Психолого-педагогические науки
• • •
117
УДК 811.161.1(07)
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ОРФОЭПИИ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
©гою Магомедова З.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
Разработана система преодоления интерференции орфоэпических ошибок на основе использования аудиовизуальных средств, включающая шесть этапов. Для формирования навыков восприятия и воспроизведения звуков русской речи и развития гибкости артикуляционного аппарата предложены экспериментально проверенные виды орфоэпических упражнений.
The author of the article developed the system of overcoming the interference of orthoepic mistakes on the base of using the audiovisual equipment, which includes six stages. To develop skills of perception and reproduction of Russian sounds and the flexibility of the speech apparatus she offered the experimentally tested orthoepic types of exercises.
Ключевые слова: двуязычие, аудиовизуальные средства, интерференция, орфоэпические упражнения, фонологический слух, артикуляционная гимнастика.
Keywords: bilingualism, audio-visual means, interference, orthoepic exercises, phonological audition, training in articulation.
Усвоение звуковой системы русского языка учащимися-дагестанцами имеет основополагающее значение для практического овладения всеми аспектами речевой деятельности. Успешное овладение орфоэпическими нормами и выработка навыков русского литературного произношения с помощью аудиовизуальных средств (АВС) способствуют расширению лексического запаса учащихся, усвоению грамматических форм и синтаксических конструкций, значительному повышению их орфографической грамотности.
Для преодоления трудностей в обучении орфоэпии в начальных классах используются следующие АВС: аудиозаписи, флеш-карты, компакт-диски, орфоэпические таблицы, интерактивная доска, компьютер.
Учащихся начальных классов дагестанской школы учат правильно произносить звуки русской речи, так как неправильное произношение даже одного звука в слове может коренным образом изменить его значение.
Умение правильно произносить изолированные звуки еще не обеспечивает правильного произношения, так как качество звуков русского языка полностью проявляется лишь в потоке речи. Особенностью звуковой системы русского языка является взаимовлияние артикуляции рядом стоящих в слове звуков. Поэтому при обучении языку нельзя ограничиваться работой над произношением звуков только в изолированном положении, так как звуки в разных позициях произносятся по-разному. Например, голова - головы - пого-
118
Известия ДГПУ, №2, 2010
ловье - буква о в разных позициях обозначает то [о], то [а], то [ь].
В процессе изучения трудностей и ошибок в произношении, опыта лучших учителей, анкетного опроса учителей 8 районов республики, экспериментального обучения в 4-х школах (Ленинкентской гимназии, Кахиб-ской, Хебдинской и Нечаевской ОСШ) мы отметили, что наибольшую трудность в выработке навыков нормативного русского произношения представляют:
1. Звуки, не совпадающие со звуками родного языка.
2. Звуки, отсутствующие в звуковом строе дагестанских языков.
3. Различение твердых и мягких согласных.
4. Безударные гласные.
5. Согласные в позиции ассимилятивного оглушения и озвончения.
6. Слова со стечением двух и более согласных в начале, середине и конце слова.
7. Предлоги со словами, к которым они относятся.
Остановимся на них, преодоление которых особенно сложно учащимся начальных классов дагестанской школы.
Усвоение согласных звуков с использованием АВС. Работу по формированию и развитию нормативного произношения согласных звуков начинаем с произношения слов, в которых трудноусвояемый согласный звук стоит в разных позициях: рядом с ударным, рядом с безударным гласным, в сочетании с другим согласным.
При этом следует учесть, совпадает ли произношение трудноусвояемого звука с его написанием, что очень важно для учащихся нерусских школ. Согласно законам орфографии, в русском языке произношение не всегда совпадает с написанием, что создает дополнительные трудности в усвоении трудных согласных звуков учащимися-аварцами.
Работу по усвоению трудных звуков с использованием различных АВС следует строить с учетом таких известных в практике методических приемов: показ образцового произношения, подражание учителю или звукозаписи, сопоставление трудных
звуков в русском и родном языках, их сравнение с использованием зеркала, тренировка слуха и произносительных органов, слушание русской речи, орфоэпические и орфографические упражнения.
Очень важно, чтобы каждая допущенная ошибка обязательно исправлялась самими учениками или учителем с использованием звукозаписи, чтобы анализировалась причина ошибки.
