Анастасия Анатольевна Мещенина
ТРУДЫ М. К. ЛЮБАВСКОГО И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ЮГА РОССИИ
Среди курсов, читаемых на кафедре исторического регионоведения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета с момента ее основания в 2002 г., ключевое место отводится преподаванию истории регионов России1. Успешная апробация авторских учебных программ, разработанных преподавателями кафедры и отвечающих современному уровню развития регионалистики как актуального междисциплинарного направления гуманитарных исследований, способствовала включению этих предметов в учебный план новой, реализуемой на кафедре, образовательной программы «Технология и организация экскурсионных услуг».
Каждый преподаватель самостоятельно определяет цель и задачи своего курса, характеризует методологию и источники, формулирует требования, предъявляемые к уровню освоения студентами изучаемой дисциплины, рекомендует основную и дополнительную библиографию, составляет список вопросов к экзамену или зачёту. Интерес к истории регионов сегодня огромный — ежегодно выходит множество статей и монографий, защищаются диссертации, пишутся учебные пособия, проводятся конференции. Лектор, читающий курс, обязан быть в курсе всех новинок, обогащающих или, наоборот, дискредитирующих науку, и, учитывая ее актуальные тенденции, а также личный опыт преподавания, вносить коррективы и дополнения в программу, регулярно обновлять список литературы и источников.
Хронологические рамки всех региональных курсов максимально широки, они охватывают историю регионов от глубокой древности до наших дней. Представляется, что именно такая, всесторонняя, комплексная и последовательная подача материала позволяет лучше понять природу национально-государственного устройства и связанных с ним глобальных современных проблем Российской Федерации, сформировать
чёткое представление о понятии «исторический регион», как объединяющем народы, расселённые на сопредельных территориях, но различные по уровню хозяйственного, общественно-политического и духовного развития, при этом многочисленные этносы, зачастую изначально враждебные друг другу, оказываются прочно связанными общностью исторических судеб, постоянным кросс-культурным взаимодействием и взаимовлиянием, а также обоюдовыгодными интересами и стратегическими задачами. Кроме того, подобный пространственно-временной контекст закрепляет базовые знания по отечественной истории, способствует более качественной подготовке не только профессионального историка-регио-новеда, но и специалиста в области экскурсионного дела и историко-культурного туризма.
Очевидно, что границы «исторических регионов» не совпадают с современной административно-территориальной структурой России. Однако система федеральных округов, сформированная в начале нового тысячелетия, вполне соотносится с исторически и географически сложившимися крупными районами страны. Именно такое деление (за некоторыми исключениями) учитывалось при разработке учебных планов и названий дисциплин.
Курс «История Юга России» входит в базовую часть программы подготовки бакалавров по направлению «Туризм» (15 лекционных часов, 50 часов семинарских и практических занятий в 7-м семестре) и в вариативную (профильную) часть подготовки бакалавров по направлению «История», профиль «Отечественная история» (28 лекционных часов, 28 часов практических занятий в 6-м семестре).
«История Юга России» — предмет интегративный, ориентированный на комплексное изучение исторического процесса в рамках обширного региона, территориальное формирование которого продолжается по сей день.
В задачи учебной дисциплины входит ознакомление студентов с природно-климатическими особенностями южных областей России, с древнейшей историей региона, отличительными чертами культурного развития цивилизаций, существовавших на юге Восточной Европы и в Средней Азии, изучение комплекса проблем, связанных с историей освоения Причерноморско-Приазовской Руси восточными славянами, рассмотрение региональной истории в связи с особенностями процесса непрерывной русской колонизации; анализ основных проблем политического,
социально-экономического и этнокультурного развития Юга России; формирование целостного представления о народах, когда-либо обитавших на южном пограничье Российского государства и о геополитических интересах России в регионе.
Несомненно, что при решении этих задач, преподаватель оказывается в весьма непростом положении, поскольку необходимо грамотно подать и донести до слушателей все особенности, отличающие столь разноплановый в территориальном, этническом и иных аспектах регион от других частей огромной страны и в то же время показать единство, уникальность и непреходящее значение длительного и противоречивого процесса создания российской государственности; неразрывную, исторически обусловленную связь между центром и самыми отдаленными окраинами. Что же касается специфики обучения студентов кафедры исторического регионоведения, то приоритетное направление здесь — изучение экскурсионно-туристического потенциала и перспектив края, и до будущих специалистов в области туризма необходимо также донести представление об объектах природного и культурного наследия, экскурсионных маршрутах и направлениях во всем их многообразии и неповторимой привлекательности.
