parties and the ability to speak the common language of the mind, using rational arguments.
The main aim of the study involves a formal logical analysis of the "Eurasianism" phenomenon as an ideological phenomenon claiming the status of a scientific theory. Solving this problem makes it possible to characterize "Eurasianism" either as a scientific system or as a metaphysical construction.
In the scientific community, theory is viewed as a means of organizing and giving meaning to our knowledge. It can be regarded as a system of logically related provisions that cover a more or less significant number of observed facts and form a network of generalizations (laws) from which explanations can be derived for a number of phenomena. Responding to practice, the theory formulates a problem, from which it develops a set of hypotheses that make up the basis for theorizing.
A brief analysis of "Eurasianism" shows that this is not a scientific empirical theory, but a synthetic theory of a philosophical level. "Eurasianism" can be
characterized both as a historiosophic teaching, as an ideological doctrine, and as a utopian project. It consists, for the most part, of the logical relationships of ethical and ideological postulates and little enough tells us about the real world at the level of the lifestyle of specific people. Proceeding from the theory of "Eurasianism", we cannot predict this or that variant of our behavior. This is due to the fact that in the theory of "Eurasianism" there are not rational individuals with their own interests and values acting, but such phenomena as "geography", "history", "space" that cannot decide for us what purpose we should choose.
Keywords: "middle continent", geographical determinism, "Eurasian space", "topogenesis", materialism.
References
1. Savitsky P. N. Evraziystvo [Eurasianism] // Izbran-noe [Selected works]. Moskow, 2010. 776 p. [In Russ.].
2. Savitsky P. N. Kontinent Evraziya [The Eurasian Continent]. Moscow, 1997. 464 p. [In Russ.].
УДК 37.035.6:327.323(4/5)
В. И. Матис, доктор педагогических наук, профессор Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
vmatis@rambler.ru
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В статье на основе анализа различных точек зрения отечественных и зарубежных авторов определяется цель и задачи поликультурного образования в условиях поликультурного сообщества, каким, безусловно, является и евразийское пространство. Анализируется формирование поликультурной личности на основе принципов ценностного воспитания.
Ключевые слова: поликультурное образование, социализация, интеграция, межкультурное пространство, формирование поликультурной личности, принципы ценностного воспитания.
В современных условиях развития межкультурных связей и миграционной мобильности во всем мире важным становится воспитание молодёжи, готовой к социализации и интеграции в межкультурное пространство, формирование поликультурной личности на основе принципов ценностного воспитания, толерантности, эмпатии и других качеств необходимых для общения в многонациональном, многоконфессиональном - поликультурном сообществе.
Реализация такой цели возможна через призму развития поликультурного (глобального) образования. Практическое обоснование необходимости такого подхода в начале третьего тысячелетия объясняется объективными процессами, происходящими в мировом сообществе, о которых много говорят и в средствах массовой информации и в научных публикациях и в образовательной и культурной практике: реально весь мир идет к единству
- все люди, все человечество на планете в результате усложняющихся взаимосвязей и взаимозависимостей объединяются в социосферу, как целостную, единую социальную оболочку планеты, главной частью которой становится сфера разума - ноосфера и т. д.
В связи с этим формирование поликультурной личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира - становится целью поликультурного (глобального) образования.
Такая направленность образования реализует выполнение задачи формирования в личности современной этнокартины мира, становления национального самосознания, что, в общем, и является фундаментом, на котором основывается мировоззренческая зрелость.
Интерес к идее международного сотрудничества, обусловлен расширением связей, усилением миграционных процессов в мировом масштабе, а также обострением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в государствах с полиэт-ничным составом населения.
Все это приводит к определенным трудностям в языковом и межкультурном общении людей, представляющих различные культурные системы, которые включают не только исторические, но и языковые и конфессиональные особенности.
Усугубляют и обостряют современные процессы в многонациональных обществах противоречия, возникающие в поликультурной среде в разных вариациях. Они могут проявляться между потребностями общества в формировании личности, способной интегрироваться (а не ассимилироваться) в поликультурное пространство и недостаточными для этого усвоенными знаниями, приобретенными умениями, получаемыми навыками и сформированными компетенциями в стенах современных учебных заведений; между требованиями общества к подготовке выпускников школ способных (и готовых) к интеграции в межкультурное образовательное пространство на мезо-, макро- и мега-уровне и недостаточной готовностью молодёжи к этому процессу на практике (недостаточные знания этнокультурных, этнопсихологических и этнопедагогических особенностей народов, включенных в процессы коммуникации коллектива, региона, страны, а также умений и навыков использования этих особенностей в повседневной практике общения, взаимодействия и сотрудничества); между требованиями современного производства в высококвалифицированных работниках, способных осуществлять свою профессиональную деятельность в поликультурном окружении (совместные фирмы, партнерские связи, образовательная мобильность и т. д.) и реальным уровнем этнокультурной подготовленности личности осуществлять свою профессиональную, учебную деятельность в противоречивом и многогранном социокультурном мире; между культурными, образовательными и жизненными ориентациями молодёжи этнокультурных групп (желание делать упор на сохранение и развитие эт-носпецифических особенностей материнского этноса) и реальными возможностями, предоставляемыми обществом в получении полноценного поликультурного образования и воспитания.
