Научная статья на тему 'Трудовое право иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике'

Трудовое право иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / РЕСПУБЛИКА АЗЕРБАЙДЖАН / ПРАВА ГРАЖДАН / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ИНОСТРАНЕЦ / ПРАВО ИНОСТРАНЦЕВ / КОЛЛИЗИЯ НОРМ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / CONSTITUTION / REPUBLIC OF AZERBAIJAN / CITIZENS' RIGHTS / LABOUR LAW / STATELESS PERSONS / ALIEN / LAW OF ALIENS / CONFLICT OF LAWS / LABOUR AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агасиев Расим Мизи Оглы

В статье автором исследованы основы трудового права иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике. Констатируется, что важную роль в правильном регулировании всех прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, в том числе их трудовых прав играет определение их правового статуса и правового положения. Проведено сравнение по недостаткам, существующим в Трудовом Кодексе Азербайджанской Республики. Представлены примеры нарушения требований трудового законодательства Азербайджанской Республики. Отмечено, что некоторыми крупными корпорациями и компаниями ряда развитых стран, действующих на территории Азербайджанской Республики, не соблюдаются положения трудового законодательства Республики, не выполняются обязательства по заключению трудовых контрактов с работниками, по определению трудовых квот и т. д. Автором высказаны конкретные научные предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства Азербайджанской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LABOUR LAW OF ALIENS AND STATELESS PERSONS IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

In the paper the author studies the basics of the labour law of aliens and stateless persons in the Republic of Azerbaijan. It is stated that determining the legal status and position of aliens and stateless persons plays an important role in the proper legal regulation of all their rights and freedoms, including their labour rights. The author carries out a comparison of shortcomings in the Labour Code of the Republic of Azerbaijan. Examples of violations of provisions of the labour law of the Republic of Azerbaijan are presented. It is noted that certain corporations and companies from some more economically developed countries which operate in the territory of the Republic of Azerbaijan disobey the provisions of Azerbaijan labour law, do not comply with the obligation to conclude labour agreements, to determine labour quotas, etc. The author puts forth concrete proposals and recommendations for improving the laws of the Republic of Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Трудовое право иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике»

Трудовое право иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике

Агасиев Р. М. о.1

Ключевые слова: Конституция, Республика Азербайджан, права граждан, трудовое право, лица без гражданства, иностранец, право иностранцев, коллизия норм, трудовой договор.

Аннотация: в статье автором исследованы основы трудового права иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике. Констатируется, что важную роль в правильном регулировании всех прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, в том числе их трудовых прав играет определение их правового статуса и правового положения. Проведено сравнение по недостаткам, существующим в Трудовом Кодексе Азербайджанской Республики. Представлены примеры нарушения требований трудового законодательства Азербайджанской Республики. Отмечено, что некоторыми крупными корпорациями и компаниями ряда развитых стран, действующих на территории Азербайджанской Республики, не соблюдаются положения трудового законодательства Республики, не выполняются обязательства по заключению трудовых контрактов с работниками, по определению трудовых квот и т. д. Автором высказаны конкретные научные предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства Азербайджанской Республики.

DOI: 10.21681/2226-0692-2016-4-59-63

В ст. 35 Конституции Азербайджанской Республики указано, что труд является основой личного и общественного благосостояния. Каждый обладает правом свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы [1, с. 7].

Трудовое право иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в Азербайджанской Республике, регулируются Конституцией Азербайджанской Республики, международными договорами [как правовое государство АР заключила ряд международных договоров, ратифицировало более шестидесяти Конвенций Международной организации труда (МОТ) [2, с. 26], стороной которых является Азербайджанская Республика, Трудовым Кодексом Азербайджанской Республики, соответствующими законами Азербайджанской Республики. Кроме того, принципы обеспечения равных прав; защита возможностей справедливостью и обеспечением верховенства закона; обеспечение свободного использования интеллектуальных, физических и финансовых возможностей с целью удовлетворения материальных, моральных,

социальных, экономических и других жизненных потребностей; создания правового обеспечения исполнения обязательств, в основном, по трудовому договору (контракту), регулируемые Трудовым Кодексом Азербайджанской Республики, наряду с гражданами Азербайджанской Республики распространяются и на иностранных граждан и лиц без гражданства [2, с. 25].

