Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
S. A. BUDKO
УДК 336.6 С. А. БУДЬКО
йО! 10.17150/1993-3541.2016.26(1).15-23 Байкальский государственный университет,
г. Иркутск, Российская Федерация
ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ
Аннотация. Современные стандарты социальных гарантий требуют компенсации дохода в размере 40 % после 30 лет уплаты взносов. Действующая в России пенсионная модель в условиях углубляющейся несбалансированности бюджета Пенсионного фонда не обеспечивает достижения этой цели и не соответствует современному этапу развития экономики и демографической ситуации. В статье рассматривается целевая модель организации обязательного пенсионного страхования, которая способна обеспечить социально приемлемый уровень жизни получателей пенсий и бездефицитность бюджета в долгосрочной перспективе. Составлен актуарный прогноз требуемого объема ресурсов для обеспечения выплат по накопленным распределительным пенсионным обязательствам из соответствующих источников финансирования в рамках целевой и действующей моделей. Определен временной горизонт достижения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России и на основании метода «поколенческого учета» проведена оценка финансового эффекта реорганизации пенсионной системы в соответствии с рассматриваемой моделью.
Ключевые слова. Реформирование; пенсионная система; актуарная модель; прогноз; демография; страховой взнос; инвестирование.
Информация о статье. Дата поступления 9 ноября 2015 г.; дата принятия к печати 25 ноября 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 февраля 2016 г.
S. A. BUDKO
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
THE TARGET MODEL OF THE RUSSIAN COMPULSORY PENSION INSURANCE
Abstract. The modern standards of social insurance require 40 % of pension-assessable income after 30 qualifying years of pension contributions. Under the growing imbalance in the budget of the Pension Fund of the Russian Federation, the current pension system in Russia fails to fulfill this requirement and does not suit the up-to-date economic and demographic situation. This article considers the target model for the compulsory pension insurance that provides a socially acceptable standard of living for pension beneficiaries as well as a long-term deficit-free budget. The present paper offers the actuarial estimation of the resources required to ensure payment of the unfunded accumulated pension liabilities from the relevant sources of financing within the target and the current models. The author has defined the balanced budget time horizon for the Pension Fund of the Russian Federation and, using the technique of generational accounting, estimated the financial effect of reorganization of the pension system in accordance with the model under consideration. Keywords. Reforming; pension system; actuarial modeling; forecasting; demography; insurance contribution; investment.
Article info. Received November 9, 2015; accepted November 25, 2015; available online February 29, 2016.
Актуарная модель российской пенсионной системы согласно стратегической цели экономического и социального развития должна обеспечивать достижение современного уровня
социальных стандартов
соответствующего
1 Современные стандарты социальных гарантий, сформулированные в Конвенции Международной организации труда № 102, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. №1662-р), требуют компенсации дохода на уровне 40 % после 30 лет уплаты взносов.
© С. А. Будько, 2016
статусу России как ведущей мировой державы с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в реализации конституционных прав граждан.
Однако снижение уровня компенсации дохода в условиях углубляющейся несбалансированности бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) свидетельствует о несоответствии института пенсионной защиты современному этапу развития социально-экономических отношений. Как отмечает А. К. Соловьев, сохранение пен-
15
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
сионной модели, введенной в систему обязательного пенсионного страхования в 2002 г., в прежнем виде или с учетом предлагаемых изменений ставок тарифа страховых взносов в ПФР и его пропорций между индивидуальными и солидарными частями, границ базы начисления страховых взносов, а также повышение пенсионного возраста не обеспечит достижения и постоянного выполнения бездефицитности бюджета и социально приемлемого уровня жизни всех категорий пенсионеров[1,с.57].
В этой связи развитие отечественной пенсионной системы с учетом динамики современных финансово-экономических и демографических условий является актуальным направлением научно-практических исследований.
Вопросы формирования и использования финансовых ресурсов в рамках различных конструктивных моделей пенсионных систем исследованы в работах отечественных авторов достаточно полно [2-5], проработаны собственно математические методы, лежащие в основе актуарных расчетов страховщиков [6-10]. Вместе с тем, обозначенные проблемы в пенсионной сфере требуют теоретико-методологического обобщения для формирования пенсионной модели, которая обеспечит осуществление выплат в социально приемлемом размере с учетом динамики финансово-экономических и демографических условий в долгосрочной перспективе. При этом наряду с формированием целевой моделью ресурсов, достаточных для выплат вновь назначаемых накопительных пенсий, должна решаться задача финансирования страховых пенсий в рамках обязательств распределительной модели.
