Научная статья на тему 'Цели, принципы и методы управления информатизацией экономики региона'

Цели, принципы и методы управления информатизацией экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкавкин И. Н.

В статье представлены механизмы информатизации регионального развития. Рассмотрены основные факторы, вопросы создания и развития сети информатизации, принципы и методы ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOALS, PRINCIPLES AND METHODS OF MANAGEMENT OF INFORMATIZATION OF THE REGIONAL ECONOMY

This paper presents the mechanisms of informatization of regional development. The main factors, the questions of creation and development of a network of information, principles and methods of its organization are considered.

Текст научной работы на тему «Цели, принципы и методы управления информатизацией экономики региона»

УДК 330

И.Н. Тюкавкин*

ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В статье представлены механизмы информатизации регионального развития. Рассмотрены основные факторы, вопросы создания и развития сети информатизации, принципы и методы ее организации.

Ключевые слова: региональное развитие, подсистема информатизации, ресурсы информатизации, резервы, нормирование, оптимизация, управление регионом.

Под управлением процессом информатизации экономики региона следует понимать целенаправленное влияние и воздействие на процессы формирования, разработки, создания и применения систем знаний, информации, информационного, программного обеспечения жизнедеятельности отдельной территории и отраслей информационной индустрии на основе нормативно- правовых, организационно -экономических и финансовых механизмов.

Комплексная система управления должна обеспечивать формирование, разработку, реализацию концепции стратегических направлений и взаимоувязанную координацию целевых программ в сфере информатизации с учетом тенденций социально-экономического развития общества, региона.

Основные механизмы управления в условиях рыночной экономики должны строиться на основе:

— организационно-правовой и организационно-экономической структуры комплексного управления процессом информатизации;

— нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов информационного взаимодействия на рынке информационных услуг;

— денежно-кредитной, финансовой, инновационной и инвестиционной политики [1].

Организационно-правовая (экономическая) структура, регламентирующая деятельность субъектов информатизации на отдельной территории, должна быть адекватна функционирующим организационным структурам управления общества, страны, способной оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку, быть гибкой, оставаться основой стабильности основных прогрессивных направлений в информационной политике соответствующего органа и субъекта управления.

В качестве основных элементов организационная структура управления процессом информатизации должна включать в себя структурные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые выполняют функции и задачи заказчика, а также представителей профессиональных, саморегулируемых, общественных организаций и предпринимательских кругов.

* © Тюкавкин И.Н., 2012

Тюкавкин Игорь Николаевич ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Автор предлагает следующую организационную структуру управления информатизацией общества, региона, которая отвечает вышеперечисленным требованиям:

1. Экспертно-аналитический совет, состоящий из первых руководителей и главных специалистов региона, определяющий направления, очередность и объемы информатизации, исходя из потребностей и финансово-экономической ситуации региона.

2. Комиссия по информатизации и связи как исполнительный орган управления, отвечающий за общую стратегию, концепцию и комплексное руководство процессом информатизации.

3. Информатизационный общественный совет в виде открытой публичной площадки для выражения своего мнения о процессе информатизации общественных учреждений, организаций и граждан.

4. Отдел ведущих специалистов по информатизации, отвечающих за формирование, реализацию, контроль и управление процессом информатизации по отдельным направлениям.

5. Коммуникационно-информационные центры в виде частных, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственно-частных партнерств для осуществления конкретных работ по информатизации.

Процесс организации управления информатизацией начинается с определения целей. Цели управления информатизацией являются исходной точкой для планирования, находятся в основе построения организационных отношений субъектов информатизации, на них базируется система мотивации, используемая в информационных организациях, они являются начальной точкой отсчета для контроля и оценки аналитических результатов труда отдельных работников, подразделений и информатизации региона в целом.

Главная цель информатизации экономики региона — обеспечение повышения уровня и качества жизни населения за счет широких возможностей использования информационно- коммуникационных ресурсов и технологий в производстве и социально-экономической жизни области.

Создание информационно-телекоммуникационной индустрии и информатизации общества — это один из основных способов реализации интеллектуального потенциала как основного экономического ресурса страны.

Далее необходимо рассмотреть принципы управления процессом информатизации. Соблюдение принципов управления является залогом всего успеха процесса управления.

Принцип (от лат. — начало, основа) — это основное исходное состояние, положение какой-то науки, теории, учения, мировоззрения и т. д. Еще принципы можно охарактеризовать как внутренние убеждения (потребности) человека, которые определяют его отношение к нормам поведения, действительности и деятельности.

Анри Файоль в своей работе «Общий и индустриальный менеджмент» излагает основные принципы управления. Он не утверждает, что эти принципы непреложны и неизменчивы. Наоборот, он говорит, что количество принципов управления беспредельно, и изменение ситуации может повлечь за собой трансформацию правил, которые, таким образом, до известной степени оказываются порождением данной ситуации. Он предлагает рассмотреть четырнадцать принципов управления. Автор предлагает усовершенствовать принципы А. Файоля. В табл. 1 приведены авторские предложения по усовершенствованию принципов управления А. Файоля применительно к управлению информатизацией [2].

Методы управления — это способы воздействия субъекта управления на объект управления, руководства на возглавляемый ими коллектив.

