Научная статья на тему 'Целенаправленная деятельность по созданию, развитию и использованию когорты талантливых сотрудников'

Целенаправленная деятельность по созданию, развитию и использованию когорты талантливых сотрудников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТАЛАНТЛИВЫЙ РАБОТНИК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТАМИ / БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ПЕРСОНАЛ / МЕНЕДЖЕРЫ ПО ПОДБОРУ / МЕТОДИКИ ПОДБОРА И УДЕРЖАНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕКРУТИНГОВЫЕ ПРИЕМЫ / МЕТОДЫ HR-МЕНЕДЖМЕНТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева А. З., Багомедов О. М.

В статье рассматривается важность и значимость талантливых людей для организации, что обусловлено объективными причинами такими как: возросшая роль нематериальных активов компаний и повышение спроса на компетентных сотрудников; глобализация бизнеса и укрупнение предприятий; высокая мобильность талантливых сотрудников в поисках лучших мест для самореализации. Все это вынуждает работодателей заниматься активным поиском талантов внутри и вне своих компаний, а затем обеспечивать им развитие и достойное применение в решении приоритетных бизнес-задач. Возникает необходимость в системном «управлении талантами». Многим компаниям предстоит осваивать науку работы с талантами одного из главных факторов успешного развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мусаева А. З., Багомедов О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целенаправленная деятельность по созданию, развитию и использованию когорты талантливых сотрудников»

Мусаева А.З.

ДГУ г.Махачкала [email protected]

Багомедов О.М.

ДГУ

[email protected]

УДК 323.326

DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10050 ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ, РАЗВИТИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОГОРТЫ ТАЛАНТЛИВЫХ СОТРУДНИКОВ

Аннотация: В статье рассматривается важность и значимость талантливых людей для организации, что обусловлено объективными причинами такими как: возросшая роль нематериальных активов компаний и повышение спроса на компетентных сотрудников; глобализация бизнеса и укрупнение предприятий; высокая мобильность талантливых сотрудников в поисках лучших мест для самореализации. Все это вынуждает работодателей заниматься активным поиском талантов внутри и вне своих компаний, а затем обеспечивать им развитие и достойное применение в решении приоритетных бизнес-задач. Возникает необходимость в системном «управлении талантами». Многим компаниям предстоит осваивать науку работы с талантами -одного из главных факторов успешного развития бизнеса.

Ключевые слова: Трудовой и социальный потенциал, талантливый работник, эффективность бизнеса, система управления талантами, бизнес-стратегия компании, инвестиции в персонал, менеджеры по подбору, методики подбора и удержания, корпоративная культура, рекрутинговые приемы, методы HR-менеджмента, инновационные проекты.

Musaeva A.Z., Bagomedov O.M. Purposeful activity on creation, development and use of a cohort of talented employees

Abstract: The article discusses the importance and importance of talented people for the organization, due to objective reasons such as: the increased role of intangible assets of companies and increasing demand for competent employees; globalization of business and consolidation of enterprises; high mobility of talented employees in search of better places for self-realization. All this forces employers to actively search for talent within and outside their companies, and then ensure their development and worthy application in solving priority business problems. There is a need for systematic "talent management". Many companies have to master the science of working with talents-one of the main factors of successful business development. Keywords: Labor and social potential, talented employee, business efficiency, talent management system, business strategy, investment in personnel, recruitment managers, methods of selection and retention, corporate culture, recruiting techniques, HR-management methods, innovative projects.

