Научная статья на тему 'Цели, задачи, функции права в системе функций иных социальных регуляторов и в исторические периоды его действия'

Цели, задачи, функции права в системе функций иных социальных регуляторов и в исторические периоды его действия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2026
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ФУНКЦИИ ПРАВА / ДОСТИЖЕНИЕ / РАЗРЕШЕНИЕ / УРОВЕНЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / GOALS / OBJECTIVES / FUNCTIONS OF LAW / ACHIEVEMENT / APPROVAL / PERFORMANCE LEVEL / PROSPECTS FOR THE OPTIMIZATION OF KNOWLEDGE / SOCIAL REGULATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева Елена Николаевна

В работе предпринят анализ взаимодействия целей, задач и функций права. Рассматриваются иные социальные регуляторы общественных отношений. Внимание сосредоточено на функциональной характеристике морали, религии, политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work conducts the analysis of interaction of goals, objectives, and functions of law. The article also considers other social regulators of public relations. The author focuses her attention on the functional characteristics of morality, religion, and politics.

Текст научной работы на тему «Цели, задачи, функции права в системе функций иных социальных регуляторов и в исторические периоды его действия»

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ ПРАВА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ И В ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ЕГО ДЕЙСТВИЯ

ЛЕБЕДЕВА Елена Николаевна

Аннотация. В работе предпринят анализ взаимодействия целей, задач и функций права. Рассматриваются иные социальные регуляторы общественных отношений. Внимание сосредоточено на функциональной характеристике морали, религии, политики.

Annotation. The work conducts the analysis of interaction of goals, objectives, and functions of law. The article also considers other social regulators of public relations. The author focuses her attention on the functional characteristics of morality, religion, and politics.

Ключевые слова: цели, задачи, функции права, достижение, разрешение, уровень эффективности, перспективы оптимизации познания, социальные регуляторы.

Keywords: goals, objectives, functions of law, achievement, approval, performance level, prospects for the optimization of knowledge, social regulators.

Видоизменения целей, задач, функций права целесообразно проследить по становлению российского права в дореволюционном, советском и постсоветском периодах развития. Анализируя цель права в виде регулирования им общественных отношений, можно выделить следующие вытекающие из этого общие задачи на любом этапе развития: установление типа правового регулирования, соответствующего общественным отношениям, упорядочение взаимосвязей участников общественных отношений, определение правового статуса субъектов правоотношений, правового положения участников, установление правовых режимов объектов прав, требований к юридическим фактам. Функции не вытекают напрямую из целей права, так как последние носят глобальный, широкий характер и нуждаются в конкретизации посредством определения задач. Далее формируются направления воздействия, трактуемые функциями. Цели и задачи предрешают функции права, определяющие их, таким образом обусловливая действие друг друга. Через функции достигаются цели, разрешаются задачи, определяется уровень эффективности, перспективы оптимизации познания. Функции - это объемное средство материализации целей и задач.

В дореволюционном постижении права К.П. Победоносцев, И.А. Покровский, Г.Ф. Шерше-невич на качественном уровне понимали его цель как регулирование общественных отношений1. Регулирование напрямую связывалось с целью.

1 См., напр.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.,

1911. Вып. 1.

В философии под целью подразумевается предвосхищение в мышлении результата деятельности. Анализ деятельности обнаруживает несогласованность между жизненной ситуацией и целью. Преодоление несогласованности -это процесс достижения цели. Основные параметры цели следующие: относится к сфере должного, выступает исторически непостоянной изменяемой, в соответствии с обстановкой, категорией, основывается на закономерных принципах построения, таких как реальность, разумность, объективная обусловленность, научная обоснованность и др.

Различие целей, задач, функций права в выполнении разных социальных ролей. Задачи определяют социальную нужность, а функция права разрешает задачи. При проведении параллели с математической наукой соотношение целей, задач, функций права равно величинам «дано», «найти», «решение». При рассмотрении диалектической цепи цели и задачи тяготеют к идеальной, а функции - к материальной плоскости бытия. Цели и задачи как значимые посылы развития - изменчивые, поддающиеся пересмотру субстанции. Функции тяготеют к реальной деятельности, результату, накоплению положительного или отрицательного опыта, практических знаний. Рассмотрение задач права, вытекающих из его цели по регулированию общественных отношений, зависит от периодов развития: устанавливаются юридические механизмы оптимального регулирования, определяются пути развития государственности с позиций формирования долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных

проектов, акцентируются усилия управления по степени общественной значимости через соответствующее законодательство.