Таким образом, величина компенсации дохода в модели принимается целевым ориентиром и определяется социальными, демографическими и экономическими характеристиками, т. е. ожидаемая продолжительность жизни и период трудоспособности определяют переменные модели в виде периода уплаты взносов, а темпы роста экономики и цен — уровни реальной процентной ставки и инфляции.
С позиций финансовой математики осуществление регулярных выплат в течение демографически определенного периода представляет собой денежный поток или ренту, а в условиях установленного уровня компенсации дохода — финансовую ренту или аннуитет [11, с. 48]. С учетом временной ценности денег, связанной с обращением финансовых ресурсов, представленной в модели детерминированной и по-
стоянной реальной процентной ставкой, объем ресурсов к началу осуществления потока индивидуальных равнозначных выплат может быть представлен приведенной стоимостью аннуитета пренумерандо:
РЙА
Stw. =
I
(1 +1)"
(1 +1),
(1)
где БЫ, — объем финансовых ресурсов, необходимый для установления выплат; Рй, — база для начисления взноса; А — социально приемлемый уровень компенсации дохода; I — размер реальной процентной ставки, показывающей интенсивность наращения взносов; т — период осуществления выплат.
В условиях современных социально-трудовых отношений заработная плата выступает как вознаграждение за труд, часть которого направляется работником на пенсионное страхование, а также на страхование социальных рисков. В этой связи объем сформированных ресурсов на цели пенсионного страхования может быть определен согласно будущей стоимости аннуитета постнумерандо:
Stw =
PRi • Rst I
[(1 + I)n-1],
(2)
где БЫ-, — объем взносов и инвестиционного дохода, сформированный в течение периода п при соответствующем тарифе; Rst — тариф взноса на цели страхования риска; п — период поступления взносов.
Таким образом, поступление взносов в размере, определенном умножением базы для их начисления Рй,-на тариф Rst, в течение периода уплаты п формирует объем финансовых ресурсов для осуществления регулярных выплат в размере, соответствующем социально приемлемому уровню А компенсации дохода Рй, в течение периода осуществления выплат т, т. е. равенство левых частей уравнений (1) и (2) в условиях принятых параметров компенсации заработка, периода отчислений и демографически обусловленного периода выплат позволяет определить тариф страхового взноса как функцию от уровня инвестиционной доходности:
Rst =
A [(1 +1)m -1]
(3)
[(1 +1)т-1] • [(1 +1)п -1]' В условиях фиксированного периода уплаты взносов (30 лет) с учетом компенсации дохода в размере 40 % увеличение реальной доходности размещения финансовых ресурсов приводит к
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
S. A. BUDKO
снижению тарифной ставки в рамках каждого периода осуществления выплат (табл. 1).
Таблица 1
Динамика изменения тарифа страхового взноса по уровню реальной доходности для определенных периодов выплаты пенсий с учетом компенсации дохода в размере 40 % и уплаты взносов в течении 30 лет
Период Величина страхового взноса в зависимости
выплат от у ровня реальной доходности, %
пенсии, 0 1 2 3 4 5 6 7 8
лет
9 12,0 9,9 8,2 6,7 5,5 4,5 3,6 3,0 2,4
19 25,3 20,0 15,8 12,4 9,7 7,6 6,0 4,7 3,7
29 38,7 29,1 22,0 16,6 12,6 9,6 7,3 5,6 4,3
В основе расчета тарифной ставки согласно формуле (3) лежит принцип эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, т. е. к социально установленному моменту начала выплат накопленная сумма (с учетом процентов) обеспечивает их финансирование в течение определенного периода.
В связи с этим уменьшение внутригруппо-вой дисперсии путем разделения вкладчиков по социально-демографическим факторам на однородные группы позволит рассчитать различные тарифы или процентные ставки наращения взносов с целью установления соответствия индивидуально уплаченных взносов сумме выплат, кроме того, с финансовой точки зрения это будет являться условием обеспечения ликвидности фонда в целом.
