УДК 316.344
С.В. Орлов
трудоустройство инвалидов как один из ключевых показателей обеспечения качества жизни
ОРЛОВ Сергей Васильевич — аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21
e-mail: [email protected]
В статье определено значение трудоустройства людей с ограниченными возможностями в обеспечении качества их жизни. Рассмотрена также роль государственных учреждений социального обслуживания в содействии трудоустройству инвалидов. На основе данных, полученных в результате опросов, сделаны выводы о занятости инвалидов. Предложены рекомендации по ее повышению.
ИНВАЛИДНОСТЬ; КАЧЕСТВО ЖИЗНИ; СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА; СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ТРУДОУСТРОЙСТВО.
Инвалиды являются неотъемлемой частью современного общества. Это социальная группа, члены которой обладают теми же правами, свободами, потребностями и возможностями, что и остальные члены общества. Инвалидность, как правило, приводит к ограничениям в жизнедеятельности человека, определяемым как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Данные ограничения оказывают существенное влияние на состояние человека, приводя к ухудшению качества его жизни.
В нашем государстве была разработана система государственных гарантий, направленных на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями (инвалидов). Социальная защита — основной компонент социальной политики, представляющей собой сложный системный объект. В процессе своего развития она сформировалась в отдельную область научных исследований и одно из направлений социальной теории. Социальная политика является одним из важнейших направлений деятельности любого социального государства,
своего рода государственной социальной доктриной, которая задает направление в развитии общества, стратегию и цели его развития. В то же время это направление деятельности и ряда негосударственных институтов [1]. Во многих отечественных и зарубежных университетах социальная политика — это отдельная учебная дисциплина. В целом же она является комплексом и системой мер, с помощью которых решаются вопросы и проблемы, связанные с социальными потребностями всего общества и отдельных его социальных групп, в области труда, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, в жилищной и досуговой сферах. Все вышесказанное о социальной политике позволяет с полной уверенностью выделить ее в один из важнейших общественных социальных институтов [2].
В мировой практике социальная политика (и социальная защита как ее основной компонент) направлена в первую очередь на оказание помощи установленным законом категориям граждан, которые вследствие утраты трудоспособности, отсутствия у них работы или по иным причинам испытывают нехватку средств для удовлетворения своих основных жизненных потребностей, а также потребностей нетрудоспособных членов своих семей.
При возникновении трудной жизненной ситуации у таких лиц через систему социальной защиты им оказывается помощь компенсационного характера в натуральной и денежной форме, а также в виде различного рода социальных услуг. Еще одним направлением работы системы социальной защиты является профилактическая работа, направленная на предупреждение наступления неблагоприятных событий в жизни человека. Осуществление социальной защиты происходит через широкий спектр организационно-правовых форм, среди которых страхование, социальное страхование, индивидуальная ответственность работодателей, государственное социальное обеспечение и адресная социальная помощь. Применение различных организационно-правовых форм приводит к различным социальным и экономическим последствиям, которые также необходимо учитывать при реализации государственной социальной политики [3].
Социальная политика, в том числе и социальная защита, как и любой социальный институт, располагает необходимыми для осуществления возложенной на нее социальной функции материальными средствами и системой учреждений. Ведущую роль в обеспечении занятости населения играют органы службы занятости. Именно они обязаны принимать меры по вовлечению людей с инвалидностью в сферу занятости [4]. Низкий процент обращений инвалидов в службы занятости отчасти связан с тем, что они опасаются выходить на рынок труда, так как боятся потерпеть неудачу в поиске работы, получить отказ. Останавливает их и страх ухудшить свое материальное положение, ведь доход в виде заработной платы, получаемой инвалидами, зачастую не может покрыть их расходов при потере соответствующих льгот. Одна из ключевых мер, призванных решить проблемы трудоустройства инвалидов, — установление органами власти для организаций квот на трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Казалось бы, подобная политика должна существенно улучшить ситуацию с трудоустроенностью инвалидов. Но на практике складывается ситуация, при которой работодатели, подчиняясь требованиям государственных органов, при выделении вакансий не учитывают потребности и возможности своих потенциальных работников. Ситуация усу-
губляется и тем, что система контроля и ответственности носит скорее общий характер и не может должным образом стимулировать работодателей к полному выполнению требований по приему на работу людей с ограниченными возможностями. В каждом районе города есть такие учреждения социальной политики, как комплексные центры социального обслуживания населения. По нашему мнению, именно они могут и должны также оказывать помощь в трудоустройстве не только лицам с ограниченными возможностями (инвалидностью), но и тем, кто по какой-то причине не смог решить вопрос с трудоустройством традиционными способами.