Можно привести примеры, когда закон в какой-либо области не работает или массово нарушается в конкретный временной промежуток. Это известные случаи разорения предприятий, валообразное банкротство туристических фирм, невозвращение ипотечных займов, работа не по полученной специальности в области образовательного ценза. Направления правового воздействия в приведенных примерах изначально «работали», но из-за недостатка выверенного нормативного регулирования и механизма правоприменения пришли к резонансному и массово болезненному упадку.

Цель постсоветского развития России состоит в формировании правового государства, гражданского общества и их взаимодействии. Задачи в этом направлении следующие: создание экономических, правовых, культурных факторов как основы полнокровных институтов государства, общества, определение места в мировой цивилизации, установление окружения союзников, разделяющих внешнеполитические взгляды нашей страны. Кризис национальной идентичности после распада СССР привел к возобновлению многовековых споров о цивилизационном пути, предпочтительном для России. Западные оппоненты относят Российскую Федерацию к западной цивилизации и видят путь развития, схожий с США и европейскими странами. Славянофилы отстаивают идею особой стези России. Ситуацию определения «себя» в отношении России трактует Д.А. Волкогонов: «Россия - не Европа и не Азия. Или и Европа, и Азия - частично. Ей не хватает европейской цивилизации, не хватает азиатского трудолюбия. Российские беды исчезнут тогда, когда она перестанет искать будущее в простом заимствовании и подража-нии»2. В период 1980-1990-х гг. задачи страны и чаяния народа были направлены на максимальное сближение с Западом, сейчас в результате рационального восприятия внешнего мира период эйфории заканчивается. По опросам, проведенным Институтом социальных исследований РАН, «64 % россиян считают, что Россия - это Европа и в XXI веке будет связана с этим регионом мира. 34,6 % сочли,

2 Волкогонов Д.А. Этюды о времени. М., 1998. С. 293.

что Россия - особая евразийская цивилизация и в будущем центр ее политики сместится на Восток. В ассоциативном ряду массового сознания россиян понятие "Европа" окрашено более позитивно (уровень симпатий - 83,1 %), чем "Азия" (64,7 %). 30 % опрошенных за то, чтобы Россия заняла место одного из центров многополярного мира, 28 % - за возвращение к роли второй супердержавы в биполярном мире, 25 % - за отказ от активного участия в мировых делах»3.

Для постижения теории функций современного российского права сравним их с функциями иных социальных регуляторов4 общественных отношений, являющихся человеческими ценностями, обусловленными диалектическими законами бытия при схожем объекте воздействия. К подобным крупным пластам относим мораль, религию, политику. Отношения церкви и государства могут быть светскими, или у религии имеется государственный статус. Светское государство рассматривается как «способ организации политической власти, при котором государство и церковь отделены, но взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечивается равенство религиозных объединений, свобода совести и равенство граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных образований в различных сферах жизни общест-ва»5. Россия есть светское государство.

Социальным регуляторам поведения присуще взаимопроникновение, зависимость, взаимодействие, различия, сходство, единство, противоречия по сущностным особенностям и функциональному назначению. Функциональная характеристика социальных норм6 направлена на целесообразное соотнесение пра-

3 Цит. по: Киреева С.А. Межкультурный диалог институтов гражданского общества в современном мире // Взаимодействие гражданского общества и государства в России: правовое измерение / кол. авт. ; под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2013. С. 165 ; см.: Никонов В. Российское и советское в массовом сознании // Современная российская политика. М., 2003. С. 158.

4 Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2004. С. 81.

5 Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 9.

6 См.: Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. СПб., 2004. С. 235-240.

вовых и неправовых предписаний при квалификации поведения без искусственной подмены их друг другом.

Общими для социальных норм являются следующие функции: ценностная, ориентирующая, регулирующая, стабилизирующая, обеспечительная, коммуникативная, информационная, программно-прогностическая, системообразующая, мотивационная.

При рассмотрении отдельных из них отметим, что в пределах ценностной функции направленность воздействия основывается на осознании норм как значимых навигационных установок. В этом подходе, например, право защищает религиозные ценности. В ч. 1 ст. 2 Декларации о ликвидации форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, провозглашенной резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г., записано: «Никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы или отдельных лиц»7. Ценность есть непререкаемая важность, значимость социальных велений для группы или большинства представителей социума. Честь, достоинство, порядочность, доброе имя, репутация - ценности, охраняемые социальными нормами.

