Научная статья на тему 'Целевая подготовка специалистов по системам технического зрения для предприятий авиационной промышленности'

Целевая подготовка специалистов по системам технического зрения для предприятий авиационной промышленности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дубков М. В., Костров Б. В., Логинов А. А., Муратов Е. Р., Никифоров М. Б.

Многолетняя практика трудоустройства выпускников вузов на промышленные предприятия показывает, что в течение первого года, а порой и двух, ему приходится осваивать новые спе-цифические области знаний. Преподавание этих дисциплин в вузе в рамках основной образова-тельной программы ограничено допустимой нагрузкой на студента и вряд ли целесообразно из-за узкой специфики. Более детальная подготовка возможна для студентов, обучающихся по целевому направлению предприятий, когда известна их будущая специализация. По программе детальной подготовки в РГРТУ обучаются 73 человека по проектам совместно с Акционерным обществом «Государственный Рязанский приборный завод» (АО «ГРПЗ», г. Рязань) и с Акцио-нерным обществом «Плазма» (АО «Плазма», г. Рязань). В статье в качестве примера детально рассматривается целевая подготовка специалистов по системам технического зрения для пред-приятий авиационной промышленности в рамках образовательного модуля «Многоспектраль-ные системы технического зрения авиационного применения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дубков М. В., Костров Б. В., Логинов А. А., Муратов Е. Р., Никифоров М. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевая подготовка специалистов по системам технического зрения для предприятий авиационной промышленности»

Наука А Образование

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Сетевое научное издание

Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2016. № 07. С. 1-7.

Представлена в редакцию: 07.08.2016 Исправлена:

© МГТУ им. Н.Э. Баумана

УДК 378; 621.3.049.77

Целевая подготовка специалистов по системам технического зрения для предприятий авиационной промышленности

Дубков М. В.1, Костров Б. В.1, Логинов А. А.1, *шшьГОу.т.ъ@еут.игец.п1

Муратов Е. Р.1, доцент Никифоров М. Б.1*, Новиков А. И.1

1 Рязанский государственный радиотехнический университет,

Рязань, Россия

В рамках международного научного конгресса "Наука и инженерное образование. 8ЕЕ-2016", II международная научно-методическая конференция «Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности» (23-25 июня 2016 г., МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия).

Многолетняя практика трудоустройства выпускников вузов на промышленные предприятия показывает, что в течение первого года, а порой и двух, ему приходится осваивать новые специфические области знаний. Преподавание этих дисциплин в вузе в рамках основной образовательной программы ограничено допустимой нагрузкой на студента и вряд ли целесообразно из-за узкой специфики. Более детальная подготовка возможна для студентов, обучающихся по целевому направлению предприятий, когда известна их будущая специализация. По программе детальной подготовки в РГРТУ обучаются 73 человека по проектам совместно с Акционерным обществом «Государственный Рязанский приборный завод» (АО «ГРПЗ», г. Рязань) и с Акционерным обществом «Плазма» (АО «Плазма», г. Рязань). В статье в качестве примера детально рассматривается целевая подготовка специалистов по системам технического зрения для предприятий авиационной промышленности в рамках образовательного модуля «Многоспектральные системы технического зрения авиационного применения».

Ключевые слова: системы технического зрения, оборонно-промышленный комплекс, целевая подготовка, авиационная промышленность, структура и содержание программ целевой подготовки

Введение

Многолетняя практика трудоустройства выпускников вузов на промышленные предприятия и анализ процесса «вживания» молодого специалиста в производственный процесс показывает, что в течение первого года, а порой и двух, ему приходится осваивать новые специфические области знаний. Преподавание этих дисциплин в вузе в рамках основной образовательной программы ограничено допустимой нагрузкой на студента и вряд ли целесообразно из-за узкой специализации. Более детальная подготовка возможна для студентов, обучающихся по целевому направлению предприятий, когда известна их будущая специализация.

Рязанский государственный радиотехнический университет вошел в число победителей конкурса на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2015 года №787 по этой программе в РГРТУ обучаются 73 человека.