Наряду с этим значительные трудности вызывает рассмотрение таких проблем как исторические судьбы казачества, особенности горской цивилизации, присоединение Кавказа и Средней Азии, депортация народов в годы Великой Отечественной войны и характеристика современного состояния Южного региона как «метарегиона нестабильности». Эти проблемы постоянно привлекают внимание исследователей — сотни статей, монографий, диссертаций ежегодно пополняют российские и зарубежные библиотеки, крупнейшие научные центры, университеты и академии занимаются проблемами Кавказа. Разобраться в существующем спектре подходов и оценок (или хотя бы классифицировать их) не просто даже опытному преподавателю, тем более это сложно сделать студентам. Однако опыт показывает, что именно эти вопросы сопровождает повышенное внимание аудитории и имеет смысл выносить их на обсуждение в рамках практических или семинарских занятий.
Ряд сложностей, связанных с методикой преподавания истории Юга России, оказывается сопряжен и с отсутствием современных, с высоким уровнем обобщения учебных и учебно-методических пособий. Дело здесь прежде всего в том, что подобного рода курсы вообще мало где
читаются, поскольку краеведение (или историческое регионоведение) долгие годы было исключено из программы университетского обучения. Соответствующие кафедры стали открываться в российских вузах только в начале нынешнего столетия, поэтому ожидать от их сотрудников выхода в свет фундаментальных учебников или академических трудов по истории отдельных регионов России по меньшей мере преждевременно. И хотя работа в этом направлении ведется и, безусловно, носит планомерный и поступательный характер, студентам по-прежнему приходится довольствоваться внушительной совокупностью разномастных сочинений либо по истории отдельных субъектов Российской Федерации2, либо по определенным аспектам политической, социально-экономической или этнокультурной жизни народов Юга России3, либо и вовсе заниматься штудированием учебников позднесоветского образца, которые хотя и наполнены колоссального объема подробностями, но всё же безнадежно устарели с точки зрения методологии, достижений современной историографии и идеологической предопределенности4.
Некоторым исключением, пожалуй, может служить учебное пособие по истории Дона и Северного Кавказа, подготовленное преподавателями Ростовского государственного университета в 2001 г. и доступное большинству читателей только как Web-проект5. Однако и оно, несмотря на широкий пространственно-временной охват и претензию на определенную концептуальность, страдает существенными недостатками. В числе главных следует назвать ставшую уже традиционной для коллективных изданий подобного рода разноголосицу множества авторов, отсутствие единого стиля и подхода к написанию текста. Как правило, спешка, в которой подготавливаются подобного рода «проекты», не позволяет осуществить тщательное научное редактирование, упорядочить объем отдельных статей и разделов и довести изложение до логического конца, коим, на наш взгляд, мог бы служить день сегодняшний. В то же время формат этого пособия, представленного в сети Интернет в виде гипертекста, делает его более доступным для студентов и преподавателей, но не слишком удобным, скажем, для подготовки к экзамену.
Учитывая все вышесказанное, а также обращая внимание на то, что географические рамки курса «История Юга России» охватывают не только Дон и Северный Кавказ, но и отчасти Центральное Черноземье, территорию Украины, Молдавии, Закавказья и Средней Азии, можно смело утверждать, что единственным автором, которому удалось охватить
и последовательно изложить с точки зрения единого общерусского колонизационного процесса историю этих областей в составе России, был и остается крупнейший дореволюционный исследователь Матвей Кузьмич Любавский. Его работы по истории русской колонизации6 внесли весомый вклад в разработку проблемы заселения и освоения окраин, поставленной в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX века: фактор колонизации, по мнению большинства известных историков, таких как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, Д. И. Багалей, был ведущим в развитии государства. Уже в далёкие времена заселения территории Русской равнины восточно-славянскими племенами наши предки постоянно знакомились с новыми землями. «История России есть история страны, которая колонизуется», — эти известные слова В. О. Ключевского как нельзя более точно определили вектор развития российской государственности. Несметные природные богатства, воля и стремление к лучшей жизни, государственный интерес — всё это неизменно влекло русских людей в дальние края, поэтому, как отмечал другой видный историк С. М. Середонин, «история окраин есть в то же время история колони-зации»7.
