Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы Омской области в системе экономической безопасности региона'

Трудовые ресурсы Омской области в системе экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / MANPOWER / ECONOMIC SAFETY OF THE REGION / CRITERIA OF AN ASSESSMENT OF ECONOMIC SAFETY / INDICATORS OF ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метелев Игорь Сергеевич

Данная статья посвящена исследованию вопросов обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. Рассмотрены современные теоретико-методологические подходы к определению понятия «экономическая безопасность региона», на основании систематизации которых представлен авторский подход к идентификации исследуемого явления. Выявлены критерии оценки экономической безопасности региона. Уточнен набор индикаторов экономической безопасности, способствующий установлению и оценке внешних и внутренних угроз региональной экономической безопасности. Проведен анализ прогноза развития трудовых ресурсов Омской области, по результатам которого показано влияние состояния трудовых ресурсов региона на его экономическую безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR RESOURCES OF THE OMSK REGION IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

This article is devoted to research of questions of ensuring economic safety at regional level. Modern teoretiko-methodological approaches to definition of the concept "economic safety of the region" on the basis of which systematization author's approach to identification of the studied phenomenon is presented are considered. Criteria of an assessment of economic safety of the region are revealed. The set of indicators of the economic safety, promoting establishment and an assessment of external and internal threats of regional economic security is specified. The analysis of the forecast of development of a manpower of Omsk area by results of which influence of a condition of a manpower of the region on its economic safety is shown is carried out.

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы Омской области в системе экономической безопасности региона»

МЕТЕЛЕВ И.С.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Данная статья посвящена исследованию вопросов обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. Рассмотрены современные теоретико-методологические подходы к определению понятия «экономическая безопасность региона», на основании систематизации которых представлен авторский подход к идентификации исследуемого явления. Выявлены критерии оценки экономической безопасности региона. Уточнен набор индикаторов экономической безопасности, способствующий установлению и оценке внешних и внутренних угроз региональной экономической безопасности. Проведен анализ прогноза развития трудовых ресурсов Омской области, по результатам которого показано влияние состояния трудовых ресурсов региона на его экономическую безопасность.

METELEV I.S.

LABOUR RESOURCES OF THE OMSK REGION IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

This article is devoted to research of questions of ensuring economic safety at regional level. Modern teoretiko-methodological approaches to definition of the concept "economic safety of the region" on the basis of which systematization author's approach to identification of the studied phenomenon is presented are considered. Criteria of an assessment of economic safety of the region are revealed. The set of indicators of the economic safety, promoting establishment and an assessment of external and internal threats of regional economic security is specified. The analysis of the forecast of development of a manpower of Omsk area by results of which influence of a condition of a manpower of the region on its economic safety is shown is carried out.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, экономическая безопасность региона, критерии оценки экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности.

Keywords: manpower, economic safety of the region, criteria of an assessment of economic safety, indicators of economic safety.

В современных условиях хозяйствования экономическая безопасность России складывается из экономической безопасности ее регионов. Концептуальные основы формирования, развития и совершенствования региональной экономической безопасности достаточно широко освещены в экономической литературе по заданной тематике. Однако методико-прикладные аспекты обеспечения экономической безопасности регионов исследованы недостаточно вследствие ряда причин, а именно:

v социально-экономическое развитие регионов России имеет свои исторически сложившиеся и территориально обусловленные специфические особенности, проецируемые на решение задач обеспечения региональной экономической безопасности и, в свою очередь, требующие определенной модификации применяемых для оценки экономической безопасности конкретных регионов показателей;

v в теории экономической безопасности проблемы обеспечения экономической безопасности на региональном уровне рассматриваются с разных, нередко противоречащих друг другу методологических позиций;

v в методическом плане недостаточно проработана проблема унификации региональных статистических данных, используемых для оценки текущего состояния уровня региональной экономической безопасности.

Указанные обстоятельства затрудняют выработку общих принципов оценки уровня региональной экономической безопасности, а, следовательно, и разработку стратегических программ и конкретных оперативных мероприятий, нацеленных на обеспечение подобного рода безопасности, с учетом территориальной специфики социально- экономического развития региона. Данный факт свидетельствует об актуальности исследования региональных аспектов обеспечения экономической безопасности в контексте формирования определенных технологий и механизмов управления решением задач обеспечения экономической безопасности регионов.