На конкурс было заявлено 14 проектов, в том числе 13 проектов совместно с Акционерным обществом «Государственный Рязанский приборный завод» (АО «ГРПЗ», г. Рязань) и 1 проект совместно с Акционерным обществом «Плазма» (АО «Плазма», г. Рязань).

Задачи и методы решения

Рассмотрим структуру и основные компоненты целевой подготовки специалистов по одному из 14 проектов - «Подготовка высококвалифицированных специалистов в области разработки многоспектральных систем технического зрения авиационного применения» в рамках образовательного модуля «Многоспектральные системы технического зрения авиационного применения». Он включает в себя следующие дисциплины:

- Органы технического зрения летательных аппаратов;

- Аппаратно-программные методы улучшения изображений;

- Методы визуализации изображений на бортовых мониторах пилота;

- Алгоритмические основы совмещения изображений различной физической природы;

- Корреляционно-экстремальные навигационные системы;

- Методы обнаружения и распознавания подвижных и стационарных объектов;

- Нашлемные системы отображения закабинной информации и знакографики;

- Проектирование аппаратных систем обработки изображений в реальном времени;

- Производственная практика.

Для каждого направления по всем дисциплинам образовательных модулей разработаны комплекты учебной документации (учебные планы, рабочие программы и графики учебного процесса), а также комплекты методического обеспечения (учебные пособия, методические указания к лабораторным работам).

Подготовка специалистов в рамках дополнительного целевого образования проводится на 3 и 4 курсах. К этому моменту студентами названных выше направлений и специальностей изучены все общенаучные дисциплины базового естественнонаучного цикла (математика, физика, информатика и др.). Студенты имеют опыт выполнения курсовых работ, написания программ. Все это позволяет планировать и реализовывать учебный процесс в рамках дополнительной подготовки с высоким уровнем интенсивности изучения нового материала и при активной самостоятельной работе студентов. Отметим, что лекции и лабораторные занятия ведут преподаватели и научные работники, занимающиеся непосредственно разработкой интеллектуальных систем технического зрения (СТЗ) для

авиационной промышленности. Поэтому на всех видах занятий изучаются самые современные методы решения многочисленных задач, входящих в состав авиационных СТЗ.

Продолжим более детальное рассмотрение целевой подготовки специалистов по системам технического зрения для предприятий авиационной промышленности в рамках образовательного модуля «Многоспектральные системы технического зрения авиационного применения». В результате изучения всех дисциплин данного модуля студент должен иметь четкое представление о структуре и задачах, решаемых в многоспектральных СТЗ, знать и уметь самостоятельно работать с известными математическими моделями и их программными реализациями, а также уметь создавать свои оригинальные программные средства по новым алгоритмам.

В качестве типовой модели образовательного процесса по всем дисциплинам этого модуля выбрана схема с двумя компонентами: лекции и лабораторные работы. Завершается изучение дисциплины зачетом и (или) экзаменом. В базовом варианте на изучение каждой из 8 дисциплин модуля отводится 16 часов на лекции и 20 часов на лабораторные работы. Лекции проводятся еженедельно по 2 академических часа, а лабораторные работы -5 раз в семестре, каждая по 4 часа.

Приведем в качестве примера перечень и основное содержание лекций и лабораторных работ по дисциплине «Алгоритмические основы совмещения изображений различной физической природы». Одним из наиболее сложных этапов полета воздушного судна является этап посадки, особенно в неблагоприятных погодных условиях. Об этом свидетельствуют, в частности, неоднократные авиационные катастрофы последних лет. Совмещение реального изображения (плохо видимого) с виртуальным изображением, сформированным по цифровой карте местности, позволяет повысить осведомленность пилотов воздушного судна о закабинной обстановке и, как следствие, повышает вероятность безаварийного полета.

Перечень и содержание лекций:

ЛК1- Задачи цифровой обработки изображений (Классификация изображений, задачи цифровой обработки, фильтрация изображений) - 2 часа;

Основой для этой лекции служит материал коллективной монографии [1].

