В.А. КОСТИН, профессор, проректор
Р.Г. НАСЫРОВА, доцент
Целевая контрактная подготовка для высокотехнологичных производств
В статье обсуждаются проблемы взаимодействия базовых предприятий и вуза, излагается опыт КГТУ им. А.Н. Туполева по целевой контрактной подготовке специалистов для машиностроительной и авиационной отраслей в регионе.
Ключевые слова: базовое предприятие, вуз, целевая контрактная подготовка специалистов, трудоустройство, машиностроение и авиация, регион.
Анализ развития современной экономики, целей, задач и приоритетов проводимой реструктуризации оборонной промышленности выявил определенные трудности в аэрокосмическом комплексе страны, в частности в его кадровых аспектах. Это нашло отражение в государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 гг. Из него следует, что в авиационной отрасли существует потребность в выпускниках учреждений, прежде всего - НПО, затем СПО и в меньшей степени - ВПО.
Система образования, обеспечивающая первую фазу воспроизводства трудовых ресурсов, т.е. их формирование, должна ориентироваться при эффективной работе на рынке образовательных услуг на 1) требования современной экономики (обеспечивать соответствующий уровень знаний и умений); 2) потребности рынка труда в необходимом количестве специалистов; 3) требования потребителей.
Формирование единого образовательного пространства, охватывающего учреждения НПО, СПО, ВПО, производство и науку, может осуществляться на основе следующих стратегий: объединения информационных пространств образовательных учреждений, науки и производства; перено-
са (трансфера) и продуктивного использования представлений, идей, принципов, знаний, методов и технологий из одних областей в другие; формирования новых форм коллективной деятельности. Организация элементов системы «образование - наука - производство» определяет развитие различных форм взаимодействий.
К традиционным формам социального партнерства можно отнести филиалы кафедр на предприятиях, хоздоговора с предприятиями на выполнение различных видов работ, практики на производстве.
В настоящее время наблюдается ин-
терес бизнес-сообщества к образованию, к подготовке кадров. Этот процесс отражается в нормативно-правовых документах. Принят закон, предусматривающий участие работодателя в формировании ФГОС и в контроле качества профессионального образования всех уровней. Ведь самые актуальные требования к выпускнику может сформулировать только работодатель.
В Республике Татарстан с 2005 г. реализуется порядок конкурсного отбора в государственные вузы на условиях целевой контрактной подготовки (ЦКП), утвержденный постановлением Кабинета министров РТ от 28.06.2004 г. №308 «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Татарстан и их трудоустройстве».
За четыре года выполнения постановления заказы министерств и ведомств существенно не изменились. По данным вузов РТ, в 2007-2008 гг. по дополнительным заявкам предприятий на очные бюджетные отделения было принято 1463 человека. Предприятиям больше нужны инженерно-технические кадры, хотя заявки на специалистов социально-гуманитарных областей также продолжают поступать. Анализ показывает, что потребность в инженерно-технических специальностях сегодня почти в два раза выше.
Для экономики страны важно, чтобы специалисты применяли свои компетенции в соответствии с полученным дипломом, чего часто не происходит. Не случайно Рособрнадзор намерен при выдаче лицензий по новым специальностям и при повторном лицензировании вуза учитывать экспертные заключения на востребованность кадров со стороны служб занятости и администраций региона, в котором функционирует вуз. В этих условиях интег-
рация вузов и производства выступает важнейшим фактором подготовки компетентного, конкурентоспособного, востребованного обществом специалиста.
Для взращивания профессионала, обладающего к тому же высокой мотивацией к труду и преданного предприятию, необходимо постоянное участие самого предприятия в образовательном процессе. На сегодняшний день работодатели практически не задействованы в уточнении образовательных программ с целью их «подгонки » под конкретное рабочее место и не всегда указывают свои требования к профессии. В результате выпускники часто не проходят отбор при трудоустройстве именно из-за несоответствия дополнительным требованиям работодателя.
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева является активным участником пяти образовательных кластеров Республики Татарстан (машиностроительного, авиационного, энергетического, транспорта и дорожного строительства, информатизации и связи), целью создания которых является социаль-
ное партнерство учебных заведений и предприятий РТ в подготовке высококвалифицированных кадров для региона.
