DOI: 10.24411/2587-8425-2018-10029
Архив
Вступительная статья, примечания и публикация Д. А. Карпук, И. А. Колонтаев
«труды МИТРОПОЛИТА никодимА ОТЛИЧАЮТСЯ РАЗНООБРАЗИЕМ СОДЕРЖАНИЯ И ГЛУБИНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ». Отзывы заслуженного профессора протоиерея Михаила Сперанского и профессора Н. Д. Успенского на пятитомный «Сборник сочинений» митрополита Никодима (Ротова)
В ноябре 1974 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) передал в библиотеку Ленинградских духовных школ пятитомный сборник своих сочинений. Совет духовной академии под председательством ректора епископа Мелитона (Соловьева) признал эти сочинения заслуживающими рассмотрения в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора богословия. В качестве рецензентов были назначены заслуженный профессор протоиерей Михаил Сперанский и Н. Д. Успенский. Отзывы рецензентов были рассмотрены 6 февраля 1975 г. на заседании Совета академии под председательством уже нового ректора архимандрита Кирилла (Гундяева), ныне Патриарха Московского и всея Руси. По итогам обсуждения Совет удостоил митрополита Никодима ученой степени доктора богословия. Патриарх Пимен (Извеков) утвердил данное решение 10 февраля. В данной публикации приводятся отзывы рецензентов, которые сохранились в Журналах заседаний Совета Ленинградских духовных академии и семинарии за 1974-1975 учебный год.
Ключевые слова: митрополит Никодим (Ротов), патриарх Пимен (Извеков), епископ Мелитон (Соловьев), протоиерей Михаил Сперанский, Н. Д. Успенский, Ленинградские духовные академия и семинария, Санкт-Петербургская духовная академия, Совет академии, сборник сочинений, проповеди, ученая степень доктора богословия.
На заседании Совета Ленинградских духовных академии и семинарии 21 ноября 1974 г. ректор академии епископ Мелитон (Соловьев) сообщил, что митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) передал в библиотеку пять томов своих трудов, сопроводив их письмом, в котором, в частности, говорилось следующее: «Направляю Вам для библиотеки Ленинградской духовной академии несколько сборников моих различных выступлений, докладов, речей, посланий и т. д. Посылаю их в библиотеку академии потому, что в них нередко приходилось касаться различных современных проблем и современных сторон церковной жизни. Некоторая часть из того, что было написано, печаталась в Журнале Московской Патриархии или в других печатных органах1. Есть и такое, что не было опубликовано. Если все это в какой-то степени окажется полезным для тех, кто захочет читать, я буду искренне рад»2.
После оглашения данного письма некоторые члены Совета предложили присудить митрополиту Никодиму ученую степень доктора богословия. Выступавшие отмечали тот факт, что владыка принимает активное участие в жизни Церкви, участвует в различных богословских конференциях, где ему приходится затрагивать богословские, церковно-общественные, исторические и другие вопросы. Поэтому, «зная богатую эрудицию и компетентность Высокопреосвященного автора, можно надеяться, что на любой вопрос, нашедший отражение в сборнике, дан квалифицированный и исчерпывающий ответ»3. По итогам состоявшейся дискуссии Совет назначил рецензентов для рассмотрения пятитомного сборника, который был признан заслуживающим рассмотрения в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора богословия4. Рецензентами были назначены заслуженный профессор протоиерей Михаил Сперанский и профессор Николай Дмитриевич Успенский.
Рассмотрение рецензий, которые были составлены через несколько месяцев, состоялось на заседании Совета академии 6 февраля 1975 г. под председательством уже нового ректора — архимандрита Кирилла (Гундяева), ныне Патриарха Московского и всея Руси.
Заслуженный профессор протоиерей Михаил Сперанский в своем отзыве отметил, что сборник сочинений митрополита Никодима представляет собою исключительное явление и по грандиозности труда и по своему идейному содержанию. В труде всесторонне освещается жизнь Церкви, а также ее положение в современном обществе. Читатель знакомится с деятельностью Церкви, с изменениями религиозного и социального характера, а также с проблемами, которые волнуют членов Церкви на данном этапе ее исторического бытия. Отец Михаил подчеркивал, что богословские концепции, взгляды и суждения владыки митрополита свидетельствуют о высоком уровне его богословского потенциала, а также позволяют сделать соответствующие выводы об уровне развития отечественной и богословской науки. По мнению отца Михаила, пятитомник является ценным вкладом в отечественную богословскую литературу. Общий вывод рецензента сводился к тому, что на всех произведениях автора лежит отпечаток зрелой богословской мысли. Содержащиеся в пятитомном сборнике сочинения показывают огромную эрудицию митрополита Никодима, четкость и ясность в изложении, широкий диапазон в раскрытии исследуемого вопроса, подкупающую убежденность автора и его способность просто и неопровержимо доказать справедливость своих мыслей и суждений в решении спорных вопросов5.
Второй рецензент, в роли которого выступил известный многим своей строгостью Н. Д. Успенский, также отметил, что труды митрополита Никодима «отличаются разнообразием содержания и глубиной богословской мысли, а некоторые из них имеют значение учебной литературы для духовных академий и семинарий»6.
По итогам обсуждения Совет Ленинградской духовной академии постановил: «Учитывая положительные отзывы рецензентов, а также научно-богословскую и практическую ценность рассматриваемых трудов, присвоить Высокопреосвященнейшему Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму высшую ученую степень доктора богословия и ходатайствовать перед Его Святейшеством, Святейшим Пименом, Патриархом Московским и всея Руси, об утверждении данного постановления»7.
Постановление Совета академии от 6 февраля Патриарх Пимен утвердил уже 10 февраля. После этого, 12 февраля, в день Трех святителей, после Божественной литургии, совершенной на греческом языке митрополитом Никодимом в сослуже-нии духовенства академии и семинарии, на торжественном собрании в актовом зале состоялось вручение новому доктору богословия соответствующего Диплома и докторского креста. На торжественном мероприятии присутствовал Председатель ОВЦС митрополит Тульский и Белевский Ювеналий, который тепло приветствовал митрополита Никодима с присуждением ему высокой ученой степени. От имени академии владыку Никодима поздравил ректор архимандрит Кирилл8.
Далее публикуются отзывы заслуженного профессора протоиерея Михаила Сперанского и Н. Д. Успенского на сборник сочинений митрополита Никодима (Ротова), сохранившиеся в Журналах заседаний Совета Ленинградских духовных академии и семинарии за 1974-1975 учебный год.
о Послание Преосвященного епископа Ярославского и
Ростовского НШШДИМА богоспасаемой пастве ярослав- Пасхальное послание епископа Ярославского и Росто-о Рождественское послание Архиепископа Ярославского -Пасхальное послание Архиепископа Ярославского и I | Послание Архиепископа Ярославского и Ростовского
о Рождественское послание архиепископа Ярославского и Ростовского НЙКОДЙМА всечестным пастырям, освященному клиру и верным чадам Церкви Христовой, пребывающим в пределах земли ярославской, 1962/63 г. . . Хз.
I - Пасхальное послание НЙКОДЙМА архиепископа Ярослав-
т Послание Митрополита Минского и Белорусского НЙКОДЙМА всечестному клиру и верным чадам церкви Христос-Послание всечестному клиру и богоспасаемой пастве I Минской и Белорусской митрополии Митрополита Ленин-
Ч Послание Митрополита Ленинградского и Ладожского НЙКОДЙМА всечестному клиру церковному и всем православным христианам, сущим в Ленинградской и Ладож-
о Рождественское послание Митрополита Ленинградского и Ладожского НЙКОДЙМА освященному клиру и верным
Первая страница из оглавления I тома сочинений митрополита Никодима
Отзыв на сборник сочинений (в пяти томах) Преосвященного Митрополита Ленинградского и Новгородского и Патриаршего Экзарха Западной Европы Никодима
Сборник сочинений Преосвященного Митрополита Никодима содержит написанные им в период с 1956 по 1974 год послания, речи, доклады и выступления, интервью представителям прессы, статьи, путевые заметки, непосредственно связанные с его многогранной архипастырской деятельностью как митрополита Ленинградского и Новгородского, и как Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, как Председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, и как активного деятеля ВСЦ9 (член Центрального комитета и член Исполнительного Комитета) и Вице-Президента, а затем Президента ХМК10.