Удовлетворение основных потребностей инвалидов является одним из условий обеспечения достойного качества их жизни. Под качеством жизни принято понимать удовлетворение индивидом своих потребностей в жизнедеятельности, а также существование необходимых условий, позволяющих вести полноценную жизнь в социальном и биологическом плане [5]. В структуре показателей, оказывающих решающее влияние на качество жизни индивида, важное место занимают уровень доходов и подходящий ему вид занятости. На данный момент на рынке труда в нашей стране сложилась такая ситуация, при которой инвалиды не могут в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, их трудовая занятость остается крайне низкой. Сейчас в Российской Федерации насчитывается 2,57 млн инвалидов трудоспособного возраста, из них работают только 817,2 тыс. человек, т. е. не имеют работы 1,75 млн человек (68,1 % от числа инвалидов трудоспособного возраста). По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, доля работающих инвалидов составляет 32 % от общей численности инвалидов трудоспособного возраста [5]. Эта проблема является одной из самых острых: уровень трудоустройства инвалидов почти в 2 раза ниже, чем соответствующий показатель в среднем для всех категорий безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости населения. В 2013 году Министерством труда и социальной защиты РФ был проведен опрос, в котором участвовали 15 тыс. незанятых инвалидов трудоспособного возраста: 77 % опрошенных заявили, что
нуждаются в трудоустройстве или смене места работы, а 5 % хотели бы открыть собственное дело [5]. В то же время в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обращаются только 4 % инвалидов.
Становится понятно, что положение, когда каждый десятый гражданин является экономически пассивным, недопустимо для страны такого масштаба, как Российская Федерация. Трудоустройство инвалидов не только положительным образом сказывается на их благосостоянии, но также выгодно для государства, так как возрастают доходы от расширения рынка труда и снижается нагрузка на социальные программы по льготному обеспечению инвалидов. Кроме того, непростая демографическая ситуация, сложившаяся в последние десятилетия в нашей стране, требует более внимательного и рационального отношения к трудовым ресурсам.
Право инвалидов на труд законодательно закреплено в различных правовых документах. Так, в Конституции Российской Федерации право на труд определено как одно из основных прав человека, которое не должно нарушаться, даже несмотря на ограничения его возможностей. В нашей стране приняты законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации», которые гарантируют людям с ограниченными возможностями право на труд. Также этими законами предусмотрены механизмы реализации данного права и соответствующие меры, применяемые для его реализации.
Как уже отмечалось, право на труд является неотъемлемым правом каждого человека независимо от его состояния, и в то же время реализация этого права оказывает существенное влияние на качество жизни индивида. Во многих концепциях качества жизни среди его индикаторов занятость играет большую роль. Даже если она не выделяется как самостоятельный индикатор, то все равно неизбежно оказывает влияние на другие индикаторы.
