УДК 378.4+316.485.6
ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ:
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Е. Г. Елина, В. М. Аникин
Елина Елена Генриховна, доктор филологических наук, профессор, руководитель приоритетных проектов и программ, профессор кафедры общего литературоведения и журналистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Аникин Валерий Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор, декан физического факультета, заведующий кафедрой компьютерной физики и метаматериалов на базе Саратовского филиала Института радиотехники и электроники имени В. А. Котельникова РАН, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
В статье рассматриваются составляющие института целевой подготовки специалистов для приоритетных производственных и социальных сфер России с позиции государственного регулирования и анализа возможных рисков, которые могут возникнуть при «движении» студента, принятого в вуз по целевому набору, к конечной стадии процесса целевого обучения и гарантированному трудоустройству. Обсуждаются необходимые организационные, правовые, материальные, кадровые и иные условия, позволяющие минимизировать «угрозы», препятствующие осуществлению главной задачи целевого обучения - подготовка и обязательное трудоустройство квалифицированного специалиста. Обозначены основные исторические периоды в развитии целевого образования в России. Рассмотрены актуальные законодательные инициативы в области целевого обучения, вводящие контроль и регулирование процесса целевой подготовки специалистов на всех стадиях - при определении приоритетных направлений подготовки и контрольных цифр приема, при выборе вуза, при обеспечении взаимной ответственности (в том числе материальной) сторон, заключающих договор о целевом обучении с гарантированным трудоустройством. Отмечается необходимость гарантии условий труда и быта, уровня заработной платы, способствующих закреплению молодых специалистов на местах работы.
Ключевые слова: целевое обучение, риски целевого обучения, управление рисками.
Purpose Education: Social Risks and Their Overcoming E. G. Elina, V. M. Anikin
Elena G. Elina, https://orcid.org/0000-0002-2797-3145, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected].
Valery M. Anikin, https://orcid.org/0000-0002-6506-6997, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, anikinvm@ info.sgu.ru
The article examines the specialists' purpose education components for priority industrial and social spheres in Russia from the point of
view of state regulation and analysis of possible risks arising in the course of students' moving from purpose entry to the final stage of purpose education and guaranteed employment. The necessary organizational, legal, material, personnel and other conditions are formulated to minimize the "threats" that impede the main goal of purpose education - training and compulsory employment of a qualified specialist. The main historical periods of purpose education development in Russia are indicated. The actual legislative initiatives in the field of purpose education are discussed, introducing control and regulation into specialists' purpose education process - determining priority areas for purpose education and enrollment admission, choosing a university by ensuring mutual responsibility (including material one) with guaranteed employment. It is noted that there is a need to guarantee working and living conditions and the level of wages that facilitate the consolidation of young professionals at the workplace.
Key words: ppurpose education, risks of purpose education, risks management.
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2018-18-4-373-377
Актуальность проблемы. В 2016 г. Министерство образования и науки России провело мониторинг состояния целевой подготовки в вузах, регулируемой ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденными Постановлением Правительства РФ «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» от 27.11.2013 № 1076. Как отмечается в материале Минобрнауки РФ, «мониторинг целевых договоров показал, что обязательства заказчика целевого приема и студента часто не только не выполняются, но и не устанавливаются договором. Так, более 51% договоров не содержат мер социальной поддержки студентов, более 62% договоров не устанавливают срок трудоустройства выпускников. В результате регионы и отрасли, направившие на обучение целевиков, зачастую не получают специалиста, на которого рассчиты-вают»1.