Чтобы подобная работа вызывала интерес у школьников, чтобы оживлять учебный процесс, делать его увлекательным (а это важный психологический фактор в обучении второму языку), следует использовать игры и занимательный материал, пословицы и поговорки, загадки, шарады, скороговорки, стихи, прозаические тексты, интересные по содержанию и доступные по лексическому составу, насыщенные изучаемыми звуками. Они развивают мышление, делают речь яркой, богатой, живой, точной, выразительной. А использование АВС повышает эффективность выработки произносительных умений и навыков. В этом случае ученики лучше запоминают пословицы, поговорки, стихи, загадки и т.д. Это еще один шаг в сторону развития нормативного произношения.
Для усвоения согласных звуков, близких по звучанию, но не совпадающих со звуками родного языка учащихся, необходимо строить работу с использованием АВС в определенной системе. Например, усвоение произношения согласного звука [в], не совпадающего со звуком родного языка (в русском языке он губнозубной, а в аварском губно-губной), протекает в следующей последовательности:
а) показ образцового произношения звука [в] с использованием аудиозаписи. Для этой цели на первоначальном этапе берутся слова, где согласный [в] стоит в начале слова и перед ударным гласным: ванна, ваза, вилка, вишня, волк, выход;
б) тренировка в произношении слов, в которых согласный [в] стоит в начале слова, но перед безударным гласным: варенье, весна, вода, воробей, вязать. Запись произношения
Психолого-педагогические науки
• • •
119
слов учащимися на флеш-карту, их прослушивание с помощью компьютера и коррекция;
в) чтение слов, где согласный [в] стоит рядом с согласным: время, врач, внучка, вместе. Запись чтения на флеш-карту и ее прослушивание. Такая работа способствует выработке навыков правильного произношения сочетаний согласных;
г) тренировка в произношении слов с согласным [ф] на конце, где он обозначается буквой в: клюв, лев, перерыв, рукав. Для тренировки необходимо подготовить звукозапись для прослушивания образца произношения и демонстрации учащимся их собственного произношения;
д) демонстрация записи слов на экран (зрительная опора) во множественном числе и их прочитывание вслух: лев - львы, нерв - нервы, посев - посевы, рыболов - рыболовы, шов - швы. Такое упражнение одновременно с выработкой произношения согласного [в] способствует освоению произношения гласного [ы], являющегося не менее трудным для учащихся-аварцев;
е) запись слов на доске в родительном падеже множественного числа и прочитывание их вслух. Объяснение, какой звук следует произнести на конце слов: журнал -журналов [ф], слово - слов [ф], город - городов [ф], подвал - подвалов [ф], вокзал - вокзалов [ф], ученик - учеников [ф];
ж) чтение учащимися и отработка навыков правильного произношения слов, где перед глухими согласными к, п, с, т, х произносится согласный [ф], обозначаем на письме буквой в: вкусный [фкусный], впереди [фпере-ди], все [ф]се, всякий [ф]сякий, второй [ф]торой, вход [ф]ход;
з) прослушивание образца в аудиозаписи и тренировка учащихся в произношении мягкого [ф1] в конце слова: обувь - обу[ф'], бровь -бро[ф'], кровь - кро[ф'], морковь -морко[ф'];
и) прослушивание звукозаписи чтения четверостишия с четким произношением звука [в], а также их заучивание:
Валя валенки надела,
Варя варежки взяла.
Тепло они оделись -Во дворе у них дела.
А. Барто
к) работа над загадкой: прослушивание записи; отработка навыков произношения звука [в]; заучивание наизусть:
Я - синоним к слову бык И известен всем, -Но прибавь мне букву К,
И я козляток съем.
(вол - волк).
л) работа над скороговоркой и ее заучивание:
Я во двор вела вола,
За рога вола вела.
В хлев вела вола, а вол В огород меня завел Аналогичным образом проводится работа по формированию и развитию умений и навыков нормативного произношения и других трудных звуков, близких по звучанию, но не совпадающих со звуками родного языка учащихся: [ж], [к], [х], [ц], [ч], [ш], [ш’].