Мы изучили достаточно большое количество подходов, и в каждом из них предлагались свои, уникальные индикаторы, оказывающие влияние на качество жизни [6—9]. Так, например, в методике, разработанной специалистами ООН вместе с российскими учеными, за критерии качества жизни приняты: благосостояние, здоровье, жилищные условия, образование,
качество продукции и услуг, экологическая ситуация в регионе, правовая защищенность и духовность [8]. Также выделяются статусные индикаторы, имеющие отношение к качеству жизни: доход, занятость, образование, возраст, тендер, брачный статус, этничность, национальность, место проживания, здоровье, внешность [9]. По Джилберту-Крэвису, к качеству жизни относятся: длина рабочего дня, недели и продолжительность отпуска, возможность легко и приятно добираться до места работы, экология в широком смысле, защита от преступности, климат-красота города и его культурно-развлекательные возможности [См.: 10]. К социально-региональным индикаторам относят: возможности конкретной реализации прав личности, «красоту городов», участие граждан в коммунальном управлении. Дополнительно предлагаются социально-человеческие индикаторы: здоровье, качество рабочих мест и физической окружающей среды, бытовые услуги, возможности покупки товаров и т. п. [6].
В результате анализа стало ясно, что на данный момент нельзя прийти к единому пониманию и определению этого явления, так как каждый подход своеобразен, уникален. Нами был разработан инструментарий, включающий достаточно широкий список индикаторов. В него вошли такие индикаторы, как благосостояние, здоровье, образование, информационное поле, качество окружающей среды, безопасность, участие и включенность, духовность, экологическая безопасность. Именно такой набор индикаторов обусловлен тем, что современный мир стремительно меняется и усложняется, поэтому для полноценного функционирования в нем уже недостаточно просто иметь здоровье и определенный уровень дохода. Необходимо также следить за экологией, влияющей на здоровье людей и экономики стран, уметь работать с большими информационными потоками, а также учиться жить в городских агломерациях.
Осенью 2013 года мы провели исследование качества жизни людей с ограниченными возможностями (инвалидов) в Санкт-Петербурге. Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи: узнать, удовлетворены ли респонденты качеством своей жизни, и оценить роль государственных учреждений социального обслуживания в его обеспечении. Исследование проводилось
с помощью анкетирования. Объектом исследования выступали инвалиды-опорники трудоспособного возраста. Генеральная совокупность — приблизительно 100 тыч. человек, выборочная — 331 респондент. Предел погрешности составил 5 %.
Отвечая на вопросы анкеты, респонденты должны были оценить качество своей жизни по различного рода показателям. В частности, в ходе опроса мы пытались выяснить: заняты ли наши респонденты на данный момент в трудовой сфере, а если заняты, то по какой форме занятости; нуждаются ли они в работе и имеют ли возможность получить желаемую работу; какие преимущества предоставляет работа. Кроме того, очень важно для нас было выяснить, какую роль в содействии их трудоустройству играют службы социальной защиты, так как в решении проблем занятости инвалидов участвуют не только службы занятости, но и органы социальной защиты населения, учреждения здравоохранения и учреждения системы образования. Обратить внимание на роль органов социальной защиты в содействии трудоустройству инвалидов нас заставил тот факт, что работа органов службы занятости не всегда достаточно эффективна при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. В исследовании мы рассматривали роль комплексных центров социальной защиты населения, так как при возникновении в жизни человека трудной ситуации это ключевой орган социальной защиты, обеспечивающий комплекс услуг по социальному обслуживанию населения.
Как показал опрос, активно трудятся и заняты полный рабочий день 39 % респондентов, по сокращенному графику работают 26 %, надомный труд выбрали для себя 22 %, временно не работают по причине болезни или декретного отпуска 13 % опрошенных.
На вопрос о необходимости работы респонденты ответили следующим образом: крайне необходима — 48 %, скорее нужна — 40 %, скорее не нужна — 8 %; не испытывают нужды в трудоустройстве 4 % опрошенных.