ЛК2 - Методы выделения границ перепада яркости (классификация методов, градиентные методы - теоретические основы и основные масочные операторы) - 2 часа;

Реальные изображения, получаемые от сенсоров технического зрения, устанавливаемых на борту летательного аппарата, в общем случае содержит множество особенностей на подстилающей поверхности. Это и складки земной поверхности, компактные, четко очерченные лесные насаждения, водные объекты, элементы инфраструктуры и т.д. Однако для последующей обработки и совмещения изображений интерес представляют только объекты постоянного присутствия на поверхности Земли, такие как линия горизонта, гидро- и дорожная сети и др. Контуры остальных малозначимых объектов требуется исключить из рассмотрения.

Основу второй лекции составляют классические методы выделения границ перепада яркости. Но одновременно рассматривается технология удаления малозначимых и одновременно подчеркивания объектов интереса. Эта технология позволяет повысить качество получаемого контурного препарата. На рис. 1б-в приведены результаты практического применения этой технологии к изображению, представленному на рис. 1а. Для сравнения качества выделения контуров значимых объектов на рис. 1г представлено виртуальное изображение. Оно построено по цифровой карте местности на основании навигационных данных, зафиксированных датчиками в момент съемки рассматриваемого реального изображения. Очевидно, что совмещение этого виртуального изображения с отвечающим ему изображением, приведенным на рис. 1в, существенно проще, чем с изображением на рис. 1б.

В г

Рис. 1. Изображения на разных стадиях выполнения технологической цепочки: а - исходное ТВ изображение; б - границы, выделенные с использованием детектора Кенни; в - итоговый результат в случае применения усредняющего фильтра; г - виртуальное изображение, построенное цифровой карте местности

ЛК3 - Основы контурного анализа (векторное представление контуров, скалярное произведение контуров, автокорреляционная и взаимная корреляционная функции контуров, идентификация и совмещение контуров) - 2 часа;

В рамках этой лекции изучаются основы контурного анализа, разработанные научным коллективом под руководством Я. А. Фурмана [2], а также оригинальные методы и алгоритмы авторов настоящей работы [3].

ЛК4 - Аффинные и проективные преобразования плоскости (виды аффинных преобразований, однородные координаты точки, дробно-линейные преобразования, матрица гомографии, ключевые точки, дескрипторы ключевых точек) - 4 часа;

Материал данной лекции является наиболее важным в рамках рассматриваемой дисциплины «Алгоритмические основы совмещения изображений различной физической природы». Поэтому изучению материала этой лекции и отработке практических навыков на лабораторных работах уделяется особое внимание.

Для учета проективных искажений используются дробно-линейные преобразования, которые в однородных координатах и в матричной форме имеют следующий вид

(1)

Лх\ /Кц К12 К13

Лу) = ( К21 К22 К23

л) \Кз1 Кз2 1

1

Для каждой пары ключевых точек Х^ = (х^у^)7 и Х[ = (х\,у'{)т, I = 1, к в соответствии с формулой (1) можно составить пару уравнений

(Х1Х[кз1 + Х1у[Кз2 +х{= х[Кц + у[Ъ.12 + Км, \ytX-h3i + У1У[К32 +У1= х[Ъ.21 + У[К-22 + ^

(2)

В итоге получим систему 2к линейных алгебраических уравнений АСН = В относительно 8 неизвестных элементов Сн = (К11 К12 К13 К21 К22 К23 К31 К32)т матрицы гомографии. В соответствии с формулами (2) основная матрица системы А имеет следующий вид

А =

у1 1 0 0 0 —х1х[ -*1У1\ -Ъу2

у2 1 0 0 0 -Х2Х'2

х'з у' 1 0 0 0 -Х'Х' -Х'У3

Х4 у4 1 0 0 у1 0 1 Х4 Х4 -Х4У4

0 0 0 х1 -У1*1 -у1уХ

0 0 0 х2 у2 1 -У2*2 -У2У2

0 0 0 х'з у' 1 -Уз*3 -УзУ'з

( 0 0 0 Х4 у4 1 -У4Х4 -У4У4)

а вектор-столбец В = (■Х2 Х3 х4 у1 у2 Уз у4)т.

При большом числе пар ключевых точек (к » 4) целесообразно перейти от СЛАУ Айн = В к нормальной СЛАУ (АТА)СН = АТВ с симметричной основной матрицей.