Для установления дифференцированных страховых тарифов М. Е. Баскакова и В. Н. Баскаков выделяют социально-демографические признаки, влияющие на продолжительность жизни: пол, национальность, возраст, образование, семейное положение, место проживания, профессиональную принадлежность, состояние здоровья и другие факторы [12, с. 31].
Конкретные социально-демографические признаки можно обозначить как 5, г, где f — вариации видов факторов, а г — возможные значения или интервалы значений вида фактора. Индекс, характеризующий влияние социально-демографического фактора на продолжительность жизни, обозначим через к, г. В результате, на основании данных таблиц смертности, можно определить ожидаемый период выплаты с учетом конкретных социально-демографических характеристик для условно однородных групп с целью
количественного определения параметров:
!
п =п ПкР,I,
р=1
где п — данные о средней продолжительности жизни; П — произведение индексов влияния различных видов факторов; , — виды факторов; кР: 1 — значение индекса для конкретного фактора р вкладчика /.
Исходя из формулы (3) в условиях системы накопительного страхования для обеспечения определенного уровня компенсации дохода вкладчикам различные периоды выплат при едином периоде поступлений п обусловливают фиксированный размер ставки наращения I при дифференциации тарифов или единый тариф взноса Rst при дифференциации размеров реальной процентной ставки наращения взносов.
Следует отметить, что определение тарифа по формуле (3) производится с учетом реальной ставки размещения финансовых ресурсов. В связи с этим учет инфляционного процесса, присущего современным экономическим отношениям, при определении объема финансовых ресурсов может быть осуществлен по формуле
Stw,
i, hypoth, nom
= YpPR, t (1 + inf )tRst [(1 + 0(1 + inf )]n -1,
(4)
где Stw, hyPoth, nom — накопленная сумма взносов и инвестиционного дохода; PR, t — база начисления взносов в году; inf — постоянный уровень инфляции.
С учетом различной динамики инфляционного показателя и базы начисления взноса формула (4) принимает следующий вид:
Stw =
i, hypoth, nom
n n-t (5)
= £[PRi.t • Rst (i+i)n-t -П(1+inf )], (5)
t=i к=i
где infk — уровень инфляции в году к.
Для определения регулярной выплаты из выражения (1) выразим размер компенсации дохода:
Stw, ■ I
PR, ■ A =
(1 +1)
f
1 —
1
Л '
(1 + I)"
(6)
При замене показателя StwI в формуле (6) на накопленную сумму взносов и инвестиционного дохода StwI| у,уРыь, пот, устанавливаемую по формуле (5), искомый первоначальный размер выплаты найдем следующим образом
Р. =~
i, hypoth, nom
(1 +1)
(
1 -
1
(1 + 0"
y
(7)
t=1
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
где P, n — установленный размер выплаты на период m.
Формула (7) определяет фиксированный размер выплаты в течение периода m исходя из объема имеющихся финансовых ресурсов, который подлежит регулярной индексации в соответствии с уровнем инфляции. Для поддержания ликвидности модели, т. е. достаточности финансовых ресурсов для обеспечения выплат, сумма финансовых ресурсов, оставшаяся после резервирования части средств на обеспечение выплат в размере, равном разнице между накопленной суммой взносов и инвестиционного дохода Stw, hypothi nom и установленным размером выплаты Pi n, в инвестиционном периоде (n + 1) должна быть размещена под уровень доходности I с инфляционной корректировкой, т. е. с доходностью (1 + I) (1 + infn + j).
Объем финансовых ресурсов к моменту завершения инвестиционного периода (n + 1) составит
Stw _
i, hypoth, nom, n + 1
= (Stw, hypoh, nom -P, n )(1 + I) (1 + infn + 1).
Размер выплаты на очередной период может быть определен согласно одной из следующих формул:
p _ 1 StWi, hypoth, nom, n + 1
(1 + I)|1 -
1
(1 + I) "
или
Р, п + 1 = Р, п (1 + ПП + 1).
В период осуществления выплат соответствие показателя инфляции, закладываемого в ставку номинальной доходности размещения, уровню индексации выплаты является условием обеспечения ликвидности рассматриваемой модели в течение предполагаемого периода выплат.
В условиях установления единого тарифа на основании усредненного значения периода выплаты достижение эквивалентности для отдельных социально-демографических когорт осуществляется путем дополнительной дифференциации размера выплаты, определяемой для каждой группы по конкретному значению периода ожидаемой продолжительности жизни.
