однопрофильных вуза не могут иметь одного и того же прародителя и одну и ту же дату своего основания. Спор был бы логичным, если бы Ворошиловградский вечерний институт не возродился на украинской земле, а осел в Омске. Но этого, как видим, не произошло.
Литература
1. Ишмаев Н. Прошлое и настоящее Сибирской сельскохозяйственной академии // Сибирская сельскохозяйственная академия. 1918-1923. - Омск: СибСХА, 1923. -С. 13-18.
2. ВибеП.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. -М.: Отечество, 1994. -С. 273.
3. Государственный архив Омской области (далее ГАОО). Ф. 488. Оп. 1. Д. 4. Л. 74-75.
4. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3. Л. 3, 54-58.
5. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 3. Л. 7, 17.
6. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 3. Л. 17-18.
7. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3. Л. 42.
8. Устав Омского коммерческого института. - Омск: Печатное искусство, 1916. - 13 с.
9. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3. Л. 131.
10. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 3. Л. 141.
11. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 3. Л. 143.
12. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 11. Л. 1-2.
13. Русские ведомости. - 1917. - 16 июня; Речь. -1917. -23 июня.
14. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 11. Л. 4,12-20, 25-26, 28, 32, 35-38.
15. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 7. Л. 59.
16. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 2. Л. 14.
17. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 2. Л. 49.
18. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 2. Л. 49.
19. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1.Д. 1.Л. 5.
20. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 7. Л. 5.
21. Сибиряков В. К истории открытия в Омске сельскохозяйственного института // Заря. -1918.-14 авг.
22. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 7.Л. 14,18.
23. Малеев В.Л. Омский политехнический институт// Сибирский вестник. -1918.-23 авг. - С. 2.
24. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 2. Л. 54.
25. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3. Л. 173.
Л. М. МАРЦЕВА
Омский государственный университет путей сообщения
УДК 281.93
Социальные проблемы труда в учении Русской Православной Церкви можно рассматривать только с учетом ее твердой веры в пространственно-временную ограниченность земной жизни человека и его вечную жизнь вне «мира сего», в Царствии Божием. В святоотеческой литературе,
26. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 2. Л. 66.
27. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 27. Л. 2, 29.
28. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 29. Л. 1.
29. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 3. Л. 172.
30. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 17. Л. 30.
31. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 2. Л. 49,133-134.
32. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 4. Л. 87; Д. 7. Л. 8.
33. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 2. Л. 66.
34. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 2. Л. 66.
35. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 29. Л. 20.
36. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1.Д. 24. Л. 16-17.
37. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 27. Л. 3, 9-10, 25, 37,
38. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 27. Л. 11-16.
39. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 7. Л. 54.
40. ГАОО. Ф. 488. Оп. 1. Д. 7. Л. 47-48.
41. Сибиряков В. Колокольный патриотизм //Заря. -1918. -13 авг.; Сибиряков В. К истории открытия вОмске сельскохозяйственного института // Заря. -1918.-14 авг.
42. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1. Д. 15. Л. 23.
43. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1.Д. 15. Л. 24.
44. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1. Д. 15. Л. 4.
45. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1. Д. 15. Л. 13.
46. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1.Д. 15. Л. 108-109.
47. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1. Д. 15. Л. 18.
48. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1. Д. 15. Л. 52, 57-58.
49. ГАОО. Ф. 492. Оп. 1.Д. 15. Л. 121-123.
50. Омское время. 1997. 5-11 дек.
51. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1.Д. 369. Л. 6-10.
52. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1. Д. 2. Л. 9.
53. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1.Д. 369. Л. 1. 54 ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1.Д. 1.Л. 29.
55. Восточноукраинский государственный университет. Исторический очерк. Луганск, 2001. С. 19.
56. ГАОО. Ф. 17. Оп. 78. Д. 541 (Личное дело Л. В.Зака). До августа 1944 года Тюменская область в современных границах входила в состав Омской области.
ПОЛКАНОВ Владимир Данилович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории.
БУКИН Алексей Федорович, аспирант кафедры отечественной истории.
