Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы постиндустриального общества в контексте компетентностного подхода'

Трудовые ресурсы постиндустриального общества в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
188
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗМ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUALISM / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / CONSUMPTION / LABOR RESOURCES / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тараканова Елена Васильевна

В статье рассматриваются предпосылки внедрения компетентностного подхода в управление трудовыми ресурсами постиндустриального общества, характеризующегося изменениями условий и содержания труда, критериев социальной стратификации общества, ростом потребления. Отмечается специфическая характеристика социума развитый индивидуализм его членов, характеризующийся исчезновением типического и свободным комбинированием элементов личности и поддерживаемый частно-индивидуалистическим характером труда. В работе использован психологоэкономический подход, выделены два типичных направления реализации имеющейся у индивида свободы выбора: самоактуализация и «бегство от свободы» через поиск зависимостей (в частности, потребительство). Подчеркивается взаимосвязь между всевозрастающим индивидуализмом и поддержанием промышленного производства через расширенное потребление при одновременном сохранении иллюзии свободы выбора индивида. Отмечается противоречие между потребностью экономики в индивидуализированном потребителе и стандартизированном, удобном в управлении работнике. Раскрывается концептуальное содержание компетентностного подхода, которое сводится к упорядочиванию нетипичного, индивидуализированного через выделение базовых личностных качеств, способствующих максимальной эффективности в каждом виде профессиональной деятельности. Предполагается, что внедрение компетентностного подхода в системы менеджмента и образования будет способствовать формированию общества со строгим соответствием личности профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR RESOURCES IN POSTINDUSTRIAL SOCIETY IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH

The paper considers the prerequisites for implementation of competence-based approach to human resource management in post-industrial society characterized by the changes in the terms and content of labour, criteria of social stratification, growth of consumption. The author focuses on specific characteristics of the society: individualism, disappearance of the typical elements and free combination of individual elements, private-individualistic nature of work. The paper uses psychological and economic approach, identifies two typical ways to express personal freedom of choice: self-actualization and "escape from freedom" by seeking addictions (particularly consumerism), emphasizes the relationship between the ever-increasing individualism and growing industrial production through increasing consumption while maintaining the illusion of the individual freedom of choice, notes the contradiction between the economic need for personalized consumer and standardized, easy to manage employee, reveals the conceptual content of the competence approach which means streamlining the atypical and individualized through identifying personality traits that contribute to maximum efficiency in every kind of professional activity. It is assumed that the implementation of the competence-based approach in management and education will contribute to building society where individuals find most suitable for them professions.

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы постиндустриального общества в контексте компетентностного подхода»

♦---------------------------------------------------

преодолевает до половины обследованного населения) составляет чуть больше 20 км.

Таким образом, доступность ЦРБ для сельского населения Саратовской области можно охарактеризовать как среднюю: в указанный норматив (доступность в течение 30 - 40 минут) укладывается 3/4 обследованного сельского населения, в том числе половина успевает добраться за 20 минут (если считать среднюю скорость автомобиля 60 км/ч). В то же время только 21,2% ФАПов области имеют в наличии автотранспорт: это означает, что значительное большинство сельских больных самостоятельно решают задачу своей доставки до ЦРБ.

Итак, необходимость поступательного развития демографических ресурсов сельского сообщества требует совершенствования системы сельского здравоохранения. Недостатки его организации на сегодняшний день являются одной из ключевых причин увеличивающегося разрыва в медико-социальных показателях между городом и селом.

1. Блинова Т.В., Былина С.Г. Социальные детерминанты сокращения смертности населения: типологический анализ // Социология. 2012. № 4.

------------------------------------------------------------♦

2. Блинова Т.В., Вяльшина А.А. Потенциал третьих рождений в двухдетных сельских семьях (по результатам прикладного социологического исследования) // Вестник СГСЭУ. 2013. № 1 (45).