Выработка навыков правильного произношения слов со стечением согласных с использованием АВС. К числу устойчивых относятся ошибки при произнесении слов со стечением двух и более согласных в начале, середине и конце слова. Очень часто учащиеся «облегчают» произношение слов путем вставки дополнительного гласного перед сочетанием согласных внутри или после их группы; вместо школа - [ишкола], птица
- [питица], стена - [истена], прочный
- [порочный], шкаф - [ишкап], завтра - [завтара], смотр - [смотра], танк - [танка] и т.д.
В связи с отсутствием произносительного минимума для начальных классов дагестанской школы нами был произведен анализ толкового словаря русского языка для учащихся национальных школ [2]. В процессе анализа определена частотность употребления слов со стечением согласных.
Словарь содержит около 3500 наиболее употребительных слов русского литературного языка, включая производные. Это слова, наиболее необходимые для активного общения в различных условиях повседневной жизни. В словаре имеется 1472 слова со стечением согласных,
120
Известия ДГПУ, №2, 2010
из них в начале слова 365, в середине - 972, в конце -135, что составляет около 43% всех слов словаря. В них содержатся сочетания из двух, трех, четырех и даже из пяти согласных, например, класс, близко, здравствуй, бодрствовать и т.д.
Известно, что в начальных классах формирование и развитие речи начинается с усвоения отдельных слов и типовых предложений. Согласно действующей программе [4], учащиеся 1 класса должны усвоить 650 слов, в том числе 233 со стечением согласных (например, дверь, стол, стул, стекло, хлеб, твой, брюки, вставать).
Во 2 классе для активного усвоения предусматривается 700 слов, из них 361 слово со стечением согласных: бросить, внук, встреча, второй, вчера, глубокий, гнездо, дневник, завтрак и др.
В лексическом минимуме для 3 класса 750 слов, из которых 421 слово со стечением согласных: вспомнить, скворец, взрослый, вдвоем, включить, вслух, крупный, средний, хвалить и др.
В 4 классе для активного усвоения предусматривается 800 слов, из них 472 со стечением согласных: благодарить, бутерброд, вдали, внимание, вскакивать, всякий, простой, столовая, список, стрелка.
Анализ толкового словаря и словаря-минимума для активного усвоения учащимися начальных классов показал высокую частотность слов со стечением согласных звуков.
Фонетической системе аварского языка нехарактерно стечение согласных, особенно в начале слова. Русские слова со стечением согласных авароязычными учащимися произносятся со вставкой гласного звука между или перед согласными: вместо шкаф - [ишкап], вместо школа -[ушкул, ишкол], вместо клуб - [кулуб], вместо брюки - [бурюки] и др. В аварском языке возможно только следующее сочетание двух согласных в начале слова кв, ч1в, ц1в\ квер - «рука», ц1ва - «звезда», кварт1а -«молоток», ч1вадан - «развалины» и в середине слова на стыке слогов: парчи - «кувшин», гьуинлъи - «сла-
дость», мут1иг1лъи - «покорность», мухбир - «корреспондент», и т.д.
Высокая частотность слов со стечением согласных звуков, трудности, связанные с их произношением, распространенность и устойчивость ошибок - все это требует особого внимания к выработке у учащихся твердых орфоэпических навыков в ходе работы со словами данной категории, а также пересмотра видов работ по выработке навыков правильного произношения слов со стечением согласных с использованием АВС.
Экспериментальная работа показала, что необходимо проводить упражнения для выработки навыка слитного произношения единым потоком воздуха двух или более согласных при одном гласном звуке. Причем целесообразно произносить слоги с постепенным наращиванием в них согласных. Например, произношению слова стул предшествует работа над слогами ту, сту - стул; произношению слова встреча - ре, тре, стре, ветре - встреча; произношению слова строить - ро, тро, стро - строить; произношению слова вдруг - ру, дру, друг, вдруг.
Обучение произношению слов, имеющих стечение согласных в конце слова, проводилось аналогичными приемами - путем произнесения слогов с наращением согласных. Например, кус - куст, вер - верх, шар - шарф, вол - волк.
Такие упражнения сопровождались звуко-буквенным анализом, прослушиванием аудиозаписи слогов и слов, произносимых как учителем (в качестве образца), так и учащимися (для сравнения произношения).