Том первый содержит Послания Преосвященного Митрополита Никодима, преимущественно рождественские и пасхальные, обращенные к духовенству и народу епархий, в которых проходило его архипастырское служение в упомянутые выше годы, а также речи при вручении жезла хиротонисованным им епископам. Остановимся на посланиях. Они отличаются от обычных «традиционных» праздничных посланий глубоким богословским содержанием. Для Преосвященного Митрополита Никодима каждый великий праздник составляет прежде всего предмет богослов-ствования, что верно и по существу древнехристианского значения праздников, ибо исторически каждый из них возник и воспринимался Церковью как исповедание веры. Иначе говоря, не ликование и радость сами по себе устанавливали торжество и украшали его вдохновенной гимнографией и духовно-назидательными обрядами, а исповедание догматов воплощения Сына Божия и воскресения Христова служили основанием к установлению этих праздников. Догматы служили и содержанием для гимнографии праздников и обрядности. В силу изложенного рождественские и пасхальные послания Преосвященного Митрополита Никодима, написанные несколько лет тому назад, не теряют своего значения и на сегодня. Более того, они могут быть использованы как образцы для проповеди в курсах гомилетики и в качестве учебной литературы в курсах догматического богословия. То же самое можно сказать в отношении речей Преосвященного Митрополита Никодима, сказанных им при вручении жезла новохиротонисованным епископам. Все они глубокосодержательны, раскрывают высокое значение архипастырского служения и ответственность епископа перед Богом за вверенную ему паству. По мнению рецензента, их следовало бы рекомендовать в качестве учебной литературы по предмету пастырского богословия.
Второй том «Сборника сочинений» Преосвященного Митрополита Никодима в целом можно охарактеризовать как собрание статей и докладов по преимуществу исторического значения, подразумевая под историческим освещение не только давно минувших событий, но и нашего времени, участником которых был сам Преосвященный Митрополит Никодим. Некоторые из докладов и речей касаются внутренней жизни Русской Православной Церкви. Это 1) «Доклад на юбилейном собрании, посвященном 50-летию восстановления Московского патриаршего престола (1917-1967 г.)», датированный 28 мая 1969 года; 2) «Четверть века на патриаршем престоле» (К годовщине со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия). (Слово, произнесенное у гроба Святейшего Патриарха Алексия 20 апреля 1970 года). 3) «Речь постоянного члена Священного Синода РПЦ на архиерейском предсоборном совещании 28 мая 1971 года»; 4) «Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви» (Доклад на Поместном соборе Русской Православной Церкви 31 мая 1971 года) и 5) Доклад на том же соборе того же 31 мая «Об отмене клятв на старые обряды». Другие касаются церковной жизни и проблем общеправославного значения. Это речи Преосвященного Митрополита Ни-кодима на первом и третьем Всеправославных совещаниях на о. Родосе. Сюда же можно отнести «Выступление на торжественном собрании в Софии (Болгария), посвященном
том п.
ДОКЛАД МИТРОПОЛИТА ЛЕНИНГРАЛСЮГО И ЛАДОЖСДОШ пИКОЭМА НА Т0Р2Е СТ32НН0М ЗОБРАНШ ВЧЕСТЬ 20-Штн ПРЕБЫВАНИЯ НА ПКРВОСВЯТ.ПРЕСТОЛЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИН 4 февраля Е965г.
ст£.
i с(
Интервью представителям пресс» митрополита Ленинррадского и Ладожсюго. Август 1966г.
Доклад на юбилейном собрании, посвяценном 50й*етию восстановления Моею веко го паариар-шего престола. 28 мая £968 г.........
Слово у вроба святейшего Патриарха Алексия, произнесенное перец панихидой, еоверш'.митро-щ политом Ленинградским и Новгородским Нию ди-мом 20 апр .1970 г.. . . . . . . .... . .
Л?
Речь постоянного щ ена Священного Синода РПЦ митрополита Ленинградского и Новгородсюго Никодима на архиерейском предсоборном совещании 28 мая 1971 года
Дрклад на Поместном Соборе русской Пр-й Церкви 31 мая 1971 г;
Экуменическая деятельность ясской православной Церкви . . ....... . . .......
Доклад на Поместном Соборе Русской Пр-й Церкви 31 мая 1971 г. об отмене клятв на старые обряды . .............
Слове Митрополита Ниюдима при вр$чении Патриаршего ?дезла Свясейнему Патриарху Пимену /<Ь Июня 1971/ .♦.»....,......
Р@чь в Нию ло-Богоявленсго м Кафедральном Соборе Ленинграда при встрече Святейшего Патриарха Пимена 18 ^касхря 1971 г.
Приветствие Митрополита Ленинградского и Новгородрюго Ниюдима в день ангела Патриарха Пимена $ сентября 1972 г.
Приветствие Митрополита Ленинградского и Нов-горо!ркого Никодима во в торт годовщину интро-низадии Патриарха Пимена 3 июня 1973 г.
ЕЗ с;
18
4*
52
60
91
1110
# / йук г£ Л (_ К ,,-у з ёtj-u.frе.
Раг/> " "/К -А.
Со ¿НА Кб С/л Ге* «г г го Ол^Ауже. н
'«л/
112
114
II7
1100-летию кончины святого равноапостольного Кирилла, апостола славян» и Речь в Ленинградской Духовной академии на торжественном акте, посвященном 1100-летию кончины Святого Кирилла, просветителя славян. Все указанные доклады имеют определенное историкопознавательное значение и могут быть использованы в качестве учебной литературы по истории Церкви. При этом нельзя не указать как на особенную для науки ценность докладов Преосвященного Митрополита Никодима, касающихся современных событий в истории нашей Церкви, поскольку он является активным участником описываемых им событий.
В конце 2-го тома содержатся «Речи в Ленинградской Духовной Академии». Это Речи, произнесенные в Ленинградской духовной академии на годичном акте в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова или на выпускном акте академии и семинарии. Все они глубокомысленны, назидательны и проникновенны, как проникновенным представляется сознанию христианина образ евангелиста Иоанна Богослова. Особо выделяется из этих речей «Слово, обращенное к корпорации, студентам и воспитанникам Ленинградских духовных школ», произнесенное в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова 9 октября 1968 года. В этой речи Преосвященный Митрополит Никодим раскрывает сущность того, что принято называть богословием. «Богословскую науку, — говорит он, — нужно рассматривать как средство выяснения и утверждения веры», а цель этой науки «служить спасению человека». Хотя богословие представляется нам абстрактным мышлением, но абстрактное мышление — необходимая форма научного мышления вообще». Сила богословия как науки заключается в том, что оно базируется на Божественном Откровении и связано с жизнью. Этот тезис Преосвященный Митрополит Никодим раскрывает в историческом обзоре развития Богословия. «Период первый, — говорит он, — святоотеческий. Богословская мысль формируется под влиянием одного мощного фактора: необходимости защиты христианства, с одной стороны, от натиска языческого мира, с другой — от растлевающего влияния ереси. Таким образом, возникновение богословия соответствовало нуждам Церкви в то время. Жизнь выдвигала перед христианами проблемы, новые вопросы и требовала их немедленного разрешения. Древних отцов не смущало при этом имевшее в связи с этим место постоянное обновление богословской мысли. Христианская мысль развивалась, образуя стройную вероучительную систему, заключавшую в себе вечные откровенные истины, объясненные понятным для современников языком, подкрепленные в случае необходимости рассуждениями разума» (стр. 259). От богословия святоотеческого Преосвященный Митрополит Никодим переходит к оценке схоластического богословия. Он характеризует это богословие как упадок подлинно богословской мысли, при котором «глубокое возвышенно-духовное осмысливание христианства подменяется рассудочным, оторванным от жизни философствованием на темы о христианстве» (стр. 260). Причину этого упадка богословия Преосвященный Митрополит Никодим видит в том, что «богословы того времени игнорировали апостольский и святоотеческий принцип единства богословия с жизнью христианской» (там же). Отметив ущерб, к которому привело схоластическое богословие христианский мир — реформацию, и возникновение рационализма, и упомянув имя Эразма Роттердамского, который сочетал с гуманистическими идеями живой, творческий интерес к Священному Писанию и святоотеческой письменности, Преосвященный Митрополит Никодим обращает внимание на насущные задачи современного богословия — в первую очередь, на изучение экклезиологии, имея в виду решение проблемы кафоличности Церкви и экуменизма. На последних страницах своего «Слова» Преосвященный Митрополит Никодим указывает путь к успешной научной деятельности богословов нашего времени. Он говорит: «Богословие призвано духовно осмысливать жизнь, ибо сказано: "Все испытайте хорошего держитесь" (1 Фес. 5, 21), — ту самую жизнь, которая течет вокруг нас, которая захватывает нас со всех сторон, волны которой несут нас с собой, жизнь современную, сегодняшнюю, жизнь в разных ее проявлениях с ее устремлениями, достижениями, разочарованиями и надеждами. Мы живем в век великих достижений, в век качественных
Международной конференции епископов Старокатолической
Церкви (приветственное слово)........... I
Интервью Архиепископа Ярославского и Ростовского ШКОДИЛА редактору печатного органа Реформистской Церкви Венгрии Я.Воттяну ..........................4
Интервью председателя ОВЦС МП архиепископа Ярославского и Ростовского ЩЮОДИШ корреспонденту Итальянского радио и телевидения П.Ееранли 29 мая 1963 года. 6
Речь на промоции при вручении диплома ученой степени
докт.богословия."гонорис кауеа". Прага, 4 июня
1963 года...................... 8
Речь председателя ОВЦС МП Митрополита Ленинградского и .Ладожского НШСОДИМД на приеме участников сессии Исполкома ЗСЦ в Москве 9 февраля 1964 г....... 17
Речь Митрополита Ленинградского и Ладокского НИЯ0ДИМА на приеме группы членов Исполкома ВСЦ, в. Ленинграде 18 февраля 1964 г.................. jßfä
Обмен посланиями между Митрополитом Ленинградским и. Ладожским НИКОДИМОМ и Архиепископом Мартти Симоёкки. 20
Памяти Магистра.Пражского.Яна. Гуса (к 550глетпю
ео дня кончины)................... 22
Речь на цриеме по случаю окончания заседаний рабочего комитета комиссии ВСЦ "Вера и Церковное устройство" - 31 августа 1966 г.............. 24
Выступление в Праге на Ш-м съезде Католического духовенства Чехословакии (24-25 ноября 1966 г.) . . 27
Статья Митрополита Ленинградского и Новгородского Ш КО ДИМА, посвященная двадцатилетию Комиссии Церквей по международным делам ............... 31
Л*-Т, ycfj) t/r яегагы* V ifffftjeez.
