УДК 316
Гнатюк Максим Александрович
кандидат социологических наук, преподаватель кафедры управления персоналом, Самарский государственный университет путей сообщения [email protected] Кротов Дмитрий Валерьевич
доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории, Ростовский государственный экономический университет [email protected] Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет [email protected] Maksim A. Gnatyuk
Candidate of Sociological sciences, teacher of the Personnel Management Department of the Samara State Transport University [email protected] Dmitry V. Krotov
Doctor of Social Sciences, Professor of chair Economic theory of the Rostov state economic university [email protected] Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university [email protected]
Трудовые ценности и трудовая активность современной российской молодежи
Labor values and labor activity of modern Russian youth
Аннотация. Трудовые ценности современной российской молодежи являются значимыми компонентами ее трудовой активности и трудового поведения. Что представляет собой трудовая активность молодых людей? Каково место труда в системе базовых ценностей современной молодежи? Каковы детерминанты молодежной безработицы? Поиску ответов на эти и другие вопросы и посвящена данная статья.
Ключевые слова: российская молодежь, базовые ценности, трудовые ценности, трудовая активность, детерминанты молодежной безработицы.
Abstract. The labor values of contemporary Russian youth are significant components of her work activity and work behavior. What is the labor activity of young people? What is the place of work in the system of basic values of modern youth? What are the determinants of youth unemployment? The article is devoted to the search for answers to these and other questions.
Keywords: Russian youth, basic values, labor values, labor activity, the determinants of youth unemployment.
Переход российского государства к рыночным отношениям, структурная перестройка общественно-экономической, политической, социально-культурной и других сфер неизбежно привели к глубоким изменениям в ценностной системе общества, отразившись в сфере труда и трудовой активности различных слоев населения. Как следствие этих изменений, произошедших в последние десятилетия в ценностной системе общества, меняется отношение новых поколений молодых людей к труду, место труда в иерархии базовых ценностей молодежи, структура наиболее значимых компонент при выборе профессиональной деятельности и основные агенты трудовой социализации [1].
Трудовые ценности современной российской молодежи являются значимыми компонентами ее трудовой активности и трудового поведения. Сфера общественного труда - одна из основных сфер, где молодежь призвана реализовать свои ценностные ориентации, способности, знания, умения и навыки. И, конечно, не случайно в российской социологии значительное внимание уделяется молодежным проблемам, проблеме профессионального поиска и трудовой социализации и трудовой адаптации молодых специалистов в современных рыночных условиях, в том числе, трудовым ценностям и трудовой активности.
Изучение специфики трудовых ценностей и социологическое измерение уровня трудовой активности современной молодежи нашли отражение в работах отечественных социологов последних лет: Е.М. Авраамовой, М.К. Горшкова, А.С. Живого, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновского, Н.В. Корж, В.С. Магуна, А.А. Шамина и др.
Ценность труда является для студенческой молодежи основополагающей, ведь именно для данного возрастного периода характерны получение образования, профессиональный поиск и самоопределение, выход на рынок труда, освоение профессиональных ролей и норм. Что представляет собой трудовая активность молодых людей? Каково место труда в системе базовых ценностей современной молодежи? Каковы детерминанты молодежной безработицы? Поиску ответов на эти вопросы и посвящена данная статья.
С социологической точки зрения трудовая активность - форма проявления социальной активности как социально значимой, общественно полезной деятельности, характеризующейся повышенной степенью интенсивности. Трудовая активность молодежи рассматривается нами как совокупность ее текущей трудовой деятельности и как одна из граней проекции будущего состояния общества. По уровню трудовой активности молодых людей, исследуя мотивы, лежащие в ее основе, можно судить о будущем развитии общества. Поэтому такого рода исследования никогда не теряют своей насущной актуальности.
Результаты социологического исследования, проведенного в 2016 г. среди студенческой молодежи Южного федерального университета (г.
Ростов-на-Дону, N=387), позволили обнаружить ценностную структуру молодежи, которую составляют преимущественно традиционные ценности: так, на первом ранговом месте значимость для большинства молодых людей представляют ценности семьи (68,9%); на втором ранговом месте популярна ценность здоровья (64,7%); на третьем - ценность материально-экономического благополучия (59,4%). Что касается трудовых ценностей, то, несмотря на важность ценности «труд» для молодежи, данная ценность не представлена в ядре ценностной структуры молодежи. Среди первостепенных целей, к которым стремится молодежь в будущей трудовой деятельности, можно выделить материальный достаток, престиж, статус и личностную самореализацию.
