вторых, на существенную и всерьез еще не осмысленную роль мусульманских народов в генезисе российской мысли и культуры и, в-третьих, на историю самой российской мысли во всех ее мучительных и творческих противоречиях...
Наследие Батунского, своеобразного исследователя и мыслителя, не вписывается ни в какие устоявшиеся школы, идейные или философские направления. Будучи при жизни, при всем его доброжелательстве к людям, человеком нонконформистского склада, он остался таковым и в своих трудах. Но этот творческий, никого до конца не устраивающий нонконформизм в конечном счете, как мне думается, "устроит" и Россию, и отечественную, и мировую науку.
М.А.Батунский, Россия и ислам, "Прогресс-Традиция", М., 2003 г., Т. 3, с. 253—255.
С.Прозоров,
востоковед
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "ИСЛАМ В РОССИИ"
Неповторимый характер российской цивилизации, культурно -исторического типа, сложившегося на обширной территории Евразии (включая, в общем, все постсоветское пространство), определяется наличием в нем теснейшим образом взаимосвязанных различных религиозных и этнических составляющих. Нравственное значение российского менталитета всегда основывалось на веротерпимости, российская государственность проистекала из геополитического, а не из узкого национально-религиозного начала, поэтому в России в силу глубочайших исторических причин никогда не был возможен проект узкоориентированного конфессионального государства. У народов, вошедших в состав России, сохранялась культурно-национальная автономия, их присоединение в имперский период происходило с установлением обоюдовыгодного сотрудничества и взаимопроникновением устоев. Общие хозяйственные функции выполнялись на основе не экспортируемых, а местных укладов, что способствовало сохранению культурных навыков и религиозных традиций народов, входивших в состав Российского государства.
Особое отношение к исламу в России исторически предопределял прежде всего внутренний фактор: значительная часть коренного
населения России, веками живущего на единой с русскими территории, исповедует ислам. Кроме того, большое значение имеет и внешний фактор — непосредственное и неизбежное соседство со странами исламского мира. Игнорирование "исламского фактора" в выработке и проведении внешней и внутренней политики России чревато тяжкими последствиями для населения страны, и отечественная история знает немало примеров этому. В последние десятилетия обострилось противостояние "исламского мира" и "западной цивилизации", активизировалась пропаганда идеи "возрождения" ислама. Этот процесс захватил и Россию, в которой оказалось почти утраченным понимание истинной цивилизованности как самоуважения, знания собственной культуры и умения пользоваться ее положительными сторонами. В силу ряда причин движение за "возрождение" ислама в России приняло национально-политическую направленность, а сам процесс "возрождения" — конфронтационные формы, провоцирующие обострение этноконфессиональных отношений в нашей стране. Этому способствует, в частности, невежество в отношении ислама в российском обществе, низкий уровень конфессиональных знаний среди самих мусульман, укоренившиеся негативные стереотипы взаимного восприятия представителями разных конфессий. В этих условиях и светская власть, и официальное мусульманское духовенство, вынужденные реагировать на активизацию деятельности проповедников "возрождения" ислама, оказались неспособны идеологически противостоять мощному натиску профессионально подготовлен-ных, зарубежных и местных, борцов за "чистоту" ислама. В условиях этно-конфессиональной и социальной напряженности, свободы передвижения граждан, доступа к новым средствам информационной коммуникации, традиционно репрессивные меры (преследования, запреты, цензура) против религиозно-политического экстремизма малоэффективны. Отсюда вытекает насущная потребность российского общества в научной информации об исламе, его духовных ориентирах и ценностях. Распространение адекватных знаний об исламе и разных формах его бытования может стать эффективным идеологическим аргументом против проповедников "чистоты" ислама, против их попыток насадить среди российских мусульман, поколения которых веками воспитывались на местных традициях, иные идеологические формы ислама, сложившиеся в других исторических условиях и в других историко-культурных регионах. Существенную роль в решении стратегических задач России в контексте ее взаимоотношений с
исламским миром, в том числе с российскими мусульманами, должно сыграть отечественное исламоведение. Оно имеет длительную историю развития, впитало дух единого всероссийского культурного пространства, проделало большую работу, направленную на выработку нового методологического подхода к изучению ислама, накопление базовых данных о классическом исламе и их интерпретации и на выявление механизма функционирования ислама как идеологической системы при всем многообразии и разнообразии форм его бытования. Однако результаты этих исследований остаются, по существу, невостребованными в обществе.