В связи с возникающими противоречиями остро встает вопрос о поиске эффективных механизмов устранения накопившихся проблем во взаимоотношениях людей разных культур, национальностей, конфессий. В этих условиях образование как институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, ценностных ориентаций и социального опыта, стало рассматриваться многи-
ми учёными, политическими и общественными деятелями в качестве одного из наиболее эффективных средств формирования у личности основ межкультурного общения [1, с. 78].
При определении цели поликультурного образования у авторов пока нет единства, но все они предлагают акцентировать внимание на определенных направлениях.
И. С. Бессарабова, например, несколько абстрактно, но вполне понятно отмечает, что «российские учёные акцентируют разные аспекты, но едины во мнении, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности» [2]. Более конкретны в этом смысле В. В. Макаев, З. А. Малькова и Л. Л. Супрунова, которые определяют главную цель поликультурного образования как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [3, с. 6].
Еще одну точку зрения высказывает А. Н. Джуринский считая, что поликультурное образование преследует «три группы целей, обозначаемые понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае, по мнению автора, речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором - о поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем - о воспитании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей» [4, с. 13-14].
Не противоречит имеющимся точкам зрения и Г. В. Палаткина считая, что поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе [5, с. 175].
Более развернутый подход к определению цели поликультурного образования демонстрирует Г. Д. Дмитриев, которую он видит в том, чтобы «способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется: толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным участием всех и каждого в принятии решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; уважением права
свободного выбора человеком своих культурных идентичностей» [6, с. 34].
Усилия зарубежных исследователей связаны с определением целей поликультурного образования. Например, Д. Бэнкс, считает, что главная цель поликультурного образования, выводимая из роли этнического фактора в американском обществе, состоит в том, чтобы подрастающим поколениям развить межкультурную компетентность [7]. С этим трудно спорить, да и не к чему, поскольку сама идея прогрессивна и отвечает требованиям и сегодняшнего дня. По мнению американцев, школа должна знакомить с миром «чувств, верований, пониманий, надежд, желаний, мечтаний, миром нужд, вдохновений, стремлений» [8, р. 102]. Пристальное внимание американских исследователей к проблемам образования вообще и глобальному в частности, было связано с проявляющейся тенденцией к интеграции международного образования, с попыткой преодолеть методологический кризис, но дальнейший идеологический перегиб в сторону идеализации предполагал «создать общую теорию, которая могла бы служить методологической основой конкретных дисциплин» [9, р. 15].
Так Р. М. Хатчинз, например, выступал с идеей создания открытого университета под эгидой ООН, который мог бы стать моделью для будущего образования в мире [9, р. 15]. В отличие от своих российских коллег, американские исследователи формулируют главную цель поликультурного образования в «получении качественного образования на всех его уровнях каждым членом американского общества, несмотря на имеющиеся различия между ними в расовом, этническом, социальном, гендерном, культурном и религиозном отношении» [2].
Анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблемам поликультурного образования (И. Д. Лельчицкий, В. В. Макаев, З. А. Малько-ва, В. И. Матис, И. В. Песков, Л. Л. Супрунова, Д. Бэнкс, Р. М. Хатчинз и др.) [1; 3; 10-12] и практической деятельности образовательных учреждений в этом направлении В. В. Виноградов, Г. В. Разумовская [13; 14] дают основание сделать вывод о том, что предпринятая операциональная интерпретация понятия цели поликультурного образования как отечественных, так и зарубежных исследователей показывает, что можно определить поликультурное образование как приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской, американской, китайской или казахской и т. д.) и мировой культурам в целях духовного обогащения, а также как развитие планетарного сознания и формирование готовности и умения жить в поликультурной среде. Такое понимание поликультурного образования предполагает, что содержание образования
черпается из родной, отечественной и мировой культур, в которых соединяются передовые достижения разных народов.
Исходя из анализа вышеизложенного, можно сформулировать и нам рабочее определение цели поликультурного образования, которая может быть определена как подготовка индивида к активной деятельности, основанной на терпимости в современной поликультурной среде и сохранении своей культурной идентичности, уважении иным культурно-этническим общностям.
