Трудовое право иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике
Агасиев Р. М. о.1
Ключевые слова: Конституция, Республика Азербайджан, права граждан, трудовое право, лица без гражданства, иностранец, право иностранцев, коллизия норм, трудовой договор.
Аннотация: в статье автором исследованы основы трудового права иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике. Констатируется, что важную роль в правильном регулировании всех прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, в том числе их трудовых прав играет определение их правового статуса и правового положения. Проведено сравнение по недостаткам, существующим в Трудовом Кодексе Азербайджанской Республики. Представлены примеры нарушения требований трудового законодательства Азербайджанской Республики. Отмечено, что некоторыми крупными корпорациями и компаниями ряда развитых стран, действующих на территории Азербайджанской Республики, не соблюдаются положения трудового законодательства Республики, не выполняются обязательства по заключению трудовых контрактов с работниками, по определению трудовых квот и т. д. Автором высказаны конкретные научные предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства Азербайджанской Республики.
DOI: 10.21681/2226-0692-2016-4-59-63
В ст. 35 Конституции Азербайджанской Республики указано, что труд является основой личного и общественного благосостояния. Каждый обладает правом свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы [1, с. 7].
Трудовое право иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в Азербайджанской Республике, регулируются Конституцией Азербайджанской Республики, международными договорами [как правовое государство АР заключила ряд международных договоров, ратифицировало более шестидесяти Конвенций Международной организации труда (МОТ) [2, с. 26], стороной которых является Азербайджанская Республика, Трудовым Кодексом Азербайджанской Республики, соответствующими законами Азербайджанской Республики. Кроме того, принципы обеспечения равных прав; защита возможностей справедливостью и обеспечением верховенства закона; обеспечение свободного использования интеллектуальных, физических и финансовых возможностей с целью удовлетворения материальных, моральных,
социальных, экономических и других жизненных потребностей; создания правового обеспечения исполнения обязательств, в основном, по трудовому договору (контракту), регулируемые Трудовым Кодексом Азербайджанской Республики, наряду с гражданами Азербайджанской Республики распространяются и на иностранных граждан и лиц без гражданства [2, с. 25].
Следует отметить, что наряду с гражданами Азербайджанской Республики Трудовое Законодательство Азербайджанской Республики предоставляет также ряд прав иностранцам и лицам без гражданства. Например, в части 1 ст. 5 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики указано, что если в договорах, заключенных Азербайджанской Республикой с иностранными государствами, международными организациями, не предусмотрено иное, настоящий Кодекс применяется в безусловном порядке на рабочих местах, учрежденных и зарегистрированных в порядке, предусмотренном законодательством, в Азербайджанской Республике иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, международными организациями, а также лицами без гражданства [3, с. 25].
1 Агасиев Расим Мизи огпы, доктор философии по праву, начальник Управления права и кадров Национальной академии наук Азербайджана, Азербайджанская Республика, г. Баку. E-mail: rasim_agasiyev@mail.ru
Кроме того, в Трудовом Законодательстве указано, что Трудовой кодекс не распространяется на некоторые категория лиц: военнослужащих, судей судов, лиц, избранных депутатами Национального собрания и лиц, избранных в муниципалитеты, иностранцам, заключившим трудовой договор с юридическим лицом иностранного государства в стране его нахождения и выполняющим трудовую функцию на предприятии (филиале, представительстве), действующем в Азербайджанской Республике, лиц, выполняющих работы по договорам подряда, поручения, комиссии, авторским и другим гражданско-правовым договорам [3, с. 25]. Из данного требования Закона следует, что Трудовой Кодекс Азербайджанской Республики не распространяется на иностранцев, заключивших трудовой договор с юридическим лицом иностранного государства в стране его нахождения и выполняющих трудовую функцию на филиале или представительстве, действующем в нашей республике.
Эта норма права, упомянутая в Трудовом Кодексе, отражена также и в другом нормативно-правовом акте. В п.13. ст. 13 под названием «Правоспособность юридического лица» Закона Азербайджанской Республики «О международном частном праве» за № 889-^ от 6 июня 2000г указано, что правоспособность юридического лица устанавливается законом, на который он ссылается. Данное правило распространяется также и на представительство юридического лица [4, с. 7].
Практика показывает, что эти правила закона часто не выполняются на требуемом уровне. Так, несмотря на то, что после государственной регистрации в Азербайджанской Республике в качестве юридического лица иностранные юридические лица начинают функционировать на территории нашей республики, а продолжают ссылаться на законы своих стран, нарушая требования трудового законодательства нашей страны. Например, несмотря на то, что крупные корпорации и компании ряда развитых стран действуют на территории Азербайджанской Республики, не соблюдают положения трудового законодательства, не выполняют свои обязательства по заключению трудовых контрактов с работниками, определению трудовых квот и т.д. В итоге грубо нарушаются трудовые права иностранцев и лиц без гражданства. В качестве примера можно назвать компанию «Никойл» Российской Федерации, компанию «ВР» Великобритании.