Данные мониторинга и решения правительственного совещания о повышении эффективности целевого обучения и целевого приема (резолюция от 19 октября 2016 г. № ДМ-П8-6269) 2 послужили основанием для пересмотра законодательства в области целевого образования и разработки Министерством образования и науки РФ в 2017 г. законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образова-
© Елина Е. Г., Аникин В. М, 2018
нии в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения». Данный законопроект был одобрен Правительством Российской Федерации 21 декабря 2017 г.3, внесен на рассмотрение в Государственную Думу 27 декабря 2017 г., где был поддержан комитетами Госу-дарственной Думы по образованию и науке и по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Законопроект принят в первом чтении 6 февраля 2018 г.4
Важно отметить, что роль эффективного целевого обучения не сводится исключительно к решению собственно кадровых вопросов. Одновременно оно имеет исключительно важное социальное значение в контексте молодежной политики государства (обеспечение «социальных лифтов» для молодежи) и смягчения демографических проблем (предотвращение оттока молодых людей на работу за границей). Так, согласно телефонному опросу ВЦИОМ (1800 респондентов), проведенному в начале июня 2018 г., 31% россиян в возрасте от 18 до 24 лет заявили о желании уехать в другую страну на постоянное место жительства, при этом у большинства из них нет никаких конкретных планов5. Некоторые социологи трактуют эти цифры весьма оптимистично - как «свидетельство роста открытости нашей молодежи по отношению к другим странам, а может, даже и вызов внешнему миру». На самом деле ситуация, по-видимому, выглядит гораздо серьезнее. Об этом еще в январе 2017 г. говорила заместитель Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец: «Отток кадров - опасная тенденция. По разным оценкам, за пределами Российской Федерации трудятся более 1,5 млн россиян, имеющих российские паспорта, имеющих хорошую подготовку, совершенно конкурентные кадры. Сегодня трудно найти в мире университет, компанию, где не присутствуют россияне, где не работают россияне. Задача состоит в том, чтобы готовить кадры для своей экономики. Потому необходимо обеспечить конкурентные условия труда, зарплату и возможности для роста»6.
Исторический аспект. История «целевой подготовки» выпускников в стране насчитывает многие десятилетия. В дореволюционной России студенты, обучавшиеся на «казенный кошт» (на средства государства), обязаны были отработать положенное число лет в назначенных для них местах. Советскую систему образования, заканчивающегося распределением выпускников, в известном смысле также можно рассматривать в контексте целевой подготовки. Словосочетание «целевая подготовка» стало появляться в СССР с 1960-х гг. в ведомственных актах, где оговаривались специальные механизмы приема в аспирантуру (ординатуру), а также в вузы и техникумы с учетом интересов народного хозяйства в условиях плановой экономики7. Сегодня под собственно целевой подготовкой понимают подготовку выпускника согласно установленным
министерством контрольным цифрам целевого приема в выбранном вузе по договору о целевом обучении между гражданином (абитуриентом или его представителем) и заказчиком целевого обучения (федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом).
«Узкие места» целевого приема и обучения. При обсуждении состояния дел с целевым обучением в печати неоднократно обращалось внимание на недостаточную правовую защищенность института целевой подготовки от недобросовестного поведения участников договора на целевой прием в вузы. На практике получается, что вводимые для вузов квоты целевого приема, включающие «зеленый свет» внеконкурсным поступающим, в определенной степени «деформируют» конкурсный прием (особенно привлекательными для целевиков являются столичные вузы). И при этом нередко квоты превращаются в «лазейку», ведущую слабо подготовленных (но «расторопных») выпускников школ к бесплатному образованию. Дело в том, что конкурс среди «целевиков» проходит в рамках выделенных на целевое обучение мест. Как правило, средняя сумма баллов по ЕГЭ, набранных «целевиками», заметно ниже суммы баллов абитуриентов, идущих по основному конкурсу. В этой ситуации более способные и подготовленные абитуриенты могут остаться за бортом вузов. Следом возникают и вопросы к качеству освоения слабыми по учебному потенциалу «целевиками» образовательных программ. (Пример решения проблемы целевого приема в этой части в 2016 г. продемонстрировал МИСИС, установивший единый минимальный проходной балл для всех абитури-ентов8.)
Далее, с одной стороны, предприятия, заключившие договор на целевую подготовку, не оказывают необходимой материальной поддержки студентам во время их обучения, а с другой стороны, окончившие вуз не являются работать на предприятия, de jure отправившие их учиться. Таким образом, в рамках существующей системы организации целевого приема не достигается в полной мере цель, ради которой, собственно, и вводилось целевое образование, - подготовка кадров для конкретных отраслей и предприятий, программ. В связи с названными обстоятельствами, собственно, и возникла необходимость модернизации системы управления целевым обучением.
Целевая подготовка как элемент государственного управления. Положения законопроекта о целевой подготовке направлены на создание гарантированной системы доведения специалиста до нужного предприятия, формирование эффективного механизма удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах со средним профессиональным и выс-
шим образованием, приоритетное обеспечение кадрами субъектов РФ, где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен непосредственно региональным рынком труда.
