11.9. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ
Хмыров Вячеслав Викторович, соискатель НИИ труда и социального страхования.
vkhmyrov@gmail. com
Аннотация: в статье анализируются вопросы построения системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах, обосновывается необходимость создания такой системы. Автор раскрывает цели и принципы построения системы риск-менеджмента. Особое внимание в статье уделено функциям службы риск-менеджмента в фондах.
Ключевые слова: риск, риск-менеджмент,
негосударственные пенсионные фонды, риск ликвидности, кредитный риск, стандарт риск-менеджмента.
GOALS, PRINCIPLES AND FUNCTIONS OF RISK MANAGEMENT TO PRIVATE PENSION FUNDS
Khmyrov Vyacheslav Victorovich, competitor Research institute of labor and social insurance.
Annotation: this article analyzes problems of constructing a system of risk management in the private pension funds, the necessity of creating such a system. The author reveals the purpose and principles of risk management systems. Particular attention is paid to the service functions of risk management in the funds.
Keywords: risk, risk-management, private pension funds, liquidity risk, credit risk, standard risk management.
Для деятельности негосударственного пенсионного фонда (далее - НПФ) как особой формы некоммерческой организации, от эффективности и надежности работы которой зависят пенсионные выплаты настоящим и будущим пенсионерам, проблемы организации риск-менеджмента имеют особое значение.
В отличие от иных участников рынка коллективных инвестиций НПФ стали формировать системы риск-менеджмента сравнительно недавно. Именно финансовый кризис 2008-2009 годов подтолкнул фонды к более интенсивному созданию таких систем. Тем не менее, и сегодня все еще можно утверждать, что полноценные системы риск-менеджмента созданы не более чем в 15% от общего числа фондов1. Причин такого положения несколько:
- во-первых, многие НПФ готовы к внедрению такой системы, однако, не понимают, как это реализовать на практике. В этой связи представляется необходимым внедрение единых стандартов риск-менеджмента в НПФ . Закрепление рекомендуемых стандартов позволит раскрыть клиентам требования к
1 Источник: «Эксперт РА» //http://www.raexpert.ru/.
2 В 2011 году в НАПФ занялись разработкой стандарта по риск-
менеджменту НПФ. При этом отметим, что на банковском рынке
все инициативы в области организации контроля за рисками
принадлежали регулятору - Центральному банку Российской
Федерации (Банку России).
ответственности фондов, повысит мотивацию присоединиться к данным требованиям все большее количество НПФ, даст риск-менеджерам в компаниях реальные полномочия;
- во-вторых, создание такой системы требует дополнительных финансовых вложений, что не может позволить себе целый ряд фондов;
- в-третьих, не все фонды еще осознали
необходимость формирования такой системы.
Крупнейшие фонды уже создали или находятся в процессе создания систем риск-менеджмента. Что же касается всех остальных фондов, то пока они не заинтересованы в увеличении своих затрат на
развитие системы риск-менеджмента;
- в-четвертых, руководство многих НПФ, по-
прежнему, полностью полагается на риск-менеджмент управляющих компаний (УК).
Количество тех фондов, которые могут себе
позволить создание полноценной системы риск-менеджмента, увеличилось за прошедший год почти в 1,5 раза и опередило по этому показателю страховые компании, однако значительно уступает УК и коммерческим банкам3.
Система риск-менеджмента в большинстве фондов в 2011 году была нацелена на отслеживание риска ликвидности (45% фондов), а также кредитного,
фондового и процентного рисков (25% фондов). Валютный риск отслеживался в 18% фондов. По сравнению с 2010 годом общее число фондов, в которых отслеживаются названные риски, возросло (с 10% до 18-45%), что говорит о развертывание этой системы в фондах.
В тех фондах, где такая система создана, она становится все более оперативной, согласованной с аналогичными системами управляющих компаний. Кроме того, в 2009 году в связи с изменениями законодательства во многих фондах была
пересмотрена инвестиционная политика,
устанавливающая более широкие инвестиционные возможности, как для управляющих компаний, так и для самого фонда в части самостоятельного размещения пенсионных резервов. Однако это, в свою очередь, потребовало пересмотра системы управления рисками в сторону организации более жесткого мониторинга и контроля над инвестиционной деятельностью фонда.
