Reasonable directions of improvement of the organizational bases of the system of training
of sports reserve Russian athletes Panova O. (Russian Federation) Целесообразные направления совершенствования организационных основ системы подготовки спортивного резерва российских легкоатлетов Панова О. С. (Российская Федерация)
Панова Ольга Сергеевна /Panova Olga - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра теории и методики легкой атлетики, Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград
Аннотация: в данной статье проанализированы организационные основы системы подготовки спортивного резерва в легкой атлетике. Определена ведущая роль всероссийской федерации легкой атлетики в системе подготовки спортивного резерва. Выявлены перспективные направления совершенствования организационных основ системы подготовки спортивного резерва на современном этапе развития спорта.
Abstract: this paper analyzes the organizational basis of the system of training of sports reserve in athletics. Is the lead agency Russian Athletics Federation in the training of sports reserve. Identifying promising directions for improving organizational bases of sports reserve training at the present stage of development of the sport.
Ключевые слова: легкая атлетика, спортивный резерв, система подготовки легкоатлетов. Keywords: athletics, sports reserve, system of training athletes.
Поступательное развитие спорта высших достижений немыслимо без совершенствования организационных и методических компонентов системы подготовки резервов в детско-юношеском спорте.
В настоящее время одним из главных направлений исследований в данном проблемном поле становится вопрос о наиболее эффективных способах подготовки юных и молодых спортсменов, с помощью которых можно добиться максимальных результатов в их карьере, используя все резервы организма без вреда для него.
Бурный прогресс достижений, отмечающийся в последние годы в ряде видов спорта, в значительной мере определялся факторами материально-технического и особенно научно-методического порядка. В исследованиях последних 20-30 лет были основательно рассмотрены многие аспекты подготовки юных спортсменов. Основные из числа изучавшихся специалистами вопросов в теории и методике юношеского спорта можно структурировать по следующим направлениям:
- выявление и поиск путей целенаправленного развития ведущих для той или иной соревновательной дисциплины способностей, занимающихся;
- обоснование эффективных средств и методов тренировки, целесообразных схем построения ее структурных образований различной продолжительности;
- определение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок в занятиях с различными квалификационно-возрастными группами;
- обоснование новых подходов в организации и методике отбора к спортивным занятиям, а также при физкультурно-спортивной ориентации;
- совершенствование системы управления тренировочным процессом.
Одной из наиболее фундаментальных признается проблема оптимизации управления подготовкой спортивных резервов [3]. В этой связи особенно большое значение приобретает разработка организационно -методических основ современного юношеского спорта, в частности - вопросов оценки деятельности тренеров и целых спортивных школ (особенно на этапах начальной специализации и углубленной тренировки), а также вопросов обоснования учебно-тренировочных режимов их работы.
Современная теория подготовки спортсменов, опирающаяся на методологию интегративных подходов, а также на возможности смежных дисциплин, позволяет обеспечить такую систематизацию знаний, которая отличалась бы функциональной полнотой и внутренней непротиворечивостью.
В России система подготовки спортсменов объединяет большое количество организаций, десятки тысяч специалистов различного профиля, несколько миллионов спортсменов. Спортивная подготовка нуждается в специализированном управлении. Основные задачи заключаются не только в создании единого технологического процесса подготовки, они намного шире и основополагают стратегию развития спорта, охватывают значительные социально-психологические, научно-технические, экономические и другие аспекты.
В сфере организации спортивной подготовки необходимо выделить ряд следующих положений, позволяющих подчинить материально-технический, кадровый, финансово-экономический потенциал для эффективной реализации возможностей современной методики тренировки [4] :
- взаимосвязь организационно-методических основ тренировки во всех структурных компонентах спортивной подготовки, в отношении ее целей, задач, материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения;
- обусловленность системы спортивной подготовки, материальной и моральной стимуляции труда тренеров и оргработников необходимостью достижения высшего спортивного мастерства, эффективной подготовки спортивного резерва;
- создание организационных условий, которые будут обеспечивать централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;
- поощрение организационных и научно-методических подходов к системе подготовки спортсменов высшего класса.
Существующая организационная структура системы спортивной подготовки в России сформировалась в 50-е годы прошлого столетия. Основным звеном в ней принято считать ДЮСШ, являющиеся первичным звеном, далее - СДЮШОР, затем - УОР, ШВСМ ЦСП, потом - сборные команды.
