Научная статья на тему 'Цели наказания как инструмент уголовной политики'

Цели наказания как инструмент уголовной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1576
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОСУЖДЁННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крайнова Надежда Александровна

В статье 43 УК РФ закреплены цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждение совершения преступлений. Реалии XXI века диктуют необходимость постановки новых целей (функций) уголовного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели наказания как инструмент уголовной политики»

УДК 343.9 ББК 67.51

Н.А. Крайнова

ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: В статье 43 УК РФ закреплены цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждение совершения преступлений. Реалии XXI века диктуют необходимость постановки новых целей (функций) уголовного наказания.

Ключевые слова: цели уголовного наказания; функции уголовного наказания; уголовная политика; ресо-циализация; осуждённые.

N.A. Krainova

THE GOALS OF PUNISHMENT AS AN INSTRUMENT OF CRIMINAL POLICY

Summary: Article 43 of the Criminal Code establishes the goals of punishment: the restoration of social justice. the correction of the convict, the prevention of crimes. The realities of the XXI century dictate the need to set new goals (functions) of criminal punishment.

Key words: goals of criminal punishment; functions of criminal punishment; criminal policy; resocialization; convicts.

H.A. Крайнова. ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ

57

Наказание в виде лишения свободы во все времена являлось весьма действенным средством предупреждения преступлений. Сама процедура привлечения к уголовной ответственности, неотвратимость наказания, его адекватность содеянному обладают достаточно мощным предупредительным потенциалом.

XXI век привнёс в нашу жизнь много нового. Общество сталкивается с различными трудностями. Экономические кризисы с неизбежностью порождают социальные и иные проблемы, которые необходимо решать. На наш взгляд, в современных условиях для преодоления деструктивных явлений уже нельзя эффективно пользоваться инструментами, применяемыми в XX веке. Нужен поиск новых успешных методик и способов борьбы с негативными явлениями. Сказанное в полной мере относится и к вопросам противодействия преступности, в частности, к реализации уголовного наказания.

В ст. 43 УК РФ закреплены цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждение совершения преступлений. Реалии XXI века диктуют необходимость переосмысления данных целей, выработки новых подходов к их достижению. Однако вряд ли обоснованными являются высказывания, что в настоящее вре-

мя цели наказания являются недостижимыми, и вся система уголовного наказания находится в состоянии кризиса.

Говоря о целях наказания, следует, прежде всего, задуматься о социальной сущности данного понятия. Может ли наказание преследовать какие-либо цели, и насколько они достижимы в таком случае. В невско-волжской криминологической школе была разработана доктрина, согласно которой более приемлемым является употребление термина «функции наказания».

В своих работах Д.А. Шестаков отмечает, что «лучше было бы установить в законе цели не наказания, а уголовной ответственно сти... правильнее говорить о функциях, нежели о целях наказания. Само по себе наказание как явление неодушевлённое никаких целей преследовать не может, но выполняет определённые роли в жизни общества» [4, с. 139-140].

Действительно, если обратиться к понятию «цель», как «идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс» [1, с. 355], то становится очевидным, что наказание, не будучи субъектом действия, преследовать какие-либо цели не может. Однако, как отмечается в литературе, «противоречие,

2 (45) 2017

заключённое в понятии цель - необходимость быть побуждением к действию, «опережающим отражением», или «опережающей идеей», и одновременно - материальным воплощением этой идеи, то есть быть достижимой, проявлялось с момента возникновения этого понятия [3, с. 637]».

Иными словами, с определённой долей абстрагирования можно говорить о том, что цели наказания, применительно к тому, как они используются в УК РФ, представляют собой некое материальное (буквенное) воплощение идей, к которым необходимо стремиться. Следует учитывать также и тот факт, что термин «цели наказания» уже достаточно давно используется в уголовно-правовой и криминологической науке, практике, прочно вошёл в оборот. В этой связи, в целом соглашаясь с мнением о возможности и целесообразности замены термина «цели наказания» на «функции наказания», всё же, считаем, что данный шаг в настоящее время нуждается в дальнейшем осмыслении.