3. Демографический ежегодник России. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

4. Доступность медобслуживания / Независимый институт социальной политики. URL: http://www.socpol.ru/publications/ inc&ben/ch5.pdf.

5. Независимый доклад о доступности медицинской помощи для бедных и представителей других уязвимых групп в Российской Федерации / В. В. Власов, К.Д. Данишевский, Е.А. Корны-шева, А.В. Северский. URL: http://www.rspor.ru/mods/news/docs/ VlasovVV.pdf.

6. Прохоров Б.Б. Регионы России на пути в медико-демографическое будущее // Проблемы прогнозирования. 2011. № 1.

7. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.

8. Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность / отв. ред. С.В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2008.

9. World Population Prospects / The 2000 Revision. Highlights. Draft. Doc. № ESA/P/WP.165.28 2001. February.

10. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/perepis_itogi1612.htm.

УДК 331.101

Iйй» Tarakanova@ssea.runnet.ru

Елена Васильевна Тараканова,

кандидат социологических наук, зав. кафедрой профессионального развития кадров ИДПО, СГСЭУ

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье рассматриваются предпосылки внедрения компетентностного подхода в управление трудовыми ресурсами постиндустриального общества, характеризующегося изменениями условий и содержания труда, критериев социальной стратификации общества, ростом потребления. Отмечается специфическая характеристика социума - развитый индивидуализм его членов, характеризующийся исчезновением типического и свободным комбинированием элементов личности и поддерживаемый частно-индивидуалистическим характером труда. В работе использован психологоэкономический подход, выделены два типичных направления реализации имеющейся у индивида свободы выбора: самоактуализация и «бегство от свободы» через поиск зависимостей (в частности, потребительство). Подчеркивается взаимосвязь между всевозрастающим индивидуализмом и поддержанием промышленного производства через расширенное потребление при одновременном сохранении иллюзии свободы выбора индивида. Отмечается противоречие между потребностью экономики в индивидуализированном потребителе и стандартизированном, удобном в управлении работнике. Раскрывается концептуальное содержание компетентностного подхода, которое сводится к упорядочиванию нетипичного, индивидуализированного через выделение базовых личностных качеств, способствующих максимальной эффективности в каждом виде профессиональной деятельности. Предполагается, что внедрение компетентностного подхода в системы менеджмента и образования будет способствовать формированию общества со строгим соответствием личности профессии.

Ключевые слова: индивидуализм, постиндустриальное общество, потребление, трудовые ресурсы, компетенция, компетентностный подход.

Ye.V. Tarakanova

LABOUR RESOURCES IN POSTINDUSTRIAL SOCIETY IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH

The paper considers the prerequisites for implementation of competence-based approach to human resource management in post-industrial society characterized by the changes in the terms and content of labour, criteria of social stratification, growth of consumption. The author focuses on specific characteristics of the society: individualism, disappearance of the

typical elements and free combination of individual elements, private-individualistic nature of work. The paper uses psychological and economic approach, identifies two typical ways to express personal freedom of choice: self-actualization and "escape from freedom" by seeking addictions (particularly consumerism), emphasizes the relationship between the ever-increasing individualism and growing industrial production through increasing consumption while maintaining the illusion of the individual freedom of choice, notes the contradiction between the economic need for personalized consumer and standardized, easy to manage employee, reveals the conceptual content of the competence approach which means streamlining the atypical and individualized through identifying personality traits that contribute to maximum efficiency in every kind of professional activity. It is assumed that the implementation of the competence-based approach in management and education will contribute to building society where individuals find most suitable for them professions.

Keywords: individualism, post-industrial society, consumption, labor resources, competence, competence approach.

В литературе, посвященной анализу постиндустриального общества, представлены схожие взгляды различных авторов на наиболее типичные его характеристики: тесное взаимодействие экономики и политики; формирование глобального информационно-экономического пространства; смещение массовой занятости в сферу услуг; замена классовой структуры профессиональной; увеличение потребления; смена доминирующих потребностей. Общество стремительно индивидуализируется: люди все больше становятся непохожими друг на друга, возможности творческого самовыражения и самореализации каждого человека неограниченно возрастают.

