ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА
УДК 691.328.1, 658.518.3
ТРЕСКИНА ГАЛИНА ЕВГЕНЬЕВНА, канд. техн. наук, доцент, [email protected]
ПОВАРЕШКИНКИРИЛЛ ОЛЕГОВИЧ, начальник лаборатории
и отдела менеджмента качества,
Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОЙИНДУСТРИИ С ИДЕНТИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
Предприятия стройиндустрии в условиях вступления России в ВТО столкнулись с проблемой разработки и внедрения современных систем управления качеством продукции для сохранения конкурентоспособности, в том числе за счет сокращения выпуска дефектных изделий (конструкций). Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью проблем управления качеством продукции предприятий стройиндустрии с идентичными процессами жизненного цикла продукции. Проведенные исследования показывают, что, несмотря на широкую номенклатуру выпускаемых железобетонных изделий и конструкций различными предприятиями, подходы к выявлению причин возникновения дефектных изделий и организации мероприятий по их устранению идентичны, что обусловливает необходимость в разработке научно-методических основ управления качеством на таких предприятиях.
Ключевые слова: система менеджмента качества (СМК); железобетонные изделия и конструкции; жизненный цикл продукции; управление качеством.
GALINA E. TRESKINA, PhD, A/Professor, [email protected]
KIRILL O. POVARESHKIN, Head of Laboratory, [email protected]
Moscow State University of Civil Engineering, 26, Yaroslavskoe Road, 129337, Moscow, Russia
© Г.Е. Трескина, К.О. Поварешкин, 2014
QUALITY MANAGEMENT GUIDELINES AT INDUSTRIAL ENTERPRISES WITH IDENTICAL PRODUCT LIFE CYCLE
In terms of accession of Russia to the World Trade Organization, industrial enterprises of building sector face the problem of developing and implementing the modern quality management systems to maintain competitiveness due to a reduction of defective product or construction production, in particular. Relevance of this problem is stipulated by insufficient knowledge of the quality management at industrial enterprises of the building sector with identical product life cycle. The research presented in this paper shows that in spite of a wide range of ferroconcrete products and constructions produced by different enterprises approaches to detection of defective products and their elimination are identical. So, elaboration of the quality management guidelines is necessary at this kind of industrial enterprises.
Keywords: Quality Management System; ferroconcrete products and constructions; product life cycle; quality management.
Для современной экономики на строительном рынке характерен постоянно растущий уровень конкуренции среди предприятий по производству железобетонных изделий. В связи с этим предприятия стройиндустрии вынуждены направлять свою деятельность на выполнение требований заказчика, внедрять в рамках предприятия новые методы управления качественным производством с одной единственной целью - удовлетворить запросы заказчика. Сказанное позволяет сделать вывод, что качество является основой успеха и повышения конкурентоспособности предприятий стройиндустрии. Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям международных стандартов ISO серии 9000*, являются основополагающим способом повышения качества продукции предприятия.
В настоящее время ситуация в области производства железобетонных изделий и конструкций сложилась таким образом, что количество предприятий, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, значительно уменьшилось. Более распространенной является интеграция предприятий в объединения более сложных экономических систем (холдинги, корпорации), что в свою очередь меняет модель управления компаниями и приводит к необходимости разработки новых методических основ управления качеством. Поэтому в настоящее время необходимость создания стандартов качества, охватывающих процессы, существующие внутри деятельности отдельных объединений, является первостепенной.
Как правило, предприятия стройиндустрии с идентичными процессами жизненного цикла продукции ориентированы в своей деятельности на общие задачи развития головной организации, вследствие чего СМК отдельного предприятия должна быть направлена на выполнение единой политики и достижение целей обеспечения качества, что является причиной для создания единой типовой СМК. Кроме того, ряд крупных компаний (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»), образовательные учреждения и др., осуществляющие
* ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М. : Стандартинформ, 2013.
ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Стандартинформ, 2013.
деятельность в других отраслях, уже создали и внедрили в своем периметре типовые СМК.
Анализ фактического состояния деятельности предприятий стройинду-стрии Московского региона, входящих в периметр одной компании, показал, что наиболее распространенной проблемой, с которой сталкиваются предприятия, является значительная доля дефектной продукции при производстве, требующей доработки, что в свою очередь приводит к увеличению затрат на единицу выпущенной продукции (ремонт дефектных изделий).
Рассмотрим результаты исследований возникновения дефектной продукции на примере производства внутренних стеновых панелей в соответствии с ГОСТ 12504-80 и плит перекрытия в соответствии с ГОСТ 12767-94, ГОСТ 13015-2003. Исследования проводились с использованием статистических методов контроля качества, которые имеют особое значение и относятся к числу наиболее прогрессивных [3].
Исследования показали, что число существенных дефектов незначительно и вызываются они, как правило, небольшим количеством причин. Таким образом, выяснив причины появления немногочисленных существенно важных дефектов, можно устранить почти все потери [4].