С дополнением, что поликультурное образование - одно из важнейших средств, с помощью которого формируются соответствующие компетенции, обеспечивающие индивиду возможность полноценно функционировать в поликультурной среде. Такое образование является основой для будущего развития личности, первой ступенью к непрерывному совершенствованию своих знаний, умений, навыков и различных видов деятельности в современном обществе.
Необходимо учитывать, что поликультурное образование - процесс и результат овладения системой знаний о научных основах современного мира, умения интегрироваться в интеркультурное пространство на основе взаимосотрудничества и взаимотворчества.
Хотелось бы подчеркнуть, что вопрос состоит не в том, чтобы отдать предпочтение национальной культуре, по отношению к которой другие культуры были бы переведены во второразрядные, или поддерживать социальную ситуацию, при которой одна культура доминирует над другой, а в том, чтобы создать условия, при которых социальная поликультурная среда могла бы быть понята, оценена и критически изучена и индивид мог бы достигнуть цели своей деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением целого комплекса задач, которые определяются не только целевыми установками, но и особенностями механизмов мыслительной деятельности, восприятия «иного» и соотнесения «иного» со «своим», социально-культурными установками, привычками, обычаями, традициями и т. д.
Результатом решения таких задач становятся студенческие обмены, приглашение преподавателей, совместные научные проекты. Примером могут служить и налаживающиеся международные связи в рамках евразийского сотрудничества.
Понимая, что любая схема грешит, мы, тем не менее, выделяем несколько групп задач, способствующих достижению целей для более глубокого их понимания и структурирования. К первой группе можно отнести содержательные, которые ориентированы на формирование знаний:
- теоретической базы для осмысления социально-культурных, этнополитических процессов;
- о национально-культурном многообразии мира в его прошлом и исторической перспективе на примере национальной культуры;
- о развитии этнических культур и выявлении проблемы национально-культурной идентификации;
- о необходимости и возможностях реализовать собственную национально-культурную идентификацию.
- о культурах, которые оказали значительное влияние на формирование и развитие собственной этнической культуры.
Вторая группа - практические, предусматривающие овладение умениями и навыками:
- анализа и описания этнических культур во времени и пространстве, по горизонтали и вертикали;
- овладения способами деятельности в поликультурной среде;
- описания поликультурной среды через овладение специальным понятийным аппаратом;
- описания себя как представителя этноса, социальной группы, религиозной общины, семьи и т. д.
Третья группа - эмоционально-ценностные, которые помогают сформировать:
- коммуникативные качества и межкультурную компетентность;
- терпимость и уважение к иным этнокультурным общностям;
- собственное отношение к «иному», избегая как огульного признания «иного», так и его отвержения;
- личную позицию и понимание меры ответственности за результаты своего труда и своих поступков;
- терпимость и уважение права каждого народа сохранять свою культурную самобытность.
Методологической константой в современных условиях является то, что вхождение в мировую и национальную культуру начинается через освоение своей этнической культуры на основе знаний родной истории, культуры и языка. Задача для формирования теоретической базы, для осмысления социально-культурных, этнополитических процессов предполагает возможность получать глубокие и соответствующие знания о «своей культуре», т. е. культуре, которую несут первичные референтные группы, такие как семья, родственники, соседи и религиозные общины, этнос, что определяет необходимость в предоставлении самых широких возможностей знакомства с историко-культурными корнями личности как представителя семьи, социальной группы, религиозной общины, этноса.
Решая содержательную задачу поликультурного образования по формированию теоретической базы для осмысления социально-культурных, этно-политических процессов, необходимо усвоить ме-
тодологическую культуру анализа и понимания этих самых процессов в реальной действительности.
Очевидно, что знакомство с процессом формирования национальной культуры подразумевает признание многообразия «культурно-
исторического фона», который является фактором формирования и развития любой культурно-этнической общности.
Следовательно, решая задачу поликультурного образования, необходимо выполнять задачу формирования представлений о национально-культурном многообразии мира в его прошлом и исторической перспективе на примере национальной культуры.
Опыт освоения элементов культуры народа становится важнейшим инструментом, компетенцией познания иной, ранее неизвестной культурной общности, ее истории, культуры, традиций и обычаев т. к. за всем многообразием внешнего облика представителей других культур, их поведением, нормами, обычаями и традициями скрыты одинаковые или очень схожие человеческие обстоятельства. Этот тезис подтверждается и другими исследователями поликультурного образования. Так, В. Н. Романов в монографии «Исторический опыт развития культуры. Проблемы типологии» подчеркивает, что «анализ любой чужой культуры с необходимостью должен сопрягаться с анализом собственной культуры исследователя. Необходимость подобного сопряжения прямо вытекает из диалогической природы гуманитарного знания...» [15, с. 192].