далекой от технико-технологических и социально-экономических характеристик труда в контексте конкретно-исторического развития обществ и формаций, труд описывается в категориях «честный» и «бесчестный». Честный труд - тот, который не сопряжен с грехом, утратой спа-
ТРУД В СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ_
ПРАВОСЛАВНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭТИКА ПРИЗНАЕТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ ТРУДА В ОГРАНИЧЕННОМ ЗНАЧЕНИИ. ПРАВОСЛАВИЕ НЕ ОСУЖДАЕТ БОГАТСТВО И ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. НО ОНО ЖЕСТКО ОГРАНИЧИВАЕТ ИХ НРАВСТВЕННЫМИ РАМКАМИ. БОГАТСТВО И ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ЧЕСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ, А ИМЕННО ТРУД. ПРАВОСЛАВНУЮ ЭТИКУ ТРУДА НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ ВНЕ КОНТЕКСТА ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ В ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ, В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ, ОЖИДАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ И СМЕРТИ. В ТАКОМ КОНТЕКСТЕ ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ, А ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ И ЗЕМНЫЕ ТРУДЫ -ТОЛЬКО ПРИГОТОВЛЕНИЕ К БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ. ЗЕМНОЕ РЕАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЦЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
сительного смысла жизни человека. Бесчестный труд -тот, который соединен с грехом (воровство, проституция, ложь, присвоение чужого с целью обогащения и достижения почестей и т. п.) и ведет человека к смерти души, погибели для вечной жизни. С христианских позиций нет «низких» и «высоких» отраслей и видов труда. Важность имеет не то, какие трудовые функции выполняет человек, а то, какие цели он перед собой имеет. Спасать душу можно, занимаясь любой работой, также и погубить ее можно, занимаясь самыми «чистыми», наукоемкими, интеллектуальными и даже духовными (оккультно-теософскими) видами деятельности.
В одной из бесед Иоанна Златоуста есть подробные разъяснения в этом плане, которые нужно процитировать подробно:
«Многие говорят с высокомерием: торговец! Что тебе нужно, торговец? А скажи мне: что такое торговец? Ведь не преступление стоять на рынке и работать? Оставаясь дома, чужое грабить - вот это преступление. Рассуди, что постыдно и что похвально, и не насмехайся: быть на рынке - не преступление, но быть грабителем, предаваться корыстолюбию - преступно. Какая польза, если ты сидишь во внутренних покоях своего дома, но жаден, как волк? Какой кому вред, если бедняк стоит на рынке, подражая быку и землепашцу?.. Нисколько не предосудительно быть ремесленником. А что постыдно? Постыдно-жить в праздности - и о! если только в праздности, не работая вместе с тем и пороку!
Ремесленником был Павел и работал в мастерской. И не то чтобы он был таким до Евангелия, а после Евангелия изменился. Нет, он и проповедовал, и сшивал кожи; проповедовал и оставался у Акилы и Прискиллы, - и, по одинаковости ремесла, оставался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. (Деян. 18.3). О любомудрие Павла! О высота мысли и непобедимость духа! О разумение, достигающее до небес! О душа, презирающая все видимое! Паутиной почитал он.блеск жизни. Он не пошел ни к царям, не пошел к богатым, не обратился к людям состоятельным, но пошел к делателю палаток - по общности ремесла - и не скрывал своего занятия из стыда за него, но объявлял о нем пред всеми... В ремесле нет стыда... Ведь и Сара сама замесила тесто, в укор нынешним женщинам, избаловавшим себя золотыми украшениями и шелковыми одеждами; сама же она и муки намолола. Говорит ей муж: ускори и смеси три меры муки чисты (Быт. 18.6). И она не сказала: «Выносимо ли это? Ты обращаешь меня, свою жену, в хлебопека? Разве я не принесла тебе приданого? Разве я не благородна? Ты помыкаешь мною, как служанкой: о том ли я мечтала, вступая в твой дом?» Ничего подобного она не сказала, но поспешила к делу и замесила тесто...Это я говорю, смиряя человеческую гордость и, с одной стороны, искореняя неразумие всех богатящихся, а с другой - ободряя бедняков, чтобы никто ни в бедности не падал духом, ни в богатстве не превозносился: ни то, ни Другое несовместимо с добродетелью» [1].
Деление на честный и бесчестный труд известно с глубокой древности и широко представлено, к примеру, в фольклоре разных народов. Легенды, мифы, былины и сказки полны сюжетами и образами, в которых выражается одобрение героям, выполняющим самые непривлекательные работы, если они соответствуют высоким нравственным целям. В то же время в литературных и исторических источниках имеется множество примеров пренебрежительного отношения к различным видам трудовой деятельности, вплоть до запрета на некоторые. Епископ Варнава ссылается на древних греков, у которых считалось позорным шить сапоги, продавать соленую рыбу и заниматься сводничеством. Из этой исторической древности выражение «сапожник» до сих пор употребляется в презрительном, саркастическом смысле. Епископ Варнава приводит примеры из эпохи крепостного права в России, когда физический труд считался позором для дворянского сословия и Уделом крепостных. В частности, он пишет о том, что у
Варвары Петровны Тургеневой крепостного Герасима, описанного ее сыном в «Муму», отправляли пешком из села Спасского в имение, отстоящее на 70 верст, за небольшим горшочком гречневой каши, «так как, по мнению Варвары Петровны, в селе Спасском эту кашу приготовлять не умели» [2].