Итак, для баланса человеческих и государственных интересов главной целью деятельности системы подготовки квалифицированных кадров по специальному заказу (т. е. системы целевого обучения) должны ставиться эффективное (удовлетворяющие интересам общества) и высококачественное обучение, а также одновременно гарантированное трудоустройство грамотного специалиста, открывающее перед ним карьерную перспективу.
Организация и проведение целевой подготовки специалистов - это один из многих компонентов государственного управления. Причем социальный механизм формирования и реализации государственного управления должна определять цепочка взаимосвязанных и последовательно детерминированных общественных явлений: потребности ^ интересы ^ цели ^ решения ^ действия ^ результаты, причем управляющая система наиболее конкретно выражает себя в «решениях» и «действиях», в которых, собственно, и заключается смысл управления9.
Какие же «решения» и «действия» следует предпринять для повышения эффективности целевого обучения? Все управляющие решения и действия при преодолении любой проблемы должны, прежде всего, основываться на предварительном анализе текущего положения в рассматриваемой сфере и возможностей (ресурсов), необходимых для «исправления» начального состояния для достижения намеченных целей. В нашем случае мы должны учитывать ресурсы, обеспечивающие синергию государства, образовательной среды, «ра-ботодательской» среды и обучаемых.
Риски целевой подготовки и механизмы их преодоления. В таблице 1 дана характеристика возможностей (ресурсов), предоставляемых всеми участниками процесса целевой подготовки (в их число входит и студент-«целевик»). Таблица 2 отражает некоторые нежелательные ситуации (риски), которые могут возникнуть в процессе целевого обучения и обусловить невоз-
Ресурсы цел
можность завершения целевого обучения. Соответствующие механизмы исправления (недопущения) нежелательных ситуаций также отражает эта таблица.
Действия, кардинально улучшающие ситуацию в области целевого обучения, целесообразно производить в направлении к определенному компромиссу всех заинтересованных сторон -государства, конкретного предприятия, образовательного учреждения, студента. Эти действия следует предусматривать с учетом творчески осмысленной информации, полученной при изучении всех обстоятельств обеспечения целевой подготовки, существующего опыта решения подобного рода задач, изучения и сравнения характерологических, экономических и ценностных ориентиров всех участников процесса. Эта информация используется для построения таких правил взаимодействия вузов, работодателей и студентов в рамках существующих правового и экономического поля, которые решают главную задачу и сопровождаются минимумом негативных результатов для обоих коллективов - образовательного и производственного, а в общем контексте - и государственного.
Синергия деятельности всех участников процесса целевой подготовки зиждется на положениях законодательства о целевом обучении и конкретных положениях многосторонних договоров как «каркаса» взаимоотношений между всеми заинтересованными субъектами процесса. Цель скоординированной деятельности по совершенствованию целевого обучения - решение задачи стабильной подготовки профессиональных кадров, отвечающих современным запросам и нуждам не только конкретного предприятия, региона, а в целом - страны, но также и молодежи, получающей «социальную лестницу». К числу положительных результатов совершенствования института целевого обучения можно отнести возможное образование новых структур - базовых кафедр на предприятиях и организациях, что может привести, например, к более близкому взаимодействию вуза и предприятия (организации), существенному усилению прикладной составляющей образования10.