Поскольку мы придерживаемся мнения, что понять иную культуру можно только через призму своей национальной культуры, среди задач, которые подготавливают и одновременно создают необходимые условия для поликультурного образования, необходимо назвать задачу национально-культурной идентификации. Постановка этой задачи не является чем-то новым. Еще в начале ХХ в. на этом делали акцент представители отечественной науки Н. А. Бердяев, с. И. Гессен, Н. О. Лос-ский и др. [16; 17, с. 103-112; 18], но отводимая современной задаче национально-культурной идентификации роль отличается от ранее обозначенной. Если традиционно национально-культурная идентификация считалась необходимым условием национального возрождения, то в условиях поликультурного образования мы видим значимость идентификации как пути к гармонизации межнациональных отношений, к формированию культуры межнационального общения, к равноправному диалогу культур [19; 20; 21].
Становление культуры любой этнической общности идет многообразными путями и не избегает процессов взаимовлияния, взаимодействия
и взаимопроникновения культур. Лингвистические источники, традиции и обычаи, мировоззрение и наука, искусство и религия несут на себе отпечаток вольного или невольного диалога между этническими культурами. Следовательно, логика становления и развития этносов предполагает постановку и решение и такой задачи как изучение культур, которые оказали значительное влияние на формирование и развитие этнической культуры исследователя.
С. И. Гессен, разрабатывая идеи поликультурного образования, утверждал, что «национальное образование есть не столько проявление фактически уже существующей в виде готовой данности народной души, сколько приобщение народа к культурному преданию, накопленному в его среде творческими усилиями его сынов» [18, с. 335]. Не случайно С. И. Гессен, озабоченный нравственным уровнем общества, считает основной задачей национального образования «вовлечение всего народа в образовательный процесс» [13, с. 349]. Именно эти особенности народов и следует иметь в виду, когда осуществляется попытка реализовать идею глобального образования и еще более важно, если формировать ее в единую систему.
Было бы неверно игнорировать факт многообразия источников формирования этнического, а значит, следует изучать и сами источники. Иначе говоря, исследуя национальную культуру своего народа или иную, необходимо знакомиться со всем многообразием процессов взаимовлияния, взаимодействия и взаимопроникновения различных элементов культур, чтобы сформировать целостную картину развития этноса.
Таким образом, национально-культурная идентификация, по нашему мнению, не может происходить автоматически. Такие процессы возможны лишь при определенных условиях, на которые обращают внимание И. Д. Лельчицкий и И. В. Песков:
а) формирование мотивации саморазвития в культуре;
б) развитие исторической памяти и патриотизма;
в) оформление национального самосознания и умения, необходимых для воспроизводства различных элементов культуры [10].
Практические задачи поликультурного образования предусматривают овладение умениями и навыками. В связи с этим первая задача предполагает овладение навыками, необходимыми для анализа и описания этнических культур во времени и пространстве, что является одним из методологических принципов исследования явлений общественной жизни, позволяющих учитывать специфику исследуемого явления и выходить на уровень обобщений.
«В социальном времени, когда изучается историческое прошлое народа, традиции, обычаи, современное состояние, его связи с другими этносами и перспективы будущего и в социальном пространстве, когда, например, анализируется среда проживания, территория и коммуникации этноса, а также его многонациональных коллективов и организаций» [8, с. 7-10].
Практическая задача предполагает также наличие умений и навыков анализировать явления общественной жизни «по горизонтали», когда проводится анализ структур и институтов, осуществляющих социально-культурное и духовное развитие общества, а также «по вертикали», когда проводится анализ кадров всех подсистем, всей культурной сферы и искусств, принятых решений, психологического климата в коллективах и группах, проблем общения, или когда изучается состояние культуры, материально-технического оснащения и других сфер жизни и т. д.
Практической задачей поликультурного образования мы считаем и формирование способностей к описанию поликультурной среды через овладение специальным понятийным аппаратом, который позволит описывать явления культуры во всем их многообразии, а условием выполнения задач поликультурного образования - введение в процесс обучения понятий, которые помогают описывать поликультурную среду, взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение культур, общество как многокультурное явление, диалог культур и т. д. Причем значимым для нас является изучение истории формирования понятий, так как она акцентирует представление исследователей о явлении и определяет отношение к нему в политической, социальной, культурной или экономической сферах человеческой деятельности.