Христианство в оценке труда имеет принципиальные отличия от социально-философских учений, социологических теорий и преобладающего секуляризированного массового сознания. Апостол Павел учит: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся» (Еф. 4. 28). В первом послании Фессалоникийцам он же советует: «усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими руками, как мы заповедовали вам» (1 Фес. 4.11). Во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел дает развернутое учение, как надо работать христианам: «Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3.10 - 15). Православная Церковь утверждает, что унизительных для человека видов деятельности нет. Более того, чем тяжелее, непривлекательнее с точки зрения окружающих работа (в случаях даже брезгливого к ней отношения), тем полезнее и спасительнее она для души человека, поскольку заставляет его смириться не только с неприятным трудом, но и с осудительным, пренебрежительным к себе отношением других людей. Всякое дело нейтрально в отношении человеческого достоинства. Достойными или недостойными могут быть только цели труда. Если цели не идут в разрез с евангельскими заповедями, то ни торговля и финансовая деятельность, ни неквалифицированный физический труд, ни служба у других людей (вспомним Арину Радионовну в прислугах у А. С. Пушкина) и т. п. не являются предосудительными. Автор одной из работ, посвященных «Домострою», В. М. Пи-липов дает пояснение по определению труда как рукоделия: «Рукодельничать - делать руками, мастерить, трудиться, производить. Удивительно, что еще тогда, четыре столетия назад, к категории высокой нравственности, причем в числе ее важнейших сторон, был отнесен труд честный, добросовестный, качество работы и количество произведенного. Беспощадно осуждались и предавались анафеме такие явления, как хищения, плохое качество изделия, недобросовестно выполненная работа и т. д. И многократно выше, чем сегодня, ценились хорошая работа, отлично сработанная вещь, то ли одежда, то ли телега, то ли еда» [3].
В первом послании к коринфянам апостол Павел говорит: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1. 26 -30). Таким образом, в православном вероучении о труде акценты смещены в сторону нравственного, духовного смысла труда, который измеряется не интеллектуальным уровнем («немудрое мира» избирает Господь), не силой человеческой воли («немощное мира» избирает Господь), не социальным статусом и признанием («униженное мира» и даже «ничего не значащее» избирает Господь). Он избирает прямо противоположное тому, что ценит в людях «мир сей», но то, что «не от мира сего», чтобы посрамить ценности, перед которыми преклоняются люди секуляризированного, чувственного сознания. В связи с этим, обратим
внимание на удивительное определение в отношении труда, сказанное епископом Варнавой: «рукоделие должно считать только за поделив, а не за настоящее дело, каковым для христианина является одно лишь спасение» [4]. Таким образом, внешний труд (рукоделие) необходим человеку постольку, поскольку помогает освободиться от страстей и иметь честно заработанные средства жизни. Работать ради корыстных целей, славы, почестей, накопления богатства и т. п. - грех. «Да и неразумно, - говорит здесь же епископ Варнава, - ибо значит отнимать время у более существенных дел». Более существенным делом явля-ется труд духовного спасения: «Только внутренняя жизнь есть истинно-христианская жизнь. О сем свидетельствуют все отцы», - говорит монах Никифор в «Добротолюбии» [5].
Жития святых содержат многочисленные и поразительные примеры, в которых праведники спасались унизительным, сточки зрения окружающих, но спасительным для души, смиряющим гордыню трудом. В житии Иоанна Дамаскина приводятся его биографические данные: родился около 680 г., отец, Сергий Мансур, имел должность и власть при дворе сирийского халифа, после смерти отца Иоанн унаследовал состояние, должность первого министра сирийского халифа и позже стал губернатором Дамаска. Во время гонений на святые иконы византийского царя Льва III Исавра Иоанн писал трактаты в защиту православного благочестия. Позже событий, запечатленных на иконе Пресвятой Богородицы «Троеручница», он освободил своих рабов, раздал имение и удалился в иночество. Его наставник, старец монастыря преп. Саввы Освященного, ограждая нового послушника от гордыни, дал ему устав: ничего не делать по собственной воле, упражняться в молчании и ничего не писать. Мирскому человеку трудно даже вообразить, как может с таким послушанием справиться прошедший через богатство, знатность, власть и еще наделенный писательским дарованием человек. Но вот житие сообщает, что однажды старец послал его в Дамаск, где Иоанн преиеде был губернатором, продавать изготовленные в монастыре корзины гораздо выше их стоимости. Иоанн пошел исполнять эту похожую на насмешку работу в город, где его все знали по прежней жизни в богатстве и славе, одевшись в рваные одежды. В лохмотьях он уселся на базаре, назначил указанную ему несоизмеримую цену за корзины и стал терпеливо переносить смех и издевательства со стороны своих бывших подчиненных граждан. Так продолжалось до тех пор, пока его бывший слуга не опознал его и не скупил из жалости все корзины разом. В другой раз, узнав, что Иоанн, ослушавшись запрета, по просьбе одного из иноков сочинил песнопение, «старец изтал его из своей келии и наложил на него тяжелую епитимью - убирать нечистоты. Преподобный явил совершенное смирение во всех послушаниях. Через некоторое время старцу явилась в видении Пречистая Владычица мира и сказала: «Отверзи уста Иоанну, и он воспоет хвалу Господу Богу». С того времени Иоанн начал писать Божественные песнопения и жития святых, сложил Пасхальную службу, составил книгу «Точное изложение Православной веры» [6].
