Добряков Д.А.
труд осужденных и разные виды лишения свободы в уголовном законодательстве российской федерации и республики корея
цель: Сравнительно-правовой анализ положений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и Республики Корея о труде осуждённых и разных видах лишения свободы.
Методология: В статье использованы метод анализа, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Результаты: В статье проанализированы некоторые основные характеристики вариаций наказания в виде лишения свободы (арест, лишение свободы на определённый срок и пожизненное лишение свободы) и принудительного труда осуждённых по уголовному и уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации и Республики Корея, на основе анализа даны предложения по совершенствованию отечественного законодательства.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определённую научную ценность, поскольку в ней проводится сравнительно-правовой анализ регламентации лишения свободы и труда осуждённых в законодательстве Российской Федерации и Республики Корея.
Ключевые слова: наказание, труд осуждённых, лишение свободы, система наказаний, уголовное законодательство, уголовно-исполнительное законодательство.
Dobryakov D.A.
LABOUR OF CONVICTS AND VARIOUS TYPES OF DEPRIVATION OF LIBERTY IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KOREA
Purpose: Comparative analysis of penal and penitentiary provisions about labour of convicts and various types of deprivation of liberty in legislation of the Russian Federation and the Republic of Korea.
Methodology: Method of analysis, comparative-legal and formal-legal methods were used in the article.
Results: Some general features of the variations of deprivation of liberty (penal detention, imprisonment for a limited term and imprisonment for life) and forced labour in the criminal and penitentiary legislation of the Russian Federation and the Republic of Korea are analyzed, ideas for development of Russian legislation on the basis of analysis are suggested.
Novelty/originality/value: The article has a certain scientific value, as it provides a comparative-legal analysis of the regulation of deprivation of liberty and laubour of convicts in the criminal and penitentiary legislation of the Russian Federation and the Republic of Korea.
Keywords: punishment, labour of convicts, deprivation of liberty, system of punishments, criminal legislation, penitentiary legislation.
Уголовное законодательство Российской Федерации и Республики Корея предусматривает несколько наказаний, связанных с трудовой деятельностью осужденных. Наибольший интерес с точки зрения сравнимости представляют разные виды лишения свободы, поскольку установленные в УК РФ наказания в виде различного рода работ (исправительных, обязательных, принудительных) не имеют сопоставимых аналогов в системе наказаний, закреплённой в законодательстве Республики Корея. Их уместно было бы сравнить с наказаниями, установленными уголовным законом Корейской Народно-Демократической Республики, где помимо смертной казни существуют три основных вида наказаний, каждое из которых имеет в своей основе труд осуждённых: пожизненные исправительные работы, исправительные работы на определённый срок и трудовое обучение [1], что связано с определенными сложностями.
Как в Российской Федерации, так и в Республике Корея лишение свободы (а точнее, разные его виды) является основным видом наказания, предусмотренным более чем в 200 статьях (и это только для лишения свободы на определённый срок) Особенной части УК РФ и Уголовного закона Республики Корея (Ч^; с поправками, внесёнными Законом № 13719 от 6 января 2016 года). Притом именно в статьях подсчёт произведён без учёта санкций в отдельных частях статей.
Здесь необходимо отметить, что уголовное законодательство Республики Корея состоит не только из УК Республики Корея, но также из множества специальных законов (например, Военно-уголовный закон Республики Корея Закон
о национальной безопасности и т. д.),
которые пополняют перечень преступных деяний и устанавливают за них наказания, в том числе и в виде той или иной формы лишения свободы.
евразийская
> 3 (28) 2017 <
адвокатура
Одним из основных средств исправления лица, подвергнутого лишению свободы, является труд, предусмотренный в российском уголовно-исполнительном законодательстве и именуемый общественно полезным (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Южнокорейский законодатель в Законе о содержании и исправлении заключённых (Ч^ Ш ^
с поправками, внесёнными Законом № 13721 от 6 января 2016 года) похожим образом определил работу в числе средств исправления и воспитания осуждённых (ст. 55).