Значимость талантливых людей для организации очевидна, так как ситуацию на современном рынке труда (как на западном, так и на российском) характеризует емкое определение «война за таланты», введенное в конце 90-х гг. McKinsey&Company. Этот процесс возникает по объективным причинам:

Очевидно, что в организации далеко не все сотрудники являются талантами, равно как и конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому для менеджеров встает задача поиска и развития талантов, а в дальнейшем - обеспечить максимально возможную реализацию трудового и социального потенциала талантливого работника в интересах организации. Однако осознание необходимости подобных действий - лишь первый шаг на пути решения проблемы «борьбы за таланты». Исследование Talent Pulse, проведенное компанией Deloitte с участием 1400 руководителей и HR-директоров по всему миру, свидетельствует о том, что три четверти компаний в ближайшие годы будут испытывать нехватку талантливых сотрудников. Процесс идентификации талантов должен быть более открытым и понятным, а руководители должны больше связывать свой подход к управлению талантами с бизнес-стратегией компании. Причем это правило справедливо для компаний всех размеров.

Респонденты отметили связь между управлением талантами и показателями эффективности бизнеса. Более половины (54%) полагают, что нехватка талантливых сотрудников

напрямую влияет на прибыльность компании, а еще 40% считают, что она не позволяет компаниям предлагать и внедрять инновации.

Эшли Анвин (Ashley Unwin), партнер-консультант Deloitte, отмечает, что компаниям теперь важно воплотить это понимание в конкретные схемы управления персоналом. Организациям необходимо инвестировать в развитие талантливых сотрудников, чтобы эти вложения в будущем дали максимальную отдачу. Большинство компаний намерены пересмотреть затраты в сторону увеличения инвестиций в привлечение, удержание и развитие талантов, поскольку эти проблемы являются наиболее злободневными в области HR-менеджмента.

Помимо изменения структуры инвестиций в персонал и смещения акцентов в практике HR-менеджмента в пользу вопросов работы с талантами, американские специалисты создали систему привлечения таких специалистов на основе приспособления технологий маркетинга к процессу рекрутинга. Они рекомендуют использовать бренд компании не только для привлечения клиентов, но и для повышения заинтересованности потенциальных работников. Чтобы найти, привлечь и принять на работу талантливого профессионала, важно, чтобы все участники процесса отбора - менеджеры по подбору, линейные менеджеры - понимали, какие черты организации интересны и притягательны для будущих сотрудников. При этом формальное собеседование приобретает особое значение, так как является первым этапом взаимодействия с кандидатом. Эта встреча в значительной мере повлияет на его восприятие вашей компании, определит его ожидания относительно его будущих функциональных обязанностей, а также сформирует у кандидата впечатления от вашего бренда и представление о том, что значит работать с этим брендом и представлять его ценности.

Практика HR-менеджмента в США предусматривает наличие должности Chief Talant -директора по талантам. Он не является штатной единицей службы персонала, а подчиняется напрямую генеральному директору, взаимодействует со всеми службами и подразделениями компании как равный партнер. Основные функции Chief Talant - поиск, развитие и удержание талантов. В США полагают, что успешная деятельность по подбору и удержанию талантов ведет к 8%-ному увеличению рыночной стоимости компании. Поэтому, чтобы оценить возможности конкретной организации в решении данной задачи, предлагается сформулировать структурированные ответы на следующие вопросы:

• Какова стоимость 8%-ного роста для вашей компании?

• Сколько обычно времени уходит на поиски кандидата и закрытие должности?

• Каков коэффициент сокращения персонала в вашей организации?

• Какой процент предложений о работе принимается талантами?

• Какой процент предложений о работе отклоняется талантами?

• Какова стоимость упущенной производительности для вашего отдела? Анализ полученных ответов позволяет выявить проблемы, мешающие поставить

работу по привлечению талантов в организацию (либо структурное подразделение) на должный уровень.

Американцам свойственны тщательные и определенные способы к подбору специалистов. Поиски правды о лучших методиках подбора и удержания, креативность в любой работе рекрутера - далеко не полный перечень основных правил, действующих в подборе. Вот и нижеследующее условное разделение талантов, так или иначе привлеченных к компании, на три разных класса и конкретные рекомендации по отношению к этим талантливым кандидатам вполне вписываются в обязательный ритуал действий, характерных для рекрутера-американца.