«Точное изложение Православной веры» св. Иоанна Дамаскина - это классика православного богословия. Особое значение для нашей темы имеет изложение учения о свободной воле человека. Эта та проблема, по которой принято критиковать религию, яко бы делающую человека безвольным существом, подчиненным церковным установлениям и лишенным способов творческого самовыражения. Иоанн Дамаскин объясняет, что все человеческие способности: познавательные и физические, естественные, данные от природы, и искусственные, приобретенные обучением и трудом называются энергиями, т. е. «действиями или деятельностями»: «Ибо энергия есть естественная каждой сущности и сила, и движение... В свою очередь, энергия есть та естественная сила, которою изъясняется всякая сущность. И опять: энергия есть естественная и первая вечно движущаяся сила разумной
души, то есть вечно движущийся ее разум, естественным образом постоянно из нее изливающийся. И опять: энергия есть естественная каждой сущности и сила, и движение, которых лишено одно только не сущее. Называются энергиями также и деяния, как, например, голод, жажда и подобное. Называется же, в свою очередь, энергией и полнота силы» [7]. Таким образом, всякая активность и деятельность человека как естественного, так и искусственного характера - это проявление энергии. Человек - весь энергия, через которую он только и может проявить себя в мире.
Далее, Иоанн Дамаскин показывает различия между действиями невольными и добровольными. Невольные действия имеют двоякий характер и могут совершаться по принуждению и по неведению (незнанию). Иоанн Дамаскин подробно разъясняет православное учение о природе свободной воли и свободного выбора человека, поскольку «много таких, которые противостоят касательно этого». Он выделяет три момента: находится ли что-то в зависимости от человека; что именно находится во власти людей; по какой причине Бог создал людей свободными. Исследованию подвергается диалектическая взаимосвязь причин действий человека: Бог, необходимость, судьба, природа, счастье, случай. При подробном рассмотрении этих взаимосвязей Иоанн Дамаскин заключает: «Остается, конечно, что сам действующий и поступающий человек есть начало своих собственных действий и что он одарен свободою решения». В нашей власти, по объяснению св. Иоанна Дамаскина, находится добровольность нашего выбора делать что-то или не делать и, прежде всего, выбора того, что касается нашего нравственного чувства, нашей души, ее спасения или погибели. Такой свободный выбор можно осуществлять только на основе ведения (знания), поэтому добровольный выбор «производит наш ум, и он есть начало действия». Душа и разум здесь либо выступают в согласии, либо в противоречии друг другу. Иоанн Дамаскин пишет: «И так, это есть то, что находится в нашей власти: что одинаково может случиться и так, и иначе; как например, двигаться и не двигаться, устремляться и не устремляться, желать того, что не необходимо, и не желать, говорить неправду или не лгать, давать или не давать, радоваться по причине того, из-за чего следует, и равным образом не радоваться, так же и по причине того, из чего не следует, и прочее подобное, в чем состоят дела, свойственные добродетели и пороку. Ибо мы - свободны в отношении к этому» [8]. Таким образом, в православном вероучении человек признается духовно свободным (даже при внешней несвободе). Оставаясь в несвободном внешнем мире, он сам добровольно и внутренне свободно выбирает цели своих поступков, действий и деятельности. Он сам добровольно выбирает, участвовать ему или не участвовать в «делах тьмы», сторониться пороков или следовать им «как все», жить по законам «мира сего» или «мира дольнего» в соответствии с нравственными Божественными установлениями.
Проводя различия меаду честым и нечестным трудом, православная хозяйственная этика утверждает, что человек не должен поддаваться внешним обстоятельствам и браться за любую работу, поскольку есть виды труда, вредные для души. В таких случаях лучше вообще отказаться от труда, поскольку даже в ущерб внешнему благополучию для человека полезнее может оказаться «ничегонеделанье» - праздность. Святой Тихон Задонский перечисляет труды, относящиеся к «злым»: «Как не всякий труд полезен, так не сякая праздность порочна. Злые и беззаконные те труды, которые ради беззаконных дел подъемлются. Злой труд и пагубный злобного, который ради ближнего козни и хитрости сплетает, сети простирает и ров погибели копает; пагубны тщания хищников, которые по путям и стезям скитаются, хотя обнаружить путника; беззаконный подвиг есть лукавца, который тщится прельстить и обмануть брата своего; тяжкая и мерзкая работа мамоне; бесполезная и душегубная болезнь и труд
завистливых, которые ради добра ближнего снедаются и ручаются. Как сии и прочие сим подобные труды не похвальны, но порочны так от сих упразднение есть достохвапьное». Рекомендуя отказаться от сомнительных, с точки зрения совести, нравственного сознания, трудов в пользу праздности, святой Тихон Задонский объясняет, что в таких случаях праздность оказывается спасительнее труда, потому что в покое «ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лукавых упокоевается; очи не смотрят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не глаголят ничего, руки не делают ничего, что святому Божиему закону противно» [9]. Возможно, в таком восприятии труда православным практическим, нравственным сознанием можно найти объяснения феномену бродяжничества и бомжей, явленному Россией всему миру на рубеже XX -XXI вв.