и коренных изменений многих вещей. А такие изменения всегда связаны с переоценкой ценностей, что, в свою очередь, сильно меняет образ человеческого мышления. Поэтому вопрос, который всегда встает перед богословами Святой Церкви, заключается в том, чтобы выражать вечную истину Евангелия в новых и убедительных категориях, которые были бы доступны пониманию современного человека. Опасность, связанная с попытками новых формулировок, во все времена одна и та же — легко исказить или потерять с интеллектуальными вкусами людей переживаемого момента. Но точно также велика опасность повторять только то, что становится мало понятным. Поэтому для каждого богослова должно быть ясно, что необходима всегда свежесть мысли, как то было в Церкви во время древних великих отцов» (стр. 266-267).
Возвращаясь к проблеме экуменизма, Преосвященный Митрополит Никодим говорит: «На экуменизм нужно смотреть не как на упрощенчество, не как на поверхностное и беззаботное безразличие к требованиям истины Христовой. Экуменизм предполагает постепенное сближение разделенных братьев, с большим уважением и с большим пониманием тех истинно христианских ценностей, которыми они обладают. Экуменизм необходимо должен поддерживать желание лучше узнать то, что могут дать нам наши братья доброго и полезного. Однако такое стремление не должно происходить за счет целостности православной веры и нашей церковной дисциплины. Православные богословы должны препятствовать возникновению поверхностных стремлений подражать тому, что имеют другие, даже если это, возможно, хорошие и достойные вещи.
Для успеха экуменизма необходимо совершенствовать догматические и исторические исследования, изучать психологические факторы жизни христиан в мире всеобщего и религиозного плюрализма. Но более всего нужно помнить, что не существует подлинного и действенного экуменизма без духовного и нравственного обновления и стремления к внутреннему совершенству».
Третий том сочинений Преосвященного Митрополита Никодима по преимуществу содержит его речи, произнесенные при различных экуменических встречах и касающиеся конкретных целей и задач, поставленных перед тем или иным экуменическим собранием. Рецензент остановится на одном из них, на докладе «Русская Православная Церковь и экуменическое движение», прочитанном во время Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церквей 5-го июля 1968 года в г. Упсале. Этот доклад можно охарактеризовать как «генеральный» документ, определяющий позицию Русской Православной Церкви по отношению к Всемирному Совету Церквей. В начале доклада Преосвященный Митрополит Никодим говорит о той осторожности, с которой Русская Православная Церковь подходила к вопросу участия в ВСЦ, и ее опасении, что ее голос при преобладающем наличии в ВСЦ протестантских церквей может «тонуть» в хоре разнородных, но протестантских по существу высказываний. Со всей откровенностью Преосвященный Митрополит Никодим заявляет, что ожидаемое ВСЦ единство может стать реальностью, когда «все Церкви, члены Всемирного Совета Церквей» будут «веровать согласно с древней неразделенной Церковью». При этом Преосвященный Митрополит Никодим делает оговорку, что такое единство веры не обязывает эти Церкви «быть такими, как исторически представлено теперь Православие в той или иной поместной, в том числе и Русской Православной Церкви». Это очень важная оговорка. Ее мотивы раскрыты Преосвященным Митрополитом Никодимом в речи его на приеме в Отделе внешних церковных сношений Евангелической Церкви Германии во Франк-фурте-на-Майне 5-го марта 1967 года. «Различны исторические пути, которыми шли наши народы. Различны формы их общественной жизни, их материальной и духовной культуры. Значительна также разница в психологии, нравах, обычаях, что не может не налагать своего отпечатка на общее религиозное восприятие. То, что кажется несомненным и очевидным для евангелика, может вызвать недоумение и удивление у православного. То, что естественно и как бы само собой разумеется для православного, может оказаться странным и непонятным евангелику» (стр. 51). В рассматриваемом докладе Преосвященный Митрополит Никодим говорит, что вступление
X. Памяти Преосвященного Мисаила,арх.Рязан-
3. Праздник в горнем граде Иудове..................^
- Поездка патриарха Иерусалимского Венедик-
Несколько дней в /редни /'на Святой Горе '7 Святе.ший Католикос-Патриарх всея Грузии
7. Палестинские воспоминания...............
8. Христианские храмы и богослужение во времена св.Иоанна Златоуста (по его творениям) з?
9. О путях к общехристианскому единству (Доклад, прочитанном 20 сентября 1965 г. на богословском факультете Хельсинского универ-
10. Диалог б римо-католиками о современной христианской социально . мысли ( Доклад на Всемирной конференции "Церковь и общество"
11. Христиане в социалистическом обществе (для передачи по Юкно-Германекому радио
12. Доклад на богослоских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранскои Церковью Германии 6 марта 1967 года.г.Хёхст, :>РГ.....
Русской Православной Церкви в ВСЦ вызвано желанием помочь «братьям, ощутившим пагубность христианских разделений и заявляющим о своем желании устранить те препятствия, которые не позволяют достигнуть общецерковного единства, а также соображениями важности объединенных усилий всех христиан в деле их свидетельства и служения людям в сложных условиях секуляризованного, подтвержденного быстрым изменениям и разделенного, но устремляющегося к единству современного мира» (стр. 119). Одновременно с этим Преосвященный Митрополит Никодим разъясняет, что это вступление не следует рассматривать «как церковный в экклезиологическом смысле слова акт» и что «оно имеет отношение к тем сторонам жизни и деятельности Русской Православной Церкви, свободное осуществление которых не налагает на нее прямой ответственности перед всей совокупностью Поместных Православных Церквей, той ответственности, которую часть таинственного тела Христова должна нести перед полномочной выразительницей его полноты — перед всей Святой, Соборной и Апостольской Церковью» (там же). Поскольку некоторые представители протестантских Церквей готовы были видеть воплощение единства Церкви как таинственного тела Христова в самой организации ВСЦ, и рассматривали последний как своего рода Церковь, в докладе Преосвященного Митрополита Никодима документально опровергается ошибочность и противоречивость подобных утверждений, и разъясняется, что ВСЦ это не Церковь, «как Организация Объединенных наций совсем не то же самое, что сами Объединенные Нации» (стр. 122).