Индивидуализм как мировоззрение имеет длительную историю, однако источником и возможностью его широкого распространения стали капитализм и религиозная свобода протестантства, которые дали индивиду свободу и возможность быть материально и морально независимым от социальных групп, к которым он традиционно был причастен (семья, церковь, местные сообщества, трудовой коллектив). М. Вебер в качестве первоосновы «духа капитализма» выделили пессимистически окрашенный индивидуализм, призывавший не рассчитывать на помощь и дружбу людей, избегать доверительных отношений [1, с. 83]. К. Маркс говорил об отчуждении труда, превращении «родовой жизни» в средство поддержания жизни индивидуальной и, как следствие, отчуждении индивидов друг от друга.

Дальнейшая дифференциация между людьми является отражением самого уклада постиндустриального общества, в котором труд фабрично-заводского «коллективистского» рабочего сменяется трудом частно-индивидуалистическим. Предприятия дробятся на более мелкие, к их сотрудникам предъявляется требование самостоятельности в принятии решений, предпринимательской активности. В крупных организациях офисный служащий может не знать ни имени своего коллеги, ни его роли в совместном производстве. Условия труда и быта дробят сообщества, разрушается традиционное противопоставление о социальных группах, снимаются границы собственного самоопределения. Непрерывно развивающиеся телекоммуникационные технологии создают возможности для экстенсивного развития индивидуального опыта, демонстрируют человеку бросающееся в глаза разнообразие окружающих. Упрощение перемещений, разрыв территориальных уз, развитие миграционной и трудовой мобильности способствуют освобождению от многообразных гендерных, возрастных и профессиональных стереотипов. Принцип индивидуализма, противопоставляющий отдельного индивида группе, коллективу, достигает своего максимального развития.

Можно привести многочисленные примеры закономерно согласующихся индивидуальных особенностей человека, которые образовывали в индустриальном обществе связанные цепочки конструктивных элементов личности: мировоззрение А - образ жизни А - сфера интересов А..., мировоззрение В - образ жизни В - сфера интересов В... и т.д. Так, человек, ценностные ориентации которого тяготели к патриархальному укладу, имел консервативные политические взгляды (монархические), в религиозной сфере проявлял преемственность поколений (свято чтил веру отцов), в отношении к семье придерживался традиционных ценностей (имел много детей, признавал отца главой). Человек с либеральными ценностями был приверженцем республиканских принципов в политике, атеистом в религии, сторонником непринуждения и свободы в семейных отношениях. Представитель рабочего класса боролся с эксплуатацией и активно отстаивал свои права, капиталист стремился к увеличению прибыли, демонстрировал безразличие и расчетливость, «белый воротничок» - стремление к карьерному росту. Сословная, позднее классовая, а затем профессиональная принадлежность служили идентификационным шаблоном, позволяя предположить личные способности, интересы, потребности и круг контактов.

Для постиндустриального общества характерен отказ от типичного, единообразного, принцип индивидуализма и свободы личного выбора достигает в нем своего логического предела. Для индивида постмодерна характерно произвольное комбинирование конструктивных элементов личности, активно поддерживаемое СМИ, демонстрирующими массовому зрителю новых героев: священнослужителей нетрадиционной ориентации, спор-тсменов-интеллектуалов, людей ограниченных интеллектуальных способностей, добившихся успеха в бизнесе. Широкое распространение информационно-телекоммуникационных технологий предоставило новые возможности самоидентификации - виртуальные миры, где индивид может свободно выбирать не только личностные, но и биологические характеристики, формировать альтернативные личности.