Отметим, что необходимо различать методы процесса управления и методы управления. Методы управления характеризуют в целом законченное воздействие на объект управления, а с помощью методов процесса управления воздействуют только на отдельные работы.

Методы управления можно классифицировать по разным признакам. Выделяют методы прямого и косвенного влияния. При использовании прямых (стимул, приказ, административное воздействие) предполагается конкретное, непосредственное воздействие на объект, а косвенные направлены на создание определенных условий для достижения конечных результатов.

Таблица 1

Авторская интерпретация принципов управления А. Файоля применительно к процессу

информатизации региона

№ п/п Принципы управления А. Файоля Принципы управления информатизацией региона

1 Разделение труда Специализация - оптимальная организация работ при данной производительности труда

2 Власть Компетентность, роль личности в процессе информатизации

3 Дисциплина Нормы, принципы и формы поведения сотрудников, профессиональная этика

4 Единство распорядительства Строгая штатная иерархия

5 Единство руководства Единоначалие, единство планирования и управления

6 Подчинение индивидуальных интересов общим Согласованность интересов компании и работника

7 Вознаграждение персонала Мотивация персонала

8 Централизация Сочетание централизованного и функционального управления

9 Скалярная цепь Делегирование прав и ответственности подчиненному персоналу

10 Порядок Принцип социализации

11 Справедливость Сочетание прав и обязанностей

12 Стабильность состава персонала Кадровый принцип

13 Инициатива Принцип развития и обучения персонала

14 Корпоративный дух Принцип верности компании в достижении поставленных целей

Наибольшее применение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих процессу информатизации как объекту управления, а также на основе специфики отношений, складывающихся в процессе управления информатизацией. По данному признаку выделяют следующие методы:

— организационные (в их числе и административные);

— экономические;

— социальные.

В качестве факторов управления могут выступать явление, процесс или событие в различных сферах деятельности, которые оказывают влияние на всю дея-

тельность по информатизации. Различают следующие виды факторов управления-организацией: частные и общие; внутренние и внешние; субъективные и объективные; прямого (непосредственного) и косвенного воздействия [3].

В теории и практике управления существует две группы факторов:

— функциональные факторы управления;

— структурные факторы управления.

Функциональные (операционные) факторы обеспечивают успешное управление всей работой компании. В их число входят все виды управления внутрифирменными ресурсами и имеющимися мощностями, эффективностью их применения и использования, вовлеченностью рабочей силы в процесс постоянного функционирования и развития компании, комплексным управлением качества, конфигурацией проекта, рациональностью планировки, использованием связей с поставщиками и заказчиками в контексте цепочки деятельности фирмы. Следующая категория факторов управления — это структурные факторы, которые связаны со способностью компании успешно функционировать. Структурные факторы управления не соизмеряются пропорционально с показателями деятельности организации в отличие от функциональных факторов, то есть для каждого из структурных факторов управления «больше» не означает «лучше».

Каждый из данных факторов управления определяет выбор компании, осуществляющей информатизацию.

Функцию управления информатизацией региона с учетом факторов управления можно представить в следующем виде:

5М = р(ХР,Х8 )•

Здесь 5м — функция управления информатизацией, X р — функциональный

фактор управления, — структурный фактор управления. Автор предлагает набор факторов управления информатизацией региона, которая приведена в табл. 2.

Таблица 2

Факторы управления информатизацией региона

№ Функциональные факторы Структурные факторы

1 Наличие информационного капитала региона Организационная структура информатизации региона

2 Наличие собственного программного обеспечения Структура управления информатизацией региона

3 Наличие коммуникационных сетей Информационная интеграция региона

4 Объем и структура инвестиций Степень взаимодействия информационно-коммуникационной системы региона с другими субъектами Федерации

5 Применяемые технологии Уровень квалификации обслуживающего персонала

6 Ассортимент и сложность оборудования Система управления качеством информатизации и услуг

7 Ассортимент предлагаемых услуг Степень использования имеющихся мощностей

8 Целевые заказы информационных услуг Эффективность формирования и функционирования системы информатизации региона

9 Масштабы информатизации Наличие государственных заказчиков

10 Уровень государственного регулирования Вхождение информатизационного блока региона в профильные альянсы

11 Себестоимость предоставляемых услуг Эксплуатационные характеристики оборудования

12 Востребованность предоставляемых услуг Уровень НИОКР по информатизации региона

13 Информационные рынки Степень удовлетворенности пользователей

Целевое влияние на данные факторы предполагает создание системы управления информатизацией региона.

Библиографический список

1. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.: Инфра-М, 2008.

2. Макаров В.Л. Информационное общество: идеал или угроза // ИнформКурьер-Связь. 2007. Вып. 4. С. 43-45.

3. Макроэкономические и социально-культурные факторы, определяющие развитие глобального потребительского рынка: отчет GFK Group. М., 2006.

I.N. Tyukavkin*

GOALS, PRINCIPLES AND METHODS OF MANAGEMENT OF INFORMATIZATION OF THE REGIONAL ECONOMY

This paper presents the mechanisms of informatization of regional development. The main factors, the questions of creation and development of a network of information, principles and methods of its organization are considered.

Key words: regional development, subsystem of informatization, informatization resources, reserves, valuation, optimization, management of the region.

* Tyukavkin Igor Nikolaevich ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.