Талант, который вам подходит по всем характеристикам и который вы хотите принять сегодня:

• Как вы можете стать «магнитом» для типа таланта, который ищете? Убедитесь, что любые новые рекрутинговые инициативы включают соответствующие показатели, в том числе долгосрочные инициативы с целью подпитывать отношения с талантами. Как этот талант нашел вас? Ответ дается для всех рекрутинговых приемов: информация на сайте, объявления, ярмарки вакансий, рекрутинговые мероприятия, рекомендации и т.д.

• Насколько быстро вы отвечаете подходящему таланту?

Время на ответы по запросам кандидатов, полученных через сайт, электронную почту, телефон, почту, рекомендации и на мероприятиях.

• Способны ли вы руководить подходящими кандидатами с момента первого контакта до приема на работу?

Длительность процесса приема до момента утверждения кандидатуры на вакансию (через анкеты, выданные новым сотрудникам, и через сайт).

• Талант, который находит вас, и который вы хотите принять на работу, но не сейчас, а в будущем.

Сколько времени вы будете культивировать отношения? Продолжительность отношений с момента первого контакта (пока отношения только зарождаются). Продолжительность отношений с момента первого контакта до приема на работу или до первого прекращения отношений (со стороны кандидата - из-за новой работы или потери интереса).

• Талант, который приходит к вам, но вы не хотите принимать его на работу. Как вы откажете кандидатам, попросив прислать их свои резюме? Как вы можете тактично отказать им?

Время на принятие решения и время на завершение общения.

Можете ли вы разобраться с их резюме?

Скорость обработки и количество повторных обращений кандидатов.

Таким образом, постоянно работая с талантами в определенном режиме, вы как бы устанавливаете цикл работы с ними, а не поддаетесь искушению работать периодически, не заглядывая в будущее. Таланты находятся всегда поблизости от вас, и вы можете их нанять и использовать их знания и опыт во благо фирмы.

Особое значение в работе с талантливыми сотрудниками, уже привлеченными в организацию, приобретает корпоративная культура. Среди новой волны книг, посвященных этой тематике, - Кьел А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Девиз их работ - современный бизнес невозможен без механизмов, позволяющих управлять самым главным инструментом создания стоимости - талантом сотрудников. «Капитал пляшет под дудку таланта» - так звучит название одной из книг скандинавских авторов-специалистов в области HR-менеджмента. Корпоративная культура компании - это то, что удерживает таланты в единой структуре, где они, объединившись, умножают друг друга.

Чтобы поиск и развитие талантов были сведены в единый механизм, возможно использование следующей системы (рис.1).

Успешная реализация системы поиска и развития талантов должна учитывать специфику динамики последних в рамках жизненного цикла, который (применительно к конкретной организации) включает в себя следующие этапы:

• идентификация и привлечение;

• наем и адаптация;

• мотивация и развитие;

• оценка деятельности и удержание;

• построение и поддержание отношений.

Если хотя бы один из этих этапов компания пропускает, она теряет талант.

Рис.1. Система поиска и развития талантов компании

В современной методологии выделяются три уровня управления талантами:

1) кадровый резерв (или планирование замен). Его задача - управление рисками; объект воздействия - ключевые руководящие позиции;

2) планирование преемственности. Задача - стратегическое кадровое обеспечение и развитие; объект воздействия - сотрудники с высоким потенциалом;

3) управление талантами. Задача - всеобщая преемственность и развитие; объект воздействия - вся организация.

К сожалению, значительная часть российских компаний пытается внедрять управление талантами не как целостную систему, а как набор изолированных практик. Причина этого проста: многие ИЯ-менеджеры, да и топы не понимают (не разобрались, не хотят вникать), что же такое управление талантами. Очевидно, что начинать нужно с первого уровня (кадровый резерв) и только по мере развития корпоративной культуры компании переходить ко второму уровню -планированию преемственности. Попытки выйти сразу на третий уровень могут дискредитировать саму идею управления талантами.