Далее Преосвященный Митрополит Никодим перечисляет наиболее важные положения Торонтской декларации11, определяющие роль и функции ВСЦ — «Всемирный Совет Церквей не может и не должен основываться на какой-либо одной определенной концепции Церкви. Он не предрешает экклезиологических проблем... Во Всемирном Совете есть место для экклезиологии всякой Церкви, которая готова участвовать в экуменическом диалоге и придерживается базиса Совета. Ни одна Церковь не обязана менять свою экклезиологию вследствие членства во Всемирном Совете. Членство во Всемирном Совете не означает принятия определенной доктрины о сущности христианского единства» (стр. 125-126).
Поскольку в ВСЦ высказываются мысли о быстром «революционном» обновлении церковной жизни, и желание некоторых экуменистов «как можно скорее констатировать выявление в содружестве Церквей-членов ВСЦ новой экклезиологической реальности» Преосвященный Митрополит Никодим заявляет, что «Православные Церкви не испытывают жгучей необходимости в "революционном" обновлении церковной жизни». Это объясняется не косностью или невнимательностью к происходящему в мире развитию, а «природой Православия, скорее допускающей спокойное "аджор-наменте"12, чем бурные реформы», поскольку последние способны вызвать отрицательные, трудно исправимые последствия. Что касается желания некоторых скорее видеть в содружестве Церквей — членов ВСЦ новую экклезиологическую реальность, то по этому поводу Преосвященный Митрополит Никодим высказался, что в принципе «отрицать возможность такого трансцендирования христианского сознания, которое, но существу, означало бы готовность соединиться на почве Апостольского наследия, в полной неповрежденности сохраненного и выраженного древней неразделенной Церковью» — нельзя. «Более того, — говорит он, — готовность к такому трансцендированию должна быть предметом нашей общей надежды, а вера, что Бог сделает такое трансцендирование возможным, действительно может быть названа сердцем экуменического движения. Если бы содружество Церквей — членов Всемирного Совета Церквей действительно стало выявлять в необходимой полноте такие признаки Церкви Христовой, как Святость, Соборность и Апостоличность, то это значило бы, что, при содействии Духа Истины, природа содружества действительно преобразуется в том именно направлении (стр. 187).
Четвертый том сочинений Преосвященного Митрополита Никодима, как и 3-й том, в целом можно назвать экуменическим, но если предыдущий по преимуществу содержал речи и доклады, произнесенные Преосвященным Митрополитом Никодимом
Том У
I.
ХРИСТИАНСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ /доклады и выступления/
"Время дается нам для примирения" /Статья
]& 5, 1962 г./ Перед.из журнала "Христианская мирная конференция" № I 1962 г............
2. Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения /доклад архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима на заседании совещательного Комитета ПХМК Карловы Бары, май,
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Международное положение и задачи христианского движения в защиту мира /12 сентября 1962 г./ ..................
"Мир и свобода" /доклад на региональной Конференции в Голландии, декабрь 1962 г./ . . .
Речь митрополита Ленинградского и Ладожского
Никодима при открытии Конгресса /28 июня 1964 г./ Л . ................
Речь вице-поезидента ХЖ митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима на торжественном заседании в Софии 3 марта 1965 г.' .....
Речь члена Священного Синода Русской Православной Церкви, вице-президента ХМК митрополита Ленинградемого и Ладожского Никодима на обеде в честь участников заседания Богословской комиссии ХМК в Ленинграде 7 апреля 1965 г. . . .
Речь вице-президента ХМК митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима при открытии заседания Богословской комиссии ХМК /Ленинград, в апреле 1965 г./ ................
Речь митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима на приеме в честь участников заседания Богословской комиссии ХМК в Ленинграде II апреля 1965 г................
10. Речь митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима на пленарном заседании сессии Совещательного комитета - продолжение работы ХМК /Будапешт 14 октября 1965 г./ .........
стр.
/
/Г
36 3.9
48.
43
51
на различных экуменических встречах, то в Четвертом томе наряду с речами и докладами имеется ряд очерков и статей. Это «кабинетная» научно-исследовательская богословская работа Преосвященного Митрополита Никодима, непосредственно связанная с проблематикой экуменизма. Это прежде всего очерк «Христианские храмы и богослужение во времена св. Иоанна Златоуста (по его творениям)». Никто из святых отцов не уделял в своих творениях столько внимания богослужению, как св. Иоанн Златоуст. Он касался его и в толкованиях на книги Священного Писания, и в гомилиях, и в проповедях, сказанных по разным поводам, и в письмах. Благодаря этому его творения воспроизводят перед нами достаточно обстоятельное изображение литургической жизни Восточной Церкви IV века. Это изображение тем более ценно, поскольку через 100 лет после Иоанна Златоуста наступает эпоха расцвета византийской культуры во всех ее компонентах, и само константинопольское богослужение приобретает особенный, помпезный характер и, отсюда, название византийского. Время Златоуста — это время, когда константинопольское богослужение не отличалось от богослужения других христианских церквей, в том числе и Западных. Поэтому глубокосодержательный и обстоятельный обзор этого богослужения Преосвященным Митрополитом Никодимом может служить надежным базисом в экуменических диалогах о Евхаристии. К такого же характера работам следует отнести очерк «Крест и воскресение в православном богослужении», в котором на основании Священного Писания, святоотеческих творений и богослужебных песнопений Православной Церкви раскрывается спасительное значение страданий и воскресения Христова и смысл, какой Православная Церковь вносит в почитание Креста Господня. То же можно сказать о докладе «Святая евхаристия — таинство жизни церкви», в котором Преосвященный Митрополит Никодим на основании опять же Священного Писания, святоотеческой и литургической письменности раскрывает экклезиологическое значение Евхаристии. Этой же цели подготовки научного базиса для экуменических диалогов служит статья «Св. Киприан Карфагенский о Церкви». Выбор этой темы Преосвященным Митрополитом Никодимом не случаен. На долю священномученика Киприана выпало много потрудиться для ликвидации раскола, учиненного в его вынужденное отсутствие из Карфагена пресвитером Донатом и мирянином Фелициссимом.
Его слова и письма полны богословских изъяснений, раскрывающих древнехристианское понимание церковного единства и его спасительного значения для всех христиан. Работа Преосвященного Митрополита Никодима служит к установлению базиса для экуменических диалогов по проблеме экклезиологии. К группе перечисленных трудов Преосвященного Митрополита Никодима следует отнести его очерки: 1) «Спасение по изложению Ветхозаветных библейских книг (Термин «Спасение» — в Священном Писании Ветхого Завета») и 2) «Ветхозаветное учение об условиях личного спасения человека». Как известно, в среде протестантов существуют превратные представления о личном спасении человека, а отсюда вытекает чуждый древнецерковному учению взгляд на таинства. Оба очерка Преосвященного Митрополита Никодима представляют определенную ценность для диалога по вопросу личного спасения человека. Особо рецензент выделяет доклады Преосвященного Митрополита Никодима: 1) «Миссионерское дело Святого Кирилла среди хазар», 2) «Св. Климент Охридский в русской литературе» и 3) «На Упсальской Ассамблее Всемирного Совета Церквей». Первые два относятся к истории братских славянских церквей, последний же, благодаря обстоятельному изложению Преосвященным Митрополитом Никодимом докладов представителей трех ведущих христианских вероисповеданий: православного (митрополит Латтакийский Игнатий, антиохийский патриархат13), протестантского (пастор Виллем Адольф Виссер'т Хоофт14) и римо-като-лического (священник Роберт Туччи, иезуит15), знакомит с современным положением дел и проблемами, стоящими перед Всемирным Советом Церквей. Важное значение очерка Преосвященного Митрополита Никодима для всех интересующихся вопросами экуменизма и так или иначе связанным с экуменической деятельностью трудно переоценить.