Как показывает мировая практика, понятие «экономическая безопасность» может быть рассмотрено на макро- и микроуровне, притом экономическая безопасность отдельных хозяйствующих субъектов и территориальных образований рассматривается, как правило, в качестве составной части национальной безопасности государства. В современной России обеспечение экономической безопасности является приоритетным направлением национальной политики [1, с. 118]. В современной экономической литературе, посвященной вопросам теории экономической безопасности, представлен достаточно широкий диапазон подходов к идентификации исследуемого явления, в которых нашли отражение сложность, многоаспектность и комплексность последнего. По мнению автора данной работы, наиболее полным, объективно отражающим сущностно-содержательные характеристики рассматриваемого явления и соответствующим концепции проводимого исследования, является определение, предложенное коллективом исследователей Уральской научной школы по проблемам экономической безопасности. Согласно этому определению, экономическая безопасность может быть представлена как «... совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее самостоятельности в процессах интеграции с экономикой Федерации» [6, с. 29]. Следует отметить, что подавляющее большинство специалистов в сфере экономической безопасности подчеркивают тесную взаимосвязь экономической безопасности с понятиями устойчивости (ста-

бильности) и развития (экономического роста), которые, в свою очередь, выступают залогом защиты региональных экономических интересов от внутренних и внешних угроз (табл. 1) [3, ^ 18; 7, ^ 39].

Таблица 1

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности региона

Угроза Проявление действия угрозы

Внутренние угрозы экономической безопасности региона

1. Высокая изношенность основных производственных фондов предприятий региона 1. Низкая конкурентоспособность на региональном и федеральном уровнях. 2. Невозможность эффективной конъюнктурной диверсификации производства оборудования 3. Высокая стоимость произведенной продукции, обусловленная большими затратами на амортизацию оборудования

2. Низкая рентабельность региональных промышленных предприятий (за исключением монопольных гигантов, специализирующихся на добыче и переработке нефти и газа, на производстве продукции черной и цветной металлургии и т.д.) 1. Вынужденное сокращение производства, вплоть до закрытия предприятий. 2. Рост безработицы и социальной напряженности в регионах. 3. Разрушение элементной базы общей системы экономики России

3. Низкая степень бюджетной поддержки экономического развития регионов (как из федерального бюджета, так и из средств региональных бюджетов) 1. Невозможность реализации бюджетных проектов развития производства и региональной инфраструктуры. 2. Высокая степень разворовываемости бюджетных средств на различных уровнях административного управления

Внешние угрозы экономической безопасности региона

1. Растущая степень зависимости региональных экономических систем от иностранного капитала, от импорта продуктов питания и оборудования. 1. Сокращение регионального производства. 2. Гипертрофированный и неадекватный доходам населения рост сферы услуг, особенно предприятий индустрии развлечений, вокруг которых концентрируется криминальный актив. 3. Вред здоровью населения, употребляющего низкокачественные и генетически модифицированные продукты питания.

2. Сокращение регионального производства, вследствие нерентабельности и неспособности конкурировать на рынке товаров. 1. Рост безработицы, обнищание и асоциализация населения. 2. Деструктуризация экономической системы РФ.

3. Развитие тенденции регионального экономического и социально-политического сепаратизма. 1. Возможный, в пределах ближайших 20-30 лет, распад Российской Федерации. 2. Рост межнациональной, межконфессиональной и межэтнической напряженности, способной приводить к крупным конфликтам. 3. Потеря россиянами России как государства.

Выявлению, оценке и нейтрализации потенциальных угроз, диагностике экономической безопасности региона, а равно и разработке и реализации комплекса программно-целевых мер по снижению уровня угроз призвана способствовать совокупность индикаторов экономической безопасности. Ук-

рупнено данный перечень может быть представлен следующими группами показателей [2, с. 98; 4, с. 134; 5, с. 202]: показатели, характеризующие способность экономики территории к устойчивому росту; показатели, характеризующие обеспечение приемлемого уровня существования на территории; показатели экологической безопасности (способности территории к сохранению баланса между человеком и природой). Существенное влияние на количественные и качественные значения индикаторов второй группы оказывает состояние трудовых ресурсов региона как части населения данного территориального образования, обладающей физическими и духовными способностями к труду и представляющей собой действенную и потенциальную рабочую силу региона. В связи с этим в рамках проводимого исследования оценим перспективы повышения экономической безопасности Омского региона с точки зрения прогнозного развития трудовых ресурсов на региональном уровне.