Необходимо отметить, что Закон Азербайджанской Республики «О международном частном праве» устанавливает нормы права, которые должны применяться в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом. Хотя и в данном
Законе существует норма о правоспособности юридического лица, в ст. 9 под названием «Закон, на который ссылается физическое лицо» говорится о только законе, на который ссылается лицо без гражданства. В п. 9.2 указанной ст. указано, что право страны, где постоянно проживает лицо без гражданства, считается законом, на который оно ссылается [4, с. 7]. То есть законы страны, в том числе нормы права в сфере трудового законодательства, где проживает лицо без гражданства, распространяются на него. Однако, несмотря на это, в данном законе не отражена норма о законе, на который ссылаются иностранцы. Таким образом, из требований Закона Азербайджанской Республики «О международном частном праве» и Трудового Кодекса следует, что Трудовой Кодекс Азербайджанской Республики говорит о трудовом праве, предоставленном иностранцу, а Закон Азербайджанской Республики «О международном частном праве» указывает на трудовые права лица без гражданства.
В этом смысле мы предлагаем внести изменение в ст. 9 под названием «Закон, на который ссылается физическое лицо» Закона Азербайджанской Республики «О международном частном праве», где бы отразилась норма права о законе, на который ссылается иностранец. В таком случае трудовое право иностранца в Трудовом Кодексе рассматривалось бы в качестве закона, на который ссылается право страны, где он проживает постоянно.
Далее в ст. 10.1 Закона Азербайджанской Республики «О международном частном праве» указано, что правоспособность и дееспособность физического лица устанавливается законом, на который он ссылается [4, с. 7].
Из данной статьи закона следует, что иностранцы и лица без гражданства больше всего ссылаются на законы страны, в которой проживают. Эта норма отражена также в других статьях упомянутого закона. Согласно Национальному режиму, иностранные юридические лица и лица без гражданства обладают той же гражданской правоспособностью и дееспособностью, что и юридические лица и граждане Азербайджанской Республики.
Согласно принципам Национального режима, применяемого в Азербайджанской Республике, установление для иностранцев и лиц без гражданства по сравнению с гражданами Азербайджанской Республики преимущественных прав в области трудовых отношений не допускается. Однако при принятии нормативно-правовых актов в нашей стране данные требования Национального режима не принимаются во внимание. Например, Кабинет Министров Азербайджанской Республики принял Постановление за № 106 от 12 августа 2003 г.
об утверждении «Перечня профессий, должностей с указанием конкретной длительности рабочего времени по рабочим местам, требующим высокой сосредоточенности, умственного, физического и нервного напряжения, а также по рабочим местам с другими факторами условий труда, оказывающими вредное воздействие на здоровье человека, где для работников устанавливается сокращенное рабочее время - не более 36 часов в неделю», в котором указаны профессии и должности по рабочим местам, где для работников устанавливается сокращенное рабочее время - не более 36 часов в неделю [5, с. 2].
Думаем, что данная норма должна применяться в отношении граждан Азербайджанской Республики. Ее применение в отношении иностранцев и лиц без гражданства нельзя считать целесообразным. Потому что такое обстоятельство противоречило бы принципам Национального режима. Так, согласно принципам Национального режима, установление для иностранцев и лиц без гражданства по сравнению с гражданами Азербайджанской Республики преимущественных прав в области трудовых отношений не допускается.
Хотя в ст. 69 Конституции Азербайджанской Республики, в Трудовом Кодексе Азербайджанской Республики и в других законодательных актах предусмотрено, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Азербайджанской Республике, могут пользоваться всеми правами и должны выполнять все обязанности наравне с гражданами Азербайджанской Республики, мы предлагаем ввести в этой сфере определенные исключения. Для того, чтобы наша страна развивалась и укреплялась как независимое и демократическое государство, трудоустройство иностранцев и лиц без гражданства в некоторых отраслях нашей экономики представляется нецелесообразным. Нам кажется, что нельзя считать целесообразным с точки зрения безопасности страны привлечение иностранцев и лиц на такие должности, как капитаны пассажирских и грузовых судов (командный состав), главный диспетчер на путях сообщения и метрополитена, диспетчер поезда, машинист локомотива (тепловозов, паровозов, электровозов, мотовозов), дизельных и электросекционных поездов, вагонов - лабораторий, руководитель полетов гражданской авиации (летный состав и состав инструкторов, пилот, штурман, инженер воздушного судна, механик воздушного судна, радист воздушного судна), которые являются стратегически важными для нашей страны отраслями. По этой причине в сфере мореходства, на железных дорогах, в транспорте метрополитена и в гражданской авиации должны работать граждане Азербайджанской Республики. Потому что, согласно прин-
ципам Национального режима, установление для иностранцев и лиц без гражданства по сравнению с гражданами Азербайджанской Республики преимущественных прав в области трудовых отношений не допускается.