Одновременно уже сейчас на ранних этапах развертывания системы риск-менеджмента в фондах можно выделить ряд негативных моментов: решения по вопросам управления рисками в фондах зачастую принимаются неколлегиально, что чревато риском субъективных ошибок; не везде подразделения риск-менеджмента имеют соответствующие полномочия; уровень риска отслеживается непостоянно.
С точки зрения формализации и регламентации управления отдельными видами риска наибольшее внимание, НПФ уделяют риску ликвидности и кредитному риску. Хуже всего дела обстоят с контролем за операционными рисками из-за сложности их формальных оценок.
Создавая отраслевые стандарты, участники рынка, тем самым, формируют правовое поле, в котором будут работать их системы управления рисками. Это позволит решить основные проблемы российского
3 Источник: «Эксперт РА» //http://www.raexpert.ru/.
риск-менеджмента: неколлегиальность,
нерегулярность, а самое главное - фактическое бесправие специалистов по управлению рисками.
Вопрос о формировании системы риск-менеджмента в фондах затрагивает и регулирование данного процесса со стороны государства. Проблема формулируется следующим образом: должно ли государство на законодательном уровне закрепить требование создания системы риск-менеджмента в фондах? В этой связи интересны результаты, полученные в ходе опроса участников конференции «Управление рисками в России - 2011»4. На вопрос: «Кто должен отвечать за контроль за соответствием НПФ стандарту риск-менеджмента?», 26%
респондентов ответили, что сами фонды должны делать это через раскрытие информации; 24% -ФСФР; 29% - независимые компании через систему сертификации; 21% - НАПФ, и никто не ответил, что такой контроль не нужен вовсе. Единого мнения по тому, кто должен этот контроль осуществлять, у респондентов нет.
Тем не менее, на уровне соответствующих государственных структур весьма активно продвигается идея о необходимости введения систем риск-менеджмента в НПФ в обязательном порядке. Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в начале 2011 года в первом чтении был одобрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации»5. Он вносит поправки в ряд федеральных законов, в том числе в Закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»6. В частности, предлагается внести поправки в ст.7 «Требования к фонду» и ст.34 «Государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью». Так, ст.7 дополняется пунктами, требующими от фонда иметь систему управления рисками, а также требованиями к лицу, осуществляющему управление рисками (руководителю соответствующей службы).
Актуальность этих норм очевидна, учитывая проблемы, с которыми столкнулись НПФ в ходе
4 Среди респондентов опроса были более 30 топ-менеджеров НПФ, коммерческих банков, управляющих компаний, страховых компаний, саморегулируемых организаций, в том числе НАПФ //Источник: «Эксперт РА» //http://www.raexpert.ru/.
5 В связи с тем, что законопроект устанавливает требования к участникам рынка ценных бумаг, в том числе к институтам коллективного инвестирования, он получил известность как законопроект о пруденциальном надзоре //Проект Федерального закона Российской Федерации №469229-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении нижней палатой Российского парламента - Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 08.02.2011 №4839-5 ГД) //Консультант Плюс. -01.06.2012.
6 Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 01.06.2012.
финансового кризиса 2008-2009 годов7. Если в банковской сфере и страховании основными целями риск-ориентированного надзора являются
обеспечение принятия поднадзорными институтами адекватных процедур риск-менеджмента и
поддержания достаточных уровней капитала, то в пенсионной сфере адекватный риск-менеджмент необходим для укрепления финансовой стабильности поднадзорных институтов и обеспечения своевременных и более эффективных выплат пенсионерам 8.
Не стоит забывать и про системный подход при выстраивании риск-менеджмента, в архитектуру которого помимо собственно фондов вовлечены надзорный орган и другие участники рынка, которые могут иметь возможность влиять на решения и действия пенсионных фондов (аудиторы, актуарии, участники пенсионных фондов, рейтинговые агентства, рыночные аналитики).
Организация в НПФ системы управления рисками не исчерпывает темы пруденциального надзора в институтах накопительного пенсионного страхования. Более того, в условиях, когда регулирование размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений строится на установлении ограничений, а надзор нацелен на проверку их соблюдения, эффективность предлагаемых норм будет весьма ограниченной9.