Значительный интерес представляет построение диаграмм Парето в сочетании с диаграммой причин и следствий. Выявление главных факторов, влияющих на качество продукции, позволяет увязать показатели производственного качества с каким-либо показателем, характеризующим потребительское качество [Там же].
Сущность анализа Парето заключается в выявлении таких дефектов, на поиске причин которых необходимо сосредоточить особое внимание. При этом действует правило Парето, согласно которому 80 % всех дефектов вызвано небольшим числом причин [5].
На рис. 1 представлена диаграмма Парето по количеству выпуска дефектной продукции за определенный временной период по дефектам: некачественная поверхность и окол для двух видов продукции. Из графика видно, что накопленные 80 % дефектов соответствуют двум видам дефектов: некачественная поверхность и околы внутренних стеновых панелей, вследствие чего именно причины появления этих видов дефектов необходимо определить в первую очередь. Однако, поскольку дефект внутренних стеновых панелей «окол» не полностью входит в область 80 %, его необходимо исключить, следовательно, нужно установить причины появления дефекта некачественной поверхности внутренних стеновых панелей.
В первую очередь наиболее целесообразным является анализ затрат, связанных с выпуском дефектной продукции, для чего и была построена диаграмма Парето по уровню затрат, представленная на рис. 2. Принципиальный подход к определению производственных затрат на обеспечение качества продукции предусматривает оценку их на всех стадиях производства - технической подготовки, изготовления и реализации [7].
На основании построенной диаграммы Парето можно сделать вывод, что основные потери происходят по причине выпуска внутренних стеновых панелей с дефектом «некачественная поверхность».
100 % 90 % 80 % 70 % 60 % 54 % 50 % 40 % 30 % 20 %
100 %
10 %
0 %
54 %
; воздействие
-сумма
41 %
2 %
2 %
Вн. стен. панель - Вн. стен. панель - Пл. перекрыт. - Пл. перекрыт. ■ некач. пов. околы некач. пов. окол
Рис. 1. Диаграмма Парето по количеству случаев выявления дефектов
Сумма потерь составляет 30 581,94 руб. Результаты анализа причин возникновения дефекта посредством составления причинно-следственной диаграммы Каору Исикавы представлены на рис. 3.
100 % 90 % 80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 %
0 %
воздействие сумма
97 %
. 100 %
Рис. 2. Диаграмма Парето по уровню затрат на доработку
СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ УСЛОВИЯ ТРУДА
ТЕХНОЛОГИЯ Согласно техноло- Культура гической карте производства
Рис. 3. Причинно-следственная диаграмма
Анализ причин возникновения дефекта «некачественная поверхность» изделий типа внутренняя стеновая панель посредством построения причинно-следственной диаграммы Каору Исикавы позволяет сделать следующие выводы:
1) на посту шлифовки изделий отсутствует перечень изделий, которые необходимо подвергнуть дополнительной обработке, что влечет за собой сдачу на склад продукции с несоответствующей категорией поверхности;
2) на посту чистки и смазки отсутствует наглядная информация о правилах чистки и смазки форм;
3) на посту отделки изделий по сырому бетону отсутствует информация о количестве проходов валково-дисковой машины, что влечет за собой лишний этап обработки изделия;
4) на посту формовки изделий отсутствует наглядная информация о правилах формования изделий, времени вибрации, результатом чего становится наличие раковин на поверхности изделия. Кроме того, данное упущение может стать и причиной непроформовки изделия;
5) вновь пришедшие работники не подвергаются процедуре обучения и ознакомления с технологической документацией, стандартами рабочего места. Обучение осуществляется в ходе работы, что повышает вероятность производства несоответствующей продукции.
В качестве корректирующего действия, направленного на устранение основной причины появления дефекта, был предложен метод стандартизации рабочего места на постах производства с конкретным и последовательным описанием выполняемых технологических операций и последующим обучением работников. Анализ результативности проведения указанного корректирующего действия показал, что в следующем временном периоде количество ранее названного дефекта снизилось на 56,5 % (20 дефектных внутренних стеновых панелей), и соответственно затраты уменьшились на 13 тыс. руб. Расчет экономической эффективности от внедренных корректирующих действий за последующие полгода показал прогноз в размере 170 тыс. руб.
Исследование причин возникновения проблем в области качества на предприятиях стройиндустрии показал, что наиболее частым случаем является отсутствие установленных процедур:
- управления несоответствующей продукцией;
- оценки и переоценки поставщиков материалов;
- внутреннего обмена информацией;
- корректирующих и предупреждающих действий [6].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что, как правило, предприятия, имеющие идентичный процесс жизненного цикла продукции, в большинстве своем сталкиваются с однотипными проблемами в области качества, что подтверждает целесообразность разработки единых методических основ управления качеством для предприятий, имеющих идентичные процессы жизненного цикла продукции. На основании единых методических основ управления качеством могут быть разработаны типовые стандарты СМК для группы предприятий, которые вполне могут претендовать на место между отраслевыми стандартами и внутренними стандартами предприятий, а степень детализации и наиболее полного описания требований к процессам будет только возрастать. Иерархия стандартов, устанавливающих требования к организациям, представлена на рис. 4.