На развитие массового спорта ориентировано около 3000 комплексных ДЮСШ, около 500 СДЮШОР, около 85 ШВСМ. Если эффективность ДЮСШ по подготовке высококвалифицированных спортсменов принять за единицу, то в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) этот показатель в 3,5, в училище олимпийского резерва (УОР) - в 8, в школе высшего спортивного мастерства (ШВСМ) - в 20 раз выше. В спортивных школах проходят подготовку 37,7 тысяч высококвалифицированных спортсменов, из них в системе спорткомитетов 40%, органов образования -28%, ФСО профсоюзов - 15%, других организаций - 16 % [1, 5].
Формируя рациональную систему многолетней подготовки спортивного резерва необходимо создавать соответствующую организационную структуру, но и обеспечить соблюдение еще двух важных положений. Одно из них заключается в том, что все организационные структуры, все этапы многолетнего совершенствования должны необходимо обеспечить равным вниманием в отношении необходимого материально-технического и финансового, научно-методического кадрового и медицинского обеспечения. Повышенное внимание только на основных составах сборных команд и пренебрежение деятельности с ближайшим и отдаленным спортивным резервом в конечном счете приведут к развалу системы подготовки.
Второе положение связано с обеспечением оптимального соотношения количества занимающихся на различных этапах многолетнего совершенствования, которое предусматривает регулярный отсев не перспективных с точки зрения интересов олимпийской подготовки спортсменов и приток перспективных детей [4]. Существует определенный механизм управления спортом, который по мере роста спортивных результатов постепенно усложняется. Путем анализа практики управления, учета основных теоретических положений и специфики особенностей спорта можно выделить следующие наиболее важные элементы механизма современной системы управления спортом, к ним относятся методы управленческих воздействий; программно-нормативные основы; рациональное построение системы соревнований.
К методам управленческих воздействий относятся 4 основных типа механизмов управления: административные, социальные, экономические, правовые.
В практике управления спортом применяются различные программно-нормативные акты, которые условно можно подразделить на следующие:
1. Программы подготовки спортсменов по видам спорта с учетом различных возрастных и квалификационных категорий спортсменов, в которых в конкретной форме задан уровень подготовленности, а также определен состав адекватных средств и принципиальный порядок их использования.
2. Система соревнований: календари всероссийских, региональных, ведомственных соревнований, спортивных школ, а также правила соревнований.
3. Положение о Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).
4. Положения о государственных органах управления физкультурой и спортом в школах, центрах и других спортивных организациях и подразделениях, уставы ДСО, федераций, которые определяют цели, задачи и характер деятельности этих организаций и их структурных подразделений.
5. Государственные нормативы по налогам, акцизам, пошлинам и др.
Важнейшим инструментом управления и стимулом, который способствует повышению эффективности функционирования системы подготовки спортсменов, служат спортивные соревнования. Сущность управленческих воздействий на систему соревнований состоит в том, что:
- изменения в системе соревнований вызывают соответствующие изменения в системе подготовки спортсменов;
- уровень результатов спортивных соревнований приводит к необходимости вносить соответствующие изменения в деятельности спортивных организаций.
Реабилитация спортсменов, врачебно-медицинское обследование - неотъемлемая часть системы подготовки спортсменов. А. С. Костенко [2] предлагает четыре шага по пути реорганизации системы медицинского обеспечения подготовки юных спортсменов. Решение этих четырех первоочередных задач на
практике позволит организовать эффективную систему медицинского обеспечения подготовки спортивных резервов, а именно:
1. Привести наименование медицинских подразделений (медицинские центы, медпункты, медицинские кабинеты) в структурах учреждений физкультурно-спортивной направленности в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения. Это сразу же позволит приравнять статус медицинских работников учреждений физкультурно-спортивной направленности к статусу медицинских работников врачебно-физкультурной службы, решить вопросы зарплаты, медицинского стажа, льгот, подготовки и переподготовки кадров; станет возможным определиться со структурой медицинских центров (пунктов) и их техническим оснащением, выработать новый финансовый механизм управления для расширения ассортимента медицинских диагностических и физкультурно-оздоровительных услуг учащимся-спортсменам и населению.
2. Разработать штатные нормативы медперсонала учреждений физкультурно-спортивной направленности с учетом вида, типа учреждения, численности и категории учащихся-спортсменов.
3. Совершенствовать медико-биологическое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процессов и восстановительной терапии.
4. Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность медицинских центров (медпунктов) в структурах учреждений физкультурно-спортивной направленности.
Особое место в организации системы подготовки квалифицированных легкоатлетов занимает Всероссийская федерация легкой атлетики. Именно она должна разрабатывать концепцию подготовки легкоатлетов, воплощая ее в регламентирующие документы, раскрывающие целевую программу подготовки. Практика показывает, что реализация таких программ способствует повышению эффективности подготовки легкоатлетов и решает следующие задачи:
- подготовка основного состава сборной команды России кандидатов из числа олимпийского резерва для участия в Олимпийских играх;
- обеспечение успешного выступления легкоатлетов на крупнейших международных соревнованиях.