Организация системы обязательного пенсионного страхования в России в соответствии с предлагаемой моделью обусловит целевое размещение взносов и реинвестирование дохода и обеспечит формирование необходимых ресурсов для поддержания в долгосрочной перспек-
тиве сбалансированности страховой системы в целом и реального размера отдельных выплат на уровне современных социальных стандартов.
Актуарный прогноз пенсионной системы и оценка финансового эффекта в условиях внедрения целевой модели могут быть осуществлены на основании разработанных прогнозов специализированных органов, например, Федеральной службой государственной статистки (ожидаемая продолжительность жизни при рождении); Департаментом экономической и социальной политики ООН (численность населения России до 2100 г.); Министерством экономического развития РФ (социально-экономическое развитие РФ до 2030 г.).
Каждому сочетанию вариантов демографического и экономического прогнозов согласно формуле (3) рассчитывается соответствующий страховой тариф, обеспечивающий размер трудовой пенсии в размере 40 % утраченного заработка после 30 лет уплаты взносов (табл. 2). При этом в условиях установленного тарифа сокращенный период уплаты взносов при наступлении страхового случая ранее общеустановленного пенсионного возраста влечет необходимость дополнительных источников финансирования, которое с учетом практики в области пенсионного обеспечения осуществляется методом нестрахового солидарного перераспределения средств1.
Таблица 2
Дифференциация тарифа страхового взноса в зависимости от вариантов демографического и макроэкономического прогнозов
Сценарий развития экономики Вариант демографического прогноза Тариф страхового взноса, %
Всего Мужчины Женщины
Инновационный Низкий 6,4 2,4 9,2
Средний 6,7 2,9 9,4
Высокий 6,9 3,3 9,5
Консервативный Низкий 7,7 2,8 11,3
Средний 8,0 3,3 11,5
Высокий 8,3 3,9 11,6
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2014 г. и Департамента экономической и социальной политики ООН о распределении населения в возрастных группах, имеющих право на получение пенсий по инвалидности (от 15 лет) и случаю потери кормильца (до 23 лет), с учетом того, что вероятность насту-
1 Гарантированные Конституцией РФ социальные пенсии финансируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и не учитываются в рамках актуарного прогноза.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
S. A. BUDKO
Таблица 3
Социально-экономические показатели 2014 г. и прогноз пенсионных выплат по инвалидности и случаю потери кормильца до 2030 г., определяющий величину солидарного тарифа
Год Численность получателей пенсий, млн чел. Среднегодовой размер пенсии, р. Объем выплат, млрд р. Годовой фонд оплаты труда, млрд р. Тариф, %
Инвалидность Потеря кормильца Инвалидность Потеря кормильца
2014 2,51 1,54 6 669 6 599 323 16 492 2,0
Низкий вариант прогноза
2020 2,46 1,57 15 762 14 723 742 32 532 2,3
2025 2,42 1,58 24 065 23 371 1 142 49 158 2,3
2030 2,41 1,54 32 741 29 083 1 485 69 710 2,1
Средний вариант прогноза
2020 2,46 1,59 15 762 14 723 747 32 532 2,3
2025 2,42 1,64 24 065 23 371 1 160 49 158 2,4
2030 2,41 1,65 32 741 29 083 1 522 69 710 2,2
Высокий вариант прогноза
2020 1,91 1,62 15 762 14 723 648 32 532 2,0
2025 1,88 1,71 24 065 23 371 1 022 49 158 2,1
2030 1,86 1,75 32 741 29 083 1 343 69 710 1,9
пления соответствующих страховых случаев равна 3,6 % для лиц первой группы (инвалидность) и 3,1 % для второй группы (потеря кормильца) [5, с. 16], можно определить численность получателей данных видов пенсий (табл. 3).
В следующие 15 лет численность получателей пенсий по инвалидности будет снижаться, к 2030 г. по разным сценариям она составит 1,86-2,41 млн чел.; количество получателей пенсий по потере кормильца в низком варианте демографического прогноза составит 1,54 млн чел.; по среднему и высокому вариантам — возрастет до 1,65 и 1,75 млн чел. соответственно1.