Началом долгого и трудного пути разрушения негативных стереотипов в отношении ислама, а также снятия этноконфессиональ-ной напряженности в России, может стать целевая комплексная программа "Ислам в России", имеющая федеральный статус. Предлагаемый вариант такой программы содержит два взаимосвязанных (идеологически и практически) блока.
I. Образовательный блок. Парадоксальной представляется ситуация, что в России нет академического исследовательского института, который занимался бы научным исламоведением, и нет специализированных кафедр в востоковедных вузах (факультетах), на которых студенты (будущие арабисты, тюркологи, иранисты и др.) могли бы получить классическое исламоведческое образование. Потребность же в профессиональных исламоведческих знаниях очевидна: они необходимы чиновникам разных государственных учреждений, работникам дипломатических служб, журналистам, преподавателям гуманитарных вузов, учителям общеобразовательных школ, сотрудникам культурно-национальных и просветительских центров и т.д. Планомерную работу с целью подготовки исламоведческих кадров целесообразно вести (с учетом российских реалий) в двух направлениях:
1) Включение в учебный процесс вузов в качестве обязательной программы специального курса лекций "Введение в исламоведение". Полный курс предназначен для востоковедных вузов (восточных факультетов), программа может быть адаптирована для чтения лекций в гуманитарных вузах, готовящих религиоведов, историков, философов, культурологов и т.д. В зависимости от профиля (специализации) вуза количество лекционных часов, предусмотренное программой полного курса, может быть сокращено. Предлагаемая программа — базовая, на ее основе можно разрабатывать различные спецкурсы по
исламу как для востоковедных, так и для гуманитарных вузов широкого профиля. С учетом места ислама в жизни российского общества целесообразно разработать такие спецкурсы, как "Ислам в России", "Суфизм на Северном Кавказе", "Богословско-правовая школа ха-нафитов: Теория и практика", "Современные переводы Корана" и т.д.
Задачи курса "Введение в исламоведение" — дать студентам научное и цельное представление об исламе как идеологической системе, показать механизм ее функционирования, сформировать в их сознании корректное отношение к духовным ценностям и ориентирам последователей ислама. На первом этапе реализации этой программы необходимо предусмотреть организацию специального семинара, целью которого являлось бы повышение квалификации действующих и потенциальных преподавателей данного курса лекций. Занятия на семинаре могли бы проводить приглашенные профессиональные исламоведы, специализирующиеся в разных областях научного исламоведения.
2) Подготовка исламоведов-исследователей и преподавателей вузов через стажировку и аспирантуру по специальности "Историография и источниковедение классического ислама" при Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН. Процесс обучения предполагает: последовательную проработку арабских текстов разного жанра по принципу "от простого к более сложному"; устные и письменные переводы и их обсуждение; вхождение в проблематику прорабатываемого текста; овладение понятийным аппаратом конкретной области исламоведения в историческом контексте (см.: Прилож. 1 и 2). Исламские духовные ценности и ориентиры, формировавшиеся на основе главных источников вероучения и права ислама — Корана и Сунны, — и поныне остаются стержневыми в его идеологической системе. Идеи ислама воспроизводятся не только содержательно, но и терминологически. Предлагаемая специализация — наиболее эффективный и плодотворный путь овладения базовыми знаниями об исламе и методологией его изучения. Без этих знаний, без овладения понятийным аппаратом научного исламоведе-ния невозможно адекватное понимание сложных идеологических процессов в современном мусульманском мире, в том числе в России. Именно эти знания помогут духовным и светским властям использовать идеологические аргументы в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом. Вовлечение в этот образовательный процесс молодых
мусульман, получивших религиозное образование, выведет их из-под влияния исламских пропагандистских центров, местных и зарубежных, и сами духовные и светские власти смогут оказывать влияние на формирование общественного мнения среди российских мусульман.
