Научная статья на тему 'Цели и задачи формирования системы управления конкурентоспособностью в морском вузе'

Цели и задачи формирования системы управления конкурентоспособностью в морском вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА (СУКС-ВУЗА) / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУКС-ВУЗА / THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY MANAGEMENT SYSTEM (SUMS) / UNIVERSITY / OBJECTIVES AND TASKS OF THE SUMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фисенко А. И., Омельченко Л. Ш.

Статья посвящена вопросам формирования в системе управления вузом в условиях формирования рынка образовательных услуг и конкуренции специальной подсистемы системы управления конкурентоспособностью вуза (СУКС-вуза). В статье рассмотрены факторы, обуславливающие необходимость создания СУКС-вуза и определены основные цели и задачи системы. Главное внимание в статье обращено на наиболее существенные факторы и особенности, формирующие указанную систему в специализированном отраслевом вузе, в частности, в вузе, готовящем кадры для морского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOALS AND OBJECTIVES OF MANAGEMENT SYSTEM FORMING COMPETITIVENESS IN THE MARITIME UNIVERSITY

The article is devoted to the formation of the system of university management in the emerging market of educational services and the special competition subsystem the competitiveness of the university management system (SUMS). At the article considers the factors driving the need for a university of SUMS and the main objectives and tasks of the system. The focus of the article, drawn to the most significant factors and features that form the said system in a specialized university, particularly in the university, which trains personnel for a sea transport.

Текст научной работы на тему «Цели и задачи формирования системы управления конкурентоспособностью в морском вузе»

могут сопровождать инновацию. Это влечет за собой способность признать ошибки и, соответственно, возможность изменить курс.

Европе не должна упустить эту историческую возможность принять ответственность за программы исследований, инновационную политику безопасного развития и призвать остальную часть мира следовать этому пути.

Рассматривая возможность применения данных политических мер в России с использованием метода аналогий, обнаруживаем, что инициативы, предпринимаемые Правительством РФ летом 2013 года в отношении Российской Академии Наук и в отношении российской науки в целом, направлены не столько на интеграцию в глобальные области исследований, сколько на разрушение национального пространства исследований, точнее, того, что от него осталось. И в этом очевиден интерес корпораций, причем не российских, которые практически не проявляют себя в этом процессе, а транснациональных. К сожалению, голоса в поддержку интересов национальной науки слышны довольно слабо.

Литература:

1. Вызовы европейской научно - технической политики. Свод-

ный реферат/ Пястолов С.М.//Реферативный журнал ИНИОН РАН, ГРНТИ 12, серия «Науковедение», Социальные и гуманитарные науки, отечественная и зарубежная литература, серия 8. - 2013- № 2.

2. Развитие теорий инновационных процессов ИР (Сводный реферат)/ Пястолов С.М.//Реферативный журнал ИНИОН РАН, ГРНТИ

12, серия «Науковедение», Социальные и гуманитарные науки, отечественная и зарубежная литература, серия 8. - 2012. - № 2.

3. Autant-Bernard C., Fadairo M., Massard N. Knowledge diffusion and innovation policies within the European regions: Challenges based on recent empirical evidence// Research Policy. - 2013. - № 42. - РР.

4. Blind К. The influence of regulations on innovation: A quantitative assessment for OECD countries// Research Policy. - 2012. - № 41. - РР. 391-400

5. EUROPE 2020: A Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth. Communication from the Commission, COM (2010) 2020.

6. Nedeva M. Between the global and the national: Organising European science// Research Policy. - 2013. - № 42. - РР. 220-230.

7. Van Den Hove S., McGlad J., Mottet P., Depledge M. H. The Innovation Union: a perfect means to confused ends?// Environmental science & policy. - 2012. - № 16. - РР. 7 3 — 80.

УДК 378.1:65.011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В МОРСКОМ ВУЗЕ

Фисенко А.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов Института экономики и управления на транспорте Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток.

Омельченко Л.Ш., начальник отдела маркетинга Открытого морского института Морского государственного университета им.

адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток.

Статья посвящена вопросам формирования в системе управления вузом в условиях формирования рынка образовательных услуг и конкуренции специальной подсистемы - системы управления конкурентоспособностью вуза (СУКС-вуза). В статье рассмотрены факторы, обуславливающие необходимость создания СУКС-вуза и определены основные цели и задачи системы. Главное внимание в статье обращено на наиболее существенные факторы и особенности, формирующие указанную систему в специализированном отраслевом вузе, в частности, в вузе, готовящем кадры для морского транспорта.