Также следует отметить, что регулирование трудового права иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике осуществляется на основании индивидуального разрешения. Законом Азербайджанской Республики за № 697-П^Б от 2 октября 2008 г. в ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики добавлена 4-я часть в новом содержании, где указывается, что работодатели могут принять на работу иностранцев и лиц без гражданства только после выдачи им индивидуального разрешения на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики в установленном законодательством порядке [3, с. 68].
Выдача иностранцам и лицам без гражданства индивидуального разрешения на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики регулируется Законом Азербайджанской Республики «О трудовой миграции» за № 724-^ от 28 октября 1999г, в ст. 16 под названием «Разрешения, связанные с трудовой миграцией» указанного Закона говорится, что предоставление специального разрешения на привлечение и использование на территории Азербайджанской Республики иностранной рабочей силы, индивидуального разрешения для осуществления иностранцем оплачиваемой трудовой деятельности на территории Азербайджанской Республики и специального разрешения на посредническую деятельность юридических лиц по устройству граждан Азербайджанской Республики на работу в зарубежных странах осуществляется Министерством Труда и Социальной Защиты Населения [6, с. 15].
Согласно данному Закону, срок действия индивидуальных разрешений должен быть не более 1 года. Индивидуальные разрешения в установленном законодательством порядке могут быть аннулированы Государственной Миграционной Службой, осуществляющей их выдачу, или срок их действия может быть продлен не более 4 раз [6, с. 16].
Практика показывает, что данное положение законодательства не всегда соблюдается на должном уровне. Так, при трудоустройстве иностранцев на основании разрешения юридические и физические лица должны обеспечить их работой и заключить с ними трудовой контракт, однако они привлекают иностранцев на работу, не заключая с ними таких контрактов. Тогда как один экземпляр указанного контракта должен быть предоставлен
иностранцу до его выезда из собственной страны. Также не допускается привлечение иностранцев на работу в Азербайджанской Республике с целью его трудоустройства у юридического или физического лица.
Кроме того, с целью регулирования трудовой миграции в Азербайджанскую Республику применяется трудовая квота, которая является составной частью иммиграционной квоты. Ее установление и применение осуществляется в порядке установления и применения иммиграционной квоты. Повторное разрешение на трудовую миграцию иностранца в Азербайджанскую Республику может быть выдано после проживания за пределами Азербайджанской Республики не менее 1 года с момента истечения срока последней трудовой деятельности в Азербайджанской Республике [6, с. 17].
Часто в практике мы сталкиваемся с тем, что юридические лица приглашают иностранцев в страну, привлекают их к работам, либо обеспечивают их работой в других учреждениях и организациях до заключения с ними трудового контракта. Все это в корне противоречит требованиям нашего Национального законодательства. В этом смысле мы выступаем с предложением, что пусть Государственная Миграционная Служба и Министерство Труда и Социальной Защиты Населения Азербайджанской Республики проведут совместные мероприятия, чтобы выявить и депортировать из страны таких иностранцев, а в отношении работодателей принять законные меры и информировать общественность о результатах.
Трудовые права иностранцев и лиц без гражданства регулируются Трудовым Кодексом Азербайджанской Республики. Так, в п. 1 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики указано, что если законом или международными договорами Азербайджанской Республики не предусмотрено иное, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Азербайджанской Республики, пользуются наравне с гражданами Азербайджанской Республики всеми трудовыми правами и несут соответствующие им обязанности [3, с. 23].
Следует отметить, что в нашем Национальном законодательстве существуют противоречивые нормы, в которые наблюдается несоответствие друг другу нормативно-правовых актов, принятых в связи с трудовым правом иностранцев и лиц без гражданства. Так, если сравнить положение Трудового Кодекса Азербайджанской Республики с положением Конституции Азербайджанской Республики, то заметим определенные коллизии между этими нормативно-правовыми актами. Например, в п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Респу-
блики указано, что за исключением случаев, предусмотренных Законом, запрещается ограничение трудовых прав иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренных настоящим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами [3, с. 23]. Однако, в Законе не указано, какие именно случаи имеются в виду. Из требований данной статьи следует, что трудовые права иностранцев и лиц без гражданства могут быть ограничены и другими нормативно-правовыми актами. Как видно, имеется ссылка на ограничение трудовых прав иностранцев и лиц без гражданства не Трудовым Кодексом, а другими нормативно-правовыми актами. Однако, неизвестно, какие именно нормативно-правовые акты подразумевает закон под «другими нормативно-правовыми актами». Указанное в п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса положение в Конституции излагается в несколько иной форме. В части II ст. 69 Конституции Азербайджанской Республики указано, что права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Азербайджанской Республики, могут быть ограничены только в соответствии с международными правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики [1, с. 2].