В течение XVI в. усиливается движение русского населения из центра на южные и восточные окраины. Причины этого кроются, безусловно, в сфере социально-экономической: с одной стороны завершился процесс образования централизованного государства, прекратились междоусобицы, стало расти население, с другой стороны, кризис, разразившийся в стране в конце правления Ивана IV, обернулся рядом указов, ограничивавших свободу крестьянского «выхода». В Смутное время социальные противоречия обострились до предела, толпы людей бродили по стране в поисках лихой удачи. Ужесточение крепостного режима в последующие десятилетия не только не остановило, но даже ускорило начало нового этапа вольной народной колонизации, тем более, что правительство зачастую не справлялось о прошлом людей, поступавших на службу «по прибору» в новопостроенные города российских украин. Результатом такой политики стало присоединение и освоение громадных территорий.
Необходимо отметить, что именно «социальная подоплека колонизационного движения» прослеживается и в очерках М. К. Любавского, рассказывающих о заселении южных окраин Восточной Европы8. При этом очень важным оказывается географическое исследование изучаемых природных районов — особенности распределения леса и степи в
начальный период русской колонизации, характеристика черноземных пространств Европейской России, описание рельефа и климатических особенностей местности, представление о разнообразии флоры и фауны, анализ типологии поселений и занятий восточнославянских племенных объединений, — без учета всех этих факторов трудно понять причины и смысл стремления русских людей к освоению южных степей. В то же время наличие обширных степных территорий предопределяло и существование кочевых сообществ, без которых невозможно изучать историю Юга России, пространство так называемого Поля. Рассмотрение истории взаимоотношений Руси и кочевников, специфика их жизненного уклада, неминуемость постоянных (и отнюдь не только военных) контактов с оседлыми народами и неизбежность окончательной победы, которую одержал русский человек, «при каждом шаге вперед создававший себе опору, новую твердыню, загораживавший все новыми и новыми преградами степные шляхи и в конце концов притиснувший татарина к самому морю»9, — изложение этих сюжетов и выводов в работах ученого выглядит уже вполне хрестоматйиным.
Немалый интерес вызывают также соображения М. К. Любавского об определенной преемственности образа жизни людей Поля, к которым он относит как бродников XП-XШ вв., так и позднейших казаков — изначально отбившихся от родины русских, литовских, татарских и прочих людей, ведущих такой же бродячий образ жизни и лишь с течением времени переходящих к относительной оседлости. В этой связи, в рамках «вольной народной колонизации», представлена история зарождения Донского и украинского казачества, но при этом историк, чьи научные взгляды историографы традиционно относят к так называемой «государственной» школе, подчеркивает: «государственная» колонизация в итоге привела к тому, что уже прочно освоенная территория «стала рассматриваться как земля, состоящая в действительном обладании и распоряжении русского государства, а казацкое самоопределение и самоуправление стали признаваться лишь постольку, поскольку они согласовывались с государственными интересами и нуждами»10.
Важнейшей при изучении истории Юга России оказывается и проблема защиты от непрерывных нападений со стороны кочевого мира, прежде всего крымских и ногайских орд. Обстоятельный рассказ об отношениях с Крымских ханством, детальное описание всех построенных укрепленных линий, ясное представление об объеме тех людских и
материальных ресурсов, которые требовались для решения этой задачи, делают «Обзор истории русской колонизации» незаменимым подспорьем для преподавателя курса.
Наконец, нельзя обойти вниманием и очерки, в которых рассматриваются особенности заселения и хозяйственного освоения обширных территорий Правобережной Украины, Новороссии и Предкавказья. При этом, как всегда у талантливого историка, социальная история оказывается тесно связана с историей экономической, характеристика политикоадминистративного устройства с обстоятельствами внешних сношений, а вопросы этноконфессионального состава населения с любопытными особенностями быта и отношений между жителями самого многонационального региона России.
Подводя итог, можно высказать лишь глубокое сожаление по поводу того, что сочинения М. К. Любавского охватывают только период дореволюционной истории русской колонизации, и в настоящее время не существует обобщающего исследования, которое хотя бы в малейшей степени могло претендовать на продолжение этого поистине уникального и по сей день востребованного труда русского ученого.
1 См.: Мещенина А. А. 1) О преподавании региональных дисциплин на кафедре исторического регионоведения СПбГУ // Первые Всероссийские краеведческие чтения: История и перспективы развития краеведения и москвоведения (Москва, 15-17 апреля 2007 г.). Посвящается 85-летию С. О. Шмидта. М., 2009. С. 428-434; 2) Преподавание истории регионов России на историческом факультете СПбГУ // Труды Первого Всероссийского съезда историков-регионоведов (Санкт-Петербург, 11-13 октября 2007 г.): В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. Л. А. Вербицкая, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев. СПб., 2010. С. 130-135.
2 См., например: История Северо-Осетинской АССР. Т. 1. Орджоникидзе, 1987; Алироев И. Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994; Казачий Дон: Очерки истории: В 2 ч. / Науч. ред. А. П. Скорик. Ростов-на-Дону, 1995; История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года. Ставрополь, 1996; История Кубани: ХХ век: Очерки / Под ред. проф. В. Е. Щетнева. Краснодар, 1998; Тебуев Р., Хатуев Р. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.; Ставрополь, 2002; Максидов А. А. Адыги и народы Причерноморья. Нальчик, 2003; История Северной Осетии: XX век / Северо-осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Владикавказского НЦ РАН и Правительства РСО-А. М., 2003; История Дагестана с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Т. 1. История Дагестана с древнейших времен до XX века / Отв. ред. А. И. Османов. М., 2004; История Кубани с древнейших времен до конца XX века: Учебник для вузов. Краснодар, 2004; и др.
3 См., например: Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления / Отв. ред. [С. Г. Агаджапов], В. В. Трепавлов. М., І998; Ахмадов Ш. Б. Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века (Очерки истории социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX века). Грозный, 2002; Блиев М. М. Россия и горцы Большого Кавказа. На пути к цивилизации. М., 2004; Шнайдер В. Г. Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период: особенности интеграционных процессов. М., 2005; Казначеев А. В. Развитие северокавказской окраины России (І864-І904 гг.). Пятигорск, 2005; Рудаков В. В. Северо-Западный Кавказ в системе межэтнических отношений с древнейших времеп до 60-х годов XIX века. СПб., 2007; и др.
4 См., например: История пародов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., І988; История пародов Северного Кавказа (копец XVIII в. -І9І7 г.) М., І988; Доп и степное Предкавказье. XVIII — первая половина XIX в. (социальные отношения, управление, классовая борьба). Ростов на-Дону, І977; и др.
5 История Допа и Северного Кавказа с древнейших времеп до І9І7 г.: Уч. пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 200І; История Допа и Северного Кавказа с древнейших времеп до І9І7 г.: Web-учебник. 2002-2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hist.ctl.cc.rsu.ruIDon_NC/Don_beg.htm (Дата обращения: 20.04.20І2)
6 Имеются в виду прежде всего монографические исследования учепого: ЛюбавскийМ. К. І) Историческая география России в связи с колонизацией. СПб., 2000; 2) Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века / Отв. ред. А. Я. Дегтярев. М., І996.
l Середонин С. М. Историческая география: Лекции, читанные в
С.-Петербургском Археологическом институте и степографически записанные. СПб., І906-І909. С. 5.
8 Дегтярев А. Я., Карев Д. В., Иванов Ю. Ф. Академик М. К. Любавский и его наследие // Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации... С. 44.
9 Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации. С. 299.
10 Там же. С. 32І. — Отметим, что в подобном ключе рассматривается история заселения и освоения территории Дона и степного Предкавказья и в исследованиях недавнего времени, см., например: Загоровский В. П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Российского государства в XVI веке. Воронеж, І99І; История Допа и Северного Кавказа с древнейших времеп до І9І7 г.: Уч. пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 200І; и др.
Информация о статье:
Автор: Мещенина Анастасия Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, meshenina@mail.ru
Название: Труды М. К. Любавского и особенности преподавания истории Юга России.
Аннотация: Автор — преподаватель кафедры исторического регионоведения — характеризует место курсов истории регионов России в учебном процессе. При этом отмечается, что единственные работы обобщающего характера по данной проблематике принадлежат М. К. Любавскому. Однако они охватывают лишь дореволюционный период. В настоящее время не существует исследования, которое могло бы претендовать на продолжение этого уникального и по сей день востребованного труда.
Ключевые слова: преподавание истории, история регионов России,
историография.
Information about the article:
Author: A. A. Meshchenina
Title: M. K. Lyubavskiy’s proceedings and the peculiarities of South Russia history teaching.
Summary: Author — lecturer of chair of regional historical studies — characterizes the place that history of Russian regions courses take up in the educational process. It is noted that the only works of the summary nature of these problems belong to the M. K. Lyubavskiy. However, they cover only the pre-revolutionary period. Currently, there is no study that could qualify for the continuation of this unique and still demanded transaction.
Key words: history teaching, history of Russian regions, historiography.