В список преимуществ, которые предоставляет человеку трудоустройство, мы включили финансовую независимость, возможность творческой и интеллектуальной самореализации, возможность общения, чувство собственной полезности кому-то, а также возможность
быть чем-то занятым. Каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответа на данный вопрос. Так, финансовая независимость оказалось решающим фактором, влияющим на решение человека получить работу: ради нее трудятся 65 % наших респондентов. Для 37 % опрошенных очень важно испытывать чувство собственной полезности. (Это объясняется тем, что ввиду состояния, при котором ограничена жизнедеятельность человека, он испытывает на себе постоянное пристальное внимание со стороны родственников и социальных служб. В то же время не каждый готов примириться с тем, что он является возможной причиной затрат дополнительных сил, времени и ресурсов, и поэтому стремится любым способом и компенсировать чувство собственной неполноценности, и отдать тем самым долг обществу.) Возможность наладить новые социальные связи, общаться и чувствовать себя полноценным членом общества важна для 29 % респондентов. Для 25 % опрошенных работа, трудовая деятельность являются полем для реализации творческих проектов и интеллектуального роста. И, наконец, для 20 % опрошенных работа — это, пожалуй, единственный способ быть просто чем-то занятым в жизни.
Все вышеперечисленное еще раз подтверждает тот факт, что работа, трудовая деятельность действительно являются очень важным фактором обеспечения качества жизни людей с ограниченными возможностями. В то же время для многих из них получение работы остается очень серьезной проблемой: только 25 % опрошенных могут без затруднений получить желаемую работу, 39 % при поиске подходящей им работы сталкиваются с серьезными трудностями и ограничениями, а 36 % участников опроса считают, что им почти невозможно получить желаемую и подходящую работу.
При возникновении у инвалидов потребности в трудоустройстве сотрудники социальных служб направляют их в службы занятости. Но зачастую инвалидам там либо вовсе отказывают в поиске подходящего места работы, либо оказываемая помощь является малоэффективной. В таком случае сотрудникам социальных служб приходится самим заниматься вопросом трудоустройства своих клиентов. Решение его представляется достаточно трудоемким, так как специалист должен, учитывая интересы и
возможности своего клиента, не только подобрать подходящее ему место работы, но также добиться от потенциального работодателя согласия принять к себе на работу человека с ограниченными возможностями.
На вопрос о том, получали ли когда-нибудь наши респонденты помощь в трудоустройстве от сотрудников комплексного центра социальной защиты населения, утвердительно смогли ответить лишь 11 % опрошенных, 21 % респондентов заявили, что сотрудники центра смогли оказать им только частичную помощь в поиске работы, а 68 % опрошенных ни разу не получали от них никакой помощи в трудоустройстве.
Стоит заметить, что в ситуации, когда 68 % инвалидов трудоспособного возраста остаются нетрудоустроенными, а в службы занятости обращаются лишь 4 % из них, учреждения социальной защиты, в нашем случае комплексные центры социальной защиты населения, могли бы сыграть существенную роль в исправлении ситуации, невыгодной как для государства, так и для самих инвалидов.
Весной 2014 года нами был проведен опрос в форме интервью руководителей Комплексного центра социального обслуживания населения Приморского района Санкт-Петербурга. В нем приняли участие 20 респондентов — заведующие отделениями социальной (социально-медицинской) помощи на дому. Цель данного исследования — узнать мнение специалистов, отвечающих за реализацию социальной политики, о роли государственных учреждений социального обслуживания в повышении качества жизни людей с ограниченными возможностями.
В числе вопросов, заданных респондентам, были вопросы, касающиеся трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Для начала стоит отметить, что подавляющее большинство (73 %) опрошенных считают достойный уровень благосостояния и наличие возможности трудиться важными показателями качества жизни. По нашему мнению, такой показатель, как «благосостояние», обеспечивается уровнем доходов, позволяющим вести достойный образ жизни, и высоким уровнем занятости. В ходе интервью мы попросили наших респондентов рассказать, какие показатели качества жизни, по их мнению, обеспечивает работа данного учреждения. Только 30 % оп-
рошенных считают, что работа их учреждения обеспечивает показатель жизни «благосостояние». И происходит это, по их словам, преимущественно за счет оказания содействия в повышении финансового благополучия путем оформления документов на получение разовой материальной помощи, различных пособий и пенсионных отчислений. Вот мнение одного из участников интервью: «Такой показатель мы, безусловно, можем обеспечить. Это может происходить за счет помощи в подаче заявления о наличии в жизни человека трудной жизненной ситуации. И, как следствие, человек имеет шанс на получение разовой материальной помощи или какого-либо пособия». Ни один из респондентов не смог сообщить нам что-либо об участии своего отделения в решении вопросов трудоустройства инвалидов.