Ключевые слова: вуз, система управления конкурентоспособностью вуза (СУКС-вуза), цели и задачи СУКС-вуза.

GOALS AND OBJECTIVES OF MANAGEMENT SYSTEM FORMING COMPETITIVENESS IN THE MARITIME UNIVERSITY

Fisenko A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Finance Department of Institute of Economics and Transport Management of Maritime State University named after Admiral G.N. Nevelskoy, Vladivostok.

Omelchenko L., Head of the Marketing Department of the Open Sea Institute of the Maritime State Universitynamed after Admiral G.N.

Nevelskoy, Vladivostok.

The article is devoted to the formation of the system of university management in the emerging market of educational services and the special competition subsystem - the competitiveness of the university management system (SUMS). At the article considers the factors driving the need for a university of SUMS and the main objectives and tasks of the system. The focus of the article, drawn to the most significant factors and features that form the said system in a specialized university, particularly in the university, which trains personnel for a sea transport.

Keywords:university, the competitiveness of the university management system (SUMS), objectives and tasks of the SUMS.

В быстро меняющихся организационно-правовых и экономических условиях деятельности вузов, когда интенсивно обновляются технологии обучения, усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг и изменяются направления и идеология образовательных программ существенно повысились требования общества к качеству и содержанию высшего профессионального образования.

Анализ результатов ежегодных научных исследований, проводимых международной консалтинговой компанией Ват&Сотрапу и направленных на изучение и информирование правительственных и негосударственных организаций о наиболее распространенных инструментах управления показал, что самыми востребованными и результативными инструментами, по мнению руководителей предприятий, организаций и учреждений различного уровня, сфер и форм деятельности, на протяжении последних 15 лет являются: миссия и видение, бенчмаркинг, стратегическое планирование, управление отношением клиентов, аутсорсинг, оплата по результатам, стратегические альянсы, стратегии роста, реинжиниринг, сегментация, сбалансированная система показателей, тотальное

управление качеством и ключевые компетенции [см. 15-22].

Вместе с тем, указанные инструменты, а также необходимые для их реализации стратегии, технологии, методы, условия и формы организации конкурентной работы невозможны, на наш взгляд, без особой, определённым образом структурированной и оформленной специализированной и целенаправленной системы (в свою очередь, элемента (подсистемы) системы управления вузом), которая в общем случае может быть определена нами как система управления конкурентоспособностью вуза (далее - СУКС-вуза). Под СУКС-вуза мы предлагаем понимать систему взаимодействующих организационных, правовых, финансово-экономических, социальных и др. элементов и механизмов, которые позволяет вузу решать поставленные им задачи по достижению поставленных целей в условиях сформировавшегося рынка образовательных услуг и конкуренции.

Среди основных факторов, обуславливающих необходимость и целесообразность создания СУКС-вуза с точки зрения повышения эффективности управления и конкурентоспособности любого вуза, по нашему мнению, являются следующие: коммерциализация

деятельности вузов; повышение степени самостоятельности принятия решений руководством вуза в сфере финансовой деятельности (помимо бюджетного финансирования); необходимость формирования и мониторинга стратегии развития вуза; установление современных финансовых и научно-практических взаимоотношений с предприятиями и организациями по всем направлениям взаимодействия вуза и организаций «внешней среды»; перспективное планирование набора дополнительного количества студентов, обучающихся на коммерческой основе; расширение спектра и содержания образовательных услуг и необходимость повышение их качества при тесном сотрудничестве с потенциальными заказчиками будущих специалистов и др.

С точки зрения структуры СУКС-вуза, как нам представляется, должна включать в себя следующие подсистемы (сформированные, например, по деятельностно-целевому признаку): научно-методическую, организационно-административную, финансово-экономическую, материально-техническую, кадровую и технологическую [см. также 7-8, 12].