Следует отметить, что наряду с гражданами Азербайджанской Республики Трудовое Законодательство Азербайджанской Республики предоставляет также ряд прав иностранцам и лицам без гражданства. Например, в части 1 ст. 5 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики указано, что если в договорах, заключенных Азербайджанской Республикой с иностранными государствами, международными организациями, не предусмотрено иное, настоящий Кодекс применяется в безусловном порядке на рабочих местах, учрежденных и зарегистрированных в порядке, предусмотренном законодательством, в Азербайджанской Республике иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, международными организациями, а также лицами без гражданства [3, с. 25].

1 Агасиев Расим Мизи огпы, доктор философии по праву, начальник Управления права и кадров Национальной академии наук Азербайджана, Азербайджанская Республика, г. Баку. E-mail: rasim_agasiyev@mail.ru

Кроме того, в Трудовом Законодательстве указано, что Трудовой кодекс не распространяется на некоторые категория лиц: военнослужащих, судей судов, лиц, избранных депутатами Национального собрания и лиц, избранных в муниципалитеты, иностранцам, заключившим трудовой договор с юридическим лицом иностранного государства в стране его нахождения и выполняющим трудовую функцию на предприятии (филиале, представительстве), действующем в Азербайджанской Республике, лиц, выполняющих работы по договорам подряда, поручения, комиссии, авторским и другим гражданско-правовым договорам [3, с. 25]. Из данного требования Закона следует, что Трудовой Кодекс Азербайджанской Республики не распространяется на иностранцев, заключивших трудовой договор с юридическим лицом иностранного государства в стране его нахождения и выполняющих трудовую функцию на филиале или представительстве, действующем в нашей республике.

Эта норма права, упомянутая в Трудовом Кодексе, отражена также и в другом нормативно-правовом акте. В п.13. ст. 13 под названием «Правоспособность юридического лица» Закона Азербайджанской Республики «О международном частном праве» за № 889-^ от 6 июня 2000г указано, что правоспособность юридического лица устанавливается законом, на который он ссылается. Данное правило распространяется также и на представительство юридического лица [4, с. 7].

Практика показывает, что эти правила закона часто не выполняются на требуемом уровне. Так, несмотря на то, что после государственной регистрации в Азербайджанской Республике в качестве юридического лица иностранные юридические лица начинают функционировать на территории нашей республики, а продолжают ссылаться на законы своих стран, нарушая требования трудового законодательства нашей страны. Например, несмотря на то, что крупные корпорации и компании ряда развитых стран действуют на территории Азербайджанской Республики, не соблюдают положения трудового законодательства, не выполняют свои обязательства по заключению трудовых контрактов с работниками, определению трудовых квот и т.д. В итоге грубо нарушаются трудовые права иностранцев и лиц без гражданства. В качестве примера можно назвать компанию «Никойл» Российской Федерации, компанию «ВР» Великобритании.

Необходимо отметить, что Закон Азербайджанской Республики «О международном частном праве» устанавливает нормы права, которые должны применяться в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом. Хотя и в данном

Законе существует норма о правоспособности юридического лица, в ст. 9 под названием «Закон, на который ссылается физическое лицо» говорится о только законе, на который ссылается лицо без гражданства. В п. 9.2 указанной ст. указано, что право страны, где постоянно проживает лицо без гражданства, считается законом, на который оно ссылается [4, с. 7]. То есть законы страны, в том числе нормы права в сфере трудового законодательства, где проживает лицо без гражданства, распространяются на него. Однако, несмотря на это, в данном законе не отражена норма о законе, на который ссылаются иностранцы. Таким образом, из требований Закона Азербайджанской Республики «О международном частном праве» и Трудового Кодекса следует, что Трудовой Кодекс Азербайджанской Республики говорит о трудовом праве, предоставленном иностранцу, а Закон Азербайджанской Республики «О международном частном праве» указывает на трудовые права лица без гражданства.

В этом смысле мы предлагаем внести изменение в ст. 9 под названием «Закон, на который ссылается физическое лицо» Закона Азербайджанской Республики «О международном частном праве», где бы отразилась норма права о законе, на который ссылается иностранец. В таком случае трудовое право иностранца в Трудовом Кодексе рассматривалось бы в качестве закона, на который ссылается право страны, где он проживает постоянно.