II. Издательско-просветительский блок. За последние полтора десятилетия книжный рынок России заполонила финансируемая исламскими фондами (иногда "темного" происхождения) массовая, дешевая и широко распространяемая литература об исламе. Апологе -тический характер этих (как правило, малограмотных, написанных с узкоконфессиональных позиций) публикаций, ориентированных на неподготовленного читателя, объективно имеет конфронтационный характер. В этой мутной воде "ловят рыбку" и многочисленные издательства, пользующиеся конъюнктурой и публикующие компилятивные труды новоявленных "исламоведов". В таких условиях академические издания профессиональных исламоведов оказываются неконкурентоспособными: высокая цена, малые тиражи, практическая недоступность за пределами Москвы. В качестве альтернативы этому потоку публикаций предлагается издать серию книг справочного и учебно-методического характера, написанных специалистами на основе проработки первоисточников и нового, системного, подхода к исламу. Выбор и порядок издания этих книг определяются их информативностью, дающей цельное, комплексное представление об исламе как идеологической системе в широком историческом контексте. В рамках этого направления возможна подготовка к изданию специальных научно -популярных серий, например, "Мусульманские богословы" (отдельные выпуски, посвященные жизни и деятельности мусульманских богословов, в том числе российских; материал может быть организован по регионам, школам, периодам), "Библиотека мусульманского богослова" (выпуски, посвященные главным трудам мусульманских богословов, как отдельным сочинениям, так и конкретным темам богословия, рассматриваемым в разных сочинениях и иллюстрируемым переводами соответствующих глав). К этой работе также можно было бы привлечь молодых российских мусульман, получивших религиозное образование и прошедших стажировку (аспирантуру) в академическом востоковедном институте. В конечном счете цель издательско-просветительского направления Программы состоит в том, чтобы вытеснить из книжного рынка России апологетическую и низкопробную литературу об исламе и предоставить российским читателям научную и непредвзятую информацию о нем. В
общественно-политическом плане реализация предлагаемой Программы может стать первым шагом на пути стабилизации этнокон-фессиональных взаимоотношений в России, при которых россияне смогут чувствовать себя комфортно независимо от религиозной и этнической принадлежности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Стажировка
Специальность — "Историография и источниковедение классического ислама (У1—Х1У вв.)". База — Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН. Цель — повышение квалификации и подготовка к поступлению в аспирантуру по указанной специальности.
Условия приема:
а) срок стажировки — от шести месяцев до года; б) знание арабского, русского и английского языков; в) конкурсный отбор по месту учебы/работы; г) содержание: проживание и стипендия за счет рекомендующей стороны или спонсоров.
Задачи:
а) приобретение навыков научной работы с оригинальными исламскими текстами на арабском языке — Коран, тафсиры, собрания хадисов, догматическая литература (доксография, полемика, теоретические труды мусульманских авторов, суфийские трактаты и т.д.); б) комплексный историко-филологический анализ арабских текстов; в) ознакомление с понятийным аппаратом научного исламо-ведения; г) овладение методиками исследования исламских текстов и методологическими подходами к изучению ислама; д) техника научного перевода исламских текстов с арабского на русский язык. Возможна стажировка по специальной программе.
Программа и план
Стажировку целесообразно проводить в два этапа с перерывом на летний сезон для самостоятельной работы стажеров. За время летнего перерыва стажеры должны подготовить образцы письменных переводов текстов, заданных руководителем стажировки, и проработать рекомендуемую литературу по исламу. Процесс обучения предполагает: последовательную проработку арабских текстов разного жанра; устные и письменные переводы и их обсуждение; вхождение в проблематику прорабатываемого текста; овладение понятийным аппаратом конкретной области исламоведения в историческом контексте. Контроль за прохождением обучения осуществляет Аттестационная комиссия во главе с руководителем стажировки. В зависимости от результатов собеседования и оценки образцов письменных переводов, выполненных стажерами в конце первого этапа, она выносит решение о целесообразности продолжения стажировки.