В пределах коммуникативной функции интересна мысль А. Тойнби в отношении религии о том, что каждая из цивилизаций, доживших до наших дней, имеет в своем лоне какую-то универсальную церковь8, отражающую силу и мощь ее коммуникативных социальных функциональных проявлений. Во время катаклизмов, кризисов, революций увеличивается тяга к постижению, использованию норм религии для разрешения злободневных вопросов.

Информационная функция учитывает стремительное формирование компьютерных технологий, которые опережает становление соответствующих отрасли права и законодательства. Огромны размах открывающихся возможностей и лавинное влияние информационного пространства. В настоящее время признан разрыв между осуществлением прав на информацию и ее упорядоченным регули-

рованием для обеспечения информационной безопасности. Этот процесс имеет негативный опыт в любой стране мира. Разноплановое социальное регулирование информационных технологий ведет к стремлению государства их правового упорядочивания для управляемости с точки зрения ответственности за информационные правонарушения. Данная функция подвержена социокультурным рискам в виде распространения технологий при коммуникативном неравенстве, увеличения, усложнения информации, трансформации культурно-этнической принадлежности, наличия примитивной самоорганизации при отсутствии комплексной культурной политики.

Программно-прогностическая функция определяет, скажем, развитие религии по определенным канонам с выявлением прогнозов. Радикально-глобалистская программа проповедует пессимистический прогноз вследствие поглощения народных религий мировыми религиями, синкретическими культами. Анти-глобалистическая концепция развития религии основана на теории конфликта цивилизаций (американский исследователь С. Хантингтон). По ней глобализационные процессы усиливают отличия религиозных систем, что является первичной причиной конфликтов9.

Различия, противоречия правовых и иных социальных норм обусловливают отличия их функциональных проявлений. В связи с этим рассмотрим специфические функции неправовых регуляторов общественных отношений: социального баланса, социальной трансформации, информационной идентификации, кон-кретизационную, глобализационную.

Функция социального баланса предполагает воздействие неправовых регуляторов на действительность. Право часто работает с внешней стороной, а иные социальные регуляторы - с внутренней. Так, подразумевается формальная обязанность граждан Российской Федерации уплачивать налоги, а мораль подходит к правилу углубленно, с позиций гражданского осознанного долга. Социальные неправовые нормы апеллируют к глубинным слоям сознания индивида в определенной плоскостной направленности. Мораль, политика,

7 Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. С. 138.

8 Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. С. 423.

9 См.: Куницын И. Защита религиозной идентичности в эпоху глобализации. URL : http: //www.pravoslavie. ru/analit /5133.htm (дата обращения: 10.12.2014).

религия помогают осознать себя как индивида с потребностями, мыслями, деяниями, гармонизируя личностную самооценку путем постижения своего «я».

Функция социальной трансформации помогает в проблемах процветания общества, государства, личности. У конкретных регуляторов выделяется направленность действия в связи с решаемыми задачами. Трансформация ценностей основана на позитивных и негативных факторах, устремлениях. Религия может быть агрессивной, мораль - поддерживать суррогатное материнство, однополые браки под личиной терпимости и толерантности. Важно формирование интересов для разумного бесконфликтного существования вкупе с иными оформленными мировоззренческими позициями.

Функция информационной идентификации широко толкует регуляторы общественных отношений и видит их источниками права. Происходит нивелирование, сглаживание различий между социальными регуляторами. Это возможно при широком умозаключении по слиянию их функциональных параметров. Мораль, религия, политика могут охватывать нормы общей содержательной направленности, например, в программных документах, при деятельности негосударственных организаций, борьбе с терроризмом.

Конкретизационная функция обособляет социальный регулятор по его нужности, значимости, отличности от иных. Функциональная характеристика показывает его самобытность и невозможность замены, подмены другим. Социальные регуляторы отражают суть назначения и активный деятельностный аспект наличия в действительности.

