Научная статья на тему 'Целенаправленное развитие познавательных стратегий на занятиях английского языка'

Целенаправленное развитие познавательных стратегий на занятиях английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / MENTAL OPERATIONS / СИНТЕЗ / SYNTHESIS / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СРАВНЕНИЕ COGNITIVE STRATEGIES / COMPARISON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царенкова Валерия Валерьевна, Шпановская Светлана Ивановна

Одной из актуальных и значимых задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования, сегодня является задача формирования у студента высшего учебного заведения критического стиля познавательной деятельности, в основе которого лежит комплекс рефлексивно-оценочных процедур, способствующих смысловому самоопределению студента в окружающем мире, в своей будущей профессиональной и социальной деятельности. Исследуя область познавательных стратегий студентов, в докладе вводится ряд рабочих определений данного понятия, классификация стратегий, методы их изучения, определяется место познавательных стратегий в структуре личностного опыта, рассматриваются основы моделирования образовательной технологии, предлагается технология целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС) и описываются пути и условия ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of development of students' cognitive strategies which is the key for the performance of personal development within educational model. The main advantage of the examined technology is the fact that it allows developing the capability of students for education in general, and ultimately it leads to self-organization, self-education, self-development. On the basis of this approach lies a complex of reflexive and estimating procedures contributing to conceptual self-determination of the student in his future professional and social activity. Studying the sphere of cognitive strategies of students, a range of working definitions of this concept is being used in the article, it offers the classification of strategies, methods of their studies, it determines the place of cognitive strategies in the structure of personal experience, offers the technology of goal-oriented development of cognitive strategies and describes ways and terms of it realization.

Текст научной работы на тему «Целенаправленное развитие познавательных стратегий на занятиях английского языка»

УДК 811.111:37.016-043.86

В. В. Царенкова, преподаватель, С. И. Шпановская, преподаватель

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

The article deals with the problem of development of students' cognitive strategies which is the key for the performance of personal development within educational model. The main advantage of the examined technology is the fact that it allows developing the capability of students for education in general, and ultimately it leads to self-organization, self-education, self-development. On the basis of this approach lies a complex of reflexive and estimating procedures contributing to conceptual self-determination of the student in his future professional and social activity. Studying the sphere of cognitive strategies of students, a range of working definitions of this concept is being used in the article, it offers the classification of strategies, methods of their studies, it determines the place of cognitive strategies in the structure of personal experience, offers the technology of goal-oriented development of cognitive strategies and describes ways and terms of it realization.

Введение. Несмотря на множество инноваций, которые внедряются в образовательный процесс, обучения по-прежнему остается ориентированным на простое развитие знаний, умений и навыков, а методы обучения - репродуктивными.

Это, в частности, связано с проекцией в дидактику взглядов Л. С. Выготского на развитие высших психических функций, формирование которых, согласно его культурно-исторической теории, происходит по принципу «внешнее во внутреннее» [1, 2].

Однако С. Л. Рубинштейн в своих работах уточняет теоретические позиции Л. С. Выготского, определяя развитие на основе принципа «внешнее через внутреннее» [3]. Он писал, что освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень развития умственных способностей, в свою очередь оно ведет к созданию внутренних условий для усвоения знаний и способов действия более высокого порядка. Это означает, чтобы обучить чему-либо, необходимо прежде узнать и затем учесть то, как именно знания будут преломляться через внутренние особенности организации его личностного опыта.

Основная часть. Важно отметить, что большинство сложностей в обучении возникает из-за того, что педагоги отдельно не обучают детей управлению своей учебной деятельностью.

В своей книге «Структура учения» И. И. Ильясов предлагает выделить два вида знаний: знания только о предметах и знания о предметах и действиях с ними в различных ситуациях и с различными целями [4]. Важно не только формировать предметные знания, умения и навыки, но и отдельно обучать собственно учебной деятельности, умению учиться, развивая познавательные способности, повышая обучаемость.

Практически это сложно осуществить без четкого определения структуры учебной деятельности и ее составляющих.

Согласно теоретическим идеям Л. Н. Леонтьева, любая деятельность содержит мотив, цель, действие и операции [5].

Однако с точки зрения управления учебной деятельностью недостаточно знать ее строение, но также важно понимать специфические взаимосвязи между всеми ее компонентами:

- мотивами и целями;

- целями и ключевыми действиями;

- действиями и получаемой обратной связью в процессе их выполнения;

- критериями реализации действий и получаемым результатом.