Такая форма интеграции образования и производства позволяет свести до минимума время адаптации выпускника на рабочем месте; обеспечить мобильность специалистов при освоении и разработке принципиально новых технологий; ускорить рост профессионального мастерства выпускников; создать эффективную обратную связь вуза с предприятием в целях совершенствования предметного содержания учебного процесса, усиления практической составляющей обучения, формирования инструментов продуктивного взаимодействия производства и науки.
Наиболее перспективным направлением сотрудничества вуза и производств, входящих в образовательный кластер, и является целевая контрактная подготовка (ЦКП) специалистов по заказам предприятий, что особенно актуально для высокотехнологичных производств: машиностроения, авиа- и ракетостроения, транспорта и энергетики, где имеется острый дефицит инженерных кадров. По условиям ЦКП вуз и предприятие совместно с министерствами согласовывают цифры приема абитуриен-тов-«целевиков» с учетом потребностей промышленности и региона. КГТУ им. А.Н. Туполева имеет многолетний опыт сотрудничества в этом плане с предприятиями машиностроительной и авиационной отраслей: Казанским авиационным производ-
ственным объединением им. С.П. Горбунова, Казанским вертолетным заводом, Казанским моторостроительным производственным объединением, КамАЗом, КБ «Туполев» и другими.
Вместе с Казанским авиационно-техническим колледжем им. П.В. Дементьева, профессиональным лицеем ПЛ-123 и перечисленными выше предприятиями в рамках авиационного образовательного кластера осуществляется подготовка рабочих, техников и инженеров для авиационной отрасли. Совместно с КамАЗом КГТУ им. А.Н.Туполева организован втуз. Аналогичное взаимодействие наш университет осуществляет с предприятиями региона в области связи, транспорта, энергетики. При этом используются различные формы сотрудничества: целевая контрактная подготовка; организация учебных, производственных и преддипломных практик студентов; создание научных лабораторий и кафедр на производстве, создание учебно-научно-производственных комплексов; опрос работодателей для формирования наиболее важных компетенций (профессиограмм) специалиста; анализ отзывов работодателей; трудоустройство выпускников, стажировка преподавателей на передовых
предприятиях; выполнение совместных исследований и многое другое.
Со всеми предприятиями заключены долгосрочные договора о сотрудничестве, в том числе о целевой контрактной подготовке специалистов для базовых предприятий. Важным звеном ЦКП является реализация дополнительных образовательных программ по специализациям различного направления по согласованию с базовыми предприятиями. Целью введения таких дополнительных учебных занятий является углубление профессиональных знаний, улучшение качества подготовки инженерных кадров, адаптация их к условиям производства.
Имеющийся опыт развития новых форм интеграции вуза и базовых предприятий позволяет говорить о переориентации системы «образование -производство» на формирование компетентности специалиста, на развитие его профессионально значимых личностных качеств (лидерства, креативности и др.).
Награждение лучших студентов именными стипендиями от предприятий за научные исследования и высокую успеваемость должно стимулировать их к углубленному освоению предметов учебного плана. Предприятия могут финансировать и дополнительное изучение студентами смежных дисциплин, не входящих в госстандарт. Это также способствует повышению качества подготовки специалистов, причем при выборе программ дополнительного обучения целевых студентов предприятие исходит из стратегии своего развития. Участие работодателя в разработке тематики курсовых и дипломных работ позволяет
студентам глубже изучить специфику профиля предприятия и перспективы дальнейшей диверсификации производства.
Предприятия осуществляют контроль текущей успеваемости целевых студентов, которым они оказывают финансовую поддержку, что позволяет корректировать критерии их отбора и общее количество «целевиков».
Производственная практика, которую студенты проходят на предприятии, должна быть первым этапом адаптации студентов к профессиональной среде и приобретения необходимых практических навыков. Совмещение учебы и работы повышает их самодисциплину и психологическую устойчивость, дает возможность общаться со специалистами-профессионалами, перенимать их опыт и знания, формирует творческий потенциал.