Глобализационная функция отражает взаимодействие, противоречия, обусловливает движение к непознанным взаимозависимостям социальных регуляторов. Предпосылками ее выделения служит то, что социальные регуляторы существуют в знаковой форме как образцы массового поведения, отражаются через значимость и результативность предшествующей деятельности, являются социальным конструктором, обусловленным опривычиванием предшествующих практик, не выступают в качестве завершенных и окончательных, переосмысляются и трансформируются со сменами поколений, определяются историческим, культурным контекстом общества в целом. Процесс глобализации носит постоянный характер

с влиянием международного и политического аспектов. Неправительственные мировые организации (Врачи без границ, Всемирный мусульманский конгресс, Всемирный совет церквей, Гринпис, Международная амнистия, Международная конфедерация профсоюзов, Международный славянский собор и др.) оказывают активное давление на ООН, G8, Всемирную торговую организацию, Мировой банк, Международный валютный фонд, где принимаются глобальные решения по безопасности, качеству жизни, проводятся массовые акции, демонстрации, неправительственные саммиты, формируется в своих целях общественное мнение10. Эффективность этих организаций сдерживается отсутствием у них статуса для непосредственного участия в процессе принятия решений на глобальном уровне, для осуществления «миссии» - воздействия на поведение и принципы деятельности транснациональных корпораций и других бизнес-структур. Если в ближайшем будущем согласно «Гуманистическому манифесту - 2000» будет сформирована двухпалатная Генеральная Ассамблея ООН, в которой, кроме государств, могли бы быть представлены институты гражданского общества, то институционализированное участие неправительственных организаций в процедурах глобального управления повысит и их легитимацию. Рост численности и эффективная деятельность респондентов гражданского общества, выходящая за пределы национальных границ, свидетельствует о перспективе возникновения транснационального гражданского общества, которому присуща космополитическая солидарность, гарантирующая стабильное и безопасное геополитическое пространство11. Легитимность политики и иных регуляторов на мировой арене поддерживается значимостью структур общества в глобальной интеграции, их способностью отзываться на геополитические выпады.

Глобализационная функция имеет особенности для политических регуляторов в виде транснациональных партийных объедине-

10 См., напр.: Ильин М. Политическая глобализация: институциональные изменения // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003. С. 200-209 ; Купин В.Н. Политическая глобалистика. Саратов, 2010 ; Чеснокова Т., Черкесова Н. Россия - Delete? 2030 год: глобальная схватка цивилизаций. М., 2007.

11 Киреева С.А. Межкультурный диалог институтов граж-

данского общества в современном мире. С. 162-163.

ний. Основа их формирования - деятельность представительного органа Европейского союза - Европейского парламента, члены которого объединяются во фракции по партийному признаку. Общеевропейский статус политических партий внутри Европейского парламента предусматривает разработку правил их создания, деятельности, проведения выборов. В 2012 г. существовало 12 признанных евро-партий: Европейская народная партия - христианская демократия, Партия европейских левых - социализм, коммунизм (2004), Европейский альянс за свободу - евроскептицизм (2011) и др.12

К политическим нормам глобализационной функции относится программный документ -Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, где функциональными мерами предупреждения угроз предусмотрены обеспечение социальной стабильности, этнического и конфессионального согласия, формирование действенных механизмов взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в целях полной реализации гражданами России права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, достоинство, доступное образование и культурное развитие13.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Волкогонов, Д.А. Этюды о времени. - М., 1998.

3. Зиновьев, А.А. На пути к сверхобществу. - СПб., 2004.

4. Ильин, М. Политическая глобализация: институциональные изменения // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. - М., 2003.

5. Киреева, С.А. Межкультурный диалог институтов гражданского общества в современном мире // Взаимодействие гражданского общества и государства в России: правовое измерение / кол. авт. ; под ред. О.И. Цыбулевской. - Саратов, 2013.

6. Куницын, И. Защита религиозной идентичности в эпоху глобализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www. pravoslavie. ru / analit /5133. htm (дата обращения: 10.1 2.2014).

7. Купин, В.Н. Политическая глобалистика. - Саратов, 2010.

8. Маркова, Е.В. Свод рекомендуемых норм в сфере политических партий: аналитический обзор стандарта Венецианской комиссии Совета Европы // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 19.

9. Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукаше-ва. - М., 2002.

10. Мещерякова, А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2009.

11. Никонов В. Российское и советское в массовом сознании // Современная российская политика. - М., 2003.

12. Тойнби, А. Постижение истории. - М., 1996.

13. Цыбулевская, О.И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н.И. Матузова. - Саратов, 2004.

14. Чеснокова, Т. Россия - Delete? 2030 год: глобальная схватка цивилизаций / Т. Чеснокова, Н. Черкесова. - М., 2007.

15. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. - М., 1911. - Вып. 1.

12 См.: Маркова Е.В. Свод рекомендуемых норм в сфере политических партий: аналитический обзор стандарта Венецианской комиссии Совета Европы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19. С. 16-20.

13 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.