Далее в ст. 10.1 Закона Азербайджанской Республики «О международном частном праве» указано, что правоспособность и дееспособность физического лица устанавливается законом, на который он ссылается [4, с. 7].

Из данной статьи закона следует, что иностранцы и лица без гражданства больше всего ссылаются на законы страны, в которой проживают. Эта норма отражена также в других статьях упомянутого закона. Согласно Национальному режиму, иностранные юридические лица и лица без гражданства обладают той же гражданской правоспособностью и дееспособностью, что и юридические лица и граждане Азербайджанской Республики.

Согласно принципам Национального режима, применяемого в Азербайджанской Республике, установление для иностранцев и лиц без гражданства по сравнению с гражданами Азербайджанской Республики преимущественных прав в области трудовых отношений не допускается. Однако при принятии нормативно-правовых актов в нашей стране данные требования Национального режима не принимаются во внимание. Например, Кабинет Министров Азербайджанской Республики принял Постановление за № 106 от 12 августа 2003 г.

об утверждении «Перечня профессий, должностей с указанием конкретной длительности рабочего времени по рабочим местам, требующим высокой сосредоточенности, умственного, физического и нервного напряжения, а также по рабочим местам с другими факторами условий труда, оказывающими вредное воздействие на здоровье человека, где для работников устанавливается сокращенное рабочее время - не более 36 часов в неделю», в котором указаны профессии и должности по рабочим местам, где для работников устанавливается сокращенное рабочее время - не более 36 часов в неделю [5, с. 2].

Думаем, что данная норма должна применяться в отношении граждан Азербайджанской Республики. Ее применение в отношении иностранцев и лиц без гражданства нельзя считать целесообразным. Потому что такое обстоятельство противоречило бы принципам Национального режима. Так, согласно принципам Национального режима, установление для иностранцев и лиц без гражданства по сравнению с гражданами Азербайджанской Республики преимущественных прав в области трудовых отношений не допускается.

Хотя в ст. 69 Конституции Азербайджанской Республики, в Трудовом Кодексе Азербайджанской Республики и в других законодательных актах предусмотрено, что иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Азербайджанской Республике, могут пользоваться всеми правами и должны выполнять все обязанности наравне с гражданами Азербайджанской Республики, мы предлагаем ввести в этой сфере определенные исключения. Для того, чтобы наша страна развивалась и укреплялась как независимое и демократическое государство, трудоустройство иностранцев и лиц без гражданства в некоторых отраслях нашей экономики представляется нецелесообразным. Нам кажется, что нельзя считать целесообразным с точки зрения безопасности страны привлечение иностранцев и лиц на такие должности, как капитаны пассажирских и грузовых судов (командный состав), главный диспетчер на путях сообщения и метрополитена, диспетчер поезда, машинист локомотива (тепловозов, паровозов, электровозов, мотовозов), дизельных и электросекционных поездов, вагонов - лабораторий, руководитель полетов гражданской авиации (летный состав и состав инструкторов, пилот, штурман, инженер воздушного судна, механик воздушного судна, радист воздушного судна), которые являются стратегически важными для нашей страны отраслями. По этой причине в сфере мореходства, на железных дорогах, в транспорте метрополитена и в гражданской авиации должны работать граждане Азербайджанской Республики. Потому что, согласно прин-

ципам Национального режима, установление для иностранцев и лиц без гражданства по сравнению с гражданами Азербайджанской Республики преимущественных прав в области трудовых отношений не допускается.

Также следует отметить, что регулирование трудового права иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике осуществляется на основании индивидуального разрешения. Законом Азербайджанской Республики за № 697-П^Б от 2 октября 2008 г. в ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики добавлена 4-я часть в новом содержании, где указывается, что работодатели могут принять на работу иностранцев и лиц без гражданства только после выдачи им индивидуального разрешения на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики в установленном законодательством порядке [3, с. 68].