Пятый том сочинений Преосвященного Митрополита Никодима содержит речи и доклады, произнесенные им на встречах и Конгрессах Христианской Мирной Конференции (ХМК) и речи и выступления в разных миротворческих конференциях. Они посвящены одной и той же задаче сохранения и укрепления мира между народами. Деятельность Преосвященного Митрополита Никодима в этом направлении, как видно из самих речей и выступлений за время с 1962 по 1974 год, протекала в грандиозных международных масштабах, не только в странах Европы, но и в Индии. Трудно представить себе «карту» этих путешествий Преосвященного Митрополита Никодима, тем более невозможно сделать хотя бы краткий обзор их. Рецензент кратко останавливается на докладе «Отношения между странами Восточной и Западной Европы в вопросах безопасности, сотрудничества, а также культурных и других контактах», произнесенном 18 ноября 1974 года в Вене на встрече представителей Московского Патриархата и Католической Миротворческой организации Pax Christi Intemationalis16. Профессор Н. Д. Успенский (1900-1987)
В этом докладе говорится о «потеплении климата международной общественно-политической жизни». Преосвященный Митрополит Никодим говорит как об отрадных явлениях — о смягченности международной напряженности в Европе, о работе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, об усилившихся контактах научно-технического и экономического сотрудничества и о взаимном обмене духовными и культурными ценностями. «Говоря это, — добавляет Преосвященный Митрополит Никодим, — я имею в виду и тот несомненный факт, что многие духовные ценности, характерные для европейской культуры, созданы христианством, его лучшими представителями, и рассматривались ими как достояние всего человечества» (стр. 433). В этом «потеплении климата» Европы большая заслуга принадлежит лично Преосвященному Митрополиту Никодиму.
Многогранна церковная деятельность Преосвященного Митрополита Никодима. Его литературные труды отличаются разнообразием содержания: догматические, литургические, исторические, гомилетические, и глубиной богословской мысли, а некоторые имеют значение учебной литературы для Духовных академий и Семинарий. Все это дает основание рецензенту считать Преосвященного Митрополита Никодима достойным высшей ученой степени — Доктора богословия.
Доктор Церковной истории, профессор Н. Успенский17 5 февраля 1975 г.
отзыв на литературный труд Его высокопреосвященства владыки митрополита никодима, переданный им в библиотеку ленинградской Духовной Академии и — по решению Совета Академии — представленный на соискание ученой степени Доктора Богословия.
Означенный труд представляет собою пятитомный сборник общим пагинажем 1720 страниц машинописи, заключающий в себе большое число отдельных сочинений богословского, церковно-исторического, литургического, общественно-политического характера. Труд, в основном, является отражением многосторонней архипастырской деятельности Владыки Митрополита на высоком посту его служения Святой Православной Церкви, Родине и христианскому миру.
Конкретно, пред нами обширный литературный материал, содержащий в себе:
1. Доклады и речи на встречах и приемах гостей и иностранных делегаций.
2. Специальные послания, адресованные Главам Церквей, иерархическим лицам по разным случаям и мотивам.
3. Научные статьи и исследования по темам богословского и общественного характера.
4. Выступления и речи по проведению богословских собеседований, диалогов с представителями и делегациями различных религиозных конфессий.
5. Рождественские и Пасхальные послания клиру и пастве православных Церквей, а также речи при вручении жезла новопоставляемым во Епископа священным лицам.
6. Статьи церковного, общественного и публицистического характера, некрологи и воспоминания о празднественных и выдающихся событиях в современном христианском мире.
7. Речи, доклады и выступления частного характера, отражающие жизнь Московского Патриархата.
8. Литературный материал (речи, доклады, статьи), посвященные участию и работе Владыки в экуменическом движении и в миротворческой деятельности.
При всем разнообразии по идейному содержанию и тематике вопросов и проблем современности все богатейшее литературное творчество Владыки Митрополита можно, по нашему мнению, рассматривать как отражение троякого его служения, а именно: как Епископа «Право правящего слово Истины» — как церковно-обще-ственного деятеля, исполняющего послушание Высшему Иерархическому Священноначалию и — как патриота своей Родины.
В первом отношении мы имеем литературный материал, который отражает архипастырское служение Владыки, как Митрополита Ленинградского и Новгородского, выполняющего свое высокое иерархическое служение по заповеди апостола: «Пасите еже в вас стадо Божие, назирающе не нуждею, но волею и по Бозе... но образи бывайте стаду» (1 Петр. 5 гл. 2, 3).
Показателем архипастырской ревности Владыки и его непрестанных забот о благе и преуспевании в вере и благочестии его духовных чад служат его обширные Рождественские и Пасхальные послания, адресованные всечестным пастырям, клиру и верным чадам Церкви. Ценность их не только в том, что они, вместе с праздничным приветствием и пожеланием мира и радости верующим, содержат глубокие догматические и нравственные истины, с радостным восприятием заключенных в них спасительных и нетленных благ, которые дарует Господь нам. В частности, в посланиях отразилось понимание автором идейной сущности празднуемого события и выводы из этого: так, историческое событие рождения Спасителя мира в Вифлееме (Лк. 2, 11) здесь рассматривается как исполнение от века сокровенной тайны «Боговоплощения»: «Исповедуем велия есть благочестия тайна, Богоявися во плоти» — учит апостол Павел (1 Тим. 3, 16). Раскрывая эту тайну Боговоплощения, Владыка в дальнейшем говорит о значении ее и о том, какие
благодетельные последствия имеет для грешного человечества явление в мир Богочеловека Христа, а именно: Воплощение Христово Божеская природа соединилась с человеческой, и это их соединение неизменно и неслиянно, неразрывно и неразделимо. Своим преестественным рождением от Девы Матери, Христос становится человеком — Он Богочеловек (Матф. 1, 23). Второе следствие: ставши человеком, Божественный Законодатель (т. 1, стр. 25) обожествляет человека так, что человеческая природа достигла величайшего положения в сотворенном мире; и третье: — поелику человек нравственное существо, Богочеловек спасает его, представив человеку все возможности при наличии веры и добрых дел, восходить от силы в силу и достигать такого нравственного совершенства, как «Совершен Отец наш Небесный» (Матф. 5, 48). Вот почему, при рождении Спасителя (Лук. 2, 10) радуются Небесные Силы, ибо человек, венец творения, теперь соединился со своим Создателем, и Сам Создатель приходит на землю, чтобы спасти сотворенного Им по образу Его человека и избавить его от греха, смерти и тления (стр. 25).
Как и во многих аналогичных случаях, Владыка здесь богословски осмысливает предметы и явления жизни: рождение Спасителя, принесшего на землю мир и в человеках благоволение (Лк. 2, 11), рассматривается как нравственный постулат: поскольку все люди братья между собой, ко всем христианам мира и ко всем людям доброй воли содержится призыв усердной молитвой и трудом на общую пользу приблизить время вожделенного всеобщего мира на земле с непоколебимой уверенностью в том, что Христос Начальник мира (Исайя 9, 6) соделает мир нерушимым, и что мир на земле будет достигнут и «благоволение в людях» осуществится.
В Пасхальных посланиях Владыки отразилось глубокое понимание значения праздника Воскресения для веры и чувств христианина. В них, прежде всего, ясно и недвусмысленно выражена вера и убежденность в действительности факта Воскресения Христова из мертвых, подтверждаемое многими свидетелями и очевидцами явления Воскресшего Христа апостолам и многим лицам в разное время и при разных обстоятельствах (I Коринф. 15. 5. 9). Эта непоколебимая уверенность в реальности воскресения Богочеловека Христа у верующих христиан переходит в радостное и торжественное прославление Воскресшего Христа, и Пасхальная Ночь оглашается торжественными гимнами хвалы, благодарения и прославления. И снова «Всякая тварь веселится и радуется, потому что Христос воскрес и ад пленился». Снова все исполнилось света «Небо и земля и преисподняя». И снова все творение Божие празднует восстание Христово из гроба. Снова сердце верующего христианина радостно трепещет, как будто это величайшее событие совершилось сегодня, и мы сами как бы являемся свидетелями этого чуда. Снова живо предстоит пред нами Образ Воскресшего, Победителя ада и смерти и мы, как некогда ученики его и мироносицы, слышим победные слова нашего Божественного Учителя: «Радуйтесь! Мир вам!»
В двух словах праздника «Христос воскресе» заключается весь смысл нашего торжества, источник нашего таинственного веселья, и в них заключается ответ нашему разуму в поисках высочайшей Истины и отклик на желание нашего сердца ощутить в Пасхальном торжестве, и мир и радость о Воскресшем Господе.