Социально-экономическое развитие Омской области как субъекта РФ происходит под влиянием многочисленных факторов, как внешних, определяющих социально-экономическое развитие России в целом, так и внутренних, связанных с местными условиями хозяйствования. Целью экономического развития региона является устойчивое и эффективное функционирование многосекторной экономики, обеспечивающей формирование ресурсов для повышения благосостояния населения области. Для достижения поставленной цели на ближайшую перспективу региональным правительством планируется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение ориентации экономики на производство продуктов с высокой добавленной стоимостью и большой степенью глубины переработки; углубление внутриобластных кооперационных связей (в первую очередь между сельским хозяйством и пищевой промышленностью, машиностроением и другими отраслями экономики области); создание замкнутых внутриобластных технологических циклов, ориентированных на удовлетворение спроса местного потребителя; снижение затратности экономики региона, повышение эффективности ее функционирования.

Трудовые ресурсы Омской области являются важной составной частью социального и экономического потенциала региона. По данным Министерства труда и социального развития Омской области, согласно прогнозного баланса трудовых ресурсов Омской области на 2013 - 2015 годы, в среднесрочной перспективе ожидается количественное и качественное изменение трудовых ресурсов (табл. 2) [8; 9; 10]. Анализ статистических данных, нормативно-правовых документов и официальных информационных ресурсов позволили автору исследования сформулировать следующие тенденции развития трудовых ресурсов Омской области [9; 10].

В целом формирование трудовых ресурсов региона происходит под влиянием негативных демографических тенденций, возникших в конце ХХ века (снижение показателей рождаемости в 90-х годах, сочетание поколений на входе в трудоспособный возраст и на выходе из него). При этом происходит не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и

его качественное ухудшение, вызванное старением экономически активной части населения. Под влиянием демографических факторов в Омской области в среднесрочной перспективе ожидается сокращение общей численности трудовых ресурсов на 2,9 %, или на 36,3 тыс. человек, в том числе численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в Омской области к 2015 г. сократится на 38 тыс. человек (или на 3,2 %) и составит 1138,8 тыс. человек [9].

Таблица 2

Прогноз состояния трудовых ресурсов на среднесрочную перспективу

№ п/п Наименование показателя 2013 2014 2015

I. Численность трудовых ресурсов, тыс. чел. в том числе: 1237,6 1229,8 1220,9

1 трудоспособное население в трудоспособном возрасте 1157,7 1148,7 1138,8

2 иностранные трудовые мигранты 11,5 11,5 11,5

3 работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста, в том числе: 68,4 69,6 70,6

3.1 старше трудоспособного возраста 66,2 67,4 68,6

3.2 моложе трудоспособного возраста 2,2 2,2 2,0

II. Распределение трудовых ресурсов

4 численность занятых в экономике, тыс. чел. (без военнослужащих) 952,0 956,0 956,5

5 численность населения, не занятого в экономике, тыс. чел., в том числе: 297,0 290,9 285,3

5.1 численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы 105,2 103,4 102,2

5.2 численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости 12,6 12,6 12,6

5.3 численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике 179,2 174,9 170,5

III. Распределение занятых в экономике по видам экономической деятельности

6 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 141,3 141,0 140,8

7 рыболовство, рыбоводство 0,3 0,3 0,3

8 добыча полезных ископаемых 0,4 0,5 0,5

9 обрабатывающие производства 138,5 139,0 139,4

10 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 24,1 24,6 25,1

11 строительство 79,7 82,4 85,0

12 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 147,4 150,2 150,4

13 гостиницы и рестораны 15,5 15,6 15,7

14 транспорт и связь 75,5 76,0 76,2

15 финансовая деятельность 16,0 16,3 16,4

16 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 74,1 74,3 74,3

17 государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 53,3 52,1 50,9

18 образование 77,2 76,5 75,8

19 здравоохранение и предоставление социальных услуг 75,0 74,4 73,8

№ п/п Наименование показателя 2013 2014 2015

20 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 31,2 30,3 29,3

21 прочие виды экономической деятельности 2,5 2,5 2,6

IV. Величина дисбаланса трудовых ресурсов -11,4 -17,1 -20,9

Справочно:

22 численность экономически активного населения, тыс. чел. 1086,0 1087,0 1088,0

23 общая численность безработных (согласно методологии Международной организации труда), тыс. чел. 73,8 72,7 71,6

24 численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, тыс. чел. 12,6 12,6 12,6

25 уровень общей безработицы (согласно методологии Международной организации труда), % 6,8 6,7 6,6