Преимущество предлагаемых нами приемов подтверждают данные экспериментального обучения. В экспериментальных классах навыки правильного произношения слов со стечением согласных сформировывались у всех учащихся в течение 24 уроков. В контрольных классах формирование этих же навыков протекало на 7-8 уроках.
При правильной организации обучения с использованием средств звуко-зрительной наглядности основная масса учеников сравнительно быстро
Психолого-педагогические науки • • •
преодолевает трудности, которые обычно встречаются на начальном этапе, и усваивает правильное русское произношение. Если отдельные ученики испытывают затруднения в освоении того или иного звука, то учителю приходится работать с ними до или после урока в течение 5-8 минут. Таким образом преодолеваются трудности, и ученики начинают произносить тот или иной звук правильно.
Отработку орфоэпических навыков следует проводить постепенно и систематически. При этом необходимо замечать в произношении учащихся малейшие неправильности и работать над их исправлением с привлечением АВС. Ошибки в произношении, допущенные учеником, должны быть исправлены сразу.
Наблюдения показали, что одна из основных причин трудностей в обучении учащихся правильному русскому произношению в начальной нерусской школе кроется в том, что в аварском языке ударение проявляется не так четко, как в русском.
В процессе проведения фонетикоорфоэпической работы с использованием аудиозаписи не следует пренебрегать и традиционными методами (имитация, демонстрация артикуляции, сравнение-сопоставление). В целом должны быть разработаны система использования АВС и теснейшим образом примыкающее к ней содержание обучения орфоэпии с учетом имеющихся в традиционной методике приемов, а также особенностей русского и аварского языков. Эта работа включает этапы:
- первый - определение трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении произношению;
- второй - подбор материала для орфоэпических упражнений и других видов работ;
- третий - подготовка аудиозаписи на флеш-карте или диске с упражнениями для использования на уроке;
- четвертый - проведение упражнений для выработки первоначальных умений и навыков правильного произношения, то есть для развития фонологического слуха.
121
Орфоэпическую работу следует начинать с заданий на имитацию. Имитация является, как известно, одним из основных методов обучения произношению учащихся [1, 3], и именно с его помощью можно выработать фонологический слух у детей для дифференциации звуков русского языка. Так как имитация представляет собой простое подражание, нужно стараться, чтобы произношение учителя было безупречным.
Технология проведения этой работы. включается аудиозапись слова с трудным звуком, а учащиеся слушают, затем повторяют его. Учитель следит за их произношением и исправляет ошибки. Наиболее сложные слова диктор и вслед за ним учащиеся произносят по слогам. С целью ускорения выработки навыков правильного произношения обеспечивается и зрительная поддержка с использованием интерактивной доски и проектора. При их отсутствии на доске делается запись с использованием цветных мелков: ударный слог выделяется красным цветом, предударный - зеленым, заударный - синим. Опытное обучение показало, что в целях экономии времени запись лучше сделать предварительно или подготовить таблицу-плакат. Этот прием называется приемом про-говаривания с визуальной опорой.
Пятый этап предполагает проведение упражнений по развитию умений и навыков правильного произношения.
После проговаривания слова сначала по слогам, а затем и целиком дети составляют с ним словосочетания и предложения. То есть выполняются упражнения на употребление слова в речи и артикулирование. При этом предусматривается работа над артикуляцией сочетаний согласных, отдельных звуков, на различение твердых - мягких, звонких - глухих согласных, упражнения на определение качества гласного или согласного, находящегося в слабой позиции.
Далее выполняются упражнения на сопоставление. При постановке произношения отсутствующих в аварском языке звуков [ы], [ф] и мягких согласных указывается на разли-
122
Известия ДГПУ, №2, 2010
чия в артикуляции гласных [и] и [ы], согласных [п] и [ф], твердых и мягких согласных. Переходя, например, от произношения [и] к [ы], легко заметить перемещение артикуляции назад, в глубь полости рта. Закрепление навыка произношения [ы] проводится в упражнениях с использованием АВС на сопоставление двух звуков типа: мил - мыл, бил - был, забил - забыл, пишу - ищу, лошадь -площадь, зашита - защита.