Первый этап
Агиография — "Сират расул Аллах" ("Жизнеописание посланника Аллаха") Ибн Хишама; биографические словари — "Табакат аш-шафи'ийа" ("Разряды шафи'итов") ас-Субки; мусульманское предание (ас-Сунна) — Сборник хадисов "Ас-Сахих" ал-Бухари; мусульманское право (ал-фикх) — "Китаб ал-харадж" ("Книга о харадже") Абу Йусуфа; мусульманская экзегетика (илм ат-тафсир) — "Тафсир ал-Кур'ан" ("Толкование Корана") ат-Табари, "Макалат ал-исламийин" ("Учения последователей ислама") ал-Аш'ари.
Второй этап
Догматика ('илм ал-'ака'ид, усул ад-дин) — "Ал-'Акида" ("Символ веры") Ахмада б. Ханбала, "Усул ад-дин фи 'илм ал-калам" ("Основы веры в спекулятивной теологии") ал-Багдади, "Ихйа' 'улум ад-дин" ("Воскрешение наук о вере") ал-Газали; полемика — "Ар-Радд'ала ахл ал-бида' ва-л-ахва'" ("Опровержение сторонников недопустимых новшеств и пристрастных суждений") Макхула ан-Насафи; доксография — "Китаб ал-милал ва-н-нихал" ("Книга о религиях и сектах") аш-Шахрастани; мусульманский мистицизм (суфизм) — "Табакат ас-суфийа" ("Разряды суфиев") ас-Селами, "Талбис Иблис" ("Козни дьявола") Ибн ал-Джаузи. Успешное про-
хождение стажировки дает право на вступительные экзамены в аспирантуру СПб ФИВ РАН по указанной специальности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Программа кандидатского экзамена по специальности 07.00.09 "Историография и источниковедение и методы исторического исследования": "Историография и источниковедение классического ислама (У!!-Х!У вв.)"
Историография и источниковедение ислама в отечественном востоковедении.
Происхождение ислама как религии: Проблемы и теории. Источники по истории начального периода ислама: их характер, степень достоверности. "Сират расул Аллах" Ибн Хишама; документы, надписи.
Пророческие движения в Аравии в первой четверти VII в. Му-хаммад — основатель ислама и государства. Аравийские корни ислама и идейные влияния на него: христианство, иудаизм, язычество.
Коран
История создания. Структура, хронология, содержание. Религиозно-политическая, социальная и правовая терминология. Идейные влияния. Коран как основной источник исламского вероучения и права. Коран как документ эпохи и памятник религиозной литературы.
Изучение Корана в России и за рубежом. Переводы на русский и европейские языки.
Сунна - источник исламского вероучения и права
Определение понятия "Сунна". Хадисы и их критика. 'Илм ал-хадис. Школы мухаддисов. Ранние сборники хадисов (муснад и му-саннаф) — структура и содержание. Сборники хадисов как исторический источник. Критика достоверности содержащихся в них сведений. Тенденциозность, целенаправленность отбора материала.
Суннитские канонические сборники хадисов. "Ас-Сахих" ал-Бухари.
"Ал-Кафи фи усул ад-дин" ал-Кулини как источник шиитского (имамитского) вероучения и права.
Изучение хадисов зарубежными исламоведами.
Мусульманская экзегетика
Внутриисламская полемика о толковании содержания Корана. Историко-филологическое (тафсир) и символико-аллегоричекое (та'вил) толкования Корана. Ранние комментарии. "Тафсир ал-Кур'ан" ат-Табари — наиболее полный и авторитетный комментарий к Корану. Школы экзегетов.
Догматика
Начальный период сложения мусульманской догматики. Соотношение духовного и светского в исламе. Проблема власти. Первые религиозно-политические партии: шииты, хариджиты.
Исламские доктрины верховной власти. Представления о природе власти: суннитская теория халифата, хариджитский имамат-халифат, шиитская доктрина верховной власти — учение об имамате. Принципиальные различия между ними.