При этом сама СУКС-вуза должна быть направлена, прежде всего, на достижение следующих основных целей [см. также 1-2, 9-10]:

1)экономических, в т.ч. экономическое и финансовое обеспечение обучения специалиста (особенно для отраслевых вузов со специальным контингентом, например, курсантов); повышение эффективности образования; разработку программ по расширению количества внебюджетных источников финансирования подготовки специалистов в вузе; разработку программ по оптимизации используемых собственных ресурсов; обоснование подходов для повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и повышение доли собственных средств финансирования; расширение финансовой базы за счет внебюджетных источников; разработку системы оценки эффективности достижения целей; создание механизмов эффективного использования финансовых средств и т.д.;

2)организационных, в т.ч. обеспечение набора и организацию обучения и воспитания специального контингента; программ и планов набора студентов и специального контингента обучающихся; эффективное и результативное взаимодействие с другими подразделениями и подсистемами вуза; формирование, укрепление и роста положительного статуса вуза; формирование информационной и аналитической базы СУКС-вуза для собственного и интегрированного использования в вузе и т.д.;

3)социальных, в т.ч. на усиление воспитательной функции; разработку программ по развитию, закреплению, продвижению и углублению гуманизации и повышению духовного и интеллектуального потенциала учащихся; воспитание патриотизма и гражданской позиции; развитие академической мобильности и интернационализации обучения и их ментальное обеспечение; разработку мер по поддержке и развитию социальной инфраструктуры вуза и т.д.;

4)инновационно-технических, в т.ч. на разработку программ повышения уровня инновационной, технической и технологической конкурентоспособности; укрепление и развитие материальнотехнической базы вуза; реализацию инновационных проектов и разработку наиболее эффективных форм и технологий их реализации и т.п.

В соответствии с указанными выше целями, можно представить основные задачи СУКС-вуза, обеспечивающие его конкурентоспособность. К ним, в частности, можно отнести [см. также 3-4, 9-14]:

1)экономические задачи: повышение бюджетной эффективности; поиск резервов использования бюджетных средств; разработка новых методов планирования; разработка методов и инструментов, повышающих конкурентоспособность вуза на рынке международных образовательных услуг; формирование форм и методов взаимодействия вуза с другими высшими учебными заведениями, способствующих повышению уровня его конкурентоспособности; участие вуза в реализации проектов взаимодействия с органами региональной власти;анализ экономических факторов внешней среды, влияющих на конкурентоспособность вуза, и разработка мероприятий по повышению уровня их эффективного использования; участие в разработке программы экономического развития вуза; разработка, уточнение и совершенствование методики оценки экономических показателей конкурентоспособности вуза; поиск новых видов и моделей оборудования для подготовки высококвалифицированных специалистов и подготовка проектов для их закупки и т.д.;

2) социальные задачи: повышение роли и статуса вуза как общественного института, обеспечивающего накопление и распространение знаний, духовной культуры, нравственности; преодоление негативного миграционного тренда в регионе; формирование программы для интернационализация образования; учет и анализ социальных аспектов влияния внешней среды на конкурентоспособность вуза; разработка и совершенствование социальных показателей конкурентоспособности вуза и т.д.;

3) организационные задачи: подготовка предложений по повышению кадрового обеспечения вуза; развитие академической мобильности; организация мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов; учет особенностей организации системы образования региона; разработка мер по продвижению образовательных услуг; разработка и совершенствование методики формирования и использования организационных показателей конкурентоспособности вуза и т.д.;

4)инновационные задачи: анализ рынка новых образовательных услуг; оценка возможности прикладного инновационного использования, новых знаний, новых технологий для реализации потенциала научного вуза в тех или иных сферах научной экономики региона; анализ возможностей взаимодействия с РАН, НИИ и др. вузами; разработка и совершенствование инновационных показателей конкурентоспособности вуза и т.д.

Как следует из сказанного выше, наряду с общими, характерными для каждого СУКС-вуза целями и задачами, особое значение приобретают цели и задачи, связанные со спецификой вуза, т.е. его отраслевой или ведомственной принадлежностью, которые, очевидно, реализуются в его функциях. Так, например, среди общих, присущих каждой СУКС-вуза функций, можно, в частности, назвать такие как: планирование и прогнозирование; учёт, контроль и анализ; управление обеспечением реализации образовательных программ; мониторинг и состояния рынка; обеспечение эффективности деятельности; разработка стратегии и тактики, планов и программ удержания и повышения конкурентоспособности и т.д. [см. 6-7, 13].

Вместе с тем, определяющее значение для содержательного наполнения указанных выше функций играет, как раз, специфика, особенность образовательного (воспитательного, организационного, учебно-профессионального и т.п.) процесса вуза. В морском вузе к таким особенностям, в частности, относятся следующие.