Концепция классического кадрового резерва, как правило, имеет три характерных особенности:

• сотрудники отбираются под определенную позицию. Сам отбор может происходить в открытом или закрытом режиме;

• попавшие в резерв сотрудники, как правило, осведомлены о планах их карьерного роста;

• развитие отобранных резервистов ведется целенаправленно для конкретных должностей.

Такой подход не всегда является оптимальным. В частности, недопустимость обеспечения в ближайшей перспективе рост по служебной лестнице большинства наилучших сотрудников -обыкновенное состояние многих фирм.

Стратегия «управления талантами» требует нового подхода к работе с сотрудниками в компании. Этот подход имеет следующие особенности:

1) все менеджеры, начиная с топ-менеджеров компании, ответственны за судьбу «корпоративных талантов»;

2) работа в компании должна строиться так, чтобы привлечь и удержать лучших сотрудников. Идет постоянных поиск талантов на рынке труда;

3) 20% талантливых работников обеспечивают успех бизнеса на 80%, поэтому, проявляя уважение ко всем работникам, компания отдает приоритет лучшим. В частности:

• существующие правила оплат и компенсаций пересматриваются, если это поможет привлечь и удержать их;

• на развитие талантов должна тратиться большая часть выделенных для этого ресурсов (например, те же 80%);

4) процесс развития талантов происходит преимущественно на рабочем месте, одновременно с решением реальных бизнес-задач;

5) в компании должны действовать комплексные программы развития, удержания и продвижения по службе наиболее успешных менеджеров.

Чтобы расширить классическую концепцию кадрового резерва и перейти к управлению «корпоративными талантами», следует сместить акценты в управлении персоналом в следующих направлениях:

- найти наиболее ценных для компании сотрудников, отдача от которых в управленческой или профессиональной деятельности значительно больше, чем от других;

- использовать потенциал лучших специалистов уже сегодня, не обещая новых назначений;

- сфокусироваться на развитии сотрудников, их последующем продвижении и воспитании у них чувства принадлежности к компании.

Реализация перечисленных выше подходов требует корректировки кадровой стратегии, сопряженной с бизнес-стратегией организации.

Разновидностью «талантов» следует считать «творческих работников» - это разграничение сегодня является общепризнанным, включено в научный оборот и широко отражено в литературе по проблемам HR-менеджмента. Специалисты полагают, что управление творческими работниками требует использования нетрадиционных методов. Как показывает практика, методология создания в компании необходимой среды для «выращивания» творческих работников базируется на абсолютно неприемлемых, на первый взгляд, принципах. Привычные способы управления персоналом - применительно к созданию творческой атмосферы в компании - во многих случаях следует «поставить с ног на голову».

Главное здесь - создание команды, которая будет в состоянии не только взглянуть на старые проблемы в необычном ракурсе, но и отказаться от их решения известными способами, найти нетрадиционный выход. Для достижения этой цели деятельность НК-менеджмента компании, направленная на «раскрутку», подлинно творческой активности персонала, должна значительно отличаться от привычной. Это требует существенной психологической перестройки ответственных менеджеров, поскольку всякому человеку свойственно действовать в границах «проторенной дороги».

Для появления в компании творческих работников необходимо радикально пересмотреть традиционные методы НК-менеджмента, применяемые при:

• наборе персонала;

• управлении персоналом;

• реализации рискованных проектов.

Например, применительно к процедурам набора персонала, следует обратить внимание на тот факт, что обладающие высокой самооценкой люди, скорее всего, будут раскованно вести себя по отношению к принятым социальным нормам. Нестандартно и неожиданно мыслящие, они способны непредсказуемостью своего поведения «свести с ума» большинство «нормальных» менеджеров, могут полностью опрокинуть привычные в компании взгляды на применяемые процедуры и методы ведения бизнеса. Наоборот, людей, наделенных высокой степенью

самоанализа, как правило, отличает способность достаточно легко соглашаться с мнением окружающих, поскольку это быстрей всего обеспечивает им «комфортное» пребывание в коллективе.

Таблица 1.