И дальнейшие послания Владыки проникнуты тою же спасительной и восторженной радостью о Воскресшем Христе — Победителе ада и смерти, ибо ныне христиане «смерти празднуют умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало» (Церковная песнь). Торжество Воскресения Христова близко и понятно всякому сердцу; оно знает, что провозглашению на земле новой жизни во Христе предшествовала долгая пора ожидания, пора томления и надежд, время Ветхого Завета. Зная, как длительна и непроницаема была ночь и как беспросветна была сень смертная, христианин теперь переживает минуты духовного восторга и торжества, празднуя Воскресение Христово, которое положило конец тьме, покрыло смерть и открыло для всех земнородных путь в обители Отца Небесного. Смысл Пасхального торжества — возвращение человеку блаженного бессмертия в примирении с Творцом и восстановлении гармонии творения, утраченной грехопадением.
Известно, какую заботу и какое внимание уделяет Владыка нуждам близких ему Ленинградских Духовных школ — академии и семинарии. Об этом красноречиво свидетельствуют его речи и выступления по разным случаям его пастырской попе-чительности о благе этих рассадников богословской науки и подготовки к пастырской деятельности. В своих выступлениях здесь Владыка Митрополит посвящает свои речи вопросам богословского образования и воспитания будущих достойных служителей Церкви. Владыка призывает их охранять священную традицию в совершении богослужения, в исполнении обрядности и всего православного внутреннего и внешнего строя Церкви, трудиться над изучением святоотеческой письменности, а также постигать и другие науки, которые составляют основу богословского образования в духовной школе. В торжественные престольные праздники академического храма, посвященного апостолу и евангелисту св. Иоанну Богослову, Владыка неизменно выступает с прославлением великого апостола любви. Его речи по этому случаю выражают любовь и благоговейные чувства к возлюбленному апостолу Христову. Обращаясь к воспитанникам за богослужением, Владыка в таких восторженных словах прославляет апостола: «Этого прославленного мужа за высоту богословского умозрения, силу и убедительность Евангельского повествования, вознесенного на недосягаемую высоту не столько как человека, а как великого богодухновенного мыслителя». Он апостол — исповедник, апостол — пророк, убеленный сединами апостол — евангелист, апостол — певец любви и мира. И как апостол и как человек — он великий пример вам, будущие пастыри Церкви. В вашем будущем апостольстве, в этом трудном, но святом служении человеку, — так заключает Владыка свою похвалу апостолу Евангелисту. При размышлении о том, чем же особенно прославлен и превознесен над прочими Евангелистами (св. Григорий Двоеслов) св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, Владыка приводит слова и свидетельства св. Иоанна Златоустого, который отмечает высоту Иоаннова богомудрия как не земное, а поистине небесное мудрование, далекое от всего, что было ранее, а потому и удивительное. Он приносит к нам столько мудрости, какая только возможна для вещающего из самых глубин духа. И вещает так, как только что пришедший с Самого Неба (т. II, стр. 294).
Величественна и глубока догматика Богослова Иоанна; но не менее возвышенно и обязательно для нас его нравственное учение, основанное на двух извечных добрых началах — на любви и мире. И, конечно, значительно и обязательно потому, что вы служители Церкви, какую бы должность или послушание ни несли, обязаны: во-первых, в себе создавать и воспитывать эти великие добродетели Божественной любви и мира, а затем распространять их вокруг себя; это касается не только пастырской деятельности служителей Церкви в исполнение Заповеди Спасителя, возвестившего апостолам о Своем Воскресении «Мир вам!» (Иоан. 20, 26). Блаженны миротворцы (Мф. 5, 9), но и — прямая обязанность и долг всех христиан, жаждущих и ищущих мира на земле.
В своих архипастырских трудах, отраженных в его литературном творчестве, Владыка выступает не только как Епископ, но и как богослов, мыслитель, в своих богословских трудах показывающий и идейно-глубокую мысль произведения и образец научно-исследовательской работы; таковы его статьи:
1. Размышления над книгами Премудрого.
2. Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви.
3. Святая Евхаристия — Таинство жизни Церкви.
4. Спасение по изложению Ветхозаветных Библейских книг.
5. Ветхозаветное учение об условиях личного спасения человека и др.
В размышлениях над книгами Премудрого Владыка говорит о Премудрости Божией, направленной в мир. Это Божественный Промысл, действующий во всем мире; задача христианина состоит в том, чтобы найти след Божественно промыс-лительной деятельности в мире, чтобы согласовать свою деятельность с действием Божественной Премудрости в волнах житейского моря.
Однако современная жизнь людей, достигших небывалой мощи в науке и технике, не во всем, не всеми и не везде осуществляется проявление Премудрости Божией: опыт современной жизни показывает, что деятельность людей часто направлена против блага людей, дарованного Богом людям и используется во вред и ущерб и, даже, на погибель людям. Такая деятельность вызывает неустройства в мире, важнейшие из них — это вражда и озлобленность людей между собой. Анализируя содержание книги Притчей, Владыка говорит, что она поучает и наставляет людей премудростью, и приложима к вере и поведению верующих в их частной и общественной жизни. Учение Св. Киприана Карфагенского о Церкви, в основном, сводится к определению сущности и свойства Церкви; это, прежде всего, ее святость и задача возрожденного в крещении Спасителя человека возвести его к богоподобной святости. Второе ее свойство единство; это свойство Церкви св. Киприан доказывает различными образами и сравнениями из Ветхого и Нового Завета, акцентируя особенно образ Верховного Единства в хлебе и вине, из которых совершается Евхаристия, и указывает, что само Таинство Евхаристии, жертва Господня, является символом христианского единодушия, скрепляемого крепкой любовью (стр. 305, т. 4).
В научной статье по вопросу о спасении, как оно понимается в Ветхозаветных Библейских книгах, Владыка основывает свои данные на ссылках и цитатах Ветхого Завета, особенно в пророческих книгах, и приходит к следующему выводу: спасение по этим данным, это, прежде всего, бытовое явление, означающее избавление от всевозможных бедствий, постигающих человека в его жизни. Это действие Божией силы, идущей навстречу с личной предусмотрительностью и осторожностью человека для избежания гибели. В пророческом изречении о прощении грехов Израилю понятие «спасения» может означать наступление безгрешной жизни (т. 4, стр. 381). Предвидения пророка, обращенные к сожителям Сиона, о том, что они скоро увидят Спасение от Бога. Он наведет на них вечное веселие со спасением (т. 4, 321). По толкованию автора, спасение здесь означает избавление от ада и телесной смерти, — расторжение адских уз, упразднение смерти жизненной силою Божией. Следовательно, спасение в бытовом смысле этого слова означает избавление людей от телесной смерти многообразных бедствий и смертельной опасности (стр. 332).
Исполняя послушание Церкви и Высшего Священноначалия, Владыка Митрополит, как показывают его литературные труды, особенно много участвует в области экуменической и миротворческой деятельности. Так, Владыка является непременным участником встреч, богословских собеседований, диалогов с представителями Церквей и религиозных объединений. Здесь нет возможности проследить и проанализировать доклады и речи Владыки на многочисленных встречах указанного порядка. Интересна его речь и его выступления по поводу промоции при вручении ему диплома ученой степени доктора богословия «гонорис кауза» (Прага, 1963 г.). Здесь в историческом освещении Владыка восстановил обстоятельства, при которых складывались в прошлом отношения Русской Православной Церкви с неправославными Церквами, деноминациями и религиозными объединениями, и высказал свой принципиальный взгляд на сущность экуменизма как нового явления в истории Христовой Церкви, явления, призванного осуществлять международную взаимосвязь и полноту установившегося братского сотрудничества в поисках путей вероисповедного сближения Церквей, и в направлении совместного служения христианства всему человеческому роду.
Как отметил Владыка, вхождению Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей предшествовало углубленное изучение экуменической проблематики, а затем согласие на вступление во Всемирный Совет Церквей должно было пройти стадии рассмотрения этого вопроса в Высших Инстанциях руководства Церкви. Сначала в Священном Синоде, а затем на Архиерейском Соборе, и только после этого Православная Русская Церковь стала активной участницей в работе Всемирного Совета Церквей.