Из данного положения Конституции следует, что не только трудовые права иностранцев и лиц без гражданства, но и права и свободы всех граждан Азербайджанской Республики могут быть ограничены только в соответствии с международными правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики. Под «законами Азербайджанской Республики» тут понимается трудовое законодательство. Однако, Трудовой Кодекс Азербайджанской Республики ограничивает эти права не своими нормами, а ссылается на другие неизвестные нормативно-правовые акты.
С целью приведения в соответствие положений, указанных п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики, с закрепленным в Конституции Азербайджанской Республики положением мы предлагаем изменить текст п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики и передать текст в новой редакции в следующей форме:
«За исключением случаев, предусмотренных Законом, и международных правовых норм, запрещается ограничение трудовых прав иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренных настоящим Кодексом».
Таким образом, из текста в новой редакции указанной статьи права иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренные настоящим Кодексом, могут быть ограничены только на основании Трудового Кодекса и международных правовых норм.
Думаем, что текст в новой редакции п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики послужит усовершенствованию трудового законодательства, а также верному определению правового статуса и правового положения иностранцев и лиц без гражданства, правильному регулированию их трудовых прав.
Следует отметить, что важную роль в правильном регулировании всех прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, в том числе их трудовых прав играет определение их правового статуса и правового положения. Думаем, что было бы целесообразно назвать права и свободы, предоставленные иностранцам и лицам без гражданства в комплексной форме с некоторыми исключениями, «правом иностранцев». Так, по предмету регулирования данные нормы права тесно связаны с рядом отраслей права, в том числе с международным правом, международным частным правом и конституционным правом. Например, если личные неимущественные права иностранцев и лиц без гражданства регулируются нормами международного частного права, то вопросы, связанные с трудом, свободой, проживанием, равноправием, гражданством и т.д., должны рассматриваться как проблема конституционного права [1, с. 12].
Из данного подхода следует, что права и свободы, предоставленные иностранцам и лицам без гражданства в комплексной форме с некоторыми исключениями, должны рассматриваться как права иностранцев.
В правовой литературе ряд ученых-правоведов утверждает, что «права иностранцев» тесно
связаны с международным частным правом, а другая группа ученых, в том числе М.М. Богуславский, А.А. Рубанов заявляют, что данные права входят в юрисдикцию международного права [7, с. 124].
Думаем, что правовой статус и правовое положения иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории каждого государства, должны регулироваться Конституцией и национальными законодательными актами данной страны. В этом смысле трудовое право иностранцев и лиц без гражданства можно рассматривать как «права иностранцев».
В Основном законе Азербайджанской Республики, как и во многих конституциях демократических стран, разграничиваются права и свободы гражданина [7, с. 46]. Так, правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике регулируется ст. 69 и 70 Конституции Азербайджанской Республики, а правовое положение указанных субъектов регулируется Миграционным Кодексом Азербайджанской Республики, законами Азербайджанской Республики, указами и распоряжениями Президента Азербайджанской Республики, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Свод этих нормативно-правовых актов, регулирующих права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, дает нам основание прийти к выводу о том, что права и свободы, предоставленные иностранцам и лицам без гражданства в комплексной форме в Азербайджанской Республике, можно признать самостоятельной отраслью права под названием «Права иностранцев».
Литература
1. Конституция Азербайджанской Республики // Журнал «Ганун», 2015.
2. Курбанов Г.С.о. Особенности правового регулирования трудового договора в Азербайджанской Республике // Правовая информатика. 2015. №4.
3. Трудовой Кодекс Азербайджанской Республики // Журнал «Ганун», 2015.
4. Закон Азербайджанской Республики «О международном частном праве» № 889-10 от 06 июня 2000 г.
5. Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 106 от 12 августа 2003 г.
6. Закон Азербайджанской Республики «О трудовой миграции» № 724-10 от 28 октября 1999 г.
7. Комментарий законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. М., «Юридическая литература», 2005.
8. Курбанов Г.С.о. Конституционный принцип равноправия как элемент правового статуса личности в Азербайджанской Республике // Мониторинг правоприменения. 2015. № 3.