Остается открытым вопрос: почему же в ходе работы учреждений социального обслуживания не решается проблема трудоустройства инвалидов? Частично ответить на него нам может помочь статистика, касающаяся возраста клиентов, полученная в комплексных центрах социального обслуживания населения. Оказывается, что большинство клиентов достигли пенсионного возраста и не нуждаются в трудоустройстве. Процентное отношение количества клиентов, находящихся в трудоспособном возрасте и нуждающихся в работе, к общему числу клиентов составляет 10—12 %. Проблема, по-нашему мнению, заключается в том, что потребности данной возрастной группы не учитываются в ходе работы центров из-за ее малочисленности. А это, в свою очередь запускает цепную реакцию. Поиск мест, соответствующих потребностям инвалидов, а также находящихся в транспортной доступности для них, требует существенных временных и иных затрат. В силу того что количество нуждающихся в трудоустройстве клиентов невелико, им предлагают альтернативные пути решения вопроса повышения их материального благополучия, предусмотренные для всех клиентов подобных учреждений. Это означает, что проблемы трудоустройства инвалидов не решаются. А следовательно, не привлекаются другие потенциальные клиенты трудоспособного возраста, которые могли бы получить содействие в трудоустройстве от сотрудников комплексных центров социального обслуживания населения. Круг замыкается.
Наши респонденты практически единодушно высказали желание обеспечивать показатель «благосостояние» и в дальнейшем, в том числе за счет содействия в трудоустройстве своих потенциальных клиентов. В ходе опроса людей с ограниченными возможностями им были заданы следующие вопросы: потребность в оказании какого рода услуг они испытывают и какие услуги хотели бы получать в комплексных центрах социального обслуживания населения? Выяснилось, что 73 % опрошенных лиц трудоспособного возраста хотели бы получать там содействие в трудоустройстве; только 7 % респондентов сообщили, что получали помощь в трудоустройстве от сотрудников центров, а 11 % опрошенных отметили, что такая помощь была частичной. Данные цифры подтверждают общую статистику.
В ходе интервью мы сообщили руководителям отделений социального обслуживания о потребностях их существующих и потенциальных клиентов и попросили оценить вероятность оказания им услуг по содействию в трудоустройстве в дальнейшем. Степень вероятности мы подразделили на минимальную, среднюю и максимальную. Достаточно будет сказать, что 70 % участников интервью оценили такую вероятность как минимальную. И после этого мы задали им главный вопрос: что же все-таки может помешать оказывать подобные услуги в дальнейшем? Приведем несколько выдержек из интервью.
Респондент 2: «Работу не могут найти и полностью здоровые люди, а специализированных рабочих мест практически нет, да еще рядом с домом»
Респондент 5: «Количество мест для обеспечения занятости мало»
Респондент 6: «Оказание подобных услуг не входит в технический регламент оказания услуг» Респондент 9: «Нехватка рабочего времени сказывается. Еще пассивность обслуживаемых, мало кто к нам за этим приходит»
Респондент 10: «Недоработки в законодательстве и, как следствие, ограниченный регламент услуг»
Респондент 14: «Практически полное отсутствие взаимосвязи с другими организациями, ни до кого не достучаться»
Респондент 15: «Отсутствие финансирования на городском уровне, а также отсутствие платных услуг в центре»
Респондент 18: «Наличие технического регламента социального обслуживания, ограничивающего количество оказываемых услуг конкретному получателю услуг»
Респондент 19: «Отсутствие достаточной законодательной базы и невысокий уровень финансирования сферы социальных услуг»
Респондент 20: «Отсутствие влияния на учреждения здравоохранения, бытового обслуживания, органов безопасности, образования и т. п.»