В разрабатываемой образовательной модели «Целенаправленное развитие познавательных стратегий студентов» вводится понятие познавательная стратегия. Данная образовательная модель относится к внутрисубъектной дидактике. Мы предлагаем сначала выявить внутренние особенности структуры познавательного опыта (стратегии), а затем на этой основе строить дальнейшее обучение [6].

Целенаправленное формирование данных стратегий в вузе может способствовать эффективному самостоятельному использованию познавательных стратегий, позволяющих индивиду посредством письменных иноязычных источников информации удовлетворять свои познавательные потребности в различных сферах научной и трудовой деятельности в процессе дальнейшего (само)образования и (само)развития.

Сегодня термин стратегия (образовательная стратегия, учебная стратегия, познавательная стратегия) прочно вошел в лексикон теоретиков и практиков образования без его четкого и разделяемого в психолого-педагогическом сообществе толкования.

Для более глубокого понимания, что собой представляет «познавательная стратегия», ее следует соотнести с другими уровнями познавательного опыта: способностями и познавательной деятельностью.

Эти два уровня как раз и связывают познавательные стратегии. В этом кроется причина и

объяснение. Способности базируются на стратегиях, а они, в свою очередь, являются операционально-управленческой частью деятельности. Способности являются метауровнем по отношению к уровню практических действий, представляя собой скорее результат их обобщения.

Конкретный набор и последовательность действий и операций определяют познавательную стратегию, а комплекс смежных стратегий, в свою очередь, - конкретную способность.

Под познавательными стратегиями, включающими стратегии визуального представления, группировки, трансформации, выделения главного, умозаключения и предположения, понимаются приемы преобразования и присвоения студентами исходной структуры учебного материала под действием мыслительных операций для достижения определенной познавательной цели.

Особенности стратегий чтения для учебно-познавательных целей определяются его спецификой как процесса поиска, извлечения, интерпретации и присвоения информации из иноязычного текста определенного профиля, подчиненного учебной задаче и познавательным потребностям студента, что предполагает достаточную сформированность познавательных стратегий визуального представления, группировки, трансформации, выделения главного, умозаключения, предположения (гипотезы).

Данный алгоритм включает три шага. Первый шаг определяет комбинацию мыслительных операций, лежащих в основе познавательных стратегий, применяемых в процессе чтения. Так, например, в основе познавательной стратегии «визуальное представление» лежат мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации; в основе познавательной стратегии «трансформация» - мыслительные операции анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения; а «умозаключение» базируется на обобщении, синтезе, конкретизации, сравнении и абстрагировании. Второй шаг преобразования заключается в выявлении определенных мыслительных операций, которые активирует студент в процессе чтения научно-учебных текстов на уровнях восприятия и понимания. Например, студент активизирует мыслительную операцию «абстрагирование», которая обозначает «отвлечение от несущественных признаков предметов и выделение в них основного». Третий шаг преобразования познавательных стратегий в наблюдаемые учебные действия подразумевает разработку обобщенных типов заданий для активизации каждой мыслительной операции в процессе чтения иноязычных научно-учебных текстов (см. таблицу).

Научно-учебный текст наиболее приемлем в качестве средства формирования познавательных стратегий за счет следующих характерных особенностей: 1) системности представленных

в нем определенных дисциплинарных знаний; 2) прагматической установки (передачи специальной информации с целью ее усвоения и хранения реципиентом); 3) научного стиля, требующего ясности, последовательности, точности изложения; 4) ярко выраженной структурной организацией единиц текста семантико-синтаксического и композиционного уровней; 5) многомерной связи текста с другими текстами по линиям содержания, структуры и формально-знакового выражения.

Мыслительная

Обобщенные типы заданий

операция

Анализ - назовите

- найдите соответствующие...

- выберите

- выделите

- вычлените

- определите

Синтез - соедините

- восстановите

- изобразите графически/схемати-

зируйте

- сделайте вывод

Сравнение - сравните

- сопоставьте/соотнесите

- различите

Конкретизация - исследуйте

- тщательно изучите...

Обобщение - что общего между... ?

- в чем сходство... ?

- по какому признаку сочетают-

ся... ?