Подготовленность спортсмена обычно оценивается по уровню его спортивной результативности, а
эффективность функционирования всей системы спортивной подготовки - по выступлениям легкоатлетов на международной арене, в частности на самых ответственных соревнованиях - Олимпийских играх.
При рациональной организации подготовки, эффективном научно-техническом и медицинском обеспечении, высокой квалификации тренеров, наличии современной материально-технической базе и т. д. от 10 до 20% спортсменов, находящихся на этапах подготовки к высшим достижениям, максимальной реализации индивидуальных возможностей и сохранения высшего спортивного мастерства, оказываются способными к достижению результатов, позволяющих им бороться за награды на таких крупнейших соревнованиях, как чемпионаты Европы, мира, Олимпийские игры.
Важнейшее направление, которое определяет прогресс современного спорта, является разработка и использование новейшего спортивного инвентаря и оборудования, совершенствование мест проведения соревнований, что радикально влияет не только на рост спортивных достижений, но и на изменение спортивного мастерства легкоатлетов.
Особое место в организации системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов принадлежит Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). Именно она должна разрабатывать концепцию подготовки легкоатлетов, входящих в сборные команды РФ. Такая концепция должна официально документироваться и представлять собой утвержденную целевую программу подготовки. В процессе реализации таких программ в числе прочих должны решаться следующие задачи:
- подготовка в основном составе сборной команды России реальных кандидатов из числа олимпийского резерва для участия в Олимпийских играх;
- обеспечение успешного выступления российского олимпийского резерва на крупнейших юношеских, юниорских, молодежных международных соревнованиях.
ВФЛА организует соревнования в соответствии с Всероссийским календарем спортивных мероприятий, проект которого разрабатывается на основе предложений, вырабатываемых на ежегодной всероссийской конференции тренеров.
Поскольку наличие высококвалифицированных тренерских кадров является важнейшим фактором успешной организации и реализации подготовки олимпийского резерва, ВФЛА должна организовывать и проводить работу по повышению квалификации тренеров, работающих с молодыми спортсменами.
Особое внимание необходимо уделять целенаправленному поиску, анализу, обобщению и адресному распространению информации об инновационных технологиях в теории и методике подготовки, средствах и методах восстановления, инвентаре, недопинговых фармакологических средствах повышения работоспособности спортсменов. С данной целью необходимо привлекать дополнительные средства для поиска и приобретения необходимой информации, командировать ведущих тренеров на международные конференции, семинары, симпозиумы.
Необходимо проводить текущий контроль потребностей тренерского корпуса в научно-технологической информации и их удовлетворение через курируемую ВФЛА научно-методическую печатную периодику и информационные источники в Интернете.
Ведущие тренеры должны иметь возможность регулярно обмениваться информацией со специалистами по видам спорта со сходным характером соревновательной и тренировочной деятельности.
Таким образом, следует заключить, что в современных условиях развития спорта, непрерывно усложняющихся технологических процессов подготовки спортсменов возрастает необходимость совершенствования уровня и взаимодействия различных компонентов системы подготовки спортивного резерва [1].
Основные направления совершенствования системы подготовки спортивного резерва должны быть связаны со следующими:
- создавать организационные формы, ориентированные на использование интенсивных факторов;
- создавать комплекс условий, необходимых для воплощения в практику передовых технологий подготовки спортивных резервов;
- обеспечить согласованность действий всех организаций, которые принимают участие в подготовке спортивных резервов в легкой атлетике, и их последующая специализация;
- комплектация и целенаправленное использование ресурсов на основных направлениях;
- комплексно решать организационные, материально-технические, информационные, научно-методические и другие задачи;
- создавать эффективную систему управления и рациональной организационной структуры всей системы подготовки спортивного резерва.
Литература
1. Колесникова О. С. Пути модернизации типичной региональной системы подготовки российских легкоатлетов (на примере Волгоградской области). Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. С Колесникова -Волгоград: ВГАФК, 2008. - 25 с.
2. Костенко А. С. Четыре шага по пути реорганизации системы медицинского обеспечения подготовки юных спортсменов / А. С. Костенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2002. - № 2. - С. 31-34.
3. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г Озолин. - М.: Издательство АСТ, 2002. -864 с.
4. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
5. Panova O. S Features a capacity assessment of system of training athletes the regional / O. S. Panova // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Scientific journal. Vienna. - 2014. - № 6-7. - P. 126-132.