Деление в православном вероучении на честный и бесчестный труд ставит проблему взаимоотношений между людьми - исполнителями того или другого труда. С одной стороны, устойчивое на уровне веры различие честного и бесчестного труда снимает проблемы «клас-сово-го» и социального неравенства, характерные для безбожного мировоззрения и для социальных учений, основанных на нем. Очевидно, что внутри одного класса или сословия его представители могут заниматься и честной, и нечестной трудовой деятельностью. Христианство не содержит учения о спасении какого-либо социального образования: класса, социальной группы, сословия. Оно обращено к каждому отдельному человеку, спасение которого исключительно его личное, внутреннее дело. Вместе с тем, нация и народ, объединенные в одно государство, имеют определенные, исторически сложившиеся религиозные приоритеты. В этом случае религиозное сознание большей части нации имеет объединяющие нравственные цели и ценности, хотя спасение каждого отдельного человека имеет индивидуальную качественную меру.
Протоиерей Г. С. Дебольский объясняет, что православная вера снимает проблемы социального неравенства признанием равенства всех перед Богом Поэтому учение веры облегчает взаимоотношения «мужа и жены, господина и слуги, начальствующих и подчиненных, судей и подсудимых, продающих и покупающих. Эти отношения невозможно никаким умом уравновесить и установить так, чтобы они были совершенно не укоризненны и правы... Мужу и жене, начальствующим и подчиненным, господам и слугам, судьям и купцам и проч. учение веры советует и повелевает при их взаимных отношениях помнить только о Господе, что все состояния и знания наши должны существовать не по прихоти нашей, а во имя Господа, законо-полагающего и освещающего все общественные состояния и звания». В то же время, как отмечает автор, правила веры действуют среди тех, кто их разделяет и исповедует, но требуют защиты от тех, кто их не разделяет и живет по другим правилам: «Все мы, как члены одного общественного тела, обязаны усиленно стараться исправлять свои недостатки, но никак не желать, чтобы вмешивались своим бранным, болезненным словом и злобным судом в дела нашего великого семейства люди чуждые и даже неприязненные нашей вере и земле» [10].
Ежедневная борьба между людьми и социумами в мировой истории, по утверждению Л. П. Карсавина, происходит по причине религиозно-мировоззренческих различий и противоречий, т. е. по причине несхожих целей и ценностей жизни, понимания ее смысла. Видимая часть борьбы разворачивается вокруг присвоения и перераспределения материальных и в определенной степени духовных богатств, созданных природой (естественные ресурсы) и созданных человеческим трудом (овеществленный труд). Цели борьбы очевидны во всем мировом историческом процессе - отъем чужого, не принадлежащего и не созданного субъектом отъема. Объектом отъема может быть местожительство, собственность, овеществленный и живой труд (рабочая сила), право на жизнь по правилам своей веры и, наконец, сама жизнь. Естественно, что по-
сягательства на все это вызывают защитные действия. В работах «Основное нравственное противоречие войны» и «О сопротивлении злу силою» И. А. Ильин дает философское обоснование затронутому вопросу, подчеркивая его двуединство: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, религиозно приемлющий Бога, Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?» Ответ философа обоснован учением Библии: христианин обязан пресекать зло, и не имеет права отказываться от борьбы за установленный Богом порядок в мире. Призыв Бога к людям стремиться к совершенству И. А. Ильин объясняет как «долгую лестницу страдающего восхождения, как зов сверху и как волевое начало совести в душе, но не как суровое мерило, ежеминутно пригвождающее слабую душу или педантически требующее непрерывной безукоризненности. Человек не праведник; и борьбу он ведет не среди праведников. Сам тая в себе начало зла, и борясь с ним в себе, и далеко еще не поборов его до конца, он видит себя вынужденным помогать другим в их борьбе и пресекать деятельность тех, которые уже предались злу и ищут всеобщей погибели» [11]. Православная вера учит деятельному утверждению добра, которое требует волевого усилия, жертвенности и любви к слабым и немощным людям, нуждающимся в поддержке в борьбе со злом. Говоря словами Иоанна Дамас-кина, человек свободен в выборе между добродетелью и пороком. Но стремление к добродетели неизбежно требует нравственного напряжения и силы для борьбы с пороком, своим или чужим.