Отличия традиционного и нетрадиционного HR-менеджмента, ориентированного на

«выращивание» творческой команды

Традиционные положения Нетрадиционные положения

Вы решили осуществить мероприятие, которое, скорее всего,

обеспечит успех, очевидный для всех приведет к провалу, после чего все убедятся, что успех налицо

Награждайте

успех; наказываете провалы и бездействие и успех, и провалы; наказываете бездействие

Отыскивайте

людей и будьте благосклонны к тем, кто ценит существующую работу и заинтересован в ней методы исключения влияния заказчиков, критиков и всех, кто только обсуждает проблему денежной компенсации

Подумайте о

практически целесообразных проектах и запланируйте их выполнение совершенно несуразных и непрактичных проектах и запланируйте их выполнение

Выделите в коллективе довольных всем людей

и обеспечьте в будущем отсутствие «столкновений» и инициируйте «столкновение» на идейной основе

Отбирайте для работы людей

- быстро «встраивающихся» в организационные стандарты поведения в корпорации; - которые вам нравятся и обеспечивают комфортное состояние; - навыки, которых вам действительно необходимы - медленно «встраивающихся» в организационные стандарты поведения в корпорации; - «некомфортных» для вас, даже неприятных; - навыки, которых вам, скорее всего не нужны

Вспомните о своих прошлых успехах

и воспроизводите их и забудьте о них

Используйте интервью

для отбора и приема новых работников чтобы обнаружить новые идеи, а не для приема на работу

Игнорируйте работников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которые никогда не решали конкретные проблемы, стоящие перед вами которые уже решали ваши сегодняшние проблемы

Поощряйте работников

внимательных и послушных к указаниям руководителей и коллег пренебрегающих замечаниями и указаниями руководителей и коллег

Для корпораций, действительно заинтересованных в создании коллектива творческих р аботников, большую ценность будут представлять как раз такие «мало предсказуемые» кандидаты, которые с трудом обучаются ожидаемым методам выполнения привычных работ.

Таким образом, при отборе сотрудников с целью создания подлинно творческой команды следует отказаться от привычных стереотипов, в общепринятом смысле характеризующих

91

перспективных людей. При этом не следует принимать во внимание негативное впечатление, которое может быть вызвано поведением таких людей.

Другой весьма полезный принцип при целенаправленном наборе работников в творческую команду заключается в том, чтобы отбирать людей, обладающих навыками, которые представляются вовсе ненужными для выполнения традиционных процедур, принятых в компании. Часто при реализации инновационных проектов именно работники, никогда ранее не имевшие ничего общего с принятыми методами решения задач, находили и реализовывали по-настоящему «прорывные» технологии. Аналогичные подходы могут быть реализованы в рамках практически любой функции управления персоналом (табл.1).

Для формирования реальных творческих команд на практике важно изолировать их членов от влияния крупных заказчиков корпорации, чаще всего в лице маркетологов и агентов по продажам. При этом, как правило, крупные заказчики не заинтересованы в существенных изменениях популярных на сегодняшний день продуктов. А это может отрицательно повлиять на инновационный потенциал творческих менеджеров.

В настоящее время для многих компаний наиболее эффективный вид деятельности в области ИЯ-менеджмента, в том числе - по управлению талантами, - продолжение работы по приятым и успешно действующим методам. Однако современный бизнес в любой момент может потребовать разработки и внедрения инновационных проектов, что в силах осуществить только истинно творческие команды. В этом случае приведенные рекомендации окажутся весьма своевременными несмотря на их нетрадиционный характер.

Комплексность в управлении талантами может быть достигнута в ходе обобщения вписанных выше подходов и реализована с помощью механизма, отраженного на рис.2.

К сожалению, российская практика привлечения талантов в организации далека от совершенства. По данным агентства «Контакт», проводившего опрос по проблемам привлечения и удержания талантов, в данный момент можно говорить скорее о тенденции, нежели о наличии подобной системы в большинстве российских компаний.