Прогноз основных бюджетных параметров Пенсионного фонда России до 2030 г. [1, с. 60]
0 размерах пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца позволяет определить объем финансовых ресурсов, необходимых для осуществления соответствующих выплат. По низкому варианту к 2030 г. он достигнет
1 485 млрд р., среднему — 1 522 млрд р., высокому — 1 343 млрд р. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г.2 в части динамики фонда оплаты труда позволяет определить тариф солидарного взноса для финансирования выплат пенсий
1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
2 Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL : http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ doc20120428 0010.
по инвалидности и случаю потери кормильца (см. табл. 3).
Актуарный прогноз осуществляется для оценки финансового эффекта реализации рассматриваемой модели и определения периода достижения сбалансированности бюджета ПФР с учетом следующих условий:
- обеспечение компенсации дохода в размере 40 % за 30 лет уплаты взносов в отношении новых назначений пенсий;
- определение реальной динамики анализируемых процессов с использованием в актуарных расчетах цен и уровня оплаты труда, установившихся в экономике в 2014 г.;
- сохранение действующей ставки тарифа страхового взноса в размере 22 % без ограничения базы его начисления, которая принимается для анализа нетто-ставкой;
- использование части страхового взноса на финансирование установленных распределительных пенсий до момента внедрения целевой модели;
- направление части страхового взноса на финансирование выплат по накопленным обязательствам распределительной (условно-накопительной) системы в связи с уплатой страховых взносов до момента трансформации пенсионной системы;
- определение динамики объема финансовых ресурсов, необходимых для осуществления выплат пенсий, установленных до начала внедрения целевой модели, и выплат в рамках накопленных
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
обязательств пенсионной системы в связи с уплатой распределительных страховых взносов;
- финансирование выплат пенсий по инвалидности и потере кормильца согласно максимальному значению расчетного тарифа по отношению к фонду оплаты труда (2,3 % для низкого варианта демографического прогноза, 2,4 % — среднего и 2,1 % — высокого);
- установление динамики демографического и экономического развития в соответствии со сценарными условиями Министерства экономического развития РФ, которые для инновационного варианта развития составили 4,4 %, для консервативного — 3,6 %.
При прогнозировании численности пенсионеров условно-накопительной системы использовались данные Департамента экономической и социальной политики ООН о распределении численности населения России по половозрастному признаку и методика, разработанная А. К. Соловьевым [13]. Учитывалась также вероятность наступления страховых случаев на основе ретроспективного анализа за 1995-2010 гг. в соответствии с формулой
( 100 ^ ^ d_man(age, year) +
age(m)
N =
100
+ ^ d _ fem(age, year)
v age(f)
0,9072,
где N — численность получателей пенсий; d_man(aqe, year) — количество мужчин старше 60 лет; d_fem(aqe, year) количество женщин старше 55 лет; 0,9072 — совокупная вероятность назначения пенсий по старости на общих основаниях и с учетом специального стажа (0,7630 и 0,1442 соответственно).
Прогноз численности получателей выплат составлен с учетом установленного возраста назначения пенсий на общих основаниях, закрепленного действующим законодательством о пенсионном страховании, в трех вариантах — низком, среднем и высоком.
Объем ресурсов для финансирования обязательств условно-накопительной системы перед мужчинами 1956-1994 годов рождения и женщинами 1961-1994 годов рождения определяется пропорционально периоду уплаты распределительных взносов в рамках прежней системы по формуле
10 716 K
(year - yearbirth - 20Ь
где Ртеп/ /ет — размер накопленной распределительной выплаты; 10 716 — средний размер тру-
довой пенсии по старости в 2014 г.; K — коэффициент конвертации периода уплаты взносов мужчинами 1956-1994 гг. рождения и женщинами 1961-1994 гг. рождения в рамках распределительной системы в пенсионные обязательства (39 и 34 соответственно); year — год достижения пенсионного возраста и установления выплаты; yearbirth — дата рождения застрахованного лица.
Рассчитанная величина условно-накопительных пенсионных прав определяет уровень целевого накопительного тарифа для достижения 40 % среднемесячной начисленной заработной платы при назначении трудовых пенсий мужчинам с 2017 г. и женщинам с 2029 г. согласно формуле (3).
Данные о численности получателей и сформированных пенсионных правах в рамках условно-накопительной модели позволяют определить годовую потребность в финансовых ресурсах на осуществление выплат пенсий в течение рассматриваемого периода. В ближайшие 70 лет эти выплаты сократятся и к 2090 г. составят 1,2 млрд р. (рис. 1).