Необходимо также обратить внимание на некоторые международно-правовые и конституционные особенности труда осуждённых лиц, принудительного по своей природе. Конвенция № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» (Женева, 1930 г.) выражает негативное отношение международного сообщества к принудительному труду, указывая на его недопущение. Однако в п. «с» ч. 2 ст. 2 Конвенции определено, что принудительным или обязательным трудом не является, в том числе, всякая работа или служба, которой требует от лица государство в силу вынесенного судом приговора. Здесь же содержится важное условие: лицо не может быть уступлено или передано в распоряжение частных физических или юридических лиц, т. е. труд должен осуществляться под контролем и надзором государственных органов. Упомянутое условие представляет собой требование о нахождении уголовно-исполнительной системы в исключительной государственной юрисдикции.
В этой связи, как представляется, некоторые противоречия могут возникнуть, например, при привлечении к исполнению уголовных наказаний «частного сектора», что предусмотрено в ст. 7 Закона о содержании и исправлении заключённых Республики Корея. В указанной статье говорится, что часть полномочий по созданию и содержанию исправительных учреждений может быть передана юридическому или даже физическому лицу, что вводит посредника в процесс контроля государства над применением наказания к осуждённому лицу и тем самым порождает коллизию между национальным и международным правом. Точнее, могло бы породить, если бы Республика Корея ратифицировала Конвенцию № 29, чего это государство не сделало, хотя и является членом Международной организации труда. В случае же Российской Федерации подобная коллизия имела бы место и делала бы негосударственное участие в уголовно-исполнительной системе противоправным, хотя в настоящее время встречаются мнения
о высокой перспективности создания частных исправительных организаций [8], по неясной причине игнорирующие обладающую приоритетом международно-правовую норму.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что труд свободен, а принудительный труд прямо запрещён (ч. 1, 2 ст. 37 Конституции РФ). При этом под принудительным трудом понимается, в частности, выполнение той или иной работы под угрозой применения насильственного воздействия, что, однако, не исключает возможности принудительного привлечения человека к труду в случае применения к нему соответствующих видов наказаний и в других предусмотренных законом случаях (например, при необходимости выполнить работу в чрезвычайных ситуациях) [2].
Конституция Республики Корея, подобно российской, предусматривает право граждан на труд (ч. 1 ст. 32 Конституции), но тем не ограничивается, утверждая помимо этого корреспондирующую праву обязанность граждан трудиться (ч. 2 ст. 32 Конституции). В той же норме южнокорейский законодатель указал, что государство отдельным законом определит объём и условия такой работы, основываясь на демократических принципах.
Таким образом, труд осуждённых лиц, несмотря на принудительный характер, не нарушает права этих лиц и является законным. Такой труд должен рассматриваться только как средство воспитательного (исправительного) воздействия на лицо. Т.Ф. Минязева обращает внимание на то, «что по отношению осужденного к труду в большей степени, по сравнению с другими основными средствами исправления, можно судить о его стремлении к искуплению вины, становлению на путь исправления» [6].
Труд осуждённых не должен приносить им страдания, что предусмотрено в ч. 1 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными, принятых на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г.), притом он является обязательным (ч. 2 ст. 71 Правил). Обязательность труда лиц, осуждённых к лишению свободы, установлена также в законодательстве Российской Федерации и Республики Корея (ч. 1 ст. 103 УИК РФ и ст. 66 УК Республики Корея).
Лишение свободы, то есть принудительная изоляция осуждённого лица от общества с помещением в специальное исправительное учреждение [4], может быть нескольких видов. В Российской Федерации это арест, лишение свободы на определённый срок и пожизненное лишение сво-
боды, а в Республике Корея - каторжные работы, лишение свободы и арест.
Арест представляет собой краткосрочное содержание в условиях строгой изоляции от общества, период которого составляет от одного до шести месяцев по УК РФ (ч. 1 ст. 54) и от одного до тридцати дней по УК Республики Корея (ст. 46). В Российской Федерации данный вид наказания имеет существенную особенность: с момента принятия Уголовного кодекса и до настоящего времени он является «мёртвой» нормой, то есть не применяется в целом, хотя в частности, когда осуждению подлежит не простой гражданин, а специальный субъект (военнослужащий), арест может быть назначен и отбыт им на гауптвахте [9]. Невозможность применения ареста для «гражданских» лиц обусловлена тем, что в Российской Федерации не удалось обеспечить необходимую для его исполнения экономическую основу (так и не были возведены предусмотренные законом арестные дома). Это вызывает сожаление, поскольку во всех цивилизованных государствах арест считается весьма перспективным наказанием, являющимся альтернативой долгосрочному лишению свободы [7].