Выдача иностранцам и лицам без гражданства индивидуального разрешения на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики регулируется Законом Азербайджанской Республики «О трудовой миграции» за № 724-^ от 28 октября 1999г, в ст. 16 под названием «Разрешения, связанные с трудовой миграцией» указанного Закона говорится, что предоставление специального разрешения на привлечение и использование на территории Азербайджанской Республики иностранной рабочей силы, индивидуального разрешения для осуществления иностранцем оплачиваемой трудовой деятельности на территории Азербайджанской Республики и специального разрешения на посредническую деятельность юридических лиц по устройству граждан Азербайджанской Республики на работу в зарубежных странах осуществляется Министерством Труда и Социальной Защиты Населения [6, с. 15].

Согласно данному Закону, срок действия индивидуальных разрешений должен быть не более 1 года. Индивидуальные разрешения в установленном законодательством порядке могут быть аннулированы Государственной Миграционной Службой, осуществляющей их выдачу, или срок их действия может быть продлен не более 4 раз [6, с. 16].

Практика показывает, что данное положение законодательства не всегда соблюдается на должном уровне. Так, при трудоустройстве иностранцев на основании разрешения юридические и физические лица должны обеспечить их работой и заключить с ними трудовой контракт, однако они привлекают иностранцев на работу, не заключая с ними таких контрактов. Тогда как один экземпляр указанного контракта должен быть предоставлен

иностранцу до его выезда из собственной страны. Также не допускается привлечение иностранцев на работу в Азербайджанской Республике с целью его трудоустройства у юридического или физического лица.

Кроме того, с целью регулирования трудовой миграции в Азербайджанскую Республику применяется трудовая квота, которая является составной частью иммиграционной квоты. Ее установление и применение осуществляется в порядке установления и применения иммиграционной квоты. Повторное разрешение на трудовую миграцию иностранца в Азербайджанскую Республику может быть выдано после проживания за пределами Азербайджанской Республики не менее 1 года с момента истечения срока последней трудовой деятельности в Азербайджанской Республике [6, с. 17].

Часто в практике мы сталкиваемся с тем, что юридические лица приглашают иностранцев в страну, привлекают их к работам, либо обеспечивают их работой в других учреждениях и организациях до заключения с ними трудового контракта. Все это в корне противоречит требованиям нашего Национального законодательства. В этом смысле мы выступаем с предложением, что пусть Государственная Миграционная Служба и Министерство Труда и Социальной Защиты Населения Азербайджанской Республики проведут совместные мероприятия, чтобы выявить и депортировать из страны таких иностранцев, а в отношении работодателей принять законные меры и информировать общественность о результатах.

Трудовые права иностранцев и лиц без гражданства регулируются Трудовым Кодексом Азербайджанской Республики. Так, в п. 1 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики указано, что если законом или международными договорами Азербайджанской Республики не предусмотрено иное, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Азербайджанской Республики, пользуются наравне с гражданами Азербайджанской Республики всеми трудовыми правами и несут соответствующие им обязанности [3, с. 23].

Следует отметить, что в нашем Национальном законодательстве существуют противоречивые нормы, в которые наблюдается несоответствие друг другу нормативно-правовых актов, принятых в связи с трудовым правом иностранцев и лиц без гражданства. Так, если сравнить положение Трудового Кодекса Азербайджанской Республики с положением Конституции Азербайджанской Республики, то заметим определенные коллизии между этими нормативно-правовыми актами. Например, в п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Респу-

блики указано, что за исключением случаев, предусмотренных Законом, запрещается ограничение трудовых прав иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренных настоящим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами [3, с. 23]. Однако, в Законе не указано, какие именно случаи имеются в виду. Из требований данной статьи следует, что трудовые права иностранцев и лиц без гражданства могут быть ограничены и другими нормативно-правовыми актами. Как видно, имеется ссылка на ограничение трудовых прав иностранцев и лиц без гражданства не Трудовым Кодексом, а другими нормативно-правовыми актами. Однако, неизвестно, какие именно нормативно-правовые акты подразумевает закон под «другими нормативно-правовыми актами». Указанное в п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса положение в Конституции излагается в несколько иной форме. В части II ст. 69 Конституции Азербайджанской Республики указано, что права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Азербайджанской Республики, могут быть ограничены только в соответствии с международными правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики [1, с. 2].