Однако свобода выбора накладывает на индивида и ответственность за его последствия. У. Бек и Э. Гидденс отмечают необходимость строить свою «индивидуализированную биографию» самостоятельно, формировать свою жизнь как некий проект, за результат которого несет ответственность сам индивид. У. Бек в концепции «тройной индивидуализации» выделяет составляющие, последствия которых носят и позитивный, и негативный характер: освобождение от традиционных социальных связей, утрата стабильности, необходимость реинтеграции. Можно выделить два типичных направления реа-

лизации индивидуальной свободы, описанные психологами XX века: самоактуализация и «бегство от свободы». Самоактуализация как полное раскрытие индивидом своего потенциала требует усилий по самосовершенствованию, развитой потребности в самопреодолении, демонстрации индивидом «спонтанности любви и творческого труда». А. Маслоу отмечал малую долю подлинно самоактуализирующихся личностей в обществе и их основные характеристики: внутренний локус контроля, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, творчество, высокое самопринятие и принятие других.

Свобода, отсутствие контроля общины и чувства принадлежности, широкие возможности выбора имеют и негативные последствия, о которых писал Э. Фромм, - бессилие и тревогу, порожденные утратой идентичности. Доминирующее большинство стремится к избавлению от необходимости выбора и ответственности, «бегству от свободы», проявляющемуся в виде новых зависимостей. Спонтанность замещается «выдумкой в области мероприятий, ориентированных на радиус собственной активности» (бек), локус контроля становится внешним, стимулируя постоянный поиск референтных групп, вместо оптимизма появляется депрессия и чувство вины. Круг близких людей трансформируется в тысячи друзей в социальных сетях, творчество становится креативностью - алгоритмизированным процессом создания нового в прикладном, социальном аспекте.

Одним из способов обретения утраченной идентичности стало расширенное потребление, выражающееся в приобретении разнообразных товаров и услуг. Сформированная зависимость от процесса приобретения товаров (получившая в своем экстремальном выражении название «шопоголизм») и услуг («информационная зависимость», «интернет-зависимость») одновременно оставляет индивиду иллюзию свободы благодаря широкому выбору объектов потребления и является «выбором без выбора». Изобилие, разнообразие потребления, ранее являвшегося вторичным по отношению к производству, вышло на первый план, стало определяющим фактором экономического роста и условием сохранения промышленного производства, позволило капиталу существенно расширить и диверсифицировать рынки [4, с. 181 - 183]. Экономика развитых стран в XXI веке, насытив рынки разнообразными товарами, функционирует за счет символического потребления, извлекая прибыль из создания и торговли брендами и трендами. В то же время потребительство также претерпело существенные изменения, связанные с необходимостью создания большей иллюзии свободы и творчества в процессе удовлетворения искусственно созданных потребностей. С помощью маркетинговой и бизнес-стратегии совместного создания потребительской стоимости (co-creation) индивиды интегрируются в процесс разработки и дизайна продукта, что создает иллюзию творчества и формирует приверженность бренду. Появилась целая система социальных практик, связанная с решением сложных творческих задач, обменом информацией и общением в процессе потребления - консьюмеризм.

Таким образом, современное общество представляет собой совокупность индивидов, чьи разнообразные и искусственно созданные мотивы, интересы и потреб-

ности являются источником экономического роста. В то же время такая разнородность, «ультраиндивидуализм» (А. Дугин), или «сверхиндивидуализм» (Э. Тоф-флер [6, с. 345 - 346]), порождает сложности в управлении трудовыми ресурсами. Специалисты по персоналу отмечают неготовность сотрудников взять на себя ответственность за принятые решения и их исполнение, уклонение от построения рациональных коммуникаций, наличие личных целей и устремлений, не совпадающих с организационными. Констатируется увеличение количества сотрудников, предпочитающих психологический комфорт и творческую работу повышению материального вознаграждения, в обществе утверждается феномен дауншифтинга - сознательного отказа от хорошо оплачиваемой, но не позволяющей посвятить время самореализации и творчеству занятости [3, с. 33 - 42].