Труд осуждённым к аресту лицам по общему правилу не предписывается [3]. В ст. 70 УИК РФ закреплено право администрации арестного дома привлекать осуждённых к безвозмездным работам по обслуживанию арестного дома, что не является общественно полезным трудом в обычном понимании. Закон о содержании и исправлении заключённых Республики Корея указывает на возможность назначения труда лицу, осуждённому к аресту, но только в случае поступления администрации исправительного учреждения соответствующего запроса от этого лица (ст. 67).
При пожизненном лишении свободы осуждённое лицо подвергается строгой изоляции на неопределённый срок с покамерным содержанием в специальном учреждении [5]. В УК РФ пожизненное лишение свободы выделяется отдельно (ст. 57) и формально рассматривается как отдельный вид наказания. Южнокорейский законодатель также установил возможность назначения пожизненного лишения свободы, однако не стал для этого вводить отдельную норму, ограничившись указанием на это в статье, определяющей сроки каторжных работ и лишения свободы (ст. 42 УК Республики Корея).
Труд лиц, осуждённых к пожизненному лишению свободы, в соответствии с УИК РФ организуется с учётом требования содержания этих лиц в камерах (ч. 1 ст. 127). В Республике Корея труд
лиц, осуждённых к лишению свободы пожизненно, также допускается, а само пожизненное лишение свободы, возможное в форме каторжных работ и собственно лишения свободы (об их соотношении ниже), достаточно распространено. Наказание в виде пожизненных каторжных работ установлено в 36 статьях УК Республики Корея, тогда как наказание в виде пожизненного лишения свободы - лишь в двух статьях (однако и в этом случае возможно назначения труда осуждённому лицу - по его запросу).
Наконец, основная форма лишения свободы - лишение свободы на определенный срок. Этот срок составляет по УК РФ от двух месяцев до двадцати лет (ч. 2 ст. 56) и от одного месяца до тридцати лет по УК Республики Корея (ст. 42). Кроме того, южнокорейским законодателем предусмотрена возможность увеличения максимального срока наказания до пятидесяти лет при наличии отягчающих обстоятельств (ст. 42), а российским - до двадцати пяти лет при совокупности преступлений и до тридцати лет при совокупности приговоров (ч. 4 ст. 56). Также согласно УК РФ максимальный срок наказания может быть увеличен до тридцати лет при совокупности преступлений и до тридцати пяти лет при совокупности приговоров, когда лицо совершило преступление против общественной безопасности, государственной власти, мира и безопасности человечества (ч. 5 ст. 56).
В Российской Федерации данный вид наказания представлен достаточно чётко в одной статье УК РФ (ст. 56). В УК Республики Корея всё не столь очевидно. Система наказаний здесь устанавливает каторжные работы и лишение свободы ®), которые при ином переводе могут быть поняты как «лишение свободы» и «лишение свободы без принудительного труда». Каторжные работы считаются более строгим видом наказания, чем лишение свободы, на что законодатель указывает в ст. 50 УК Республики Корея при определении соответствия строгости наказаний их расположению в системе наказаний (ст. 41). При этом та же норма предполагает и исключение из данного правила - лишение свободы считается более строгим наказанием, чем каторжные работы, если его срок превышает срок каторжных работ, т. е. здесь не имеют значения кратность или иные пропорции, важен лишь сам факт превышения срока. Фактически законодатель этим уравнивает строгость каторжных работ и лишения свободы, сводя их различие к формальному минимуму.
Есть и другая особенность южнокорейского уголовного закона, который более явно нивели-
евразийская
> 3 (28) 2017 <
адвокатура
рует различие между каторжными работами и лишением свободы. УК Республики Корея устанавливает, что при каторжных работах осуждённое лицо содержится в тюрьме (исправительном учреждении) и выполняет предписанную ему работу (ст. 67), тогда как при лишении свободы осуждённое лицо содержится в тюрьме и к суду не привлекается. Однако Закон о содержании и исправлении заключённых Республики Корея, так же как и в случае ареста, указывает на возможность назначения работы лицу, осуждённому к лишению свободы, по его запросу (ст. 67).
В Российской Федерации при определении места и вида работ администрация исправительного учреждения должна учитывать пол, возраст, трудоспособность и состояние здоровья осуждённого лица, а также иметь в виду его специальность и наличие рабочих мест (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). В Республике Корея закон предписывает ещё более внимательное отношение к осуждённым, определяемая им работа должна соответствовать их навыкам и мотивации, а руководство исправительного учреждения должно учитывать не только возраст и состояние здоровья, но также и период заключения, навыки, особенности личности, увлечения (хобби), предшествующую осуждению карьеру и возможные перспективы (ст. 65 Закона о содержании и исправлении заключённых Республики Корея).