История понятия «культура» является ярким тому примером. Представление о культуре как явлении, присущем только Европе, приводило к дискриминационным проявлениям к иным народам, а признание многообразия культур как неизбежной реальности современного мира и условия прогресса человеческой цивилизации определило стремление к сохранению всего уникального культурно-этнического фонда человечества.
В этом смысле понятие евразийская культура является ярким тому подтверждением.
Опять же мы подчеркиваем, что способность к описанию иного приобретается через способность к самоописанию. Этим определяется еще одна задача поликультурного образования - формирование способности к описанию себя как представителя этноса, социальной группы, религиозной общины, семьи и т. д. Необходимо отметить, что самоидентификация и способность к самоописанию достаточно близкие по своей сути явления. Нельзя
говорить об осознанной самоидентификации, если человек не способен описать ее суть, причины, мотивы и т. д. Недостаточно назвать себя русским, украинцем или белорусом, необходимо описать себя как представителя этноса, введя критерии и основания своей национально-культурной принадлежности.
Что касается эмоционально-ценностных задач, следует отметить их важность и значение особенно в периоды нестабильности и социальной напряженности в обществе.
Формируя коммуникативные качества и межкультурную компетентность в молодежной среде, мы закладываем фундамент взаимопонимания и взаимосотрудничества, а терпимость и уважение к иным этнокультурным общностям способствует сохранению и укреплению спокойствия в многонациональном сообществе, предполагая терпимость и уважение права каждого народа сохранять свою культурную самобытность.
Эмоционально-ценностные задачи и их решение предполагают также и формирование определенных качеств личности, связанных с собственным отношением к «иному», избегая как огульного признания «иного», так и его отвержения. Суть этой эмоционально-ценностной задачи в формировании убежденности, позволяющей не только размышлять над сложными проблемами общественной жизни, о собственном месте в мире, но и принимать самостоятельные решения, не идти на поводу у обстоятельств или другого человека. Это качество культуры межнационального общения отражает личную позицию и понимание меры ответственности за результаты своего труда и своих поступков. Особенно важных в современных условиях глобализации всех процессов.
Решение этой задачи связано и с формированием личной позиции и понимания меры ответственности за результаты своего труда и своих поступков. Она означает, что человечество само творит свою историю при материальных и духовных предпосылках, унаследованных от предшествующих поколений и определенных обстоятельствах, но опираясь на объективно существующие общественные закономерности, находит в самой действительности источники и силы для преобразования общества, т. е. люди действуют активно, пытаются гармонировать.
Причем активность человека на общественные преобразования, внутренняя мотивация, контроль, настроенность на конструктивное решение всех проблем и здоровьесбережение требуют высокой нравственной ответственности, так как современное производство имеет две противоположные тенденции: с одной стороны, деятельность и производство несут огромный положительный, созидательный эффект, связанный, в первую очередь, с
достижениями в фундаментальных научных исследованиях, использованием информационных технологий и нанотехнологий, что позволяет более эффективно использовать результаты освоения Земли, Космоса, Мирового океана на благо человека (улучшение здоровья, повышение благосостояния, личностное развитие и. д.); с другой стороны, автоматизация и кибернетизация, сложные технологические процессы таят в себе и разрушительный потенциал, так как в таких условиях от одного человека, от халатности и невежества, от некомпетентности или духовной скудости, от нажатия на одну кнопку может зависеть судьба всего человечества, страны, коллектива, других людей. Примеров тому, к сожалению, достаточно как в мировой, так и в отечественной практике.
Так или иначе, общество на определенно высоком этапе развития встает перед необходимостью учитывать целостность процесса развития личности, формирования для большинства своих членов социальной зрелости как фундамента, основы всестороннего развития, воспитания свободной, внутренне ориентированной автономной личности, соответствующей общесоциологическому закону «гармонии общества и личности».
Реализуя эту группу задач поликультурного образования, следует отметить деятельностный компонент, включающий формирование ряда поведенческих качеств личности, которые составляют межкультурную компетенцию при коммуникации с представителями иных культур. Здесь основой несущей конструкции являются толерантность и эмпатия, включающие на поведенческом уровне: соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения; проявление уважения и позитивной оценки другого человека; позитивную, лишённую предубеждений реакцию на поведение представителя другой культуры; принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции; толерантность к неожиданному повороту событий, способность справиться с ранее неизвестной и неопределённой ситуацией, не показывая своего замешательства.
Терпимость и уважение к иным этнокультурным общностям - эти качества поликультурной личности наиболее важны в периоды нестабильности и различных невзгод в обществе, когда особенно нужна поддержка друг друга. К сожалению, это качество развито далеко не одинаково у всех, что также может приводить к проблемам общения.