Таблица 1
го обучения
Источник ресурса Функции и обязательства участников целевой подготовки
Государственные органы Разработка законодательной базы (информационный ресурс), определение главных параметров целевого обучения (направления подготовки, количество целевиков, выбор вузов для целевого образования), финансирование
Заказчик целевого обучения Инфраструктура предприятия; организационное и материальное обеспечение процесса целевого обучения, создание базы для производственных практик, гарантированное трудоустройство
Вуз Инфраструктура вуза; кадровое, материальное и информационное обеспечение; релевантные интересам заказчика образовательные программы, кураторство и постдипломное сопровождение студентов
Обучаемый Психофизиологические и когнитивные свойства личности; должная мотивация к целевому обучению по данному направлению для конкретного заказчика
Таблица 2
Возможные проблемные компоненты целевого обучения и применяемые механизмы управления
Участник процесса целевой подготовки Проблемная компонента Механизмы и мероприятия корректировки проблемных ситуаций
Государственные органы Недостатки планирования, недофинансирование, пробелы в законодательной базе Совершенствование законодательной базы, регулярный мониторинг процесса целевого обучения, уточнение направлений и профилей, выбираемых для целевой подготовки
Заказчик целевого обучения Отсутствие шефства над «целевиками», некачественное проведение производственных практик, неоказание материальной поддержки «целевикам» (в форме дополнительной стипендии, предоставления общежития), недостаточный для начинающего работника социальный пакет, невыполнение обязательств по трудоустройству Законодательное введение материальной ответственности за невыполнение обязательств по договору между заказчиком и обучаемым; организация контроля взаимоотношений заказчика и «целевика» со стороны государственных органов и образовательной организации. Организация базовых кафедр на ведущих научно-производственных предприятиях отрасли (региона)
Вуз Недостатки инфраструктуры; неоптимальный учебный распорядок, неидеальное состояние учебно-лабораторного оборудования, невысокая степень обеспеченности методическими и информационными ресурсами; огрехи в воспитательной работе Позитивное изменение кадрового, материального и информационного обеспечения процесса целевого обучения
Обучаемый Недостаточные подготовка и стремление к самосовершенствованию, неспособность закончить обучение, немотивированный отказ от намеченного трудоустройства Совершенствование профориентационной и разъяснительной работы заказчика и вуза с абитуриентами. Выявление степени интереса и мотивированности абитуриента к обучению по целевой программе подготовки посредством предварительного выявления его участия в проф-ориентационных мероприятиях (в олимпиадах, конкурсах и т. п.). Непрерывный контроль со стороны предприятия и вуза за учебной успеваемостью «целевика». Материальная ответственность студента-«целевика» за невыполнение условий договора о целевой подготовке (за исключением форс-мажорных обстоятельств)
Позитивным результатом может оказаться повышение сложности интегрирующего подразделения благодаря росту разнообразия в стилях исследовательской и педагогической деятельности. Тем самым возможно ожидание роста качества научной и методической составляющих объединенного коллектива (базовой кафедры).
Серьезным обеспечением полноценной целевой подготовки и последующего трудоустройства выпускников педагогических направлений в ближайшие годы может стать реализация планируемого Правительством РФ проекта «Образование». В образовательную сферу предполагается в течение 6 лет направить 674 млрд рублей11. Для закрепления молодых педагогов на местах работы требуется наличие современных условий труда и быта (жилье, заработная плата, возможность использовать современные информационные технологии и связь, качественные учебно-методические материалы, в том числе учебники и т. д.).
Примечания
1 Пресс-служба Министерства образования и науки Российской Федерации. URL : httpsV/минобрнауки.рф/ новости/12300 (дата обращения: 02.08.2018).
2 См.: О решениях по итогам совещания о повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма. URL: http://government.ru/orders/selection/401/24962/ (дата обращения: 02.08.2018).
3 См.: О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании механизмов целевого обучения. URL: http://government.ru/activities/selection/301/30821/ (дата обращения: 02.08.2018).
4 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения : законопроект 352780-7. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/352780-7 (дата обращения: 02.08.2018).
5 См.: Данные ВЦИОМ. URL: https://eadaily.com/ru/ news/2018/07/02/bolshinstvo-grazhdan-rossii-ne-hotyat-pereezzhat-v-druguyu-stranu-vciom (дата обращения: 02.08.2018).
6 Голодец О. 1,5 млн россиян-спецов уехали за рубеж. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/79808 (дата обращения: 02.08.2018).
7 См.: Путило Н. В. Целевой прием в вузы : история, вопросы и новые перспективы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т. 11. С. 30-50.
8 См.: Правила целевого приёма в вузы ужесточат. URL: http://4ege.ru/novosti-vuzov/54438-pravila-celevogo-priema-v-vuzy-uzhestochat.html (дата обращения: 05.07.2018).
9 См.: АтаманчукГ. В. Теория государственного управления : учебник. М. : Омега Л, 2010. С. 103-104.
10 См. : Аникин В. М. Базовые кафедры : «связь университетов с жизнью» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 281-290. DOI: 10.18500/1817-3020-2017-17-4-281-290
11 См.: Заместитель Председателя Правительства России Т. А. Голикова выступила на заседании совета Российского союза ректоров. 18 июля 2018 г. URL: http://government.ru/news/33300/ (дата обращения: 02.08.2018).
Образец для цитирования:
Елина Е. Г., Аникин В. М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 373-377. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-373-377
Cite this article as:
Elina E. G., Anikin V. M. Purpose Education: Social Risks and their Overcoming. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 4, рр. 373-377 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-373-377