Южнокорейское законодательство содержит и другую особенность, важную с точки зрения символизма и правильной ориентации уголовно-исправительной системы. Так, в Законе о содержании и исправлении заключённых Республики Корея неоднократно подчёркивается, что меры, применяемые к осуждённым лицам, направлены на их полноценное возвращение в общество, ресо-циализацию и обретение нормальной законопослушной жизни. На полноценное возвращение в общество осуждённых направлена и вся их трудовая деятельность (например, ст. 65, 68, 69, 73 и др.).
Итак, в российской и южнокорейской уголовно-правовой и уголовно-исполнительной регламентации наказаний, являющихся самостоятельными видами лишения свободы и предполагающих привлечение осужденных к труду, есть немало общего, но присутствует и особенное. Это особенное требует дальнейшего изучения и может быть, как представляется, учтено при совершенствовании отечественного законодательства. В частности, в данном контексте внимания заслуживает принятый в Республике Корея способ законодательного закрепления пожизненного лишения свободы, при котором оно не выделя-
ется как отдельный вид наказания, а включается в общую норму о лишении свободы, что способствует оптимизации системы наказаний. Кроме того, большой интерес представляет и гуманное отношение южнокорейского законодательства к осуждённому лицу, при котором предполагается сколь возможно всесторонний учёт его личностных качеств для выбора наилучших средств возвращения в общество, в том числе и за счёт труда.
Пристатейный библиографический список
1. Kim, Soo-Am. The North Korean Penal Code, Criminal Procedures, and their Actual Applications. Korea Institute for National Unification, 2006.
2. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.
3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов; под ред. А.В. Брил-лиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.
5. Мазурина Ю.Е. Уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы и его объект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010.
6. Минязева Т.Ф. Труд, как основное средство исправления осуждённых в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. // Российская юстиция. 2013. № 3 С. 31.
7. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А.И. Коробеева. Т. 1: Преступление и наказание. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.
8. Радченко Е.П. Социально-экономические предпосылки формирования государственно-частного партнерства в российской пенитенциарной системе // Известия ИГЭА. 2013. № 3. С. 110-112.
9. Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве: учеб. пособ. М.: Статут, 2015.
References (transliterated)
1. Kim, Soo-Am. The North Korean Penal Code, Criminal Procedures, and their Actual Applications. Korea Institute for National Unification, 2006.
2. Barhatova E.Ju. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2015.
3. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / A.V. Brilliantov, S.I. Kurganov; pod red. A.V. Brilliantova. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2015.
4. Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / K.A. Barysheva, Ju.V. Gracheva, G.A. Esakov i dr. 6-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2015.
5. Mazurina Ju.E. Ugolovnoe nakazanie v vide pozhiznennogo lishenija svobody i ego ob#ekt: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rjazan', 2010.
6. Minjazeva T.F. Trud, kak osnovnoe sredstvo isprav-lenija osuzhdjonnyh v svete Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g. // Rossijskaja justicija. 2013. № 3 S. 31.
7. Polnyj kurs ugolovnogo prava: v 5 t. / pod red. d-ra jurid. nauk, prof., zasluzhennogo dejatelja nauki
RF A.I. Korobeeva. T. 1: Prestuplenie i nakazanie. SPb.: Izdatel'stvo R. Aslanova «Juridicheskij centr Press», 2008.
8. Radchenko E.P. Social'no-jekonomicheskie predpo-sylki formirovanija gosudarstvenno-chastnogo partner-stva v rossijskoj penitenciarnoj sisteme // Izvestija IGJeA. 2013. № 3. S. 110-112.
9. Cundurov F.R., Talan M.V. Nakazanie v ugolovnom prave: ucheb. posob. M.: Statut, 2015.
тртшшшт мжтш птоетЕИ шржа
уважаемые ЧИТАТЕЛИ!
Мы рады представить вашему вниманию
евразийский научно-исследовательский институт проблем права
Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.
Приглашаем вас к сотрудничеству!
Контактная информация Website: www.eurasniipp.ru E-mail: info@eurasniipp.ru Телефон: +7-917-40-61-340