Междуннродные стандарты качества серии 9ООО
£
Отраслевые стандарты _±_
Счаццарш I руины кимиашш (организаций)
й
Стандарт организации
Рис. 4. Иерархия стандартов, устанавливающих требования к организациям
Типовые стандарты СМК позволят группе предприятий по производству ЖБК одного холдинга обеспечить новый уровень качества за счет:
- гармонизации СМК на предприятиях и ее направления на единый результат;
- оптимизации структуры основных и вспомогательных процессов, а также организационной структуры предприятий;
- одновременного развития технологии, кадровой службы, информационного и материально-технического обеспечения;
- внедрения единой методики оценки процессов и достигнутых уровней.
Выводы
Рассмотренные выше проведенные исследования показывают, что на предприятиях стройиндустрии с идентичными процессами жизненного цикла продукции причины возникновения дефектных изделий одинаковы, соответственно могут быть эффективно применены одинаковые подходы к разработке корректирующих действий, что обусловливает целесообразность разработки научно-методических основ управления качеством на таких предприятиях.
Библиографический список
1. Трескина, Г.Е. Целесообразность внедрения и сертификации систем менеджмента качества на предприятиях стройиндустрии / Г.Е. Трескина, В.Н. Свиридов // Технологии бетонов. - 2005. - № 2. - С. 57-59.
2. Трескина, Г.Е. Стратегия успеха в строительстве - система менеджмента качества по ИСО серии 9000 / Г.Е. Трескина, В.Н. Свиридов // Электронный журнал «Предотвращение аварий зданий и сооружений». - 2010. - № 5. - Условия доступа : http://www.pamag.ru/pressa/sosic.
3. Ефимов, В.В. Статистические методы в управлении качеством продукции / В.В. Ефимов. - Ульяновск. - 134 с.
4. Управление качеством / под ред. С.Д. Ильенковой. - М. : ЮНИТИ, 1998. - 192 с.
5. Шпер, В.Л. Диаграмма Парето / В.Л. Шпер // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 7.
6. Поварешкин, К.О. Актуальность разработки и внедрения СМК на предприятиях по производству ЖБК и бетонных смесей в современных условиях // Материалы XVI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Строительство - формирование среды жизнедеятельности». -Москва : МГСУ, 2013. - С. 300-302.
7. Борковская, В.Г. Экономика стандартизации, сертификации и управления качеством / В.Г. Борковская. - М., 2012.
References
1. Treskina G.E., Sviridov V.N. Tselesoobraznost' vnedreniya i sertifikatsii sistem menedzhmenta kachestva na predpriyatiyakh stroyindustrii [Expediency of implementation and certification quality management systems for construction enterprises]. Tekhnologii betonov [Concrete technologies]. No. 2. 2005. Pp. 57-59. (rus)
2. Treskina G.E., Sviridov V.N. Strategiya uspekha v stroitel'stve - sistema menedzhmenta kachestva po ISO serii 9000 [A strategy for success in construction - the quality management system accordance with ISO 9000]. Elektronnyy zhurnal «Predotvrashchenie avariy zdaniy i sooruzheniy [Electronic Journal "Preventing accidents of buildings and facilities"]. No. 5. 2010, available at http://www.pamag.ru/pressa/sosic (rus)
3. Efimov V.V. Statisticheskie metody v upravlenii kachestvom produkcii [Statistical methods in quality management products]. Uchebnoe posobie [Tutorial]. Ulyanovsk, 134 p. (rus)
4. Upravlenie kachestvom [Quality Management]. Ed. Il'enkova S.D. Moscow, UNITY, 1998. 192 p. (rus)
5. Shper V.L. Diagramma Pareto. [Pareto chart]. Metody menedzhmenta kachestva [Methods of Quality Management]. 2012. No. 7. (rus)
6. Povareshkin K. O. Aktual'nost' razrabotki i vnedreniya SMK na predpriyatiyakh po proizvod-stvu ZhBK i betonnykh smesei v sovremennykh usloviyakh [The urgency of developing and implementing a QMS at factories producing concrete structures and concrete mixes in modern conditions]. Proc. 26th Int. Sci. Conf. 'Building as formation of the living environment'. Moscow, Moscow State University of Civil Engineering, 2013. Pp. 300-302. (rus)
7. Borkovskaya V.G. Ekonomika standartizatsii, sertifikatsii i upravleniya kachestvom [Economics of standardization, certification and quality management]. Moscow, 2012. (rus)