1. Подготовка морских специалистов осуществляется в вузах Министерства транспорта Российской Федерации специальной формы. В этих вузах большая часть обучающихся является курсантами, которые проживают на казарменном положении, носят установленную форму одежды, содержатся на полном государственном обеспечении. Жизнь и учеба курсантов регламентируются положениями, близкими по духу и букве положениям о воинской службе в военных учебных заведениях. Курсанты выполняют утвержденный распорядок дня, несут дежурную службу, объединены в учебные роты, получают необходимые военные знания и командные навыки. Такая форма организации жизни курсантов является необходимым условием обучения и воспитания командиров морского и речного флота, и широко распространена в мире.

Это является основой для «специального» характера самих вузов, а также и обучения современных обучающихся, увеличивая не только прямые, но и косвенные затраты на их обучение. Необходимость соблюдения при этом дисциплины и уставов, формализация отношений, повышенная опасность при использовании техники, оборудования, тренажёров и прочих «активных средств» подготовки настоятельно диктует потребность в обеспечении учебного процесса особой психологической поддержкой и соответствующим научно-методическим сопровождением. Отсюда - особые, повышение требования к физическому и психологическому здоровью обучающихся, настоятельная потребность постоянного мониторинга их здоровья, а следовательно, и к соответствующим затратам на необходимое медицинское обслуживание.

2. Обязательное и широкое использование в учебном процессе и в различных видах практики разнообразных и - как правило -дорогостоящих тренажёров. Некоторые из них сегодня стоят несколько миллионов долларов США, что, с одной стороны, делает подготовку соответствующего состава существенно более дорогой, чем в так называемых «чистых» гуманитарных вузах, а с другой, требует соответствующей квалификации преподавателей и затрат на их поддержание и техническую эксплуатацию. Вместе с тем, очевидно, что иного пути подготовки профессиональных специа-

листов сегодня в транспортном комплексе страны нет. Поэтому и впредь эта составляющая обучения будет и в дальнейшем играть свою важную и, к сожалению, «затратоформирующую» роль во всех вузахМинтранса России.

3. Необходимость предоставления учащимся глубокого фундаментального, в первую очередь, естественно-научного и специально ориентированного инженерного, образования. Это подразумевает не только высокий уровень преподавания естественных и специальных инженерных дисциплин, учитывающих достижения современных высоких технологий и результаты НИОКР, но и специальных финансово-экономических дисциплин - экономики и финансов предприятий, финансового менеджмента, логистики, бухгалтерского учёта, налогов и налогообложения и др.

4. Большие единовременные инвестиционные и постоянные текущие затраты вузов. Это касается не только зданий и сооружений, но и, в первую очередь, учебных морских судов, автомобилей и т.д., а также специальных объектов - столовых, складов продовольственных товаров, вещевого имущества и инвентаря, спортивных и лечебно-оздоровительных комплексов, помещений специальной подготовки и т.п.

5. Стремительное развитие и усложнение современных передовых технологий транспортных отраслей, и важность в связи с этим не только быстрой адаптации учебных программ вузов страны к таким изменениям, но и разработка учебно-методического и научного обеспечения новых специальностей и специализаций, потребность в которых возникает в связи с прогрессом тех или иных видов транспорта. В качестве примера можно привести строительство морских и речных судов нового поколения: высокотехнологичных сухогрузных судов, навалочных и наливных судов, газовозов, контейнеровозов, судов специального назначения, бурное развитие и использование в практике работы многих транспортных компаний и транспортных групп логистических подходов, концепций, инструментов и приёмов, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

6. Тесная взаимосвязь качества и структурного соответствия специальностей подготовленных в вузах Минтранса России кадров целям и задачам обеспечения транспортной безопасности страны и повышения её мобилизационного потенциала. Это не только ужесточает требования к стандартам отечественной системы подготовки соответствующих кадров, но и ориентирует её на выполнение международных требований в области конвенциальной подготовки соответствующих специалистов.

7. Усиление глобализующей и интегрирующей функции транспорта в современном мире, а, следовательно, повышение роли и статуса людей (через рост их знаний, опыта, владения навыками, влияния на происходящие политические, экономические, социальные и др. процессы в мире), которые работают в этой сфере национальной экономики.