Идеологическая борьба и идейные течения в исламе в VIII— IX вв.: зайдиты, исма'илиты, "крайние" шииты. Догматические расхождения: понятие "вера" (ал-иман), предопределение или свобода воли (ал-кадар), сущность (аз-зат) и атрибуты (ас-сифат) Аллаха, вечность или сотворенность Корана. Мурджииты, кадариты, му'тазилиты. Басрийская школа му'тазилитов. Ранние догматические сочинения. Шиитские догматические школы.
'Илм ал-калам - мусульманская схоластическая теология
Ал-Аш'ари и аш'аритская система догматов. Вклад ал-Газали в аш'аритский ал-калам.
Основные источники по истории мусульманской догматики: "Ал-Ибана 'ан усул ад-дийана" ал-Аш'ари, "Усул ад-дин фи 'илм ал-калам" ал-Багдади, "Ихйа 'улум аддин" ал-Газали, "Нихайат ал-икдам фи 'илм алкалам" аш-Шахрастани.
Вклад французских и немецких исламоведов в изучение мусульманской догматики.
Идейные течения и расхождения в исламе. "Правоверие" и "заблуждение" в раннем исламе. Идеологическая борьба и полемическая литература. Жанры ар-радд ("Опровержение") и ал-макалат ("Учения"). Му'тазилитская полемическая литература IX в.
Мусульманская доксография. Сводные труды суннитских авторов по истории идейных расхождений: "Макалат ал-исламийин" ал-Аш'ари, "Ал-Фарк байна-л-фирак" ал-Багдади, "Ал-Фисал фи-л-милал ва-н-нихал" Ибн Хазма, "Китаб ал-милал ва-н-нихал" аш-Шахрастани.
Шиитская доксографическая традиция. "Фирак аш-ши'а" ал-Хасана ан-Наубахти.
Изучение идейных расхождений в исламе в России и за рубежом.
Мусульманский мистицизм (ат-тасаввуф)
Идейные корни суфизма. Основные этапы истории суфизма. Ранние суфийские сочинения: биографические, теоретические (доктринальные). Ал-Мухасиби, ал-Бистами, ал-Халладж. Хорасан-ская школа XI в. (ал-Кушайри, ал-Худжвири, ал-Газали). Североафриканский суфизм. Ибн 'Араби — крупнейший мусульманский мистик-философ.
Суфийская терминология. Суфийские школы и братства.
Ислам и суфизм: общность и расхождения. Отношение суннитских теологов к теориям и практикам суфиев. "Талбис Иблис" Ибн ал-Джаузи.
Изучение суфизма в России. Суфизм в западном исламоведе-
нии.
Мусульманское право (ал-фикх)
Отличие понятий "ал-фикх" и "право". Место ал-фикха в исламе.
Источники мусульманского права (усул ал-фикх). Ал-Кийас и ал-иджма'. Асхаб ал-хадис и асхаб ар-ра'й.
Суннитские правовые школы (мазхабы): время сложения, распространение, различия между ними. Шиитские мазхабы.
Основные источники по истории мусульманского права: "Ал-Муснад" Абу Ханифы, "Ал-Джами' ал-кабир" аш-Шайбани, "Ал-Муватта'" Малика б. Анаса, "Ар-Рисала" аш-Шафи'и, "Ал-Ахкам ас-султанийа" ал-Маварди, "Ал-Муснад" Ахмада б. Ханбала, "Ал-Кафи фи усул ад-дин" ал-Кулини.
Изучение мусульманского права в России и за рубежом.
Мусульманская биографическая литература как источник по истории ислама
"Жития" "святых" и имамов. Жанры ар-риджал и ат-табакат: Структура и содержание. Суннитская и шиитская традиции. "Ар-Риджал" ал-Кашши и ан-Наджаши, "Табакат ал-ханабила" Ибн Аби Йа'ла, "Табакат ас-суфийа" ас-Сулами, "Табакат ал-му'тазила" Ибн ал-Муртада.
"Хроники" городов и стран. "Та'рих Багдад" ал-Хатиба ал-Багдади.
Идейный застой в исламе в XIV в.: причины и последствия. Ибн Таймийа: Призыв к "возрождению" норм первоначального ислама.
"Восток", М, 2004г., №2, с. 107-113.