Часто случается так, что человек, не зная в совершенстве язык, затрудняется подобрать слова, но тон, которым он говорит, может подсказать дальнейшее поведение его собеседника. Отсутствие толерантности и эмпатии блокирует эмоциональную чувствительность, что в свою очередь может перерасти в жестокость. Примеров этому в истории
взаимоотношений этносов, проживающих и на территории евразийского пространства, более чем достаточно.
Но нельзя забывать, что знание о культурном многообразии современного мира не подразумевает признание равноправия культур. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой формирования терпимости и уважения разных этнокультурных общностей. Признание культурной самобытности и формирование уважительного отношения к ней является важнейшим условием развития диалога культур, что определяет следующую задачу поликультурного образования - воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность.
И, наконец, задачи поликультурного образования предполагают формирование культуры межнационального и межконфессионального общения на основах толерантности, гуманизации отношений в системе коммуникаций; не только теоретическое осмысление материала, но и его эмоциональное переживание, что способствует развитию межкультурной эмпатии (умение сопереживать чужому миру, культуре, делать содержательные обобщения); скорректировать свои нравственно-ценностные ориентации и установки; вырабатывать целостное гармоничное отношение к гуманистическому характеру процесса межнациональных и межконфессиональных отношений; сохранять свою культурную самобытность.
Разработка концепции евразийства в этом смысле - яркий пример последовательного решения совместных проблем в сфере образования и культуры и шаг к воспитанию культуры межнационального общения.
Следует отметить, что задачи поликультурного образования взаимосвязаны и активно влияют друг на друга. Нельзя выполнять содержательные задачи, не реализуя элементы практической деятельности в отношении «иного» и игнорируя эмоциональную сферу обучения и воспитания.
Анализируя задачи поликультурного образования, важно отметить, что последовательность их выполнения может носить не только линейный характер, т. е. определенный устойчивый порядок во времени, но и комплексный, когда процесс обучения направлен на выполнение ряда задач одновременно. Хотя последовательный характер выполнения задач не вызывает у нас сомнения.
Итак, разрабатывая цели и задачи поликультурного образования, необходимо учитывать целый комплекс факторов, которые определяются социокультурной действительностью. Во-первых, нельзя игнорировать противоречия, которые уже существуют между идеалами общества и реальностью и разрешение которых становится не только исследовательской, но и практической задачей.
Во-вторых, важно учитывать многообразие путей формирования общественных ценностей, которые утвердились в культуре того или иного этноса. В их разнообразии проявляются особенности, учет и организация которых будет входить в задачи поликультурного образования.
В-третьих, необходимо понимать, что существуют разные стили жизни. Их понимание на основе толерантности и эмпатии и учет при разработке программ поликультурного образования будет также способствовать успеху в процессе формирования поликультурной личности.
В-четвертых, следует учитывать наличие многообразия культурно-этнических форм, среди которых необходимо выстраивать свою деятельность любому индивиду в современном обществе на основе межкультурной компетентности, что также соответствует задачам поликультурного образования.
Литература
1. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // Magister. 2000. № 3. С. 77-81.
2. Бессарабова И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США. Волгоград, 2008. 364 с.
3. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.
4. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. Москва, 2002. 71 с.
5. Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: дис. ... д-ра пед наук. Москва, 2003. 400 с.
6. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. Москва, 1999. 208 с.
7. Banks G. Multiethnic Education: Theory and Practice. Boston, 1981. 156 p.
8. Perceiving, Behaving, Becoming: A New Focus on Education. Washington, 1962. 264 p.
9. Hutchins R. M. The Future of International Education. New York, 1970. 22 p.
10. Лельчицкий И. Д., Песков И. В. Цели и задачи поликультурного образования // Образование и общество. 2009. № 2. С. 18-20.
11. Матис В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул, 1997. 328 с.
12. Матис В. И., Матис Д. В. Роль глобального образования в формировании образа мира // Вестник Алтайской науки. Образование. 2001. № 1. С. 98-103.
13. Виноградов В. В. Построение учебного плана школы глобальной ориентации // Завуч. 1999. № 8. С. 139-142.
14. Разумовская Г. В. Глобальное образование в российской школе // Завуч. 1999. № 8. С. 132-138.
15. Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. Москва, 1991. 193 с.
16. Бердяев Н. А. О назначении человека. Москва, 1993. 383 с.
17. Вульфсон Б. Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Экономика образования. 2012. № 1. С. 17-20
18. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва, 1995. 448 с.
19. Библер В. С. Школа диалога культур (идеи, опыт, проблемы). Кемерово, 1993. 416 с.