26 уровень зарегистрированной безработицы, % 1,2 1,2 1,2

Воспроизводство трудовых ресурсов зависит от изменения численности работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки). По прогнозу Министерства труда и социального развития Омской области, к 2015 г. численность работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, увеличится на 4,4 тыс. человек (или на 6,6 %) и составит 70,6 тыс. человек [9; 10]. Следует отметить, что также ожидается рост численности работающих пенсионеров при одновременном снижении численности работающих подростков, что обусловлено влиянием демографических процессов [8; 9; 10]. При этом рост уровня экономической активности населения лиц старше трудоспособного возраста ослабит последствия сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. Численность иностранных трудовых мигрантов, по информации Управления Федеральной миграционной службы по Омской области, в анализируемом периоде составит 11,5 тыс. человек, что объективно отражает тенденцию к сокращению привлечения иностранной рабочей силы в целях обеспечения приоритетного трудоустройства российских граждан [8]. При сохранении экономической конъюнктуры в целом в регионе прогнозируется увеличение численности занятых в экономике на 11,0 тыс. человек до уровня 956,5 тыс. человек, что на фоне вышеназванных факторов будет способствовать оптимизации трудового потенциала Омской области [9; 10].

Принимая во внимание последствия демографического кризиса 90-х гг. ХХ века, потребность региона в трудовых ресурсах будет расти, что, в свою очередь, по мнению специалистов, повлечет за собой снижение числа лиц в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике, на 8,5 % [8; 9]. При этом среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013 - 2015 годах будет составлять около 12,6 тыс. человек, что соответствует уровню зарегистрированной безработицы 1,2 % от численности экономически активного населении при сохранении данной положительной динамики в среднесрочной перспективе [9]. В целом можно говорить о том, что в Омской области произойдет перераспределение занятых между видами экономической деятельности. Вместе с тем потребность экономики региона в трудовых ре-

сурсах, по мнению специалистов, не будет удовлетворена в полном объеме. Так, ожидается дефицит трудовых ресурсов, величина которого в 2013 году составит 11,4 тыс. человек, в 2014 году - 17,1 тыс. человек, в 2015 году - 20,9 тыс. человек [9; 10].

Резюмируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. В целом в Омской области за последние три года отмечается улучшение индикаторов социально-экономического развития, невзирая на наличие определенного круга проблем, создающих угрозу экономической безопасности региона, в частности рост внешнего долга, недостаток валютных средств, нерациональное использование валютных ресурсов для импорта, негативные явления и тенденции в процессе пополнения государственного бюджета, неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов и т. д. Вместе с тем прогнозные тенденции состояния трудовых ресурсов могут существенно ослабить позиции экономической безопасности Омской области, что требует от региональных властей создания концепции экономической безопасности региона на среднесрочную перспективу. Таким образом, устойчивый рост экономики Омской области на среднесрочную перспективу непосредственно зависит от ряда факторов, а именно: улучшение качества жизни населения, увеличения ассигнований на социально-значимые сферы, повышения социальной защищенности отдельных категорий граждан, что в конечном итоге будет способствовать росту конкурентоспособности экономики региона.

Литература

1. Аристархова М.К., Зуева М.С., Воронина А.Н. Совершенствование методологии обеспечения экономической безопасности региона // Экономика региона. - 2010. - №J. - С. 117-121.

2. Денежкина И.Е., Суздалева Д.А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона // Эффективное антикризисное управление. - 2011. - №3. - С. 96-101.

3. Калинина Н. М. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2010. -№ 10. - С. 16-22.

4. Новикова И.В., Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 330. - С. 132-138.

5. Петров И.В., Оганян Т.М. Некоторые аспекты классификации индикаторов экономической безопасности региона // Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 1-3. - С. 201-204.

6. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. - 2012. - № 2. - С. 25-39.

7. Ускова Т.В., Кондаков И.А. Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - Т. 14. - № 2. - С. 37-50.

8. Рынок труда и занятость населения [Электронный ресурс] / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области // URL: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/statistics/employment/ (дата обращения 19.03.2013 г.).

9. Органы исполнительной власти: Использование трудовых ресурсов [Электронный ресурс] / Министерство труда и социального развития омской области. Портал Правительства Омской области // URL: http ://mtsr. omskportal .ru/ru/Re gionalPublicAuthorities/executivelist/MTSR/RE GULIROVANIE-SOCTRUDOTNOSHENIE/RinokTruda/TrudResursi.html (дата обращения 19.03.2013 г.).

10. Министерство труда и социального развития Омской области: официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://omskmintrud.ru/default.asp?objValue=49523&objType=2&template=113 6&m=19035 (дата обращения 19.03.2013 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.