Естественным является желание использовать все множество пар ключевых точек для поиска матрицы гомографии. Однако в этом множестве могут быть пары либо с ложным соответствием, либо пары, в составе которых координаты одной точки в паре определены недостаточно точно. В этом случае предложено [4] использовать процедуру поэтапного уточнения матрицы гомографии. Для этого на каждом шаге находится матрица гомогра-фии, выполняется совмещение изображений и оценивается качество совмещения. Если качество совмещения не ниже заданного порога, то найдена искомая матрица гомографии. В противном случае находятся и затем удаляются пары точек, расстояние между одной из них и образом другой в паре является наибольшим. Процесс сокращения множества пар продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто требуемое качество совмещения.

На рис. 2 в качестве примера применения описанного алгоритма приведены исходные изображения одного участка подстилающей поверхности, полученные с тепловизионной и

телевизионной камер в некоторый момент времени, а также результат их совмещения с помощью найденной матрицы гомографии.

Рис. 2. Совмещение изображений подстилающей поверхности

ЛК5 - Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений с симметричной и положительно определенной матрицей - 2 часа;

Материал данной лекции изучается в объеме 9-й главы учебного пособия [5].

ЛК6 - Постановка и методы решения задачи совмещения изображений (цифровая карта местности, виртуальное изображение, получение контуров основных объектов на реальном изображении, методы совмещения изображений) - 4 часа;

Лекция является завершающей в рассматриваемом курсе. Материалом для нее являются монографии [1, 6] и оригинальные работы представителей различных научных школ. Параллельно с лекцией слушатели выполняют последнюю лабораторную работу и сдают зачет.

Лабораторные работы:

- Предварительная обработка изображений;

- Выделение границ перепада яркости;

- Морфологические операции;

- Аффинные преобразования плоскости;

- Проективные преобразования плоскости;

- Совмещение реальных изображений.

Заключение

Опыт первого года работа в рамках названных целевых программ подтвердил предварительные предположения о высокой эффективности такого вида подготовки специалистов по профессионально ориентированным программам. Отмечено повышение заинтересованности студентов в изучении современных систем технического зрения и методов обработки информации, получаемой в таких системах. Этому способствовало и то обстоятельство, что лекции и лабораторные работы по перечисленным выше курсам, ведут преподаватели, принимающие активное участие в проведении научных работ по соответствующей тематике. Отдельные студенты включились в научный процесс и уже в конце первого года обучения выступали на научных конференциях с собственными научными результатами.

Список литературы

[1]. Гуров В.С., Колодько Г.Н., Костяшкин Л.Н. Логинов А.А., Муратов Е.Р., Никифоров М.Б., Новиков А.И., Павлов О.В., Романов Ю.Н., Саблина В.А., Юкин С.А. Обработка изображений в авиационных системах технического зрения. / под ред. Л.Н. Ко-стяшкина, М.Б. Никифорова. М.: Физматлит. 2016. 240 с.

[2]. Фурман Я.А., Кревецкий А.В., Передреев А.К., Роженцов А.А., Хафазов Р.Г., Его-шина И.Л., Леухин А.Н. Введение в контурный анализ. Приложения к обработке изображений и сигналов / под ред. Я.А. Фурмана. Изд. 2-е, испр. М.: Физматлит. 2003. 592 с.

[3]. Novikov A.I., Sablina V.A., Nikiforov M.B., Loginov A.A. The Contour Analysis and Image-Superimposition Problem in Computer Vision Systems // Pattern Recognition and Image Analysis. 2015. Vol. 25. Is. 1. P. 73-80. DOI: 10.1134/S1054661815010149.

[4]. Ефимов А.И., Новиков А.И. Алгоритм поэтапного уточнения проективного преобразования для совмещения изображений // Компьютерная оптика. 2016. Т. 40. № 2. С. 258-265. DOI: 18287/2412-6179-2016-40-2-258-265.

[5]. Новиков А.И. Начала линейной алгебры и аналитическая геометрия. М.: Физматлит. 2015. 376 с.

[6]. Гонсалес Р., Вудс Р., Эддинс С. Цифровая обработка изображений в среде MATLAB. М.: Техносфера. 2006. 616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.