Наибольшее количество респондентов (33%) считают, что система привлечения талантов на их предприятиях не имеет четкой структуры и носит случайный, несистемный характер. Однако 27% опрошенных заявили, что привлечение талантов - это определенная стратегия компаний; в

Описание требоМИИЯ / подбор и к*ям

_ /\

Контроль деятельности

Рис.2. Система управления талантами - круговорот функций

ИЯ-менеджмента

этом направлении идет регулярная работа. А вот два одинаково популярных, но совершенно противоположных варианта: первый - поиск и привлечение талантов является одним из приоритетов деятельности компании; второй - данная система отсутствует вовсе. Каждый из них выбрали по 20% респондентов.

Отсутствие более чем в трети случаев системной работы с талантами можно объяснить трудностями, возникающими у работодателей при подборе дарований. Главные проблемы -недостаток талантов на рынке труда, завышенные требования специалистов к компании -работодателю. Эти факторы, создающие определенные сложности для компаний, выбрали по 47% опрошенных. Также в качестве проблем респонденты называют высокую амбициозность талантливых специалистов и их низкую корпоративность. Обе эти тенденции, характерны для данной группы сотрудников, выделили по 40% опрошенных.

Только 20% респондентов ответило, что для них недостатком при подборе талантов является высокая стоимость данной категории персонала. Видимо, многие осознали, что талант стоит дорого, и понимают необходимость дополнительно за это платить. Хотя не все еще готовы делать это на практике.

Большинство опасений работодателя о сложности работы с талантливыми специалистами оправданы. На вопрос: «С какими трудностями сталкивается компания при подборе талантов?» более 60% респондентов ответили, что это большие амбиции соискателей. 27% ответивших сказали, что у талантов наблюдаются проблемы с дисциплиной. 20% опрошенных считают, что нет большой разницы в работе между рядовыми сотрудниками и дарованиями. Но в противовес им 20% сказали, что талантам уделяется слишком много внимания со стороны руководства. У13% опрошенных возникали проблемы с соблюдением талантами корпоративных норм и правил. А для 7% работодателей сложностью в работе с талантами может стать их повышенная инициативность.

Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что для российских работодателей поиск и удержание талантов еще не стало привычным направлением в области управления персоналом. Еще не все готовы платить за таланты, но самое главное - российские компании не представляют, как выстроить систему, в которой талантливый сотрудник может чувствовать себя комфортно и работать с максимальной отдачей, а сама компания иметь минимальные издержки и проблемы. Многим компаниям предстоит осваивать науку работы с талантами - одного из главных факторов успешного развития бизнеса.

Список источников:

1. Бахматова Т.Г. Оценка конкурентоспособности работников с позиций обладания ресурсным потенциалом трудовой мобильности // Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов: Материалы межрегиональной научно -практической конференции. - Бийск: Печатный двор, 2012.- С. 58-59.

2. Ивановская Л., Суслова Н. Конкурентоспособность управленческого персонала //Маркетинг, 2012, №6. - С. 35-46.

3. Майорова Е.В. Уникальные люди для обычных компаний // Управление персоналом, 2007, №2. - С 67-68, 70.

4. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 с.

5. Миляева Л.Г. Управление конкурентоспособностью персонала в условиях реализации компетентностного подхода: монография/ Л.Г. Миляева, Е.Н. Бавыкина. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2015.

6. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика персонала. Часть первая. - М.: Альфа - Пресс, 2009. - 1056с.

7. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности. - М.: ИНФРА-М, 2010.

8. Сотникова С.И., Немцева Ю.В.Конкурентоспособность персонала как объект управления // Вестник Омского университета: Серия "Экономика". - Выпуск №4. - 2012.- С. 12.

9. Трофимова И.Н. Технологический и трудовой ресурсы конкурентоспособности России: состояние и перспективы // Вопр. Статистики, 2012, № 9.

10. Управление человеческими ресурсами./Под ред. Руденко А.М. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 350с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.