Наблюдения показали эффективность упражнений на сопоставление слогов и слов, содержащих твердые и мягкие согласные: на-ня, но-не, ны-ни, ну-ню; нос - нес, нам - няня.
В соответствии с современными требованиями лингводидактики при обучении учащихся русскому произношению следует строить занятия исходя из сопоставительного анализа звуков и звукосочетаний русского и родного языков. При этом особое внимание уделяется выработке у детей новых навыков в произношении звуков, их сочетаний, слов; наиболее характерным трудностям, возникающим в связи с интерферирующим влиянием родного на усвоение русского языка, адаптированным в дагестанских языках русизмам: палан «план», атпуска «отпуск», кулуб «клуб».
Формирование навыков восприятия и воспроизведения звуков русской речи, орфоэпии, интонирования и выразительного чтения, орфографии находится в прямой зависимости от гибкости артикуляционного аппарата. Здесь необходимо предусмотреть выполнение соответствующих упражнений с использовани-
ем АВС, что способствует выработке навыков хорошей дикции.
Экспериментальная проверка видов упражнений, помогающих развивать гибкость артикуляционного аппарата, позволяет выделить в качестве наиболее эффективных следующие:
а) упражнения в громкости произношения с использованием аудиозаписи: произносить слова
бежать - вбежать ... бежать -вбежать ... и т.д. то усиливая голос почти до крика, то ослабляя его до шеб^т^рражнения в темпе произношения: те же слова произносить сначала медленно, а далее все убыстряя темп;
в) упражнения в отчетливом произношении отдельных гласных и согласных звуков, особенно отсутствующих или не совпадающих со звуками в родном языке;
г) артикуляционная гимнастика;
д) упражнения в произношении трудных звукосочетаний. С этой целью используются скороговорки, чис-тоговорки, которые вслед за диктором нужно проговорить быстро, как можно быстрее, обычно по нескольку раз подряд (3 раза).
Наконец, шестой этап включает работу по проверке сформированно-сти произносительных умений и навыков.
Для выработки произносительных навыков мы апробировали специально разработанные с учетом ошибок, допускаемых учащимися, трудностей усвоения норм орфоэпии, особенностей аварского и русского языков и уровня знаний, умений и навыков учащихся орфоэпические таблицы. Например:
Таблица (2 кл.)
Ш и Щ произноси правильно
ша шу ши ше
ща щу щи ще
шуба щетка
шея щука
машина ящик
хороший овощи
Психолого-педагогические науки
123
Маша носит новую
и
Наташа моет
Щеткой чищу я щенка щекочу ему бока. С. Маршак. Маша купила
убегает от
Работа с таблицей позволяет:
- выработать навыки правильного произношения отдельно взятого звука, сочетания звуков, слова, словосочетания;
- на примере модели предложения показать детям образец употребления данного слова в предложении;
- путем составления предложения по рисунку привить учащимся навыки употребления конкретного слова в предложении.
В целом результаты апробации нашей работы по формированию навыков правильного произношения с помощью АВС показали, что уровень их сформированности у учащихся экспериментальных классов выше на
Примечания
17-20%, чем у учащихся контрольных классов.
Орфоэпическая работа проводилась с учетом типичных ошибок учащихся и свидетельствует об эффективности предлагаемых видов, приемов и этапов работ по преодоления произносительных ошибок. Хотя полного их преодоления достигнуть не удалось (некоторым учащимся требуется еще дополнительная работа), но зафиксированы положительные результаты. Поэтому предлагаемая методика получила одобрение у учителей-практиков и может быть использована в ходе школьного обучения учащихся орфоэпическим нормам русского языка.
1. Баранников И. В. Обучение звуковой системе русского языка в бурятской школе. Улан-Удэ, 1984. 142 с. 2. Бирюков В. Г., Ветвицкий В. Г. Толковый словарь русского языка. Л. : Просвещение ДО, 1982. 382 с. 3. Бойцова А. Ф. Обучение русскому произношению в нерусской школе. М. : Просвещение, 1960. 210 с. 4. Программа по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной школы. Махачкала : НИИ Педагогики, 2000.112 с.
Статья поступила в редакцию 10.05.2010 г.
УДК 37.022:517