По нашему мнению, именно индивидуализирован-ность, нетипичность рабочей силы является причиной появления и активного внедрения компетентностного подхода. Социально-экономические перемены были характерны и для начала XX века: рост технической оснащенности промышленности, уменьшение доли обеспечения производства живым человеческим трудом, рост доли занятости на крупных предприятиях, формирование нового среднего класса. Однако требование компетентности впервые прозвучало в США в середине ХХ века в работах Д. МакКлелланда и Р. Вайта. Д. МакКлелланд показал неэффективность использования психологических тестов для прогнозирования эффективности деятельности и предложил обозначить термином «компетенция» индивидуальные отличия людей, такие как общительность, спокойствие, способность к достижению целей и саморазвитие, важные для конкретных профессий [8, р. 1 - 14]. Р. Вайт обозначал компетенцию как способ эффективного взаимодействия человека со средой, важной составляющей частью которого является мотивация [9]. Э. Фромм, не употребляя терминологии компетентностного подхода, отметил, что наемный служащий «продает свою личность», которая должна быть привлекательной для покупателя и демонстрировать качества, пользующиеся спросом, - инициативность, энергичность.

Многочисленные последующие исследования, посвященные компетенциям, дают разнообразные определения данного понятия, например «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему, на основе критериев, исполнению в работе или других ситуациях» [8]; «основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе» или «способность действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации». Несмотря на отличия, общим местом в определениях является высокий результат/ эффективность трудовой деятельности, основывающиеся на соответствующих качествах личности: мотивированности, стрессоустойчивости, коммуникабельности, внимательности. Таким образом, в понятии компетенции смешиваются «личное» и «профессиональное», индивидуальные психологические (а зачастую - психофизиологические) особенности со свойствами рабочей силы. Функции управления персоналом реализуются не по формальным признакам (квалификация, опыт работы, наличие образования), а по глубинным личностным ха-

рактеристикам. Таким образом, компетентностный подход является способом упорядочения рабочих ресурсов в соответствии с личностными свойствами их носителей. С ним связывают, во-первых, стратегическую управляемость общественного воспроизводства в постиндустриальную эпоху, во-вторых - дальнейший рост производительности труда, приобретающего инновационнокреативное содержание. Прогнозирование последствий внедрения компетентностного подхода позволяет предположить создание общества, в котором каждому профессиональному занятию будет соответствовать строго определенный личностный тип, что позволит преодолеть противоречие между все возрастающим значением индивидуальности и разработанными в ХХ веке, уже не поспевающими за «индивидуализированным» человеком технологиями организационного менеджмента.

Результаты авторского анализа и выводы можно сформулировать следующим образом:

1. Усиливающаяся индивидуализация общества отражается на существе современного общественного воспроизводства, которое с течением времени начинает носить столь личностно-центрированный характер, что экономический рост больше не отделяется от процессов усиления социальной дифференциации и контрастного разнообразия индивидуальностей.

2. В этих условиях производство поставлено перед необходимостью найма «сложных» работников, преодоление трудности управления которыми не обеспечива-

ется ни современными технологиями менеджмента, ни средствами информатизации.

3. Противоречие современного производства, нуждающегося в индивидуализированном потребителе и стандартизированном (удобном для управления) работнике, разрешается с помощью внедрения компетентностного подхода, скрытая задача которого заключается в профессиональной организации использования индивидуализированных трудовых ресурсов.

1. Вебер М.С. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. 3-е изд., доп. и испр. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. с. 83.

2. ГидденсЭ. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.

3. Мерзлякова В. Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. Т. 96. № 4.

4. Понукалин А.А., Понукалина О.В. Социологическая диагностика и моделирование социально-экономических систем // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

5. Спенсер-мл. Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе / пер. с англ. М: HIPPO, 2005.

6. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: АСТ, 2002.

7. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2002.

8. McClelland D.С. Testing for Competence Rather Than for Intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. № 1.

9. White R.W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence // Psychological Review. 1959. № 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.