Из данного положения Конституции следует, что не только трудовые права иностранцев и лиц без гражданства, но и права и свободы всех граждан Азербайджанской Республики могут быть ограничены только в соответствии с международными правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики. Под «законами Азербайджанской Республики» тут понимается трудовое законодательство. Однако, Трудовой Кодекс Азербайджанской Республики ограничивает эти права не своими нормами, а ссылается на другие неизвестные нормативно-правовые акты.

С целью приведения в соответствие положений, указанных п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики, с закрепленным в Конституции Азербайджанской Республики положением мы предлагаем изменить текст п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики и передать текст в новой редакции в следующей форме:

«За исключением случаев, предусмотренных Законом, и международных правовых норм, запрещается ограничение трудовых прав иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренных настоящим Кодексом».

Таким образом, из текста в новой редакции указанной статьи права иностранцев и лиц без гражданства, предусмотренные настоящим Кодексом, могут быть ограничены только на основании Трудового Кодекса и международных правовых норм.

Думаем, что текст в новой редакции п. 2 ст. 13 Трудового Кодекса Азербайджанской Республики послужит усовершенствованию трудового законодательства, а также верному определению правового статуса и правового положения иностранцев и лиц без гражданства, правильному регулированию их трудовых прав.

Следует отметить, что важную роль в правильном регулировании всех прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, в том числе их трудовых прав играет определение их правового статуса и правового положения. Думаем, что было бы целесообразно назвать права и свободы, предоставленные иностранцам и лицам без гражданства в комплексной форме с некоторыми исключениями, «правом иностранцев». Так, по предмету регулирования данные нормы права тесно связаны с рядом отраслей права, в том числе с международным правом, международным частным правом и конституционным правом. Например, если личные неимущественные права иностранцев и лиц без гражданства регулируются нормами международного частного права, то вопросы, связанные с трудом, свободой, проживанием, равноправием, гражданством и т.д., должны рассматриваться как проблема конституционного права [1, с. 12].

Из данного подхода следует, что права и свободы, предоставленные иностранцам и лицам без гражданства в комплексной форме с некоторыми исключениями, должны рассматриваться как права иностранцев.

В правовой литературе ряд ученых-правоведов утверждает, что «права иностранцев» тесно

связаны с международным частным правом, а другая группа ученых, в том числе М.М. Богуславский, А.А. Рубанов заявляют, что данные права входят в юрисдикцию международного права [7, с. 124].

Думаем, что правовой статус и правовое положения иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории каждого государства, должны регулироваться Конституцией и национальными законодательными актами данной страны. В этом смысле трудовое право иностранцев и лиц без гражданства можно рассматривать как «права иностранцев».

В Основном законе Азербайджанской Республики, как и во многих конституциях демократических стран, разграничиваются права и свободы гражданина [7, с. 46]. Так, правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике регулируется ст. 69 и 70 Конституции Азербайджанской Республики, а правовое положение указанных субъектов регулируется Миграционным Кодексом Азербайджанской Республики, законами Азербайджанской Республики, указами и распоряжениями Президента Азербайджанской Республики, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Азербайджанской Республики. Свод этих нормативно-правовых актов, регулирующих права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, дает нам основание прийти к выводу о том, что права и свободы, предоставленные иностранцам и лицам без гражданства в комплексной форме в Азербайджанской Республике, можно признать самостоятельной отраслью права под названием «Права иностранцев».

Литература

1. Конституция Азербайджанской Республики // Журнал «Ганун», 2015.

2. Курбанов Г.С.о. Особенности правового регулирования трудового договора в Азербайджанской Республике // Правовая информатика. 2015. №4.

3. Трудовой Кодекс Азербайджанской Республики // Журнал «Ганун», 2015.

4. Закон Азербайджанской Республики «О международном частном праве» № 889-10 от 06 июня 2000 г.

5. Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 106 от 12 августа 2003 г.

6. Закон Азербайджанской Республики «О трудовой миграции» № 724-10 от 28 октября 1999 г.

7. Комментарий законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. М., «Юридическая литература», 2005.

8. Курбанов Г.С.о. Конституционный принцип равноправия как элемент правового статуса личности в Азербайджанской Республике // Мониторинг правоприменения. 2015. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.