Подобные данные мы находим и в исследованиях других социологов, например, В.П. Кошарный и Н.В. Корж отмечают, что у современной молодежи, выросшей в постсоветской России, сформированы новые ценности и установки в трудовой сфере, как правило, прагматического и инструментального характера, важность для молодых людей представляет, главным образом, материальная сторона трудовой деятельности. Ценность интересной работы в структуре жизненных ценностей молодежи располагается лишь на четвертой позиции (41,3%), уступая место материальной стороне трудовой мотивации трудовой активности. Трудовая деятельность воспринимается молодыми людьми «как средство для достижения успеха в жизни, признания и уважения окружающих, определенного положения в обществе. Именно поэтому с помощью будущего труда юноши и девушки хотели бы получить высокий заработок и профессионально самореализоваться» [2, с. 128].
Сложность социокультурной адаптации современной молодежи и распад общих интегрирующих и регулирующих россиян ценностей вполне закономерно привели к тому, что в сознании молодежи в центр перемещаются ценности [3], которые имеют экзистенциальную направленность и помогают адаптироваться молодежи к изменяющейся общественно-политической, экономической, социальной и культурной среде и трудностям реализации в трудовой сфере.
Наибольшую тревогу у современных социологов вызывает обостряющая тенденция снижения профессионально-трудовой активности и повышения числа безработных особенно среди молодых поколений россиян.
Летом 2016 г., по итогам выборочного обследования рабочей силы, в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ), свыше 4 млн. россиян классифицировались как безработные; средний возраст молодых безработных составил 30-34 года, а молодежь в возрасте до 25 лет составила среди безработных порядка 28%, в том числе в возрасте 20-24 лет -18% [4]. Согласно данным Росстата, в мае 2015г. высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (34%) и 20-24 лет (13%). При этом, как отмечают эксперты, реальные показатели молодежной безработицы и не востребованности на российском рынке труда оказываются в ряде случаев гораздо выше.
Детерминанты молодежной безработицы очень разнообразны: в большинстве своем современная молодежь смутно представляет свое будущее в силу социальной неопределенности, не способна адекватно оценивать профессионально-трудовые перспективы на российском рынке труда, проявляет низкую трудовую активность, имеет претензии к непомерно высоким требованиям работодателей к молодым специалистам и низкой заработной плате, в результате чего молодежь подвергается повышенному риску утратить работу, возникают проблемы с ее трудовой занятостью, возможностью адекватного трудоустройства [5].
Согласно социологическому опросу, проведенному современными российскими социологами Е.М. Авраамовой, Е.В. Кулагиной и Ю.Б. Верпаховской, главными причинами отказа работодателями (по мнению работодателей) в трудоустройстве молодым специалистам явились: во-первых, плохая самопрезентация молодых людей; во-вторых, отсутствие опыта трудовой деятельности и стажа работы; в-третьих, отсутствие плана профессионального роста; в-четвертых, невысокая теоретическая и практическая подготовка; наконец, в-пятых, отсутствие мотивации к работе, слабая трудовая активность и несоответствие требованиям корпоративной культуры [6].
Современная молодежь в попытках успешно адаптироваться в сфере трудовых отношений и достичь жизненной самореализации пробует различные механизмы и способы интеграции в трудовые отношения, в сферу профессионально-трудовой деятельности, с целью обретения своего социального статуса, жизненного и профессионально-трудового опыта. И одним из таких способов, дающих определенное представление о характере трудовых ценностей, является вторичная занятость или совмещение обучения и той или иной работы. При этом стоит указать, что сочетание учебно-образовательной деятельности с трудовой деятельностью является сегодня весьма распространенным явлением в среде российской учащейся и студенческой молодежи по ряду причин, среди которых главенствующую позицию занимает возможность получения собственного заработка, стажа и опыта трудовой деятельности.
Причины, по которым молодежь не желает или не может полноценно трудиться и проявляет низкий уровень трудовой активности, - это сложности в поисках необходимой работы, также работа, не соответствующая полученной специальности либо трудовая деятельность за слишком малое материальное вознаграждение, вызывающее неудовлетворенность и фрустрацию молодых людей [7]. Еще одной негативной причиной изменения трудовых ценностей и снижения трудовой активности молодежи является потребительское отношение работодателей к молодым специалистам, поскольку зачастую большинство работодателей старается в максимальной степени загрузить молодых работников, нивелируя факт их потенциального трудового и профессионального роста.