Итак, мы видим, что перечень проблем, мешающих эффективно решать задачи трудоустройства инвалидов, достаточно большой. Участниками интервью была озвучена далеко не оригинальная, но, несомненно, актуальная проблема нехватки финансирования. Кроме того, они отметили, что серьезным препятствием является отсутствие межведомственного взаимодействия: невозможно объединить свои усилия с другими учреждениями, способными оказать реальную помощь в содействии трудоустройству людей с ограниченными возможностями. Этому, по словам одного из участников опроса, мешает также отсутствие достаточных полномочий. Серьезной проблемой является устаревшее или недоработанное законодательство, что, в свою очередь, отражается на основополагающих документах, на основании которых построена работа учреждений. Отдельные участники интервью видят проблему в отсутствии возможности оказания услуг по трудоустройству на платной основе. Сказывается также недостаток рабочего времени. Одной из самых серьезных проблем видится слишком малое количество рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. По словам опрошенных, конкуренцию не выдерживают даже полностью здоровые люди, в то время как инвалидам не только нужно, чтобы место работы было оборудовано с учетом их потребностей, но и важно его территориальное расположение. Также подтвердилось наше предположение, что часть ответственности за сложившуюся ситуацию лежит и на самих инвалидах, так как, получив отказ на биржах труда, они в большинстве своем отказываются искать альтернативный путь решения проблемы и не обращаются в организации, способные помочь им в этом, например в комплексные центры социального обслуживания населения. Тем самым отсутствует стимул для дальнейшего развития подобных услуг.
Результаты проведенного исследования качества жизни людей с ограниченными возможностями дают основание говорить о том, что трудовая деятельность является необходимым залогом как материального, так и душевного благополучия, а возможность для ее осуществления является важным условием для обеспечения достойного качества жизни человека. Это особенно актуально для такой социальной группы, как люди с ограниченными возможностями. Для таких людей вопросы финансового благополучия выходят на первый план, так как помимо обычных человеческих потребностей у них есть потребности особого характера. Например, реабилитационные мероприятия и любое другое лечение, включающее медикаментозное, требуют в нашей стране серьезных финансовых затрат. Известно, что пенсионное обеспечение и наличие разных пособий в долгосрочной перспективе почти никогда не может покрыть все потребности индивида. Не стоит забывать еще и о том, что все показатели качества жизни имеют тесную взаимосвязь и непосредственно влияют друг на друга. Так, помимо очевидной материальной выгоды возможность трудоустройства открывает перед человеком возможности для личностного роста, творческого развития, налаживания новых социальных связей взамен утраченных. В то же время наличие работы помогает человеку с ограниченными возможностями, иногда чувствующему свою неполноценность, ощутить свою значимость, нужность и стать полноценным в его собственных глазах и в глазах окружающих. Несомненно, включение инвалидов в трудовую деятельность наравне с другими членами общества станет серьезным стимулом для формирования позитивного отношения к ним здоровых
людей и даст серьезный толчок для развития и предоставления людям с ограниченными возможностями законного шанса на реализацию своих прав и свобод гражданина.
Приведенные ниже рекомендации, по нашему мнению, могут помочь полноценно реализовать данную возможность.
1. На федеральном уровне необходимы корректировка законодательных актов, регулирующих социальную политику, и последующая корректировка нормативных документов, на основании которых работают учреждения социального обслуживания, в частности комплексные центры социального обслуживания населения.
2. Расширение полномочий руководителей комплексных центров социального обслуживания населения с целью развития межведомственного взаимодействия.
3. Увеличение государственного финансирования социальной политики.
4. Привлечение инвалидов трудоспособного возраста в комплексные центры социального обслуживания с целью более глубокого изучения их потребностей.