20. Библер В. С. Школа диалога культур, или один из проектов будущего // Мегаполис-экспресс. 1994. 3 авг.
21. . Матис В. И. Школа глобальной ориентации (поликультурный подход в образовании и культурной сфере). Барнаул, 2014. 246 с.
V. I. Matis, Dr. of Pedagogical Sciences, Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
vmatis@rambler.ru
GOAL AND OBJECTIVES OF MULTICULTURAL EDUCATION IN THE EURASIAN COOPERATION
Missions of multicultural education formulate with the decomposition of its main objectives, including, at first, the upbringing the young people who ready for socialization and integration in multicultural area, at second, the formation of a personality's multicultural identity based on axiological education principles, tolerance, empathy and other qualities that are necessary for communication in a multiethnic, multi-religious (which means - in a multicultural) community.
This vector of education works on formation a personality's today's world's ethnical map, the formation of a personality's stable ethnical self-consciousness, which, in general, is a foundation of a multicultural personality, a base of a personality's worldview maturity.
The today's processes in multinational societies and some contradictions that arise in the multicultural communication sphere both complicate the solution of the objectives of multicultural education. Such contradictions can show itself between society's needs of a personality's forming - a personality that can be integrated (but not be assimilated) in multicultural area -and lack of a personality's knowledge, skills, competences that should be formed by today's organizations of higher education. The contradictions actualize a searching of effective ways of solving a lot of problems accumulated in today's intercultural, interethnic, inter-confessional public communication.
Unanimity of authors' views on goal and objectives is lacking today, but all of them speak about some several directions of multicultural education.
An analysis of the domestic and foreign authors' works devoted to the problems of multicultural education and the practical activities of educational institutions in this sphere leads to conclusion that the goal of multicultural education concept is considering in today's scientific studies as introduction the growing generation to ethnic, nationwide and world cultures aimed at personality's spiritual enrichment, and also is developing a personality's planetary consciousness and the formation of his or her readiness and ability to live in a multicultural environment.
The achievement of goals is ensured by the fulfilment of a whole range of objectives determined not
only by the set goals, but also by the specific features of the mechanisms of a personality's cogitative activity, the perception of "the other", and the correlation "the other" and "our own", also social and cultural attitudes, habits, customs, traditions, etc.
The article classifies several groups of objectives that contribute to the achievement of goals for its deeper understanding and structuring. The first group includes informative, which are focused on the formation of a personality's knowledge. The second group is practical, aimed the acquisition of skills. The third group is emotional and axiological objectives that help to form certain qualities of a personality.
Achievement of emotional and axiological objectives presuppose the formation of a personality's certain qualities connected with his or her own attitude to "the other" person avoiding both the indiscriminate recognition and rejection of "the other". It should be noted that the objectives of multicultural education are interrelated and actively influence each other. Далее в статье говорится о необходимости учета целого комплекса факторов при разработке цели и задачи поликультурного образования.
Author concludes: during the development of the goal and objectives of multicultural education it needs to bear in mind a whole set of factors.
Keywords: multicultural education, a socialization process, an integration, an intercultural space, the formation of a multicultural personality, the principles of axiological education.
References
1. Suprunova L. L. Polikul'turnoe obrazovanie v sov-remennoj Rossii: poisk strategii [Polycultural Education in Today's Russia: Searching of Strategy] // Magister. 2000. No. 3. Pp. 77-81. [In Russ.].
2. Bessarabova I. S. Sovremennoe sostojanie i ten-dencii razvitija polikul'turnogo obrazovanija v SShA [Today's US Polycultural Education State and Tendencies]. Volgograd, 2008. 364 p. [In Russ.]
3. Makaev V. V., Mal'kova Z. A., Suprunova L. L. Polikul'turnoe obrazovanie - aktual'naja problema sovremen-noj shkoly [Polycultural Education is an Actual Problem of Today's School] // Pedagogika [Pedagogics]. 1999. No. 4. Pp. 3-10. [In Russ.].
4. Dzhurinsky A. N. Polikul'tumoe vospitanie v sov-remennom mire [Polycultural Upbringing in Today's World]. Moscow, 2002. 71 p. [In Russ.].
5. Palatkina G. V. Jetnopedagogicheskie faktory mul'tikul'turnogo obrazovanija [Ethnical and Pedagogical Factors of Polycultural Education]. Moscow, 2003. 400 p. [In Russ.].
