Алтайского края. Автором подарены натурные этюды, эскизы картин большие композиции, портреты, пейзажи - и живописные, и графические.

Заслуженный художник России Андрей Григорьевич Вагин (1923-2006) - один из художников, в становлении творчества которого целина сыграла важную роль. В его авторском видении образа целины - пафос мечты и героики труда. События целины, в которых художник принял самое активное участие, стали для него настоящей творческой мастерской. Многие его лирические пейзажи, как живописные, так и графические, по своей тематике не имеющие отношения к целине, наполненные тонким поэтическим чувством, - это тоже итог наблюдений природы в его целинный период творчества. Интерес к современнику еще в тот период, многочисленные наблюдения человека, отраженные в этюдах и эскизах, подготовили художнический успех в портретном жанре.

В творчестве алтайских художников сформировалась концепция представления об эпохальном событии страны в жанрах композиции и портрета. Однако наиболее полно и интересно эта тема нашла свое выражение в пейзажном жанре. Это составило одну из неповторимых региональных особенностей алтайского искусства. С одной стороны, целина документально отражена в художественных образах в творчестве алтайских мастеров. С другой стороны, в искусстве появляется новая трактовка регионального алтайского пейзажа. В обобщениях звучит и образ земли-кормилицы, и образ воплощенной мечты человека. По-новому предстает человек в процессе героического труда и с осознанием необходимости этого созидательного труда.

Список литературы

1. Архив ГХМАК. Ф II. Р. II. Д. 264. Выставка произведений А. Г. Вагина в связи с 75-летием со дня рождения, 1999.

2. Архив ГХМАК. Ф II. Р. II. Д. 430. Выставка произведений А. Г. Вагина в связи с 80-летием со дня рождения «От целины до наших дней», 2003.

3. Андрей Вагин : каталог выставки / [авт. текста Л. Н. Шамина]. - Барнаул : [б. и.], 1973. - 40 с.

4. Вагин, А. Г. От целины до наших дней : [обзор персон. выставки художника]. - Барнаул : [б. и.], 2003. - 31 с.

5. Вагин, А. Г. Свет родины : [альбом] / [вступ. ст. Л. Н. Шаминой]. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1986. - 10 с.

6. Художники Алтая, XX век : [альбом] / авт. вступ. ст. и сост. Л. И. Леонова. - Барнаул : Алт. полигр. комбинат, 2001. - 295 с. : ил., портр.

Liudmila N. Likhatskaia, Ph. D. in Art History Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)

lhart2011@mail.ru

VIRGIN LANDS AS A FACTOR THAT AFFECTS THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC CULTURE OF THE ALTAI TERRITORY (A CASE OF ANDREI VAGIN'S CREATIVE ACTIVITY)

Abstract. The paper considers cultural effect that massive measures aimed at developing virgin and fallow lands of the Altay managed by the Soviet government in 1954-1965 had on development of several new tendencies in fine arts of the steppe Altai. Based on a case of Andrei Vagin (1932-2006), painter, graphic artist, member of the Union of the Russian Artists (1968), Honored Artist of Russia (1991), who often described labor scenes from virgin lands workers' day-to-day life, the author of the article argues that Soviet campaign for developing virgin and fallow lands had substantial influence on widening a specter of subjects in paintings, graphical art, in portrait and landscape genres.

Keywords: art of the Altai territory, virgin lands, documental nature of art, monumentality, landscape image, a silhouette, a composition of a picture, a portrait, productive labor, patriotism.

Принятые в статье сокращения:

ГХМАК - Государственный художественный музей Алтайского края;

х. - холст;

м. - масло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.