Российская цивилизация сложилась как цивилизация православная, в этом ее специфика и принципиальное отличие от других культурно-исторических типов цивилизаций. Более чем тысячелетнее исповедание православной веры большинством населения России выработало глубокие традиции труда на благо Отечества, воплощающие евангельское учение о «любви к ближнему». Протоиерей Г. С. Дебольский пишет: «Главный признак того, коего мы духа, есть жизнь наша. От плодов их, сказал Сам Господь в наставление касательно различия людей, познаете их. Древо доброе - плоды добрые творит: а злое древо плоды злые творит (Мф. 7.16-18). Какие же добрые плоды должны мы творить, чтобы и называться нам добрыми, а не злыми древами? Бог есть любовь, говорит Божественная истина (Иоан. 4. 8); следовательно, и в нас Его отображением должна быть святая любовь (Иоан. 4. 11). Но любовь к чему? Сам Господь отвечает на это: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Иоан. 15.13). Следовательно, должна быть любовь к Отечеству нашему. А апостол говорит, что истинно верующие кроме сего езыскуют Отечества лучшего, то есть небесного (Евр. 11. 14-16). Посему любовь наша должна быть обращена к Отечеству земному, видимому и временному; и - к Отечеству небесному, невидимому и вечному. Их этой любви к двоякому отечеству слагается истинный дух нашей жизни - христианско-отечествен-ный». Смысл труда, таким образом, расширяется: личное спасение достигается через честный труд ради любви к ближним - соотечественникам, т. е. во благо Отечества. Труд каяадого отдельного человека приобретает общественный смысл. Отношение людей к нашему земному, временному Отечеству, проявляющееся именно в трудовой деятельности, протоиерей Г. С. Дебольский оценивает как неутешительное, большею частью противоположное заповеди апостола: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10.24). Современный человек, участвуя в общественном труде, отдает предпочтение своим интересам и личным целям, тем самым не приумножая, а истощая всю систему общественного труда, расшатывая ее постоянным извлечением личной выгоды. «Как собственные выгоды, коих исканием каждый из нас занят единственно, чрезвычайно многоразличны, разнородны и даже противоположны: то и жизнь наша общественная являет
чрезвычайную разрозненность, сбивчивость и противоположность убеждений и поступков наших. Мы очень часто у себя чужие, потому что наше нам неизвестно и чуждо... Столь превратные пути нашей жизни выпрямить и уровнять может только благородное и общее усилие всех, проистекающее из любви к нашему двоякому отечеству, к нашей двоякой родине духа и тела. Что невозможно одному, что трудно для не многих, то легко для всех, если бы всех одушевляло одно общее благородное и правильное стремление любви к отечеству, а не личные и часто грубые страсти, под наружными покровами правды и благочестия» [12]. Общие интересы, цели и ценности труда достигаются единством мировоззрения, общими представлениями о сущности человека, целях и смысле его земной жизни.
Христианство есть религия любви. Оно исповедует веру в созидательную силу любви Бога к людям и человека к Богу, взаимную любовь людей друг к другу, поскольку каждый человек создан как образ Божий. Христос говорит: «Как возлюбил меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 9,11 -13). Труд-деятельное состояние человека, требующее напряжения физических, интеллектуальных и нравственных сил. Цели труда, какими бы разными они ни были в соответствии с конкретными видами деятельности и содержанием рабочих операций, по православному вероучению должны преследовать общую цель - деятельное, предметное осуществление любви к окружающим людям. Никакой труд, результаты которого могут причинить вред другим людям, не имеет оправдания. Более того, сам процесс труда, исполнение трудовых операций должны сопровождаться душевным равновесием, желанием выполнить работу, которая будет полезна и принесет радость «себе и людям». Деление труда на честный и бесчестный в православном учении дает ориентиры: какие виды трудовой и хозяйственной деятельности требуют от человека сердечного внимания и усердия, какого труда следует сторониться и как к нему относиться, если не удается его избежать. Человек не должен сторониться, в принципе, никакого труда. «Терпите и не бегайте отдела, Богом вам порученного, - наставляет Феофан Затворник, - Если бросите, будете как солдат, бежавший с поля брани. Стыд и срам! И еще достанется за это на Суде». Богословский мыслитель объясняет, что без забот никого нет, но чтобы жизнь не превращалась в «суету сует», надо знать «меру заботам». Такая мера определяется спокойным или неспокойным душевным состо-янием. Душевное беспокойство необходимо устранять, «не гоняясь за мно-годеланием, а делая со всем вниманием лишь то, что предлагается сделать течением дел». При этом «надо во всякое дело влагать сердце, и сердце богобоязненное» [13].