6. Dmitriev G. D. Mnogokul'turnoe obrazovanie [polycultural Education]. Moscow, 1999. 208 p. [In Russ.].
7. Banks G. Multiethnic Education: Theory and Practice. Boston, 1981. 156 p. [In Eng.].
8. Perceiving, Behaving, Becoming: A New Focus on Education. Washington, 1962. 264 p. [In Eng.].
9. Hutchins R. M. The Future of International Education. New York, 1970. 22 p. [In Eng.].
10. Lelchitskii I. D., Peskov I. V. Celi i zadachi polikul'turnogo obrazovanija [Aims and Tasks of Polycultural Education] // Obrazovanie i obshhestvo. [Society and Education]. 2009. No. 2. Pp. 18-20. [In Russ.].
11. Matis V. I. Problema nacional'noj shkoly v polikul'turnom obshhestve [Ethnic School in Polycultural Society]. Barnaul, 1997. 328 p. [In Russ.].
12. Matis V. I., Matis D. I. Rol' global'nogo obrazovan-ija v formirovanii obraza mira [A Role of Global Education in Making of Worldview] // Vestnik Altajskoj nauki. Obrazovanie [Bulletin of Altai Science. Education]. 2001. No. 1. Pp. 98-103. [In Russ.].
13. Vinogradov V. V. Postroenie uchebnogo plana shkoly global'noj orientacii [Making of Study Academic Plan
in School of Global Orientation] // Zavuch [Head of Teaching]. 1999. No. 8. Pp. 139-142. [In Russ.].
14. Razumovskaya G. V. Global'noe obrazovanie v ros-sijskoj shkole [Global Education in a Russian School] // Zavuch [Head of Teaching]. 1999. No. 8. Pp. 132-138 [In Russ.].
15. Romanov V. N. Istoricheskoe razvitie kul'tury. Problemy tipologii [Historical Development of Culture. Difficulties of Typology]. Moscow, 1991. 193 p. [In Russ.].
16. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka [On A Human Puppose]. Moscow, 1993. 383 p. [In Russ.].
17. Voolfson B. L. Zapadnoevropejskoe obrazova-tel'noe prostranstvo XXI veka: prognosticheskie modeli [Western European Educational Space of the 21st Century: Predictive Models] // Ekonomika obrazovaniya [Economy of Education]. 2012. No. 1. Pp. 17-22. [In Russ.].
18. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v pri-kladnuju filosofiju [Basics of Pedagogics. Introduction to Applied Philosophy]. Moscow, 1995. 448 p. [In Russ.].
19. Bibler V. S. Shkola dialoga kul'tur (idei, opyt, problem) [Cultures Dialogue School (Ideas, Experience, Difficulties)]. Kemerovo, 1993. 416 p. [In Russ.].
20. Bibler V. S. Shkola dialoga kul'tur, ili odin iz proektov budushhego [Cultures Dialogue School, Or One of the Future Projects] // Megapolis-jekspress [Megapolis-Express]. 1994. Aug 3. [In Russ.].
21. Matis V. I. Shkola global'noj orientacii (polikul'turnyj podhod v obrazovanii i kul'turnoj sfere) [Global Orientation School (Polycultural Approach in Education and Culture Sphere)]. Barnaul, 2014. 246 p. [In Russ.].
УДК 159.964:82-311.6Шукшин07
Е. А. Московкина, кандидат филологических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
evgenya.moskovkina@yandex.ru
СОЦИАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ В КУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В. М. ШУКШИНА «Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ»
В статье предпринята попытка интерпретации архетипических мотивов романа В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю» с позиций психопоэтики. В контексте героического мифа посредством универсальных культурных паттернов Шукшин формирует неомифологему (Степан Разин). Образ Степана Разина, проведенный сквозь опыт инициации, наделяется качествами сверхчеловека, совмещающего экстатическую свободу Диониса и аскетическую жертвенность Христа.
Ключевые слова: архетип, символ, миф, образ, мотив, поэтика, В. М. Шукшин.
Роман «Я пришел дать вам волю» (1969) в поэтике Шукшина интересен, прежде всего, попыткой автора через исторический контекст ввести в художественное пространство инструментарий «синкретического символизма», подключающий шукшинский дискурс к ницшеанско-горьковской идее сверхчеловека. Пропущенный сквозь фильтр русского символизма образ сверхчеловека в контексте русского же психоанализа как парадоксальное единство «влечения к власти» и «служения смерти» [1] воплощается у Шукшина в неомифологему Степана Разина, ставшую ам-
бивалентным олицетворением экстатической праздничности Диониса и аскетической жертвенности Христа.
Психоаналитический код, приобщающий шукшинский текст к универсальным семиотическим доминантам культурного пространства, прочитывается в контексте комплексов и архетипов, встроенных в систему традиционных для всего шукшинского творчества ситуационных мотивов или метатекстов, наиболее репрезентавными из которых являются, на наш взгляд, ситуация rendezvous и мотив танца.