Эмпирически обнаружено, что общественно полезная трудовая деятельность, значимость которой была очень велика в советский период
развития российского социума, в настоящее время утрачивает былую позицию и по значимости занимает последнюю позицию в иерархии трудовых ценностей молодежи. Согласно нашим исследованиям, более 80% молодых респондентов слишком низко оценивают роль общественно полезной трудовой деятельности. Трудовая активность расценивается как личная, индивидуальная активность личности, направленная на реализацию способностей, убеждений, интересов, профессиональных знаний, умений и навыков, и, как уже упоминалось здесь ранее, на достижение высокого уровня материального благосостояния. О том, что труд как общее благо, его общественная значимость респондентами не рассматривается, говорит в своей статье и Т.А. Пакина. Такого рода позиция молодежи согласуется с тенденциями индивидуализации современного российского общества, приоритетом индивидуалистических установок и ценностей, таких как личное благо, личностный рост, индивидуальная практическая выгода [1].
Таким образом, суммируя результаты эмпирических исследований, можно сделать вывод, что трудовая ориентация современной молодежи включает в качестве основных следующие ценностные ориентации и мотивы:
- обостряющая тенденция снижения профессионально-трудовой активности и повышения числа молодых безработных;
- формирование прагматических и инструментальных ценностей и установок в трудовой сфере;
- интерес к работе с учетом высокого материального достатка;
- позитивное отношение к вторичной занятости и сочетание учебно-образовательной деятельности с трудовой деятельностью;
- утрата в молодежном сознании ценности общественно полезной трудовой деятельности и наряду с этим возрастание утилитарного отношения к труду.
В целях оперативного реагирования на изменения в системе социально -трудовых отношений необходимо продолжить формирование взвешенной политики молодежной занятости и повышения трудовой ориентации, а также адаптационных возможностей молодежи на основе:
- создания системы профессионального обучения и профессиональной подготовки, способной реагировать на изменение потребностей экономики;
- разработки мер по обеспечению достойной оплаты труда молодых работников;
- повышения ответственности работодателей за соблюдение безопасных условий труда, процедуры приема и увольнения молодежи;
- обеспечения социальной защиты молодежи от неплатежеспособности недобросовестного работодателя;
- обеспечения необходимого уровня охраны труда;
- разработки комплекса мер по социальной защите молодежи;
- формирования активной позиции молодежи;
- обеспечения необходимой нормативно-правовой и социально-психологической помощи.
Литература:
1. Пакина Т.А. Трудовые ценности современной студенческой молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №2 (34). С. 162-168.
2. Кошарный В.П., Корж Н.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Общественные науки. Социология. 2012. №1 (21). С. 126-135.
3. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье и социализация российской студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2014. №11. С. 175-180.
4. Ромашова Л.О. Специфика трудовой адаптации российской молодежи // Научные труды московского гуманитарного университета. 2016. №5. С. 34-38.
5. Тарасенко Л.В., Нор-Аревян О.А., Кирик В.А. и др. Моделирование профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности. Ростов н/Д., 2016.
6. Авраамова Е.М., Кулагина Е.В., Верпаховская Ю.Б. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции // Человек и труд. 2007. №9. С. 41-47.
7. Гафиатулина Н.Х., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. М.: РУСАЙНС, 2016. -235 с.
Literature:
1. Pakina T.A. The labor values of modern student youth // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2014. №2 (34). Pp. 162-168.
2. Kosharny V.P., Korzh N.V. Labor values and attitudes of modern student youth // Social Sciences. Sociology. 2012. № 1 (21). 126-135.
3. Gafiatulina N.Kh. Social health and socialization of the Russian student youth // Social and humanitarian knowledge. 2014. № 11. Pp. 175-180.
4. Romashova L.O. Specificity of labor adaptation of Russian youth // Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 2016. №5. Pp. 34-38.
5. Tarasenko L.V., Nor-Arevyan O.A., Kirik V.A. and others. Modeling the professional socialization of student youth in conditions of social uncertainty. Rostov n / D., 2016.
6. Avraamova E.M., Kulagina E.V., Verpakhovskaya Yu.B. The behavior of young professionals in the labor market: new trends / / Man and work. 2007. № 9. Pp. 41-47.
7. Gafiatulina N.Kh., Lyubetsky N.P., Samygin S.I. Social health of Russian youth in the era of globalization. Moscow: Rusays, 2016. - 235 p.