Самым богоугодным трудом является труд, выражающий деятельную любовь к другим людям. «Блаженнее давать, нежели принимать», - так, ссылаясь на Иисуса Христа, говорит апостол Павел (Деян. 20.35). В «Толковой Библии» сказано, что этих слов в Евангелии нет, «они заимствованы, вероятно, из устного предания и выражают ту мысль, что христианская благотворительность, делая человека лучшим в нравственном отношении», открывает перед ним «наиболее надежное средство» поступать по Законам Божиим в отношении других людей и через бескорыстные отношения с окружающими достигать уже земного счастья и стремиться к «небесному блаженству». Здесь же приводятся слова Митрополита Московского Филарета: «Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбимом и человеколюби-мом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве
делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести о исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем; посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное» [14]. Митрополит Филарет раскрывает психологический аспект благотворительности, в котором человек в момент радости от доброго своего дела ощущает в себе самом образ Создателя. И вместе с тем, в момент нравственного своего поступка и радости от него (бескорыстно отдавая что-то) человек, чувствует себя преображающимся, восходящим к образу Божиему. Бескорыстный характер может иметь как живой труд в виде непосредственной затраты физических сил, так и овеществленный труд в виде отдачи воплощенных в материальных ценностях результатах своей работы. Трата живой рабочей силы или заработанных средств на богоугодные дела благотворительности позволяет осуществить действенную любовь к Богу и людям.
Духовную радость приносит человеку возможность трудами своими обеспечивать не только себя, но и «доставить другим» нужное для жизни. Однако любовь к ближнему - тяжелый духовный труд. Святитель Игнатий Брян-чанинов пишет, что заповеданная Христом «любовь к ближнему -духовна, а сердцем овладели плоть и кровь; заповедь - новая, а сердце наше - ветхое». Перед Евангелием не имеет цены «любовь от движения крови и чувствований плотских», т. е. любовь по кровно-родственным основаниям или по эмоциональным привязанностям, потому что «пламеннейшая, естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть», «естественная любовь выражалась и кинжалом». Христианин должен научиться любить каждого человека, потому что «Христос благоволил облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе-Бог». Поэтому «и слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию, Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтоб тебе не иметь недостатка в любви» [15]. Если бы люди могли научиться взаимной духовной любви, то социально-экономическая и политическая проблематика реальной жизни смягчалась бы и устранялась сама собой.
Поставленный С. Н. Булгаковым в «Философии хозяйства» перед будущими науками: является ли хозяйство функцией человека или же человек есть функция хозяйт ства? - следует, на наш взгляд ответить, что хозяйство является функцией человека. Весь мир создан Господом для человека и наделен всем необходимым для его жизнедеятельности. Человек же создан как единственное существо, обладающее способностью к труду и творчеству. Труд есть прирожденный инстинкт человека, его родовая, качественная особенность. Человек создан Спасителем как Его со-Творец, который обязан использовать «даром» полученные от Бога способности к целенаправленной трудовой деятельности на сохранение, преумножение и облагораживание окружающего мира. Человек обязан ухаживать за растениями и животными, заботиться о других людях, реализовывать, использовать и преумножать свои «таланты», не «растрачивая» их попусту и не «зарывая в землю». Иначе говоря, весь созданный Богом мир - это духовное и реальное хозяйство, предназначенное для человека, но и требующее от него постоянных, неутомимых духовных и физических трудов. Православная Церковь определяет труд как Богом установленную обязанность человека. Труд - есть наказание и одновременно единственный путь спасения, средство духовного преображения «ветхого» человека из материального, телесного, даже душевного существа в образ Божий. В этом смысле все известные социальные и идеологические учения, в которых свобода и права человека связываются с его свободой и правом работать или не работать, с идеей «доб-
ровольности» труда, можно считать противоречащими христианским и, в частности, православным нравственным ценностям и целям жизни. Они не выдерживают критики с позиций христианского учения, а значит, относятся к разряду антихристианских и богоборческих. Человек обязан трудиться. Это означает, что он от рождения имеет право на труд. Лишение любого человека его родового признака, естественного права на труд - грех и богопротивное дело. Никакие теории экономической и политической целесообразности безработицы нельзя признать оправдательными с позиций православного вероучения о труде. Ильин И. А. писал: «В стране не должно быть постоянной безработицы с еедуховными, моральными и экономическими издержками... Речь идет о достоинстве человека, о его праве на труд»[16]. Общество с неложными христианскими ценностями должно быть в постоянной заботе об обеспечении каждого своего гражданина правом «в поте лица есть свой хлеб», т. е. иметь возможность заработать средства для своей жизни честным способом - трудом. Все другие «научные» теории от лукавого.