Указанные выше особенности подготовки специалистов для морского транспорта, определяющие специфику деятельности соответствующих вузов страны, дают основания для утверждения о том, что по своим основным параметрам (отраслевой специализации, сложности, интегративным функциям, значению для национального и мирового хозяйства, уровню требований к подготовке и здоровью и т.д.) такое образование, т.е. образование в вузах Минтранса России и, в частности, по морским специальностям, представляет собой по содержанию инженерно-гуманитарное, а по форме - универсальное университетское образование с повышенными требованиями к физическому, социально-психологическому и психофизиологическому уровню будущих специалистов. Отсюда и соответствующие требования к формированию не только общей системы управления вузом, но и СУКС-вуза, которая сегодня становится одной из важнейших подсистем современного вузовского университетского образования в стране.

Литература:

1.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL:http:/ /’№’№’№.г§.га/2012/12/30/оЪга2ОУаше^ок.Ыт1(дата вхождения:

20.07.2013).

2. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики/ под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула - СПб.: «Гуманистика», 2007. - 280 с.

3. Волгина С.А. Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности вуза на региональ-

ном рынке образовательных услуг. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 171 с.

4.Гавриш Ю.Е. Об управлении качеством образования в вузе // Организационные, экономические и социальные проблемы управления высшим учебным заведением: сборник статей III Международной научно-практической конференции. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2005. - С. 55-57.

5. Казанцев А.К. Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий/ А.К. Казанцев, Д.К. Мешкис// Инновации. - 2006. - № 2. - С. 68-80.

6.Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем / Г.Б. Клейнер; ЦЭМИ РАН. - М.: Наука, 2004. - 240 с.

7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. -М.: Норма, 2001. - 511 с.

8. Мишин В.М. Исследование систем управления. - М.: ЮНИ-ТИ-Дана, 2003. - 527 с.

9. Подопригора М.Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов: Монография. - Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. - 216 с.

10.Романова И.Б. Обеспечение конкурентоспособности высшего учебного заведения на региональном рынке образовательных

услуг: теория и практика// http://xn-8sbbbrdsaropink3atd6e.xn—

р1аі/оЬга20Уапіе/ог§апІ2а1віоппауа-в1гик1ига-уи2а-35170.Ьіш1(дата вхождения: 03.07.2013).

11. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник/ под ред. В.Н. Волковой, А.А. Емельянова. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 848 с.

12. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент/ Р. А. Фатхутдинов. - СПб.: ЗАО Издательский дом « Питер», 2003. - 489 с.

13. Фисенко А.И., Заводовская М.В., Новикова Н.В. Инновационные образовательные технологии в вузе: организация, управление, эффективность/ Под общ.ред. А.И. Фисенко: Монография. -Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2011. - 208 с.

14. Хили П. Вузы: битва за профессуру // Вопросы образования. - 2004. - №4. - С. 89-101.

15. MamgemertTools 2007: AnExecutive’s Guide. URL: http:// ’^^^Ьаіп.сот/тапа§етеп^оо1в/Иоте.авр (датавхождения:

23.07.2013).

16. Mamgemert Tools 2009: Ап Executive’s Guide. URL: http:// www.bain.com/management_too1s/mgmt_too1s_feedback_form.asp (дата вхождения: 26.07.2013).

17. Rigby Darrell K. Mamgeme^ Tools 2001: Global Results

Prese^atio^ URL: http://www.bain.com/bainweb/Pub1ications/ pub1ications_detai1.asp?id=3559 &menu_ur1=

pub1ications%5Fresu1ts%2Easp (датавхождения: 23.10.2013).

18. Rigby Darrell K. Marngemert; Tools 2003: Ап Executive’s Guide. URL: http://www.bam.com (датавхождения: 23.07.2013).

19. Rigby Darrell, Bilodeau Barbara. Barn’s global 2007 marngemert tools aad tre^s survey // Strategy & Leadership. - 2007. -Vol. 35. - No 5. - pp. 9-16.

20. Rigby Darrell, Bilodeau Barbara. Marngemert; tools ^d tre^s 2007. URL: http://www.bam.com (датавхождения: 23.07.2013).

21. Rigby Darrell K. Marngemert; Tools 2009: Ап Executive’s Guide. URL: http://www.bam.com (дата вхождения: 23.10.2013).

22. Rigby Darrell, Bilodeau Barbara. Mamgemert; Tools ^d Tre^s 2009. URL: http://www.bam.com (датавхождения: 23.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.