- перечислите сочетающиеся друг

с другом...

- дополните список

- найдите соответствие

Абстрагирование - в чем заключается основная

мысль?

- найдите главное...

- под каким общим названием

объединим... ?

- обозначьте / подчеркните

Классификация - к какому типу относится...?

- к чему относится... ?

- охарактеризуйте

Успешному формированию познавательных стратегий в процессе чтения иноязычных научно-учебных текстов способствует трехэтапный подход, включающий следующие этапы: 1) когнитивный, на котором происходит осознание познавательной стратегии; 2) ассоциативный, предполагающий ее формирование, т. е. соединение знания с действием; 3) автономный, в ходе которого данная стратегия автоматизируется до уровня навыка. Реализации предло-

женной методики способствуют разработанные задания, соотносимые с каждым из вышеназванных трех этапов, которые направлены на формирование познавательных стратегий в ходе работы с тщательно отобранными иноязычными научно-учебными текстами конкретной профильной направленности. Данные задания предполагают: 1) уяснение содержания знания о познавательной стратегии (в форме вводной проблемной беседы); 2) усвоение познавательной стратегии как процедурного умения (выполнение специально разработанных заданий на основе научно-учебных текстов профильной направленности); 3) контроль сформированно-сти данной стратегии у студента [7].

В целом, в данной модели этапы организа-ции занятия можно представить следующим образом:

- актуализация деятельности студентов, в которой проявляется познавательная стратегия;

- презентация полученных результатов деятельности;

- проверка правильности результатов;

- выявление познавательной стратегии по листу анализа или вопроснику (в парах или индивидуально);

- сравнение познавательных стратегий, коррекция и обмен их успешными элементами;

- групповая рефлексия развития познавательных стратегий;

- презентация выявленных познавательных стратегий в группе;

- обобщение познавательной стратегии и разработка рекомендаций;

- презентация выработанных рекомендаций;

- групповая рефлексия полученных результатов.

По итогам экспериментальной деятельности педагоги отмечают, что занятия, проведенные в ходе исследования, были очень полезны для студентов, так как значительно изменили стратегии учащихся. После реализации цикла уроков студентам был дан контрольный текст для пересказа. В итоге они смогли самостоятельно подготовиться к пересказу незнакомого английского текста, применяя уже изменившиеся стратегии, приобретенные в процессе данной деятельности. Качественно изменилась их учебная деятельность, так как во время пересказа студенты вносили свои изменения в текст: объединяли предложения, исключая несущественные, на их взгляд, детали, заменяли трудные слова и выражения другими, более привычными и легкими для них.

Заключение. В завершение всего вышесказанного необходимо отметить, что изучение

познавательных стратегий студентов полезно для всех участников образовательного процесса, так как студент быстро учится управлению своей учебной деятельностью, что приводит к повышению эффективности обучения. А преподаватель может целенаправленно управлять ходом обучения, более детально влиять на его результаты, реа-лизовывать индивидуальную образовательную траекторию. Важно заметить, что выявление индивидуальных познавательных стратегий является одновременно условием и средством эффективного управления учебной деятельностью студентов.

В целом, выявление и развитие познавательных стратегий приводит к следующим результатам и эффектам:

- пониманию того, как думает и действует индивид в ходе учебной деятельности;

- учету в образовательном процессе его индивидуальных стратегий и особенностей организации личностного опыта;

- обеспечению эффективного управления его учебной деятельностью;

- передаче управления учением в «руки студента»;

- развитию многоуровневой рефлексии у обучаемого;

- повышению успешности обучения;

- развитию культуры самообразования;

- разработке принципов и методов построения внутрисубъектной дидактики;

- проектированию на основе универсальных стратегий образовательных макро- и микротехнологий;

- повышению психолого-педагогической культуры и мастерства преподавателя;

- перестройке содержания и технологий профессиональной подготовки преподавателя.

Литература

1. Выготский, В. Н. Педагогическая психология / В. Н. Выготский. - М.: ACT, 2005.

2. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М., 1973.

3. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. - М.: Издательство МПСИ, 2002.

4. Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. - М.: Московский университет, 1986.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004.

6. Плигин, А. А. Познавательные стратегии школьников / А. А. Плигин. - М., 2007.

7. Плигин, А. Л. Личностно-ориентированное обучение английскому языку / А. Л. Плигин. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.