Владыка оптимистически смотрит на деятельность Всемирного Совета Церквей, с удовлетворением отмечает искренние усилия и добрую волю этой организации,
направленную на выполнение высоких и ответственных задач, которые современная жизнь ставит пред всеми христианскими Церквами и объединениями. «Мы твердо надеемся, — говорит Владыка в своей речи на сессии Исполнительного Комитета Всемирного Совета Церквей (в Москве 1964 г.), — с помощью Божией великая семья христианских Церквей, объединенная во Всемирном Совете, будет, восходя от силы в силу, свидетельствовать Евангельскую Правду, укреплять братское единомыслие, беззаветно служить Христу Спасителю — Богу любви и мира (т. III, стр. 26).
В братском единении и взаимопонимании, в проявлении доброй воли, в учреждении экуменического содружества видит Владыка гарантию успешного претворения в жизнь начал христианского всеединства. Однако, по мысли Владыки, путь к достижению подлинного всехристианского единства пролегает не столько через формальное подведение итогов того, что мы достигли, сколько через такое расположение духа, о котором говорит апостол Павел в послании к филиппийцам: «Братья, я не почитаю себя достигшим, а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели и почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Филиппийцам 3, 13-14)». Другими словами, чувство христианской солидарности и совместной ответственности побуждает всех участников экуменических совещаний к терпеливому братскому обсуждению любых вопросов: «Поддержание единства духа в союзе мира (Ефес. 4, 3)». Этот принцип является высшей нормой поведения участников экуменического совещания.
А это значит, что во всех случаях от участников совещания при обсуждении и решении любых вопросов — иногда спорных и конфликтных — требуется разумное сочетание твердости в своих убеждениях со снисходительностью друг к другу, принципиальность — с братской уступчивостью, непоколебимая приверженность к истине в готовности «друг друга тяготы носить» (Галат. 6, 2). Рекомендуемый здесь порядок взаимоотношений членов экуменического содружества является единственно правильным и исключает всякий сепаратизм ведомственно религиозный, националистический и социально-политический, гарантируя желанный успех (т. III, стр. 24).
Достойны внимания и те мотивы и побуждения, которые заставили Русскую Православную Церковь пойти на вступление во Всемирный Совет Церквей. Это, по убеждению Владыки, любовь к ближним братьям, ощутившим пагубность христианского разделения и их желание устранить те препятствия, которые не позволяют исполнить желания нашего Господа Иисуса Христа «Да будут все едино» (Иоан. 17, 21); и, во-вторых, — понимание важности объединенных усилий всех христиан в деле их свидетельства и служения людям, в сложных условиях неустремленного к единству, а секуляризованного, подвергающегося быстрым изменениям и разделенного современного мира (т. III, стр. 31).
Отвечая на вопрос, что есть Всемирный Совет Церквей, каково его назначение и деятельность, Владыка заявляет, что Всемирный Совет Церквей является содружеством Церквей, которые признают Господа нашего Иисуса Христа Богом и Спасителем, а назначение Всемирного Совета Церквей состоит в том, чтобы служить Церквам, членам учредителям его в качестве инструмента, посредством которого Совет мог бы осуществлять совместно свое единство в общей преданности Иисусу Христу и сотрудничать в вопросах, требующих объединенных действий. Таким образом, Всемирный Совет Церквей это инструмент, созданный Церквами, вступившими в содружество, не управляемое централизованной административной властью, но обслуживаемое специально централизованным руководящим аппаратом (т. III, стр. 155).
Не входя в подробное рассмотрение миротворческой деятельности Владыки Митрополита, как она и в чем отразилась в его литературном творчестве, отметим его взгляды и убеждения по данному вопросу по его выступлению с докладом на богословском собеседовании с представителями Римо-Католической Церкви, состоявшемся в г. Бари в 1970 г. Тема доклада: роль христианина в развивающемся обществе; другими словами, чем и как может христианин послужить своим «меньшим братьям» (Мф. 25, 40, 45), находящимся еще в состоянии материальной экономической скудости
и угнетения со стороны «сильных мира сего». В этом докладе затронуто много вопросов, касающихся современного положения народов т. н. развивающихся политических стран в экономическом отношении, и дан исчерпывающий и отвечающий истинному положению вещей ответ на актуальные вопросы нашей современности. По существу доклад представителей двух Церквей, по выражению Владыки, можно назвать «диалогом с миром», так как здесь широко и многосторонне раскрывается христианская идея служения миру делом, т. е. не одними молитвами и добрыми благопожелания-ми, а конкретно — на деле осуществлять любовь к ближнему, проявлять деятельность на предотвращение возможности мирового конфликта с его ужасами, форсировать усилия на созидание таких человеческих взаимоотношений, при которых каждая личность могла бы свободно и всесторонне развиваться в соответствии с велениями совести и требованием нравственного закона, без ущерба для жизни, благоденствия и свободы других людей (т. III, стр. 237). Параллельно с этим Церковь должна как мать проявить свою заботу и о душе человека, для спасения которой пришел на землю и пострадал Божественный Спаситель.
Интересно, что в этом докладе Владыка высказывает свой взгляд на вопросы экономического и политического характера. Он говорит о значении для современной жизни людей принципа мирного сосуществования между государствами с различными социально-политическими системами, и доказывает необходимость и плодотворность поддержания этого принципа всеми христианами.
Однако принцип мирного сосуществования не всем нравится, и для внедрения его в жизнь и деятельность государств неизбежна борьба идей. Но нужно быть уверенным в том, что люди в конце концов поймут, что только при осуществлении этого принципа возможна плодотворная деятельность человечества, стремящегося к прогрессу и всестороннему развитию гуманитарных идей и культуры, и создания на этих началах иного совершенного общества: других путей нет. Отрадно отметить, что в наше время уже многие государства с различными общественными системами в своих взаимоотношениях с прежними противниками придерживаются этого принципа. Особое место в литературном творчестве Владыки Митрополита занимают его труды, посвященные миротворческой деятельности. Здесь мы имеем его речи и выступления, посвященные идее борьбы за мир и защите его от всех видов агрессии, зла и несправедливостей. Владыка является активным участником многих конференций, съездов и обществ, борющихся за мир и безопасность в Европе и во всем мире, например: особо популярно обращение Владыки (по радио) к христианам США, участникам собеседования представителей христианских церквей СССР и США по вопросам христианской озабоченности за международный мир. В своем служении делу мира Владыка выступает не только как Епископ, служитель религии мира, но и как гражданин своего Отечества, для которого участие в борьбе за мир, осуществляемое Властью и народами Советского Союза, есть его пастырский долг.
А вот его декларация о мире: мир является необходимым для человека состоянием, ибо только в условиях мира и мыслим сколько-нибудь серьезный прогресс в области преодоления таких трудностей, как крайняя экономическая и культурная отсталость огромных масс населения земного шара, и как борьба с такими бедствиями как нищета, голод, эпидемии и повышенная смертность. Борьба за лучшее будущее человечества может вестись только на путях справедливости и мира, в условиях открытого и честного соревнования (т. 5, стр. 238). Это голос православного Епископа, убежденного миротворца, каким заявил себя и заявляет Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит. Более того, от имени верующих, как архипастырь и служитель Церкви Христовой, на встрече представителей религии, участников Всемирного Конгресса за всеобщее разоружение и мира (Троице-Сергиева Лавра, 1962 г.) определяет задачи верующих людей в их служении делу мира и справедливости. «Мы, верующие люди, — сказал Владыка, — служим Богу и тем самым служим добру. В земной жизни верующие призваны творить добро, стремиться к миру, к благу людей. Тот же долг служения Богу требует от нас решительной борьбы со злом во всех ее проявлениях.
Поэтому мы решительно осуждаем все, что угрожает мирному сосуществованию человечества, а это — военная пропаганда, уклонение от мирного разрешения международных спорных вопросов, всякое проявление расовой или национальной дискриминации, любая форма колониализма или неоколониализма, а также политические или экономические акции, направленные на ограничение национального суверенитета народов Азии и Африки. Решительно осуждаются верующими людьми и борьба с этими уточненными видами злой воли есть часть борьбы нашей (верующих) за мир».
Принимая живейшее участие в широком плане борьбы за мир, Владыка горячо поддерживает идею всеобщего разоружения и приветствует всякие действия, всякие предложения и призывы, направленные на устранение угрозы новой мировой войны, и против всякой агрессии, исходит ли она от частных лиц, правительств или от враждебно настроенных организаций. Борьбу за мир верующие люди должны рассматривать как священный долг, как прямую обязанность, как свидетельство верности исповедуемой христианином религии.
В своем кратком докладе по рассмотрению и оценке труда Владыки Митрополита рецензент, по объективным условиям, ознакомился только с очень ограниченной частью его труда, но и в этом случае следует признать, что труд Владыки Митрополита представляет собою по грандиозности труда и по своему идейному содержанию исключительное явление в наше время, интересным и важным по многим достоинствам.
Он выражает собою голос Русской Православной Церкви, правдиво и всесторонне освещающий жизнь Церкви, положение ее в современном христианском обществе и в советском государстве; здесь читатель знакомится с деятельностью и служением Церкви не только в области религиозного воспитания ее духовных чад в вере и благочестии, но и как свидетель происходящих в современном мире явлений религиозных и общественных. А также, какие проблемы волнуют Церковь на данном этапе ее исторического бытия. Важно и другое: богословские концепции, взгляды и суждения Владыки позволяют судить о высоком уровне его богословского потенциала, а также — о развитии отечественной и зарубежной богословской науки, и в этом отношении пятитомник трудов Владыки Митрополита является ценным вкладом в отечественную богословскую литературу.
Ценность трудов Владыки с научно-богословской точки зрения очевидна: во всех произведениях его творчества лежит отпечаток зрелой богословской мысли, сочинения показывают огромную эрудицию автора, в совершенстве владеющего нужным ему материалом в изложении раскрытия истины богословского и научного характера.
Стиль работы: четкость и ясность в изложении мысли, широкий диапазон в раскрытии исследуемой истины; подкупающая убежденность автора в истине интерпретируемой им темы или вопроса, способность просто и неопровержимо доказывать справедливость своих мыслей и суждений в решении спорных вопросов, однако — без полемики и обострения, но с братской любовью и снисходительностью и уважением к заблуждающемуся брату.
Профессор протоиерей Михаил Сперанский (1888-1984)
В заключение следует сказать, что рассмотренный литературный труд Владыки Митрополита выполнен с большим совершенством: в нем критиковать нечего: все научно и значительно по содержанию, гладко и отчетливо по изложению, и рецензент с глубоким удовлетворением признает, что работа Владыки Митрополита, безусловно, заслуживает высокого признания; Высокопреосвященный Митрополит Никодим достоен высокой научной степени Доктора Богословия.
Заслуженный профессор протоиерей Михаил Сперанский18
6. II. 1975 г.
Архив СПбДА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 43. Л. 56-88.
источники и литература
1. Августин (Никитин), игум. Список трудов митрополита Никодима // Богословские труды. Сб. 20. М., 1979. С. 241-248.
2. Архив СПбДА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 42. Журналы заседаний Совета Ленинградских Духовных Академии и Семинарии за 1974-75 учебный год. I полугодие.
3. Архив СПбДА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 43. Журналы заседаний Совета Ленинградских Духовных Академии и Семинарии за 1974-75 учебный год. II полугодие.
4. НикитинВ.А. Виссер'т Хоофт // Православная энциклопедия. T.VIII.M., 2004. С. 552-554.
5. Поташинская Н.Н. Aggiornamento // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 300.
1 Список трудов митрополита Никодима (Ротова) имеется здесь: Августин (Никитин), игум. Список трудов митрополита Никодима // Богословские труды. Сб. 20. М., 1979. С. 241-248.
2 Архив СПбДА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 42. Л. 109-110.
3 Там же. Л. 110.
4 Там же. Л. 111.
5 Архив СПбДА. Ф.1. Оп. 1. Д. 43. Л. 47-48.
6 Там же. Л. 48.
7 Там же. Л. 49.
8 Там же. Л. 110.
9 Всемирный Совет Церквей — руководящий орган экуменического движения, был создан путем слияния трех протестантских движений («Вера и порядок», «Жизнь и деятельность» и «Международный миссионерский совет») на I Генеральной ассамблее ВСЦ в Амстердаме в 1948 г. В настоящее время ВСЦ объединяет свыше 330 Церквей, конфессий и общин более чем в 100 странах мира, которые представляют около 400 млн. христиан.
10 Христианская Мирная Конференция (ХМК) — координационный орган движения всех христианских исповеданий за мир. Первая конференция проходила в Праге в 1958. Тогда было принято решение о созыве Всехристианских мирных конгрессов, первый из которых состоялся в 1961.
11 Торонтская декларация — декларация «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей», которая была принята в 1950 г. в Торонто (Канада) Центральным комитетом Всемирного Совета Церквей. В документе говорилось, что СЦ не является и не должен стать сверхцерковью, а также не может брать за основу деятельности лишь одну концепцию Церкви.
12 Aggiornamento — термин возник в понтификат Иоанна XXIII и связан с II Ватиканским Собором, созывая который, папа стремился модернизировать Церковь. Слово «аджорнаменто» прозвучало в этом смысле 11 октября 1962 г. на открытии Собора в речи Иоанна XXIII, призвавшего отцов Собора к «уместному обновлению». См.: Поташинская Н. Н. Aggiornamento // Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000. С. 300.
13 Игнатий IV, Патриарх Антиохийский (Хазим) (1921-2012) — один из организаторов православного молодежного движения, которое развивалось в Ливане и Сирии во время Второй мировой войны, в 1953 г. выступил одним из основателей Синдесмо-са — Всемирного объединения православной молодежи и богословских школ. В 1961 г. хиротонисан во епископа Пальмирского, а в 1970 г. он стал митрополитом Латакий-ским. 2 июля 1979 г. избран 166-м Патриархом Антиохийским.
14 Виссер'т Хоофт [Виссерт Хуфт] Вилем Адольф (1900-1985) — религиозный и общественный деятель; реформатский пастор; первый генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). См.: Никитин В.А. Виссер'т Хоофт // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 552-554.
15 Роберто Туччи (1921-2015) — итальянский кардинал, иезуит, крупный католический журналист, генеральный директор Ватиканского Радио с 1973 по 1985 гг.)
16 Pax Christi International — международное католическое движение, занимающиеся правозащитной деятельностью, созданное в Европе в 1945 г. в знак примирения французов и немцев после Второй мировой войны.
17 Профессор Николай Дмитриевич Успенский (1900-1987) — преподаватель Ленинградской консерватории, профессор Ленинградской духовной академии, специалист в области церковной истории, исторической литургики, древнерусского церковно-пев-ческого искусства, восточно-христианской гимнографии, кандидат искусствоведения (1946), доктор церковной истории (1957).
18 Заслуженный профессор протоиерей Михаил Кронидович Сперанский (18881984) — выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1913 г., ректор Ленинградских духовных академии и семинарии (1952-1966). В 1966-1980гг. — профессор, заведующий кафедрой Священного Писания Нового Завета Ленинградской духовной академии, с 1973 г. — заслуженный профессор. Магистр богословия (1964), доктор богословия (1972).
«The works of Metropolitan Nicodim are distinguished by the variety of content and depth of theological thought». The Testimonies of the Honored Professor Archpriest M. Speransky and Professor N. D. Uspensky to the five-volume "Collection of Works" by Metropolitan Nikodim (Rotov). (Introductory article, notes and publication by D. A. Karpuk and I. A. Kolontaev).
Abstract: In November 1974, Metropolitan Nikodim of Leningrad and Novgorod handed out a five-volume collection of his works to the library of the Leningrad Theological Schools. The Council of the Theological Academy, under the chairmanship of the rector of Bishop Meliton (Solovyov), recognized these works as deserving of examination as a thesis for a doctorate in theology. As reviewers were appointed Honored Professor Archpriest Mikhail Speransky and N. D. Uspensky. Their reviews were presented on February 6, 1975 at a meeting of the Academy Council chaired by the new rector archimandrite Cyril (Gundyaev),
now Patriarch of Moscow and All Russia. Following the discussion, the Council honored Metropolitan Nikodim with his doctorate in Theology. Patriarch Pimen (Izvekov) approved this decision on February 10. This publication provides feedback from reviewers who have survived in the Journal of the Council of the Leningrad Theological Academy and Seminary for the 1974-1975 school year.
Keywords: metropolitan Nikodim (Roth), patriarch Pimen (Izvekov), bishop Meliton (Soloviev), archpriest Mikhail Speransky, N. D. Uspensky, Leningrad Theological Academy and Seminary, St. Petersburg Theological Academy, Council of the Academy, collected works, sermons, doctorate in Theology.