Православная хозяйственная этика признает материальные стимулы труда в ограниченном значении. Православие не осуждает богатство и частную собственность. Но оно жестко ограничивает их нравственными рамками. Богатство и частная собственность должны иметь честные источники, а именно труд. Труд может иметь разные виды, технико-технологическое содержание, конкретно-исторические характеристики, но во все времена и при любых условиях он должен иметь нравственные цели -исполнение заповедей Божиих, содержащих моральные ограничения инстинктов и желаний. Другое нравственное ограничение материальных целей и ценностей труда православие накладывает на человека со стороны аскезы. Естественные потребности человека ограничены от рождения, но способов «потакания плоти» неисчислимое множество В святоотеческой литературе указывается путь внутреннего контроля и духовного воспитания разумных материальных и физических потребностей. Православная церковь за тысячелетие выработала правила и внешние формы исповедания веры (от постов до покаяния), помогающие христианину устоять перед соблазнами «сего мира». Православную этику труда невозможно понять вне контекста христианской веры в вечную жизнь, в Царствие Божие, ожидающее человека после земной жизни и смерти. В таком контексте истинная жизнь человека только начинается после его смерти, а земная жизнь и земные труды - только приготовление к будущей жизни. Поэтому «мир сей» с его заботами не могут и не должны поглощать бессмертную человеческую душу. Земное реальное хозяйство не является самоцелью человеческой жизни. Оно только средство раскрытия дарований человека, его нравственной сущности, испытания его «стояния в вере», вре-
Г. А. ПОРХУНОВ
Омский государственный педагогический университет
УДК 947
Российская историческая наука сегодня подвергается массированному натиску ((оппонентов» нетрадиционного взгляда, на прошлое нашей страны. В 90-е годы, появилось немалое количество «исторических» трудов, в которых их авторы призывают к пересмотру отечественной истории. Обществу навязываются варианты реконструкции истории
менные условия существования на фоне вечной жизни. Отсюда «ослабленный» интерес к материальным реалиям быстротекущей жизни. Представляется, что отсюда и определенная небрежность к «цивилизованному» обустройству в земной жизни, связанное с глубоким осознанием ее краткости. Отсюда выраженное в российской цивилизации занижение ценности материальных условий жизни и хозяйствования. «Как Бог даст» или русский «авось» имеют основание в вере во временность настоящей жизни и «мира сего».
Литература
1. Св. Иоанн Златоуст. Творения.-Т.12.-СП6., 1906,-С. 913-916.
2. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. В 4 т. - Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. - Т. 3. - С. 173.
3. Пилипов В. М. Так ли плох был Домострой? - М.: Панорама, 1991.-С. 47
4. Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. -Т. З.-С. 174.
5. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. - Изд-во Введенской Оптиной Пустыни, 1991.-С. 134.
6. О жизни православных святых, иконах и праздниках./ Сост. О. А. Попова. - Свердловск: Уральский рабочий, 1991.-С. 73.
7. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. (Репринтное издание книги. СПб., 1894). - М.: Лодья, 2000.-С. 101.
8. Там же. С. 108.
9. Творения Св. Тихона Задонского. Репринтное издание 1889 г. - М.: Изд-во Московского подворья Свято -Ус-пенскогоПсково-Печерскогомонастыря, 1994,- С. 173-174.
10. Прот. Г. С. Дебольский. О любви к Отечеству и труде по слову Божию. - М.: Московский Богородице-Рождест-венский монастырь: Изд-во Правило веры, 1996. - С. 16-18.
11. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою /Ильин И. А. Собр. соч. в Ют. - Т. 5.-М.: Русская книга, 1996.-С. 179.
12. Прот. Г. С. Дебольский. О любви к Отечеству и труде по слову Божию. - М.: Московский Богородице-Рождест-венский монастырь: Изд-во Правило веры, 1996. - С. 5-8.
13. Душеполезные поучения Святителя Феофана Затворника. - Козельск: Введенская Оптина Пустынь, 1998. -С. 176-177.
14. Толковая Библия.-Стокгольм, 1987.-Т. З.-С. 152-153.
15. Св. Игнатий Брянчанинов. Крестоношение. Избранные творения. - М.: Правило веры, 1999. - С. 205-207,215.
16. Ильин И. А. Собрание сочинений. В Ют. - М.: Русская книга, 1993-1999. - Т. 8. - С. 469.
МАРЦЕВА Лидия Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии, культурологии.
России, не опирающиеся на фундаментальные научные исследования.
Наиболее непримиримой оппозиционностью к официальной науке и «стремлением к ниспровержению ее основ» выступают последователи внесистемной историко-хронологической концепции академика А.Т. Фоменко.
ПРОТИВОБОРСТВО с РУССКОЙ ИСТОРИЕЙ_
О НЕТРАДИЦИОННЫХ ВЗГЛЯДАХ А.Т. ФОМЕНКО И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ТРАДИЦИОННУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ.