А.Н. Стрижёв, М.А. Бирюкова
ТРУДЫ И ДНИ ПРОПОВЕДНИКА ИОАННА ВОСТОРГОВА
Аннотация
Очерк посвящен новомученику, протоиерею Иоанну Восторгову, настоятелю храма Василия Блаженного на Красной площади, видному миссионеру и проповеднику. Его публицистика, духовная и светская, была издана в пяти томах в 1914 г. Иоанн Восторгов - издатель и постоянный автор еженедельной газеты «Церковность» (выходила в свет с 1911 г., не прекращалась и в первые месяцы после Октябрьской революции). Бесстрашный священнослужитель и патриот открыто бичевал насилие новой власти, отстаивая достоинство и свободу выбора человека, в кризисных обстоятельствах призывал враждующих людей к совести. За смелую публичную деятельность Иоанн Восторгов приговорен Революционным трибуналом к расстрелу. Погиб в сентябре 1918 г. В очерке прослеживается жизненный путь этого энергичного подвижника, раскрывается его уникальная способность открыто отстаивать истину.
Ключевые слова: протоиерей Иоанн Восторгов, публицист, проповедник, патриот, новомученик, Революция 1917 г., газета «Церковность», церковь, христианство, совесть.
Strizhov A.N., Biriukova M.A. Archpriest Ioann Vostorgov: His life and works
Summary. The essay is devoted to a newly canonized martyr, archpriest Ioann Vostorgov, a prior of St. Basil's Cathedral on the Red Square, a prominent preacher and missionary. His works of non-fiction, both spiritual and secular, was published in 1914 in five volumes. Ioann Vostorgov was a publisher and regular author of a weekly newspaper «Tserkovnost'» («Ecclesiasticism») that was printed from 1911 to the first months after the Revolution of October 1917. The fearless clergyman and patriot openly lashed out against the violence of the new regime, defending human dignity and freedom of choice, and called for conscience in the feuding people in the times of crisis. For his courageous public activities Ioann Vostorgov was sentenced to death by shooting by the Revolutionary Tribunal. He died in September 1918. The essay
follows the life of this energetic ascetic and reveals his unique ability to openly fight for the truth.
В августе 2000 г. в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор - событие весьма памятное для страны. Тогда к лику святых причислили священномучеников, пострадавших за Христа, и среди них настоятеля храма Василия Блаженного на Красной площади прот. Иоанна Восторгова. Это всенародное почитание видного духовного подвижника, патриота и яркого публициста явилось достойным приношением потомков борцу с силами зла и поработителями духа истины. Всего пять лет служил о. Иоанн настоятелем Покровского собора, известного в народе как храм Василия Блаженного, что у самых кремлевских стен. И за этот недолгий срок храм сделался главным средоточием церковной и общественной жизни древней столицы. Здесь проповедовал Иоанн Восторгов - и сюда шли люди со всех сторон, чтобы послушать и вразумиться от слов смелого и благодатного батюшки. Раньше этот исстари намоленный храм посещали больше полюбоваться дивной красотой - ведь подобного белокаменного чуда больше нигде нет и не было. Но до настоятельства о. Иоанна святой храм богомольцами мало посещался, так что здесь и вправду не приход был, а проход через площадь. Новый - молодой, энергичный и образованный священник сразу оживил и наполнил приходскую жизнь современными интересами, в своих проповедях он умело вскрывал язвы современного общества - богоотступничество и равнодушие части граждан к судьбе государства, а заодно и к устоям семьи; развязность инстинктов у населения, безудержная пропаганда разложения личности - все это вместе крайне обострилось после революционных событий 1905 г., а уж ближе к Семнадцатому, катастрофическому, году беда и вовсе приняла характер безумия и прямого преступления. Чем ближе двигались к концу Империи, тем острее чувствовалась необходимость крепкого церковного назидания здоровой народной толщи, - тоже, впрочем, уже затронутой смутой и посулами перемен. Всякого рода авантюристы, выжиги, провокаторы - в первых рядах опрокидывателей трона. И вожаки их - террористы да заговорщики. Сладить ли с такой напастью?
Если в самый почин XX в. И. Восторгов был преисполнен «радости осмысленного труда» и надеялся на плодотворную
жизнь, уповая: «Мы живы, мы сохранены для земли, для работы, для покаяния, для спасения», то в грозный, гибельный Семнадцатый год в его речи зазвучали исповедальные ноты. Накануне Октябрьского переворота, 15 октября 1917 г. он написал в своей газете «Церковность»: «Если нас теперь заточат, убьют, разорвут на части, то и в преследованиях и в смерти сохраним чувство удовлетворения, сознание нашего морального торжества... Мы сильны силою истины». Далее православный исповедник и мудрый пастырь, будто предвидя свой близкий мученический венец, сказал: «Наша, может быть, теперь скоро будет пролита кровь, наши недруги могут быть спокойны: на них наша рука не поднимается, так как мы слишком мирные люди». Это он говорил о себе и подобных ему. Прямая, пламенная речь протоиерея Иоанна все также настойчиво произносилась им и в дни жестокого Октября. Народ валом валил на его молебны - служились не в тесном древнем храме, а прямо на Красной площади. Здесь с новой силой зазвучал его умиротворяющий голос, призывая горожан, а с ними и весь народ православный, преодолеть в душах ненависть, всеваемую смутьянами, преодолеть вражду, столь бедственную для людей последствиями.
Но события зловеще развивались, и конца им не виделось. Наперекор угрозам батюшка Иоанн по-прежнему выпускает в свет свою газету «Церковность», каждое воскресенье выходит свежий номер. А в нем поставлены на видное место злободневные вопросы, выдвигаемые яростными буднями. И мучимые очередями и голодом люди жадно читают статьи, огненные проповеди Восторгова, заполняющие почти все пространство 40-страничной газеты, ведь автор подавляющего большинства публикаций - сам отец Иоанн. Ночами служитель алтаря описывает в дневнике события прошедшего дня, убедительно изображает живые лица, знакомые и незнакомые, то, что увидел на московских стогнах и площадях -репортажи его ёмки, рельефны, почти скульптурны, и на письме он - талантлив как литератор.
Почитая этого новомученика, хочется подробнее остановиться на его жизненном пути - кто наш герой и откуда? Родился прот. Иоанн Иоаннович, в миру Иван Иванович Восторгов, 30 января 1867 г. в станице Кавказской на Кубани, в семье священника, профессора духовной семинарии, и наречен в память Иоанна
Златоуста. Впоследствии и самого его назовут Русским Златоустом, за мужество и преданность святой вере. Учился юноша в Ставропольской духовной семинарии, а по окончании ее в 1887 г. побыл там же и надзирателем, и учителем русского и церковнославянского языков. И. Восторгова вскоре епископ Владимир (Богоявленский) определит служить в одну из станиц все той же Кубанской области. Место то было заражено расколом, и молодому батюшке пришлось поначалу приложить руки к постройке храма, украсить его всем необходимым, освятить и войти в доверие прихожан, целое столетие не имевших священника. Так начиналась миссионерская работа - привлечение закоренелых сектантов к православию. И всего-то в поселке этом Восторгов служил побольше года, а как преобразилась станица! Михаило-Архангель-ская церковь наполнилась богомольцами, в поселке уменьшилось буйство, а 100 раскольников присоединились к благочестию. Рвение молодого иерея оценило начальство - назначения и повышения следуют одно за другим. Вот он в 1890 г. наблюдает за всеми церковно-приходскими школами целого округа Кубани, затем назначен законоучителем в Ставропольскую мужскую гимназию, а чуть позже по настоянию владыки Владимира - экзарха Грузии, его переводят на Кавказ, в Елисаветполь (теперь Гянджа). Даровитый проповедник, усердный законоучитель и педагог-словесник отмечен грамотами и знаками отличия. А с 1900 г. он на важном миссионерском посту в Тифлисе. Просветительское дело началось с открытия трех миссионерских школ, с тремястами учащимися. Занятия в классах, службы и собеседования - все, как задумано заведующим школами о. Иоанном. От Синода его посылают в Персию для обозрения школ духовной миссии. Проповеди этого миссионера были столь поучительны и успешны, что в середине 1902 г. И.И. Восторгова избирают пожизненным членом Императорского Палестинского общества.
В январе 1906 г. прот. И.И. Восторгов назначен Святейшим синодом проповедником-миссионером Московской епархии. Настал самый яркий период жизни этого выдающегося деятеля. Отец Иоанн молод, ему 42 года, и он полон энергии, готов послужить России, изнемогающей от язв, нанесенных ей еще не до конца подавленной революционной смутой. В церкви он видел наше спасение, радость, счастье и жизнь. Теперь в полную меру развер-
нулся в нем дерзновенный талант миссионера. Творческие его силы укреплялись замыслами, его писания насытились конкретным опытом противостояния подрывным акциям ненавистников мирной, спокойной жизни. Теми же устремлениями были охвачены и многие участники патриотических союзов - по стране их насчитывалось до 6 млн, представителей всех слоев общества. К ним в первую очередь и обращался со словами ободрения и горячей проповедью стойкий миссионер-патриот. Он и сам был видным монархистом-союзником, отстаивал, как государственник, интересы Державы, оберегал ее национальные ценности. Чтобы слово его и таких же людей, как и он, было слышнее и понятнее, с 13 ноября 1911 г. миссионер И.И. Восторгов стал издавать газету «Церковность». Этот православно-народный еженедельник выходил по воскресеньям и праздникам, основная задача его - «открывать правду христианскую», бороться с безверием и сектантством, прилагать усилия к искоренению пьянства и распутства; здоровая семья и душевное воспитание детей - важное попечение патриотической печати. Газета Восторгова в каждом номере разъясняла простым людям основы общественно-политического устройства, к примеру, что такое социализм и как его понимать верующему человеку? Насилие и власть - непременная тема в революционной действительности. Мировая война, всенародная помощь фронту и переживания, страдания наших людей - все это отражалось на газетных полосах. Здесь можно было встретить крепкую публицистику, вышедшую из-под пера историка и порядочного журналиста, большой массив публикаций касался предсоборных раздумий - ведь Русская церковь готовилась к избранию Патриарха на предстоящем Всероссийском соборе. Естественно, в газете прот. И. Восторгова публиковались мнения и соображения на этот счет.
В спокойной обстановке предыдущего десятилетия роста рядов монархических и патриотических движений не наблюдалось. Более того, численность союзников резко сократилась, а от взаимных пререканий их руководителей единство и вовсе развалилось: появились новые отделения со своими программами. Не отошли от коренных установок движения разве что твердые и последовательные защитники державности и церковные монархисты. Иоанн Восторгов был в их рядах, а его газета оставалась противницей распада многовековых устоев нации, духовности и нравст-
венных ее начал. Ревностный миссионер о. Восторгов стал известен не только благодаря своему красноречию и верности долгу, но и как обличитель врагов России, поносителей ее культуры. Иоанн Кронштадтский в свое время назвал Восторгова «современным Златоустом» и слушал его пламенную проповедь в Андреевском соборе 6 декабря 1907 г. Через год после кончины Кронштадтского пастыря, его, как церковного трибуна, сменит прот. Иоанн Восторгов, пожалованный митрой, высшим отличием приходского священника, отдающего всего себя служению людям, а в лихолетье противоборствующего смуте, беспорядку и гибели России. По поручению Великой княгини Елизаветы Федоровны миссионер Восторгов едет в город Бари, где покупает участок земли и строит там храм и странноприимный дом для паломников. А в августе того же 1911 г. он уже в Белгороде, на торжествах по прославлению Иоасафа Белгородского, и произносит там при огромном стечении верующих проникновенную проповедь, посвященную деяниям Чудотворца. С таким художественным воодушевлением он говорил разве, что в день памяти просветителя Японии, миссионера-подвижника Николая, которого И.И. Восторгов имел счастье знать лично.
С того дня, как в храме Василия Блаженного начал служить батюшка Иоанн, либеральная печать буквально захлебывалась в клеветах на него, выдумывала и лгала, очерняя невозмутимый облик подвижника. Зато домашнее горе переживалось им тяжело. Когда в самом начале 1915 г. умерла его жена, Елена Евпловна, И.И. Восторгов воспринял эту смерть, как наказание. В письме первенствующему митрополиту Московскому Макарию он поведал о своем тяжелом, несказанном горе так: «Теперь уже нет у меня ничего на земле, в смысле земных плотских привязанностей: пусть безраздельная любовь к Святой Церкви и служение ей совершенно заполнит мою жизнь». Владыка Макарий предложил Синоду возвести священника Иоанна, по принятии монашества, в сан епископа. Из-за разных напраслин и клевет определение сверху затягивалось. Потом и вовсе грохнуло начало переворота -Февральская революция. Замутилась Россия, и Держава пала. К тому времени Иоанн Восторгов уже был известен как видный публицист и духовный оратор. Его произведения широко распространялись отдельными книжками, а накануне революционных событий вышли в пяти томах, где были представлены его впечат-
ления о поездках по Сибири, а также капитальное рассмотрение социалистических учений с точки зрения христианина, конечно же основное место в Собрании сочинений занимали яркие проповеди, сказанные им в православные праздники. Когда совершался Октябрьский переворот 1917 г., настоятель храма Василия Блаженного ведет в своей газете цикл статей «Во дни смуты», а в нем на первое место ставится вопрос о совести и греховности мщения и злодейских убийств. Не смолкал голос пастыря в пору расстрела большевиками святынь Московского Кремля - огонь из орудий велся прямой наводкой со стороны Замоскворечья. Несколько снарядов попали и в купол храма на Красной площади. Батюшка спешит на Пятницкую улицу, где печаталась газета «Церковность» и выступает с гневными статьями, разъясняющими суть происходящих событий. А в своем дневнике он рассказывает о зловещих московских улицах и встречах там с самыми разными людьми, чувствуя тревожный пульс горожан и безнадежность общего положения.
Разумеется, такой прямой и бесстрашный человек, каким был протоиерей Иоанн, водитель совести и патриот, продолжал «Церковность» и в первые месяцы 1918 г., последний раз газета вышла в конце мая; всего за семь лет существования этого необыкновенного печатного органа обнародовано 366 номеров. В самый последний день мая 1918 г. И.И. Восторгова арестовала Чека в его собственной квартире, и сразу же он был увезен в тюрьму. А там провокации, жестокое издевательство. Патриарх Тихон пробовал заступиться за всенародного глашатая истины -не помогло. Обреченного на смерть палачами - не спасти. Четвертого сентября 1918 г. Революционный трибунал приговорил протоиерея Иоанна Восторгова к расстрелу, а утром следующего дня его привезли на Братское кладбище возле Ходынского поля и там в числе других приговоренных, а среди них оказались царские министры, государственные и духовные лица, в упор расстреляли. Первым подошел к краю могилы отец Иоанн, вдохновенно перекрестил всех обреченных на жертву и, обращаясь к конвою, бодро сказал: «Я готов!» Так на голгофе завершился земной круг жизни замечательного человека. Ныне прот. И.И. Восторгов причислен Церковью к мученикам и исповедникам, и к нему возносятся молитвы предстоящих.