В этой связи следует подчеркнуть, что создание системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах предполагает и выстраивание риск-ориентированного надзора, одна из основных целей которого - обеспечение адекватного риск-менеджмента на институциональном уровне. Как показывает анализ зарубежного опыта, инструменты для достижения этой цели, имеющиеся в распоряжении регулятора, включают: регулятивные нормы, в том числе рекомендации по минимальным стандартам риск-менеджмента; правила поддержания платежеспособности (достаточности капитала); модели оценки риска, которыми руководствуются надзорные органы в своих действиях. Например, в Австралии, Дании, Голландии требования к риск-менеджменту стали частью процесса лицензирования /регистрации. В Мексике существует прямое регулирование построение системы риск-менеджмента в фондах.
Конечно, российские НПФ должны самостоятельно осознать необходимость создания у себя системы риск-менеджмента. Совет фонда, учредители, а также вкладчики, участники и застрахованные лица фонда
7 Сычева Л., Михайлов Л. Пруденциальный надзор и инвестирование пенсионных накоплений //Экономикополитическая ситуация в России. - 2011. - №4.
8 Как показывает анализ зарубежного опыта, инструменты для достижения этих целей, имеемые в распоряжении регуляторов, включают: регулятивные нормы, в том числе рекомендации по минимальным стандартам риск-менеджмента с акцентом на архитектуре риск-менеджмента пенсионного фонда и процедурах риск-менеджмента; правила поддержания платежеспособности (достаточности капитала в тех случаях, когда это необходимо, то есть в планах с установленными выплатами и планах с установленными взносами, предоставляющими гарантии выплат); модели оценки риска, которыми руководствуются надзорные органы в своих действиях.
9 Сычева Л., Михайлов Л. Пруденциальный надзор и инвестирование пенсионных накоплений.
должны понимать, какие преимущества дает качественная система риск-менеджмента, как она может быть выстроена в фонде и каким образом она будет функционировать. Качественная система риск-менеджмента наряду с достижением положительных финансовых результатов и построением эффективной системы управления фонда в целом также способствует формированию положительного имиджа негосударственного пенсионного фонда как современного, «прозрачного» финансового института, ответственного перед своими клиентами.
Однако это не означает, что не нужны единые стандарты риск-менеджмента, которые могут быть приняты на уровне саморегулируемых организаций (например, НАПФ), и в которых должны быть закреплены минимальные требования к системе риск-менеджмента в фондах. Надзор за выполнением таких требований может осуществляться как со стороны компаний, поддерживающих инфраструктуру рынка, -саморегулируемых организаций, рейтинговых агентств (путем внешнего аудита), так и со стороны регулятора.
Вместе с тем обязательность внедрения систем риск-менеджмента, закрепленная правовыми нормами, в настоящее время все же представляется преждевременной. Как отмечалось ранее, в настоящее время примерно 85% НПФ не готовы внедрять такие системы, и жесткое введение подобных требований сделает пенсионный рынок НПФ еще более узким. Полагаем, что вполне допустим, например, вариант использования системы внешней оценки риск-менеджмента фонда (в частности, сертификации систем риск-менеджмента). В этой связи требуется поэтапный переход к стандарту разумного лица, который предполагает: наличие
системы риск-менеджмента в фонде; четкое понимание всех рисков, с которыми сталкивается НПФ; определение границ приемлемости риска; наличие систем измерения и контроля рисков10.
Эффективная система управления рисками охватывает стратегии, процессы и процедуры, необходимые для выявления, измерения, мониторинга, оценки, контроля, как на регулярной основе, так и в случае необходимости, всех существенных рисков, с которыми столкнулся или может столкнуться пенсионный фонд11.
10 Большинство экономически развитых стран в государственном регулировании инвестиционной деятельности фондов постепенно переходят от ограничительной политики к политике разумного инвестора. Ряд таких стран традиционно применяют количественные ограничения на инвестирование, например, Канада и Германия. Большинство же соответствующих государств используют правило ответственного поведения, причем это страны - с устойчивым рынком пенсионного страхования (например, США, Канада, Великобритания,
Германия и др.). Правило разумного инвестора включено в Директиву Европейского союза 2003/41/ЕС. При этом данное правило не запрещает использовать некоторые количественные ограничения. Однако метод количественных ограничений применяется только как вспомогательный или дополнительный способ для достижения основных целей регулирования деятельности пенсионных фондов - обеспечения надежности и эффективности пенсионного сектора.
11Международная организация пенсионных надзорных органов (ЮРЭ) определяет риск-ориентированный надзор как структурный подход, в центре которого стоит задача идентификации потенциальных рисков, с которыми сталкиваются пенсионные планы и фонды и оценка имеющихся финансовых и операционных ресурсов, для минимизации и смягчения этих
Основные цели риск-менеджмента в фонде -самостоятельное и своевременное выявление, а также оценка рисков, возникающих как в ходе деятельности фонда, так и во внешней среде; контроль данных рисков и принятие мер по их снижению до приемлемого уровня; реализация мер по защите от принимаемых рисков с целью минимизации потерь. Подсистему риск-менеджмента можно рассматривать как элемент системы стратегического управления фондом, нацеленный на обеспечение надежности фонда, его устойчивого динамичного развития в условиях неопределенности среды.
В настоящий момент наиболее продвинутые в сфере управления рисками фонды самостоятельно отслеживают риски, возникающие в ходе их деятельности. В то же время распространена и практика аутсорсинга риск-менеджмента в
аффилированные структуры, что нередко провоцирует возникновение конфликта интересов и снижает эффективность риск-менеджмента.
Система управления рисками в отдельном фонде включает: политику управления рисками, которая определяет цели и принципы такого управления; адекватную стратегию риск-менеджмента;
организационную структуру риск-менеджмента в фонде и принципы ее построения; методологическую и информационную инфраструктуры; функциональное взаимодействие между подсистемами, отвечающими за отслеживание и управление рисками (как внутри фонда, так и вне его); собственно сами процессы риск-менеджмента.
Политика управления рисками устанавливает единые принципы и стандарты риск-менеджмента в фонде, а также приемлемый для фонда уровень риска.
В основу формирования и функционирования риск-менеджмента в НПФ должны быть положены следующие принципы:
- системности: системность здесь понимается как в широком значении - система риск-менеджмента в фонде - это только часть общей системы управления рисками, которая затрагивает и деятельность государственного регулятора, и контрагентов фонда, так и в узком значения этого термина - риск-менеджмент - это часть системы стратегического управления НПФ, которая взаимосвязана со стратегией управления инвестициями, а также стратегией управления клиентской базой. Включение подсистемы управления рисками в систему стратегического управления НПФ предполагает, что она должна вписаться в единую систему контроля и общую методологию анализа эффективности и рисков деятельности фонда, систему финансового планирования, процедуры и систему делегирования полномочий, единое информационное пространство, систему мониторинга внутренних и внешних факторов деятельности. Оценка факторов риска, осуществляемая риск-менеджментом в фонде, должна служить и корректировке целей стратегического управления. Кроме того, интеграция риск-менеджмента в общий процесс управления выражается, в частности, и в том, что в управление рисками вовлекаются практически все подразделения фонда: к идентификации и анализу рисков
представители функциональных подразделений
рисков //Goodpracticesforpensionfundsriskmanagementsystems, ОЕСЭ/ЮРв, 2011.
привлекаются в качестве экспертов; они же занимаются разработкой мероприятий по управлению «своими» рисками и собственно управлением этими рисками (т.е. мониторингом их уровня, реализацией мероприятий по предотвращению наступления и ликвидации последствий рисковых событий). При этом за службой риск-менеджмента остаются функции координации и контроля, а также консолидация и анализ информации о рисковых событиях и выработка (на основе полученных данных) необходимых корректирующих воздействий;
- обязательности риск-менеджмента: его процедуры должны применяться ко всем видам и аспектам деятельности фонда, подверженным воздействию рисков;
- самостоятельного выявления и оценки рисков: данная работа должна проводиться в фонде самостоятельно, что не исключает в ней и участия соответствующих служб контрагентов, например, УК;
- коллегиальности: система риск-менеджмента в
фондах должна строиться на коллегиальной основе. В фонде должен действовать коллегиальный орган, определяющий политику фонда в сфере управления рисками (Комитет), чья деятельность должна быть закреплена в соответствующем документе, а все его последующие действия протоколироваться. В случае создания указанного органа в его состав должны обязательно входить представители подразделения, ответственного за управление рисками; также желательно наличие права вето представителей службы риск-менеджмента на принятие решений, имеющих критическое влияние на надежность компании;
- регламентации: на уровне фонда должны быть
документально закреплены организационные основы формирования и функционирования системы риск-менеджмента, в частности, полномочия
соответствующей службы; методики и регламенты, применяемые в ходе управления рисками, а также порядок их обновления;
- регулярности: отслеживание рисков должно вестись постоянно, как показал проведенный анализ, в настоящее время во многих фондах это происходит не чаще одного раза в месяц;
- обособленности службы риск-менеджмента от иных подразделений фонда: подразделение, ответственное за управление рисками, должно быть организационно обособлено от подразделений, генерирующих риски. Например, инвестиционный комитет должен быть обособлен от комитета по рискам, а служба риск-менеджмента должна подчиняться непосредственно Совету фонда; в последнее время в НПФ получила распространение практика вывода систем риск-менеджмента в материнские компании, однако, следует помнить, что учредители НПФ не несут ответственности за убытки фонда, поэтому, фактически, они никак не простимулированы в плане повышения качества риск-менеджмента;
- наличия определенных требований к персоналу
подразделения: сотрудники подразделения,
ответственного за управление рисками, должны иметь достаточный опыт деятельности в сфере финансового анализа и профильное образование12.
12 В том случае, если функции риск-менеджмента возлагаются на сотрудников подразделения внутреннего контроля, то Фонду
Выстраиваемая система риск-менеджмента фонда должна вписаться в уже существующие в фонде организационные структуры, четко выделив как собственные функции, так и их пересечение с функциями других структур.
Так, согласно ст.29 Закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», высшим органом управления фонда является Совет фонда, который осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Совет фонда ответственен за утверждение и периодический пересмотр общего риск-профиля фонда и стратегии принятия риска, а также основных подходов к управлению риском. Стратегия принятия риска отражает уровень максимально допустимого риска, а также требуемый уровень доходности на принимаемый риск. Совет фонда ответственен за периодическое рассмотрение уровня рисков, которым подвержен фонд, а также проверку того, насколько текущий уровень рисков соответствует стратегии фонда.
В ряде фондов создан и специальный Комитет, который выступает коллегиальным органом по управлению рисками. Он отвечает за решение вопросов по внедрению стратегии принятия рисков, одобренной Советом фонда, а также за принятие решений по разработке процедур выявления, измерения, мониторинга и контроля за рисками.
Что касается конкретных функций подразделения риск-менеджмента, то они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1
Функции подразделения риск-менеджмента Так, среди функций риск-менеджмента фонда -своевременное выявление, идентификация, а также оценка рисков, возникающих как в деятельности фонда, так и со стороны внешней среды. Служба риск-менеджмента должна выявлять все возможные риски, возникающие в результате принятия того или иного кардинального решения в фонде, предполагается и обоснование вывода о возможности (или невозможности) нанесения реального ущерба фонду при этом. Должна быть проведена и оценка вероятности проявления неблагоприятного события в течение определенного периода времени (например, месяц, год, пятилетие). Для фонда вообще весьма важно долгосрочное прогнозирование.
Следующая функция связана с определением возможных методов воздействия на риск с целью его снижения. Служба риск-менеджмента должна предложить решения по снижению уровня риска в фонде. Она должна иметь право блокировать
рекомендуется ввести внутренние требования наличия у специалистов подразделения внутреннего контроля аттестатов ФСФР серии 5.0 и 7.0.
решения, которые являются достаточно рискованными.
Контроль результатов отдельных этапов риск-анализа осуществляется в ходе проведения работ, связанных с мониторингом деятельности фонда, а также изменяющихся условий среды. Под мониторингом обычно понимают регулярное выполнение по заданной программе наблюдения за состоянием внешних и внутренних сред деятельности фонда, источниками и факторами негативного воздействия на него. Мониторинг позволяет: осуществлять постоянную оценку условий деятельности фонда; выявлять факторы, способные изменить эти условия в худшую сторону; оценивать возможные потери фонда из-за изменения условий его деятельности; определять состояние фонда и степень его устойчивости по отношению к возможным негативным воздействиям.
Служба риск-менеджмента осуществляет и информирование руководства фонда в форме отчетов о величине риска, состоянии лимитов и о нарушениях установленных лимитов. Нарушение установленных
внутри компании ограничений по уровню принимаемого риска должно наказываться. Руководство должно быть в курсе уровня
принимаемого риска.
Еще одна функция риск-менеджмента - это
обновление методик, то есть осуществление
пересмотра методологий и моделей, используемых для измерения параметров рисков и степени подверженности риску с целью их соответствия существующей на финансовом рынке ситуации.
Наконец, служба риск-менеджмента проводит и соответствующее консультирование с
подразделениями по поводу принятия решений, содержащих в себе элементы риска. Управление рисками представляет собой не просто технический процесс действий по формализованным алгоритмам, позволяющим принять однозначное и детерминированное рисковое решение. Риск-менеджмент требует командной работы, которая осуществляется, прежде всего, в коммуникативном контексте. Взаимодействие и консультирование между участниками риск-менеджмента являются
неотъемлемыми атрибутами этого процесса и должны всегда иметь открытую форму. Вот почему консультирование является важным условием на каждой из стадий управления рисками.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 01.06.2012.
2. Аранжереев М.М., Орлова И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды /Под общ. ред. С.А.Хмелевской. -М.: Издательство Московского университета, 2012. -224 с.
3. Проект Федерального закона Российской Федерации №469229-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении нижней палатой Российского парламента - Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 08.02.2011 №4839-5 ГД) //Консультант Плюс. - 01.06.2012.
4. Сычева Л., Михайлов Л. Пруденциальный надзор и инвестирование пенсионных накоплений //Экономикополитическая ситуация в России. - 2011. - №4.
5. «Эксперт РА» //http://www.raexpert.ru/.
6. Good practices for pension funds risk management systems, OECD/IOPS, 2011.
7. Хмыров В. В. Основные концепции риск-менеджмента. // Бизнес в законе №2, 2012, с. 245-249.
Reference list:
1. Federal law of Russian Federation from May 07, 1998 №75-FL «On private pension funds» (current edition) //Consultant Plus. - 01.06.2012.
2. Aranzhereev M.M., О^а I.Y. Private pension funds /Ed. S.A.Khmelevskaya. - M.: Publishing house of Moscow state university, 2012. - 224 p.
3. Draft Federal law of Russian Federation №469229-5 «On amendments to the Federal law "On securities market" and other legislative acts of the Russian Federation» (introduced by Government of Russian Federation, adopted at first reading - Resolution of the State Duma of the Russian Federation of 08.02.2011, № 4839 - 5 DG) //Consultant Plus. - 01.06.2012.
4. Sychev L., Mikhailov А. Prudential supervision and the investment of pension savings //Economic and political situation in Russia. - 2011. - №4.
5. «Expert RA» //http://www.raexpert.ru/.
6. Good practices for pension funds risk management systems, OECD/IOPS, 2011.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья В. В. Хмырова посвящена одной из тех проблем, которые активно обсуждаются в современной российской экономической литературе. В ряде зарубежных стран уже давно введены системы риск-менеджмента в пенсионных фондах. В условиях, когда контроль со стороны регулятора носит характер риск-ориентированного надзора, а инвестиционная деятельность самого фонда выстроена на основе принципа «разумного инвестора», система риск-менеджмента, созданная в самом фонде, начинает играть значимую роль в его деятельности.
Однако в нашей стране подобные системы только начинают разворачиваться, а их необходимость лишь начинает осознаваться. И тем ценнее работа В. В. Хмырова, который постарался максимально подробно (насколько это позволяют рамки статьи) осветить вопросы, как должна строиться эта система, на каких принципах, и каковы ее функции.
Статья написана на высоком теоретическом уровне. Она будет интересна не только для экономистов-теоретиков, но и руководителей, сотрудников негосударственных пенсионных фондов, которым предстоит решать эту проблему на практике.
Статья В. В. Хмырова отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам, публикуемым в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК. Она обладает новизной, логической стройностью и аргументированностью.
Кандидат экономических наук
М. М. Аранжереев