¿4 500 £4 000 | 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000
500 0
2015 2030 2045 2060 2075 2090 Объе^ —■ Численность
Рис. 1. Прогноз численности получателей страховой пенсии и объема выплат в 2015—2090 гг.
За счет реализации мер, предложенных в статье, численность получателей страховой пенсии удастся сократить до минимума. Вследствие этого достигается сбалансированность пенсионной системы и ликвидируются регулярные дотации на финансирование дефицита бюджета ПФР.
При среднем размере оплаты труда на уровне 2014 г. данные о половозрастной численности наемных работников 20-60 лет для мужского населения 1956-2080 годов рождения и до 55 лет для женщин 1961-2080 годов рождения, приведенные к уровню занятости 2014 г., с учетом дифференциации размера взносов, направляемых на финансирование обязательств распределительной системы, позволяют на основании динамики фонда оплаты труда опре-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541
S. A. BUDKO
делить объем поступлений на финансирование распределительных выплат до 2100 г.
Прогноз доходов на финансирование обязательств условно-накопительной модели для инновационного и консервативного сценариев развития экономики отражает разнонаправленную зависимость динамики доходов от оценки развития демографических процессов (рис. 2).
Для низкого варианта демографического прогноза с 2035 г. наблюдается нисходящая динамика объема поступлений (с 2 587 млрд р. по инновационному сценарию и 1 950 млрд р. по консервативному сценарию к 2100 г. он снизится до 1 389 млрд р. и 986 млрд р. соответственно). Рост численности населения трудоспособного возраста в соответствии с высоким вариантом демографического прогноза с 2035 г. будет способствовать увеличению доходов (с 2 611 млрд р. по инновационному сценарию и 1 982 млрд р. по консервативному сценарию к 2100 г. их объем вырастет до 3 775 млрд р. и 2 666 млрд р. соответственно).
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
Динамика расходной и доходной частей бюджета ПФР, связанного с исполнением обязательств условно-накопительной модели, позволяет для рассмотренных сценарных и демографических условий провести анализ его долгосрочной сбалансированности. Финансирование распределительных обязательств связано с дефицитом бюджета до 2041 г. в условиях инновационного сценария развития экономики и до 2048 г. при консервативном сценарии (рис. 3).
Для оценки текущего объема необеспеченных финансовыми ресурсами обязательств пенсионной системы использовалась методика «поколенческого учета» [14, с. 47]. Согласно этой методике приведенная стоимость годовых дефицитов бюджетов ПФР на 1 января 2015 г. составила для инновационного сценария по низкому варианту демографического прогноза 20 848 млрд р., по среднему — 20 933 млрд р., по высокому — 20 398 млрд р.; для консервативного сценария по низкому варианту прогноза — 34 459 млрд р., по среднему — 34 504 млрд р.
4 000 3 000 2 000 1 000 0
3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0
2015
2046
2077
2077 2015 2046
Низкий • _ - - Средний ..... Высокий а б
Рис. 2. Динамика доходов на финансирование обязательств условно-накопительной модели для инновационного (а) и консервативного (б) сценариев развития экономики по различным вариантам прогноза до 2100 г., млрд р.
3 000 2 000 1 000 0
-1 000 -2 000 -3 000
2099
- — Средний
' Высокий
б
России при финансировании условно-накопительных тивного (б) сценариев развития экономики рд р.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
и высокому — 33 384 млрд р. Это отражает текущую стоимость реформирования системы обязательного пенсионного страхования России для обеспечения бездефицитности бюджета ПФР в долгосрочной перспективе и достижения социально приемлемого уровня компенсации дохода.
Прогноз функционирования действующей в настоящее время модели осуществляется при следующих условиях:
- сохранение компенсации дохода на уровне 2014 г.;
- дифференцирование частей тарифа страхового взноса на финансирование пенсий по инвалидности и потере кормильца, а также страховой и накопительной частей трудовых пенсий в зависимости от года рождения участников.
Актуарная оценка свидетельствует о наличии «структурных» дефицитов исполнения бюджета ПФР и подтверждает в периоде до 2100 г. предельно негативную оценку как первых результатов страховой пенсионной реформы 2002 г., так и экономических перспектив ее завершения [1, с. 57] (рис. 4).
2 500п 2 000 1 500 1 000 — 500 0
2015
2029 2043 2057 2071 2085 2099 -Низкий---Средний.....Высокий
Рис. 4. Актуарная оценка дефицита бюджета Пенсионного фонда России в части, связанной с финансированием страховой пенсии, по различным вариантам прогноза до 2100 г., млрд р.
Приведенная стоимость дефицитов бюджета ПФР действующей в настоящее время модели по состоянию на 1 января 2015 г. в условиях инновационного сценария развития экономики по низкому варианту демографического прогноза составляет 36 530 млрд р., по среднему —
35 269 млрд р., по высокому — 32 453 млрд р.; при реализации консервативного сценария по низкому варианту демографического прогноза — 43 308 млрд р., по среднему — 41 334 млрд р. и высокому — 37 418 млрд р.
Сопоставление прогнозов позволяет оценить соответствующий развитию демографических и экономических условий финансовый эффект, связанный с реализацией целевой модели (табл. 4), который в условиях инновационного сценария для различных вариантов демографического прогноза обеспечивает сокращение дисконтированной стоимости ежегодных дефицитов бюджета ПФР на 37,1-42,9 %, в условиях консервативного сценария на 10,8-20,4 %.
Таблица 4
Оценка финансового эффекта внедрения целевой модели пенсионной системы
Сценарий развития экономики Вариант демо-графического Оценка дефицита бюджета Пенсионного фонда по обязательствам Финансовый эффект
прогноза распределительной модели, млрд р.
Целевая Действую- млрд р. %
модель щая до 2100 г. модель
Иннова- Низкий 20 848 36 530 15 682 42,9
ционный Средний 20 933 35 269 14 336 40,6
Высокий 20 398 32 453 12 055 37,1
Консер- Низкий 34 459 43 308 8 850 20,4
вативный Средний 34 504 41 334 6 829 16,5
Высокий 33 384 37 418 4 033 10,8
Внедрение целевой модели обеспечивает сбалансированность системы обязательного пенсионного страхования, которая может быть достигнута в зависимости от вариантов демографического прогноза и сценарных условий развития экономики в период 2040-2050 гг. Она открывает возможности для снижения тарифа страхового взноса и реализации современного уровня компенсации утраченного дохода в долгосрочной перспективе.
Список использованной литературы
1. Соловьев А.К. Актуарный прогноз долгосрочного развития пенсионной системы России / А.К. Соловьев // Финансы. — 2012. — № 5. — С. 57-63.
2. Дмитриев М. Э. Финансовое состояние и перспективы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации /М. Э. Дмитриев // Пенсионная реформа в России: оценка специалистов / под ред. В. Н. Баскакова, А. С. Орлова. — М. : Ред. журн. «Пенсия», 1999. — С. 71-89.
3. Малева Т. М. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы : аналит. докл. / Т. М. Малева, О. В. Синявская. — М. : Поматур, 2005. — 76 с.
4. Роик В. Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право : учебник / В. Д. Роик. — М. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2007. — 456 с.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. ISSN 1993-3541 2016. Т. 26, № 1. С. 15-23. ISSN 1993-3541
S. A. BUDKO
5. Федотов Д. Ю. Развитие пенсионной системы России (вопросы теории и практики) : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.10 / Д. Ю. Федотов. — Иркутск, 2009. — 385 с.
6. Архипов А. П. Финансовый менеджмент в страховании : учебник / А. П. Архипов. — М. : Финансы и статистика : Инфра-М, 2010. — 320 с.
7. Актуарная математика / Н. Бауэрс, Х. Гербер, Д. Джонс, С. Несбитт, Дж. Хикман. — М. : Янус-К, 2001. — 656 с.
8. Гербер Х. Математика страхования жизни / Х. Гербер. — М. : Мир, 1995. — 156 с.
9. Фалин Г. И. Математические основы теории страхования жизни и пенсионных схем / Г. И. Фалин. — М. : Анкил, 2007. — 352 с.
10. Хитрова Е. М. Актуарные расчеты : учеб. пособие / Е. М. Хитрова. — Иркутск. : Изд-во БГУЭП, 2004. — 72 с.
11. Буренин А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов : учеб. пособие / А. Н. Буренин. — М. : Федер. книготорг. компания, 1998. — 352 с.
12. Баскакова М. Е. Гендерные аспекты пенсионного страхования в России / М. Е. Баскакова, В. Н. Баскаков // Пенсионные фонды. — 1997. — № 1 (9). — С. 30-32.
13. Соловьев А. К. Актуарная модель развития пенсионной системы / А. К. Соловьев, С. А. Донцова, Е. А. Кувал-кина. — М. : ГУ-ВШЭ, 2003. — 30 с.
14. Kotlikoff L.J. The Coming Generation Storm: What You Need to Know about America's Economic Future / L. J. Kotlikoff, S. Burns. — London, England : The MIT Press, 2004. — 306 p.
References
1. Solov'ev A. K. Actuarial Forecast of Long-term Pension System Development of Russia. Finansy = Finance, 2012, no. 5, pp. 57-63.(In Russian).
2. Dmitriev M. E. Financial condition and prospects for pension system reform in the Russian Federation. In Baskakov V. N, Orlov A. S. (eds). Pensionnaya reforma v Rossii: otsenka spetsialistov [Pension reform in Russia: specialists estimate]. Moscow, Editorial office of the magazine «Pension» Publ., 1999, pp. 71-89. (In Russian).
3. Maleva T. M., Sinyavskaya O. V. Pensionnaya reforma v Rossii: istoriya, rezul'taty, perspektivy.Analiticheskii doklad [Pension reform in Russia: history, effects, prospects. Analitical report]. Moscow, Pomatur Publ., 2005. 76 p.
4. Roik V. D. Osnovy sotsial'nogo strakhovaniya: organizatsiya, ekonomika i pravo [Basics of social insurance: organization, economy and law]. Moscow, RAGS Publ., 2007. 456 p.
5. Fedotov D. Yu. Razvitie pensionnoi sistemy Rossii (voprosy teorii i praktiki). Dokt. Diss. [Evolution of the Russian pension system (issues of theory and practice). Doct. Diss.]. Irkutsk, 2009.385 p.
6. Arkhipov A. P. Finansovyi menedzhment v strakhovanii [Financial management in insurance]. Moscow, Finansy i statis-tika Publ., Infra-MPubl., 2010. 320p.
7. Bauers Nyu, Gerber Kh., Dzhons D., Nesbitt S., Khikman Dzh. Dzh. Aktuarnaya matematika [Actuarial mathematics]. Moscow, Yanus-K Publ., 2001. 656 p.
8. Gerber Hans U. Life Insurance Mathematics. Berlin-Heidelberg, Springer-Verlag and Zurich, Swiss Association of Actuaries, 1990. 131 p. (Russ. ed.: Gerber H. Matematika strakhovaniya zhizni. Moscow, Mir Publ., 1995. 156 p.).
9. Falin G. I. Matematicheskie osnovy teorii strakhovaniya zhizni i pensionnykh skhem [Mathematical foundations of the theory of life insurance and pension patterns]. Moscow, Ankil Publ., 2007. 352 p.
10. Khitrova E. M. Aktuarnye raschety [Actuarial calculations]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2004. 72 p.
11. Burenin A. N. Rynok tsennykh bumag i proizvodnykh finansovykh [Securities and financial derivatives market]. Moscow, Federal Bookselling Company Publ., 1998. 352 p.
12. Baskakova M. E., Baskakov V. N. Gender aspects of pension insurance in Russia. Pensionnye fondy = Pension Funds, 1997, no. 1 (9), pp. 30-32. (In Russian).
13. Solov'ev A. K., Dontsova S. A., Kuvalkina E. A. Aktuarnaya model' razvitiya pensionnoi sistemy [Actuarial model of pension system development]. Moscow, The Higher School of Economics Publ., 2003. 30 p.
14. Kotlikoff L. J., Burns S. The Coming Generation Storm: What You Need to Know about America's Economic Future. London, England, The MIT Press, 2004. 306 p.
Информация об авторе Будько Сергей Александрович — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-таП: [email protected].
Библиографическое описание статьи Будько С. А. Целевая модель обязательного пенсионного страхования России / С. А. Будько // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 1. — С. 15-23. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(1).15-23.
Author
Sergei A. Budko — PhD Student, Department of Taxes and Customs Regulations, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article Budko S. A. The target model of the Russian compulsory pension insurance. Izvestiya Irkutskoy gosudarstven-noy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 15-23. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(1).15-23. (In Russian).