Вопрос о том, насколько достижимы цели уголовного наказания, является, пожалуй, уже риторическим. Ни одна система реализации уголовного наказания, даже самая успешная, не в состоянии привести к стопроцентному отсутствию рецидива преступлений. Исследуя вопрос о целеполагании в теории уголовного наказания, следует иметь ввиду, что цели наказания должны быть сформулированы как некий набор идеальных ценностей, которые служат ориентиром в деле противодействия преступности.

Не подвергая критическому анализу такие цели уголовного наказания, как предупреждение преступлений и восстановление социальной справедливости (безусловно, закрепление таких целей наказания в УК РФ, их формулировки нуждаются в отдельном осмыслении в целях совершенствования), остановимся на цели исправления преступника. Особенно актуальным вопрос становится применительно к реализации данной цели при назначении наказания в виде лишения свободы с отбыванием данного наказания в исправительном учреждении.

Совершенно справедливым представляется мнение Л.Б. Смирнова относительно функций современной исправительной колонии: «... она утратила свой исправительный потенциал. В том виде, в каком она есть, не способ-

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

на достигать целей, ставящихся перед таким наказанием как лишение свободы. Колония переродилась, стала опасной для осуждённых и общества, способствует воспроизводству преступности: разлагающе действует на человека, порождает жестокие формы насилия и унижения личности, способствует коррупции» [2].

И в то же время автор доклада предлагает помещать осуждённых в такую колонию «... на срок от 5 лет. Наиболее опасных преступников следует осуждать на срок от 10 лет и более, а содержать их необходимо в исправительно-трудовых учреждениях, которые желательно разместить в глубинных районах страны, вдали от населённых пунктов» [2].

Что же мы получим в результате такого длительного «исправительного» воздействия на осуждённого? Вряд ли исправленного законопослушного гражданина. Об исправительном воздействии на осуждённого вряд ли следует вести речь, да и следует ли вообще. Может быть, смещение акцентов целепола-гания в сторону состояния защищённости самого общества было бы адекватно сегодняшней ситуации. Возможно, не стоит ждать от преступника, отбывшего наказание в виде лишения свободы, его исправления, а нужно обратить внимание на его постпенитенциарное поведение, создание условий, препятствующих совершению повторных преступлений таким лицом?

Преступность - угроза безопасности общества. Отбыв срок лишения свободы, бывший осуждённый возвращается к жизни в обществе и, зачастую (при длительных сроках лишения свободы этот вариант развития событий ещё более вероятен), вновь встаёт на путь совершения преступлений, представляет угрозу для общества.

В формулировке, предлагаемой статьёй 9 УИК РФ, достижение цели исправления преступника применением наказания в виде лишения свободы представляется весьма проблематичным. Исправление взрослого человека, преступившего закон, практически невозможно, тем более в условиях современной уголовно-исполнительной системы (УИС). Логично ожидать от преступника не исправления, а ре-социализации - адаптации к условиям жизни в обществе, предполагающей его непреступное поведение безотносительно к факторам, которые его к такому поведению побуждают.

Н.А. Крайнова. ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ

59

Следует отметить, что ре социализация

- это не процесс создания идеальных условий для лиц, отбывающих наказание, в частности, в виде лишения свободы. Ни в коей мере не предлагается создавать максимально комфортные условия в местах лишения свободы для осуждённых с тем, чтобы им и не хотелось возвращаться к самостоятельному решению житейских проблем «на воле», а пребывать как можно дольше в учреждениях исполнения уголовного наказания за государственный счёт.

Безусловно, в местах лишения свободы должны быть аскетичные условия содержания. Используемые средства воздействия

- политико-воспитательная работа и производительный труд [2, с. 50]. Следует применять и коллективные формы воспитательного воздействия. Но нужно признаться, что даже в таком случае вряд ли удастся добиться цели исправления осуждённого.

И, тем не менее, проблему нужно решать. В первую очередь, на государственном уровне, корректируя цели наказания, определённые УК РФ. Следует отметить, что идеи о модернизации целей уголовного наказания уже высказывались в литературе. Наиболее разработана данная идея в рамках невско-волжской криминологической школы Д.А. Шестаковым. В 2003 году Дмитрий Анатольевич, выступив с предложением полностью отказаться от целей наказания, предусмотренных в ст. 43 УК РФ, предложил вместо них законодательно закрепить следующие функции наказания: удержание лица, совершившего преступление, от новых преступлений (функция защиты человека), реституция (восстановление положения потерпевшего), ресоциализация осуждённого [5, с. 6-13].

Замена цели исправления на цель ресоциа-лизации осуждённого позволит в рамках уголовной политики государства не заканчивать воздействие на преступника отбытием уголовного наказания, а продолжить его до того момента, когда угроза совершения преступлений со стороны бывшего преступника будет сведена к минимуму.

Автор данной работы уже высказывался о необходимости акцентирования внимания на проблеме ресоциализации в масштабах всего государства, создания системы ресоциализации осуждённых, предполагающей нормативно-правовое закрепление в Федеральном

законе «О предупреждении преступлений и иных правонарушений», в федеральных и региональных программах предупреждения преступлений.

Организационно функционирование системы ресоциализации должно осуществляться посредством деятельности Центра содействия ресоциализации, как государственного органа, функционирующего в системе Министерства юстиции РФ. К числу функций Центра следует отнести:

- осуществление мероприятий по трудоустройству лиц, отбывших уголовные наказания;

- организацию профессионального обучения и переподготовки нуждающихся в этом отбывших уголовные наказания лиц;

- решение проблемы временного жилищного устройства бывших осуждённых.

При Центрах следует создавать общежития для временного (до жилищного и трудового устройства, но не более 6 мес.) проживания в них освобождаемых. Для частичного покрытия расходов, связанных с проживанием, бывшие осуждённые могли бы выполнять мероприятия, связанные с хозяйственным обслуживанием Центра, который мог бы также оказывать им содействие в оформлении документов для занятия индивидуальной трудовой деятельностью.

Пока такие Центры не созданы, начало их функционирования также затрудняется проблемой финансирования УИС. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (20172025 годы)» не предполагает расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований по строительству и реконструкции следственных изоляторов, исправительных учреждений иных объектов уголовно-исполнительной системы.

В настоящее время для коррекции целей уголовного наказания представляется необходимым внести изменения в ч. 2 ст. 43 УК РФ и изложить её в следующей редакции: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, ресоциализации осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений». Данные изменения позволят, на наш взгляд, оптимизировать уголовную политику Российской Федерации в сфере реализации уголовного наказания, сделать её более эффективной.

2 (45) 2017

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010.

2. Смирнов Л.Б. Криминологические проблемы уголовного наказания в виде лишения свободы: коррекция целеполагания, принципов и реализации // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 1 (44). С. 47-52.

3. Теория систем и системный анализ в управлении организациями. Справочник: учеб. пособие / под ред. В.Н. Волковой, А.А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Шестаков Д.А. От понятия преступности к криминологии закона // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С. 131-142.

5. ШестаковД.А. Преступность среди социальных подсистем // Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. Д.А. Шестакова. СПб.: Юридический центр Пресс. 2003.

REFERENCES

1. Novaya filosofskaya entsiklopediya. [New philosophical encyclopedia]. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Mysl', 2010.

2. Smirnov L.B. Kriminologicheskie problemy ugolovnogo nakazaniya v vide lisheniya svobody: korrektsiya tselepolaganiya, printsipov i realizatsii. [Criminological problems of criminal punishment in the form of imprisonment: correction of goals, principles and implementation]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra -Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2017, no. 1 (44), pp. 47-52.

3. Teoriya sistem i sistemniy analiz v upravlenii organizatsiyami. Spravochnik: ucheb. Posobie. [Theory of systems and system analysis in the management of organizations. Reference book: Textbook]. Pod red. V.N. Volkovoy, A.A. Yemel'yanova. M.: Finansy i statistika, 2006.

4. Shestakov D.A. Ot ponyatiya prestupnosti k kriminologii zakona. [From the concept of crime to the criminology of law]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' - Social Sciences and Modernity. 2008, no. 6, pp. 131-142.

5. Shestakov D.A. Prestupnost' sredi sotsial'nykh podsistem. [Crime among social subsystems]. Novaya kontseptsiya i otrasli kriminologii / Pod red. D.A. Shestakova. St.P.: Yuridicheskiy tsentr Press. 2003.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Надежда Александровна Крайнева - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета СПбГЭУ (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: kraynova.n@unecon.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Nadezhda Aleksandrovna Krainova - PhD in Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law of Saint-Petersburg State Economic University (Saint-Petersburg, Russia), e-mail: kraynova.n@unecon.ru

РИМИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.