Одним из условий ЦКП по заказу предприятий является совершенствование практических навыков студентов, в частности приобретение ими рабочих специальностей. Это позволяет улучшить качество инженерной подготовки уже с первых курсов обучения. Так, первокурсники Института авиации, наземного транспорта и энергетики КГТУ им. А.Н. Туполева имеют
возможность получить смежную рабочую специальность и днем трудиться на базовом предприятии, а во второй половине дня обучаться по программе вуза. Для этого на заводе открыты филиалы кафедр института. Полученная рабочая специальность повышает социальную защиту студентов на рынке труда, а в условиях дефицита рабочих кадров помогает решать задачи производства и делает более качественной подготовку будущих инженеров. По такой схеме работают выпускники Казанского авиационно-технического колледжа, объединенные в группы ЦКП вуза при Казанском моторостроительном производственном объединении и Казанском авиационном производственном объединении им. С.П. Горбунова.
За четыре года работы по целевой контрактной подготовке в КГТУ им. А.Н. Туполева поступили и обучаются около 300 человек, а в 2008/09 учебном году «целевики» составили 50% от общего плана набора абитуриентов. Полученные в ходе практической деятельности знания, умения и навыки помогают студентам глубже вникать в секреты будущей инженерной специальности. На старших курсах у многих из них начинается карьерный рост, происходит естественный переход на ин-женерно-техничес-кие должности.
Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные требования к качеству подготовки рабочих и специалистов для авиационной отрасли.
• Научно-технологическое обеспечение професси-
онального аэрокосмического образования, которое ориентировано на целевую подготовку и переподготовку кадров на базе передовых проектно-конструкторских решений, применения новых материалов и технологий.
• Информационное обеспечение подготовки специалистов для широкого использования информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделий авиационной и ракетно-космической промышленности - от разработки проектов до эксплуатации и утилизации.
• Формирование системы опережающей подготовки научно-педагогических кадров и повышения качества их профессиональной деятельности.
• Формирование единого образовательного пространства «НПО - СПО - ВПО - наука - производство», направленного на объединение усилий профессиональной школы, науки и отраслевых предприятий по организации целевой подготовки квалифицированных рабочих и специалистов под конкретные рабочие места.
Хотелось бы обратить внимание на возникающие при целевой контрактной подготовке проблемы. Прежде всего отметим некачественный отбор абитуриентов. Резко
упавший престиж инженерной профессии приводит к тому, что базовые предприятия вынуждены формировать контингент целевого набора из числа «троечников» - выпускников общеобразовательных школ. Как следствие - низкая успеваемость первокурсников и большой процент отсева. Многие базовые предприятия из-за дефицита рабочих кадров ввели новую схему обучения «целевиков»: днем - работа на заводе, вечером - учеба в вузе, что негативно сказывается на их успеваемости.
Наблюдается парадокс: предприятие желает иметь адаптированного к условиям будущей работы студента, и вуз по просьбе предприятия готов представить соответствующую программу дополнительной подготовки, предприятия же не в состоянии эту программу финансировать. Не всегда «целевикам» гарантировано трудоустройство, кроме того, на практике редко выполняются социальные гарантии договора (оплата проезда, проживание и т.д.).
Возможным выходом из сложившейся ситуации могли бы стать следующие меры:
■ создание оптимальных условий для совмещения работы и учебы целевиков;
■ приближение учебного процесса к месту работы, что сократит потерю времени при переезде к месту занятий;
■ формирование гибкого графика работы и учебы;
■ оплата дополнительной образовательной программы вуза за счет общих средств предприятий-работодателей, спонсоров и родителей;
■ привлечение специалистов предприятий для чтений лекций по дополнительной программе подготовки «целевиков».
Непосредственное участие предприятия в образовательном процессе позволяет готовить квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в конкретной области и адаптированных к производственной деятельности. Целевая контрактная подготовка сегодня остается признанным механизмом повышения качества подготовки специалистов для высокотехнологичных производств.
KOSTIN V.A., NASYROVA R.G. GOAL-ORIENTED CONTRACT-BASED TRAINING OF SPECIALISTS
The article discusses challenges of leading field enterprises and higher educational institution interaction. Tupolev Kazan State Technical University experience on goal-oriented contract-based training of specialists for engineering and aviation industry in the region is described.
Keywords: leading field enterprise, higher educational institution, goal-oriented contract-based training of specialists, employment, engineering and aviation industry, region.