5. Разработка проекта социальной рекламы, направленной на повышение интереса к проблемам трудоустройства людей с ограниченными возможностями, с учетом роли центров в данном процессе.
6. Создание возможности для оказания услуг по трудоустройству людям с ограниченными возможностями на платной основе.
Есть вероятность, что полная или хотя бы частичная реализация предложенных рекомендаций будет способствовать решению вопроса трудоустройства людей с ограниченными возможностями и, как следствие, повышению качества их жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. СПб.: Питер, 2004. 316 с.
2. Давыдова Е.в., Давыдов А.А. Измерение качества жизни / РАН. Ин-т социологии и др. М., 1993. 216 с.
3. Нугаев Р.М., Нугаев М.А. Качество жизни в трудах социологов США // Социол. исслед. 2003. № 6. С. 100-105.
4. Кавокин С.Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1997. 237 с.
5. Федеральная служба государственной статистики. URL: http//www.gks.ru (дата обращения: 12.02.2014).
6. Аверин А.Н. Социальная политика государства. М., 2002. 283 с.
7. Топчий Л.в. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. М.: Изд-во РГСУ, 2012. 322 с.
8. Маркович Д.Ж. Глобальные проблемы и качество жизни // Социол. исслед. 1998. № 4. С. 129—132.
9. Копнов в.А. Качество жизни и региональное развитие. Технологии качества. М., 2001. 345 с.
10. Ракитский Б.в. Социальная политика, социальная защита, самозащита в обществе. М., 1997. 224 с.
s.v: Orlov
disabled people employment as one of the key quality of life indicators
ORLOV Sergey V. — St. Petersburg State University of Economics.
Sadovaya ul., 21, St. Petersburg, 191023, Russia
e-mail: [email protected]
Article examines the role of employment in the quality of life of people with disabilities. Also examines the role of public institutions of social services in promoting employment of persons with disabilities. Data were obtained from the analysis of questionnaire data and interviews. As a result, data were obtained on the employment of persons with disabilities and recommendations for improving its.
DISABILITY; QUALITY OF LIFE; SOCIAL PROTECTION; SOCIAL POLICY; EMPLOYMENT
REFERENCES
1. Yarskaya-Smirnova Y.R., Naberushkina E.K. Sotsial'naya rabota s invalidami [Social work with people with disabilities]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 316 p. (In Russ.)
2. Davydova Y.Y, Davydov A.A. Izmereniye kachest-va zhizni [Measuring the quality of life]. Moscow, 1993. 216 p. (In Russ.)
3. Nugayev R.M., Nugayev M.A. [Quality of life in the works of sociologists USA]. Sociological research J., 2003. no. 6. pp. 100-105. (In Russ.)
4. Kavokin S.N. Professional'naya reabilitatsiya i zanyatost' invalidov [Vocational rehabilitation and employment of disabled persons]. Moscow, 1997. 237 p. (In Russ.)
5. Federal State Statistics Service. Available at: www.gks.ru (accessed 12.02.2014).
6. Averin A.N. Sotsial'nayapolitika gosudarstva [Social policy]. Moscow, 2002. 283 p. (In Russ.)
7. Topchiy L.V. Sotsial'noye obsluzhivaniye nasele-niya. Tsennosti, teoriya, praktika [Social services to the population. Values, theory and practice]. Moscow, RGSU Publ., 2012. 322 p. (In Russ.)
8. Markovich D.Zh. [Global problems and quality of life]. Sociological research J., 1998, no. 4, pp. 129-132. (In Russ.)
9. Kopnov V.A. Kachestvo zhizni i regionalnoye raz-vitiye [Quality of life and regional development. Quality Technologies]. Moscow, 2001. 345 p. (In Russ.)
10. Rakitskiy B.V. Sotsial'naya politika, sotsial'naya zashchita, samozashchita v obshchestve [Social policy, social protection, self-defense in society]. Moscow, 1997. 224 p. (In Russ.)
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014